Основные понятия финансового портрета студента. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА РОССИИ

Введение

В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.

Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.

Социально-экономическое положение студента

Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия проживания, уровень дохода).

Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).

Таблица 1 .

Возрастная динамика студентов

Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе - это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).

Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% - мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.

Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% - спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% - имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% - о высшем образовании.

Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% - в районных центрах, еще 24,1% - в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% - в селах или деревнях.

Основная масса студентов живет в отдельных квартирах - 73,9%, 20,2% - в частных домах, 4% - в коммунальных квартирах.

Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, - 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.

85,9% студентов - холостые, женаты (замужем) или разведены - 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.

Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.

Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях - 69,5%, несколько меньше - 19,6% - работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, - 10,3%; в 2005 г. их было 25%.

Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование - 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.

Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью - 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее - 17,4 % и неполное среднее - 2,6%.

По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:

55,2 % - средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);

40% - уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);

0,1 % - низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);

3,3 % - ниже среднего;

1,5% - высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).

Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.

Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров - нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.

По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой - крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы - 6,5%; средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры - 20%; базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса - 60%; низший слой - малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные - 7%; «социальное дно» - 5%.

Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.

Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% - низкий уровень семейного дохода.

Психологические характеристики студентов

Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость, способность к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний. Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру; надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5% студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о том, что основная масса поступивших - лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики - 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются политикой только 13,2% от всех опрошенных.

Основная масса студентов легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения.

Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студе н тов

Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ - это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения - повышение уровня образования - была названа 37,5% опрошенных.

При поступлении студентов привлекают доступность образования - 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения - 37,8%; гибкий график обучения - 31,3%; высокое качество обучения - 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.

Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии - 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение - 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.

В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).

Таблица 2

Назовите средний балл Вашего школьного аттестата

Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.

Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).

Таблица 3

Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени б а калавра

Таблица 4

Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является для Вас до с таточным

Весьма привлекательной оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.

Возросли научные установки и интерес к исследовательской работе у студентов набора 2008 г. (табл. 5).

Таблица 5 Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование для получения ученой ст е пени

Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства (табл. 6).

Таблица 6

Считаете ли Вы, что диплом создаст для Вас в будущем осн о ву для у с пешного трудоустройства и карьеры

Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.

Студенты большей частью (60%) ориентированы на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2008 г. выглядит следующим образом (табл. 7).

Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.

Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Таблица 7

Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать

Большей части студентов высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством - 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии - только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.

Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.

Хотя институты, университеты и академии продолжают ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 2002 г. в 2008 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.

В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.

Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.

Список использованной литературы

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.

2. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.

3. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.

4. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.

5. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.

Время бежит, люди меняются, и социальный портрет студента 21-ого века претерпел серьезные изменения по сравнению со среднестатистическим студентом конца прошлого тысячелетия.

Студент конца 20-ого века – школяр, едва окончивший школу. Сегодня же за парту не стесняются садиться и те, кому уже перевалило за 40. Причем представителей мужского пола в аудитории стало гораздо больше, чем женщин.

И если студентов прошлых лет чаще можно было встретить в каком-нибудь баре, чем на лекции, то на сегодняшний день все обстоит с точностью на оборот.

И это только верхушка всех отличий, которые выделяют нынешний социальный портрет студента.

Социальный портрет студента заочника

Так, к примеру, сегодня как никогда актуальна заочная форма обучения. И не потому, что современным студентам лень ежедневно посещать лекции. Просто они не только учатся, но и работают. У них семья и дети.

Возрастная категория заочников очень разнообразна. Примерно от 24 до 45 лет. И самое интересное, что отдают предпочтение эти студенты таким специальностям, как «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Социальные науки», «Экономика и управление».

Если в период кризиса, в который впала Россия после перестройки и развала СССР, дипломированные специалисты оказались на улице, а высшее образование не гарантировало хорошей работы, то сегодня все поменялось. Отсюда и существенный спрос на заочную форму образования у старшего населения страны.

Что же представляет собой сегодня портрет очника?

В сущности, социальный портрет студента очника и заочника имеет много общего, но и немало отличий.

Посудите сами, хоть средний возраст современного студента очника (от 20 до 22 лет) существенно отличается от заочника, и те и другие в свободное от учебы время предпочитают работать. Просто одни работают в дневное время, а другие в ночное.

Большинство студентов очников холосты, но это не значит, что все заработанные деньги, они тратят на свои удовольствия. Зачастую родители современного студента заочника не имеют возможности полностью материально обеспечить своего отпрыска. Вот и вынужден студент очник отправиться на подработку, чтобы оплатить себе жилье, учебу, питание, а иногда даже и помочь родителям.

Если студент проживает в том же городе, в котором учится, то но не торопиться скорее вырваться из отчего дома, а предпочитает жить с родителями. Так проще выжить в современном мире.

