Роль средств массовой информации в глобализации. Особенности журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции

Глобализация и развитие информационного общества

массовый глобализация издание коммуникация

Многие исследователи без колебаний связывают понятия «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) с понятием «глобализации». Средства массовой информации являются составной частью средств массовой коммуникации. Хотя понятие «глобализация» стало одним из символов изменений, происходящих в современном мире, дать ему четкое определение трудно. Понятие «глобальное» в современном контексте заменило традиционные понятия интернационального, мирового и планетарного средства массовой коммуникации.

Глобальное коммуникативное пространство тесно связано с развитием в мире философии, социологии, культурологии и технических наук. Характер и последствия «информационного взрыва» вызывают противоречивые мнения. Одни считают, что благодаря информации новое столетие может стать временем удивительных прозрений и замечательных побед. Другие видят опасность информационного тоталитаризма.

В настоящее время в науке существуют два подхода в определении глобализации СМИ. Сторонники первого подхода утверждают, что глобализация - явление не новое. В разных формах она проявляла себя на разных этапах истории человечества. Согласно другой позиции, глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новых коммуникационных и информационных технологий. Вторая точка зрения представляется более обоснованной, так как она предполагает переход от традиционной формы экономического, политического, технологического общества, сформированного на началах национального единства и вековых культурных традиций, к глобальному Мегасоциуму.

Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы.

В области экономики глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом.

Для исследователей СМИ многие проявления глобализации лежат на поверхности. Однотипная реклама в журналах разных стран и на разных языках, одинаковые телешоу, идущие хотя и на разных языках, но показывающие одинаково оформленные студии и похожих ведущих, мгновенный доступ к новостям из любой точки Земного шара, те же самые новости на разных телеканалах, музыка и кино, общие во всех странах.

Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, воспринимая масс-медиа и как сферу, явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как основные движущие силы глобализации, т.е. принимать, что глобализация общественной и культурной жизни становится возможной в условиях наиболее развитых медиасистем.

Глобализация - многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и, конечно, коммуникаций. Глобализация существенным образом сказалась на развитии СМИ. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Общедоступность этой символической среды в географическом и понятийном смысле и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры.

В условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий происходят существенные перемены в традиционных СМИ - в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, естественно, в содержании. Особенно легко коммуникативное воздействие осуществляется в Интернете.

С появлением глобальной сети возникли принципиально новые СМИ - электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована.

Современные СМИ не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории. По причине множественности сообщений и источников склонность аудитории к самостоятельному выбору программ повышается. Аудитория, на которую нацелена программа, стремится выбирать «нужные, точечные» сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.

Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Радио- и тележурналисты могут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. В печатной прессе открывается цифровое манипулирование фотографиями.

В настоящее время в науке существуют два подхода в определении глобализации СМИ. Сторонники первого подхода утверждают, что глобализация - явление не новое. В разных формах она проявляла себя на разных этапах истории человечества. Согласно другой позиции, глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новых коммуникационных и информационных технологий. Вторая точка зрения представляется более обоснованной, так как она предполагает переход от традиционной формы экономического, политического, технологического общества, сформированного на началах национального единства и вековых культурных традиций, к глобальному Мегасоциуму.

Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке -- языке общения международного бизнеса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немецком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке.

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тенденция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп Новикова А.А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 272 с..

Еще в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С.12..

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня -- бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи.

Типология радио также существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами Петров Д.В. Радио в современной России. - СПБ.: Речь, 2006. - С.114..

Существенные изменения происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента -- районные или квартальные местные новости, к которым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти -- префектуры и управы Новикова А. А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - С.186..

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомпаниям.

В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Франции и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение -- общественно-правовое, а кабельное и спутниковое -- преимущественно частное. Общественно-правовое телевидение освещает проблемы политической жизни, в нем большое место занимают новости, в то время как в передачах частного ТВ доминируют массовая культура, спорт и, конечно же, реклама. В данном случае типология эфирного телевидения не может быть представлена как единая для всех стран.

В России ТВ развивается несколько иным путем: нет общественно-правового телевидения, хотя имеется канал, который называется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% -- частному капиталу. Таким образом, типологически это своего рода государственно-частный канал.

Главное же отличие России от стран со сходной динамикой развития электронных СМИ состоит в том, что в странах Запада и некоторых восточных, например, в Китае, наряду с наличием эфирного ТВ существенно развито кабельное и спутниковое телевидение, которое имеет собственное информационное и развлекательное программирование. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют, прежде всего, развлекательные программы, которые делятся на специализированные каналы, посвященные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Кабельное телевидение -- это специализированное ТВ, к которому предъявляются несколько иные требования. Кабельные сети можно отнести к типу видео-телевизионных журналов и исходя из этого характеризовать подбор содержания.

В России практически действует одна система спутниковых каналов с самостоятельными программами -- НТВ+, но и она, развиваясь весьма успешно, в основном распространяет зарубежные передачи и, не создавая своих особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные программы -- Российское телевидение, «Культуру», подключается к Интернету.

Глобальное телевидение, охватившее вещанием практически все регионы мира, повлияло на создание целевых аудиторий, сегментированных в зависимости от ценностей, вкусов и стиля жизни.

Глобальные телевизионные сети новостей можно разделить на две категории: универсальные телеканалы новостей и аналитические программы. Аналитические программы глобальных телевизионных сетей - необходимое дополнение к новостям, и ориентированы на текущие события в мире. Это возможность объяснить событие в мире, более глубоко раскрыть тему, заинтересовать зрителя развитием событий. Конкуренция телевизионных сетей на международном информационном рынке отличается жесткими условиями. Глобальные телевизионные сети новостей теряют зрителей, если в мире не происходит чрезвычайных событий. Дело в том, что наибольший интерес аудитории к телеканалам новостей наблюдается в периоды острых международных кризисов, вооружённых конфликтов. Когда наступает «затишье», рейтинги всемирных каналов новостей резко падают.

Требования зрительской аудитории во многом предопределили современный образ и концепцию глобальных теленовостей.

Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Радио- и тележурналисты могут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. В печатной прессе открывается цифровое манипулирование фотографиями.

Новые возможности в получении и распространении информации увеличивают требовательность к её верности и точности. Есть случаи фальсификации и намеренного введения недостоверной информации.

Каждый абонент может передавать по сетям любую информацию и видоизменять её по собственному желанию, это создаёт угрозы своевольного манипулирования текстами и образами, нарушения прав на интеллектуальную собственность и приватность информации, допущения различных форм оскорбления личности или общественных институтов, вовлекаемых в такие коммуникации.

Новые достижения в области информационно-коммуникативной техники, изменения на геополитической карте мира, сдвиги в экономике, политике и культуре оказывают воздействие на развитие медиакультуры. В глобализации последней немалую роль играет реальное соблюдение права на свободу выбора информации и характер участия в её использовании. Чтобы глобализация медиакультуры развивалась с пользой для людей, она нуждается в сбалансированном равновесии участвующих в них сил. Трансграничные потенции масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма». К примерам такого использования глобального информационного канала можно отнести международную деятельность CNN.

