Эстетические взгляды Владимира Соловьева. Красота в природе — Соловьев В.С

Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь. Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира. Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого; и к тому же в сущности сводится всякая ложь и всякое безобразие. Всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение.

Статья как бы служила продолжением более ранней (январь 1889 г.) работы "Красота в природе", опубликованной в том же журнале. В них Соловьев изложил свои эстетические воззрения, легшие в основу литературно-критических статей о русской поэзии, над которыми он трудился в 1890-е гг. Эпиграфом первой статьи ("Красота в природе") стали слова Достоевского: "Красота спасет мир". В письме к Фету автор раскрывал смысл работы: "Определяю красоту с отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного -- как духовную телесность". В самой статье "красота", важнейшая категория соловьевской эстетики, понималась как "преображение материи чрез воплощение в ней другого, сверхматериального начала". "Красота в природе" пестрит естественнонаучными примерами, цитатами из Дарвина, но итоговые ее выводы противоположны эстетике "шестидесятников" (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев). Принципиально важен тезис Соловьева о том, что "красота в природе не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи".

Статья "Общий смысл искусства" подводит читателя к воззрению на искусство как на "вдохновенное пророчество". Художник, таким образом, становится пророком. В дальнейшем эта тема получила развитие в работах "Судьба Пушкина", "Мицкевич", "Лермонтов".

Цитаты из книги Владимир Соловьев - Общий смысл искусства. Конспект:


Дерево, прекрасно растущее в природе, и оно же, прекрасно написанное на полотне, производят однородное эстетическое впечатление, подлежат одинаковой эстетической оценке, недаром и слово для ее выражения употребляется в обоих случаях одно и то же. Но если бы все ограничивалось такой видимою, поверхностною однородностью, то можно было бы спросить и действительно спрашивали: зачем это удвоение красоты? Не детская ли забава повторять на картине то, что уже имеет прекрасное существование в природе? Обыкновенно на это отвечают (наприм., Тэн в своей "Philosophie de l"art"), что искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник, а истинный художник видит в них лишь их типические, характерные черты; эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Этим объяснением нельзя окончательно удовлетвориться уже по тому одному, что к целым важным отраслям искусства оно вовсе неприменимо. Какие явления природы подчеркнуты, например, в сонатах Бетховена? -- Очевидно, эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине она состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой,-- в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи.

Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира.

Не должно ли наше искусство заботиться только о том, чтобы облечь в красоту одни человеческие отношения, воплотить в ощутительных образах истинный смысл человеческой жизни?

Различие между идеальным, т. е. достойным, должным, бытием и бытием недолжным, или недостойным, зависит вообще от того или иного отношения частных элементов мира друг к другу и к целому. Когда, во-первых, частные элементы не исключают друг друга, а, напротив, взаимно полагают себя один в другом , солидарны между собою; когда, во-вторых, они не исключают целого, а утверждают свое частное бытие на единой всеобщей основе ; когда, наконец, в-третьих, эта всеединая основа или абсолютное начало не подавляет и не поглощает частных элементов, а, раскрывая себя в них, дает им полный простор в себе , тогда такое бытие есть идеальное, или достойное,-- то, что должно быть.

Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого; и к тому же в сущности сводится всякая ложь и всякое безобразие. Когда частный или единичный элемент утверждает себя в своей особности, стремясь исключить или подавить чужое бытие, когда частные или, единичные элементы порознь или вместе хотят стать на место целого, исключают и отрицают его самостоятельное единство, а чрез то и общую связь между собою и когда, наоборот, во имя единства теснится и упраздняется свобода частного бытия,-- все это: и исключительнее самоутверждение (эгоизм), и анархический партикуляризм, и деспотическое объединение мы должны признать злом. Но то же самое, перенесенное из практической сферы в теоретическую, есть ложь. Ложью называем мы такую мысль, которая берет исключительно одну какую-нибудь из частных сторон бытия и во имя ее отрицает все прочие ; ложью называем мы и такое умственное состояние, которое дает место лишь неопределенной совокупности частных эмпирических положений, отрицая общий смысл или разумное единство вселенной; наконец, ложью должны мы признать отвлеченный монизм или пантеизм, отрицающий всякое частное существование во имя принципа безусловного единства. И те же самые существенные признаки, которыми определяется зло в сфере нравственной и ложь в сфере умственной, они же определяют безобразие в сфере эстетической. Все то безобразно, в чем одна часть безмерно разрастается и преобладает над другими, в чем нет единства и цельности и, наконец, в чем нет свободного разнообразия. Анархическая множественность так же противна добру, истине и красоте, как и мертвое подавляющее единство: попытка реализовать это последнее для чувств сводится к представлению бесконечной пустоты, лишенной всяких особенных и определенных образов бытия, т. е. к чистому безобразию.

Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей , следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность,-- одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог -- всё во всех.

Полное чувственное осуществление этой всеобщей солидарности или положительного всеединства -- совершенная красота не как отражение только идеи от материи, а действительное ее присутствие в материи -- предполагает прежде всего глубочайше и теснейшее взаимодействие между внутренним или духовным и внешним или вещественным бытием. Это есть основное собственно-эстетическое требование, здесь специфическое отличие красоты от двух других аспектов абсолютной идеи. Идеальное содержание, остающееся только внутреннею принадлежностью духа, его воли и мысли, лишено красоты, а отсутствие красоты есть бессилие идеи.

По гегельянской эстетике красота есть воплощение универсальной и вечной идеи в частных и преходящих явлениях, причем они так и остаются преходящими, исчезают, как отдельные волны в потоке материального процесса, лишь на минуту отражая сияние вечной идеи.

Мы знаем, что красота имеет объективное значение, что она действует вне человеческого мира, что сама природа не равнодушна к красоте.

Отсюда троякая задача искусства вообще:
1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой ;
2) одухотворение природной красоты и чрез это
3) увековечение ее индивидуальных явлений . Это есть превращение физической жизни в духовную , т. е. в такую, которая, во-первых, имеет сама в себе свое слово, или Откровение, способна непосредственно выражаться возне, которая, во-вторых, способна внутренно преображать, одухотворять материю или истинно в ней воплощаться и которая, в-третьих, свободна от власти материального процесса и потому пребывает вечно. Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства.

Теперь мы можем дать общее определение действительности искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение.

Эти предварения совершенной красоты в человеческом искусстве бывают трех родов:
1) прямые или магические, когда глубочайшие внутренние состояния , связывающие нас с подлинною сущностью вещей и с нездешним миром (или, если угодно, с бытием an sich всего существующего), прорываясь сквозь всякие условности и материальные ограничения, находят себе прямое и полное выражение в прекрасных звуках и словах (музыка и отчасти чистая лирика);
2) косвенные , через усиление (потенцирование) данной красоты, когда внутренний существенный и вечный смысл жизни, скрытый в частных и случайных явлениях природного и человеческого мира и лишь смутно и недостаточно выраженный в их естественной красоте, открывается и уясняется художником чрез воспроизведение этих явлений в сосредоточенном, очищенном, идеализированном виде : так архитектура воспроизводит в идеализированном виде известные правильные формы природных тел и выражает победу этих идеальных форм над основным антиидеальным свойством вещества -- тяжестью; классическая скульптура, идеализируя красоту человеческой формы и строго соблюдая тонкую, но точную линию, отделяющую телесную красоту от плотской, предваряет в изображении ту духовную телесность, которая некогда откроется нам в живой действительности; пейзажная живопись (и отчасти лирическая поэзия) воспроизводит в сосредоточенном виде идеальную сторону сложных явлений внешней природы, очищая их от всех материальных случайностей (даже от трехмерной протяженности), а живопись (и поэзия) религиозная есть идеализированное воспроизведение тех явлений из истории человечества, в которых заранее открывался высший смысл нашей жизни.
3) Третий отрицательный род эстетического предварения будущей совершенной действительности есть косвенный ; чрез отражение идеала от не соответствующей ему среды, типически усиленной художником для большей яркости отражения.

Более глубокие отношения к неосуществленному идеалу находим мы в трагедии , где сами изображаемые лица проникнуты сознанием внутреннего противоречия между своего действительностью и тем, что должно быть. Комедия , с другой стороны, усиливает и углубляет чувство идеала тем, что, во-первых, подчеркивает ту сторону действительности, которая ни в каком смысле не может быть названа прекрасною , а во-вторых, представляет лиц, живущих этою действительностью, как вполне довольных ею , чем усугубляется их противоречие с идеалом. Это самодовольство, а никак не внешние свойства сюжета составляет существенный признак комического в отличие от трагического элемента. Так, например, Эдип, убивший своего отца и женившийся на своей матери, мог бы быть, несмотря на это, лицом высококомическим, если бы он относился к своим страшным приключениям с благодушным самодовольством, находя, что все случилось нечаянно и он ни в чем не виноват, а потому и может спокойно пользоваться доставшимся ему царством {Разумеется, комизм был бы возможен здесь именно потому, что преступление не было личным намеренным действием. Сознательный Преступник, довольный самим собою и своими делами, не трагичен, но отвратителен, а никак не комичен. }.