И даже не смотря на то, что большинство студентов вынуждены работать после лекций, они отличаются хорошей успеваемостью. Многие из них, мечтают учиться на бюджетной основе и получать хорошую стипендию. Причем кое-кто, окончив обучение и получив диплом, не спешит покидать стены родного ВУЗа, а стремятся получить звание кандидата наук, или даже доктора.

Таким образом, перед нами предстает образ пусть и молодого, но уже серьезного, ответственного и целеустремленного студента с высокой самооценкой.

Кобзева Наталья Ивановна 2011

УДК 159.922.6:316.61:378

ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Кобзева Наталья Ивановна,

старший преподаватель кафедры культурологии

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

natascha. [email protected]

Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента, как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию - огромная сила студенческого возраста.

Ключевые слова: студент; образование; социально-психологический

портрет; интеллект; ценности.

AGE AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODERN STUDENT’S PORTRAIT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGH SCHOOL Natalya Kobseva,

senior instructor of the culture department

Orenburg State University, Orenburg, Russia natascha. [email protected]

Age and social-psychological peculiarities of the modern student’s educational process in the High School are analyzed in this paper. The student’s portrait as a

person of the sensitive development period is formed on the base of the received information. The development of intelligence and personality, ability to training, continuous self-education is a great strength of student age.

Keywords: student; education; social-psychological portrait; intellect; values.

Современные студенты образовательного процесса вуза - это молодые люди, которые обладают возможностями последующего интеллектуального развития и отражают важнейший умственный потенциал современного общества, образуя особую социальную группу - студенчество.

Рассмотреть особенности студента как особой возрастной и социальнопсихологической категории нам помогут исследования психологической школы Б.Г. Ананьева и работы Л.С. Выготского, В.Т. Лисовского, В.А. Якунина и других. Подбор большого эмпирического материала наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений ученых позволяет характеризовать студента как формирующуюся всесторонне развитую личность и как человека сенситивного периода развития.

Студенческий возраст является отражением ранней взрослости. Сам термин «взрослость» многолик. Известный советский психолог Б.Г. Ананьев справедливо отметил, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по времени не совпадает .

Студенчество характеризует этап индивидуализации и совпадает с периодом кризиса поздней юности. Кризис перехода к взрослости включает в себя:

1. Кризис рождения, то есть вхождение в новый образ жизни, принятие ценностно-значимых общественных форм деятельности;

2. Кризис фактического разрыва идеала и реальности, который необходимо преодолеть практическим путем в процессе самоопределения.

Этап индивидуализации - особо значимый этап духовной жизни молодого человека, он связан с поиском своего места и роли в обществе, с выработкой собственного мировоззрения, с принятием определенных ограничений, с определением своей уникальности и творческой инициативы.

По словам доктора педагогических наук Г.А. Мелекесова «Студенческий возраст - это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни» .

В студенческом возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер. Найти себя, собрать из мозаики о себе собственную идентичность становится для молодых людей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задуматься над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность - целостное, связанное представление о себе .

Согласно мнению Б.Г. Ананьева, именно на студенческий возраст приходится один из главных сенситивных периодов в развитии способностей, а вместе с тем и наибольший процент самых высоких коэффициентов умственного развития.

Сенситивный период представляет собой этап наибольшей пластичности функций, восприимчивости ее к внешним влияниям.

Говоря, о концепции сенситивных периодов в отечественной психологии доминирующей является концепция предложенная Л.С. Выготским. Автор описывает данный феномен в контексте понятий: «чувствительность»,

«оптимальный срок обучения» .

Проблему сенситивных периодов студенческого возраста необходимо разрабатывать специально и наиболее подробно, так как данная фаза

возрастной сенситивности мало изучена и может стать предметом специальных исследований.

Анализируя данный феномен, мы пришли к выводу, что в понятии возрастной сенситивности гармонично переплетаются биологический, социальный и психологический факторы возрастного развития, которые являются качественными сторонами характеристика студента как неотъемлемого представителя образовательного процесса вуза.

Студент, как и каждый отдельный человек, имеет социобиологическую природу. Важной ее составляющей является ценностно-мотивационная

готовность к принятию внешнего воздействия, то есть наличие у студента внутренней осознанной установки на принятие внешнего воздействия, доброжелательное отношение к «раздражителю», желание пополнять

начальный багаж знаний, навыков, наличие определенных умений и

способностей в конкретной области науки и деятельности.

Серьезная педагогическая задача вуза - оказать молодым людям своевременную, психологически обоснованную, эффективную помощь и поддержку в оптимально-удобный период неврологической готовности студента. Учащийся вуза нуждается в общении, совете и разъяснении, наглядном примере. Необходимо стимулировать его познавательные интересы, приобщать к научному творчеству, выработке собственного мировоззрения, плавно вводить в мир практических проблем разных видов деятельности.

Образовательный процесс вуза для студентов выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости. Развитие интеллекта и личности,

способность к обучению, постоянному самообразованию - огромная сила студенческого возраста.

Студенческие годы с социально-психологической и психологопедагогической позиций, представляют собой многоканальную структуру формирования личности. Студент как особый субъект учебной деятельности за

время обучения проходит три стадии самостановления: адаптация,

самоопределение, персонализация.

Успешная адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

В результате проведенных исследований доктор социологических наук, профессор А.А. Козлов разработал типологию студенческого контингента в зависимости от систематичности работы и как следствие процесса адаптации:

1. Студенты с высоким уровнем систематичности работы. Им

присущи развитые деловые навыки, и поэтому они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.

2. Студенты со средним уровнем систематичности работы. Трудовые

навыки у них довольно полно, хотя неравномерно развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели успеваемости имеют ниже, чем студенты первого типа.

3. Студенты с низким уровнем систематичности работы.

Характеризуются слабым включением в учебный процесс, с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный характер. Успеваемость, как правило, ниже среднего .

Качественными психолого-педагогическими новообразованиями студенческого возраста являются: самосознание, самооценка, внимание к личному внутреннему миру, интерес к самому себе как части социума и способность понимать других людей. В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле собственной жизни, о предназначении и роли человека в мире, о собственном Я в настоящем и будущем.

Студент в процессе организации своей жизнедеятельности выступает как «самонаводящаяся», «самоорганизующаяся» (синергетика) система, характеризующаяся способностью вырабатывать себе цель, поведение, «Образ Мира» и способы деятельности.

В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период активного развития нравственных и эстетических чувств, формирование мировоззренческой позиции, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные. При этом формируется новое мышление студента - это современное видение мира, четкая мировоззренческая позиция. Это гуманизация общественной жизни, стремление к нравственному возрождению.

Самостоятельное, нравственное и ответственное поведение предполагает наличие у студента определенных качеств:

Высокий уровень сознательности;

Умение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах;

Способность устанавливать контакты с другими людьми;

Привычка управлять своим поведением;

Способность принимать ответственные решения.

Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально гуманные решения. Совершать морально достойные поступки.

Сегодня, в эпоху усложняющихся духовных и нравственных проблем, общественная мораль только тогда становится силой, когда проникает в мир личности студента. Решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей.

Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента -важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости.

Нравственное воспитание предполагает выработку у студента ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.

Студенческая молодежь - значимая социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой - выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.

Психологическая особенность студенческого возраста - устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода - стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее.

Ценностное самоопределение личности студента в процессе образования, согласно исследованиям доктора педагогических наук А.В. Кирьяковой, осуществляется поэтапно:

I. Присвоение ценностей общества личностью: процесс становления у студента собственного мировоззрения, «Образа Мира» как результат ценностных механизмов: поиск - оценка.

II. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей: базируется на субъективном мнении студента, на его идентичности. В результате формируется «Образ Я»: «Я - реальное», «Я - идеальное», «Я -концепция», являясь отражением ценностных механизмов: оценка - выбор.

III. Проектирование и построение своей жизненной позиции на основе знаний, норм и установок общества: завершающая фаза процесса

формирования ценностных ориентаций студента, которая обеспечивает становление жизненных позиций, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор - проекция .

В процесс формирования ценностных ориентаций студент замыкает «цепочку ценностных механизмов» (поиск - оценка - выбор - проекция), результатом которой является социально зрелая личность: становление

жизненных позиций студента, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор - проекция.

Стартовой базой для формирования энергичных, социально ответственных, с устойчивой гражданской позицией молодых людей, являются наука и образование. Таким образом, основные виды ценностей должны быть включены в систему образования. При этом ценность знания будет представлена разными ориентациями на образование: престиж вуза, престиж специальности, получение диплома, престижная работа, общение со сверстниками, приобретение багажа знаний и так далее.

Для студента главным занятием его жизни является учебнопрофессиональная деятельность. Поэтому показатели отношения к учебе, ее успешности, мотивы учебной деятельности - это важнейшие критерии социального становления личности.

В процессе развития и становления социально зрелой личности наблюдаются изменения ценностно-мотивационных ориентаций студента. Согласно мнению И.А. Зимней, так как студент выступает в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности, то следует выделить два типа мотивов характеризующих данную деятельность:

1. Мотив достижения.

2. Познавательный мотив .

Социолог Е.В. Щепкина в результате историко-социологического исследования мотивации студентов при МГУ отмечает, что:

Среди мотивов учебы в 20-40 годы выделялась тяга молодежи к

знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний;

В 50-60 годы - в эпоху тотальной индустриализации мотивы

базировались на техноразуме;

В 70-е годы ведущим был мотив получения профессии;

В 80-е годы высоко ценилась возможность заниматься интересной

В начале 90-х годов лидирующим мотивом стало желание просто

получить диплом об окончании вуза;

Уже в 1994 году структура мотивов меняется. Ведущими становятся ценности быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%) .

Отметим, что современное поколение студентов сильно отличается от своих предшественников. Современные студенты выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социальноэкономических реформ. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, и в тоже время восприимчивостью к их негативным компонентам. Исходя из этого, ценностномотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие, в то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) занимают низший уровень значимости в жизни современного студенческого общества.

Несомненно, возникает необходимость в моделировании ценностномотивационных ориентаций студента. Очень важной на сегодняшний день и в период вузовской подготовки является ориентация на успех в жизни -профессиональная направленность студента.

Согласно проведенным исследованиям Н.В. Климко (г. Казань) по выявлению мотивации учащихся вуза на достижение успеха и на избежание неудач: мотивация к достижению успеха диагностируется у 55% студентов, мотивация к избеганию неудач - 0%, мотивация ярко не выражена у 45%. У большинства студентов ориентация на достижение успеха позитивна. Личности такого типа инициативны, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени и направлять все усилия на достижение конструктивных, положительных результатов. .

Важно задуматься об усилении диалогичности обучения, воспитания и профориентационной работы, специальной организации психологопедагогического взаимодействия, возможности создания условий для студентов отстаивать свои взгляды, цели, задачи, жизненные позиции в образовательном процессе вуза. Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет осознать носителем общественных ценностей, а в итоге социально полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью.

Таким образом, в статье определен возрастной и социальнопсихологический портрет современного студента образовательного процесса вуза как многогранная, динамичная, восприимчивая, предприимчивая, креативная личность.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев; под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384с.

2. Мелекесов, Г.А. Аксиологизация педагогического образования студентов: монография / Г.А. Мелекесов. - Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. - 170с.

3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 352с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536с.

5. Козлов, А.А. Молодой человек: становление образа жизни / А. А. Козлов, А.В. Лисовский. - М.: Политиздат, 1986. - 168с.

6. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 384с.

8. Щепкина, Е.В. Социологические исследования мотивации поступления в вуз / Е.В. Щепкина // Образование, общество, бизнес - новые грани исследования. - М.: НИИВО. Деп.№77-95 от 26.XII.1995. - Объем 1,0 п.л.

9. Климко, Н.В. Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе / Н.В. Климко // Педагогическое образование и наука. - 2008, №7. С.46-49.

Рецензент:

Кирьякова Аида Васильевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета

  • Ткачева Виктория Алексеевна , бакалавр, студент
  • Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В.Г. Белинского
  • СТУДЕНТ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

В статье рассматривается морально-психологический портрет современного студента, анализируется процесс адаптации студентов к условиям университета. Обращено внимание на межличностное взаимодействие студенческой молодежи, факторы эмоционального и субъективного характера, влияющие на ход всей учебно-познавательной деятельности студентов.

  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Актуальность этой статьи определяется тем, что сейчас возрос интерес к молодежи как к социальному слою, обладающему потенциалом для активного изменения социально-экономической и социально-политической ситуации в государстве. Поскольку большинство молодых людей занимаются учебной деятельностью, целесообразно обратить особое внимание именно на изучение нравственно-психологического портрета современного студента, его различных аспектов и особенностей.

Студенческая деятельность начинается с первого курса. Многое зависит от успешной адаптации к условиям обучения студента в университете, что, в свою очередь, влияет на развитие личности студента как будущего специалиста в выбранной им области и гражданина своей страны. Адаптация к студенческой жизни всегда связана не только с вступлением в новую социальную среду, но и с развитием собственных отношений с обществом и происходящими в нем процессами. В настоящее время экономические реформы, направленные на построение общества, в котором основными ценностями являются индивидуальный успех, высокая значимость различного богатства, привели к расслоению общества и сокращению процессов позитивного межличностного взаимодействия и увеличению агрессии, что наиболее заметно среди молодого поколения. Основное различие студентов заключается в разном материальном положении. Во время изучения межличностного взаимодействия студентов, ученые-психологи делят молодежь по ее отношению к образовательной и исследовательской деятельности. Для многих студентов важны следующие цели:

  1. Научиться зарабатывать деньги путем приобретения знаний по выбранной ими профессии, повысить свой социальный статус;
  2. Полностью реализовать себя в качестве эксперта в выбранной им области, стремление заниматься исследовательской деятельностью, связанной с профессией;
  3. Найти любимого человека, верного друга, создать счастливую семью.

Как отмечалось выше, сложность процесса адаптации к вузу обнаружилась уже на первом курсе. Она вызвана низким уровнем самоконтроля, плохой способностью работать с источниками информации. С точки зрения психологического благополучия - слабой способностью четко планировать учебную деятельность. Также общей особенностью, препятствующей успешной адаптации студентов к условиям университета, являются эмоциональные факторы субъективного характера, иногда оказывающие решающее влияние на характер всей учебно-познавательной деятельности. Это разные симпатии, привязанность, давление со стороны сверстников, стремление угодить всем, а иногда и резкое социальное расслоение студенческой группы, в которой молодой человек проводит практически весь рабочий день. Следует сказать, что различия в плане материального обеспечения студентов тесно связаны с его отношением к учебной и исследовательской деятельности, поэтому их необходимо рассмотреть подробно. Современные студенты, обучающиеся в университете, как правило, молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. Возраст, в котором закончились детские годы, но окончательная зрелость личности и всех ее процессов еще не наступила. В этом возрасте благодаря особенностям формирования и развития человека вырабатывается оптимальный баланс работоспособности и способности обрабатывать поступающую информацию. Именно с этого возраста начинается поиск себя в обществе, начинается поиск работы, на которой планирует работать молодой человек. Очень часто это осложняется тем, что «идеальный образ» молодого человека отличается от его реального имиджа, реальных способностей и реальных возможностей. Этот процесс иногда называют «кризисной деятельностью». Обычно это происходит в конце учебного процесса молодого человека в университете, но постепенно человек преодолевает это в процессе трудоустройства по специальности или в процессе дальнейшего обучения в магистратуре. Можно выявить факторы, характеризующие пятно морально-психологического портрета отдельного студента (портрет человека, который находится здесь и сейчас, со всеми его особенностями). Эти факторы можно разделить на две группы. Первая группа состоит из тех факторов, с которыми студент поступил в университет. Они должны принимать во внимание такие факторы, как денежные средства на данном этапе развития личности. Вторая группа состоит из тех факторов, которые они сами производят и развивают в процессе обучения. Эта группа факторов может быть успешно исправлена, так как можно помочь человеку выбрать правильную ориентацию в мире профессиональной и исследовательской деятельности. Факторами первой группы являются: уровень подготовки учащегося, который он получил во время обучения в системе моральных отношений к себе и окружающим людям, отношение к получению высшего образования, осведомленность о повседневной деятельности. В современных условиях также часто некоторые переживают подрыв своей будущей профессии из-за хорошей материальной обеспеченности семьи. Такому студенту не к чему стремиться, так как его уже ждет престижная работа по специальности.

Эти факторы определяются условиями жизни в современном обществе, влиянием социальной среды, а также экономическими и политическими условиями страны. Влияние этих факторов может быть только косвенным, но их можно констатировать как факт и использовать в качестве отправной точки для дальнейшего воздействия на фактор студента, поскольку эта группа особенно актуальна на этапе адаптации к условиям обучения студентов в высшем образовании. Студент пытается понять, в какой социальной среде он был, и какие люди с точки зрения моральных и профессиональных характеристик его окружали. На этом этапе может быть трудно привыкнуть к другому стилю преподавания, к разным степеням сложности требований учителей, ко многим новым людям, их привычкам и индивидуальным характеристикам. В студенческих группах в это время происходит поиск и сближение между людьми с общими способностями, интересами и ценностями, есть распределение формальных лидеров. Именно на этом этапе в студенческих группах начинаются конфликты людей с противоположными взглядами на жизнь, отличающихся друг от друга системами ценностей, конфликты людей с разным уровнем материального благополучия. В этих условиях студент должен быстро найти и освоить приемы и методы реализации учебной деятельности в новых условиях. В это же время начинает формироваться система ценностей в отношении учителей, одноклассников и обучающихся, разрабатывается система правил и положений на факультете и в учебной группе. Постепенно в процессе обучения факторы влияния первой группы отходят на второй план, и решающее влияние начинает оказывать вторая группа факторов. К ним относятся: организация учебного процесса, уровень преподавания, взаимоотношения между учеником и учителем, а также постановка ученика перед целевым заданием и умением более или менее планировать свою учебную и исследовательскую деятельность, а также улучшенная самостоятельная деятельность. Это вторая группа факторов, сильно влияющих и повлиявших на психологические и профессиональные характеристики будущего специалиста. Как уже упоминалось выше, в современном университете люди приходят с разных школ для дальнейшей профессиональной деятельности, разных уровней материального благосостояния и так далее. В связи с этим интересно влияние этих факторов на отношение и мотивацию студентов к учебной, профессиональной и исследовательской деятельности. В связи с этим всех нынешних студентов можно четко разделить на несколько групп:

Первая группа состоит из студентов, ориентированных на образование и дальнейшую деятельность. В этой группе наибольшее количество студентов, для которых их будущая профессия и их деятельность составляют основную ценность. Для этих студентов также важно продолжать и совершенствовать свои магистерские и докторские знания. Эти студенты охарактеризованы как увлеченные своей работой. Они часто занимаются научной деятельностью, организуют различные студенческие сообщества, связанные с реализацией проекта, исследованиями, часто пишут поисковые работы, участвуют в конкурсах, в различных местных, региональных и международных проектах и планах.

Вторую группу студентов составляют те, у которых материально обеспеченные семьи. Образование у таких учеников часто детерминистический практический интерес, влияние семейного окружения, семейного бизнеса, удачный пример материала и бизнес-плана близкого родственника или человека. Для этих студентов высшее образование является инструментом, своего рода этапом для возможного будущего создания собственного бизнеса: торговли и т. д. Отношение к их исследованию характеризуется меньшим интересом, чем в первой группе.

Третья группа - это студенты, чья жизненная и профессиональная позиция остается неопределенной, а также студенты с различными финансовыми и личными проблемами, попавшие в ВУЗ «случайно» - те студенты, на которых повлияли родители. Для этих учеников на первый план выходят проблемы личного и материального в первом случае, а также отношения личной привязанности и дружбы во втором.

Следует отметить, что процесс образования сегодня стал прагматичным, целенаправленным и соразмерным конкретным экономическим потребностям общества. Возможно, это связано с нынешней «коммерциализацией» общества. Вышеуказанные характеристики, разделяющие учащихся на три группы под воздействием различных социальных факторов, не являются исключительными и всеобъемлющими. Существуют и другие аспекты и особенности, которые раскрывают морально-психологический портрет современного студента. Вот некоторые из них. Существует классификация, которая делит студентов по видам деятельности в области познания и обучения. Эта классификация выделяет пять типов личности современного студента. Первые типы отдельных студентов имеют комплексный подход к обучению. Они стремятся получить знания, выходящие за рамки академических часов. Данные о социальной активности студенты стараются показать в максимально возможной степени и широте охвата. Этот тип личности ориентирован на интенсивное обучение, затрагивающее не только профессиональный аспект деятельности.

Второй тип личности студента отличается более узкой специализацией. Здесь познавательная деятельность студента также выходит за рамки академической программы, но она направлена вглубь изучаемой проблемы.

Третий тип людей, стремящихся овладеть академическими знаниями строго в академической программе. Этот тип личности является наименее творческим и наименее активным среди студентов, возможно, из-за своих личных характеристик, но он также может добиться значительных успехов благодаря упорному труду.

Четвертый тип личности - это ученики, чье отношение к учебной деятельности напрямую зависит от их симпатий и интересов. Такие студенты могут хорошо учиться, но только по интересующим их предметам.

К пятому типу личности относятся ленивые студенты, которые пришли в университет, чтобы поддержать друзей, не ходить на работу и не попадать в армию. Отношение студентов к обучению более безразлично. Они часто пропускают занятия.

Также нам интересна типология личности, разработанная В.Т. Лисовским. По его словам, деятельность студентов сосредоточена в основном на:

  • Учебе, профессии и науке;
  • Студенческой жизни или политической деятельность;
  • Культурных и духовных потребностях;
  • Общение в команде.

Многие исследователи отмечают черту в личностном развитии молодых людей, как стремление получить «все сейчас», непостоянство, стремление направить свою деятельность на множество разных задач, а не сосредоточиться на одной конкретной задаче. Вероятная причина этого кроется в огромном потоке информации и желании молодого человека во времени везде и во всем. В целом, существует несколько групп во всем социальном слое современных студентов.

Для первой группы важен процесс общения, помощь тому, кто оказался в сложной ситуации. Это студенты с высоким уровнем отзывчивости, поэтому им нравится как индивидуальное общение, так и общение с группами людей. Это студенты с высокой активностью, они направлены на сотрудничество и поиск компромисса. Такие студенты с удовольствием займутся работой в социальной сфере, образовательной деятельностью.

Вторую группу студентов интересует проблема не теоретического, а практического, оперативного направления, где ценится свобода действий, в которой ценится способность быстро находить решение проблемной ситуации. Эти студенты характеризуются высокой энергией и общительностью. Они независимы в принятии решений, не боятся нести ответственность за свои действия.

В третью группу входят те ученики, чья потребность в общении с другими людьми не настолько сильно привлекает их к действиям, их общение с людьми сводится к минимуму. Они занимаются дизайн-проектами, программированием, статистической деятельностью. Они безразличны к социальной и гражданской активности.

В четвертую группу вошли студенты, для которых характерны занятия различными творческими видами деятельности: искусством, дизайном, актерским мастерством. Это представители так называемой «студенческой богемы» .

Однако сегодня есть и свидетельства истощения интеллектуального резерва учащихся, упрощения мышления, слабого развития сферы чувств, что в свою очередь негативно сказывается на процессе обучения. Наряду с молодыми студентами отмечались требования к преподавателю: к их владению знаниями не только в профессиональной сфере, но и в других областях, в основном в области общественно-политических и гуманитарных знаний.

Из-за присущей чувствительности ученики понимают, что студенческий период может быть последним шансом для полного развития личности, и поэтому стремятся получить наиболее доступный источник знаний - от учителя.

В ходе изучения литературы и за счет собственных наблюдений, я изучила морально-психологический портрет студента, его отличительные особенности.

Когда мы слышим слово «студент», обычно представляем молодого человека, который еще недавно учился в школе, а теперь ходит на лекции и семинары в институт. Действительно, до недавнего времени среднестатистический студент выглядел именно так. Но этот привычный взгляд уже несколько лет как устарел. Сейчас средний студент стал старше, по утрам он идет не в институт, а на работу, в своем учебном заведении появляется лишь изредка - чтобы сдать зачеты и экзамены, поскольку, и в этом заключается главное изменение, учится заочно.

Основные тенденции

С начала века популярность заочной формы обучения, по сравнению с очной, постоянно растет. Вечернее обучение и экстернат тоже постепенно сдают позиции, но их доля в общем количестве студентов вузов и изначально была невелика - с 7,5 процента в 2000/01 учебном году она упала до 5,4 в 2011/12-м. При этом студенты очных отделений на рубеже веков еще составляли большинство всех обучающихся по программам ВПО - 55,4 процента, в 2005/06 учебном году их доля снизилась до 49,7 процента, а уже в 2008/09 году очная форма уступила лидерство заочной - 46 процентов против 47,1.

Темпы роста популярности заочного образования впечатляют: стартовав с отметки 37,3 процента в начале миллениума, доля этой формы обучения постоянно росла, в 2010/11 учебном году перевалив за половину и составив 50,5 процента. Теперь студенты, получающие высшее образование заочно, составляют большинство.

Стоит отметить, что этот перелом произошел в первую очередь благодаря негосударственным вузам. В государственных и муниципальных учебных заведениях доли очного и заочного образования также почти сравнялись, однако очное образование пока на первом месте и, возможно, еще продержится пару лет. А вот в негосударственных вузах картина принципиально иная: заочная форма обучения там преобладает давно, доля её растет довольно быстро, и к 2011/12 учебному году она достигла 77,5 процента, причем на долю очного образования приходилось всего 15,5 процента. Теперь негосударственное высшее образование - это в первую очередь заочное образование.

Статистика заочного образования

Разумеется, заочники отличаются от студентов-очников, про которых нам известно немало. Мы знаем, когда очники окончили школу (как правило, в том же году, в котором поступили в вуз), представляем, сколько им лет (это довольно просто посчитать), догадываемся об их семейном положении (обычно у них нет ни супруга, ни детей) и так далее.

По этим характеристикам студенты очных отделений очень похожи друг на друга. Что касается студентов заочных отделений, о них нам известно гораздо меньше. При этом очевидно, что эта группа менее однородна.

Статистика позволяет узнать, что студенты заочной формы обучения, как правило, старше очников. Более 80 процентов всех студентов-очников имеют возраст от 18 до 22 лет. На заочных отделениях наиболее распространенный возраст - от 20 до 24 лет, и эта категория составляет не более половины всех студентов, остальные в основном старше, и среди них представлены все возрастные группы. Что касается гендерного соотношения, тут различия не столь значительны, как можно было бы ожидать с учетом факта, что при заочном обучении нет возможности получить отсрочку от службы в армии. На всех формах обучения женщин учится больше, чем мужчин, но разница между очниками и заочниками невелика: например, в 2010/11 учебном году женщины составляли 54 и 60 процентов студентов на очных и заочных отделениях соответственно.

Популярность заочной формы образования сильно различается в зависимости от направления подготовки. Выше всего доля заочников среди студентов самых массовых специальностей - «Экономика и управление», «Гуманитарные науки». Велика она и на специальностях «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Социальные науки», «Образование и педагогика».

Личные особенности студентов-заочников

Более детально, по сравнению с данными статистики, изучить различия очных и заочных студентов позволяют социологические опросы, в частности, опросы в рамках проекта по мониторингу экономики образования Высшей школы экономики.

Кроме возраста, у студентов очной и заочной форм обучения существенны различия и в семейном положении. Примерно треть заочников состоит в браке и имеет детей, тогда как доля семейных студентов-очников незначительна. Разумеется, это в основном объясняется возрастным фактором, однако даже среди ровесников на очных и заочных отделениях наблюдаются заметные различия в семейном положении.

Обучаясь заочно, 40 процентов студентов проживают не в том городе, где находится их вуз.

