Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского

Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.

Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!

В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.

В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других... А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь... Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.

Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.

Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре , Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.


Преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия игумена Радонежского. Дни памяти — 31 января; 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых; 19 июля — Собор Радонежских святых; 11 октября.

Епифаний Премудрый пишет, что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты).

Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Вконтакте

Преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского
(Память 31 января, 11 октября)

Вечная ваша память, достоблаженнии Кирилле и Марие, яко в род и род благочестным житием вашим вернии людие спасение улучати поучаются. Седален, глас 1

Давным-давно известна мудрость: «В рай обращены два окна: Семья и Церковь». Как всякое настоящее человеческое откровение, а не афористичная выдумка, мудрость эта раскрывает смысл наших переживаний, надежд и предупреждает о возможных искажениях.

Используя её метафорическую природу, гибкость, несложно предположить, что любые искривления в конструкциях как первого, так и второго окна ведут к трагедии: Рай не только недоступен, но и не различим. Святость же для обоих случаев – залог не только ясной для наблюдателя Неба зрительной перспективы, но видимый маршрут в Небесный Иерусалим. Дорога паломника.

Ещё известно, что никакого «христианского государства» в принципе быть не может. Христианской может стать только личность – союз личностей в браке – семье – и община – Церковь. В такой семье (общине) чудесным образом соединяются взаимная любовь супругов, детей, всяческих домочадцев, уют и дары Божией милости. Мир это видит, и это ему редко по вкусу.

В истории русского Православия лучший пример такой «малой Церкви» – семья родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, святые Кирилл и Мария.

Двигаясь по канве самого раннего агиографического сочинения, посвящённого преподобному Сергию, – «Житию», составленному, а точнее, мастерски написанному приблизительно в 1400 году его «учеником Епифанием Премудрым», мы узнаём, что Кирилл и Мария были «угодниками Божьими, правдивыми перед Господом людьми и всякими добродетелями полны и украшены»; а также о том, что достохвальная чета… хорошо знала Священное Писание».

То есть были и грамотны и образованны. Мать преподобного «усердно постилась и молилась, так что само зачатие и рождение ребёнка произошли во время постов и молитв». И «была она добродетельна и богобоязненна… советовалась с мужем» относительно «посвящения» именно этого, среднего, сына Богу.

Семья Варфоломея, Стефана и младшего Петра была «благочестивой» и при этом совершенно обычной, человеческой, без всяких таинственных обетов, мистических откровений. Епифаний пишет: «Встретив рождение младенца, они (родители) позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».

Что оно, дитя, «такое», Епифаний уже, возможно, в силу житийного жанра трепетно добавил. Одно не вызывает сомнений: радоваться по поводу рождения всех детей было делом привычным и приятным. Как и обучение отроков грамоте или крестьянская работа (Об этом подробно уже в самом «Житии» преподобного).

В постные дни мальчик отказывался от материнского молока. Мария не только «с прискорбием на это сетовала», но призывала Кирилла, и они с мужем «осматривали младенца со всех сторон и видели, что он не болен и что на нём нет явных и скрытых признаков болезни».

«Рассматривают» обычно, когда купают, пеленают. Интересно, что делали они это самостоятельно. Ни знахарей, ни «бабок» агиограф не упоминает. Всё умели. Епифаний подчёркивает: Кирилл, хотя и из бояр, но земледельческим трудом не брезговал.

Борис Зайцев своё эссе о преподобном (Париж, 1924 год) начинает осторожно: «Детство Сергия в доме родительском для нас в тумане… некий дух можно уловить из сообщений Епифания».

Родителей преподобного можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Известно, что они были «страннолюбивы». Принимали всяческих «путников-богомольцев» и ко второй половине жизни сами стали «странниками», то есть переселенцами, или, как говорят сейчас, – беженцами. Что же произошло?

Борис Зайцев пишет: «Кирилл и Мария попали под двойной удар. С одной стороны жало государство (т.е. заставляло Кирилла проплачивать поездки ростовских князей Константина II Борисовича и Константина III Васильевича в Орду и вносить немалые денежные средства – авт.), то с другой стороны была напасть с москвичами Василием Кочева и Миной: «Народ роптал, волновался, жаловался. Говорили… что Москва тиранствует… На старости Кирилл был разорён и вынужден был уходить из Ростовской области».

В те же десятилетия Москва предаст святого Михаила Тверского и попустит разорить Тверь. «Собирание земли русской» проплачивалось русскими же жизнями и судьбами.

За всей этой «туманностью» Зайцева и вынужденным положением литературного прогиба Епифания перед набравшей силу Москвой и государственным авторитаризмом, в его обычно вероломном отношении к семье, скрыта реальная история принудительного исхода родителей преподобного.

