Индивидуальная психология А. Адлера. Смотреть что такое "индивидуальная психология" в других словарях. Предмет рассмотрения индивидуальной психологии - реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в ви

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Созданная Альфредом Адлером (Adler А.), И. п. явилась крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути. Именно И. п. предвосхитила многие положения гуманистической психологии, экзистенциализма, гештальт-терапии и др.
И. п. включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного (Gemeinschaftsgefuhl) и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем, ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности. Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Сам Адлер считал, что на его выбор профессии врача повлияли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти.
Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим. При выраженности чувства неполноценности, столь характерного для больных неврозами в понимании Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалистический характер (автором открыты механизмы компенсации и гиперкомпенсации). У больного неврозами часто наблюдается весьма значительное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целями, в результате чего он игнорирует возможность реальных достижений и предпочитает фантазии на тему личного превосходства.
Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Индивидуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью... По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с частными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере...»
В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Под чувством общественного Адлер понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширение ощущения товарищества в человеческом обществе». В определенном смысле все человеческое поведение социально, поскольку, говорил он, мы развиваемся в социальном окружении и наши личности формируются социально. Чувство общественного включает ощущение родства со всем человечеством и связанность с жизненным целым.
Опираясь на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротического поведения.
Афористично звучат слова Адлера: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком».
Понятие самости, как и многие категории психоанализа, автор не относит к операциональным. Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции - акты творчества. Самость руководит и управляет индивидуальным реагированием на окружающее. По мнению Адлера, основным недостатком в понимании Фрейдом (Freud S.) личности и сущности психотерапевтического процесса была недооценка уникальности человеческой судьбы. Самость - форма реализации этой уникальности, она активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.
В концепции психотерапии Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие пациентом индивидуального стиля жизни; помощь пациенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сеанс психотерапии начинается с анализа индивидуального стиля жизни пациента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые пациент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе пациента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно - органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения пациента - мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Сама психотерапия представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с пациентом психотерапевт создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта больного, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психотерапевтом пациенту». Непременными условиями психотерапии является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психотерапии Адлера - оказание помощи пациенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий пациентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психотерапевта реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психотерапевта и пациента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает пациент по отношению к психотерапевту? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотерапевта? Пациент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психотерапевтического процесса в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психотерапевта в контакт с пациентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности пациента за успех лечения (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психотерапевтом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание пациентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта.
И. п. в 20-40-х гг. XX столетия была очень популярна в странах Западной Европы и США.

Компенсация относится к тенденции компенсировать недоразвитие физического или умственного функционирования посредством интереса и обучения, обычно в относительно нормальном диапазоне развития. Это может иметь полезное направление к исключительным достижениям или бесполезному направлению к чрезмерному перфекционизму. Гений может быть результатом чрезвычайной сверхкомпенсации.

Недостаточная компенсация отражает менее активное и даже пассивное отношение к развитию, которое, как правило, создает чрезмерные ожидания и требования к другим людям. Будучи неделимым целым или системой, человек также является частью более крупных систем или систем - семьи, сообщества, всего человечества, нашей планеты и мира. Во всех этих контекстах мы встречаем три важные жизненные задачи: занятие, любовь и секс, а также наши отношения с другими людьми - все социальные проблемы. То, как человек воспитывается как ребенок и реагирует на свою первую социальную систему, семейное созвездие, может стать прототипом его или ее мировоззрения и отношения к жизни.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с .

Адлер утверждал, что люди должны признать свою связанность с прошлым, а также с будущим. То, что мы можем сделать в нашей жизни, во многом зависит от вклада, сделанного в прошлом другими. Важным вопросом, который Адлер видел перед каждым человеком, было: Каким будет ваш вклад в жизнь? Будет ли это на полезной или бесполезной стороне жизни?

Эта концепция означает признание и признание взаимосвязи всех людей, переживаемых на аффективных, когнитивных и поведенческих уровнях. На аффективном уровне он переживается как глубокое чувство принадлежности к человеческой расе и сочувствие с другими мужчинами и женщинами. На когнитивном уровне это воспринимается как признание взаимозависимости с другими, то есть, что благосостояние любого отдельного человека в конечном счете зависит от благосостояния каждого. На поведенческом уровне эти мысли и чувства затем могут быть переведены на действия, направленные на саморазвитие, а также на совместные и полезные движения, направленные на других.

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем - совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

Таким образом, в основе своей концепция «чувства сообщества» охватывает полное развитие способностей каждого отдельного человека, процесс, который как лично выполняет, так и приводит к людям, которые имеют что-то стоящее, чтобы способствовать друг другу. Адлер говорил красноречиво об общине в индивидуальной психологии.

И поскольку истинное счастье неотделимо от чувства отдачи, ясно, что социальная личность гораздо ближе к счастью, чем изолированный человек, стремящийся к превосходству. Индивидуальная психология очень четко указала на то, что все, кто глубоко несчастлив, невротик и запустевший человек, происходят из тех, кто был лишен в свои молодые годы способности развивать чувство общности, мужество, оптимизм и самость - уверенность, которая приходит непосредственно из чувства принадлежности. Это чувство принадлежности, которое нельзя отрицать никому, против которого нет аргументов, можно выиграть только благодаря участию, сотрудничеству, переживанию и полезности для других.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

Это концепция, отражающая организацию личности, в том числе то, что люди дают миру и себе, свою вымышленную конечную цель, аффективные, когнитивные и поведенческие стратегии, которые они используют для достижения цели. Этот стиль также рассматривается в контексте индивидуального подхода или избежания трех задач жизни: других людей, работы, любви и пола. Образ жизни формируется в раннем детстве и уникален для каждого человека. У здоровых людей, решение жизненных задач относительно гибко, они могут найти творческие способы решения проблем, когда один из способов заблокирован, они могут выбрать другое.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность. Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других. Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

Это не так для нарушенных людей, которые обычно настаивают на том или ином способе. Классическая адлерская психология предполагает центральную динамику личности, отражающую рост и движение вперед. Это ориентированное на будущее стремление к идеальной цели значимости, превосходства, успеха или завершения. Чувство неполноценности раннего детства, целью которого является компенсация, приводит к созданию «фиктивной конечной цели», которая, судя по всему, обещает будущую безопасность и успех.