The Cable News Network (англ. Кабельная Новостная Сеть) или CNN (читается как Си-Эн-Эн) -- телекомпания, созданная Тедом Тёрнером 1 июня 1980 года. Является подразделением компании Turner Broadcasting System (Тёрнер), которой владеет Time Warner (Тайм Уорнер). Компания CNN первой в мире предложила концепцию 24-часового вещания новостей. По состоянию на 1 июня 2005 года компания CNN состояла из 14 различных новостных кабельных и спутниковых каналов, двух радиостанций, шести интернет-сайтов и 37 зарубежных бюро. Новости CNN передаются с помощью сигналов 38 космических спутников и доступны к просмотру более 200 млн домохозяйств (households) в 212 странах и территориях мира. Одним из ключевых моментов в истории CNN стало организованное в январе 1991 года освещение войны в Персидском заливе -- впервые военные действия подобного масштаба демонстрировались в прямом телеэфире. Телерепортажи с места событий в Персидском заливе заметно укрепили престиж CNN как круглосуточного источника международных новостей.

Несмотря на лидирующее положение в США, CNN находится на втором месте среди международных служб новостей, уступая аудитории BBC почти в два раза (BBC World -- 277,6 млн домохозяйств). Причиной тому может служить относительно небольшой возраст компании по сравнению с одной из старейших телерадиовещательной корпорацией в мире, кроме того BBC World доступен открыто со многих популярных спутников, тогда как вещание CNN в основном кодированное.

Согласно рейтингу Нильсена, CNN занимает первое место среди новостных сетей. Однако она уступает новостной сети Fox News по количеству долгосрочных зрителей (Точечные рейтинги Нильсена). В основном CNN ведёт вещание из своей штаб-квартиры в центре города Атланта, и из студий в Нью-Йорке и Вашингтоне. В США, по состоянию на декабрь 2004 года, новостной канал был доступен в 88,2 миллионах квартир и домов и в более чем 890 тыс. гостиничных номеров в США.

Российский офис CNN расположен в Москве. До 1 января 1998 года телеканал CNN круглосуточно ретранслировался на 24 ДМВ в Москве. с 1 января 1998 года телесигнал был закодирован, и вещание на 24 ДМВ было закрыто.

Критики обвиняют CNN в предвзятости и использовании американских стереотипов в ходе освещения военной операции против Ирака и ряда других конфликтов. Во время войны в Южной Осетии CNN упрекали в излишне предвзятом и одностороннем освещении событий, позиция которой упорно выставляла Грузию в виде жертвы российской «военной машины», и отражало только официальное мнение Тбилиси, главным рупором которого являлся президент Михаил Саакашвили. Кроме того, в эфире CNN были показаны кадры, якобы заснятые в Гори, хотя, на самом деле, они были засняты в Цхинвале и украдены у телеканала Russia Today.

В интервью премьер-министра России Владимира Путина, данного им телеканалу CNN по событиям войны в Южной Осетии и видеозаписи интервью на официальном сайте CNN присутствует преднамеренно искажённая информация. Так, например, благодаря переводу, идущему поверх закадровых слов Путина, исчезли некоторые слова. Ещё в начале репортажа, корреспондент заявил, что у Путина есть доказательства того, что война в Грузии подстроена одним из кандидатов в президенты. Хотя из стенограммы следует, что премьер-министр несколько раз употребил слово «предположение». К тому же в начале интервью слышно, как Путин говорит: «Если предположения подтвердятся…», закадровый английский перевод звучит как: «Факт установлен». Таким образом мы видим, что даже канал, стремящийся бережно относиться к источникам информации в разных странах, подверстывает содержание под глобально распространившиеся американские политические стереотипы.

Другой пример глобального вещания, дифференцированного при этом в зависимости от региона и целей -- Британская широковещательная корпорация, сокр. «Би-би-сим» (англ. British Broadcasting Corporation, сокр. BBC) -- комплекс радио-, Интернет- и телевещания Великобритании.

Корпорация осуществляет как внутреннее, так и внешнее Интернет-, радио- и телевещание, проводимое Всемирной службой Би-би-си. Корпорация не является государственным СМИ, а представляет собой общественную организацию с контрольным советом, состоящим из 12 попечителей, назначаемых английской королевой.

Свою историю компания начинает с 1922 года. С 1929 года использовался передатчик в Лондоне, к 1930 году уже регулярные телепрограммы транслировались с использованием антенны в Brookmans Park. Baird"s company, сейчас известная как BBC One, запустила телевизионное производство 2 августа 1932 года. До перерыва в вещании, вызванного Второй мировой войной, аудитория канала насчитывала 25-40 тыс. домов. Перерыв был вызван тем, что УКВ передачи служили бы отличным пеленгом для немецких бомбардировщиков, да и инженеры и техники были необходимы для военных целей.

В 1946 году телевещание возобновилось с Alexandra Palace. The BBC Television Service производил трансляцию разнообразных программ, охватывающих широкую аудиторию. Таким образом, компания лидировала в Великобритании по введению новых технологий и использованию новых медийных каналов, и удерживает это лидерство уже в течение многих десятилетий.

BBC TV было переименовано в BBC1 в 1964 году, после запуска BBC2, третьего по рейтингу канала в Великобритании (вторым было ITV). Пожар на электростанции Battersea вызвал обширное отключение электроэнергии по Лондону, что отложило запуск канала, запланированный на 20 апреля 1964 года. Открытие канала проходило при свечах. BBC2 первым из британских каналов стал вещать в диапазоне ультравысоких частот.

В 1967 году BBC Two стал первым каналом в Европе, транслирующим телепередачи в цвете по схеме PAL. (BBC One и ITV начали трансляцию в цвете только 15 ноября 1969 года). BBC Two не показывал «мыльных опер» и обычных новостей.

В 1974 году BBC представило первую систему телетекста Ceefax.

В июле 2003 года BBC начало транслировать программы с помощью спутника Astra 2D, что обошлось BBC в 85 миллионов фунтов.

В июле 2004 года BBC отпраздновало пятидесятилетие. Запись этого события вышла на DVD. В конце 2006 года управление BBC Television, возглавляемое Джаной Беннет, влилось в более обширное объединение: BBC Vision.

BC принадлежат два эфирных и три кабельных/спутниковых/цифровых телеканала в Великобритании, 14 национальных цифровых радиостанций, несколько интернет-сайтов, около 40 журналов. BBC Worldwide принадлежат международные каналы BBC Prime, BBC Canada и BBC America.BBC World Service вещает на весь мир на 32 языках. Выручка BBC в 2005 году -- 7,205 млрд долл.

Внутри Великобритании Би-би-си имеет более 20 различных телеканалов, включая и круглосуточный канал новостей -- BBC News. Радиовещание осуществляется по 14 различным каналам, передающим новости, радиопостановки, спорт и музыку разных стилей и направлений.

Также корпорации принадлежит международный новостной телеканал BBC World News, благодаря своему охвату являющийся самым популярным телеканалом Би-би-си.

В финансовом отношении Би-би-си существует на специальный сбор, который платят все жители страны, у кого дома есть телевизор. Ежегодно эта сумма составляет 2,8 млрд фунтов (почти 5,4 млрд долларов). Юридически Би-би-си осуществляет свою деятельность в соответствии с Хартией (уставом, по которому существует Британская телерадиовещательная корпорация). Хартия Би-би-си, в которой определяются задачи, роль и структура корпорации, впервые вступила в силу в 1927 году. Она обновляется каждые 10 лет.

