Проблемы социализации в современном обществе. О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе

Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз - консервация отсталости в российском обществе - во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности.

Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное пространство; многочисленные социальные группы россиян сегодня не имеют возможности и мотивации к формированию информационной культуры. Отсутствие интереса к знаниям и возможностям информационно-коммуникационных технологий (или ограничение данного интереса только рекреационными возможностями) снижает интеллектуальные, творческие способности человека и, как следствие, его экономическую и социальную активность, ограничивает мобильность, возможности получения образования и многих других услуг. В условиях нарастающего переизбытка информации и подвижности всех социальных структур такие группы не могут формировать адекватные, успешные модели поведения и становятся все более социально не защищенными.

Таким образом, существует противоречие между потребностями российского общества интегрироваться в глобальное информационное пространство и недостатком информационно образованных граждан, что порождает цифровую бедность и создает социализационные проблемы.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.



В современном обществе создается парадоксальная ситуация - с одной стороны, наше общество все чаще сталкивается с задачами (как профессиональными, так и повседневными), успешное решение которых непосильно отдельно взятому человеку и требует кооперации усилий у групп людей. Подобная кооперация подразумевает владение знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия. Вследствие этого на современном отечественном рынке труда становятся все более востребованными специалисты, основу деятельности которых составляет именно взаимодействие с другими людьми - психологи, юристы, менеджеры. С другой стороны, достижения науки и техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже изолировать его от общества (например, распространение персональных компьютеров, персональных стереопроигрывателей, домашних кинотеатров и т.п.). Ситуации, которые раньше подразумевали темное общение с другими людьми, теряют свою актуальность; все больше люди выбирают профессиивида «человек-машина» или « человек - знаковая система».

Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития человеку общепринятых правил норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой - то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.

В современных условиях, из-за сложности профессиональной ориентации, что часто приводит к неправильному выбору профессии или неправильному подбору профессии, получаем не только неполноценного специалиста, но и недовольную жизнью личность, которой трудно найти свое место в жизни.

Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации -- формирование мировоззрения. Трансформация общества и образа Мира, как и производимых им типов личности, их отношений к социальной действительности, к природе, к друг другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы более совершенные формы социального быта. В эпоху научно-технической революции здесь проявляются две тенденции: с одной стороны, -- формирование мировоззрения облегчено, а, с другой стороны, -- затруднено. Мировоззрение есть единство двух моментов. Один момент -- знание, информация о действительности, а другой момент -- позиция, отношение к окружающей среде, человечеству, к данному обществу, к самому себе. Сегодня информация дается легко, а формирование позиции является сложным процессом.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

В настоящее время проблематика становления и развития личности профессионала, а также вопросы профессиональной социализации активно исследуются А.К. Марковой, Е.А. Климовым, О.Г. Носковой, Н.А. Перинской, С.В. Новиковым, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.

Изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных - критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей.

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных знаний, умений и навыков в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

Человеку свойственно врожденное природное стремление к познанию. Поэтому первостепенное значение процессу пробуждения и развития познавательной активности личности с ранних лет придается тогда, когда ум и душа особенно восприимчивы, энергичны. До 25 лет - этап профессиональной социализации личности. В это время человек сам проектирует свое будущее. Что касается соотношения теоретических фундаментальных знаний и практического опыта, между ними всегда существует временной лаг на протяжении всей активной жизни человека, в любой сфере деятельности. Они постоянно корректируют друг друга - то знания требуют практической реализации, то опыт нуждается в теоретической подпитке. Пожалуй, самое отрадное, обнадеживающее явление в современной России - это своего рода бум на образование. Молодые люди уже не ограничиваются одним высшим специальным образованием, а вполне осознанно стремятся дополнить его новейшими знаниями и технологиями. Сегодня вновь востребован интеллект, профессионализм, творческий, инновационный потенциал личности. Это - вызов времени, в то же время безусловный залог достойного развития общества. Порой успешное динамичное развитие личности во многом определяется физическим здоровьем, психической устойчивостью и развитым интеллектом.

На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов

Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг. , которое связано с реформами Петра I.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.

Проблема социализации личности (и не только формирующейся « личности, т.е. молодого человека) представляется весьма острой и потому, что в связи с резким падением рождаемости в большинстве европейских стран и в частности в России имеет место феномен под названием "старение населения". Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу - продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии "социальный тип личности".

На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.

В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.

В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера.

Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает "социализировать" различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.

Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.

1

В статье предложено авторское социально-философское понимание социализации как процесса диалектического взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого осуществляется развитие и становление человека как объекта и субъекта общественных отношений. Раскрываются основные проблемы современной социализации, связанные с процессом информатизации общества, на уровне деформации общественного и индивидуального сознания. Выявлены отрицательные тенденции, обусловленные заменой традиционных институтов социализации виртуальными сообществами. Основные из них связаны с проблемами трансформации личности на трех уровнях ее организации: деятельности, общения, самосознания. Показано, что в современных условиях нарушается одна из основных функций социализации – трансмиссия культуры из поколения в поколение, что приводит к гипертрофированию процессов становления человека как субъекта общественной деятельности и социальных отношений.

социализация

виртуальное сообщество

информационные процессы

противоречие

1. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. − 1996. − № 2. − С. 17−23.

2. Кузнецова А.Я. Личность как результат процесса социализации // Биологическое и социальное в формировании целостной личности. − Рига, 1997. − 212 с.

3. Кули Ч. Социальная самость; под ред. В.И. Добренькова. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. − 358 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. − СПб.: Евразия, 1999. – 408 с.

5. Мид, Дж. Аз и Я / Дж.Мид; под ред. В.И. Добренькова. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. − 541 с.

6. Парсонс Т. Очерк социальной системы // О социальных системах. − М.: Академический проект, 2002. − 691 с.

7. Суслова Т.И. Проблема социализации молодежи // Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр.; под ред. проф. Н.А. Грика. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. – С. 182−184.

8. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Философский смысл понятия «социальная адаптация» // Вестник КРАСГАУ. − 2012. – № 6. – С. 288−293.

9. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестник КРАСГАУ. − 2012. – № 7. – С. 191−196.

