Работа с вооруженными силами и казачеством. – В какой храм вы пришли

…Я закончил университет. В руках диплом инженера-электромеханика и понимание, что надо двигаться дальше, идти работать. Пришел на собеседование в отдел кадров одного предприятия. Место мне уже по знакомству выбили. Сижу, слушаю о задачах, обязанностях, зарплате и вдруг осознаю, что если сейчас соглашусь, то лишусь в жизни чего-то очень важного.

Встал, прервав на полуслове, отказался, чем вызвал немалое удивление, и ушел. Не знаю, какие чувства я испытал бы сейчас, но тогда мне стало легко. Я почувствовал, что эту мысль в сердце мне вложил Господь.

– Ушел в монастырь.

Епископ Ахтубинский Антоний (крайний справа) на осенней сессии курсов повышения квалификации священнослужителей Ахтубинской епархии, 2017 г.

– Ваша семья была религиозна?

– Если и была какая-то религиозность, то сугубо бытовая. Красили яйца, пекли куличи. Когда кто-то умирал, бабушка ходила в храм. Она вообще была человеком с удивительным чувством справедливости, но это не имело никакой религиозной подоплеки.

Не удивительно, что мы были условно религиозны, все-таки семья у меня интернациональная. Отец – этнический азербайджанец, хотя все родственники живут в Дагестане. Мама – русская. Родился и жил я в Астрахани.

– То есть в монастырь вы ушли вдруг и неожиданно?

– Не совсем. Впервые с проявлением активной религиозности столкнулся в семье моего одноклассника Магомеда. У него была замечательная, очень отзывчивая аварская семья. Вспоминаю их с теплом, они многое для меня значили и сделали.

В их семье я впервые увидел, как молятся, как молилась мама Магомеда, его брат. Конечно же, они постились. Эта мусульманская семья стала для меня примером того, какой может быть религиозная жизнь вообще, и мои наблюдения совпали с моим подростковым кризисом.

Сложно описать, что именно со мной происходило, но мне совершенно точно хотелось обрести какое-то духовное начало. Я искал этот стержень и очень-очень много читал. Однажды проснулся и пошел креститься.

– Сколько же вам было лет?

– Девятнадцать. Пришел в храм, задал вопрос. Тогда не принято было разговаривать с молодыми людьми, и мне просто дали список, что необходимо принести с собой. На следующий день надо мной совершили таинство Крещения, и я даже причастился. Не скажу, что Церковь сразу вошла в мою жизнь и что-то глобально изменилось. Прошло еще три года, прежде чем я переступил порог храма и начал осознанно участвовать в таинствах. Это уже было в монастыре, в котором я принял позднее постриг.

– Был какой-то толчок, ну не семья же Магомеда вас подвигла на такой шаг?

–Трудно сказать, был ли это толчок, призыв, откровение. Действительно был человек, друг семьи, который в то же время пришел в Церковь. Он делился своими сомнениями и открытиями о христианстве, вообще был для меня авторитетом. Я паровозиком последовал за ним в Церковь и открыл для себя целый мир. Но в Церковь я пришел задавать собственные вопросы.

– Какие же?

– О революции, о канонизации Николая Второго. Ну, а что еще могло мучить в то время молодого человека? Потом была первая исповедь. Я стал прихожанином, началась моя церковная жизнь.

Я понимал, что не могу успеть везде и хочу уйти в монастырь

– В какой храм вы пришли?

– В Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани. Монастырь это городской, что создавало определенную специфику, но у нас была крепкая община. Почти все, кто тогда пришел со мной, остались в Церкви. Кто-то алтарничает, кто-то стал священником, кто-то монахом. Я закончил технический университет, а следом за ним поступил в Волгоградское духовное училище. Фактически это было жизнью в монастыре. Тот год определил мой выбор. Я решил, что избираю путь монашества.

Епископ Ахтубинский Антоний на встрече выпускников Волгоградского духовного училища, 2015 г.

– Неужели молодому специалисту не хотелось сделать карьеру, иметь большую зарплату, в Москву переехать?

– Нет. В Москве я учился, а всего остального правда не хотел. Сам себе удивляюсь. Год духовного училища многое дал мне и в практическом плане, и в понимании богослужебной жизни, которая стала буквально моим естеством. Я находился в удивительном состоянии. Для меня это было всепоглощающе интересным…

– Мир богословия вы имеете в виду?

– Мир Церкви. Я люблю богословие и жалею, что слишком поздно начал им заниматься. Не скажу, что меня увлекало именно богословие. Меня увлекала жизнь Церкви. Это было горение.

Помню первый миссионерский опыт. В ноябре 2004 года в Россию должны были привезти мощи Елизаветы Федоровны, а к нам в Астрахань их прибытие планировалось в середине ноября. Это было историческое событие, но почти никто в городе не знал, кто такая великая княгиня и чем прославлен ее подвиг. Даже те, кто шел в кафедральный Покровский собор, не знали.

Мы редактировали краткое житие, чтобы оно умещалось на листе А4. Листовок напечатали, сколько смогли. Раздавали людям, стоящим в очереди к мощам, чтобы они понимали, к кому пришли. С тех пор у меня особое отношение к Елизавете Федоровне. А еще я тогда очень остро ощутил, что люди нуждаются в Боге.

Тогда же меня особенно тронули слова апостола Павла в Послании к римлянам о том, кто может стать священником: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». Вслед за этим у Златоуста прочел другие строки, что мы должны быть, как река, которая течет вне зависимости от того, пьет из нее кто-то или не пьет.

«Мы должны быть такой рекой, – думал я. – Церковь должна быть местом, где бьет всегда живой источник. Вот пришел человек и прикоснулся, да даже просто постоял рядом, все равно – слава Богу». Я понимал, что это максимализм, конечно, но если самому двигаться этим путем, то надо идти им до конца, никаких полумер быть не может.

– Правильно я понимаю, что вы выбирали между семьей и монашеством?

– Да, я понимал, что не смогу успеть везде и хочу уйти в монастырь. Никогда об этом не жалел.

– Слышала от некоторых священников, что они сознательно не рукополагались до 30-40 лет, чтобы понять, чем живет современный мир, с чем и как к нему обращаться.

– Промежуток от моего воцерковления до священства – три года. Я на себе многие вещи испытал. Не могу сказать, что моя студенческая жизнь была какой-то бурно-загульной, у нас была компания, мы активно общались, и я прекрасно знал, чем живет этот мир. Послушайте, все давно написано в Евангелии: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Ну ничего не меняется. А потом пришли люди.

– Что вы имеете в виду?

– Когда становишься священником, приходят люди, общаясь с которыми ты открываешь много нового. Ведь внутреннее состояние человека оказывается перед тобой как на ладони. Господь тебе его открывает. А чем живет современный мир?

Поэтому не было у меня такой проблемы. Я все прекрасно понимал. Помню, как в свое время обиделся на слова одного преподавателя в мореходке, который сказал мне, что на производстве не любят отличников – а я как раз всегда им был. Мол, они плохие работники. Им все легко дается. А ударники-троечники всего добиваются своим трудом и они всегда более усердны.

Урок кулинарии в социальном центре «Любава»

Не знаю, может я такой избалованный, но многие вещи мне легко давались и открывались. Впрочем, я очень ответственно отношусь к этому и понимаю, что дар, который мне дал Господь, необходимо правильно использовать. «Куда могу его применить? – задавал я вопрос и тут же сам себе отвечал: – Хочу служить Богу».

Куда хочешь? – В капитаны

– Но сначала хотели быть моряком?