Всемирная служба Би-би-си (ранее Имперская служба) начала работать в 1932 году. Сегодня она вещает на 35 языках. Общее число всех слушателей, входящих во Всемирную службу отделений, превышает 150 миллионов человек.

Главная резиденция Всемирной службы, Буш-хаус, получил своё название от построившего его Ирвинга Буша, владельца нью-йоркской компании Bush Terminal и одного из родственников бывшего президента Соединённых Штатов Джорджа Буша.

Как и американские радиостанции «Голос Америки» и «Свобода», «Свободная Европа», Би-би-си в свете окончания холодной войны и распада СССР, а также в связи с борьбой с международным терроризмом, изменила приоритеты иновещания. Всемирная служба Би-би-си с 2007 года прекращает радиопередачи на 10 языках. Сэкономленные средства пойдут на создание нового телеканала на арабском языке.

Это будет первая международная телеслужба Би-би-си на иностранном языке. Предполагается, что новый канал начнёт вещание в 2007 году. Первоначально он будет работать по 12 часов в день. Позже вещание предполагается сделать круглосуточным.

Сокращения коснутся в основном радиоредакций, вещающих на страны Центральной Европы. Закрыты будут болгарская, венгерская, греческая, польская, словацкая, словенская, хорватская и чешская службы.

Кроме этого будет закрыто вещание на казахском языке. Вещание на русском языке в Казахстане будет сохранено. Прекратится вещание и на тайском языке. Также планируется сократить радиовещание в Бразилии (сайт Бразильской службы Би-би-си сохранится) и интернет-вещания на хинди. Все эти преобразования планируется завершить к марту 2006 года. На Восточную Россию Всемирная служба ведёт своё вещание с 8 до 10 утра по Москве в диапазонах 49 и 25 метров, а с 21 до 23 в 49 и 41 м.

В 2011 году, в связи с сокращением бюджета компании, была полностью прекращена работа албанской, македонской и сербской служб Би-би-си. Также закрылись службы, выпускавшие программы для стран Карибского региона на английском языке и для стран Африки -- на португальском. Семь служб отказались от радиовещания, продолжив работу в интернете. Среди них -- азербайджанская и украинская службы Би-би-си. Последний радиоэфир украинской службы Би-би-си состоялся 29 апреля 2011 года.

Русская служба Би-би-си вещает на территорию Советского Союза с 26 марта 1946 года. Глушение передач ВВС началось в апреле 1949 года.

С 1992 года несколько программ еженедельно ретранслировало Радио России.

До 1999 года аудитория 6 миллионов человек в неделю.

FM -- ретрансляция прекращена в ноябре 2006 года. Передачи продолжаются на средних волнах в больших городах и на коротких волнах и через спутник.

В 2005 году радиоведущий Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев стал кавалером Ордена Британской империи. Эту награду в Букингемском дворце ему вручила лично королева Елизавета II за выдающиеся заслуги в радиожурналистике. Большой популярностью пользовалась информационная программа «Глядя из Лондона» и комментарии дня Анатолия Максимовича Гольдберга.

В настоящее время Русская служба Би-би-си вещает ежедневно на Россию, Украину и другие страны СНГ, главным образом на коротких и средних волнах.

В результате финансовых трудностей 26 марта 2011 года Русская служба Би-би-си прекратила своё коротковолновое и средневолновое радиовещание и её вещание осталось только в Интернете и через спутники.

На примере двух самых известных в мире корпораций, ведущих всемирное вещание, было показано, что глобализация медиа приводит в первую очередь к технологическому обновлению этих крупнейших вещателей, а уже во вторую очередь - к изменению содержания. Несмотря на вовлеченность в социально-экономические и политические процессы современного мира, эти корпорации оказываются верны своим давним традициям в подаче информации, а воздействие на пеструю аудиторию современного глобального мира производится за счет привлечения новых технологий добычи, обработки и подачи информации и подключения новых каналов медиа, прежде всего Интернета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2011

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Массовые коммуникации и средства массовой информации. Наиболее известные информационные агентства. Особенности массовой коммуникации в прессе, радио, телевидении. Общие правила отношений PR-деятельности с СМИ. Работа с прессой, радио и телевидением.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Общая характеристика процессов глобализации в современной экономике и культуре. Анализ трансформации средств массовой информации в условиях глобализации: создание всемирного медиа рынка и распространение данных посредством глобализации традиционных СМИ.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Специфика стран африканского континента, причины и характер конфликтов между ними, социальные проблемы. Тенденции развития глобализации. Социально-политические предпосылки глобальных реформ и трансформаций, их описание в средствах массовой информации.

    магистерская работа , добавлен 09.08.2011

    Теория массовой коммуникации, ее виды, определение понятия и средств. Значение телевидения и рекомендации по осуществлению массовой коммуникации. Формирование посредством телевидения настроений общества, ценностей и ценностных ориентаций, основных идей.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2010

После окончания Второй мировой войны зарубежная журналистика претерпела существенные изменения. На ее развитие повлияли как политическая ситуация, сложившаяся в мире после войны, так и дальнейшее развитие техники и технологий. Начиная с 1917 года на журналистику оказывала серьезное (а порой и решающее) воздействие политика. И наступившая после 1945 года эпоха также характеризуется исключительным влиянием идеологии на развитие средств массовой информации.

В своем послевоенном развитии журналистика прошла три этапа: первый - с 1945 по 1948 год, второй - с 1948 по 1989 год и третий - с 1989 года и по настоящее время. В 1945 году мир был освобожден от фашизма. Практически во всех странах потерпела крах и фашистская пресса. Вместе с тем, в Европе значительно усилилось влияние левой и, в частности, коммунистической прессы: авторитет Советского Союза, победившего нацистскую Германию, был велик как никогда прежде. Запрещенные оккупантами и выходившие в подполье периодические издания вышли на свободу и обрели массового читателя. Так, тираж органа Французской коммунистической партии газеты «Юманите» в 1945-1946 годах иногда достигал 500-600 тыс. экз., в Италии социалистическая газета «Аванти!» имела в эти годы тираж 200 тыс. экз., коммунистическая «Унита» - 100-150 тыс. экз.

Во многих освобожденных от нацизма странах произошло становление новой системы прессы. Например, во Франции после освобождения страны в 1944 году было принято решение о запрещении всех периодических изданий, в той или иной степени сотрудничавших с оккупационными властями. Таким образом, было закрыто подавляющее большинство французских газет (из 206 газет, выходивших в стране до начала второй мировой войны, возобновили свой выход лишь 28). В Италии после падения фашистского режима Муссолини были запрещены периодические издания фашистской партии, газеты и журналы, поддерживавшие прежнюю власть, распущен фашистский профсоюз журналистов. В Германии, освобожденной от нацизма, по распоряжению оккупационных властей была полностью запрещена вся периодика, издававшаяся в годы Третьего рейха, и, таким образом, система печати была воссоздана заново. Именно поэтому послевоенную германскую прессу называют «газетами часа ноль».

Первые послевоенные годы характеризуются и дефицитом бумаги, поэтому в большинстве европейских государств как тиражи, так и само издание газет и журналов были подвергнуты государственным ограничениям.

В странах Восточной Европы, попавших после войны в зону влияния Советского Союза, активно насаждалась коммунистическая печать. Новая модель прессы в этих государствах создавалась под влиянием и по примеру СССР. В некоторых странах (например, Болгарии, Югославии) коммунистические идеи и, соответственно, печать были по-настоящему популярны в народе. Но в большинстве восточноевропейских стран коммунистическая пресса оставалась очень слабой, коммунистическая идеология не пользовалась особой популярностью у населения.

В первые послевоенные годы началось возрождение телевидения. До Второй мировой войны оно было доступно только небольшому кругу зрителей. В годы войны телевидение не развивалось, и только после 1945 года оно быстро и уверенно вошло в жизнь миллионов людей и стало средством массовой информации. Кстати, и само понятие «средства массовой информации» (СМИ) появилось именно с развитием телевидения в послевоенные годы.

Страны антигитлеровской коалиции все еще продолжали оставаться союзниками. В 1945 году государствами-победительницами была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Но противоречия между прежними союзниками уже носили принципиальный характер. Одним из первых об этом официально заговорил бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965). Будучи отставным, но вместе с тем авторитетным и хорошо информированным политическим деятелем, он выступил 5 марта 1946 года перед студентами Вестминстерского колледжа в американском городе Фултоне, штат Миссури (см. в хрестоматии его речь «Сухожилия мира»). Черчилль ввел в политический лексикон такие понятия, как «холодная война», «железный занавес», которые на десятилетия вперед стали яркими символами наступавшей эпохи.

Формально «холодная война» началась в 1948 году. Четыре последующие десятилетия развития средств массовой информации вошли в историю как журналистика эпохи «холодной войны». Этот период характеризуется крайней степенью идеологизации журналистики - как в Советском Союзе и подконтрольных ему странах Восточной Европы, так и в формально свободных от идеологии странах Запада. По сути, ни одно периодическое издание - по обе стороны «железного занавеса» - не смогло быть в стороне от идеологических битв и продолжать оставаться неангажированным. Журналистика стала служанкой политики.

Самый сложный период развития средств массовой информации в эпоху «холодной войны» пришелся на конец 1940-х - начало 1950-х годов. Это был период поисков и разоблачений внутренних врагов не только в СССР, но и в странах Запада. Так, журналистика США, и в частности, молодое телевидение, включилась в «охоту на ведьм», т.е. в поиск секретных агентов Кремля. Эту борьбу начал сенатор-республиканец Джозеф Реймонд Маккарти (1908-1957), выступивший в феврале 1950 года на заседании Конгресса США с сенсационными разоблачениями в тайном сотрудничестве многих конгрессменов с Советским Союзом (которые, правда, спустя три года были признаны не соответствующими действительности). По имени сенатора эпоха крайнего разгула «охоты на ведьм» и получила название «маккартизм».

Во второй половине 1950-х годов, после смерти Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956), провозгласившего курс на мирное соревнование со странами капиталистического мира, в международных отношениях наступила «оттепель». Она существенно отразилась и на средствах массовой информации, которые стали уходить от стереотипов эпохи маккартизма и черно-белых оценок в освещении политической жизни. Тем не менее «холодная война» в журналистике продолжалась еще несколько десятилетий.

К концу 1950-х - началу 1960-х годов аудитория телевидения сравнялась и затем превзошла аудиторию традиционных средств массовой информации. Влияние телевидения на общественно-политическую жизнь уверенно продолжало расти. Так, осенью 1960 года в США впервые были проведены теледебаты между кандидатами в президенты Р. Никсоном и Дж. Кеннеди, причем победу на выборах Кеннеди во многом обусловило его превосходство над Никсоном в телеэфире. А репортажи с полей боевых действий во Вьетнаме, которые передавали американские тележурналисты, вызвали в конце 1960-х - начале 1970-х годов мощное антивоенное движение по всем Соединенным Штатам и, в конечном счете, способствовали прекращению войны.

Особое развитие телевидение получило с началом космической эры. Так, в 1964 году стала возможна прямая трансляция Олимпийских игр из Токио.

В конце 1970-х - первой половине 1980-х годов западная журналистика включилась в новый, последний виток «холодной войны», вызванный вводом советских войск в Афганистан, и активно способствовала распространению выдвинутого президентом США Р. Рейганом лозунга «Советский Союз - империя зла».

Во второй половине 1980-х годов, после прихода к власти в СССР М. С. Горбачева и первых успехов его политики гласности, началась постепенная деидеологизация журналистики - как в Советском Союзе, так и на Западе. Из средств массовой информации стал исчезать образ врага, долгие десятилетия господствовавший в ней, постепенно отпала антикоммунистическая риторика. В 1988 году советские читатели впервые за всю историю советского государства получили возможность покупать западные газеты и журналы и открыто слушать передачи западных радиостанций, которые до этого глушились. «Холодная война» подходила к логическому концу.

В это же время начало развиваться кабельное и спутниковое телевидение. Его отличие от традиционного, эфирного телевидения состоит в том, что телезритель может не только получать информацию, но и общаться с распространителем этой информации (например, заказывать программы, покупать товары и т.п.). Развитие интерактивного телевидения привело к некоторому снижению тиражей газет. В 1989 году потерпели поражение просоветские коммунистические режимы в странах Восточной Европы. Эти государства стали строить новую систему средств массовой информации. В восточноевропейскую журналистику хлынул западный медиакапитал. Создавались новые газеты, телеканалы и радиостанции. Вместе с тем, газеты, бывшие в годы социализма рупорами коммунистических партий, не закрылись и не потеряли читателя, но сохранили свои позиции в новой системе СМИ. Эти газеты поменяли названия (так, бывший орган Польской объединенной рабочей партии газета «Трибуна люду» стала называться «Трибуна», газета «Руде право» - бывший орган компартии Чехословакии - была переименована в «Право», бывшая газета Болгарской коммунистической партии «Работническо дело» сменила название на «Дума»), отказались от коммунистической идеологии и остались на левом фланге разнообразного спектра средств массовой информации в своих странах. Например, «Нойес Дойчланд», бывшая главная коммунистическая газета ГДР, сегодня является одним из самых популярных в восточных землях Германии периодическим изданием.

Таким образом, с 1989 года, т.е. с окончанием «холодной войны» и с распадом социалистической, просоветской системы в Восточной Европе, начался новый период развития журналистики, который продолжается и по сей день.

На рубеже 1980-1990-х годов западная журналистика вступила в эпоху глобализации. Одна британская и три американских газеты вышли за рамки национальных границ и стали глобальными: «Файнэншл таймс», «Уолл-стрит джорнэл», «Ю.Эс.Эй. тудэй» и «Интернэшнл геральд трибьюн». Эти газеты издаются на всех континентах. В это время сильнейшее влияние на традиционную прессу оказало телевидение: в периодических изданиях появился цвет, в системе верстки начали использовать телевизионные приемы, получила популярность инфографика (например, статистические данные в виде цветных графиков, диаграмм), стали публиковаться цветные карты погоды и т.д.

После избрания в ноябре 1992 года президентом США Билла Клинтона по инициативе вице-президента Альберта Гора был рассекречена глобальная сеть интернет (World Wide Web) и выдвинута идея создания информационной супермагистрали. По замыслу А. Гора, информационная супермагистраль должна предоставить всеобщий доступ к различным информационным услугам торговых предприятий, коммерческим базам данным, электронным версиям периодических изданий, библиотечным каталогам, правительственным документам и т.д. Эта супермагистраль предусматривает развитие концепции удаленного общения. Появляется возможность при помощи сети дистанционно работать на дому, учиться, участвовать в конференциях и даже совершать финансовые сделки, не прибегая к наличным деньгам. Таким образом, информационная супермагистраль существенно изменяет жизнь всего общества.

Информационные сети приобретают все большее влияние на развитие общества. Появляется термин «информационное общество», который обосновал известный британский социолог Фрэнк Уэбстер (р. 1950 г.) в книге «Теории информационного общества» (1995). С развитием интернета, внедрением в журналистику новых технологий характер глобализации журналистики меняется: теперь глобальным можно считать любое периодическое издание, которое имеет свою электронную версию.

1990-е годы характеризуются и постепенным стиранием граней между классической качественной и массовой прессой. Газеты, долгие десятилетия и даже столетия позиционировавшие себя качественными, стали допускать все больше и больше отхождений от традиционной модели. В них изменилась верстка, стали публиковаться иллюстрации больших размеров, начали появляться кроссворды, астрологические прогнозы, разнообразные тематические приложения, посвященные здоровью, спорту, досугу и т.п., т.е. те приемы, которые прежде использовала исключительно массовая пресса. Качественные газеты все активнее расширяли тематику, охотно обсуждали сенсации (например, развод принца Чарльза и принцессы Дианы летом 1996 года в Великобритании, процесс 1995 года по делу чернокожего американского футболиста Симпсона, которого обвиняли в убийстве жены, сексуальный скандал 1996-1998 годов вокруг президента США Билла Клинтона). Многие качественные газеты, соревнуясь друг с другом, стали проводить розыгрыши призов, различные лотереи, конкурсы среди читателей. И лишь единицы газет сохраняют, несмотря ни на что, традиционную качественность (к примеру, «Уолл-стрит джорнэл» в США, «Франкфуртер альгемайне цайтунг» в Германии, «Монд» во Франции).

Эпоха информационного общества, становление которой приходится на рубеж XX-XXI веков, отмечена появлением и развитием таких новых направлений и понятий в журналистике, как дигитализация, конвергенция, мультимедиатизация. Дигитализация - это оцифровка, перевод всех форм средств массовой информации (текстовой, графической, звуковой) в цифровой формат. Газеты полностью перешли на компьютерный набор, в интернете существуют их электронные версии. Благодаря развитию цифрового радио увеличилось количество частот. Радио можно теперь слушать и через подключенный к Интернету компьютер. То же относится и к цифровому телевидению. Таким образом, дигитализация объединяет, унифицирует все средства массовой информации. Такие извечные барьеры развития традиционных СМИ, как, например, необходимое для публикации время, финансовые издержки, географические границы распространения газет и журналов, могут быть сегодня преодолены с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Конвергенция - процесс интеграции, сближения различных технологий, их объединение в единую технологическую платформу. Конвергенция может быть как объединением различных форматов (например, газета в интернете), так и экономическим объединением ранее изолированных друг от друга радио, кабельного телевидения и телефонии. Благодаря конвергенции стало возможным, сидя за персональным компьютером, смотреть телевизионные программы, слушать радио, читать электронные версии газет в интернете, вести переписку по электронной почте, разговаривать по телефону.

Мультимедиатизация - предложение потребителю одного и того же информационного продукта через максимально возможное количество каналов (т.е. не только через средства массовой информации, но и все средства современной индустрии) и на максимально возможном количестве носителей информации.

Важной особенностью современной западной журналистики является ее интерактивность. Благодаря интерактивности стало возможным осуществлять оперативную обратную связь средств массовой информации с получателем информации (читателем, слушателем, зрителем).

Таким образом, в конце XX - начале XXI века новые технологии определили облик мировой журналистики и ускорили доступ к информации. Появились возможности оперативно использовать эту информацию для развития экономики. Информация стала частью производительных сил, что весьма характерно для информационного общества.

1. 29 Коммуникационные революции ХХ в. Развитие новых информационных технологий. Дигитализация и интерактивность в новых масс-медиа. Конвергенция и ее уровни (технологический, медиаиндустриальный, журналистский).

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания .

Отличительными чертами информационного общества являются:

1)увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

2)возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

3)создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Эффективное информационное взаимодействие людей,

Их доступ к мировым информационным ресурсам и

Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Общество считается информационным, если:

1)любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;

2)в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

3)имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;

4)происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

5)происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Глобализация является одной из ведущих сил, вы­зывающих трансформацию современных масс-медиа. В новом коммуникационном веке национальные границы те­ряют всякий смысл. Прежде масштаб деятельности большинства средств массовой коммуникации определялся размерами страны, сейчас же люди по-настоящему овладели временем и простран­ством в пределах всего мира. Новая информационная технология оказывает огромное влияние на индивидов и институты, и, по­скольку большие компании контролируют основную часть комму­никационного содержания, современным медиатоварам стало на­много легче проникать на международный рынок.

Это явление и есть, конечно, то, что в своих предсказаниях в се­редине 1960-х годов Маклюэн называл «глобальной деревней». На­глядным подтверждением реализации идеи «глобальной деревни» - когда сообщения доносятся до каждого уголка земного шара - слу­жит спутниковый канал Си-эн-эн, который присутствует практи­чески повсюду. Музыкальную программу Эм-ти-ви смотрят в Москве, Сан­тьяго, Гонконге.

Тот общемировой охват, который обеспечивают новые медиа, несомненно, приносит людям пользу, обеспечивая им доступ к огром­ному объему информации и развлечений. В свою очередь он помогает медиаорганизации, поставляющей содержание, наращивать аудито­рию, массовую и целевую, и таким образом пополнять корпоратив­ную кассу доходами.

Но многие масс-медиа нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудито­рии. Этот процесс оказывает существенное влияние на средства массовой коммуникации. Радио демассифицировалось в 1950-х го­дах, заменяя форматы, рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для опреде­ленных групп слушателей. В 1960-1970-х по этому пути пошли жур­налы. С конца XX в., когда людям стали доступны сотни телекана­лов - эфирных, кабельных, спутниковых, - процесс демассовизации переживает телевидение.

Первым это явление описал Элвин Тоффлер в книге «Третья волна». Ведущая роль переходит к электронным средствам связи, ока­зывающим свое действие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей. «Третья волна не просто ускоряет информацион­ные потоки, она трансформирует глубинную структуру информа­ции, от которой зависят наши ежедневные действия» 1 . Предсказыва­емая им демассификация может быть результатом не ликвидации, а совершенствования систем создания и распростране­ния в массах коммерциализированной информационной продукции с тщательным учетом спроса и конъюнктуры, как того и тре­буют условия рыночной конкуренции.

