Молодой инвалид возраст. Теоретические основы социальной адаптации молодых инвалидов

В современной России инвалиды - одни из наиболее незащищенных людей. В СМИ много обсуждают ущемление прав сексуальных меньшинств, либо конфликты на национальной почве, а про инвалидов говорить особо не принято. Инвалидов у нас вроде бы нет. Действительно, встретить на улице человека в инвалидной коляске или слепого сложно. Дело тут не в том, что у нас мало людей с ограниченными возможностями, просто города наши не приспособлены для таких людей. У инвалида в России нет возможности нормально работать, нормального перемещаться и вести полноценный образ жизни. Сегодня я хочу рассказать вам про удивительный центр, где занимаются молодые инвалиды. К сожалению, это единственный подобный центр на всю Москву.

«Центр Досуга и Творчества Молодежи «Россия» открылся в 1990 году, а 2 года назад его реконструировали. Сейчас в здание центра ведут широкие пандусы, инвалиды могут подняться на третий этаж на специальных подъемниках. Во дворе - яркие спортивные площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола, которые легко преобразуются для игры инвалидов. Например, баскетбольные корзины опускаются ниже - специально для колясочников. После реконструкции "Россия" меньше всего напоминает старенький детский садик, в чьем здании находился центр.

Как рассказала директор Центра досуга и творчества молодежи Татьяна Простомолотова, инвалиды приезжают сюда со всей Москвы и даже Подмосковья. Посещать центр может любой желающий - место жительство не имеет значения, главное добраться. Здесь занимаются примерно 150-160 инвалидов и 400 обычных ребят из окрестного района Перово. Добираются - кто на метро, кто своим транспортом, но у центра есть и своя машина для доставки инвалидов из отдаленных районов. При центре действует "Служба волонтеров". Это восемь молодежных организаций, которые в любой момент готовы организовать поддержку мероприятиям с участием инвалидов.

01. Здесь работают 12 экспериментальных площадок - досуговых, спортивных и игровых. В здание установлено два лифтовых подъемника для колясочников.

02. Внутри чисто и "весело". Мне, конечно, такой дизайн не очень близок, главное, что сделано все качественно.

03. Здесь все приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Белый кружочек - для тех, кто плохо видет, оно обозначает начало этажа. Также эти кружки дублируются яркими указателями.

04. Схема эвакуации для слепых и слабовидящих.

05. Двери все 90 сантиметров шириной, чтобы в них спокойно проезжали коляски. В коридорах есть специальные холлы для разъезда людей на колясках.

06. Специальное оборудование для людей с ограниченными возможностями. Справа - монитор Брайля. Также специальная система через наушники озвучивает все, что проиходит на мониторе.

07. Денис - руководитель первого московского интеграционнгго центра "Cпортивный бильярд для молодых инвалидов", показал класс игры на бильярде.

08. В центре два бильярдных стола. Ребят поддерживает как правительство Москвы, так и профессиональное сообщество.

09. Помимо людей с ограниченными возможностями в центр ходят обычные дети. Это помогает инвалидам быстрее адаптироваться и вести полноценную жизнь за пределами центра.

10. Музыкальный класс. Барабаны и тамбурины, синтезатор и десятки других музыкальных инструментов на любой вкус. Здесь занимаются в основном слабослышащие ребята.

11.

12.

13. Студия исторчиеского костюма и бисероплетения.

14.

15. В прошлом году икону, созданную руками воспитанников, подарили Патриарху Кириллу.

16. На один костюм уходит около года! Здесь владеют всеми бисерными техниками и даже создают новые.

17. Но особенно поразила работа школы керамики и гончарной студии. Здесь есть и печи для обжига, и гончарный круг. Здесь работают ребята с ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна...

18.

19.

20. «Наша основная миссия, – говорит Татьяна Владимировна, – через творчество приобщить молодых инвалидов к активной общественной и профессиональной жизни. В центре работают 60 сотрудников – это психологи, педагоги, специалисты по работе с молодежью, – это оказание помощи молодым инвалидам».

21. В центр приходят с 4-х лет до 32-х, молодые инвалиды. После 32-х лет люди обычно либо устраиваются и живут обычной жизнью, либо ходят в другие центры для взрослых.

22. Работы воспитанников.

23.

24. Выставка работ воспитанников. Скоро центр "Россия" планирует открыть интернет магазин и продавать некоторые работы. Еще здесь проходят дискотеки и костюмированные балы. В декабре пройдет рождественский бал 1812 года. Дискотеки проводят в осном для слабослышащих.

25.

26. Также здесь есть свой театр.

