Покрытия из бетонных плиток. Устройство пешеходных и автомобильных дорожек и площадок Технология устройства дорожек и площадок

Одним из самых важных элементов благоустройства участка являются садовые дорожки и площадки для отдыха. Грамотно спроектированные садовые дорожки объединяют все строения и зоны участка в единую гармоничную композицию. При этом особое внимание необходимо уделить функциональному назначению дорожно-тропиночной сети. Так основные и наиболее часто посещаемые элементы, расположенные на территории: жилой дом, парковка, калитка должны соединяться между собой по кратчайшему расстоянию, при этом ширина дорожек должна предусматривать возможность свободного прохождения по ним двух человек.

Если на участке располагаются технические помещения, конструкции, то к ним также необходимо предусмотреть проход в виде дорожки.

Декоративные зоны сада лучше объединять между собой извилистыми тропинками, идущими «в обход» центральной части, для того чтобы создать максимальную траекторию для прогулки по саду. При этом с таких прогулочных тропинок должна открываться наилучшая обзорность на весь участок, в зависимости от идеи дизайна, сразу или фрагментарно.

Материалы для устройства садовых дорожек могут быть самыми разнообразными. Их выбор определяют: стиль ландшафтного дизайна, функциональное назначение твёрдого покрытия и финансовые возможности заказчика.

Среди всего многообразия способов устройства твёрдых покрытий можно выделить несколько основных:

1. Устройство бетонного основания

с последующей облицовкой различными материалами (натуральный камень с пиленными или рваными краями, керамо-гранитная уличная плитка, натуральный гранит или мрамор, полимерные плиты и др.) Преимуществом таких твёрдых покрытий является их надёжность, универсальность применения в различных функциональных зонах, бесконечное разнообразие форм и конфигураций с точным повторением задуманных линий, огромное множество вариантов облицовочных материалов. Однако, такой способ создания твёрдых покрытий для сада является очень трудоёмким, длительным и финансово затратным.

2. Тротуарная плитка

Одним из самых популярных способов устройства садовых дорожек и площадок является применение тротуарной плитки. В таком случае, по контуру мощения устанавливается парковый бордюр, а сами дорожки и площадки выкладываются тротуарной плиткой на специальное основание. Способы изготовления тротуарной плитки могут быть разнообразными, но самыми надёжными считаются плитки, сделанные по вибропресованной технологии. Большое разнообразие форм, цвета и видов укладки рисунка, а также невысокая стоимость материалов и работ делают покрытия из тротуарной плитки одними из самых востребованных в благоустройстве территорий.

3. Брусчатка

Классическим способом мощения для твёрдых покрытий сада является укладка гранитной брусчатки. Она отличается особой долговечностью и декоративностью. Однако высокая стоимость и строгость дизайна ограничивают её применение в ландшафтном благоустройстве. Кроме гранита часто применяют и другие материалы для изготовления брусчатки, например специальный бетон или полимеры.


4. Дорожки и площадки из гравия

Одним из самых простых и бюджетных способов создания твёрдых покрытий является засыпка их гравием на подготовленное грунтовое основание с последующей трамбовкой. Здесь же можно применить вкрапления натурального камня для ступеней и ключевых участков мощения. Следует учитывать, что такой вариант устройства твёрдых покрытий не желателен для зон паркинга и основных подходов к дому.

5. Пошаговые дорожки и мощения с расшивкой газоном

В декоративных зонах сада часто используются не сплошные твёрдые покрытия, а прерывистые вкрапления камня в зелёное покрытие — так называемые «пошаговые дорожки». Они любимы благодаря своей ненавязчивости и природности, а простота технологии устройства позволяет сделать дорожку своими руками.

Кроме основных способов и видов устройства садовых дорожек, существует множество других технологий и материалов, подходящих для различных функциональных зон и дизайнерских решений. Например для детских площадок часто используют прорезиненные покрытия, цветной гравий, деревянные мощения; для зон с водными элементами — бассейнами или прудами подойдёт декинг, террасная доска из натурального дерева, полимерная плитка; для паркинга можно применить специальную бетонную решётку с вкраплениями газона. В стиле дизайна модерн часто используют специальный крашенный бетон, различные пластиковые материалы.

Таким образом, приняв решение сделать дорожки в саду, необходимо сначала определиться с функциональным зонированием участка, стилем сада и определить свои финансовые возможности. Если вы обладаете специальными навыками, то можете попробовать сделать дорожку своими руками, но лучше обратиться к специалистам и нанять ландшафтного дизайнера заранее.

Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
- ширина должна быть не менее 60 см;
- тип мощения зависит от их назначения;
- с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
- тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
- строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

Устройство пешеходных дорожек и площадок

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.









11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Раскладка плит или булыжных спилов.
4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
13. Устройство газона в швах между плитами.

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
18. Полив.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

Устройство автомобильных дорожек и площадок.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.



7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.

5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
13. Установка опалубки.
14. Устройство деформационных швов.
15. Заливка бетона М300.
16. Демонтаж опалубки.
17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
14. Уплотнение катком.
15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
16. Уплотнение катком.

Установка бордюрного камня

Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

Технология производства работ по установке бордюрного камня:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
11. Устройство бетонных замков.
12. Затирка швов раствором.

В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

Елена Русу является руководителем компании

1.Основные положения

2.Устройство дорожек

3.Виды дорожек

4.Типы покрытия

Список литературы

1. Основные положения

Дорожки являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка. Для устройства покрытия применяются натуральный камень, сыпучие материалы (гравий, галька, щебень, мраморная или кирпичная крошка, песок), бетон. На поверхностный слой бетонной дорожки иногда наносят рисунок с помощью металлической щетки или деревянной терки либо, утапливая в еще не засохшую массу гальку, разноцветные камни, керамический скол и т. д. Наибольшей популярностью пользуется покрытие из бетонной тротуарной плитки различных размеров и цветов. Существует и керамическая тротуарная плитка. В пейзажном саду хорошо смотрятся дорожки из поперечных спилов дерева, заглубленных в землю, между которыми засыпают мелкий гравий или песок. Покрытие из декоративного бетона может имитировать кладку из натурального камня или дерева, варьироваться по цвету и по фактуре. Этот материал прочен, устойчив к перепадам температур, воздействию света и химически агрессивных веществ. При желании удастся сделать и газонные дорожки, засеяв в ячейки специальной пластиковой решетки газонную траву. По такому покрытию разрешается не только ходить, но и ездить на машине.

Мощение каждой дорожки должно соответствовать ее функциональному назначении. Узким, извилистым дорожкам, петляющим по саду, подойдет скромное покрытие из щебенки, гравия или булыжника. Дорожка, идущая по газону, может быть выложена плитами, идущими на шаг ноги. Парадный вход в дом может быть выложен брусчаткой. Не следует также забывать комбинированные эффекты. Современные материалы для мощения, например бетонные плитки, в сочетании с традиционным кирпичом или мраморной крошкой, создают очень приятное впечатление. В последнее время все большую популярность получает мощение природным камнем, гармонирующем с остальным ландшафтным озеленением участка.

2. Устройство дорожек

Устройство дорожек - необходимый элемент благоустройства сада. Дорожки разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка. Именно с нанесения дорожно-тропиночной сети и начинается планирование участка. Как и любой другой элемент сада, устройство дорожки полностью подчиняется общему стилевому решению участка. В случае регулярной планировки дорожки прямые, в пересечениях образующие небольшие площадки, часто украшенные малыми архитектурными формами. Извилистые дорожки, плавно огибающие газон, цветник или пейзажную группу декоративных кустарников, соответствуют ландшафтной планировке. Замощенные участки не должны занимать более 10% дачной территории, не нужно всю ее пронизывать разбегающимися в разные стороны дорожками и покрывать каменными плитами.

Например, от входа на участок до площадки у крыльца дома обычно прокладывают достаточно широкую парадную дорожку. Обязательно устройство дорожки от крыльца до беседки или площадки с барбекю, летней кухни, бани или каких-то других хозяйственных построек. Не стоит делать дорожку, ведущую к саду или к зеленой лужайке с гамаком. А устройство дорожки к цветникам, водоему или альпинарию необходимо, так как эти объекты приятно рассмотреть и с близкого расстояния. Проектируя устройство дорожек, важно руководствоваться не только утилитарными, но и эстетическими соображениями.

Многие думают, что дорожки должны прокладываться по прямой линии, то есть кратчайшему расстоянию между объектами. Для устройства садовых дорожек в целом ряде случаев это решение не слишком подходит. Гораздо интереснее и удобнее проложить основную замкнутую дорожку, обегающую всю территорию сада. Важно, чтобы дорожка не пересекала пространство центрального газона, с нее должен открываться вид на наиболее декоративные уголки сада. Если одной дорожки будет недостаточно, то можно сделать дополнительные ответвления для подхода к конкретным объектам. Таким образом, вы избавитесь от многочисленных углов, неизбежно образующихся в перекрестье дорожек и неизбежно вытаптываемых из-за неискореняемой привычки людей сокращать путь. Конечно, совсем обойтись без углов не удастся, но уменьшить их количество вполне реально. Чтобы не затаптывать имеющиеся углы, их оформляют угловыми цветниками, декоративными группами древесных растений, низкими бордюрами, боскетами. Для большей гарантии позади цветника или декоративной группы укладывают на расстоянии шага плитку, по которой при желании можно пройти, не повредив газон.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек дорожки используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение.

Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость подойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с расстоянием в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и слой песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобностью плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерный кирпич - с природными валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той породы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком. Главное - не бояться комбинировать. При выборе материала для строительства дорожки следует подумать об интенсивности ее использования. Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка с песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Покрытие пешеходных дорожек не должно быть скользким в сырую погоду, поэтому не нужно использовать для мощения гладкую плитку, осколки полированного гранита или мрамора. Все дорожки для лучшего просыхания и предотвращения появления луж делаются с уклоном 2% от середины к краям и 0,5 - 1,5% вдоль дорожки на каждый метр. Дорожки при проектировании наносят на план в соответствии с масштабом. Лучше сделать несколько вариантов и выбрать из них наиболее подходящий. В малоэтажном загородном строительстве при устройстве дорожек часто применяют новейшие материалы и более современные технологии. Например, электроподогрев дорожного полотна. В этом случае дорожки быстро просыхают после дождя, а в зимний период на них не накапливаются снег и лед. В настоящее время для дорожного покрытия используют не только широко известную дорожную плитку, но и специальную мозаичную керамическую, которая особенно хорошо смотрится во внутренних двориках и на открытых террасах. Для устройства садовых дорожек применяется технология декоративного бетона. Суть ее заключается в том, что бетонное полотно покрывают специальным полимерным материалом, на котором при помощи матрицы отпечатывается тот или иной рисунок, имитирующий различные виды природного камня. Полимер может быть окрашен в тот или иной цвет по желанию владельца участка. Технология достаточно дорогая, но себя оправдывает.

3. Виды дорожек

Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные. В зависимости от предполагаемой нагрузки используют разные способы устройства подстилающих слоев при подготовке основания дорожки, а так же при выборе материалов для мощения.

Ширина дорожек так же зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

Во втором случае дорожки могут сами служить для отвода воды с участка, располагаясь ниже уровня газона. Использование этого варианта предполагает четкое соблюдение проектных высот при устройстве дорожек и других покрытий для исключения перекрывания стока по дорожкам.

4. Типы покрытия

дорожка сад пешеходный дренаж

На сегодняшний день существует огромное количество материалов покрытия способных сделать дорожку не просто прочной, но и по-настоящему красивой.

Твердые покрытия

Традиционно твердые покрытия используют в местах подлежащих чистке от снега зимой. Они выполняются из плитки, камня или бетона, клинкерного кирпича и т.п. Обладают твердой поверхностью и разделяются на монолитные и мощение.

Монолитные покрытия выполняют из горячих или холодных смесей, уложенных на подготовленное основание. При застывании монолитные покрытия образуют однородную поверхность.

Мощение выполняют из отдельных элементов, укладывая их на подготовленное основание. Грамотно выполненное мощение по прочности не уступает монолитному.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия в большинстве случаев страдают при зимней чистки не зависимо от ее вида. К мягким покрытиям традиционно относят:

Грунтовые покрытия

Покрытия из сыпучих материалов (гравий, галька, кора и т.п.)

Резиновые покрытия

Деревянные покрытия

Травяные (газонные) покрытия

Комбинированные покрытия

Этот тип покрытия особенно декоративен. Комбинированные покрытия предполагают использование твердых элементов, уложенных с разрывами, заполненных газоном или сыпучими инертными материалами.

Укрепление края дорожки

Укрепление края дорожного покрытия повышает его устойчивость, препятствует оползанию краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью. Для дорожек и площадок с мягким и комбинированными покрытиями закрепление края обязательно!

Дренаж дорожек

Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, плохо пропускающих воду. Накопление и дальнейшее замерзание воды в такой почве приводит к значительному расширению объема грунта, что влечет за собой повреждение мощения.

При сооружении дорожек целесообразно использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода состоят из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и других специальных элементов.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение. Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость пойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с растением в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобности плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Комбинированные покрытия.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерные кирпич - с природным валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень, кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той природы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком.

Список литературы

1.www.abies-landshaft.ru/tropinki/

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.