Если свести к минимуму все полупроговорённости агиографа, патриотические сентенции Зайцева («Москва незыблемо поднялась над удельной сумятицей»), то «радонежское переселение» семьи не что иное, как бегство, оставление родины ради сохранения семейной свободы и целостности очага.

Подвиг, христианская добродетель Кирилла и Марии не в том, что они были «благочестивы», «страннолюбивы» и знали грамоту, а в том, что спасли своих детей от выжигающего дыхания того монстра, что готов семью считать «малой Церковью», но только в качестве «своей ячейки».

Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они, поддерживаемые Богом, спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны. Их «переселение» напоминает бегство Святого Семейства в Египет от иродовой ненависти.

Епифаний Премудрый первым провёл параллель от жития родителей преподобного к библейской истории, а именно матери пророка Самуила святой Анне. Это зафиксировано в других текстах «Жития» преподобного Сергия и в службе святым Кириллу и Марии, составленной в 1997 году: «Супружеская чето… матери бо пророко подражавшии…»

«Мы желаем мира, но не сдадимся» – определяющее чувство христианских супругов, когда они вынуждены защищать детей и свою автономность. Оно возможно только при взаимном уважении, согласии. Это же касается более позднего совместного согласия Кирилла и Марии, когда они решились принять монашество.

Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Исследователи просто сообщают: «…был тогда в Хотьково смешанный монастырь, где и стали монахами Кирилл и Мария». Были, конечно, и другие обители, но хотьковский монастырь XIV века своим устроением напоминает средневековые кельтские монастыри Ирландии.

Во-первых, по своей практике смешанных общежительных общин, а во-вторых, по тому обстоятельству, что имена при иноческом постриге, если они изначально были христианские, оставались неизменными. До последних дней, а скончались супруги почти одновременно, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.

С 14 века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы. В 1981 они были прославлены в Соборе Радонежских святых, а 3 апреля 1992, в год празднования 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось их общецерковное прославление. Два окна в их доме были распахнуты в сторону Рая.

Протоиерей Александр Шабанов

Преподобные КИРИЛЛ и МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ, родители преподобного Сергия Радонежского (†1337)

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом - вследствие завещания Преподобного - предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь) .


Кирилл состоял на службе у Ростовских князей - сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей - Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр) . Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: "Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!" Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне - Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».


До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли - место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына - 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых - 19 июля , на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев,

родителей преподобного Сергия Радонежского

В 2017 году исполнилось 25 лет прославления и 680 лет преставления преподобных Кирилла и Марии

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием

Преподобные Кирилл и Мария принадлежали к знатному боярскому роду. По древнему ростовскому преданию, боярин Кирилл происходил из старинного рода Симонови­чей, родоначальником которого был один из потомков варяжского князя Африкана – Симон (Шимон). Потомки Симона переехали на северо-вос­ток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого.

В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал здесь Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь. Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Колодец преподобных Кирилла и Марии

в Троице-Сергиевом Варницком монастыре

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

"Святый Кирилл советник был еси князю"

Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство. Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.

"Святые Кирилл и Мария скромно живяху" "Святые на всяк день усердно Бога моляху"

"Святые милостыне и страннолюбию прилежаху"

Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением (3/16 мая 1314 года) произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы. Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом. Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!» Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо. И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо. Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.

"Егда крестили отроча пророчество о нем услышали" "Святые родители о чаде святом радовахуся"

В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж. Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии. По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

"Святый отрок испросише благословение родительское

на житие иноческое"

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.


"Святые Кирилл и Мария прияша пострижение" "Святые скончали дни свои в монастыре иже в Хотьково"


"Преставление святых Кирилла и Марии"

Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году. Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.

Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Великий Сергий сохранил и преумножил главное сокровище – бессмертное Православие – в то время, когда силы народа были на исходе, и спас народную душу от гибели. Примирив русских князей, он способствовал их объединению под знаменем благоверного князя Димитрия Донского. И Господь явил милость, даровав вымоленную преподобным Сергием победу русскому воинству, и освободил Русь от тяжкого бремени татарского ига, простив ей грех междоусобных кровопролитий.

Настало время возрождения России. С тех пор никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской. Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 28 сентября/11 октября и 18/31 января. У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтирь и служились панихиды. Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.

(на ней изображен преподобный Сергий Радонежский и его сродники - преподобные Кирилл и Мария,

преподобный Стефан и Петр - сыновья их - с женами, святитель Феодор Ростовский - сын Стефана)

Преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, молите Бога о нас

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие!

Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,

праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии,

с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия,

да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную,

тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу,

отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити,

старость укрепити и спасти души наша

Величание

Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие,

и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов