Проектирование современного урока соответствии фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос

Проектирование современного урока

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

А.С.Макаренко

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

    быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;

    уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Особенности современного урока, каковы они?

    Современный урок – это личностно-ориентированный урок .

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В основе деятельностного подхода - восточная мудрость: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

При проектировании современного урока важно помнить методические принципы его организации.

Методические принципы организации урока

    Принцип целеполагания.

    Принцип мотивации.

    Принцип проектирования.

    Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

    Принцип передачи функции оценивания обучающимся.

Существуют 5 условий реализации деятельностного подхода:

1. Наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели. Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а создание такой ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения, научиться ими пользоваться. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Сущность 2-го условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». Названное условие тесно связано с первым, оно его как бы продолжает. Возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для ее приобретения.

3. Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. Процесс усвоения знаний – всегда выполнение обучающимися определенных познавательных действий. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны быть направлены на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действий. Верный способ действия приведет к верному результату.

4. Формирование у школьников умения контролировать и оценивать свои действия как после их завершения, так и по ходу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик действует по принципу «я учусь», а не по принципу «меня учат».

Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы.

Типы уроков

    урок открытия нового знания;

    урок рефлексии;

    урок построения системы знаний;

    урок развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов:

    Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

    Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

    Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Этапы урока

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Выявление места и причины затруднения.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Реализация построенного проекта.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Рефлексия учебной деятельности.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения:

    технология личностно-ориентированного обучения

    дифференцированное обучение

    технология проектной деятельности

    развитие критического мышления

    игровые технологии

    нформационно-коммуникативная технология

    здоровьесберегающие технологии.

О современном уроке говорят так: это урок, на котором как можно меньше учителя и как можно больше обучающихся.

С переходом на ФГОС изменилась деятельность педагога: произошла переориентация учителя из информатора в консультанта, исследователя, координатора, эксперта, ведущего.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Педагоги дают уроки в паре совместно с психологами и логопедами, педагогами других дисциплин. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся, которые активно включены в образовательный процесс. Позиция ученика: активность, наличиемотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Значительно расширен ассортимент учебных материалов.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения, возможность свободно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Сроки адаптации первоклассников снижены до 1 месяца.

Ребёнок хочет учиться ….

Когда получается

Когда ничто не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать УУД – таким образом готовить обучающихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Учить детей сегодня трудно,

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г.

2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013г.

3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Журнал «Начальная школа плюс До и после» - №9, 2012г.:

И.А.Кокоткина «Технология построения урока на деятельностной основе как средство развития УУД».

5. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

Интернет-источники:

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/proekt_uroka_matematiki_1_klass.doc

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица: Третье: 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.- 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учащимся; задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Слайд 8

Описание слайда:

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестое: Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Седьмое: Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.» Восьмое: Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.


Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. ФГОС




Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока ФГОС


Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.




1.Определение типа урока? : Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок Вводный урок Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности Урок по закреплению знаний и способов деятельности Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности


2. Постановка цели урока?: Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику Результаты личностные метапредметные предметные Результаты личностные метапредметные предметные Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие


Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Исследовательский, продуктивный, творческий «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Цель: развитие личности




3.Представление целей системой задач?:Какие знания, умения и навыки приобретёт каждый ученик в течение урока. Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться; Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания; Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика










Классификация методов обучения по виду передачи и восприятия учебной информации по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока по логике изложения и усвоения учебного материала по характеру учебно-познавательной деятельности 5


Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика






Нетрадиционные формы урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно- музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль


8. Разработка структуры урока 1.Организация 2. Проверка выполнения д/з 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация) 4. Усвоение новых знаний и способов деятельности 5. Первичная проверка понимания изученного 6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 7. Применение знаний и способов деятельности 8. Обобщение и систематизация знаний 9. Контроль и самоконтроль 10. Коррекция знаний и способов деятельности 11. Информация о Д/З 12. Подведение итогов 13. Рефлексия


Современные образовательные технологии Технология деятельностного метода обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология развивающего обучения Технология проектной деятельности Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Здоровьесберегающие технологии ИКТ Игровые технологии




Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика


9. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ФГОС




Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
33







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевкого муниципального района

Республики Татарстан

«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Выполнила учитель начальных классов:

Морозова Т.Н.

2015г.

Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС НОО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.

Важнейшей задачей современной системы образования является

требования к освоению обучающимися образовательной программы.

Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

В практике начальной школы широко используются следующие технологии деятельностного типа:

Технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон)

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы (О.Б.Логинова)

Что означает современный урок.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность

В основание новой технологии урока заложены 3 постулата

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход . Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .

Проектирование современного урока.

Если обратиться к Большому Энциклопедическому словарю , то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».

Умение проектировать это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.

Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Меняется и сама типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки «открытия» нового знания; рефлексии;

общеметодологической направленности; развивающего контроля.

Урок современного типа

В широком значении – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Этапы современного урока.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

    тщательного планирования каждого этапа деятельности;

    максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

    координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

В технологической карте урока мы выделяем важные этапы урока:

    Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям , которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.

    Следующий шаг - построение учебной задачи . Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.

    Главное - переход к задаче формирования общего способа . Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

    Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Приведем пример технологической карты урока литературного чтения, спроектированного на основе технологий системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, технологий продуктивного чтения и проблемного диалога

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема:

Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

Знать отличительные признаки бытовой сказки;

Умения:

Применять знания о жанровых особенностях народной сказки;

Размышлять о поступках героев;

Делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

Определять жанр произведения;

Различать жанровые разновидности сказок: о животных, волшебные, бытовые;

Группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

Использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

С помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу

Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

Контролировать выполнение плана,

Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы учителя,

Осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

Допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Становление мотивационной основы учебной деятельности;

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи:

Ознакомление учащихся с жанром бытовой народной сказки, формирование умений выявлять особенности жанровых разновидностей народных сказок на примере русской народной сказки «Самое дорогое».

ЭТАПЫ УРОКА

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг (навести порядок, помочь библиотекарю организовать выставку и т.п.).

На выставке представлено 8-10 книг. Это в основном знакомые детям народные сказки (о животных, волшебные), 2-3 другие книги (стихи для детей, авторская сказка, сборник малых жанров фольклора), а также бытовые сказки (в т.ч. сказка «Самое дорогое»). Детям предлагается найти книги, которые попали на выставку случайно, исключить лишние, аргументировать выбор.

Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, исключают лишние, аргументируют свое решение.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД :

Когда на выставке остались только народные сказки, учитель предлагает вспомнить, какие разновидности народных сказок существуют (о животных, волшебные).

Для этого на верхнюю полку поставить только книги о животных, а на вторую – волшебные.

Группируют книги в соответствии с заданным условием, аргументируют свое решение.

Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием.

Коммуникативные УУД :

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить особенности сказок о животных. Это осуществляется в ходе проверки домашнего задания. Учитель предлагает прочитать индийскую сказку «Ссора птиц», определить, кто является героями сказки, основную мысль.

Учитель предлагает вспомнить и назвать особенности волшебных сказок, сравнить их с особенностями сказок о животных, вспомнить, какие волшебные предметы, фантастические существа в них встречаются, какие происходят чудеса.

Целесообразно основные признаки сказок о животных и волшебных сказок зафиксировать на доске.

Выразительно читают сказку «Ссора птиц», отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль, выделяют существенные признаки сказок о животных.

Ученики обобщают свои представления о волшебных сказках, называют их отличительные существенные признаки, в качестве аргументов приводят примеры из ранее прочитанных сказок.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения.

Познавательные УУД: выдвигать предположения

Создание проблемной ситуации

На третьей полке осталась одна книга со сказками (бытовыми), которая не попала ни в первую группу, ни во вторую. Дети читают ее название, учитель предлагает сделать предположение, о чем пойдет речь в сказке, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в сказке с таким названием?» или «Что для вас самое дорогое?»

Фиксация затруднения:

Можем ли мы с уверенностью сказать, на какую полку нужно поместить эту книгу? (К какому виду относится эта сказка (о животных, волшебная или к другому виду)? Почему?

Прогнозируют сюжет, героев по обложке книги.

Оценивают наличие необходимой для ответа на вопрос информации, выделяют пробелы.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Поисковый этап

Обучение планированию деятельности

Учитель задает ученикам вопросы: «Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?».

Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.

В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:

1. Прочитаем сказку «Самое дорогое», определим героев, их характер, последовательность событий, основную мысль.

2. С опорой на таблицу проверим, является ли эта сказка произведением о животных или волшебной сказкой.

3. При необходимости, определим основные черты нового вида сказок, запишем их в таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра.

Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Практический этап (реализация плана)

Учитель организует следующую работу:

1. Первичное чтение сказки «Самое дорогое» (учителем или детьми). При чтении сказки детьми можно использовать приемы: чтение с остановками и антиципацию (Как вы думаете, как поступят герои? Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки сказки).

2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (Благодаря какому «чуду» герои живут хорошо и счастливо? Подберите пословицу к сказке. Какова основная мысль данной сказки? В чем проявляется мудрость и характер русского народа?).