– Нет, юристом, причем с шестого класса. Закончил школу с медалью и приехал в Москву поступать в юридическую академию. Это был такой дерзновенный шаг, потому что тогда были таланты, а в голове ветер, как говорила обо мне одна моя учительница: «Хорошая голова досталась дурным ногам». Естественно, не поступил. Отец после развода жил в столице. Он помог мне поступить и учиться на коммерческой основе. Проучился я полгода. Деньги закончились, пришлось уехать.

– Не пытались остаться?

– Месяц мыкался по квартирам. Помню, однажды в подъезде ночевал. Это был такой опыт, с одной стороны, оставленности, с другой – внутренней убежденности, что я не один, хотя я тогда не был еще крещен. Вернулся в Астрахань, подал документы в другой вуз, но опять не хватило балла.

– Армия грозила?

– Да, но фактически на мне была семья: мама, бабушка, сестра младшая. Их нужно было поддерживать. Нельзя мне было в армию идти. Шел 1997 год. Как-то сидел, смотрел телевизор, а там объявление, что продолжается набор в мореходное училище.

Пришел. Ничего не понимаю. Сидит передо мной Лариса Петровна, замечательный педагог (она потом воцерковилась, и для меня такое утешение было, что мне довелось ее отпевать). Сидит, смотрит мои документы, медаль: «Куда хочешь?» – «В капитаны». – «Да зачем тебе это надо? Пока в море – ты человек. На берегу – ты никто. А если со здоровьем что не так? Давай в электромеханики!.. Всегда будешь чистенький, аккуратненький, интеллигентный. Белая каста на корабле!» Она сама преподавала электротехнику. И я согласился.

– Чем запомнилась учеба в мореходном училище?

–Я застал форму, строевые. Все были уверены, что я гуманитарий, оказалось, что технические вещи мне тоже интересны и получаются. Закончил училище с красным дипломом. Было тяжело, потому что нужно было работать.

Потом был университет, который я закончил по специальности инженер-электромеханик. В конце учебы воцерковился и тогда впервые понял, что не буду заниматься этим, хотел бросить вуз. Я благодарен духовнику, который сказал тогда, что надо завершить начатое дело, чтобы не жалеть.

– Как он это аргументировал?

– Для мужчин очень важно доводить все до конца. Это базовый принцип, который формирует мужчину в полной мере. Потом же есть удовлетворение от того, что смог и не бросил.

– На флоте так и не послужили?

– Нет, и это удивительно, просто промысл Божий. До сих пор помню устройство судна, все балки могу перечислить, знаю всю терминологию. Но Господь не управил.

– Вы стали капитаном другого судна…

– Наверное, так. Но не капитаном, а так, связи налаживаю.

Когда я принял постриг, у мамы была истерика, а отец перестал разговаривать

– А постриг?

– Состояние священного безумия.

– Обсуждали это с родными?

– Никто меня не поддержал. Бабушка до конца не понимала. Для мамы это было просто очень страшно. Отец рос в Советском Союзе и разделял идею, что быть священником стыдно. Одного из моих близких людей мысль о том, что я буду священником, так потрясла, что он сказал: «Уж лучше бы он был наркоманом».

Диаконская хиротония Валентина Мартынова с участием епископа Ахтубинского Антония в Св.-Троицком соборе с. Енотаевка

– Это почему?

– «Хотя бы вылечить можно, а здесь ничем уже не помочь». Примерно так и говорил. На мой постриг из близких никто не пришел, только друзья. Помню, когда после пострига пришел к маме уже в облачении, у нее было состояние истерики. Она до конца не верила, что я уйду в монастырь. Эмоциональный фон дома был накаленным, но, даже видя весь этот ужас, который разворачивался у меня на глазах, я внутренне чувствовал, что делаю очень правильные вещи. У меня не было ни тени сомнения в этом.

– Как же ваши близкие примирились?

– Все стало на свои места, когда маму и сестру Господь привел в храм и они воцерковились. Бабушку я свою исповедовал, причастил и отпел. С отцом мы не общались десять лет, пока я не стал архиереем.

– То есть пока он не увидел, что вы человек, который, несмотря на его опасения, сделал карьеру?

– Примерно так. У него кавказский, мусульманский менталитет. Я всегда продолжал общаться со своими родственниками, многие из них из Дагестана. Моя родная тетя, правоверная мусульманка, приехала на мою хиротонию. Для нее лично, как и для всех моих родственников, это событие стало очень значимым.

Думаю, мое епископство подвигло и отца возобновить наше общение и примириться.

Монашество случается намного раньше пострига

– Как вы выбрали небесного покровителя в монашеском постриге?

– Я не выбирал. Когда ты монах, ты перестаешь хотеть. Но на одной из исповедей игумен спросил меня, житие какого святого мне нравится. Не могу похвастаться, что прочел к тому моменту много житий святых, я судорожно перебирал в голове, и первое, что пришло в голову, – было житие Антония Великого.

Хотя мой постриг был в канун памяти Антония Новгородского, игумен дал мне имя в честь Антония Великого и я очень рад этому. Ему приписывают «Послания братьям, обитающим повсюду». В этих текстах живет дух свободы. В них святой отшельник говорит о таких важных вещах, которые по-настоящему врачуют человека.

Я не отшельник, мое монашество архиерейского типа, фактически я вынужден жить в миру. Но тем не менее Антоний Великий близок мне по духу, для меня он образец того, как человек может дышать Любовью. Почему он ушел от мира? Из-за любви к Богу, из-за любви к человеку как Его творению. У Антония Великого вы не найдете никаких обличающих речей. Но все в его текстах пронизано Духом. Этот порыв мне очень понятен и близок.

– Случайности не случайны?

– Понятно, что начинаешь себя ассоциировать, психологию никто не отменял.

– Вы оказались в монастыре задолго до пострижения, чем запомнились годы в монастыре уже в качестве монаха?

– Это был просто другой мир. Точка. Если говорить о ярких воспоминаниях, то лучше всего помню момент во время пострига. Я читал, что во время пострига бывают в человеке борения, а искушения – это вообще обязательно. Но выходило, что ничего подобного со мной не происходит. «Ой, – думаю, – может, чего-то не так? Где же борения с искушениями?»

И тут наступает напряженный момент, когда состригают волосы, которые символизируют жертву, и, как при крещении, запечатывают их в восковую лепешку. Выясняется, что лепешку игумену положить забыли. Неловкая пауза, суета, лепешки все нет.

А я стою и точно знаю, где они лежат. К тому моменту я давно пономарил. Стою и думаю: «Может, сходить? Помочь? С другой стороны, неудобно как-то в такой торжественный момент суетиться». Стою, думаю и вдруг понимаю, что мне на сердце удивительно спокойно и просто очень-очень хорошо. Это была какая-то внутренняя тишина.

Рождество Христово, 2015-2016 г.

А потом игумен уже после пострига сказал слова, которые меня утешили в моих чувствах и сомнениях. Он сказал, что постриг происходит без каких-либо кровяных движений, потому что уже все случилось. Монашество случается с человеком намного раньше. Наивно думать, что до пострига – ты не монах, после пострига – монах. Нет, это не так. Постриг – это фиксация свершившегося факта.

– А годы служения чем запомнились?

– Я смотрел на мир Церкви широко открытыми глазами. Я стал священником, и сбылось то, о чем я последние годы внутренне мечтал. Не могу сказать, что это было страстным желанием, нет, но я понял, что теперь могу послужить тому, что возлюбил.

Началось общение с людьми, открытие воскресной школы, активная миссия. Монастырь-то городской, и все это было обусловлено объективной необходимостью. Потом я понял, что в каком-то смысле эта активная внешняя деятельность была неполезной.

– Как было бы правильно поступить молодому монаху?

– Возможно, надо было выдержать паузу, уехать в скит. Но тогда было такое время, а Господь меня просто хранил. Не заблудиться в этой суете мне помогала искренность. Это не моя заслуга, мы так тогда жили. Не я один, многие шли в Церковь, потому что хотели служить и не искали ничего своего. За это Господь как-то управлял, исправлял, направлял, а где-то и смирял меня.

Но не все монахи становятся епископами…

– Не все.

Когда я узнал о предстоящей хиротонии – то плакал

– Вас рукоположили во епископа в 34 года. Не страшно было принимать такую ответственность?

– Я не знаю, как это вообще случилось. Мимо меня шли все эти процессы, и даже в глубине сознания не мелькало, что так круто может измениться жизнь, что я стану одним из тех, кого рукополагают. Я никогда этого не желал и не ждал. Более того, искренне думаю, что человек, который об этом мечтает – сумасшедший.

Быть епископом невозможно трудно. До сих пор в церковном сознании существует эта идея «архиерей – князь Церкви». Я могу много рассказать, как я, «князь Церкви», ездил по приходам, а на меня странно смотрели и вообще слабо понимали, «кто это к нам тут приехал». Как меня, «князя», селили в сомнительных квартирах и гостиницах, где не было отопления и не работал туалет. Я не приукрашаю, я констатирую факты. Так мне приходилось жить не месяцы, а годы. Только сумасшедший может о таком мечтать. Но дело даже не в этом. Просто мне было тяжело.

– Вы совсем не радовались епископству?

– Когда митрополит вызвал меня к себе и сказал, что будет хиротония… это было до слез. Я плакал. Я не чувствовал себя внутренне к этому готовым. Сейчас полегче, но в первые годы было так.

– Нельзя было сказать: «Нет, спасибо. Мне медаль не нужна»?

– Когда появились первые разговоры, я позвонил духовнику и спросил, что делать. А он ответил, что отказываться нельзя.

– Но если не готов, почему же нельзя отказаться?

– Потому что монах. В свое время святители отказывались, но они для этого имели дерзновение. У меня его не было. Я действительно не стремился и не искал епископства. Но один из принципов монашеской жизни, который я стараюсь соблюдать: ты просто не можешь сказать НЕТ.

Потом была встреча со Святейшим. Я вышел из кабинета с внутренним убеждением, что с таким Патриархом я могу «попробовать» быть архиереем.

Архиерейское служение от священнического отличается другой мерой ответственности и масштабом решения задач. Например, я батюшкам говорю: «Ну это же так просто – создать общину. Тебе не надо никуда двигаться. Сидишь на одном месте, поддерживаешь и развиваешь отношения с людьми». А им кажется это сложным.

Но сложно архиерею, который вынужден все время перемещаться, обращать свое слово и ко всем, и одновременно к каждому. В отличие от приходских священников, он редко получает обратную связь. Главная пастырская ответственность епископа – священники. Те самые духовные чада, которых вручил тебе Господь, но которые не всегда желают духовными чадами быть.

Об этой стороне жизни никто не говорит, как правило, пишут об обиженных архиереями батюшках, но меня иногда подмывает сесть и написать исповедь обиженного архиерея.

– Действительно?

– Шучу, это ирония. Я не обиженный архиерей. Я благодарен Богу за все. Но во всем и всегда есть другая сторона, в том числе другая сторона нашего служения. Представьте, вот я говорю батюшке, что принял решение послать его на другой приход, более многочисленный и многоклирный. Сообщаю человеку, что даю ему серьезное послушание, а он отвечает: «Нет, не поеду».

Разве так бывает? Разве не «под козырек и слушаюсь»?

– Бывает всегда по-разному. Главное, архиерею нужно с этим что-то делать. Я не жалуюсь, правда, меня каждый раз Господь как-то поддерживает. Но теперь я живо понял, что такое “не вливайте вина нового в мехи ветхие”. Первые годы я себя ощущал ветхими мехами, в которые влили новое вино благодати архиерейского служения. Меня распирало и рвало на части. Я служил, молился, через полтора года проходит.

– Нужно ждать, когда вино “перебродит”?

– Терпишь, смиряешься, пытаешься найти поддержку. Главное, не унывать. Мне было трудно. Но я помнил, как Святейший Патриарх Кирилл на опасения с моей стороны, что начну унывать от трудностей реальной жизни, сказал: «А ты не унывай. Ты служи. Служишь – и уже хорошо». И я служил.

Больше всего мне помогала литургия. Литургия для священника – это то место, в котором все происходит, где получаешь силы, разумение, ответы на вопросы, где общаешься с Господом, и дальше можно жить. Все разрешается литургией.

Я – самый богатый человек в Ахтубинске

– Ваша епархия – она какая?

– Самая лучшая. Но сложности и специфика есть, конечно.

Географически епархия раскинулась на огромной территории, занимающей 2/3 Астраханской области и охватывающей всю нижнюю Волгу без дельты. При этом население всего 260 тысяч человек, половина из которых этнически нехристиане.

Епархия у нас многонациональная и многоконфессиональная, при этом поделена на две части Волго-Ахтубинской поймой. Волга и Ахтуба – две артерии, между ними территория междуречья с мелкими речушками. Переправиться с одной на другую сторону поймы не так просто, это двадцать пять километров леса и бездорожья.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября совпал с днем города в Ахтубинске, а также с юбилеем Летно-испытательного центра, 2016 г.

Левая сторона – Ахтубинский район. Сформирован благодаря присутствующим здесь военным подразделениям, полигону Капустин Яр и взлетно-испытательному центру. Правая сторона – Черноярский район, традиционно казачий. На этих территориях остались огромные дореволюционные храмы. Вот и получается, что с левой стороны все порушено и нужно строить, с правой – восстанавливать, не говоря о том, что казаки и военные – это совершенно разный уровень общения.

Военнослужащие – люди самодостаточные, читающие, образованные. У них царит своя особая атмосфера. Казакам же очень не хватает ощущения себя военнослужащими. Казачество у нас существует на уровне полуобщественных объединений с попыткой позиционировать себя чуть ли не национальностью.

Вторая существенная сложность управления епархией – это преимущественно сельское население. Наши села существенно отличаются от умирающих сел Тверской и Рязанской области. У нас села не умирают, живут по-своему. При этом в регионе постоянно меняется состав населения.

Астраханская область – это территория кочующих людей. В советское время так было, так есть и сейчас. Происходит не только миграция, люди приезжают со всего бывшего СССР, но еще и постоянная ротация, особенно в районах с военнослужащими. Общаясь с людьми, ты не можешь обращаться к истокам и говорить: «Наши предки строили храм…» Здесь не к кому обращаться с такими словами.

Третья проблема – почти полное отсутствие студенчества. Наша молодежь – старшие школьники и учащиеся средних учебных заведений, которые едва подрастают и тут же уезжают. Нам очень не хватает человеческих ресурсов и молодых кадров. Мне приходилось многих просить переехать к нам из Астрахани, Волгограда, из других больших соседних городов, но людям как-то надо жить, а условия в нашей епархии не всегда для этого есть.

Это одна из серьезных сложностей служения, тем более что семинарии у нас в регионе нет. И вот куешь кадры, пытаешься привлечь внимание, но получается не всегда и не все.