Демассифицированные масс-медиа демассифицируют и созна­ние людей. В отличие от периода «второй волны», поро­дившей так называемое массовое сознание, сегодня не массы лю­дей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами, ко­торые Тоффлер называет блип-культурой.

В целом для новых масс-медиа характерно сег­ментировать, дифференцировать аудиторию. Новые средства массовой информации перестали быть массовыми в тра­диционном смысле слова, когда подразумевается, что ограничен­ное число сообщений посылается однородной многочисленной аудитории. Самостоятельно выбирая сообщения, пользователи ме­диа углубляют сегментацию и обогащают индивидуальные отно­шения между отправителем и получателем информации.

Сущность измененийТрадиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям современные медиа-системы отличаются особым динамизмом. Скорость, с которой Интернет завоевывает массовую аудиторию, для истории средств коммуникации и информации беспрецедентна. Прошло 38 лет, прежде чем американское радио завоевало аудиторию в 50 млн. человек. Телевидение прошло этот же путь за 14 лет. Интернету понадобилось только 4 года, чтобы число его пользователей в США достигло такого же количества – 50 млн. человек .
К числу слов, имеющих почти столь же обязательное место в современных дискуссиях о будущем СМИ, как Интернет, относится и конвергенция. Все чаще это понятие становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии.
Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние. В разных случаях речь идет о разных процессах, но при этом их суть самым точным образом передается именно этим словом.
Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат cодержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ . Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.
Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Радио в Интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором, внешне похожим на калькулятор, но выполняющим большинство функций персонального компьютера… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial).
Наконец, конвергенция – это слияние рынков. От газетных баронов – ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века – современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.
Многие западные исследователи заняты сегодня чисто схоластическим спором о том, какой тип конвергенции повлек за собой другие. На деле это извечный спор о том, что было первым – курица или яйцо. Сегодня мы видим и то, и другое: конвергенция – это и развивающийся процесс, и процесс, который уже определил направление дальнейшего прогресса СМИ.

1. 30. Печатные СМИ США на современном этапе. Специфика американского газетно-журнального рынка втор.пол. ХХ-нач. XXI вв.

В современных США к числу самых престижных и распро­страняемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в рус­ле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют меж­ду собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, преж­де всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенацио­нальная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бу­магу, что привело к закрытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения численности прессы: за последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних газет. К при­меру, исчезла «Балтимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежедневной газетой - херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютерных служб (фак­тор Билла Гейтса, главы «Майкрософт», производящего про­граммное обеспечение для компьютеров) привел к падению ти­ражей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на 35-50 центов. 1996 г. отмечен успешным внедрением новых информаци­онных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем вдвое - со 175 до 360).

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление - концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в осве­щении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатают­ся часто не на полосах мнений, а на информационных, что яв­ляется нарушением принципа американской печати - отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов сре­ди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Одна­ко в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению».

В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны.

Деление всей прессы США на «массовую» и «качественную» весьма условно, поскольку любая «массовая» газета стремится делать хорошие, качественные материалы, а любая «качественная» – к увеличению тиража и охвату максимально возможного числа читателей из аудитории, на которую она сориентирована.

Самой престижной газетой Америки по праву считается «Нью-Йорк таймс». Многочисленный штат репортеров и обозревателей позволяет газете обходиться без публикаций материалов информационных агентств, в том числе и по международной тематике, поскольку газета содержит большое число зарубежных корреспондентов.

В последние 20 лет американская журналистика развивалась в направлении углубленного изучения сферы бизнеса, причем в тесной увязке с социальными проблемами.

Стало почти обычным делом говорить о «кризисе» как всей системы СМИ, так и отдельных масс-медиа – и это на фоне внешнего всеобщего расцвета печати, радио и телевидения, компьютерных сетей, что само по себе уже может показаться предвзятостью и несправедливостью. Однако все эти явления и тенденции подтверждены как результатами научных исследований

Печатные СМИ

Современные печатные СМИ резко отличаются от тех газет и журналов, которые существовали в первой половине XX века. Отличаются как по форме, так и по содержанию, штатному расписанию, системе управления технологическим процессом, используемой технике.

Новые технологии активно внедряются и в полиграфическое производство. Среди новинок – ризография, новые цифровые оконечные устройства, сопрягаемые с компьютером.

Лазерные печатающие устройства привели к удешевлению полиграфического производства. Появились «типографии на столе», что принесло изменения в сфере печатных масс-медиа. В случае подключения типографий к компьютерным сетям возникает возможность гибкого управления полиграфическими мощностями.

Новая фототехника, используемая в печатных СМИ, позволяет резко повысить производительность труда и качество редакционных работников, связанных с иллюстрированием изданий. Вместе с тем, она создает некоторые социальные проблемы, в решение которых государство вынуждено вмешиваться на законодательном и судебном уровнях. Так, в США Арнольд Шварценеггер, Мария Шрайвер, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Джулия Робертс и другие известные киноартисты выступают за принятие закона «Акт о защите прав личности на уединение», предложенного сенаторами Дайэн Финштейн (штат Калифорния) и Оррин Хэтч (штат Юта). Алек Болдуин, Арнольд Шварценеггер и Мария Шрайвер уже выиграли судебные тяжбы против «папарацци». Подобное происходит и в других странах. Верховный суд Канады, например, постановил, что газетные и журнальные снимки с изображением канадцев на улице, во дворе, в парках и так далее являются вмешательством в частную жизнь, при условии, если они не дали разрешения снимать себя. Решение суда вызвало панику среди журналистов. Фотокорреспонденты опасаются, что предварительные переговоры с объектами их внимания «лишат фотоискусство спонтанности и естественности. Поскольку наука и техника развиваются в соответствии с присущей им внутренней логикой, и «запретить» появление новых образцов техники невозможно, государству зачастую приходится корректировать сферу применения подобных новшеств в газетно-журнальной и другой журналистской практике.

Наш век стал, как иногда выражаются, «телевизионным». Это привело к тому, что и в верстке газет и журналов произошли качественные изменения. Так, эффективнее стал использоваться изобразительный ряд издания. На широкие поля выносятся «говорящие» цитаты большого материала; текст почти всегда иллюстрируется, причем не только рисунками и фотографиями, но в том числе графиками, диаграммами, чертежами... Шире используются аншлаги, подзаголовки, рубрики, врезки и другие оформительские приемы.

Улучшилась связь репортеров с редакциями. Помимо ставших традиционными мобильных телефонов и ноутбуков, были разработаны и другие средства оргтехники. Теперь отправить письмо с факсимиле по электронной почте стало значительно легче.

Так, было установлено, что из 60 часов времени, посвящаемых публикой в неделю всем медиа, чтение газет поглощает только 3 часа.

Руководители американских газет выразили свою озабоченность переживаемыми газетами трудностями. Были выделены следующие проблемы, стоящие перед ними как наиболее важные и, что еще важнее, имеющие долговременный характер.

§ Необходимость модернизации всего производства газеты, почти полного обновления типографского оборудования, требующая резкого увеличения как производственных расходов, так, естественно, и редакционных.

§ Стремительно меняющиеся вкусы нового электората, живущего в век видео, и его новые запросы, во многом формируемые им.

§ Новые, как никогда высокие требования к журналистскому творчеству, собственно к газетному журнализму как таковому, существующему ныне, в первую голову, как информирование.

Среди других затрагивался вопрос если не об утрате доверия читателей к газетам, то, по крайней мере, об очевидном падении его ко многим из них.

Причины усугубляющегося разочарования американцев в газете многие деятели американской печати видят в своего рода «консерватизме» газетчиков, в сохранении их приверженности устаревшим методам газетной работы, в недостатке гибкости и мобильности, слабой адаптации к реалиям сегодняшней общественной жизни и выход видят в преодолении этих недостатков.

По мнению многих, значительная доля вины за охлаждение массы читателей к газетам лежит на самих журналистах, особенно на молодых, в которых самонадеянность сочетается с некомпетентностью.

Наряду со многими другими на упомянутой конференции всплывал и вопрос, вставший перед американской газетной печатью более чем полвека назад и неизменно остающийся в ее повестке дня как не теряющий своей актуальности. Речь идет о том, что читатель имеет выбор лишь тогда, когда ему прелагаются конкурирующие газеты. Однако уже много десятилетий назад было замечено, что американские газеты, по крайней мере, в своей массовидной, «усредненной» форме, стали все больше походить друг на друга, и этот процесс резко убыстрился к середине XX столетия. Это выразилось во все большей униформизации информации в первую очередь в газетах, не располагающих возможностями иметь своих собственных корреспондентов и поэтому получающих большую долю публикуемых новостей по каналам информационных агентств и пресс-синдикатов.

Пожалуй, чаще всего критики американских масс-медиа сетуют на неадекватность видения американскими СМИ США международной жизни; на все более сокращающееся место, отводимое зарубежным новостям в американской периодической печати и непомерно большое внимание, уделяемое внутренним американским новостям, которые порой затмевают собой все остальное.

Естественно, продолжают оставаться актуальными такие проблемы печатных СМИ, как их «желтизна», сенсационность, зачастую недостоверность информации.

1) Журнал национален.

Распространенные типы журналов: специализированные (для мужчин и женщин). Основная тенденция развития журналов – их специализация.

2) Профессиональные журналы. Публикуются, как правило, 4 раза в год. В основном это медицинские журналы.

3) Журналы PR. Как правило бесплатные (99%). Распространяются среди рабочих тех или иных заведений. Журналы Аэрофлота, страховых компаний, банков, нефтекомпаний и т.д.

Самый популярный журнал в Америке: “Modern Maturity” (19 млн. экз.) Издается для пенсионеров.

Три известных новостных журнала: Time, News Week, USA & World Report.

Анализ статей перестал быть прерогативой журналов – она перешла к газетам, поэтому популярность журналов снизилась.

Журналы Мнения – в этих журналах не бывает рекламы, кроме разве что книг. «Nations» (P. Newman) – публикует мнения по политическим событиям в стране, так же там содержится поэзия и т.д. Такого же содержания журнал «Republic».

Очень популярны городские журналы, например «New York».

31. Три основные группы стран по параметру СМИ

n газетные

n газетно-телевизионные

n телевизионные


Похожая информация.


Глобализация одна из тенденций развития современных масс медиа

Включает в себя взаимодействие, кооперацию усилий медийных компаний разных стран на основе развития спутниковых средств связи и других развивающихся способов доставки информационного сигнала, образование транснациональных информационных структур. Одним из проявлений этой тенденции является система международного информационного обмена, в которой участвуют практически все крупнейшие информационные агентства мира.

В коммуникативистике эта тенденция рассматривается с разных идейно-теоретических позиций. Часть теоретиков СМИ связывает с глобализацией возможности дальнейшего прогресса в условиях информационного общества. Критики глобализации масс медиа выступают в защиту национальных культурных традиций от эскалации западной и прежде всего американской информационной продукции. По мнению последних, глобализация в информационной сфере ведет к нивелированию самобытности культур в различных целях и дальнейшему преобладанию коммерческого начала над гуманитарным в деятельности СМИ. Употребляется также понятие глобализация тематики (globalization of the subject matter), под которым понимается трансграничное распространение по каналам СМИ стандартизированных новостных сюжетов и развлекательных программ. Это, например, музыкальный канал MTV, телевизионные новости CNN, Fox News и Sky News, радиовещание BBC и ряд других.

В коммуникативистике это явление рассматривается как результат процессов монополизации информационных ресурсов в глобальных масштабах. Монополизация неизбежно сказывается как на отборе событий для выпусков новостей, так и действующих лиц (например, комментирующих события политиков, аналитиков, собственно участников событий). Сторонники глобализации считают, что в идеале глобализационные процессы должны привести к тому, что мировое сообщество будет иметь единую точку зрения на важнейшие события и проблемы, происходящие и существующие на земле. Исчезновение локальности в содержании новостей неизбежно усиливает и так называемую «глобализацию аудитории» - концепцию, согласно которой одновременно с глобализацией тематики происходит и глобализация вкусов и пристрастий аудитории. Согласно этой концепции, аудитория теряет привязанность к информации в пределах своей страны, а больше интересуется событиями общемирового значения. Сторонники глобализации полагают, что аудитория предпочитает новости и другие программы СМИ преподносимыми в унифицированном стандарте.

В западной коммуникативистике употребляется также понятие глобальный язык (global language), которое применяется при рассмотрении процессов трансграничного распространения по каналам электронных масс медиа популярной музыки, восприятие которой молодежью не требует знания языков и культурных традиций. Существуют разнообразные проявления глобализации в деятельности российских медиа, имеющие, как позитивный, так и негативный характер. Мы ограничиваем рассмотрение этой темы только отдельными проблемами, «болевыми точками», разрешение которых требует совместных усилий от институтов СМИ, от общественности в лице представляющих ее организаций и движений, от государства в целом. Применительно к данной области мы исходим из того, что проблемы российских масс- медиа в значительной мере являются производными от тех вызовов глобализации, которые Россия испытывает на себе как национально-государственное образование. Масс- медиа являются одним из ведущих факторов того, что индивиды из разных государств начинают постепенно воспринимать себя принадлежащими к некоторому мировому обществу, в смысле отсутствия замкнутых информационных, политических и культурных пространств на планете. Сегодня существуют приверженцы разных направлений в АНТИГЛОБАЛИЗМЕ, в том числе такие общезначимые, как:

  • * ликвидация растущего разрыва в доходах, уровне потребления, здравохранения, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»;
  • * преодоление потребительского и хищнического отношения к природе, попыток «обхода» экологических проблем, вывоза грязных производств в страны «третьего мира»;
  • * ограничение доминирования массовой поп-культуры, подавления свободного творчества, «стандартизации умов».

