Правая или левая. Тайный смысл привычных жестов

3. Упражнение «Поза Наполеона».

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман-де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».


56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

6. Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми-те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы-полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от-клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по-казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

7. Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко-манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

8. Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет-ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада-нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

2. Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57

58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

3. Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ-ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото-рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни-митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви-жение, является ведущей (маховой)».

5. Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти-метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду-щая нога определяется по лучшему результату».

6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры-жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду-щая нога определяется по меньшему среднему значению».

7. Упражнение «Проба на равновесие».

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при-нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу-ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре-мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре-деляет ведущую ногу».

8. Упражнение «Удар по мячу».

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя-чу? - она ведущая при ударе ногой».

Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов

Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само-оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль-ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59

рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим-метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель-ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни-мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти-ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла-гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.

Упражнения для определения ведущего глаза и уха

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»

2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).

Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате-лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».

3. Упражнение «Прицельная способность глаза».

Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон-ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от-клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».

4. Упражнение «Подмигивание».

Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду-щим глазом».

60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

5. Упражнение -«Телефонный разговор».

Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон-ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»

Задание 3. Исследование психических

асимметрий

Методики определения доминирования правого/левого полушария

1. Метод самооценки.

Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате-матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве-дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв-ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».

2. Задача Арнхейма.

Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре-мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».

3. Исследование способов запоминания номера телефона.

Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред-ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь-ность набора - то правое полушарие».

4. «Цифры и фигуры».

Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото-ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун-ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес-ли сначала обратили внимание на фигуры».

5. «Старуха и молодая женщина».

Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра-жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра-зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61

сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од-новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.

6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо "да", либо "нет"».

    Иногда я люблю помечтать.

    Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

    Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

    Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

    Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

    Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст-венных решений.

    У меня выразительная мимика.

    Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

    Иногда я чувствую себя артистом.

    Как правило, я довожу дело до конца.

    У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

    У меня плавная, спокойная речь.

    Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

    Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.

    Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

    Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

    Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

    Самокритика - мое правило.

    Меня считают открытым и непосредственным человеком.

    Опаздывать - не в моих привычках.

Обработка данных опыта по тесту Тимченко

    Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро-сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по-лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.

62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал-лов - доминирование правого полушария.

Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы-тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты-вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж-дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.

Раздел 2

Психология личности спортсмена и тренера

Тема 1. Изучение интеллектуальных

свойств занимающихся спортом

Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз-ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя-ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви-жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ-ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей-ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря-жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче-ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае-мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор-мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту-альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно-сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь-бы за свое место в социуме.

64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе-ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром-ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз-ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк-ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот-ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо-ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель-ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев-новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви-дов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче-ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве-домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа-тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра-зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре-деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо-собностей индивида» 1 .

Задание 1. Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло-гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето-дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос-новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко-торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по-следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить

1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров-ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65

предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж-нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли-цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска-зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни-мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе-ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер-живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума 1

Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».

Образец решения:

1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по-сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одноДокумент

ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по

  • СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Документ

    СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...

  • Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

    Комментарий ведущего

    Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

    2. Упражнение “Карусель общения”

    Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

    “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

    3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

    Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

    Комментарий ведущего

    ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

    ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

    ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

    КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

    КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

    Вселенная есть асимметричный ансамбль.
    Я полагаю, что жизнь в том виде, как мы ее знаем, должна быть функцией асимметрии мира или следствий, из нее вытекающих.

    Луи Пастер

    Нам кажется, что картина мира, открывающаяся перед глазами, целостна, непрерывна. А на самом деле картинок две: то, что проецируется на правую половину сетчатки глаза, попадает в левое полушарие, а то, что приходится на левую половину сетчатки, – в правое полушарие. Медики и физиологи называют это реципрокностью, перекрестностью.

    Только благодаря связям между полушариями мозга обе полукартины сливаются воедино.

    Перекрестно передается звук в половинки мозга слуховым аппаратом. Крест-накрест идет управление мышцами тела и воспринимаются тактильные ощущения. Какая удивительная симметрия! – невольно хочется воскликнуть.

    Функции распределены между полушариями и равномерно, и не очень...

    Но и асимметрии в нашем мозге и теле ничуть не меньше (помимо сердца, желудка и прочих органов).

    В одной из французских клиник в середине XIX в. скончались двое больных, страдавших расстройством речи. Знаменитый французский антрополог и анатом Поль Брока провел вскрытие трупов и обнаружил, что у обоих пациентов было одно и то же поражение левого полушария: кровоизлияние в заднелобную область. Случайность? Оказывается, нет.

    Еще десять лет спустя его соотечественник Клодт Вернике заметил, что при кровоизлияниях в височную область того же полушария больной перестает понимать речь, хотя и может говорить: она превращается для него в бессмысленный шум. «Говорящее» полушарие из уважения к столь важному делу, как речь, назвали доминантным, господствующим, а «безмолвное» – субдоминантным, подчиненным. (Немалую роль, должно быть, сыграла в этом традиция, которая связывала способность мыслить с одним умением говорить. «До сих пор еще можно встретить утверждения о том, что язык является единственным средством мышления», – читаем мы в книге по психологической лингвистике.) Терминология способствовала тому, что наибольшее внимание исследователи уделяли доминантному полушарию, и только в самые последние годы выяснили: и субдоминантное достойно самого пристального изучения.

    Тесты:

    Реквизит: листки бумаги, ручки.

    Из нейропсихологии мы знаем, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляетс в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу.

    Сейчас мы проделаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас.

    Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л".

    Итак, приготовьте листки бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

    Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

    Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).

    А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).

    Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).

    Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).

    А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

    Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным.

    Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

    Третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. (Гонг).

    Спасибо. Надеемся, полученные результаты смогли хотя бы чуть-чуть привлечь ваше внимание к проблеме психологической и психофизиологической асиммерии. (Гонг).

    ТЕСТ №1
    Проделайте следующее:
    (отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

    1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
    2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
    3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
    4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

    Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
    ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
    ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
    ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
    ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
    ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
    ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
    ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
    ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
    ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
    ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
    ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
    ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
    ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
    ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

    ТЕСТ №2

    Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

    «Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

    1. Какой рукой вы обычно пишите?
    2. Какой рукой вы рисуете?
    3. Какой рукой вы кидаете мяч?
    4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
    5. В какой руке держите зубную щетку?
    6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
    7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
    8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
    9. Какой рукой вы используете ластик?
    10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
    11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
    12. В какой руке вы держите мухобойку?

    Результаты:

    33-36 = Абсолютный правша
    29-32 = Правша
    25-28 = Почти правша
    24 = Амбидекстр
    20-23 = Почти левша
    16-19 = Левша
    12-15 = Абсолютный левша

    Тест на право-левополушарное мышление

    Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.

    Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

    Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

    Введение

    Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).

    Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

    Тестирование

    Устройтесь поудобнее.

    Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

    1-й этап. Психологическая настройка.

    Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

    2-й этап. Собственно тестирование.

    Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
    Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
    Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

    У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

    У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

    Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.

    Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»

    "Переплетение пальцев рук"

    Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей - левой.

    "Поза Наполеона"

    Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

    "Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

    Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

    Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

    Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

    Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

    Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

    1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

    2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

    Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

    Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

    Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

    Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

    Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

    Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

    Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

    Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

    Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

    Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

    Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

    Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

    Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

    Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

    Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

    Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

    Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

    Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

    Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

    В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

    Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

    Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

    Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

    Задание Левая рука Обе руки Праваярука
    1. +
    2. +
    3. +

    Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

    Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

    Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

    Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

    Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

    1. Почистить обувь щёткой.
    2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
    3. Намотать нитку на катушку.
    4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
    5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
    6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
    7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
    8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
    9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
    10. Продеть нитку в иголку.
    11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
    12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
    13. Достать бусинку ложкой из стакана.
    14. Позвонить в колокольчик.
    15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
    16. Выпить воду из стакана.

    В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

    А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

    Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку

    чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

    Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

    1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

    2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

    Попался мне под руку один старый тест для определения характера человека. А если быть точнее это попытка экспресс-анализа характера, основанная на функциональной ассиметрии правого и левого полушария мозга. Конечно результаты тестирования не стоит принимать за абсолютную истину, ибо несмотря на все достижения науки, пословица "чужая душа - потемки" все еще сохраняет свою актуальность. Для меня оказался интересен не столько сам тест, сколько то, что получены статистические данные на основе наблюдения и опроса 500 человек.

    Само исследование включат в себя фактически четыре теста, в каждом из которых определяется доминирование правого или левого полушария мозга. Далее сочетание этих четырех тестов дает 16 возможных комбинаций. Каждой из них соответствует свой психологический портрет. В дальнейшем приняты условные обозначения, "П" - правая реакция на тест, "Л" - левая реакция на тест. После прохождения 4 тестов у вас получится комбинация из 4 букв. Итак:

    Тест 1. Ведущая рука. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается левый палец, то вы помечаете для себя "Л", если правой - "П". В общем случае "Л" связано с более эмоциональным складом личности, "П" - с аналитическим.

    Тест 2. Ведущий глаз. Необходимо посмотреть на какой-либо предмет через прицел (напрмер кончик ручки или отверстие в листе бумаги). Если закрыть ведущий глаз "П", то предмет сместится относительно прицела. Если закрыть не ведущий глаз "Л", то смещения не будет. В общем случае ведущий глаз "П" соответствует твердому, настойчивому,более агрессивному характеру, в не ведущий "Л" - более мягкому и уступчивому.

    Тест 3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, необходимо отметить "Л", правая - "П". В общем случае левая рука сверху указывает на способность к кокетству, правая на простодушие.

    Тест 4. Аплодирование. При совершении правой рукой помечаем "П", левой - "Л". В общем случае аплодирование правой рукой говорит о более решительном характере, левой о нерешительности, стремлению к повышенному обоснованию своих поступков.

    После прохождения этих четырех тестов должна получится комбинация их четырех букв (буквы распологаются в порядке нумерации тестов), далее рассмотрены 16 возможных комбинаций, каждая из которых соответствует своему психологическому портрету. Итак:

    1. ПППП. Консервативный тип характера. Ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Правильное поведение, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться.

    2. ПППЛ. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта характера проявляется наиболее ярко - в данном случае нерешительность.

    3. ППЛП. Такому человеку присущи способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы. По статистике (на основе наблюдения 500 человек) этот тип характера присущ 16.5% мужчин и 17.9% женщин.

    4. ППЛЛ. Редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но мягче, нерешительнее
    и менее энергичен. Некоторое противоречие между нерешительностью и (левое аплодирование) и
    твердостью характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.

    5. ПЛПП. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость, как основную черту. Чаще
    встречаетсяу женщин (3.6%). Общепринятый тип деловой женщины, медленное привыкание и осторожность.
    Такие люди не идут на кофликт в "лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в
    развитии отношений, некоторая холодность.

    6.ПЛПЛ. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связана как со способностью
    идти на конфликт, так и с подверженностью различным влиянием. По приведенной статистике встречается
    только у женщин - 0.8%.

    7. ПЛЛП. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов. Некоторое непостоянство,
    способность кокетничать на "правом", аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным характерам
    свойственна эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении,
    способность переключиться на новый тип поведения. Чаще встречаетсяу женщин - 8.5%, у мужчин - 3.5%.

    8. ПЛЛЛ. Непостоянный и независимый характер, основная черта аналитичность в сочетании с остальными
    "левыми" тестами. Желание все сделать и решить самому. Этот тип характера встречается не часто, 2.6%
    у мужчин и 1.6% у женщин.

    9. ЛППП. Один из наиболее часто встречающихся типов характера (15.7% у мужчин и 12.2% у женщин),
    с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта эмоциональность в сочетании
    с недостаточной настойчивостью. Высокая подверженность чужому влиянию. Отличается дружелюбием,
    легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность
    понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

    10. ЛППЛ. Еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость, наивность. Требует особо тщательного
    отношения к себе - тип "маленькой королевы".

    11. ЛПЛП. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению, для этого требуется сильное
    разнообразное влияние.Способен проявлять настойчивость, упорство в достижении целей. Сильная
    индивидуальность, энергичность, способность к преодолеванию трудностей,некоторый консерватизм.
    Такие люди не любят инфантильности.

    12. ЛПЛЛ. Сильный,но ненавязчивый характер, практически не поддается убеждению. Основная черта
    - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие,
    но медленное взаимопонимание. Сложность в приобретение друзей.

    13. ЛЛПП. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
    14. ЛЛПЛ. Основные черты этого характера - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип,
    у мужчин практически не встречается.

    15. ЛЛЛП. Эмоциональность в сочетании с решительностью, как основной чертой. Энергичность, некоторая
    разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые,
    непродуманные решения.

    16. ЛЛЛЛ. Обладатели полного набора "левых тестов" - это люди,для которых характерны способность по новому
    взглянуть на вещи, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство,защищенность иногда
    переходящая в замкнутость.

    Наблюдения показали, что при совпадающих тестах у общающихся возникает состояние "душевного комфорта"
    и взаимной симпатии. Даже случайно формирующиеся компании обычно состоят из людей близких по характеру,
    имеющих сходные тесты. Наибольший эффект возможен при полном совпадении, взаимные антиподы встречаются
    очень редко.

    Литература:

    1. Брагина Н., Доброхотова П."Функциональные ассиметрии человека"

    2. Спрингер С., Дейч Г. "Левый мозг, правый мозг"

    3. Маслов С.Ю. "Ассиметрия познавательных механизмов и ее следствия"