Что касается образовательного бэкграунда заочников, то результаты опроса показали, что они в среднем хуже успевали в школе: лишь треть из них училась только на «четверки» и «пятерки», а среди очников таких больше половины. Окончили в основном обычные классы в обычных школах, в то время как примерно половина очников обучалась в гимназиях, лицеях или спецшколах, либо в специализированных классах обычных школ. При этом более трети заочников до поступления в вуз успели получить начальное или среднее профессиональное образование, а среди студентов очных отделений таких крайне мало. Помимо этого, у многих заочников до поступления в вуз был длительный перерыв в учебе: около 40 процентов студентов окончили последнее учебное заведение не менее чем за три года до поступления в вуз, в том числе у 22 процентов этот период составил не менее семи лет. Подавляющее большинство респондентов в течение этого периода работало.

Работа и выбор вуза

Среди студентов заочной формы обучения подавляющее большинство (74 процента) имеет постоянную работу, большая часть остальных работают временно или имеют разовые заработки, и лишь 10 процентов не работают вообще. Многие студенты очных отделений тоже работают во время обучения в вузе - таких чуть больше половины, - однако они редко имеют постоянную работу, обычно это временная работа или разовые заработки. Как правило, заочники свои отношения с работодателями оформляют официально, об этом заявили 80 процентов опрошенных, а среди работающих студентов-очников таких лишь около половины.

Именно наличие работы студенты-заочники чаще всего называли основной причиной, побудившей их выбрать именно эту форму обучения. Многие (15 процентов) объяснили свой выбор тем, что не смогли поступить на очное отделение или заранее решили, что не смогут. Почти 12 процентов респондентов признали, что им нужен только диплом, и поэтому не важно, учиться очно или заочно. При выборе вуза студенты очных и заочных отделений руководствовались разными критериями: для заочников в первую очередь значимо наличие в вузе соответствующей формы обучения и возможности совмещать учебу с другими видами деятельности, тогда как студенты очной формы ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии и высокую репутацию вуза. Это косвенно подтверждает предположение, что для студентов заочных отделений более важен сам факт получения высшего образования, то есть диплом.

Поскольку заочную форму обучения обычно выбирают люди с определенным профессиональным опытом, причем довольно часто продолжительным, можно было бы ожидать, что специальность, которую они получают в вузе, будет связана со сферой их деятельности, ведь они делают выбор, имея гораздо больше информации о своих карьерных возможностях и планах, чем студенты-очники. Однако данные опроса показали, что как на очных, так и на заочных отделениях менее чем у половины работающих студентов работа связана с получаемой специальностью, хотя работающих по специальности среди заочников действительно больше - 47 процентов против 38.

Диплом и трудоустройство

При всех различиях в образовательных и трудовых траекториях студенты очных и заочных отделений удивительно единодушны в оценке вероятности того, что они впоследствии будут работать по той специальности, которую получают в вузе. Этого ожидает чуть более половины студентов, еще около трети не исключает такой возможности, а остальные не думают, что будут работать по специальности, либо затруднились с ответом. Так что ни имеющийся опыт работы, ни больший жизненный опыт не помогают выбрать направление образования, более подходящее для будущей профессиональной деятельности. Впрочем, возможно, этот опыт как раз и говорит о том, что для будущей карьеры важнее именно диплом, а не знания, полученные в вузе.

Частично прояснить этот вопрос позволяют данные опросов руководителей предприятий и организаций. Работодатели невысоко оценивают уровень знаний нынешних выпускников: они считают, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном обучении на рабочем месте, и обычно готовы их обучать. Таким образом, в большинстве своем работодатели изначально не возлагают больших ожиданий на знания, полученные в вузе, что подтверждает рациональность выбора более легких способов получения документа о высшем образовании.

Опрос показал, что при трудоустройстве у выпускников очных отделений есть некоторое преимущество. Половина работодателей утверждает, что при приеме на работу специалиста с высшим образованием они не предполагают делать различий между формами обучения, однако почти такое же количество респондентов считает предпочтительным очное образование. Больше всего к этому склоняются руководители предприятий и организаций сферы деловых услуг (53 процента), а меньше всего - работодатели сферы торговли (41 процент). Следовательно, очники в среднем в половине случаев будут иметь преимущество при трудоустройстве. Однако это касается лишь ситуации «при прочих равных», которая обычно не возникает, поскольку преимущество очников нивелируется большим опытом работы заочников, что является весьма значимым фактором при найме.

Тем не менее факт, что каждый второй работодатель отдаст предпочтение выпускнику очного отделения, говорит, что качество заочного образования зачастую считается более низким. Следовательно, мнение, что заочное обучение сейчас - это в первую очередь более простой способ получения диплома, похоже, не лишено оснований. Вместе с тем нельзя не отметить, что для значительной части людей (взрослых, семейных, вынужденных работать сразу после школы) это практически единственный способ преодолеть образовательный ценз, зачастую устанавливаемый работодателями, и добиться карьерного роста.