27. Режиссер сам глухой, играют здесь без слов.

28. А еще здесь есть вот такая волшебная комната отдыха.

29. Cпортивный зал, оснащенный тренажерами, специально адаптированными для колясочников.

30.

31. На улице детская площадка.

32. Это, наверное, единственная детская площадка для инвалидов в Москве.

Этот центр, открытый под эгидой городского департамента семейной и молодежной политики, уникален еще и потому, что здесь разрабатываются методики для организации досуга и творчества инвалидов в Москве. Но, безусловно, на десятимиллионный город одного центра мало. Такие центры должны быть в каждом районе Москвы и во всех крупных городах России. Инвалиды должны иметь возможность вести полноценную жизнь, работать, отдыхать, ходить в кино и встречаться с друзьями. Сейчас для людей с ограниченными возможностями любое это действие - большое испытание. Было бы хорошо, если общество и правозащитники будут уделять больше внимания проблемам инвалидов, которых сейчас как будто не существует.

Я также публикую некоторые посты на

дипломная работа

1.1 Молодые инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

К категории «молодые инвалиды» относятся граждане в возрасте 14 - 30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте сопровождается состоянием стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:

1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).

2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).

3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).

В настоящее время жизнь детей-инвалидов и молодых инвалидов очень сложна. Сложность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры, лишающие его полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению качества его жизни. Отсутствие достаточно интенсивных социальных контактов может привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц, а отсутствие доступной психологической, правовой и информационной помощи - к утрате или неиспользованию ими тех возможностей интеграции в общество, которыми они, очень часто не сознавая того, располагают.

Инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека. Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровнем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может быть приобретено в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности (хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России невозможно осуществить без развития ее человеческого потенциала. В качестве одного из необходимых результатов работы по развитию человеческого потенциала России «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывает создание эффективной адресной системы поддержки ряда социально уязвимых категорий граждан, в том числе инвалидов. В Концепции особо оговаривается необходимость повышения уровня социальной интеграции инвалидов, в частности, создания условий для их интеграции в трудовую деятельность, создания инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе. Кроме того, из содержания Концепции, очевидно, что вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития - важнейший элемент создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, в том числе молодых инвалидов, в интересах инновационного развития страны.

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах.

Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития. За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается.

Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

По отношению к инвалидам, а особенно молодым людям с инвалидностью, по всем характеристикам отчетливо прослеживается дискриминация, которая существует в обществе.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начинают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов.

Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами. Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во- вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов - это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами. Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих. В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении. Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов, ввиду необходимости ухода за ним.

С большей долей вероятности можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают.

Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.

2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальной среды - семьи.

3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.

4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;

Содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;

Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;

Способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;

Обеспечивать консультации по юридическим аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.

В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения. Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.

1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с молодыми инвалидами

Осуществляя серьезный комплекс мер по социальной поддержке молодых людей с ограниченными возможностями, повышению качества и доступности для них социальных услуг, характеризующих качество жизни, Россия ориентируется на международные стандарты, принятые как мировым, так и Европейским сообществами.

Именно поэтому наша страна конструктивно участвовала в разработке Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 г. Эта Конвенция занимает важное место в ряду многосторонних международных договоров в области прав человека и направлена на обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также на поощрение уважения достоинства инвалидов, недопущение какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.

Необходимо отметить, что все нормы о правах инвалидов, содержащиеся в Конвенции, закреплены в имеющихся и ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др. Таким образом, Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году не вводит для инвалидов новых прав, а содержит статьи, подчеркивающие особенности реализации основных прав и свобод человека применительно к специфическим условиям жизнедеятельности инвалидов. В пункте 2 статьи 4 подчеркивается, что в отношении выполнения экономических, социальных и культурных прав инвалидов каждое государство-участник «обязуется принимать меры к постепенному достижению полной реализации этих прав».

Также важным документом высокого международного стандарта, определяющим государственную политику в отношении инвалидов, являются Рекомендации, касающиеся выполнения на национальном уровне Плана действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006--2015 гг. Этот план был презентован представителям национальных правительств стран -- членов Совета Европы, неправительственным организациям и средствам массовой информации на Европейской конференции в г. Санкт-Петербурге (сентябрь 2006 г.), где был дан старт собственно началу реализации Плана.

Подавляющее большинство норм, включенных в документы международного стандарта (создание доступной для инвалидов инфраструктуры, адаптация к их нуждам градостроительных, транспортных, коммуникационных и иных стандартов; обучение инвалидов в общеобразовательных учреждениях; охрана здоровья инвалидов, их реабилитация; обеспечение благоприятных условий на рынке труда и др.), содержатся в действующем российском законодательстве. Они закреплены в различных отраслях права. В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.

Основным правовым актом, гарантирующим право инвалидов на социальное обеспечение на территории Российской Федерации является Конституция РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан РФ:

a) на социальное обслуживание;

б) право на охрану здоровья.

Непосредственное отношение к социальному обеспечению имеют многие положения Конституции. Так, статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. Из положения статьи 7 Конституции вытекает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство.

Основными правовыми актами по вопросам социального обеспечения молодых инвалидов являются федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По определению, данному в законе, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также, в законе дается понятие о социальной защите инвалидов. Это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Закон регулирует вопросы медико-социальной экспертизы инвалидов, их реабилитации, обеспечения жизнедеятельности инвалидов, определен так же весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинский, социальный и профессиональный. Закон гарантирует гражданам с ограниченными возможностями право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации».

Реализация поставленной законом цели предполагает выделение в качестве ключевых, следующие направления в политике инвалидности:

1. Организация медицинской помощи. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья. Каждому инвалиду, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется, неотъемлемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь в случае его утраты. По заключению врача, гражданам не отказавшимся от пакета социальных услуг, может быть предоставлено санаторно-курортное лечение, которое может распространятся, на инвалида и лицо его сопровождающее (Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 №165-ФЗ; закона «О государственной социальной помощи» 17.07.1999 №178-ФЗ. С сентября 2005 г. осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье», включающего в себя: развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

2. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Жилищная политика является важнейшим элементом способствующим обеспечению эффективного развития государства. Без нее оказание инвалидам качественной социальной защиты не возможно. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ. В документе предусмотрена возможность обеспечения малоимущих инвалидов жилыми помещениями на условиях социального найма. В качестве дополнительных мер принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27 июля 1996 года.

3. Образование инвалидов. Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.)

4. Содействие занятости инвалидов. Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направлением социальной политики государства. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о возможном характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации). Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями.

5. Содействие в организации досуга инвалида. В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» совместным Постановлением Госстроя России и Минтруда РФ №74/51 от 22.12.1999 г. был утвержден «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей людей с инвалидностью.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий доступности для инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур обеспечивается собственниками этих объектов (Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Вопросы реализации права на доступность и создания доступной для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, среды жизнедеятельности урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Для формирования условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. №2181-р «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 15 ноября 1995г. № 195 регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности. Закон устанавливает основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, их права и гарантии соблюдения прав инвалидов, а также правила организации социального обслуживания в Российской Федерации.

Кроме международных правовых актов, Конституции РФ и федеральных законов, социальное обеспечение инвалидов регулируется следующими правовыми документами: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также актами общественных организаций и локальными правовыми актами.

Примерами правовых актов данного уровня могут быть Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» и др.

Таким образом, в систему правовых актов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, входят правовые документы различного уровня. Они взаимосвязаны между собой главными принципами, лежащими в основе организации социального обеспечения инвалидов. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому специалист должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Минздравсоцразвития России разработал проект Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. В проекте Концепции определены цели развития социального обслуживания: повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг; обеспечение автономной, независимой жизни в привычных социальных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам; профилактика семейного неблагополучия; развитие системы негосударственных социальных услуг.

Стандарты - также один из элементов защиты прав граждан как потребителей услуг. Без них говорить о создании цивилизованного рынка социальных услуг и реального повышения их качества нельзя. В настоящее время разработано 22 национальных стандарта, из них 6 действующих основополагающих стандартов: ГОСТ PS2142 - 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», ГОСТ PS2153-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ PS2495 2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ PS2497 2005 «Учреждения социального обслуживания. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ PS2496 2005 «Социальные услуги населению. Контроль качества. Общие положения», ГОСТ PS2498 2005 «Классификация учреждений социального обслуживания». Указанные стандарты утверждены в установленном порядке уполномоченным национальным органом по стандартизации (Госстандарт, Ростехрегулирование).

В перспективе, учитывая сложившуюся структуру системы социального обслуживания, целесообразно создание трёхуровневой системы стандартов, включающей национальные стандарты, стандарты субъектов Российской Федерации, стандарты деятельности учреждений социального обслуживания.

Минздравсоцразвития России в ближайшее время подготовит требования к разработке и утверждению Административных регламентов предоставления всех видов социальных услуг населению. В свою очередь, органы исполнительной власти регионов должны разработать Административные регламенты своей работы по предоставлению каждого вида социальных услуг.

Таким образом, молодые инвалиды в рамках более общей категории - инвалиды - в Российской Федерации обладают определенными социально-экономическими и личными правами и свободами, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

      Молодые инвалиды как объект социальной работы.

      Социальная работа по формированию здорового образа жизни.

      Социальная реабилитация как технология социальной работы с молодыми инвалидами.

2.1. Адаптивная физкультура как средство формирования здорового образа жизни.

Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравохранения в 1980 году в Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Под инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельности человека вследствии нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.

Нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма

Инвалидность

Степень ограничения жизнедеятельности человека

Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни.

Данные барьеры могут быть преодолены через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качетсва жизни.

Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие.

Инвалидность

Социальная

Правовая

Медицинская

Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и социальных льгот.

Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользунуждающихся членов общества.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов (1993 г.) определяют инвалидность как функцию «отношений между инвалидами и их окружением» (пункт 6) и указывают, что «термин инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений <…> Люди могут стать инвалидам вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания своему характеру могут быть постоянными или временными» (пункт 17)

(ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ РАВНЫ?

Правовые проблемы реализации права инвалидов на образование

в современной России)

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности: медицинская модель инвалидности (традиционный подход) и социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидностиопределяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным разви­тием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае по­лучения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пре­бывания инвалида в медицинском учреждении). Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются . Изменения в социально- политической и экономической жизни РК делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни.

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребно­стям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограни­ченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья .

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Проблема инвалидности в социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации и эксклюзии. Данная модель не только популярна во многих цивилизованных странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США, Великобритании, Швеции. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъек­том общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные воз­можности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих соб­ственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на со­циальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью.

(http://www.rusnauka.com/3_ANR_2012/Pedagogica/6_99670.doc.htm)

Существует международная классификация инвалидности, которую опубликовала Всемирная организация здравоохранения в 1980 г.:

Биологический аспект: потеря или любая аномалия физиологической, психологической или анатомической структуры или функции организма;

Персональный аспект: любое нарушение или отсутствие способности действовать в пределах диапазона, который считается нормальным для человека;

Социальный аспект: неблагоприятное положение, в котором индивид оказывается вследствие нарушения или неспособности действовать и которое ограничивает выполнение обычных ролей, зависящих от возраста, пола, социальных и культурных факторов. Понятия недостаточности, недееспособности и нетрудоспособности были разработаны ВОЗ для дифференциации различных исходов заболевания и выбора такой тактики терапии, которая соответствует подобному исходу.

В России термин «инвалид», в отличие от европейских и всемирных стандартов определения инвалидности, традиционно остается превалирующим по отношению к людям с ограниченными возможностями. Означает ли это, что содержание понятия «инвалид» остается неизменным? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать, какой смысл вкладывался в данное понятие в различные исторические эпохи.

Вплоть до середины XIX в. в России инвалидами называли военнослужащих, пострадавших во время войн. В.И. Даль, толкуя слово «инвалид», использует такое определение: «отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью».

Впоследствии категория людей, состояние которых подпадало под определение инвалидности, расширилась. Это было обусловлено прежде всего зарождением и развитием капитализма, когда общественная значимость человека начала зависеть от его способности участвовать в процессе производства. Основным критерием стала частичная утрата работоспособности в результате заболевания или травмы, а позже - также в результате психических заболеваний и врожденных нарушений. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалидом называется «человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни». Официальные документы также определяли инвалидность как «длительную или постоянную полную или частичную потерю трудоспособности». В свою очередь такая часть населения, как дети-инвалиды, вообще не попадала в категорию инвалидов. Такое толкование сохранялось вплоть до 1995 г., когда был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором было предложено следующее определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок - инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из всех предложенных понятий, мы возьмем за основу опредение «инвалид» изДекларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его (или ее) физических или умственных возможностей.

По характеру заболевания инвалиды могут быть отнесены к мобильным, маломобильным и неподвижным группам. Характеристика в таблице понятий

На уровень инвалидности у людей влияет ряд факторов: состояние окружающей среды, демографическая ситуация, экономический и социальный уровень развития в местах их проживания, уровень заболеваемости, уровень и количество лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения (медицинский фактор).

Среди людей молодого возраста основную массу составляют лица, ставшие инвалидами вследствие психических расстройств и болезней нервной системы, а также вследствие травм. В структуре заболеваемости, приводящей к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания; затем заболевания внутренних органов; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения зрения и слуха. Необходимо отдельно отметить, что в отношении детей-инвалидов различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), неонатальные (внутриутробные) и приобретенная патология.

Способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

Способность к передвижению – способность перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве;

Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений.

По мере социального и духовного развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании.

Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые.

Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:

Повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей;

Повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека.

Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются:

Бедность;

Низкий уровень развития здравоохранения;

Вредные и опасные условия труда;

Неудачный процесс социализации;

Противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия инвалид – «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Инвалидность - это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения - это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности - это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия - это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. Таким образом, инвалидность - это сложный феномен, отражающий взаимодействие особенностей организма человека и особенностей общества, в котором этот человек живет.

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

Дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

Инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

Мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

Трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

Социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

Социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

Участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

Социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

Государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

Преодоление у человека состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

Восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

Функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

В современной науке существует значительное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации. Термин реабилитация происходит от позднелатинского rehabilitatio (re – вновь, снова, habilitas – способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности. Однозначного определения данного понятия не существует.

Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему. Так, реабилитация как процесс, включает мероприятия и шаги, направленные на достижение конкретных целей. Реабилитация как восстановление способности, годности, является одновременно целью данного процесса. Реабилитацию также можно рассматривать как метод, то есть способ достижения цели. Реабилитация выступает и итогом, который достигается в процессе восстановительной деятельности.

Исторически содержание понятий «инвалид» и «социальная реабилитация инвалидов» неоднократно менялись. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный, могущий) и в буквальном смысле означает «непригодный», «неполноценный». В античную эпоху инвалидом считался человек с анатомическими дефектами.

В средневековье этот признак был дополнен нарушениями психики, а в XX столетии инвалидность отождествлялась с нарушениями функции организма и утратой трудоспособности.

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию.

Осмысление процесса социальной реабилитации требует рассмотрения тех кардинальных, базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной жизни или обрекают индивидов на дезадаптацию и одиночество. Механизм включения индивида в социальную общность, как известно, носит название социализации.

Социализацию можно рассматривать как вхождение индивида в общество, приобщение его к социальной жизни. В этом процессе реализуется неразрывность двойственной природы человека, дуализм биологического и социального. Привнесение социальных начал в биологическую основу человеческой личности включает три элемента: воспитание как целенаправленную передачу социальных ценностей, неосознанное восприятие (интернационализацию) социальной информации, формирование характера, эмоционального строя и других черт личности.

Социализация – многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация – специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей.

Для проведения исследования необходимо обратить внимание так же на следующие понятия и определения:

Группа инвалидности – устанавливается лицам, признанным инвалидами, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности (установлены три группы инвалидности); лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Ограничение системы жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Люди с особыми потребностями – люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников.

Ограничение возможностей – означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).

Потребности социальные – предметно выраженные нужды и виды заинтересованности социальных субъектов в чем-либо, необходимом для нормальной жизнедеятельности и успешного развития.

Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).

Отсталость умственная – нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.

Минтруд и Минобрнауки решили помочь людям с инвалидностью (в возрасте от 18 до 44 лет) при получении ими профессионального образования и содействовать в последующем трудоустройстве.

По замыслу авторов, программа рассчитана на регионы. В нее, должны быть включены основные показатели и анализ социальной ситуации с трудоустройством, а именно: состояние занятости людей, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; должна отражаться структура трудовых ресурсов, включающая информацию о трудоустройстве по специальности, не по специальности, уровне профессионального образования.

Эта программа может оформляться в виде самостоятельного документа или включаться в госпрограмму субъекта РФ. При этом субъекты могут разрабатывать и свои отдельные региональные программы.

В перечень примерных мероприятий входит: профориентация людей с ОВЗ, их сопровождение при получении профессионального образования, взаимодействие ресурсных учебно-методических центров для людей с инвалидностью с вузами, развитие инклюзивного образования, сопровождаемое содействие занятости.

Также программа предусматривает проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в каждом регионе. Победители региональных конкурсов смогут принять участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Эффективность программы предполагается оценивать с помощью показателей результативности. В их числе – доля нашедших работу в течение 3 и 6 месяцев после получения высшего, среднего образования; доля нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); учитывается и уровень оплаты труда трудоустроенных выпускников.

Между тем Министерство транспорта РФ изменило правила обслуживания маломобильных граждан при перевозках пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, сообщает РООИ «Перспектива».

Согласно поправкам, изменился стандарт доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения, а также доступности самих транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по установленным маршрутам. Изменения также коснулись оценки качества транспортного обслуживания населения, его доступности.

Теперь все автовокзалы и автостанции, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, должны отвечать требованиям доступной среды. Кроме того, все транспортные средства должны быть оборудованы системами отопления и кондиционирования воздуха: температура не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.