Частная логика против здравого смысла

«Единство личности» достигается, когда все когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты личности рассматриваются как компоненты единого целого, движущиеся в одном психологическом направлении, без внутренних противоречий или конфликтов. «Частная логика» - это рассуждение, изобретенное человеком, чтобы стимулировать и оправдывать самобытный стиль жизни. Напротив, «здравый смысл» представляет собой совокупное, согласованное рассуждение общества, которое признает мудрость взаимной выгоды.

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

«Тенденция сохранения» состоит из когнитивных и поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы избежать или извинить себя от предполагаемого отказа. Они могут принимать форму симптомов, таких как тревога, фобии или депрессия, которые могут быть использованы в качестве оправдания для избежания жизненных задач и передачи ответственности другим. Они также могут принимать форму агрессии или изъятия. Агрессивные стратегии защиты включают в себя амортизацию, обвинения или самообвинения и вину, которые используются как средство для повышения хрупкой самооценки и защиты раздутого, идеализированного образа самого себя.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

Изъятие принимает различные формы физического, умственного и эмоционального дистанцирования от кажущихся угрожающих людей и проблем. Индивидуальная психология считает все поведение целенаправленным. Это та перспектива, что человек использует свое мышление, чувство и действия для достижения социальной цели. Они не просто наследуют или обладают определенными качествами, чертами или отношениями, но принимают только те характеристики, которые служат их цели, и отвергают те, которые не соответствуют их намерениям.

Это предположение подчеркивает личную ответственность за свой характер, а не пассивную жертву наследственности или окружающей среды. Адлерская индивидуальная психотерапия, паратерапия и семейная терапия проходят параллельно. Клиенты руководствуются, чтобы преодолеть свои чувства неуверенности, развить более глубокие чувства связности и перенаправить свое стремление к значимости в более социально выгодные направления. Используя уважительный сократический диалог, им приходится исправлять ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства о себе и о мире.

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Типология личности по Адлеру

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

Другие участники индивидуальной психологии

Рост доверия, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать и ставить новые задачи. Цель терапии - заменить преувеличенную самозащиту и самоуважение мужественным социальным вкладом. Несколько учеников Адлера, в том числе Рудольф Драйкурс, Лидия Сичер, Александр Мюллер, София де Врис, Энтони Брук и Генри Штейн, продолжили свою работу и внесли уникальный вклад в эту область.

Рудольф Дрейкурс был американским психиатром и педагогом, который разработал систему индивидуальной психологии Альфреда Адлера в прагматический метод для понимания целей предосудительного поведения у детей и для стимулирования кооперативного поведения без наказания или вознаграждения. Он предположил, что человеческое проступчество является результатом не встретив ни одной из четырех основных человеческих потребностей: власти, внимания, мести или избежания неудачи.

1. Первый тип личности - управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка - превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

Он рассуждал о том, что студенты «выходят»на основе четырех принципиальных «ошибочных целей». Первая причина их неправильного поведения заключается в том, что они хотят внимания. Если они не получают внимания они жаждут своих действий, они переходят на поиски власти. Если их борьба за власть сорвана, они мстят. Если месть не дает желаемого ответа, они начинают чувствовать себя неадекватными. В трудах Дрейкурса подробно описаны многие способы борьбы с этим поведением. Его общая цель заключалась в том, что ученики научатся сотрудничать разумно, не подвергаясь наказанию или вознаграждению.

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

3. Третья личностная модель - избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Они будут сотрудничать, потому что они чувствуют, что они являются ценными вкладчиками в класс. Софья де Фриз твердо верила в оценку Александра Мюллера, что Адлер еще не до конца понят. В презентации Штейна «Психология для демократии» он сделал так, что работа Адлера, Маслоу и Сократа предоставляет инструменты для содействия эволюции демократии. С. демократия сильно разрушилась в необузданных личных интересах, в то время как граждане пренебрегая их внутренним духовным развитием. Его предлагаемое решение состояло в том, чтобы способствовать развитию демократического характера.

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться. Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Автор: Евгения Бессонова

Демократический идеал должен начинаться внутри личности и в конечном итоге распространяться на семью, дружбу, школу и мир труда. Результат индивидуального развития личности готовит граждан Для более широких задач социальной ответственности. Штейн рекомендовал обучающим родителям развивать демократические методы воспитания у себя дома, которые дадут детям ранний опыт демократической семейной жизни. Во-вторых, учителей следует обучать развитию демократических практик в классе, которые учитывают основные ценности и личную мораль.

Кроме того, университеты и предприниматели являются дополнительными возможностями для обучения демократической жизни. Хотя многие психотерапии усиливают эгоцентризм, Штейн считает, что индивидуальная психология с ее акцентом на социальном равенстве, взаимном уважении, сотрудничестве, ответственности и вкладе обеспечивает средства для восстановления демократических идеалов, устраняя суть проблемы: исправление недемократических структур характера, Он пришел к выводу, что Альфред Адлер был человеком до своего времени, который показывал нам, как пробудить демократический дух в каждом человеческом существе и использовать эту индивидуальную творческую силу для общего блага.