Теоретические основы научно исследовательской работы. Основы научно- исследовательской деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» г. Костомукши Республики Карелия

«Согласовано» «Принято» «Утверждено»

На заседании МО Педсоветом приказ по школе №

Протокол № Протокол № от «__»_______ 2012г.

«__»______ 2012г. «__»______ 2012г. Директор

Руководитель МО Директор Шемякина Т.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основы научно-исследовательской работы»

9 класс

на 2015 - 16 учебный год

Учитель: Неробова Мария Сергеевна

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В соответствии с направлениями работы школы, обусловленными Концепцией профильного обучения, элективный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследователь ской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по знания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Цель программы: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи программы:

· сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

· вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

· сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Организация учебного процесса

Программа элективного курса рассчитана на 35 ч. Она состоит из двух разделов: «Методы научного исследования» - 18 часов и «Организация научного исследования» - 17 часов. Программа имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, тренинги и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 9 классов. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия,

вслух, высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать

догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.

С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки. Происходит развитие не только практических умений организации научно - исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению,

предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно - исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практической конференции.

Программа содержит список литературы по предложенным темам.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы «Основы научно-исследовательской работы» учащиеся должны знать, понимать:

— роль науки в жизни общества;

— учение В.И. Вернадского о ноосфере;

— выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;

— принципы научного мышления;

— методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;

— основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

— планировать и проводить наблюдения и эксперименты;

— составлять отзыв, рецензию, аннотацию;

— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;

— оформлять научно-исследовательскую работу;

— уметь работать с научно-популярной литературой.

« Введение в научно - исследовательскую деятельность учащихся » (35 часов)

Методы научного исследования (18 ч )

1. Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные

2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

3. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.

Практические занятия : «Составить аннотацию статьи, книги; написать отзыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи».

4. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент - анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.

5. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения.

Практическое занятие :

6. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

7. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Правила u оформления библиографических ссылок.

(17 ч )

1. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Объект и предмет исследования.

Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.

Практическое занятие: «Выбор темы и обоснование ее актуальности»

2. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Практическое занятие : «Подготовить структуру своего исследования».

3. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Практическое занятие : «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования».

4. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Практическое занятие :

5. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.

Практическое занятие :

6. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

7. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практические занятия : «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конференции».

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Образовательный продукт

практики

Методы научного исследования

Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке

Конспект

Гуманитарные и естественные науки

Рефераты

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания

Аннотация, отзыв, конспект, рецензия, тв.работа, доклад

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические)

Конспект, модели, решение задач

Наблюдение

Лекция, практикум

План, отчет

Эксперимент

Лекция, практикум

План, график, таблица, схема

Работа с литературными источниками

Посещение библиотеки

Правила работы, библиогр.список

Организация научного исследования

Научное исследование

Лекция, мастерская

конспект

Структура научно-исследовательской работы

Лекция, мастерская

Структура исследования

Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы

Лекция, практикум

Анализ источников

Работа над основной частью исследования

Лекция, мастерская

План, сбор информация

Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования).Выводы.

Лекция, практикум

Результаты, выводы

Требования к оформлению научных работ

Лекция, тренинг

Титульный лист, библиогр.список, приложения

Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании

Лекция, практикум

Тезисы доклад

ИТОГО:

Выступление учащихся на научно-практической конференции с рефератами,

с докладами о научном исследовании

Литература

1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.

2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ,

3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.

4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.

5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.

7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-

публицистический журнал. 2002. № 1.

9. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт

повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской

области. - Курган, 2003.

10. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель

педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.

11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.

12. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.

13. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.

14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:

Народное образование, 2001.

16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя.

М.: Просвещение, 1990.


Развернутое тематическое планирование (35 часов)

Название раздела

(количество часов)

Тема занятия

Дата проведения

Методы научного исследования

(18 часов)

1. Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке.

2. «Гуманитарные и естественные науки».

3. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.

4. Практическое занятие № 1: «Составить аннотацию статьи, книги».

5. Практическое занятие № 2: «Написать отзыв на реферат; подготовить конспект статьи».

6 «Написать рецензию на сочинение, творческую работу».

7. Практическое занятие № 3. «Подготовить доклад по теме».

8. Методы научного исследования (теоретические и эмпирические).

9 «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений».

10.«Использования метода моделирования к изучению явлений».

11.«Применение метода аналогий к решению разнообразных задач».

12. Наблюдение.

13. Практическое занятие № 4. «Планирование и проведение наблюдения».

14. Эксперимент.

15 «Проведение тематических экспериментальных исследований».

16. «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.

17. Работа с литературными источниками.

18 «Правила работы в библиографическом отделе, составление библиографического списка литературы».

Организация научного исследования

(17 часов)

19. Научное исследование.

20.Практическое занятие № 5 . «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; формулировка цели и задач

своего исследования».

21.Структура научно-исследовательской работы.

22.Практическое занятие № 6 . «Подготовить структуру своего исследования».

23. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

24. Практическое занятие № 7. «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования»

25. Работа над основной частью исследования.

26. Практическое занятие № 8. «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации».

27 «Проведение своего исследования».

28. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

29. Практическое занятие № 9. «Оформление результатов своего исследования».

30. Требования к оформлению научных работ.

31. «Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений».

32 - 33. Практическое занятие № 10. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.

34. Практическое занятие № 11 . «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями».

35.Практическое занятие № 12 . «Подготовка доклада к научно-практической конференции» .

Результат: выступления учащихся на научно-практической конференции с рефератами, докладами о научном исследовании, исследовательскими работами.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Процессы и машины в агробизнесе» ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс лекций По направлению подготовки 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии» Краснодар КубГАУ 2015 Составители:Трубилин Е.И. 1 Основы научно-исследовательской тельности:курс лекций / сост.Трубилин Е.И. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 33 с. дея- Курс лекций предназначен для аспирантов по направлению подготовки 19.06.01 «Промышленная экология и биотехнологии» Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета механизации _____________ г., протокол № Председатель методической комиссии ___________ ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2015 2 ЛЕКЦИЯ 1 Вопросы: Наука. Основные положения. Определение науки. Наука и другие формы освоения действительности. Научный метод. Определение и основные понятия. Определение науки Наука - важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками: 1) совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе; 2) деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний; 3) совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания. Важнейшие функции науки определяются следующими характеристиками: 1. Производительной силой. 3 2. Сферой духовного производства. 3. Мировоззрением. 4. Образованностью. Классификация наук - раскрытие их взаимной связи на основании определенных принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения или ряда. Классификация наук раскрывает взаимосвязь естественных, технических, общественных наук и философии. В настоящее время различают следующие науки: 1) естественные науки и математика (механика, физика, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.); 2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, полито-логия, психология, социальная работа, социология, регионоведение, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.); 4 3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.); 4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.). Аграрные науки делятся на несколько разделов в зависимости от объекта изучения (механизация. почвоведение, земледелие, растениеводство, энтомология, фитопатология, защита растений и т.д.), но в то же время среди них есть фундаментальные и прикладные науки. Суть фундаментальных наук состоит в открытии и изучении объективных законов и явлений, существующих в природе. Прикладные науки характеризуются тем, что в их задачу входит создание того, чего ранее в природе не существовало. Например, биотехнология, лесоводство и т. п. 5 Суть научно-исследовательской работы не в том, чтобы постоянно подбирать примеры, подтверждающие научную теорию, а в том, чтобы искать все новые способы для ее критической проверки. Попытки опровергнуть теорию должны быть наиболее эффективны как раз в плане подтверждения ее истинности и научности. Не случайно в каждом своем новом опыте ученый, делая выбор, старается уточнить границы теории и проверить область ее применимости. В большинстве случаев определение темы исследования базируется на установлении проблемы. Ее обычно труднее сформулировать, чем решить. На этапе выбора проблемы (темы исследования) ученый проводит сбор данных. Кроме того, распознавание и четкое формулирование задач исследования сопровождаются обязательным поиском опубликованных материалов. В научно-исследовательской работе различают научное направление, проблемы и темы. 6 Научное направление - это сфера научных исследований крупных коллектива, посвященных фундаментальных решению теоретически- экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, темы и вопросы. Проблема - это сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема состоит из ряда тем. Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах, под которыми понимают более мелкие научные задачи. При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная за-дача в исследовании - разработать новый материал, конструкцию, технологию и т.д. Решение проблемы ставит более общую задачу: сделать открытие, решить комплекс научных задач. 7 Выбор (постановка проблем или тем) - является сложной и ответственной задачей и включает в себя ряд этапов: - формирование проблем; - разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы и вопросы); - устанавливают актуальность проблемы, т. е. ее ценность для науки и техники. После обоснования проблемы и установления ее структуры приступают к выбору темы научного исследования, предъявляют ряд требований: Научный метод. Определение и основные понятия 8 Под научным методом мы понимаем ряд таких процедур, которые используются в процессе приобретения знаний и основываются на следующем: . распознавание и четкое формулирование проблемы; . сбор данных посредством наблюдения и насколько это возможно эксперимента; . формулирование гипотез посредством логических рассуждений; . проверка этих гипотез. Бэкон писал: «Человеку дано либо объединять вещи, либо разъединять их». Тоже справедливо и в отношении теоретических построений. Мы можем лишь членить сложные явления Природы на элементы и сравнивать элементы, составляющие одно явление, с элементами, составляющими другое явление. Такой путь ведет к построению очень сложных картин, однако полученная в результате бесчисленных вопросов (и ответов типа «да» - «нет») составная мозаика создает впечатление 9 простого приближения к оригиналу. Насколько сложные картины могут быть созданы с помощью бесчисленных комбинаций ответов «да» - «нет» можно продемонстрировать с помощью электронного мозга. Задача исследователя - четко ориентироваться в том, что именно нужно сравнивать, с какой точки зрения, как сопоставлять между собой однотипные элементы и каким образом организовать из простых ответов максимально насыщенную информационную цепочку. Научный метод считается фундаментом научного познания и приобретения новых знаний. Его отправной точкой служит знание того, что все научные теории должны быть подкреплены данными наблюдения и/или опыта. Научный метод требует принимать факты, даже если они не согласуются с нашими ожиданиями, а также исключать из доказательств субъективные аргументы. Таким образом, среди основных ценностей, 10 направляющих научную деятельность, особую роль играет положение о реальном существовании исследуемых объектов, которые в силу такого утверждения являются объективными (принцип объективности) и остаются одинаковыми для всех ученых. Всемирно известный канадский физиолог, лауреат нобелевской премии Ганс Селье (1907-1982) считал, что основные процедуры, используемые в процессе приобретения знаний, основываются: 1) на определении и четком формулировании проблемы; 2) формулировании гипотез посредством логических рассуждений; 3) сборе данных посредством наблюдения и, насколько это возможно, эксперимента; 4) проверке этих гипотез. К названным Селье важнейшим четырем процедурам обычно добавляют еще одну, завершающую - 11 это информирование научного сообщества о полученных результатах научно-исследовательской работы. ЛЕКЦИЯ 2 Вопросы: Методология научного познания. Факты, их обобщение и систематизация. Научное исследование и его методология. Основные уровни научного познания. Факты, их обобщение и систематизация Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения, систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению. Процесс познания идет от сбора фактов, но они сами по себе еще не наука. Факты становятся ча12 стью научных знаний лишь в систематизированном, обобщенном виде. Факты систематизируются с помощью простейших абстракций - понятий (определений), являющихся важнейшими структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия категории (форма и содержание, товар и стоимость и т. д.). Важная форма знания - принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходное положение какой-либо отрасли науки (аксиомы Евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.). Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы - отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся, объективные, внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий. Наиболее высокой формой обобщения и систематизации является теория - учение об обобщенном опыте (практике), формулирующие научные принципы и 13 методы, которые позволяют познать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности. Научное исследование и его методология Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Это инструмент для решения главной задачи науки - открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Методология - это учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности). Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности 14 исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задачи. Основные уровни научного познания МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15 УРОВНЯ Эксперимент - это система операций, воздействий и наблюдений, направленных на получение информации об объекте Измерение - это процедура определения численного значения характеристик исследуемых материальных объектов (массы, скорости, температуры и т. д.) Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие объекта исследования, позволяющее получить первичный материал для его изучения Эмпирический уровень исследования связан с выполнением экспериментов, наблюдений и поэтому здесь велика роль чувственных форм отражения мира Существует два уровня познания истины: эмпирический и теоретический. Предметом эмпирического познания является реальность, данная нам в восприятие, которую мы можем наблюдать и над которой можем экспериментировать. Это позволяет заключить, что эмпирическое познание дает информа16 цию, знание об изучаемом предмете в форме наблюдения, опыта или эксперимента. Теоретическое познание обращено, как правило, к отвлеченному абстрактному мышлению. Оно связано с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений. Фрэнсис Бэкон обосновал в XVI в. роль опыта как источника истинного знания. Фактически Бэкон разработал основы учения о индукции, которое исследует проблему получения правильных выводов на основании данных опыта. Позже французский философ Рене Декарт (1596-1650) сформулировал основные принципы дедукции - аналитического метода мышления, направленного на сведение сложных идей к идеям простым. Анализ рассуждения, как логической формы теоретического познания, в конечном счете, сводится к выработке методов и средств контроля логической корректность доказательных процедур в процессе интеллектуального общения и познания. Логика в 17 научной работе, с одной стороны, дает нам возможность анализировать правильность мышления, с другой - позволяет отличить правильные рассуждения от неправильных. ЛЕКЦИЯ 3 18 Вопросы: Разработка методики теоретического и экспериментального исследования. Постановка цели и задачи научного исследования. Теоретические методы исследования. Модели исследований. Экспериментальные исследования. Планирование эксперимента. Научная работа должна быть актуальна в научном и прикладном значении. Актуальность в научном аспекте обосновывается следующим: - задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов; - уточнение развития и разрешения проблемы научного исследования возможны и остро необходимы в современных условиях; 19 - теоретические положения научного исследования позволяют снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; - гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные. Актуальность в прикладном аспекте, в частности означает: - задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме; - существует настоятельная потребность решения задач научного исследования для нужд общества, практики и производства; - научная работа по данной теме существенно повышает качество разработок творчески научных коллективов в определенной отрасли знаний; - новые знания, полученные в результате научного исследования, способствуют повышению ква20 лификации кадров или могут войти в учебные программы обучения студентов. В научно-исследовательской работе различают научное направление, проблемы и темы. Научное направление - это сфера научных исследований коллектива, посвященных решению крупных фундаментальных теоретически-экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, темы и вопросы. Проблема - это сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема состоит из ряда тем. Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах, под которыми понимают более мелкие научные задачи. При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании - разработать новый материал, конструкцию, технологию и т.д. 21 Решение проблемы ставит более общую задачу: сделать открытие, решить комплекс научных задач и т. д. Выбор (постановка проблем или тем) - является сложной и ответственной задачей и включает в себя ряд этапов: - формирование проблем; - разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы и вопросы); - устанавливают актуальность проблемы, т. е. ее ценность для науки и техники. После обоснования проблемы и установления ее структуры приступают к выбору темы научного исследования. К теме предъявляют ряд требований: актуальность; новизна; экономическая эффективность; значимость. Научная новизна - одно из главных требований к теме научной работы. Выявление элементов новизны возможно при наличии следующих моментов: 22 . Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития. . Рассмотрение существующих точек зрения. . Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже заметная заявка на оригинальность. . Детализацию известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям. Можно выделить следующие элементы новизны, которые могут быть приведены в научной работе:  новая сущность задачи, т. е. такая задача поставлена впервые;  новая постановка известных проблем или задач;  новый метод решения; 23  новое применение известного метода или решения;  новые результаты и следствия. ЛЕКЦИЯ 4 Вопросы: Оформление результатов научного исследования. Научная публикация. Общие положения. Структура научной статьи. Требования к составлению таблиц. Научная иллюстрация. Научная публикация. Общие положения Научная публикация - важнейший продукт творческой деятельности ученого. Ее главное назначение - информировать научное сообщество о новых знаниях, полученных в результате проведенного исследования. Лауреат нобелевской премии, канадский физиолог Ганс Селье считал, что «…до тех пор, пока 24 свидетельства в пользу какого-либо научного факта недостаточны, публикацию следует отложить». Он также указывал на два основных требования для научных произведений: они должны сообщать что-то новое и быть «читабельными». Использовна работа В. В. Богатова. Иммануил Кант (17241804) говорил: «Честность ученого требует, чтобы в его писании не скрывались слабые места и заблуждения». От автора научного произведения требуется: . Осветить имеющуюся в его распоряжении научно-техническую информацию с максимальной полнотой. . В публикации должны быть отражены материалы, которые не только подтверждают, но и ставят под сомнение полученные результаты. . Необходимо максимально широко ознакомиться с научной литературой в соответствующей области знания, выявить уровень достоверности имеющейся информации. 25 . Ни в коем случае не отбрасывать и не замалчивать неудобные научные данные противоречащие собственным. . Быть честным. Как говорил Ганс Селье: «Однаединственная ошибка, подозрительный вывод, необоснованное утверждение могут на много лет скомпрометировать ученого». До начала работы над рукописью статьи автор (исследователь), должен быть уверен в том, что: - полученные материалы представляют собой завершенное исследование; - методы, используемые в работе, и полученные результаты соответствуют поставленным задачам; - сделанные выводы логически увязаны с фактическим материалом; - удалось познакомиться с печатными трудами предшественников. Чтобы написать хорошую статью автору (магистру, аспиранту, ученому) требуется владение следующими навыками: 26 - основательное знание языка, на котором предполагается написать статью; - освоение стандартов построения текста и научного стиля речи, обеспечивающих однозначное восприятие и оценку данных; - понимание научного метода; - понимание современных научных концепций и терминов; - знание компьютерной графики; - умение читать и оценивать научные статьи своих коллег; - способность искать необходимую научную литературу; - способность искать и оценивать достоверность интернет-источников. Важным моментом в подготовке научной публикации, а затем диссертации магистра или аспиранта является наличие первичных материалов, на основе которых строится любая научная публикация. Первичные данные должны быть оформлены в виде рукописных отчетов, которые следует хранить на 27 случай возможной проверки полученных выводов заинтересованными лицами. Необходимо также хранить все числовые данные, лабораторные журналы, полевые дневники, коллекции и другие документальные подтверждения проведенной работы. Такие материалы должны обеспечивать реконструкцию важнейших этапов исследования. Можно еще отметить, что они должны сопровождаться необходимыми объяснениями и комментариями для использования в последующих изысканиях, особенно в ситуациях, когда появляются новые методы. Структура научной статьи Перед началом работы над рукописью необходимо ознакомиться с «Правилами для авторов», в которых вы найдете конкретные требования к объему, содержанию, рубрикации и оформлению рукописи (в разных журналах такие требования могут заметно различаться). Наиболее распространенный объем статьи составляет 12-14 страниц (считая таблицы и 28 список литературы) и 6-7 рисунков. Объем кратких сообщений - 6 страниц и 2-3 рисунка. Заголовок - название любой публикации должно быть кратким и ясным. Обычно длина заголовочной части ограничивается 10-12 словами. Для первичной ориентации полезно ознакомится с построением заголовков к статьям в ведущих научных журналах соответствующих профилю проводимого исследования. В реферате (аннотации) в предельно краткой и ясной форме излагаются содержание и основная 29 научная новизна работы. Объем реферата составляет как правило 6-8 строк. Следует помнить, что для многих читателей знакомство со статьей ограничится знакомством с резюме. Поэтому оно должно быть максимально информативным. Ключевые слова включают от 3 до 10 ключевых слов или коротких фраз. Во введении формулируется цель и обосновывается необходимость проведения исследования. Иногда вводная часть пишется на последнем этапе, что позволяет более строго соотнести ее содержание с остальными частями рукописи. Материалы и методы - один из важнейших разделов статьи. В этом разделе подробно описывается, где и каким образом собирался, анализировался и обрабатывался материал. Описываются погодные условия, рельеф местности, методы, оборудование и все процедуры в деталях, достаточных для того, чтобы другие исследователи могли воспроизвести полученные результаты. Приводятся ссылки на общеприня30 тые методики, статистический анализ данных, а также описываются новые или существенно модифицированные методы. Важным моментом является обоснование выбранных методов исследования. Результаты работы представляются в логической последовательности проведения исследований, в этом разделе приводятся таблицы, рисунки, графики. Обсуждение результатов представляет собой раздел, где выделяют новые и важные аспекты полученных данных, а также выводы, которые следуют из них. Вполне уместно сравнить собственные данные и с другими исследованиями в этой области, сделанные выводы должны соответствовать фактическому материалу, целям и названию работы. Благодарности. Этот раздел выполняет важную часть работы, где автору работы представляется возможность поблагодарить участников исследования. К лицам, не включенных в число соавторов, обычно относят тех, кто оказывал консультации, выполнял технические работы, высказывал критические заме31 чания. Всем им можно выразить благодарность в специальном разделе рукописи. Список использованных в тексте источников. При составлении этого списка необходимо ссылаться на самые важные публикации в исследуемой области, причем выбирают наиболее значимые, из более цитируемых журналов. Старайтесь избегать ссылок на тезисы и резюме статей. При подтверждении наиболее общих проблем, достижений рекомендуется ссылаться на такие издания, где данная проблема изложена наиболее детально. К таким изданиям относят монографии, обзорные статьи. Возможно ссылаться на статьи, принятые в печать, но еще не опубликованные. В данном случае следует указать «в печати», при этом необходимо получить подтверждение, что данный материал действительно принят к публикации. Бывает часто авторы ссылаются на собственные работы, в которых обсуждаемый вопрос уже затраги32 вался. Считается, что чрезмерное увлечение подобными ссылками научное сообщество относится к числу «аномалий» в цитировании. Оформление списка литературы проводится по правилам, принятым в выбранном научном периодическом издании. В России библиографическое описание публикаций регламентируется ГОСТом 7.1-2003. Требования к составлению таблиц. Таблица - это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам (Рахмалин, 1973). Она является одним из наиболее эффективных средств подготовки научной информации для последующего сравнения и оценки. Таблица состоит из четырех основных элементов: а) нумерационный заголовок (номер таблицы); б) тематический заголовок; в) заголовочная часть таблицы (головка), расположенная в ее верхней части; 33 г) основная часть, состоящая из «боковика» (слева) и «прографки», которые расчленяются на части как вертикальными, так и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей. При составлении таблицы руководствуются следующими требованиями: 1. Таблица должна быть не только наглядной, но и по возможности компактной. Не представляйте таблицы в виде фотографий. 2. Старайтесь не создавать слишком большого числа таблиц по сравнению с объемом текста. Ограничьтесь теми таблицами (и иными наглядными материалами), которые необходимы для подтверждения основных аргументов статьи и оценки степени их обоснованности. 3. Нумеруйте таблицы последовательно, в порядке их первого упоминания в тексте. 4. Заголовок каждой графы (колонки) должен располагаться непосредственно над ней. 34 5. Все колонки и боковик таблицы должны иметь заголовки. Не рекомендуется над заголовком боковика употреблять косую черту. Отдельную группу колонок. 6. Если в таблице или в выводе вы используете данные из другого о6публикованного источника, необходимо на этот источник сделать ссылку. Научная иллюстрация К основным видам иллюстративного материала относятся графики/диаграммы, рисунки, схемы и фотографии. На графиках обычно в той или иной форме сопоставляют какие-либо численные величины или зависимости между ними. На рисунках авторы изображают предметы исследования с выделением основных частей изображаемого объекта. При этом часто рисунок позволяет более наглядно изобразить объект по сравнению с фотографией. На схемах изображения передаются с помощью условных обозначений. Например, схемы различных процессов и систем могут быть изображены в виде прямоуголь35 ников или других фигур с указанием связи между ними. Такие схемы еще называют блок-схемами. Электронные версии графического материала (сканированные и рисованные на компьютере иллюстрации) принимаются обычно в формате TIFF, но можно использовать JPEG и GIF. Для сканированных штриховых рисунков рекомендуется выполнять требование 600 точек на дюйм, а для фотографий - не менее 200. ЛЕКЦИЯ 5 Вопросы: Методология подготовки диссертации. Структура диссертационной работы. Базовые требования к работе. Правила оформления. Автореферат. Диссертация (от лат. dissertation-рассуждение, исследование) научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовлен36 ная для публичной защиты и получения ученой степени. Структура диссертации:Структура научной работы, которой является диссертация, должна обеспечить возможность показать как достигнуты цели исследований. В диссертационной работе выделяют три части: - вводную (введение) - основную (материал и метод, результаты исследований) - заключительную (заключение, предложения производству). Каждая из них имеет свое назначение, построение и содержательное наполнение. Введение к диссертации включает в себя актуальность избранной темы, степень ее разработанности, цели и задачи, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, методологию и методы диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту, степень достоверности и 37 апробацию результатов. В основной части текст диссертации подразделяется на главы и параграфы или разделы и подразделы, которые нумеруются арабскими цифрами. В заключение диссертации излагаются итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.". Актуальность диссертационного исследования В этом пункте обосновывается актуальность темы диссертации для науки и практики. Актуальность темы диссертации обуславливается необходимостью ее научного (академического) и практического (прикладного) изучения. Актуальность диссертационного исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. Эти «постулаты» можно дополнить следующими шаблонными фразами: - Исследование нацелено на… выявление и анализ основных факторов… представляет особый интерес для… может способствовать… 38 - Изучение роли… имеет большое значение для правильного понимания особенностей… Цели и задачи исследования - при выборе цели исследования необходимо указать научную концепцию всей диссертационной работы, отметить научный результат, к которому устремляется работа. Цель диссертационного исследования, как правило, указывается одна, однако в случае наличия нескольких целей следует выделить основную цель исследования. При написании диссертации автору следует придерживаться указанной цели, что, в конечном итоге способствует написанию цельного и непротиворечивого диссертационного исследования. Основные положения выносимые на защиту: в данном разделе соискателю необходимо не только указать основные положения своей работы, выносимые на защиту, но и подтвердить достоверность своих теоретических и практических положений, например: На защиту выносятся следующие положения:… 39 Наиболее существенными научными результатами могут выступать сформулированные автором новые теоретические положения, новые идеи, новые конкретные методики, модели, способы, схема, обоснования, концепции, закономерности. Теоретическая и практическая значимость исследования - в данном разделе необходимо обосновать теоретическую и практическую значимость осуществленного диссертационного исследования, указать, в чем состоит определенное теоретическое значение этого научного исследования, отметить теоретические аспекты диссертации и в каких областях науки или народного хозяйства могут быть воплощены в практику результаты диссертационной работы. Диссертант должен определить практическую значимость осуществленного исследования, предоставить рекомендации по использованию полученных результатов в научных, учебно-методических работах, и, соответственно, в научной и педагогической деятельности. 40 Апробация результатов исследования - В данном разделе указываются наиболее значимые семинары, симпозиумы, конференции, научно- исследовательские работы и разработки (НИР) и прочие научно-методические мероприятия, где была представлена диссертация соискателя, а также её основные результаты и положения. Публикации результатов исследований - В этом разделе указываются основные публикации по результатам работы. Структура и объем и диссертации - структура диссертации должна соответствовать основным задачам анализа избранной темы исследования: Диссертация состоит из Введения, … глав (…параграфов), Заключения, Библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет … страниц. ПРИМЕР. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследований, результатов и их обсуждения, выводов, 41 рекомендаций селекционной практике и списка литературы. Работа изложена на 137 страницах машинописного текста, включающих 17 таблиц и 31 рисунок. Список использованной литературы включает 171 источник, в том числе 51 - иностранных авторов. Раздел «Обзор литературы».На протяжении всей работы придется использовать банк предше- ствующих знаний и ссылаться на них. Только в этом случае достоверность полученных результатов будет достаточно высока и меньше будет желающих поставить их под сомнение. При обзоре литературы следует показать, как решались аналогичные задачи исследований, что делалось для их решения и что необходимо сделать в вашем случае. Таким образом «История вопроса», рассматриваемая в работе, будет логичной. Раздел «Материалы и методы»Общее требование к этому разделу следующее: Прочитавший его должен быть способен воспроизвести все манипуляции, которые были описаны. 42 Желательно указывать марку прибора или машины, на которой осуществлялась работа, производителя реактивов, объемы выборки, характеристики сортов и гибридов со ссылкой на источник, авторов методик и год издания. Раздел - Результаты исследований. При описании результатов эксперимента следует показать полученные закономерности. При этом недостаточно ссылаться только на рисунок, где эти закономерности показаны, а необходимо проанализировать их, объяснить, почему получена именно такая закономерность, а не другая. Встречается и другая крайность, когда вместо ссылки на рисунок или таблицу, пытаются словами полностью его продублировать, повторяя в тексте все численные значения функции, которые видны из таблиц или графиков. Раздел - Заключение.Задачи, результаты и выводы должны соответствовать друг другу по сути! Главные правила соответствия: 43 Название работы должно соответствовать ее содержанию. Задачи работы должны соответствовать цели работы. Результаты должны соответствовать поставленным задачам. Выводы должны соответствовать полученным результатам (и должны быть итогом их осмысления). Список литературы Количество литературных источников в кандидатской диссертации должно быть не менее 200. В первую очередь упоминаются отечественные авторы, во вторую - иностранные источники. Список литературы составляется в алфавитном порядке, сначала русского, затем латинского алфавита. 44 Если у статьи до 4 авторов, то они указываются все. Если авторов более четырех, то указывают первых трех, а далее следует «и др.». При указании нескольких статей одного автора их необходимо выстраивать в алфавитном порядке соавторов или названий. В тексте при ссылке на несколько работ сразу они указываются в алфавитном порядке по фамилии автора. Раздел «Приложение» В этом разделе можно разместить таблицы содержание данные о погодных условиях в момент проведения опытов, результаты статистическое обработки данных, которые не вошли в основной текст работы, копии патентов, авторских свидетельств и баз данных. В тексте диссертации на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте диссертации, каждое приложение следу45 ет начинать с новой страницы с указанием наверху страницы слова «Приложение». Автореферат.Автореферат - краткое, емкое изложение основного содержания диссертационного исследования, его научной новизны и практической значимости. Автореферат должен как можно полно отражать содержание диссертации. Основное назначение автореферата - служить способом информирования о полученных научных результатах. В автореферате нельзя давать информацию, отсутствующую в диссертации, - это считается грубейшим нарушением. 46

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»

Истомина Ксения Алексеевна

по дисциплине: Основы исследовательской деятельности

Тема: Основы исследовательской деятельности

Специальность: Менеджмент

Группа: 452

Преподаватель

Н.В. Гронская

Санкт-Петербург - 2010 год

Введение 2

Раздел 1. Cущность исследовательской деятельности студентов 4

1.1. Развитие исследовательской деятельности студентов 4

1.2.Теоретические основы работы 5

Раздел 2. Основные инструменты исследований 7

2.1. Методы исследований 7

2.2. Задачи и виды исследований 9

2.3.Организация научно – исследовательской работы 11

Список литературы 14

Введение

Практическая значимость работы заключается в том, что вопрос исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа как один из аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов актуален в данное время, до сих пор недостаточно освещен в научной и методической литературе и может быть полезен всем, кто занимается разработкой учебно-методического комплекса для студентов по выполнению и защите выпускной квалификационной работы учебных заведений данного типа.

В данной работе раскрываются основные виды исследовательских работ, методологические подходы к выполнению и организации исследований. Очень важна роль исследований в практической деятельности человека. Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Работа состоит из двух разделов, введения и списка литературы.

Раздел 1. Cущность исследовательской деятельности студентов

1.1. Развитие исследовательской деятельности студентов

Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов в педагогическом колледже идёт в процессе изучения педагогики и психологии, дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Образовательное учреждение сегодня нуждается в педагогах, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержание образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов колледжа в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учится, обновлять свои знания.

В настоящее время в действие введена Программа развития среднего образования. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего педагогического образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация содержания среднего педагогического образования; преемственность содержания среднего и высшего педагогического образования. Одним из направлений инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования является становление исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений. .

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по стандарту повышенного уровня выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия для формирования исследовательских умений и навыков студентов.

В соответствии с объектом и предметом ставятся следующие задачи:

Определить сущность педагогической исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего педагога;

Выявить условия эффективной организации исследовательской деятельности студентов через уроки методики экологического образования;

1.2.Теоретические основы работы

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие.

Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде 1992), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), Концепции экологического образования РАО (1994).

Проблемы экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования подрастающего поколения.

Исследовательская работа организуется в колледже с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы.

В этой связи мы считаем важным развитие теоретического мышления студентам в экологическом и естественнонаучном образовании. Возможность формирования предпосылок теоретического мышления у подрастающего поколения проверено в исследованиях Н. Н. Поддъякова, Т. В. Христовской, Л. Е. Игнаткиной, Н. И. Ветровой, А. Ф. Говорковой, А. М. Гавриловой и других учёных исследователей.