3. Работа в группах. Учитель предлагает детям обсудить и с помощью таблицы определить, можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам).

Проверка выполнения задания осуществляется в ходе коллективной дискуссии: заслушиваются ответы, аргументы, учащиеся делают вывод о том, что данную сказку нельзя отнести ни к первой группе, ни ко второй.

4. Выделение особенностей новой сказки и коллективное заполнение таблицы осуществляется в ходе обобщающей беседы: главные герои – люди, описывается ситуация из жизни, могут встречаться волшебные предметы и существа, но герои выходят из трудной ситуации без их помощи, а благодаря своим качествам (трудолюбию, смекалке и др.).

Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что в сказке «Самое дорогое» дается описание случая из жизни людей. Предлагает подобрать синонимы слова «жизнь» (использовать при необходимости словари): повседневная жизнь, уклад, быт.

Учитель предлагает назвать новую группу сказок, опираясь на подобранные синонимы. В таблицу записывается название – бытовые .

Читают или слушают сказку, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы.

Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа.

Формулируют с помощью учителя основную мысль сказки.

Выделяют существенные признаки прочитанной сказки, сравнивают с информацией таблицы, выявляют сходства и отличия прочитанной сказки от признаков сказок, указанных в таблице, делают выводы.

Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Делают выводы, формулируют ответы на основе проведенных наблюдений, коллективно заполняют таблицу.

Подбирают синонимы, работают со словарем.

Предлагают свои варианты названия.

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре.

выдвигать предположения

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель организует рефлексию, например, в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.

Рефлексия относительно достижения результата – разрешения проблемы:

На какую полку мы поставим последнюю книгу? (Можем оставить ее на третьей полке). Как называется третья группа сказок? Каковы ее особенности?

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Понравилась ли вам прочитанная на уроке сказка? Чему она нас учит?

Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору:

Пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры);

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.

Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям.

Планируют дальнейшую работу со сказкой исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока на основе ЛООС представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой каждый учащийся:

Может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;

Будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности ;

Получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;

Научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны

Литература

    Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта / Начальная школа плюс До и После. – 2014, № 6. – с. 5 – 12.

    Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1988.

В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к проекту современного урока в условиях реализации ФГОС. Дано описание алгоритма проектирования сценария урока и приведён пример технологической карты урока окружающего мира во втором классе.

Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. В профессиональном стандарте педагога, который сегодня широко обсуждается практиками, в списке обобщённых трудовых функций в педагогической деятельности учителей определено действие построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы. Важно разобраться, определено ли содержание функции по проектированию процесса обучения в рамках учебного предмета, а также выявить, насколько готов учитель реализовать положения системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования в процессе проектирования урока.

Традиционно в должностные обязан-ности учителя входит умение планиро-вать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.

Сегодня в профессиональном стандар-те педагога определена обобщённая тру-довая функция: педагогическая деятель-ность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова-тельных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Опре-делено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это раз-работка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессио-нальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработ-ке и реализации программы развития образовательной организации, планиро-вание и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию . Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование - это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

Осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

Переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

Смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком.

Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

Технологичное описание целей совре-менного урока - это описание в первую очередь планируемых результатов уче-ников, потому что измерять и оцениватьв конце урока учитель должен действия учеников, и на основании их результатов проводится рефлексия по поводу эффек-тивности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

После описания целей (планируемые действия - результаты учеников в рам-ках учебной темы) учителю легко осо-знать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий. Это можно оформить в виде таблицы и назвать оце-ночным листом, таблицей требований к образовательным результатам. В ней обязательно должна быть графа, где можно дать возможность ученику про-вести самооценку своих результатов.

Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагоги-ческих задач — действий учителя. Педа-гогическая задача - это описание ситу-ации, которая раскрывает взаимодей-ствие учителя и детей по поводу дости-жения определённой цели. Все задачи в любой педагогической ситуации являют-ся задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в орга-низации их развивающей деятельности. По сути, учитель должен опреде-лить условия того, как ситуацию «незна-ния» перевести в ситуацию «знания».

Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать спо-собы и средства для их решения. Глав-ное - выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последователь-ность действий учителя и учеников. При этом технология также должна соответствовать идеям деятельностной парадигмы образования. Можно ориен-тироваться на классификацию совре-менных технологий построения учебно-го процесса на проблемной, деятель-ностной, смысловой, альтернативной, ситуативной, диалоговой основах.

После определения целей, педагоги-ческих задач и технологий наступает важный этап разработки технологиче-ской карты сценария урока.

Алгоритм проектирования техноло-гической карты сценария урока опреде-ляет последовательность действий педа-гога в этом процессе.

Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

Формулирование образовательных результатов деятельности учеников.

Предметные.

Метапредметные - 3 груп-пы универсальных учебных действий и личностные.

Заполнение формы оценки резуль-татов (таблица требований к результатам изучения учебной темы или оценоч-ный лист).

Формулирование педагогических задач учителя по достижению ученика-ми планируемых результатов.

Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для дости-жения планируемых результатов урока.

Приведём пример проектирования урока во втором классе.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

с использованием новых образовательных технологий

«Чистота - залог здоровья» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: окружающий мир. 2 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Представление о результатах:

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

Формирование мотивации к соблюдению правил личной гигиены у детей.

Коммуникативные УУД:

- ; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Метапредметные УУД:

Высказывать свое предположение;

Предлагать способы проверки;

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения;

Перерабатывать полученную информацию, делая выводы;

Предметные УУД:

Познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»;

Дать представление о микробах;

Рассказать о путях попадания микробов в организм человека;

Познакомить с основными правилами личной гигиены;

Анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

Цели урока

Пробудить у учащихся заботу о своем здоровье; дать им возможность осознать важность всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены, своевременного лечения болезней, физкультуры и подвижности, закаливании, культуры питания и соблюдения режима; развитие памяти, воображения, наблюдательности.

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы организации деятельности : работа в группах, фронтальная.

Средства обучения : компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, учебник и тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», 2 класс, авт. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, цифровой микроскоп, предметные стёкла, пробирки с водой, раздаточный материал, система ProClass.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Только тот живёт

как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно,

дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

Высказывают своё мнение

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные

  1. Актуализа

Какое слово пришло на ум?

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке мы будем…

Высказывания и предположения.

«Чистота - залог здоровья»

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные:

Познавательные :

Регулятивные:

4.Просмотр видеофильма

Работа с учебником.

О чём это стихотворение?

Где могут обитать микробы?

Высказывают своё мнение

Читают стихотворение.

Высказывают своё мнение

Вымыть продукты.

Фиксируют выводы в таблице.

Познавательные:

Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

Предметные:

Метапредметные:

  1. Физминутка

Утром рано умывались
Полотенцем растирались

Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись

И друг другу улыбались
Вот здоровья в чём секрет

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке.

Вращают головой

Делают повороты

Потягиваются

Машут руками

Коммуникативные:

Личностные

  1. Первичное

закрепление

Задание №63.

.

Взаимопроверка.

Задание №64

Выберите правила гигиены.

Выполняют задание.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

  1. Самостоя-тельная работа

Выполним небольшой тест.

Работа с пультами (ProClass )

Познавательные:

Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Регулятивные:

Первая группа:

Третья группа:

А четвёртой группе

Познавательные:

Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные

Коммуникативные:

Личностные:

Организует беседу:

Спасибо за работу.

Высказывают своё мнение

Рефлексия.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Список использованной литературы.

  1. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.//Журнал «Начальная школа плюс До и После». - №6, 2014г.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Один из детских поэтов сказал:

    Только тот живёт

    как нужно,

    Всё даётся лишь тому.

    Кто живёт согласно,

    дружно

    С постоянным ПОЧЕМУ?

    Константин Ибряев.

    А вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

    Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

    Настраиваются на работу на уроке.

    Высказывают своё мнение

    Познавательные: формирование умения выделять нужную информацию.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные : создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

    1. Актуализа- ция знаний. Сообщение темы урока.

    Я приготовила изображения. Глядя на них, попробуйте назвать те слова, которые первыми пришли на ум.

    Какое слово пришло на ум?

    Интересные у вас идеи, молодцы.

    Какова же будет тема нашего урока?

    Открывается первая часть темы урока «Чистота - залог…».

    Продолжите фразу.

    Тема нашего урока: «Чистота - залог здоровья»

    Сегодня на уроке мы будем…

    Что хотите узнать каждый для себя по этой теме?

    Что ты хочешь узнать? А ты? Запомните свою цель на урок.

    Высказывания и предположения.

    «Чистота - залог здоровья»

    Высказывают своё мнение.

    Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Познавательные :

    анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение. Построение устного высказывания.

    Регулятивные:

    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

    1. Знакомство с новым материалом на основе практической деятельности.

    Ребята, почему надо мыть руки с мылом перед едой?

    Работа с учебником.

    Прочитайте отрывок из стихотворения Г.Юдина «Страшная сила» на с.73.

    О чём это стихотворение?

    Кто же такие микробы? Найдите ответ в учебнике.

    Где могут обитать микробы?

    В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

    Там, где тепло и повышенная влажность.

    Каким образом микробы могут попасть в наш организм?

    Что необходимо сделать с такими продуктами?

    Сравните количество микробов под ногтями до мытья рук и после.

    Как нужно правильно мыть руки?

    Работа с цифровым микроскопом.

    Возьмём 2 пробирки с водой. В одной пробирке вода кипячёная, а в другой - вода из лужи.

    В какой из пробирок с водой больше микробов?

    Рассмотрите каплю кипячёной воды под микроскопом и каплю грязной, сделайте вывод.

    Просмотр видеофильма «Микробы под микроскопом».

    Высказывают своё мнение

    Читают стихотворение.

    О размерах микробов, об их вреде, о путях их попадания в организм человека, о способах борьбы с ними.

    Ищут информацию в учебнике, зачитывают.

    Высказывают своё мнение

    Если взять немытыми руками еду, то микробы «переберутся» на продукты, и вместе с едой могут попасть в твой организм.

    Вымыть продукты.

    После мытья рук микробов меньше.

    Рассказывают алгоритм мытья рук.

    Фиксируют выводы в таблице.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

    Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

    Предметные: дать представление о микробах, рассказать о путях попадания микробов в организм человека.

    Метапредметные: добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения.

    Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Предметные: анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

    Метапредметные: перерабатывать полученную информацию, делая выводы.

    1. Физминутка

    Утром рано умывались
    Полотенцем растирались

    Ножками топали,
    Ручками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись

    И друг другу улыбались
    Вот здоровья в чём секрет
    Всем друзьям физкульт - привет!

    Здоровье в порядке?

    Спасибо зарядке.

    Вращают головой

    Делают повороты

    Потягиваются

    Машут руками

    Коммуникативные:

    осуществление совместной деятельности.

    Личностные : следуют нормам здоровьесберегающего поведения.

    1. Первичное

    закрепление

    Работа в тетради для самостоятельных работ.

    Задание №63.

    Отметьте изображения тех вещей, которые по правилам гигиены никому давать нельзя.

    Взаимопроверка.

    Задание №64

    Выберите правила гигиены.

    Зубная щетка, расчёска, мочалка, стакан, полотенце.

    Выполняют задание.

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    1. Самостоя-тельная работа

    Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

    Выполним небольшой тест.

    Работа с пультами (ProClass )

    Познавательные: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

    Предметные: формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; коррекция, оценка.

    1. Включение в систему знаний и повторение

    Предлагаю сейчас поработать группами.

    Первая группа: обсудить и рассказать «Как бороться с микробами в классе?»

    Вторая группа: рассказать «Как ухаживать за зубами».

    Третья группа: рассказать о правилах личной гигиены.

    А четвёртой группе предстоит выполнить творческое задание составить коллаж «Микробы».

    Делятся на группы обсуждают вопрос, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

    Пользуются учебником для поиска необходимой информации.

    Группы выступают со своими ответами.

    Познавательные: развивать умение анализировать, обобщать полученные знания.

    Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Регулятивные : развивать умение выдвигать гипотезы.

    Коммуникативные: умение работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Личностные: развитие готовности к сотрудничеству и взаимопомощи, формирование внутренней позиции школьника.

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Организует беседу:

    Чем занимались сегодня на уроке? Чему научились? Что открыли для себя нового? Где в жизни пригодятся нам знания, полученные сегодня на уроке?

    Как вы думаете, всё ли мы узнали о микробах?

    Кто доволен сегодня своей работой?

    Мы с вами сегодня были химиками.

    Химия - это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. С этой наукой вы встретитесь в старших классах.

    Спасибо за работу.

    Высказывают своё мнение

    Рефлексия.

    Коммуникативные:

    осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

    Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные: формирование адекватной самооценки.

    Список использованной литературы.

    1. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: учебник, 2 часть/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    2. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №2/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    3. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 кл.: хрестоматия/ О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
    4. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова/ авт.-сост. Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2013.

    Электронные образовательные ресурсы

    1. Фильм «Микробы под микроскопом» http://photopeach.com/album/prrb70
    2. http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass

    Таким образом, детальное проекти-рование технологической карты сцена-рия урока позволит не только описать целостно и системно достижение пла-нируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образователь-ный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогиче-ской деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя.

    Список использованной литературы.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
    2. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствие с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - №12.
    3. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Тюмень, 2012.
    4. Мурзина Н.П. П