Вообще, костяком наших общин является человек 40-45 лет, который состоялся в жизни, со средним опытом воцерковленности, и мужчин у нас в целом много. Да что говорить, всем есть место: и бабушкам, и детям, и людям среднего возраста. Это не может не радовать, это живая жизнь.

Знаете, я очень счастливый человек. У меня как-то интервью брали на местном телевидении, и я сказал, что я самый богатый человек в Ахтубинске. «Почему?» – спросили меня. А я ответил, что мне ничего не надо. У меня все есть. И главное – у меня есть Бог.

Источники фото: Анна Данилова, vk.com/ahtuba_eparhia, vk.com/ep.antonii

Епископ Антоний (в миру Игорь Шамсуллаевич Азизов ; 18 июня 1979, Астрахань, РСФСР, СССР) - иерарх Русской православной церкви, епископ Ахтубинский и Енотаевский с 7 мая 2013 года.

Биография

Как признается в одном из интервью сам владыка, он родился в нерелигиозной семье, где бабушка по маминой линии до последнего хранила партийный билет. Будучи по крови только наполовину русским, владыка считает себя русским по духу.

В 1985-1996 годах обучался в школе № 30 города Астрахани.

В 1997 году поступил в Астраханский мореходный колледж, который окончил в 2000 году по специальности «Электромеханик судового электрооборудования».

В возрасте 19 лет, 19 января, крестился по обету, данному перед иконой свт. Николая Чудотворца.

В 2000 году поступил в Астраханский государственный технический университет.

Студентом активно играл в Что? Где? Когда? в составе одной из местной команд знатоков,.

В студенческие годы начал посещать храм Иоанно-Предтеченского монастыря.

Окончил АГТУ в 2004 году с квалификацией «инженер-электромеханик» по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов».

В 2004 году поступил в епархиальное Волгоградское духовное училище, которое окончил в 2005 году. Именно этот год, проведенный в стенах Свято-Духова монастыря, и повлиял на решение будущего архиерея принять монашество.

Монашество и священническое служение

15 августа 2005 года принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Антония Великого.

Имя монаха меняется в день пострига, и когда отец игумен Петр, наместник Иоанно-Предтеченского монастыря, накануне пострига, а я тогда ещё учился в духовном училище, невзначай меня спросил, какое житие святого мне близко и нравится, я растерялся. Но в тот момент так получилось, что я совсем недавно прочитал житие Преподобного Антония Великого и сказал об этом. И как бы забылось это все для меня. А когда совершался мой постриг, 15 августа 2005 года, был день памяти тоже Антония, но другого Антония - Римлянина. Но отец наместник дал мне все же имя этого великого святого.

Отец Антоний был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани.

Никогда не забуду своё первое послушание. Тогда только начинали строить братский корпус на том месте, где когда-то стояли гаражи. Их убрали, но от одного остался бетонный подъезд. Вот его и нужно было разбить. Я «ковырялся» почти весь день, а к вечеру подошли ребята-трудники и нехитрыми приспособлениями все сломали за полчаса. В те дни работа кипела: завозили кирпич и укладывали его в стопки, заливали фундамент. Обедали в старой трапезной. Места было немного, и я переживал, что не всегда умещался за мужским столом.

В то время в игуменском корпусе ещё жили несколько семей, хотя потихоньку его уже стали освобождать. Глядя на ту разруху, мы не верили, что все это можно привести в порядок.

Но время шло и все менялось: территория, корпуса и сам храм. Вспоминать это немного грустно: тогда что-то было и в нас самих по-другому. И хотя теперь, конечно, многое воспринимается иначе, осталось главное ощущение: храм живой, и он всегда ждет нас…

27 сентября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеродиакона. В одном из интервью владыка Антоний назвал лучшим временем своей жизни период служения в сане диакона. 30 октября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеромонаха.

Отец Антоний получил послушание директора воскресной школы, на базе которой в сентябре 2009 года организовал Центр дополнительного образования «Боголепъ».

Также нес в монастыре послушания эконома, а также заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов. Курсы начались с простых бесед о вере и Церкви, проводившихся еженедельно. «Это был второй год моего священства, и я тогда удивился, когда увидел, сколько людей стало приходить на наши встречи. Залы были битком, по 60-70 человек», - вспоминал владыка. Один из создателей Молодёжного Православного движения Астраханско-Енотаевской епархии.

В честь преподобного Антония Великого .

Имя монаха меняется в день пострига, и когда отец игумен Петр, наместник Иоанно-Предтеченского монастыря, накануне пострига, а я тогда ещё учился в духовном училище, невзначай меня спросил, какое житие святого мне близко и нравится, я растерялся. Но в тот момент так получилось, что я совсем недавно прочитал житие Преподобного Антония Великого и сказал об этом. И как бы забылось это все для меня. А когда совершался мой постриг, 15 августа 2005 года, был день памяти тоже Антония, но другого Антония - Римлянина. Но отец наместник дал мне все же имя этого великого святого.

Отец Антоний был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани.

Никогда не забуду своё первое послушание. Тогда только начинали строить братский корпус на том месте, где когда-то стояли гаражи. Их убрали, но от одного остался бетонный подъезд. Вот его и нужно было разбить. Я «ковырялся» почти весь день, а к вечеру подошли ребята-трудники и нехитрыми приспособлениями все сломали за полчаса. В те дни работа кипела: завозили кирпич и укладывали его в стопки, заливали фундамент. Обедали в старой трапезной. Места было немного, и я переживал, что не всегда умещался за мужским столом.

В то время в игуменском корпусе ещё жили несколько семей, хотя потихоньку его уже стали освобождать. Глядя на ту разруху, мы не верили, что все это можно привести в порядок.

Но время шло и все менялось: территория, корпуса и сам храм. Вспоминать это немного грустно: тогда что-то было и в нас самих по-другому. И хотя теперь, конечно, многое воспринимается иначе, осталось главное ощущение: храм живой, и он всегда ждет нас…

Файл:Архимандрит Антоний.jpeg

В храме Иоанно-Предтеченского монастыря

27 сентября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеродиакона . В одном из интервью владыка Антоний назвал лучшим временем своей жизни период служения в сане диакона . 30 октября 2005 года рукоположен архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой во иеромонаха .

Отец Антоний получил послушание директора воскресной школы, на базе которой в сентябре 2009 года организовал Центр дополнительного образования «Боголепъ».

Также нес в монастыре послушания эконома , а также заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов. Курсы начались с простых бесед о вере и Церкви, проводившихся еженедельно. «Это был второй год моего священства, и я тогда удивился, когда увидел, сколько людей стало приходить на наши встречи. Залы были битком, по 60-70 человек», - вспоминал владыка . Один из создателей Молодёжного Православного движения Астраханско-Енотаевской епархии .

В 2011 году проект «Библиосодружество», выполненный под руководством о. Антония, выиграл грант на конкурсе «Православная инициатива» . Затем иеромонах Антоний стал региональным координатором этого конкурса .

В 2012 году окончил 6-летний курс обучения на заочном отделении миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «религиовед», «преподаватель религиоведения», защитив дипломную работу по теме «Межрелигиозный диалог и религиозность учащихся и их семей в образовательных учреждениях Астраханской и Енотаевской епархии в нач. ХХ и нач. XXI вв.», написанную под руководством д. ф.-м. н., профессора А. Б. Ефимова .

Приезжая на сессии, отец Антоний нередко участвовал в различных мероприятиях, связанных с Марфо-Мариинской обителью , .

Архиерейское служение

Митрополит Астраханский и Камызякский Иона

Это был тяжелый момент, со слезами на глазах. Священство для монаха - это послушание. Тебе говорят: «Ты будешь дьяконом»… Конечно, я никогда не думал и не гадал, что мне однажды скажут: «Ты будешь архиереем». Я четко могу сказать, только безумный человек может добиваться, желать, искать этого сана, как, к сожалению, иногда бывает.

17 марта 2013 года за Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля архиепископом Астраханским и Камызякским Ионой возведён в сан архимандрита .

29 марта 2013 года в Тронном зале соборного Храма Христа Спасителя в городе Москве наречён во епископа Ахтубинского и Енотаевского .

7 мая 2013 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря г. Москвы возведен в сан епископа .

Деятельность на Ахтубинской кафедре

8 мая 2013 года, в среду Светлой седмицы новый архиерей прибыл в Ахтубинскую епархию. Обращаясь к пастве, он передавал впечатления своей хиротонии так:

Был в моей жизни монашеский постриг, была дьяконская хиротония, иерейская хиротония, но то, что было вчера, - это было нечто особенное. Могу вам однозначно сказать: я почувствовал, с одной стороны, великую милость Божию, с другой стороны - тяжесть креста архиерейского служения. .

За первый месяц архипастырского служения епископ посетил 15 населенных пунктов в составе новообразованной епархии, проехав более 10 тысяч километров. «У меня постоянное ощущение, что я куда-то еду», - сказал владыка в одном из интервью . Архиерейские богослужения прошли повсюду - от маленьких сельских храмов до храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольском (второго по величине храма в Поволжье).

24 июня 2013 г. епископ провел первое епархиальное собрание, на котором были избраны епархиальный совет, епархиальный суд, отделы епархии по катехизации и образованию, по работе с молодёжью, социальной работе и благотворительности, по работе с военными силами и казачеством, миссионерский отдел .

В своем докладе на епархиальном собрании 24 июня владыка Антоний говорил о своем представлении о крепкой приходской общине, без которой, по убеждению владыки, «мы очень скоро окончательно потеряем русские села» .

Хиротонии. Работа с клириками епархии

За первые два года существования Ахтубинской епархии владыка Антоний совершил 7 иерейских и 3 диаконских хиротонии.

С 2015 г. в епархии стали проводиться курсы повышения квалификации для духовенства, включающие лекции и семинары (30 марта - 1 апреля 2015 г., 16-18 ноября 2015 г., март 2016 г.) .

Организация духовной жизни паствы. Святыни

Владыка установил служение ночной Литургии на праздник Крещения Господня. Таким образом служба прошла в 2014 и 2015 годах , .

Начиная с Великого поста 2014 года владыка совершал Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время, как и положено по Уставу .

В Великую Субботу служба погребения Спасителя в соединении с литургией Василия Великого в кафедральном соборе г. Ахтубинска стали служить в ночь с пятницы на субботу.

19 апреля 2014 года владыка привез в Астрахань из Иерусалима лампаду с Благодатным огнём, с которой сразу же отправился в Ахтубинск, чтобы успеть к Пасхальному богослужению . Прибытие Благодатного огня стало традицией, которая продолжилась в 2015 и 2016 гг.

27 апреля 2014 года в селе Чёрный Яр архиерейская литургия впервые началась на берегу Волги, где были совершены чины встречи архиерея и его облачения, после чего молящиеся прошли крестным ходом с пением пасхального тропаря по главным улицам села и зашли в здание храма, где богослужение продолжилось. Его Преосвященство отметил, что это древняя традиция Церкви, когда богослужение начиналось с пением псалмов во время того, как священнослужитель выходил из одного храма и шёл в другой . Таким же образом была отслужена литургия на престольный праздник черноярского храма, 12 июля 2014 года .

В новообразованную епархию часто прибывают православные святыни, поклониться которым собирается множество верующих. В частности, в конце 2013 г. - начале 2014 г. в епархии пребывал ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской, весной 2014 г. - икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского, в мае 2014 г. - частица Пояса Пресвятой Богородицы, в октябре - ноябре 2014 г. - частица Ризы Пресвятой Богородицы, в феврале 2015 г. - Крест-мощевик с частицей Ризы Господней и мощами святых из Архангельской митрополии и частица мощей св. Георгия Победоносца . В июле 2015 года из собора Святой Троицы в Симферополе в Ахтубинск была принесена частица мощей святителя Луки Крымского. В сентябре 2015 г. в Ахтубинск был доставлен ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. В марте 2016 г. в Ахтубинске и Знаменске пребывала чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». В мае 2016 г. 10 населенных пунктов епархии посетила чудотворная икона Божией Матери «Иверская», переданная Ахтубинской епархии Высокопреосвященнейшим Ионой, митрополитом Астраханским.

В октябре 2014 г. в Ахтубинске впервые состоялась православная выставка-ярмарка, которая включала в себя не только продажу различной продукции, но и миссионерские, катехизаторские, образовательные мероприятия .

По благословению архиерея в 2015 и 2016 гг. на Пасху во всех районах области, входящих в территорию епархии, состоялись крестные ходы .

В рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира в Ахтубинской епархии запланированы установка крестильной часовни на воде в Ахтубинске и проведение единого дня крещения на водах рек епархии (июль 2015 г.), а также крестный ход на лодках вниз по Волге (20-28 октября 2015 г.) .

Устройство обителей

К моменту образования Ахтубинской епархии на её территории располагался только один монастырь - Христорождественский женский в с. Красный Яр одноимённого района Астраханской области.

Владыка Антоний намерен создать мужской монастырь на территории храма Архистратига Божия Михаила в г. Ахтубинск. Пока в храме Архистратига Божия Михаила ежедневно, кроме пятницы, совершается ранняя Божественная литургия, а вечером в воскресенье - акафист Архангелу Михаилу . Владыка уделяет немалое внимание и возрождению женского Воскресенско-Мироносицкого монастыре в селе Зубовка Черноярского района. 26 апреля 2015 года, в день, когда Церковь празднует день святых Жен Мироносиц, в Зубовке состоялось архиерейское богослужение, приуроченное к началу возрождения этого монастыря . В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского монастыря . 21 мая 2016 г. в монастырь вернулась Иверская икона Божией Матери, находившаяся после закрытия обители в Покровском соборе г. Астрахань .

Работа с вооруженными силами и казачеством

В связи с тем, что территория Ахтубинской епархии включает в себя ЗАТО г. Знаменск, одним из важнейших направлений работы владыки стало окормление военнослужащих. Началась организация Центра духовной подготовки для военнослужащих, в епархии появилось два военных священника, которые прошли курсы повышения квалификации и теперь служат помощниками командира с верующими военнослужащими в 4 Государственном Центральном Межвидовом полигоне Министерства обороны РФ и Государственном летно-испытательном центре им. Чкалова.

29 августа 2013 г. епископ Антоний совершил Божественную литургию на полигоне Капустин Яр в Астраханской области перед началом учений с боевой стрельбой зенитных ракетных комплексов . 17 декабря 2013 г. владыка освятил на территории одной из частей 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона храм в честь Спаса Нерукотворного. Этот храм стал частью Духовно-патриотического центра «Спас», расположенного в 4 ГЦМП . В декабре 2014 на этот храм был установлен первый колокол, а в декабре 2015 года - купол с крестом. 18 февраля 2015 г. владыка Антоний и губернатор Астраханской области А. А. Жилкин открыли воскресную школу для военнослужащих. За год через школу прошло более 1000 военнослужащих. На праздник Богоявления в этом году в воинском храме 23 бойца приняли крещение, а в марте епископ Антоний после оглашения крестил ещё 20 бойцов .

Второй Духовно-патриотический центр было решено создать на территории Государственного летно-испытательного центра г. Ахтубинск . 6 мая 2014 г., в день памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца, состоялся чин освящения будущего храмового здания на территории ГЛИЦ . 1 мая 2016 г., в день Светлой Пасхи, была отслужена первая Божественная литургия в этом храме .

Большое внимание владыка Антоний уделяет работе с казачеством. 20 октября 2013 г. владыка отслужил Божественную литургию на полигоне в пос. Стрелецкий Астраханской области, где проходили военно-полевые казачьи сборы. В тот же день епископ встретился с казачьими атаманами, прибывшими на полигон. «Казачество немыслимо без православия, и поэтому возрождение казачества должно идти через его воцерковление», - сказал владыка. Он поручил разработать и распространить памятки со списком минимальных требований к православному казаку - знание Символа веры, молитвы «Отче наш», регулярное причастие и др. Намечены духовные беседы духовников казачьих обществ с казаками . 27 октября 2013 г. владыка участвовал в казачьем круге Красноярской станицы, который проходил на территории Христорождественского женского монастыря села Красный Яр .

С 26 декабря 2014 г. владыка входит в состав рабочей группы Ахтубинского района Астраханской области по делам казачества .

Владыка написал брошюру «Краткое основное руководство духовной жизни для казаков Астраханского войска» .

Информационная деятельность

В новой епархии немедленно появилось два СМИ: сайт епархии и газета «Ахтубинские епархиальные ведомости» . За 2014-2015 гг. вышло 33 номера епархиальной газеты тиражом 3 тысячи экземпляров.

В 2014 г. велась работа над проектом по созданию вики-справочника «Православные храмы и монастыри Ахтубинской епархии Астраханской митрополии» и изданию его печатного варианта. Проект стал победителем международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2013-2014» в номинации «Культура» . Справочник вышел в свет в январе 2015 г.

По благословению владыки в сентябре 2014 г. началась работа по сбору материала для вёрстки второго издания иллюстрированного православного журнала «Русь святая, храни веру православную» . Презентация журнала состоялась на Светлой седмице 2015 г.

15 октября 2015 г. вышел первый выпуск аудиоблога владыка Антония на тему «Православный взгляд на мечты и амбиции». Тема была выбрана голосованием пользователей социальной сети «ВКонтакте». Через несколько номеров аудиоблог был преобразован в медиаблог.

С 2017 года аудиоблог владыки звучит на радио "Ретро-FM Ахтубинск" по вторникам и четвергам в 15:00.

Образовательная и катехизическая деятельность

В начале 2014 г. в ахтубинском Владимирском соборе был организован класс, в котором начались беседы о вере и Церкви для взрослых, по четвергам в 18.30. Ряд бесед провел владыка Антоний. Очередной цикл таких бесед («Рождественские беседы») прошел 3, 4, 5 января 2016 года .

С 1 сентября 2014 г. в Ахтубинской епархии были введены обязательные огласительные беседы перед крещением для крещаемых старше 14 лет, восприемников или одного из родителей, в случае если ребёнок младше 14 лет . На епархиальном собрании 16 сентября 2014 г. владыка Антоний предложил клирикам тезисы огласительных бесед, при этом попросив духовенство относиться индивидуально к каждому приходящему ко крещению человеку. Предлагалось проводить две беседы, первая из которых должна быть посвящена основным вероучительным аспектам, а вторая - более короткая, возможно даже непосредственно перед крещением.

Комментируя эту перемену, владыка сказал:

«Думаю и надеюсь, что предварительные встречи перед крещением позволят избежать профанации Таинства. С другой стороны, я совершенно не питаю иллюзий, что всё и сразу заработает, как налаженный механизм».

Владыка лично возглавил процесс организации оглашения в своей епархии и разработал рекомендации для этого процесса . Владыка составил опорный конспект для проведения огласительных бесед, состоящий из восемнадцати пунктов .

По инициативе владыки Антония в январе 2015 г. начал работу межконфессиональный совет по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при Министерстве образования и науки Астраханской области , .

В связи с трудностями, возникшими в ходе введения в школах курса Основ религиозных культур и светской этики, в марте 2015 г. состоялись совещания епископа Антония и духовенства Ахтубинской епархии с представителями системы образования. Встречи прошли в Ахтубинске (), Знаменске ().

В 2015 г. началось строительство здания Духовно-просветительского центра Ахтубинской епархии в честь равноапостольного великого князя Владимира. Центр строится на территории храма Владимирской иконы Божией Матери (г. Ахтубинск). Авторы проекта - преподаватель Астраханского инженерно-строительного института Надежда Иванникова и студенты этого же института. Здание будет трехэтажным, его площадь составит 1 000 квадратных метров. Духовно-просветительский центр будет работать по целому ряду направлений: военно-патриотический клуб, клуб молодой семьи, школа приемных родителей, центр народной казачьей культуры, воскресная школа, центр дополнительного образования детей. В здании разместятся домовая церковь, библиотека, спортивный зал, комната матери и ребёнка. Существующее здание храма Владимирской иконы Божией Матери и новый центр вместе при взгляде сверху будут иметь форму креста или самолета, что имеет символическое значение для города авиаторов - Ахтубинска.

«Строительство Духовно-просветительского центра - событие важное не только для Ахтубинского района. На территории всей Астраханской области пока не существует аналогов нашего проекта».

Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний

Церемония закладки первого камня Духовно-просветительского центра состоялась 8 сентября 2015 г. - в престольный праздник храма Владимирской иконы Божией Матери . К этому времени уже был вырыт котлован под фундамент будущего здания. В основание центра заложили не только капсулу с памятной грамотой на закладку здания, но и камни, привезенные из Херсонеса, где когда-то крестился святой князь Владимир.

Конференции и научная деятельность

В 2014 г. владыка был председателем семинара «Катехизация после крещения» на XXII Международных Рождественских чтениях , а в 2015 г. - семинара «Практические вопросы оглашения» и секции «Психолого-педагогические условия реализации ценностного наставничества в православном образовании» на XXIII Международных Рождественских чтениях.

14 мая 2015 г. в рамках Всероссийской научной конференции «Современные вопросы геотехнического обеспечения строительного инжиниринга» и выставки «Православное зодчество», проходивших в Астраханском инженерно-строительном институте, владыка Антоний прочел открытую лекцию «Духовные основы православной архитектуры», после которой председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым сооружениям М. Ю. Кеслер говорил о появлении «владык нового поколения» . В рамках конференции было принято решение о создании объединения храмоздателей Астраханской области. Владыка предложил организовать для них курс повышения квалификации с приглашением лекторов из Российского Православного университета .

В сентябре 2015 года владыка Антоний принял участие в Астраханском народном форуме, где выступил ведущим секции «Современная культура и традиционные ценности» и экспертом на секции «Молодежь и вера» вместе с профессором А. И. Осиповым .

На Рождественских чтениях 2016 года владыка сделал доклад на тему «Основные принципы взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил» , 2017 года - «Опыт организации системы пастырского окормления верующих военнослужащих в условиях подготовки и выполнения специальных задач» .

Работа с молодёжью

С осени 2013 г. владыка стал посещать учебные заведения и беседовать с учащимися. Сначала это были школы, а в марте 2014 г. - ахтубинский филиал .

По благословению владыки Антония в епархии стали периодически проводиться молодежные православные слеты:

В Ахтубинской епархии время от времени проводятся так называемые «Русские пробежки» - молодежные акции за здоровый образ жизни. В пробежке 1 января 2016 г. принял участие и епископ Антоний. По сообщению корреспондента одного из местных СМИ, владыка сказал, что специально вышел проверить своё физическое состояние, что намерен приступить к обязательным тренировкам, чтобы соответствовать подрастающему поколению .

В апреле 2016 года на заседании этноконфессионального совета епископ Антоний предложил провести на базе детских палаточных лагерей смену, объединяющую ребят разных национальностей и вероисповеданий. Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин поддержал эту идею. Этноконфессиональная смена под названием «Мы – вместе» была проведена в августе того же года. С участниками побеседовал и сам владыка .

Организация приходской жизни

На первом же епархиальном собрании владыка предложил для сплочения прихожан устраивать совместные чаепития после литургии. «Мне очень нравится традиция совместного чаепития после богослужения. Стараюсь добиться, чтобы во всех храмах моей епархии этот обычай соблюдался», - говорит владыка .

Владыка также благословил проводить на каждом приходе открытое приходское собрание минимум три раза в год .

В 2016 г. вышло в свет «Последование Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста с нотами для регентов и певчих приходских храмов». Подобранный репертуар основывался на живой исполнительской традиции Иоанно-Предтеченского монастыря г. Астрахани, где владыка служил в бытность священником. По словам епископа Антония, это издание направлено на то, чтобы «улучшить певческую жизнь наших приходов» .

Общение с паствой

Владыка Антоний принимает исповеди как своих духовных чад, так и вообще всех желающих. «Порой владыка уходит из храма, когда из духовенства в алтаре уже не остается ни души; сам разоблачается, хитроумным образом расстегивая пуговицы омофора на уровне лопаток» .

Осенью 2014 г. владыка начал проводить выездные приемы верующих в районных центрах (9 сентября 2014 г. - Харабали , 24 сентября - Красный Яр).

В 2015 году владыка Антоний провёл серию встреч с мирянами. 27 сентября 2015 года состоялась первая из них - в г. Ахтубинск (в Доме офицеров), приуроченная к десятой годовщине со дня принятия владыкой священного сана. Беседа прошла в режиме диалога со всеми желающими , причем владыка ответил на более чем 100 вопросов горожан .

В 2017 году Ахтубинской епархии подарили пароход, на котором владыка намеревается совершать пастырские поездки в Черный Яр по Волге .

Общественная деятельность

Владыка является членом ряда общественных организаций, в частности этноконфессионального совета при губернаторе , межведомственной рабочей группы по ранней профилактике семейного неблагополучия при Центре социальной поддержки населения Ахтубинского района и Общественной палаты МО «Город Ахтубинск» при Главе МО «Город Ахтубинск» , . В 2015 г. владыка также принимал участие в работе организационного комитета по подготовке празднования 70-летия Великой Победы, предложив, в частности, провести масштабный мотопробег от Ахтубинска до Астрахани и затем до Мамаева Кургана с приглашением кого-нибудь из известных людей, а также провести триумфальное шествие на площадь Победы г. Ахтубинска с элементами исторической реконструкции . Мотопробег «Мы - наследники победы» состоялся с 3 по 7 мая по территории Астраханской области от Ахтубинска до областного центра . Такой же мотопробег прошел и в 2016 г.

После теракта в соседнем Волгограде, произошедшего 29 декабря 2013 г., владыка Антоний обратился к пастве с призывом «молитвенно почтить память усопших и молиться о здравии пострадавших. Это наша общая боль. Призываю всех воздержаться от особых новогодних увеселений и посвятить это время молитвенному сопереживанию нашим братьям и сестрам» . 1 января 2014 г. владыка отслужил в Ахтубинске молебен об умножении любви и литию о погибших, а затем в селе Капустин Яр совершил отпевание погибшего при теракте сына одной из прихожанок .

В ноябре 2014 г. владыка Антоний, проходя обучение на курсах повышения квалификации для новопоставленных архиереев, оказался в Москве одновременно с супругой астраханского губернатора А. А. Жилкина и напутствовал её Святыми Тайнами незадолго до её кончины .

21 июля 2015 г. владыка выступил с обращением к пастве, указывая на «недопустимость участия верного христианина» в фестивале красок Холи, который, «по сути, есть не что иное, как языческий демонический обряд» .

26 ноября 2015 г. епископ Антоний совершил панихиду по военнослужащим Российской Федерации, погибшим во время контртеррористической операции в Сирии , - Олегу Пешкову и Александру Позыничу. С этого дня по благословению владыки во всех храмах Ахтубинской епархии за каждой Литургией на сугубой ектенье читаются прошения о победе русского воинства .

22 декабря 2015 г. владыка выступил с докладом на заседании Совета по взаимодействию Думы Астраханской области с представительными органами муниципальных образований региона, призвав к укреплению диалога власти и Церкви , . По словам председателя Думы Астраханской области А. Клыканова, возможно, подобные встречи станут традицией по аналогии Рождественскими Парламентскими встречами в Федеральном Собрании РФ . Епархиальный сайт называет это выступление «в какой-то мере историческим» .

5 апреля 2016 г. в докладе «Опыт служения духовенства и социальная практика в Астраханской митрополии как фактор общественной консолидации» на заседании этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области владыка предложил обратиться ко всем общественно-политическим силам «о необходимости ответственных выступлений в предвыборных кампаниях, исключающих игры на межэтнических и межконфессиональных проблемах», провести семинар для руководителей муниципальных образований о развитии школьной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также организовать слёт верующей молодежи различных конфессий .

6 мая 2016 г. владыка совершил отпевание солдата Красной Армии младшего командира взвода передовых частей Крымского фронта харабалинца Зиброва Ивана Фомича, погибшего в Великой Отечественной войне .

Социальная деятельность

По благословению епископа Антония в епархии была запущена программа подготовки приходских социальных работников под руководством иерея Вячеслава Шемякина, дипломированного специалиста по социальной работе.

В октября 2014 г. владыка посетил следственный изолятор № 2 УФСИН России по Астраханской области, расположенный в Наримановском районе, побеседовал с несовершеннолетними обитателями и личным составом изолятора . В том же месяце владыка посетил и другие социальные объекты Наримановского района: центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Центр реабилитации Фонда социального страхования «Тинаки». В обоих объектах была достигнута договоренность о сотрудничестве с епархией .

По благословению епископа Антония в июле 2015 г. на приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Астраханской области было создано сестричество сестер милосердия имени преподобномученицы Великой княгини Елизаветы .

Владыка - частый гость в социальном приюте для детей «Любава» . Однажды он вместе с воспитанниками приюта приготовил драники .

26 января 2017 года владыка вместе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном , епископом Каменским и Алапаевским Мефодием и ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым возглавил очередной пастырский семинар по вопросам социального служения, организованный Синодальным отделом по благотворительности и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом . Рассматривались вопросы совершения Таинства исповеди, подготовки к нему, а также сложные случаи из пастырской практики .

Строительство храмов и часовен. Реставрация храмов. Открытие новых приходов

21 сентября 2013 г., после литургии и городского крестного хода, владыка Антоний заложил камень в основание будущей часовни у мемориального комплекса «Крыло Икара» в Ахтубинске . Часовня в честь Архангела Михаила была открыта спустя год, 20 сентября 2014 г.

Для устройства ещё одного храма в Ахтубинске (сильно растянутом городе, оба храма которого находятся в одном районе, что затрудняет их посещение для жителей других районов) в 2014 г. владыка обратился к местным властям с просьбой о передаче в бессрочное безвозмездное пользование освободившегося здания музыкальной школы по адресу ул. Заводская, 75. Там будет устроен временный храм в честь святых апостолов Петра и Павла. В декабре 2014 г. в помещении будущего храма состоялось первое богослужение - водосвятный молебен .

Особое внимание владыка уделяет программе «Казачьи рубежи России», по которой в 10 субъектах Российской Федерации будут построены обыденные храмы-часовни. В Ахтубинской епархии такие храмы решено было построить в селе Новоурусовка Красноярского района и в городе Харабали одноимённого района Астраханской области.

Крест и купол храма в честь Апостола Фомы в Харабалях был освящен 25 августа 2014 г., через два дня после трагедии в г. Кировское, где в результате артиллерийского обстрела снаряд попал в храм во время всенощного бдения. Поэтому владыка выразил уверенность, что освящение креста нового храма - это своеобразный ответ на разрушение кировского храма: «Эти люди целились в Церковь Божию. И пусть все они знают, что за каждый разрушенный храм мы построим с вами десять новых» . 19 апреля 2015 года этот храм был освящен . Дата освящения была выбрана неслучайно - Фомино воскресенье, именуемое в народе Красной горкой, когда верующие по традиции стремятся посетить кладбища, на одном из которых и расположен новый храм.

В течение 2014 г. были открыты приходы: в честь пророка Илии с. Речное Харабалинского района (2 августа) , в честь Петра и Февронии Муромских в с. Пологое Займище (14 сентября) , в честь апостола Иоанна Богослова в с. Вязовка Черноярского района (9 октября) . Также образованы приходы в селах Бузан, Вольное, Золотуха, Новоурусовка. В Ахтубинске зарегистрировано архиерейское подворье.

На Покров 2014 г. (14 октября) состоялась первая литургия в храме Покрова Божьей Матери в селе Пришиб Астраханской области. Храм восстанавливался с 90-х гг. XX в. Перед богослужением духовенство и миряне прошли крестным ходом 12 километров от церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское до Пришиба. Шествие возглавил владыка Антоний .

21 сентября 2014 г. владыка совершил закладку крестильного храма в честь Иоанна Кронштадтского в селе Никольское , а в декабре 2014 г. - храма в честь Воскресения Христова на кладбище станции Трусова в Наримановском районе.

В епархии реставрируются старинные храмы в селах Солодники, Копановка, Пришиб, а также кафедральный Свято-Троицкий собор в селе Енотаевка.

12 сентября 2015 года состоялась первая Литургия в молитвенном доме села Поды Черноярского района.

14 октября 2015 года после крестного хода владыка отслужил первую за много лет литургию в центральном приделе Покровского храма села Солёное Займище .

4 ноября 2015 года владыка освятил храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Солодники .

12 июня 2016 г. состоялось первая Божественная литургия в храме в честь Воскресения Христова на кладбище станции Трусова в Наримановском районе. Богослужение возглавил владыка Антоний .

Работа с учреждениями культуры

По инициативе владыки Антония в 2015 г. в Ахтубинске был впервые поставлен мини-мюзикл Сергея Плешака «Адам и Ева» .

В 2016 г., когда в астраханском театре оперы и балета был поставлен авторский балет Константина Уральского «Андрей Рублев», владыка провел с артистами просветительскую встречу, посвященную иконописи и истории эпохи, в которую жил великий иконописец . Посетив премьеру, владыка написал рецензию на балет , а позже принял участие в посвященном этой постановке выпуске телепередачи "Консервативный клуб" .

Образ жизни

По свидетельству одного из священников Ахтубинской епархии, владыка до настоящего времени не имеет собственного жилья и живёт в комнатушке между трапезной и ризничной .

Промежуточные итоги

В интервью в феврале 2014 г., говоря об итогах девяти месяцев существования епархии, владыка отметил: «Главное достижение - это осознание нашей епархиальной общности, такой церковной соборности. Мы начали со священниками собираться, вместе обсуждать различные вопросы, вместе служить. Это единение, которое я хорошо чувствую» .

За первый год работы Ахтубинской епархии было образовано 5 приходов, число клириков епархии выросло с 32 до 37 священнослужителей . За третий год состоялись 2 диаконских и одна иерейская хиротонии .

За 2015 год в общем по епархии было зарегистрировано 8 новых приходов и подготовлены документы для регистрации ещё нескольких .

К 7 мая 2016 г. епархия насчитывала 46 зарегистрированных православных приходов, а также 12 приписных храмов, молитвенных комнат и часовен .

Общественная деятельность за пределами епархии

С 12 по 19 сентября 2016 г. владыка в составе делегации Русской Православной Церкви совершил визит в группировку российских войск в Сирии. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на российской авиабазе Хмеймим был совершен чин освящения часовни во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Члены делегации встретились с митрополитом Латакии Иоанном, епископом г. Тартуса Афанасием, а также командованием группировки. За время визита были совершены две Божественные литургии, 18 молебнов, крестный ход с иконой святого Георгия Победоносца вокруг авиабазы. Проведены беседы с военнослужащими .

Многие наблюдавшие за работой пастырей отметили, что, несмотря на довольно высокие ранги в церковной иерархии, владыка Антоний и отец Сергий действовали как рядовые священники – проводили службы, осуществляли таинства, общались со всеми желающими… И самое главное, стоически переносили трудности, которые испытывали их подопечные. Днём нещадно палило солнце, но священнослужители в строгом облачении, проводя молебны на открытом воздухе, уже одним своим видом укрепляли дух воинов.

19 октября 2016 г. владыка Антоний, окормляющий военнослужащих крупнейшего в России военного полигона, принял участие в семинаре по вопросам пастырского окормления военнослужащих, организованном ПСТГУ совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Владыка сказал: «Важно понимать цель - для чего вообще мы совершаем Таинство исповеди, для чего мы её организуем. Количественные показатели - не могут быть самоцелью» .

23 октября 2016 г. владыка сослужил за Литургией в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в день интронизации новоизбранного игумена Евлогия (Иванова) .

Публицистическая деятельность

Ещё в бытность иеромонахом владыка написал рассказ для так называемого второго тома книги «Несвятые святые», которую архимандрит Тихон (Шевкунов) собирался составить из историй, присланных читателями. Рассказ был опубликован 11 апреля 2014 года и вызвал ряд положительных отзывов на сайте Православие. RU .

Образование

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в сентябре 2013 г. владыка Антоний поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия на кафедру истории .

С 17 по 28 ноября 2014 г. владыка Антоний проходил обучение на курсах повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия .

Сочинения

  • Миссионерский аспект деятельности образовательных учреждений Астраханской епархии в период с XVIII по начало ХХ века
  • Слово архимандрита Антония (Азизова) при наречении во епископа Ахтубинского и Енотаевского
  • Жил человек… История для 2-го тома «Несвятых святых» Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов)
  • Краткое основное руководство духовной жизни для казаков Астраханского войска
  • Послания и проповеди епископа Антония на сайте Ахтубинской епархии

Награды

Примечания

  1. Интервью с епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием // Ахтубинская правда. 2014. 19 февраля.
  2. Господь ведет за руку. [Интервью с архимандритом Антонием (Азизовым)] // Фаворский свет. 2013. № 6 (07). С.14.
  3. Сайт астраханских знатоков
  4. Команда знатоков «Фирма», турнир «IRC-2003»
  5. Епископ Ахтубинский и Енотаевский Анотоний: «Первая наша задача, это быть доступным - предельно доступным всем» . // Богословско-образовательный проект «Двоеслов»