Актуальной задачей современной социальной философии является осмысление глубинного содержания происходящих общественных процессов и изменений, выявление источников и механизмов, детерминирующих социальную деятельность людей. Социализация личности является одним из основополагающих процессов, когда сливается в едином бытии индивидуальное и целое - общество и человек, и в то же время рождается то уникальное и неповторимое, что движет вперед мировую историю, позволяет человечеству переходить на новую, качественную ступень развития. Процесс социализации - это основной вопрос воспроизводства человеческой сущности, духовно здорового общества и конкретной полноценной личности. Сохранение человека как вида, обеспечение преемственности в развитии, защита культурно-исторического наследия, утверждение и становление человека как полноценного члена общества, к которому он принадлежит - вот лишь неполный перечень проблем, который охватывает социально-философская проблема социализации.

Социализация является магистральным путем формирования личности, основой ее последующего развития и совершенствования. Этот процесс обусловлен, с одной стороны предпочтениями индивида, его особенностями, деятельностными включениями в различные сферы общественной жизни. С другой стороны, само социальное устройство призвано дать возможность человеку найти свое место в обществе, создать условия для осознания и реализации своего внутреннего потенциала и внутренних интенций. Поэтому во все времена и в любом обществе особое значение приобретает конкретно-исторический анализ социализации, ее содержания и особенностей . Высокий динамизм социальных изменений в России в ХХI в. делает эту задачу как никогда актуальной. Данные обстоятельства обусловили выбор предмета настоящего исследования - социально-философский анализ проблем современной социализации личности.

Для осмысления реальной сложности процесса социализации необходима философская рефлексия широкого спектра проблем в их взаимной обусловленности.

Сам термин «социализация» стал активно использоваться в обозначении процесса становления и развития личности с конца XIX века (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). В это время теории социализации строились на подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов социализации, к определению приоритета индивидуального или общественного в становлении личности.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть также назван субъект-объективным . Его основателями считаются французский ученый Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.

В основе социализации, по Т. Парсонсу, лежат функциональные формы взаимозависимости социальной системы и пяти основных сред ее функционирования: высшей реальности, культурной системы, системы личности, поведенческого организма и физико-органической среды. При таком акценте можно увидеть два основных смысловых значения социализации. Во-первых, социализация, практически отождествляясь с адаптацией, выступает как функция и необходимое условие возникновения свойства самодостаточности общества. Во-вторых, социализация лежит в основе анализа Т. Парсонсом отношений системы общества к системе личности . При этом сам приспособительный процесс, согласно автору, является первичной функцией роли человека в социальной системе. Таким образом, в первом случае структурно-функциональный анализ фактически сливает социализацию и адаптацию со стабильным существованием и развитием общества, с его постоянным воспроизведением как системы, а во втором пытается найти органико-культурные основания укорененности человека в социальной среде, соотнося социальные роли, которые он выполняет. с регулятивными нормами и общественными ценностями.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли психологические концепции американских ученых Ч.Х. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж.Г. Мида. Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов . Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, утверждал, что «социальный индивид» является источником движения и развития общества. . Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт собственного самовоспитания .

Со своей точки зрения отметим, что на процесс развития и становления личности в обществе влияет целый комплекс различных факторов: как средовых, так и внутриличностных. Социализация представляет собой диалектический процесс, в котором осуществляет динамика пассивной и активной позиции человека. Пассивной - когда он усваивает нормы и является объектом социальных отношений; активной - когда он воспроизводит этот опыт и выступает субъектом социальных отношений; и активно-пассивную позицию личности как достижение и развитие у человека способности к интеграции субъект-объектных отношений, а именно нахождение того варианта жизнедеятельности, при котором человек как «принимает» все то, что выработано и вырабатывается в данной социальной среде, так активно самореализует себя в данном обществе. Формирование человека как существа общественного и становление человеческой индивидуальности - это не два разных процесса, а единый процесс развития личности.

Определим социализацию как непрерывный процесс диалектического взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого осуществляется развитие и становление человека как объекта общественных отношений и как активного субъекта общественной деятельности, посредством выработки социально-необходимых знаний, умений и навыков для выполнения различных социальных ролей и функций. Основным критерием успешной социализации является утверждение человека в качестве полноправного и полноценного члена общества, к которому он принадлежит через самореализацию личности с учетом ее индивидуальных особенностей, внутренних интенций и потребностей.

Современный процесс социализации личности протекает под влиянием ряда факторов, взаимообусловленных между собой, которые порождают проблемы на ее разных уровнях. Эти ступени в данной работе будут обозначены как макро-уровень, средний уровень и микро-уровнь.

К факторам макро-уровня можно отнести процессы, происходящие в мире, взятые в глобальном масштабе. Они ознаменованы резким переходом к новой техно-информационной формации, порождающей конкуренцию социальных идеалов и идентичностей прежнего времени и еще не вполне сформировавшихся идентичностей нового времени, что негативно сказывается на процессе социализации в целом. Глобализация, интеграция, информатизация - именно эти понятия ложатся в основу социального бытия россиян. Они окутали внутренний ментальный мир всего российского общества и каждого отдельного россиянина и претендуют на господство во всех сферах жизнедеятельности людей. Мы оперируем этими понятиями, пишем о них, говорим об их негативных и положительных эффектах, но большинство из нас весьма смутно представляют семантический смысл этих абстракций. Во многом это связано с тем, что формирование общества инновационного типа идет такими темпами, что характер происходящих трансформаций не дает возможности предвидения последствий этих нововведений. Современный человек просто не успевает осознать свершившиеся в обществе изменения, а их стремительное укоренение не дает возможности не только их внутренне перенять, т.е. интериоризировать, но и увидеть свое место в новой социальной структуре. В результате многие современные российские люди находятся в состоянии экзистенциального вакуума, они ценностно-дезориентированы и потеряны в современном информационном пространстве. Происходит расшатывание основ стабильности человеческого бытия, а социальную сферу характеризуют состояния «брожения», массовой потерянности, неуверенности, повышенной тревожности.

Данные обстоятельства обусловливают проблемы на «среднем» уровне, связанном со спецификой функционирования современных институтов социализации. Как уже было отмечено выше, основу процесса социализации составляет диалектическое единство активного и пассивного, субъективного и объективного ее аспектов. На каждой последующей стадии социализации это соотношение выглядит иначе, чем на предыдущей, но доля активного начала, субъективного аспекта человека должна постоянно увеличиваться. В идеале успешно социализированная личность представляет собой человека, который четко установил связь своих потребностей (что мне нужно от общества) и своих способностей (что я могу делать сам и отдавать обществу) и имеет возможность «дистанцироваться» от социальной среды, поскольку он становится самодостаточным, самоосновным. Зрелая, успешно социализированная личность стремится жить собственной жизнью, не только отдавая себя обществу, но и реализовывая себя в разных формах жизни индивидуальным, именно ей присущим образом, соответствующим ее способностям и особенностям.

В этом отношении объективные обстоятельства современной реальности как никогда за всю историю существования человечества способствуют этому. Современное общество выдвигает личность человека на вершину социального пьедестала. Новому поколению поручена роль творца новых социальных, духовных, нравственных ценностей. Именно сегодняшняя молодежь «содержательно наполняет» новую эпоху особым миропониманием, мировоззрением, творит новые архетипы сознания будущих поколений, разрабатывает оригинальные траектории социальной адаптации в постоянно меняющейся среде, которые со временем укоренятся в обществе и станут ведущими ориентирами жизнедеятельности людей. В этих условиях создана благодатная почва для развития и утверждения собственной индивидуальности, неповторимости.

Однако что происходит на самом деле. «Обособление» человека от общества в современных информационных условиях гипертрофируется, что порождает диалектическое противоречие. Оно связано с действительным «обособлением» и практически безнадежной потерей духовной связи с предыдущими поколениями, но с другой стороны мы наблюдаем процесс массового «обобществления». Человек стремится к объединению, к включению себя в общество, но не в общество в его традиционном понимании, а в сообщество, а, точнее, в сообщества, имеющие информационную природу. Мы не побоимся утверждать, что к настоящему времени уже практически произошла замена традиционных институтов социализации такими виртуальными информационными сообществами. Это касается даже института семьи. Утрата традиционных нравственных ориентиров и дискретность в социальной преемственности, доводящая до полного отрицания духовного опыта прошлых поколений, превращает традиционное общество в некое информационное поле, различные сегменты которого воплощаются для индивида в социализирующие институты - информационные сообщества. Подтверждением данному тезису служат статистические социологические исследования, констатирующие факты возрастания количества проводимого свободного и рабочего времени (как взрослым населением, так и детьми и подростками) во всемирной паутине Internet, виртуальных пространствах и так называемых «социальных сетях» , по своей природе имеющих скорее мистифицированный, нежели реальный социальный характер.

Логическим следствием описанного выше являются глубокие изменения на микро-уровне социализации, представляющем становление и развитие конкретной личности в трех основных ее сферах: деятельности, общения и самосознания.

Современное объединение человека в сообщества напоминает исторический факт объединения древнейших людей в племена, только это объединение носило стихийный, неосознанный характер, продиктованный инстинктами самосохранения. Первобытные люди пассивно подчинялись требованиям вожака и стаи с тем, чтобы выжить. В современном обществе, по нашему мнению, также превалирует стратегия тоталитарного адаптивного поведения, основанная на пассивном, конформном принятии целей и ценностных ориентаций группы, тем более что этих виртуальных групп существует бесчисленное множество, что дает такие же бесчисленные возможности варьирования в них. Пассивный аспект социализации в этом отношении проявляется еще и в том, что адаптивное поведение человека в сообществах больше напоминает «слепую веру», нежели осознанный конформизм. Хаос, анархия в большинстве социальных сфер и традиционных институтах социализации, отсутствие возможности видения перспектив собственной жизнедеятельности опускают современного человека до ступени первобытного бытия, когда люди в силу ограниченности развития разума придумывали объяснения необъяснимому, нарушающему стабильность их существования. В древности человечество создало богов и верило в них, мы верим в мифологизированные идеалы и слоганы: «Справедливое социальное устройство!» «Информационный порядок!» «Электронные кошельки!» «Бесплатное общение в чате!» «Быстрый заработок в социальных сетях!» и т.п. Под их эфемерным влиянием, становясь объектами манипулирования, мы осуществляем спонтанное, порой неосознанное поведение, мало напоминающее активную целенаправленную деятельность, направленную на включение в сферу реальных общественных отношений. В этом плане процесс социализации теряет еще одну из своих функций - обеспечение становления человека как субъекта общественной деятельности, субъекта труда и общения.

Проблема увеличения доли виртуального общения по сравнению с общением реальным достаточно широко описана в научной литературе . Нам же хотелось бы остановиться на следующем ее аспекте.

В процессе освоения различных видов деятельности происходит расширение и умножение контактов личности с другими людьми, с обществом. Именно в процессе реального общения происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, навыками, а также результатами деятельности, что является необходимым и всеобщим условием и фактором не только социализации и социальной адаптации человека, но и формирования, развития общества и личности.

Современное общение в большинстве случаев все больше представляет собой закодированную, символично-упрощенную передачу информации. Подобные изменения в знаковой системе общения влекут утрату семиотического и семантического смысла большинства традиционных понятий (этикет - нетикет; энциклопедия - википедия и т.п.) и порождают бесчисленное множество новых, зачастую двусмысленных категорий (форум, модератор, «чатиться», провайдер, смайлик и т.п.). Усиливаются противоречия в межличностном общении старших поколений и современной молодежи: родители и дети, воспитатели и воспитанники, учителя и ученики, педагоги и студенты фактически говорят на разных языках, а потому старшее поколение утрачивает социализирующую функцию наставника, авторитета, мастера . Идеалом личностных ориентиров и образцов поведения зачастую становятся сюрреалистичные персонажи и виртуальные герои, которым стремится подражать большинство молодых людей. Этому способствует и отсутствие в процессе виртуального общения перцептивного и интерактивного аспектов, что значительно обедняет передачу опыта, знаний, навыков, являющихся опорой социального бытия людей, затрудняет освоение социальных ролей и функций.

Кроме того, усиливаются противоречия между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной; между потребностями личности в получении адаптивно-ценной информацией и широким разнообразием форм ее предоставления, что затрудняет ее отбор и вызывает когнитивный диссонанс, дезориентацию в противоречивых потоках информации .

Описанные обстоятельства неизбежно приводят к нарушениям на уровне самосознания каждого конкретного индивида, становлении образа конкретного «Я».

Сегодня большинство людей объединяются в сообщества для удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации себя как личности. Информационные сообщества раскрывают перед каждым человеком все больше возможностей реализовать свою субъектность, найти себя и свое место в обществе, но в обществе ирреальном, фантастически удобном, гипертрофированном. Большинство из этих возможностей представляют собой различные средства адаптации и самопрезентации себя таким, каким человек хочет, чтобы его видели, каким он будет удобен для других и принят ими. В мире виртуальных сообществ мы имеем возможность удовлетворять свои потребности в большей степени, чем в реальной социальной среде, чувствовать свою значимость и нужность, ощущать такую необходимую для полноценной жизнедеятельности востребованность другими людьми. На уровне самоощущений в виртуальном сообществе человек имеет возможность занять свою нишу, найти себя и иллюзорно удовлетворить большую часть своих потребностей. Это способствует тому, что в реальной социальной среде нарушается процесс включения индивида в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Подтверждением этому факту служат рост безработицы, алкоголизма, наркомании, суицидов и других негативных явлений, говорящих о крайних формах дезадаптации и десоциализации личности.

На самом деле описанные обстоятельства представляют собой не что иное, как глубокую нравственную проблему современной социализации и традиционного общества, которое утрачивает истинные корни своего духовного развития, которые постепенно становятся атавизмом нашего сознания в бесконечной гонке обеспечения «высокого» уровня жизни. В этих условиях нарушается одна из основных функций социализации - обеспечение преемственности в развитии, трансмиссии культуры из поколения в поколение, что сказывается на уровне общей культуры и духовности современного поколения. Кроме того, в современных обстоятельствах нарушается процесс становления человека как субъекта общественных отношений, активного субъекта деятельности, общения, самосознания. Именно поэтому в настоящее время существует острая необходимость решения проблемы формирования социальными институтами эффективных социализационных траекторий личности, а сам процесс социализации индивида превращается в специальную задачу современного социума.

Рецензенты:

Нескрябина О.Ф., д.филос.н., профессор кафедры журналистики Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 16.05.2013.

Библиографическая ссылка

Ростовцева М.В., Машанов А.А., Хохрина З.В. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-5. – С. 1282-1286;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31731 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Парменов Анатолий Александрович 2010

А. А. Парменов

О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕСТАБИЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Рассматриваются проблемы становления и формирования личности в современном обществе, содержание ее деятельности. Анализируются факторы, способствующие развитию личности, формированию нравственных качеств. Изучаются мотивы, ориентирующие направленность ее деятельности. Ключевые слова: личность, отчуждение, гуманизм, идеал, нравственность, развитие, общество, направленность, цель.

Abstract. The problems of genesis and formation of personality in modern society and the content of its activity are examined. The factors assisting in personality development and formation of its qualities are analyzed. The motives orientating the direction of its activity are studied.

Keywords: personality, estrangement, humanism, ideal, morality, development, society, direction, aim.

Современный этап жизни нашего общества предъявляет особые требования к человеку, его личностным качествам. Совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, мировоззрения, уровня образования и культуры зависит будущее страны.

Необходимость дальнейшего исследования проблем личности, разработки философских, педагогических аспектов ее становления и развития диктуется потребностями практики, возрастанием роли каждого человека в общественной жизни, возникшими перед обществом неведомыми ранее вопросами нравственного, психологического характера. Среди них: «Какие идеалы у современного молодого человека?» «С каких позиций подходить к вопросам нравственного воспитания?» «Как строить систему образования и связывать ее с воспитанием личности?» и др.

Без глубокого анализа этих вопросов, понимания перспектив их реализации сложно определить пути развития личности, содержание и характер ее деятельности.

Большинство исследователей рассматривают личность в двух аспектах: первый - влияние внешних воздействий на формирование и развитие личности; второй - внутреннее проявление, внутренние источники ее развития. Личность, с одной стороны, может характеризоваться как социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных социально значимых свойств. С другой стороны - как самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Л. С. Выготский писал, что личность возникает в результате культурного и социального развития .

С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему... человек, у которого есть своя позиция в жизни» . Он обращал внимание и на индивидуальные свойства, качества человека, детерминирующие его развитие.

Ж. Сартр определял человека как существо, которое устремлено к будущему и осознает, что оно проецирует себя в будущее .

Н. А. Бердяев писал: «Человек - малая вселенная, микрокосм... в человеке открывается абсолютное бытие, вне человека - лишь относительное» .

В философской, психологической, педагогической литературе представлено множество теорий, концепций, касающихся проблемы личности, ее развития в онтогенезе, социализации, формирования самосознания и т. д. На наш взгляд, недопустим односторонний подход к какой-либо теории, абсолютизация отдельной стороны в изучении личности, как это делают некоторые исследователи. Например, в книге «Агрессия» австрийский ученый К. Лоренц доказывает, что агрессия - врожденное влечение, а не ответная реакция на ситуацию. Он считал, что, если человек не обладает агрессивностью, он не индивидуальность.

Существуют экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна: есть высшие и низшие расы. Одна из последних «теорий» такого рода представлена американскими социологами

Н. Мерреем и Р. Херстейном в книге «Изгиб колокола» (1995). Они утверждают, что между белыми и черными сияет пропасть в пятнадцать пунктов «коэффициента умственного развития» (Щ). Отсюда сделаны выводы о пересмотре социальных программ помощи негритянскому населению. Книга вызвала оживленное обсуждение, и выяснилось, что она была подготовлена по заказу расистской организации. В ней не опровергнуто объяснение бедности и преступности неравными общественными условиями и недостатком образования.

Э. Фромм писал: «Пытаясь избежать ошибок биологических и метафизических концепций, нам следует опасаться столь же серьезной ошибки - социологического релятивизма, который представляет человека не более, чем марионеткой, управляемой нитками социальных обязательств. Права человека на свободу и счастье заложены в присущих ему качествах: стремление жить, развиваться, реализовывать потенциальности, развившиеся в нем в процессе исторической эволюции» .

Процесс становления личности - процесс сложный, полон противоречий. Личность развивается в обществе, среди людей. Но жить среди людей -это значит руководствоваться определенными принципами, правилами общения с ними, соотносить свое личное «Я» с общественными интересами. Однако зачастую цели, выбранные молодыми людьми, и пути их реализации не отвечают общественным интересам, нравственным нормам.

Формы поведения могут быть разными. Например, одни молодые люди, сталкиваясь с какими-либо трудностями, идут по линии наименьшего сопротивления, стараются приспособиться, бездумно следуют общим мнениям, модным тенденциям, т.е. выбирают конформистский путь. Другие - стремятся навязать свои нормы поведения, ценности. Не отвечающие общепризнанным нормам морали организуют молодежные группировки, деятельность которых противоречит не только нравственным нормам, но и нормам закона.

Личность - это определенный социальный тип, в котором выражаются наиболее существенные черты эпохи, общественного устройства, нации. Но вместе с тем личность обладает и относительной самостоятельностью, специфическими качествами по отношению к обществу как к целому. Особенность развития личности состоит в том, что воздействие на нее внешних факторов

преломляется в деятельности - профессиональной, общественной, научной и т.д. Именно в процессе деятельности человека формируются его личностные качества. Содержание, масштаб, интенсивность деятельности определяют и ее место, роль в социальной иерархии, и возможность достижения той или иной цели.

Подлинное богатство личности определяется такой жизнедеятельностью человека, когда, с одной стороны, общество обеспечивает ему максимальное удовлетворение материальных и духовных способностей, а с другой - сам человек, создавая условия для этого, наиболее полно реализует свои потенциальные возможности. То есть должна быть гармония интересов личности и общества. В современном обществе в нашей стране такой гармонии нет. Есть немало социально-экономических противоречий, требующих разрешения. Полноценное развитие личности возможно при соблюдении следующих условий:

Совершенствование отношений собственности;

Оптимальный состав чиновников в структуре государственной власти и его эффективная работа;

Борьба с бедностью, справедливое распределение материальных благ;

Профессионализация управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

Реальная передача собственности в руки всего населения страны и создание «среднего класса», который будет уравновешивать политические, экономические и нравственные процессы.

Конечно, соблюдение этих условий - длительный процесс. Важно, чтобы каждый гражданин видел, что государство делает все возможное для решения этих проблем. Развитие личности невозможно без преодоления различных форм отчуждения от общества. «Снять» отчуждение можно только в обществе, где осуществляются права личности: право на труд, образование и медицинское обслуживание; право на свободу мысли, совести, убеждений; право свободно участвовать в митингах и т. д.

Решение этих проблем будет способствовать нивелированию, оптимизации межличностных, межгрупповых отношений, совершенствованию форм общения, улучшению социального климата в обществе в целом. «Надо заботиться о том, - писал известный философ Э. В. Ильенков, - чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность» .

Формирование личности человека начинается в первые годы его жизни. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что это период развития личностных механизмов поведения. Именно в первые годы жизни у ребенка формируются основы его личностных качеств. Он усваивает формы поведения, благодаря которым в будущем становится субъектом социальной действительности.

Примерно в возрасте шести лет начинает формироваться самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Это все более явственно проявляется в общении со сверстниками и взрослыми. Важно учитывать следующие аспекты личностного развития в этом возрасте:

Развитие сознания и самосознания;

Эмоционально-чувственная регуляция поведения;

Характер отношений с людьми.

Сознание - высший уровень психического отражения. Оно характеризуется активностью, интенциональностью, способностью к рефлексии. На ос-

нове сознания формируется самосознание, благодаря которому индивид начинает оценивать себя как личность. Оценка, самооценка в структуре самосознания занимают особое место. Через оценку своих действий со стороны субъект осознает важность, социальное значение собственной деятельности.

На вопрос «Почему личность существует?» Гегель и Фихте отвечали: «Потому, что обладает именно самосознанием». Собственно понятие «Я» характеризует личность, обладающую самосознанием.

К. К. Платонов разделял личность на «минимум» и «максимум». Он писал: «Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», активно противостоящего «Не-Я». Когда ребенок первый раз скажет: «Я сам!» - он уже личность и противопоставляет свое «Я» другим «Не-Я». А «максимум личности» он относил к возрасту 15-17 лет, когда субъект вступает в систему социальных отношений, утверждает себя в группе.

На наш взгляд, правомерна точка зрения К. К. Платонова о двух этапах развития личности, о том, что личность начинается со второго скачка в развитии. Трудно представить личность сразу в готовом социальном виде, процесс ее становления длительный.

Юношеский возраст - это возраст активного «заражения» идеями, целями. В поисках смысла своего существования появляются размышления юношества о своем жизненном предназначении, о смысле жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий молодому человеку справиться с первыми жизненными проблемами, что особенно актуально в наше сложное время.

Какие идеалы у современной молодежи? Нужны ли они вообще? В чем смысл жизни? Эти и другие вопросы автор задавал студентам второго курса ПГУ, учащимся учебно-производственного комбината г. Пензы.

На вопрос «Нужен ли идеал человеку?» были получены разные ответы.

Большая часть студентов считает, что идеал не нужен. Вместе с тем многие боятся потерять свою индивидуальность (как они считают), если будут следовать идеалам.

Индивидуальность - это своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. Это нечто неповторимое. Ребята боятся потерять свою особенность и неповторимость. Сохранение индивидуальности они часто связывают с сохранением своей самостоятельности и независимости, имеющих в системе нравственных ценностей юношеского возраста особое значение.

Однако, несмотря на проблемы, трудности, с которыми встречаются молодые люди в нашем обществе, у многих остается естественное стремление к идеалу, о чем свидетельствуют их суждения. Может быть, некоторые из них готовы частично отказаться от своей самостоятельности ради «большой» цели?

В последние десятилетия в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Возможно, перед молодежью более остро стоит вопрос о выборе жизненного пути, о смысле жизни, чем у предшествующих поколений.

Интересно было узнать суждения студентов ПГУ и слушателей УПК о смысле жизни. Им была роздана анкета, составленная социологом В. Э. Чуд-новским. Всего было опрошено около ста человек. Из первой части анкеты

был взят вопрос «Чего, по Вашему мнению, в жизни больше - смысла или бессмыслицы?». На этот вопрос большинство (около 80 %) ответили, что бессмыслицы. Ответы юношей и девушек распределились примерно одинаково.

Критическое отношение большого числа опрошенных к действительности нельзя объяснить только присущим их возрасту максимализмом. Это отражение в их сознании и социальных, и, в большой степени, моральных сторон нашего бытия. Особенность морали состоит в том, что ее требования опираются на силу общественного мнения, она содержит ряд общих положений, связывающих людей. В духовном мире личности они отражены в ведущих нравственных категориях: добро и зло, справедливость и несправедливость, жадность и альтруизм и т.д. Основное содержание данных моральных представлений и определяет оценку школьниками, студентами социальной жизни и их поведение в семье, школе, вузе, в способах проведения досуга.

Вместе с тем осознание тех или иных проблем в сфере нравственных отношений, не отвечающих естественной сущности человека, может способствовать поиску, выбору юношами и девушками образцов, идеалов, согласно которым они планируют следовать и строить свое поведение. Конечно, этот выбор может быть и ошибочным, но само стремление к преодолению негативных явлений является существенным импульсом выбора правильных нравственных норм. Это лучше, чем пассивное созерцание.

Приведем в этой связи высказывание С. Л. Рубинштейна о способах человеческого существования: «Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем - подруги, учителя, затем муж, дети, и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее - это решающий поворотный момент. Сознание выступает здесь, как. выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. От такого итогового, обобщенного отношения к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации» .

Именно «второй способ существования», когда человек рефлексивно начинает познавать жизненные процессы, явления, давать им нравственную оценку как бы независимо от «включения в жизнь» со стороны, свидетельствует о его личном самоопределении, желании преодолеть «бессмыслицу» жизни.

В юношеском возрасте лавина жизненных впечатлений начинает интенсивно проходить фильтр собственного сознания, еще хрупкого, бедного опытом восприятия мира, но стремящегося к индивидуальному осмыслению мира, к самоанализу. Отсюда и напряженность внутренней жизни молодого человека. Он начинает замечать противоречия действительности, которых в обществе много, создает свои идеальные образцы, задумывается над своим местом в обществе. До конца понять эти противоречия он еще не может, поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы.

Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных от-

резков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений) - необходимая психологическая предпосылка постановки перспективных проблем. Реализация перспективных целей в этом смысле есть движение к идеалу, к личности, которой присущи такие качества, как честность, порядочность, мужественность и т.д. В своем целостном виде эта личность образует единство сознания и деятельности моральных, этических, эстетических и иных качеств, связанных между собой. Перспективные цели развития личности, ее нравственного воспитания органически сочетаются с необходимостью подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, умению адаптироваться в обществе.

Проблема смысла жизни, достижения цели - это не только мировоззренческая проблема, но и вполне практическая. Решение этой проблемы содержится не только внутри человека, но и в окружающем мире, где и раскрываются его способности, деятельные потенции. Содержание и характер деятельности могут соответствовать или не соответствовать моральным, общественным нормам. Возможны два варианта:

Личность принимает общественные нормы, образцы и ведет себя соответственно этим нормам;

Личность отвергает общественные нормы, правила и действует по своему усмотрению.

Это обычные варианты. На практике все сложнее, поскольку норма и поведение - особенно сложное соотношение в жизненной практике.

Норма как осознанная необходимость - первый вариант. Второй - норма, внешне принятая, но не признаваемая. Субъект может действовать, нарушая нормы морали, законы (насколько это возможно), но делает это, представляясь в качестве добропорядочного гражданина. Третий вариант - деятельность, не отвечающая нормам морали и даже нормам закона, с целью достижения сугубо личностных интересов, собственного «успеха». То есть в этом случае знание норм и знание поведения не совпадают. Человек знает эти правила, нормы, но нарушает их. Причина в том, что те или иные нормы, требования являются в его понимании препятствием для достижения цели и теряют для него личностный смысл.

Если человек считает, что «все средства хороши» для достижения цели, и в процессе своей деятельности нарушает законы (насколько возможно), нормы морали, интересы других людей, ущемляет их права, то это равнозначно отношению к другим людям как к средству, как к орудию ради достижения сугубо личных интересов. Если такой вид деятельности закрепится в общественном сознании, будет приниматься за правило, норму в отношениях между людьми, то границы между такими общечеловеческими понятиями, как «добро» и «зло», «правда» и «ложь», будут стираться. Это может привести к деградации моральных ценностей, деформации личности. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является формирование личности, способной не только принимать решение, но и нести ответственность за свой выбор. Важно, чтобы человек хотел действовать согласно гуманистическим нормам, общечеловеческим принципам. Это важнейший этап закрепления нравственных начал. На это обращали внимание многие известные ученые: А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Л. И. Божович и др.

Л. И. Божович выделяла два основных критерия, которые характеризуют человека как личность. Первый: человека можно считать лично-

стью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно: если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. Второй критерий: способность к сознательному руководству собственным поведением. Оно осуществляется на основе осознанных мотивов и принципов и предполагает сознательное соподчинение мотивов.

Проблема современного общества в том, как может формироваться личность, отвечающая этим критериям, если, к примеру, побуждения юноши не отвечают тем ценностям, тем нравственным нормам, которые формировались в течение многих лет. Будет ли он «преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого», если в общественном сознании эгоизм, индивидуализм и т.д. имеют первостепенное значение. Индивидуализм, чувство собственности становятся господствующими в нравственном мире. Противопоставление личного общественному все более становится нормой общественного сознания, ориентация на общественные ценности уходит на второй план.

«Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть. воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности», - писал в ХХ в. австрийский ученый В. Франкл . Проблема ответственности особенно актуальна в настоящее время. Целью воспитания сегодня является формирование личности, способной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.

Развитие личности, формирование ее взглядов, моральных норм, связано не только с непосредственным окружением, т.е. с «микросредой», но и с воздействием общественной среды в целом. Государственные учреждения, общественные организации непосредственно влияют на человека, формирование его взглядов, убеждений. Особенно большое влияние на сознание людей, их мировоззрение оказывают средства массовой информации (СМИ). Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и мире, представленная в СМИ, прочно откладывается в сознании людей, особенно молодежи, приобретает устойчивый характер и часто принимается как истина без серьезного осмысления. Фактически СМИ выступают активным субъектом социальной политической жизни, имея возможность прямо обратиться к населению, минуя такие социальные институты, как семья, школа, партия и т.д., человек становится простым потребителем информации, не пытаясь зачастую достаточно полно вникнуть в ее содержание, смысл.

Огромное влияние СМИ оказывают на эмоции человека, особенно молодежи. Эмоциональное воздействие в каких-то ситуациях может стать доминирующим фактором, определяющим поведение личности и ее отношение к чему-либо. Такое отношение выражает не только логическую оценку какого-либо явления как целого, но также и принятие его миром чувств человека. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления ценности явлений, событий и отодвигая на второй план объективную, истинную сторону этих событий, могут стать причиной неадекватной оценки человеком реалий социальной жизни и проявляться в его практической деятельности.

Дети, которые часто смотрят передачи, где много сцен насилия, жестокости, склонны примириться с этими негативными явлениями, считая это нормой, и рассматривают их как интегральную, неотъемлемую часть общества. В сознании детей возникает неверное, деформированное понимание об-

щечеловеческих норм, моральных ценностей. В последующем это может негативно сказаться на его личностном развитии.

В формировании личности, способной лучше адаптироваться к нынешним условиям, важно учитывать следующие принципы:

Создание благоприятных условий для развития личности;

Дать сумму знаний и научиться пользоваться ими (в школе, вузе);

Развитие потребностей в индивидуальной самореализации;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для приобретения уважения среди сверстников (в школе, вузе), среди коллег в трудовом коллективе;

Формирование чувства собственной значимости, воспитание чувства собственного достоинства у каждого человека.

Следование этим принципам, нормам позволило бы успешно решать многие проблемы воспитания и развития личности.

Личность всегда проявляет и реализует себя через сложную многоуровневую систему социальных отношений, и изучение социальнопсихологических механизмов воздействия этих отношений на личность, их философский анализ, позволяет выявить сущностные стороны ее развития.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 3.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1946.

3. Сартр, Ж. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. - М., 1989.

4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М., 1989.

5. Фромм, Э. Характер и социальный прогресс / Э. Фромм // Психология личности. - М., 1982.

6. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? - М., 1984.

7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.

8. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович. - М., 1981.

9. Франкл, В. В поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990.

Парменов Анатолий Александрович

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Пензенский государственный университет

Parmenov Anatoly Alexandrovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy. Penza state university

E-mail: [email protected]

УДК 130.1 Парменов, А. А.

О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе / А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 70-77.

  • Симонович Николай Евгеньевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ТИПЫ ЛЮДЕЙ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В периоды обострения противоречий между государствами и людьми происходят глобальные перемены в сознании личности. В настоящее время на одной плоскости столкнулось много поколений людей с разным жизненным опытом, уровнем образования и системой жизненных ценностей. Это вызывает непонимание между ними и приводит к шоковому состоянию перемен в их устоявшейся жизни, вызывая стресс и неприятные чувства, потеря у многих людей старшего поколения социального статуса, потеря прежних друзей и знакомых, непонимание в семье между детьми и родителями, изменение системы ценностей, потеря личной идентичности).

  • Формирование интеллектуального и эмоционального капитала человека: психологические аспекты
  • Причины побега осужденных из исправительных учреждений: психологические факторы

Симптомами такого культурного и социального шока становятся депрессия, неуверенность в себе, повышение социальной напряженности в обществе. Проведение внутренних реформ и преобразований во всех областях жизни населения страны, невозможно без учета нового геополитического положения России и новых мировоззрений людей . Ведь для одной группы людей государство, новое время перемен, народ и природные богатства представляют возможность получить сверхдоходы и прибыль, власть и высокий социальный статус в обществе. Для таких людей возможность обогащения выше морали и права. Для них не существует ничего личного кроме обогащения и бизнеса. Идеи, убеждения, нравственные заповеди для таких людей становятся средством для приобретения материальных благ. .

При этом движущим мотивом для них являются слава, желание стать выше других на социальной лестнице. Они считают себя лучше других, успешнее и общественное мнение их мало заботит и волнует. Их энергия, честолюбие направлены на коммерческую, интеллектуальную и политическую деятельность. . Такие личности привыкли во всем на самих себя и умеют манипулировать другими людьми, убеждать и нравиться своим партнерам по бизнесу и общественной деятельности.

Преуспевающие люди отличаются от других по следующим признакам:

  1. У них хороший запас физической и духовной энергии, жажда жизни и деятельности. Для них не существует слов: «Не могу». Они живут по принципу: «Могу преодолеть все». [ 4, С. 48].
  2. У них очень высокая мотивация к повышению качества жизни своей и близких им людей. Стремятся к активному долголетию и планируют свою жизнь на десятки лет вперед.
  3. Они испытывают жажду риска и непрерывной деятельности.
  4. Им присуща вера в свои собственные силы.
  5. Отсутствие страха перед будущим, наличие хорошего образования и природной смекалки и житейской мудрости.

Такие люди в условиях перемен чувствуют себя, как рыба в воде и они всегда готовы к инновационным преобразованиям и креативному принятию решений. .

Это, в первую очередь, молодые люди, детство, юность и взросление которых пришлось на постперестроечное время. Другой жизни они просто не знают, и это позволяет им двигаться к намеченной цели, не оглядываясь назад, и не сверять свой путь с прожитыми годами. Они воспитывались вовремя, когда зарождалось новое поколение людей, поколение потребителей. Молодые люди легко переносят социальные перемены в жизни, переход общества на новый качественный технический уровень и всегда готовы к обучению и получению новых знаний. Они не почивают на лаврах. .

Совершенно другой тип людей живет и работает по старому принципу. Их девиз: «Жить только по правде и по совести». Для них высшими ценностями являются добро и честность. Они не умеют и не любят рисковать своей жизнью, стабильностью и спокойствием. . Свой личный успех и благополучие они видят только в успехе и благополучии общества. Данная категория людей полагается на своих руководителей, родителей, старших в семье, партийных лидеров, начальников. У них на первом месте духовное начало, а материальное их мало волнует, живут они по принципу достаточности, а деньги для них являются средством для жизни и решения насущных проблем. . Такие люди в своей жизни обходятся только необходимым, они неприхотливы в быту и никогда не желают перемен в жизни и работе. Для них стабильность и спокойствие важнее всего. При малейших переменах в своей жизни они впадают в отчаяние, страх и депрессию. [ 9, С. 593].

Массовой болезнью в современном обществе становятся беспокойство и страх, неуверенность в завтрашнем дне, плохое самочувствие.

Как же пережить этот период социально – культурного шока, сохранив при этом здоровье, душевное состояние и сохранив высокий моральный дух? [ 10. С. 14].

Мы видим преодоление социально – культурного шока в три этапа:

  1. Вначале люди испытывают радость инновационных и социальных перемен. Они искренне радуются свободе, стиранию привычных стереотипов в общественной и личной жизни. .
  2. Потом все эти радостные чувства уходят на второй план. Происходит отрезвление и появляется ощущение, что жизнь сама по себе ничего даром не дает. При переменах тоже надо трудиться и обеспечивать себя и своих близких. Необходимо надеяться только на самих себя. Добрый дядя ничего даром не даст. Тогда у людей появляется страх перед будущим своим и своих детей, тревога, депрессия и фрустрация. . Общество распадается на бедных и богатых, разрыв между ними с каждым годом растет, и противоречия тоже нарастают.
  3. Когда два этапа удастся преодолеть, то через какое-то время наступает чувство уверенности, защищенности, удовлетворения и вера в будущее.

Социальная нестабильность проявляется, в первую очередь, на личностном уровне, повышается тревожность, теряется социальная идентичность личности. Появляются противоречия между желанием сделать жизнь лучше для других, сохраняя высоким свой уровень жизни. [ 13, С. 90].

Необходимо учитывать и знать, что успешный человек уверен в себе, он расчетлив, целеустремлен, готов к переменам и хочет сделать жизнь лучше для себя, своих родных и близких. Такая личность всегда достигает поставленные цели, реализует свои замыслы и намерения. [ 14, С. 31].

Преуспевающий человек обладает позитивной энергией, направленной на преобразования и решения всех стоящих перед обществом и лично перед ним насущных задач. [ 15, С. 101]. Как правило, он творчески подходит к своей жизни, трудовой деятельности и его особенности тесно связаны с мотивационной и эмоционально – волевой сферой.

Творческий человек отличается от других людей, порой вызывая непонимание и недоумение со стороны даже самых близких людей. Активность такого человека направлена на преобразование и приспособление к окружающей среде и действительности. [ 16, С. 310]. При этом он вынужден пройти социальную адаптацию к установлению равновесия между ним и социальной средой, приспособленности к ее нормам и требованиям, признать и принять систему ценностей новой среды.

Если личность не проходит социальную адаптацию, то у него возникают стрессовые состояния такие, как напряжение между личностью и сложившейся ситуацией . Тогда у него ухудшается социальное самочувствие, появляется тревожность, появляются тревожные ожидания перед будущим.

Это вызывает ухудшение качества жизни, а значит и ее продолжительности. Все это связано с состоянием здоровья, значительными затратами на лечение людей, руководства и населения в целом. .

Рекомендуем заранее готовиться психологически и материально к планируемым преобразованиям и изменениям в жизни заранее до их наступления, необходимо увязать с повседневной жизнью человека, с его личными планами, ценностями, целями и интересами. Во всем этом личность занимает центральное место и ради нее проводятся все мероприятия. Рекомендуем задуматься человеку и создать модель будущего и выйти за привычные временные рамки. Например, задуматься над своим будущим и представить себя восьмидесяти летним человеком и задать себе следующие вопросы:

  1. Кто я такой? Ответить можно по-разному. За это время произошло много событий. Человек состоялся или не состоялся как специалист, отец семейства, как личность, как гражданин своей страны. Что полезного он сделал для себя, для своей семьи, как воспитал своих детей, что сделал для укрепления мощи своего государства? [ 19, С. 564].
  2. Что не смог сделать и почему. По какой причине, кто в этом повинен?
  3. Чем он может помочь своим детям, внукам, в чем может быть полезен своему государству?
  4. Сможет ли он применить ранее полученные знания или необходимо скорректировать свои возможности в соответствии со своим возрастом и накопленным опытом?
  5. Какую переподготовку, какую профессию необходимо получить дополнительно к данному времени, с учетом возраста? [ 20, С. 443].
  6. Востребован ли он и его умения, знания и опыт молодыми специалистами, руководителями нового направления и нового современного мышления?
  7. Знание коммуникационных технологий и умение применять их для работы и в повседневной жизни?
  8. Чему может научить своих внуков, какой опыт может им передать и будет ли интересно внукам общаться с ним на досуге?
  9. Какое состояние здоровья на данный период? Чтобы быть в хорошей физической форме необходимо на протяжении всей жизни вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой для тела, а также проходить ежегодную диспансеризацию и заниматься профилактикой здоровья. Необходимо разработать правильный и сбалансированный рацион питания и естественно надо искоренить все вредные привычки.
  10. Какой образ жизни ведет человек в своем нынешнем возрасте?
  11. Кто окружает его и с кем он общается и дружит? К этому возрасту окружение кардинально меняется, многих ровесников по понятным причинам нет рядом, привычный круг общения распался. Чтобы не быть одиноким человеку необходимы коммуникации и общение с окружающими его людьми. [ 21, С. 447]. Оно должно быть приятным, легким и не навязчивым. Как достичь этого и что для этого надо знать? Когда человек открыт, любит окружающих его людей и желает им добра, счастья и успехов в жизни и работе, то ему отвечают взаимностью. Это дается нелегко, путем систематической работы над собой, путем самообразования и самосовершенствования своего тела, духа и знаний о жизни современных людей. Если человек задумается над этим еще в молодые годы, то он поставит для себя реальную цель, выберет правильный путь и смоделирует свое будущее. Это будет его главная цель в жизни, стать востребованным на протяжении многих лет жизни.
  12. Для достижения поставленной цели человек решает повседневные задачи осознанно и уверенно движется вперед. Социальное самочувствие у него хорошее, ожидание старости связанное с тревожным ожиданием не известности и качество жизни повышается. В результате продолжительность жизни увеличивается как физической, так и творческой. Самое главное во всем этом моделировании то, что человек остается востребованным на протяжении всей своей жизни и в любом коллективе он будет желанным работником и наставником для молодых специалистов. Главное понимать, что советы надо давать тем, кто в них нуждается, а учить надо тех, кто хочет учиться. Тогда можно без конфликтов и противоречий передать накопленные знания и свой богатый опыт жизни с пользой для себя и для общего дела. При такой ситуации конфликт поколений сводится до минимума и социальный статус взрослого человека повышается, а его самочувствие повышается от чувства выполненного долга. Надо также учитывать и то, что не все и не во всем должны меняться.

Главное, чтобы все люди смогли дополнять друг друга при решении поставленных задач перед обществом и перед личностью, в частности.

Инновации, креативное мышление молодого поколения в сочетании с мудростью и опытом старшего поколения дадут потрясающие результаты. В жизни и деятельности людей необходима преемственность поколений. Самое главное - правильно распределять социальные роли между всеми поколениями людей, в соответствии с их личностными особенностями.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского.2015. С. 222-223
  2. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584-592.
  3. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188-189.
  4. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  5. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева.2013. С. 142-144.
  6. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48-49.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста Москва, 2016
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  9. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592-594.
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  12. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82-92.
  14. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально- психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30-34.
  15. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Моделирование эффективной системы управления предпринимательскими структурами В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Г. Б. Клейнера. 2014. С. 101-102.
  16. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: социально – психологические аспекты Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308-311.
  17. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность регионов Российской Федерации Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40-44.
  18. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  19. Симонович Н. Е. Психологический портрет современной молодежи Novaifo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 563-566.
  20. Симонович Н. Е.. 2017. Т. 2. № 58. С. 442-445.
  21. Симонович Н. Е.. Т.2. № 58. С. 445-450.