Решение данных проблем, должно быть исключительно мирным, скажем, посредством проведения конференций с задействованием СМИ и непосредственного участия народа (телемост), создания организаций общественных, политических, на международном уровне, которые лицемерили бы происхождения в мире эконом., полит., и социально-преступные процессы и разрабатывали программы по их оптимизации и недопущения их перекосов в сторону ущемления законных прав и интересов развивающихся и отсталых стран в угоду крупным корпорациям в развитых странах. Теперь, что касается масс медиа, в частности, российских. Они незаконно рекламируют иностранную продукцию (фильмы, продукты и изделия). Мы смотрим зарубежные фильмы и слушаем зарубежную музыку, пытаясь подражать им, в то время как наша культура медленно деградирует, а вместе с него молодежь духовно нищает, маргинализируется. Речь не идёт восстановлении «железного занавеса» или его подобия, Следует приоритетное внимание уделять развития перечисленной экономики, науки, искусства, литературы, а не копировать слепо не самое лучшие образы образы зарубежной материальной и духовной культуры.

Рассматривается глобализация современного масс - медиа. Определяются возможности средств массовой коммуникации в условиях мобильной коммуникации. На основе контент-анализа выявляются особенности работы СМИ в условиях глобализации.

Предложен анализ СМИ, появившихся благодаря новым информационным технологиям.

Многие исследователи без колебаний связывают понятия «средства массовой информации» (СМИ), «средства массовой коммуникации» (СМК) и «глобализация». Средства массовой информации являются составной частью средств массовой коммуникации, также как и средства массового общения.

Хотя понятие «глобализация» стало одним из символов изменений, происходящих в современном мире, дать ему четкое определение трудно. Как указывает Е.Л. Вартанова, его активно употребляют, но редко объясняют, почти не пытаясь найти единого определения.

Исследователь приводит ряд формулировок, сложившихся в зарубежной социологической мысли. Понятие «глобальное» в современном контексте заменило традиционные понятия интернационального, мирового и планетарного средства массовой коммуникации.

Глобальное коммуникативное пространство тесно связано с развитием в мире философии, социологии, культурологии и технических наук. Под мощным воздействием новых коммуникативных систем родилась культура «реальной виртуальности». Власть виртуального мира изменяет тип человеческого сознания, духовный мир, систему ценностей и социальных отношений. Виртуальный дизайн перестраивает психофизиологическую систему человека, приучая его получать информацию в невербальном виде, мышление и коммуникации - не в форме логической конструкции, а энергетическими квантами, визуальным образом. Увеличение объема информации и скорость ее распространения повышает зависимость человека от социума, от управленческих структур.

Характер и последствия «информационного взрыва» вызывают противоречивые мнения. Одни считают, что благодаря информации новое столетие может стать временем удивительных прозрений и замечательных побед. Другие видят опасность информационного тоталитаризма.

Процессы трансформации современного общества определяются местом и ролью новых СМК, предоставляющих доступ к глобальному информационному потоку, обеспечивающих возможность для любого человека принимать активное участие в коммуникационном процессе, стать частью глобального ареала публичной сферы. Именно поэтому конкретное осмысление глобализации применительно к СМИ представляется актуальной исследовательской задачей. Типология СМИ, как и жанровое разнообразие, в настоящее время требует теоретического переосмысления и практического обоснования.

Беспрецедентность развития современных медиаресурсов затрагивает все стороны жизни человека, в том числе отражается на характере деятельности специалистов, занятых в сфере производства и распространения информации - журналистов и специалистов по связям с общественностью.

В настоящее время в науке существуют два подхода в определении глобализации СМИ. Сторонники первого подхода утверждают, что глобализация - явление не новое. В разных формах она проявляла себя на разных этапах истории человечества. Согласно другой позиции, глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новых коммуникационных и информационных технологий. Вторая точка зрения представляется более обоснованной, так как она предполагает переход от традиционной формы экономического, политического, технологического общества, сформированного на началах национального единства и вековых культурных традиций, к глобальному Мегасоциуму.

Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы. Глобализацию, по мнению Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, характеризуют следующие принципиальные черты:

  • - всеобщая охватность и комплексность изменений при переходе к глобальной стадии. Сама изменчивость становится главной позитивной ценностью;
  • - все глобальные ценности и ориентиры доминируют по отношению к местным (локальным) ценностям, включая и этнический фактор; происходит гибридизация культуры, или процесс быстрого составления (часто искусственного) культурных феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сфере поп-культуры;
  • - акцентирование «глубинных» феноменов (докультурных, доцивилизационных, архаичных), которые получают раскрепощение;
  • - решительное изменение ориентации рациональности от «модерна» к «постмодерну», с его акцентом на мозаичность и внутреннюю несвязанность восприятия, и конструирование новой социальной реальности;
  • - признание гражданского общества единственной формой социальной упорядоченности глобального социума. Мозаичный набор социальных «типов» и моделей, отсутствие единых принципов рационализации создают глобалистично-посмодернистскую картину социального мира.

В области экономики глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом.

Для исследователей СМИ многие проявления глобализации лежат на поверхности. Однотипная реклама в журналах разных стран и на разных языках, одинаковые телешоу, идущие хотя и на разных языках, но показывающие одинаково оформленные студии и похожих ведущих, мгновенный доступ к новостям из любой точки Земного шара, те же самые новости на разных телеканалах, музыка и кино, общие во всех странах.

Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, воспринимая масс-медиа и как сферу, явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как основные движущие силы глобализации, т.е. принимать, что глобализация общественной и культурной жизни становится возможной в условиях наиболее развитых медиасистем.

Глобализация - многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и, конечно, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Именно последняя обеспечивает беспрепятственное круглосуточное движение не только финансовых потоков, но и потоков информации, включая глобальную рекламу. Глобализация существенным образом сказалась на развитии СМИ. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Последние формируют своего рода единую символическую среду, в которой свободно циркулируют потоки медиаконтента вне зависимости от национальной и территориальной принадлежности их создателей. Общедоступность этой символической среды в географическом и понятийном смысле и есть глобализация в сфере СМИ.

Технология коммуникаций изменяется стремительно. Мультимедийные программные средства становятся общими для создания любой массовой информации. Новая информационная среда оказывает возрастающее влияние даже на язык, в котором наряду с линейной формируется гипертекстовая структура. медийный глобализация медиакультура

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ - электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована, в ней нет, как правило, законченных статей.

Новые возможности в получении и распространении информации увеличивают требовательность к ее верности и точности. Есть случаи фальсификации и намеренного введения недостоверной информации. Каждый абонент может передавать по сетям любую информацию и видоизменять ее по собственному желанию, это создает угрозы своевольного манипулирования текстами и образами, нарушения прав на интеллектуальную собственность и приватность информации, допущения различных форм оскорбления личности или общественных институтов, вовлекаемых в такие коммуникации.

Новые достижения в области информационно-коммуникационной техники, изменения на геополитической карте мира, сдвиги в экономике, политике и культуре оказывают воздействие на развитие медиакультуры. В глобализации последней немалую роль играет реальное соблюдение права на свободу выбора информации и характер участия в ее использовании. Чтобы глобализация медиакультуры развивалась с пользой для людей, она нуждается в сбалансированном равновесии участвующих в них сил. Трансграничные потенции масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма». Глобализация медиа: российский контекст существуют разнообразные проявления глобализации в деятельности российских медиа, что они имеют как позитивный, так и негативный характер. Мы ограничиваем рассмотрение этой темы только отдельными проблемами, «болевыми точками», разрешение которых требует совместных усилий от институтов СМК, от общественности в лице представляющих ее организаций и движений, от государства в целом.