Раздел 2. Основные инструменты исследований

2.1. Методы исследований

Для решения поставленных и исследуемых задач используются комплекс методов.

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение документов по вопросам образования, анализ ипользования диагностических методик по вопросам исследования, анализ и обобщение отечественного опыта, причинно-следственный анализ полученных данных обобщения и моделирования, знакомство с публицистической литературой.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало специальное направление - теория научного поиска , которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика, они выделяют основные категории процесса научного поиска - проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки - различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения школьников.

В 60-70-е годы XX в. теоретики начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения , что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М. И. Махмутова.

В последнее время проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисковая деятельность, опытничество; школьники часто выполняют творческие задания, пишут творческие сочинения, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными проектами в среднем и высшем профессиональном звене. Проблемно-исследовательский метод выходит в разряд ведущих методов обучения детей и молодежи. Именно поэтому конкретное и подробное ознакомление студентов с разными педагогическими исследованиями может выполнять наряду с функцией теоретического обоснования и функцию обучения.

Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое исследование. Такую грамотность даёт овладение методологической культурой, составными частями которой являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия.

В нашем случае исследовательская деятельность организована в области экологического образования, а это новый подход в ознакомлении с природой, и он выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством научного поиска современных исследователей С.Н.Николаевой, Л.М Маневцовой, Н.А.Рыжовой и др.. В их работах есть ответы на многие проблемные вопросы, в том числе на такие:

Что такое экологическое воспитание детей и чем оно отличается от ознакомления их с природой? Каково содержание экологического воспитания?

Доступно ли дошкольникам и в каком возрасте понимание фактов, отражающих взаимосвязь объектов природы, явлений закономерного характера?

Способны ли дети понять процессуальные, длительно протекающие явления природы, их закономерные изменения?

Выделяют ли дети дефиницию жизни, как относятся к проявлениям живых существ?

Какие экологические аспекты дети постигают стихийно, в процессе онтогенетического развития, а какие могут усвоить в процессе систематического обучения под руководством взрослого?

Каким образом, какими методами следует осуществлять экологическое воспитание детей в дошкольном учреждение, в семье?

Исследовательская работа организуется в колледже с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы. Итогом этой работы является выступления на «круглых столах», уроках-семинарах, конференциях, на ИГА.

Проблеме исследовательских работ посвящено ряд исследований М.А Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, М. М. Поташника, Г.И.Щукиной и др. Так по мнению П.И. Пидкасистого, показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям.

2.2. Задачи и виды исследований

В ходе выполнения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведение исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии, основам учебно-исследовательской деятельности приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Исследовательские работы (тексты), которые являются результатом исследовательской деятельности студентов, должны соответствовать некоторым требованиям. Они должны отражать современный уровень и перспективы развития отрасли науки, в рамках которой проводится исследование. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ научной литературы по выбранному направлению или теме. В результате делается краткая характеристика проблемы, выясняется состояние её решения на текущий момент.

Прежде всего, необходимо договориться о понятиях (напомним, что все понятия гуманитарных наук являются по своей сути договорными). Что такое реферат? Чем он отличается от доклада, конспекта, научного отчета, курсовой или дипломной работы?

Вот некоторые виды исследовательских работ:

Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора (виды аннотаций см. приложение).

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Квалификационная работа научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Курсовая работа – самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы.

Конспект – краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

План – компактно отражает последовательность изложения материала (типы планов.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Реферат рассматривается как одна из форм отчета о результатах исследовательской деятельности педагогов-практиков. В отличие от конспекта, который является сокращенным вариантом изложения текста другого автора, реферат – это новый авторский текст, новый по изложению, систематизации материала, по авторской позиции, по сравнительному анализу, но не обязательно новый по идеям. Слово «реферат» в переводе с латинского означает – «краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы».
Исходя из сказанного, реферирование – создание нового текста, в котором излагается сущность вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Реферирование является стержневой деятельностью в экспериментальной работе, итоги промежуточного исследования и разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы будут представлены в выпускной квалификационной работе. Это еще раз подчеркивает взаимосвязь всех видов исследовательских работ и необходимость их поэтапного освоения.

2.3.Организация научно – исследовательской работы

В литературе встречаются термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые толкуются по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой (6, с.96). Таким образом, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Из приведенных определений видно, что существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.

Таким образом, под термином «учебно-научно-исследовательская работа студентов» можно понимать процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в колледже, затем – в вузе, а в дальнейшем – самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме.

Исследовательская работа организуется в колледжах с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, возможно публикации (статьи или тезисы). Исследования могут проводиться как по общим вопросам педагогики или психологии, так и по частным методикам. В ходе её выполнения решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, знания по педагогике, психологии и методике приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Начинать овладение технологией проведения исследований можно с первого курса в ходе занятий по всем учебным дисциплинам (как теоретических, так и практических). Однако целесообразно и специальное обучение на уроках спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности». Вместе с тем задачей при изучении предмета «Методики экологического образования» на первом этапе является установление взаимосвязи между изучаемыми предметами и практикой, в ходе которых идет формирование исследовательских навыков и умений студентов.

Для достижения результата педагогического исследования студентами применима следующая последовательность:

1) Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего исследования);

2) Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
3) Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования);

4) Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи);

5) Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);

6) Определить последовательность проведения исследования;

7) Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);

8) Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);

9) Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);

10) Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Составной частью профессиональной подготовки будущего педагога во время обучения в колледже является учебно-исследовательская работа. Первая предполагает обучению студентов методологии и методике исследования и углубление знании педагогической теории, вторая – целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности. Поэтому очень серьёзное внимание в подготовке специалистов уделяется формированию у студентов исследовательских знаний и умений, самостоятельности творческого подхода к делу, формированию умения непрерывно учиться.

На занятиях студентам разъясняются цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, требования к выполнению исследовательской работы при знакомстве с содержанием предмета используется исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Список литературы

1 Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 2007

2 Ерастов Н.П. Культура умственного труда. М.: 2005

3 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 2006

4 Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2005. с.– 205

5 Кругликова Л.Е. Требования к курсовой и дипломной работам. М: МПУ, 2006

6 Мазилов В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Московский педагогический вестник, 2008. - № 3. С.58.

7 Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2006. – 306 с.

8 Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: «ЮНИТИ». – 406 с.

  1. Учебно-исследовательская деятельность по географии как фактор развития коммуникативных компетенций старшеклассников

    Дипломная работа >> Педагогика

    ... основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы ... вовлечении школьников в учебно-исследовательскую деятельность . На основе данной методики нами...

  2. Основы оценочной деятельности

    Закон >> Экономика

    ... деятельности субъектом оценочной деятельности . 1.1. Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации Основой правового регулирования оценочной деятельности ... на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами. ...

  3. Основы предпринимательской деятельности (4)

    Реферат >> Экономика

    РЕФЕРАТ по дисциплине: Экономика предприятия Основы предпринимательской деятельности Содержание Предпринимательство как современная форма... объекта. Договор на выполнение научно-исследовательских

Основными задачами высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, развитие у них творческих способностей, инициативы и потребности постоянного обновления и расширения своих знаний.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет научно-исследовательская работа (НИР) студентов.

Цель курса - познакомить студентов с основами НИР в психологии, выработать навыки исследовательской работы и подготовить их к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, а так­же к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

– освоить: средства и приемы выполнения научно-исследовательских работ;

– знать: методы и процедуры работы с многообразными массивами научной информации, с научной литературой; действующие стандарты и правила подготовки научных рукописей к опубликованию

– выработать: навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

В качестве дидактического материала по данной дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций.

Для получения зачета по курсу студент должен:

– квалифицированно отвечать на вопросы в ходе семинарских занятий, выполнить задания, формулируемые преподавателем, защитить реферат с учетом требований, предъявляемых к его оформлению.

Тема 1. Вводный раздел

Краткая характеристика научного стиля речи. Сфера применения. Задачи научной речи. Основные стилевые черты. Характерные языковые особенности. Основные жанры. Точность научной речи (предметная или фактическая, понятийная или речевая), однозначность и логичность. Микростили. Языковые особенности научного стиля речи. Специфика языковых единиц в научной речи. Лексика. Морфология. Синтаксис.

Тема 2. Чтение научной литературы

Тема 3. Слушание и восприятие научной информации

Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Тема 4. Написание различных текстов научного стиля

Тексты вспомогательного характера (план, тезисы, конспект/ виды конспекта). Собственно научные тексты (реферат, курсовая, дипломная работа и т. д). Структура и содержание реферата. Структура и содержание курсовой работы. Структура и содержание выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению исследовательских работ.

Тема 5. Элементы аппарата научного психологического иссле­дования

Элементы аппарата научного исследования в психологии. Актуальность, объект, предмет исследования. Понятие научной проблемы. Гипотеза как предполагаемое решение проблемы. Требования к формулировке гипотез. Фальси­фикация и верификация гипотез. Экспериментальные и статистические гипотезы. Зада­чи исследования как исследовательские шаги на пути проверки гипотез. Методика ис­следования. Понятие о научной новизне и практической значимости результатов иссле­дования.

Тема 6. Этапы научного исследования

Выбор те­мы исследования. Приемы выбора темы. Анализ литературы по теме исследования. Библиографический поиск литературных источников. Понятие библиографической ин­формации. Библиографическая и научная информация. Виды научной информация. Понятие о релевантной, пертинентной и прототипной информации. Структура библио­графического описания научного документа.

Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности ученого. Обработка и фиксация библиографической информации. Списки литературы по видам источников как средства фиксации результатов библиографического поиска. Просмотровое чтение. Предмет и продукт просмотрового чтения. Информационно-поисковая система как средство фиксации результатов просмотрового чтения. Изучающее чтение и написание обзора. Определе­ние границы между известным и неизвестным как цель информационно-поискового этапа НИР. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чте­ния.

Тема 7. Выступление с докладом – основы искусства речи

Формы монологического (ответ, доклад, выступление, сообщение) и полилогического (дискуссия, беседа) общения. Три этапа выступления перед аудиторией (докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный). Определение значения темы и постановка цели выступления (оценка аудитории, выбор темы выступления, уяснение цели выступления, определение вида речи). Составление плана выступления. Подбор материалов для выступления. Написание текста выступления. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Способы организации начала и концовки выступления

Тема 1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ4

Тема 2.МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ11

Тема 3.НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ24

Тема 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ37

Тема 5. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УЧЕБНЫХ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ47

Тема 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТАЦИЯ)54

ВВЕДЕНИЕ

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в высших

учебных заведениях означает, что в процессе подготовки кадров

преподавателям необходимо научить студентов не только хорошо

осуществлять практические процессы своей будущей деятельности, но

осознавать ее недостатки, проводить научные исследования и укоренять их

Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум

направлениям: в процессе научно-учебной работы (когда студенты пишут

студенческого научного сообщества в свободное от занятий время

(подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).

В современной методологии научных исследований выделяются два

вида знаний: предметные, связанные с профессиональной практической

работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на

научное познание предметно-практической деятельности.

основные теоретические, методические и организационные знания о

проведении научно-учебных работ, научных исследований и оформлении их

результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа

предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания,

принципами и методами научных исследований, а также методикой

―специфику науки, ее цели, функции, итоги, виды научных

исследований;

―законы, принципы познания, общелогические, общенаучные и

специальные методы исследования;

―основные приемы выбора актуальной темы для исследования и

способы составления программы его проведения;

―алгоритмные поиски информации в документных источниках

информации и в электронных информационных ресурсах;

―методы работы с текстом;

―методику подготовки и оформления учебно-научных работ.

―составлять программу научного исследования;

―анализировать научную литературу по теме исследования;

―оформлять цитаты и другие выписки из текста научной литературы;

―ссылаться на факты и оформлять библиографические ссылки на

источники информации.

Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ

4. Какие сложились формы познания и виды научных исследований?

Цель - сформировать представление о том, что такое наука, ее

специфика; или, функции, результат, уровни научного познания, формы

чувственного и рационального познания, виды научно-исследовательских

1. Какие существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют различные определения понятия

наука. Большинство современных ученых рассматривают ее в трех

ипостасях: как специфическая сфера (вид) человеческой деятельности;

социальный институт; совокупность (система) научных знаний. Однако при

определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей.

Например, белорусский философ и методолог В.К. Лукашевич пишет, что

производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о

природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15). Второе

определение науки как совокупности научных знаний звучит так "Наука как

сведений о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято

подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в

рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической,

коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая

ведется в рамках науки как особого вида деятельности человека,

направленная на производство новых знаний об окружающей реальности.

Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое

вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда,

художественных образов и т.д. и научное познание как система, в которой

научная информация (знания) подчиняются общей структуре. Как система

наука выступает в следующих формах: 1) в форме общественного сознания

или осознания; 2) в форме общественной практики, включающей теории,

методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных

учреждений.

"Методология научны исследований" (Мн., 2002) подчеркивает об

представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о реальном мире, а

систему достоверно сформированных и проверенных положений о явлениях

сформулированных средствами особых понятий, суждений, умозаключений,

любопытных людей, а итог деятельности всего человечества, она подчинена

целям развития общественной практики. Научное познание, подчеркнем еще

теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке,

наук: естественные, социальные (или общественные), гуманитарные и

технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на общественные

потребности в знаниях, однако дальнейшее ее развитие продолжалось не

только под воздействием социально-экономических факторов, но и под

воздействием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.).

Поэтому среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения:

называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что

наука развивается под воздействием внешних социально-экономических

факторов (так званый экстерналистский подход). Видимо более правильным

выводу подошел и известный российский методолог науки Г.И. Рузавин

2. В чем состоит специфика научной деятельности?

Теперь рассмотрим второй вопрос нашей темы - специфика научной

деятельности (познания).

Научное познание как специфически организованная совокупность

познавательных действий обладает рядом характеристик, которые отличают

его от других видов человеческой деятельности. Ученые-методологи обычно

выделяют шесть таких особенностей:

1. наука в идеале направлена на производство новых знаний;

2. в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как

целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

3. научное познание предполагает использование специализированного

инструментария (методов, пробных объектов (приборов), экспериментальных

установок и т.д.);

4. научное познание регламентируется определенными видами нормативного

знания (законами, принципами, идеалами, нормами, стилем научного

мышления и т.д.);

5. результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и

должны соответствовать ряду требований (воспроизводимости,

обоснованности, системности, объективности, контролируемости);

6. существенное отличие научного познания составляет наличие

специализированного (научного) языка.

В рамках рефлексии организации научного познания не потеряла

своего значения аристотелевская модель исследовательского процесса,

которая включает следующие этапы: первый из них предусматривает

изложение состояния изучаемой темы (проблемы) и критический анализ

предшествующих точек зрения, подходов, решений; второй этап включает

точную формулировку исследуемой темы (проблемы); третий этап связан с

выделением (формулировкой) собственного решения проблемы; четвертый

этап предусматривает обоснование (аргументацию) с помощью различного

рода фактов и суждений (практических, научных) и логического

доказательства, а также преимущество предложенного решения в сравнении

с предыдущими.

направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о

природе, обществе, человеке и средствах производства, созданных им.

Поэтому и сложились в обществе следующие большие комплексы наук:

естественные науки, общественные или социальные, гуманитарные,

технические.

3. Какие цели, функции и результаты науки?

Цели науки - познать, объяснить и предсказать развитие в будущем

явлений природы, общества, человека, техники.

В соответствии с основными целями науки выделяются три основные

ее функции как области деятельности: гносеологическая (гносес – знание,

логия – учение), эвристическая (поиск истины) и прогностическая

(предсказательная) – прогноз на будущее развитие. Наука как социальный

институт, кроме того, выполняет следующие функции: мировоззренческую

(содействие воспитанию научного мировоззрения), социальной силы (или

содействие социализации личности), производительной силы (содействие

научно-техническому прогрессу).

Результатом науки являются научные знания (значит есть и другие

работы, подтвержденный общественно-исторической практикой и не

противоречит (удостоверенный) логикой и адекватное ее отражение в

сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Знания

обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику

относительной и абсолютной истины. Знания могут быть донаучными,

житейскими, художественными (как специфический способ эстетического

освоения действительности) и научными (эмпирическими и теоретическими).

Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании,

являются важной ориентировочной основой повседневного поведения

человека. Эти формы знания развиваются и обогащаются по мере прогресса

научного знания. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт

житейского познания.

Научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе

понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высокий

уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных

фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от

поверхностного ко все более глубокому, сущестному и всестороннему

знанию, служащему необходимым условием преобразования деятельности

человека и человечества.

Есть еще понятие «антинаучные знания» - знания, основным

политике и других сферах).

4. Какие сложились формы познания и виды научных

исследований?

В науке принято подразделять познавательные действия людей на две

формы познания: чувственное познание, рациональное познание. Рассмотрим

специфику каждой из этих форм.

осуществляется посредствам человеческих органов чувств: зрения, слуха,

осязания, обоняния и вкуса. В философской литературе иногда чувственное

познание называют понятием «живое созерцание». Чувственное познание в

свою очередь включает четыре формы, которые Вам известны уже из

психологии (они там так и называются - познавательные процессы), а

именно: ощущение, восприятие, представление и воображение.

предметов, воздействующие на органы чувств (зрительное ощущение,

слуховое ощущение, обонятельное ощущение, вкусовое ощущение,

осязательное ощущение, т.е. по типу анализаторов человека).

объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент

на органы чувств. Восприятие более сложная форма чувственного познания,

которая характеризуется такими свойствами как целостность, предметность,

обобщенность, контактность, осмысленность, изобретательность.

представление человека о минувших событиях, запомнившихся предметах,

контактировавших с человеком людей и т.д.

Воображение - это форма чувственного познания или процесс

создания новых образцов на основе ранее воспринятых. Воображение

представляет собой отражение реальной действительности в новых

непривычных сочетаниях и связях. Воображение по степени активности

подразделяют на активное и пассивное. Формой проявления активности

воображения являются мечты. Мечты - отодвинутое во времени желание.

осуществляется посредствам мыслительной деятельности человека.

Основное его отличие от чувственного познания состоит в том, что оно:

1)строится на объяснение фактов, полученных на

эмпирическом уровне;

2)направлено на отражение общих свойств познаваемых

предметов, т.е. отвлечение от их единичных свойств;

3)непосредственная связь рационального познания с языком,

ибо язык является материальной оболочкой мысли (В.К. Лукашевич).

Основными формами рационального познания являются: понятие,

существенных признаков предмета. Например, понятие «библиотечный

каталог» - перечень библиографических описаний документов, имеющихся

в фонде библиотеки или группе библиотек, составленный по определенному

плану и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

отрицается связь между предметом или его признаком или отношение между

предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Например, библиографическая продукция по признаку содержания

документов подразделяется на виды: у ниверсальная, отраслевая,

тематическая и т.д.

одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Наприм ер, в

каждом регионе есть потребность в информации, не связанной с регионом

(по общим вопросам развития науки и практики). В каждом регионе есть,

естественно, потребность в информации о своем регионе. Два суждения.

Умозаключение. Информационные потребности региона имеют в своей

структуре два уровня: общий и региональный. Значит, ИП региона и

региональные ИП соотносятся между собой как целое и часть.

Процесс рационального познания регулируется законами и

требованиями логики, а такж е правилами понятийно-логического

рассуждения, т.е. выводами следствий из посылок в умозаключения.

Рациональное познание не исчерпывается рассмотренными

процессами. Оно включает в себя и такое явление как интуицию или

внезапное постиж ение искомого результата при неосознанности и

интуицией понимается «сложноструктурированный процесс, включающий

как рациональные, так и чувственные элементы». Продуктивная функция

интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории науки и

техники. Однако интуитивно полученные знания не всегда вклю чаются в