Определяя комедию как отрицательное предварение жизненной красоты чрез типичное изображение антиидеальной действительности в ее самодовольстве, под этим самодовольством мы разумеем, конечно, никак не довольство того или другого действующего лица тем или другим частным положением, а лишь общее довольство целым данным строем жизни, вполне разделяемое и теми действующими лицами, которые чем-нибудь недовольны в данную минуту. Так, мольеровские герои, конечно, весьма недовольны, когда их бьют палками, но они вполне удовлетворяются тем порядком вещей, при котором битье палками есть одна из основных форм общежития. Подобным образом хотя Чацкий в "Горе от ума" и сильно негодует на жизнь московского общества, но из его же речей явствует, что он был бы совершенно доволен этой жизнью, если бы только Софья Павловна оказывала ему больше внимания и если бы гости Фамусова не слушали с благоговением французика из Бордо и не болтали бы по-французски: поэтому, при всем своем недовольстве и даже отчаянии, Чацкий оставался бы лицом вполне комическим, если бы только он вообще был живым лицом {В литературной критике уже было давно замечено (если не ошибаюсь, еще Белинским), что название "Горе от ума" совсем не соответствует содержанию комедии, так как Чацкий никакого особенного ума не выказывает, а проявляет лишь пустое и мелочное озлобление, горе же его происходит от совершенно внешнего и случайного обстоятельства. Сам Грибоедов мог думать иначе, но от этого сущность дела нисколько не изменяется. Из недавно напечатанных биографических данных явствует, что в создании "Горе от ума" более действовало непосредственное вдохновение, нежели отчетливая работа мысли: Грибоедов видел свою комедию во сне прежде, чем написал ее. Это тем более вероятно, что все прочие его произведения -- выдуманные, а не виденные им -- совершенно ничтожны, так же как и в самом "Горе от ума" лицо главного героя -- очевидно надуманное и потому совершенно безжизненное с его намеренно умными, а в сущности вздорными речами. }. Иногда моральное негодование по поводу какой-нибудь подробности подчеркивает довольство всею дурною действительностью, отчего комическое впечатление еще усиливается. Так, в "Свадьбе Кречинского" яркий комизм одного монолога основан на том, что говорящее лицо, пострадавшее за шулерство, находит совершенно нормальным, что одни мошенничают в карточной игре, а другие их за это бьют, но только возмущается чрезмерностью возмездия в данном случае.

В самых великих произведениях поэзии смысл духовной жизни реализуется только чрез отражение от неидеальной человеческой действительности.

Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле,-- должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь. Если скажут, что такая задача выходит за пределы искусства, то спрашивается: кто установил эти пределы? В истории мы их не находим; мы видим здесь искусство изменяющееся -- в процессе развития. Отдельные отрасли его достигают возможного в своем роде совершенства и более не преуспевают; зато возникают новые. Все, кажется, согласны в том, что скульптура доведена до своего окончательного совершенства древними греками; едва ли также можно ожидать дальнейшего прогресса в области героического эпоса и чистой трагедии. Я позволю себе идти далее и не нахожу особенно смелым утверждение, что, как указанные формы художества завершены еще древними, так новоевропейские народы уже исчерпали все прочие известные нам роды искусства, и если это последнее имеет будущность, то в совершенно новой сфере действия. Разумеется, это будущее развитие эстетического творчества зависит от общего хода истории, ибо художество вообще есть область воплощения идей, а не их первоначального зарождения и роста.

План

Введение

Эстетические взгляды Владимира Соловьева.

1 Красота как чистая бесполезность и как духовная телесность.

2 Характер искусства.

3 Художество есть текущее явление.

4 Красота преображение материи.

Заключение

Используемые литература и сайты

Введение

Тема данной контрольной работы Эстетические взгляды Владимира Соловьева. Цели работы изучить эстетические взгляды Вл. Соловьева. Задачами данной курсовой работы являются:

  1. красота как чистая бесполезность и как духовная телесность;
  2. характер искусства;
  3. художество есть текущее явление;
  4. красота преображение материи.

Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Л.А.Никитич, Ю.Б. Борев и других авторов, а так же были использованы источники Интернета: статьи Быкова В.В.

Эстетические взгляды Владимира Соловьева

В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) был первым и крупнейшим русским философом, он был ученым, создавшим целостную всеобъемлющую философскую систему. Душа его была открыта для мистического опыта. Его систематизаторский ум и личный художественный опыт постоянно ориентировали его мысль в сферу эстетики. Он написал несколько специальных статей по эстетике и теории искусства и развил основные эстетические идеи в своих литературно-критических статьях и отчасти в философских работах. Фактически к концу жизни у него сложилась целостная эстетическая система.

Философская система Соловьева состоит их трех частей учения о нравственности, учения о знании и учения о красоте. Первая составная часть изложена в главном труде В.С. Соловьева Оправдание добра. Учению о знании философ собирался посвятить труд Оправдание истины, но написал только часть работы. Ее фрагменты объединены в сочинении под общим заголовком Теоретическая философия. Также Соловьев хотел создать фундаментальный труд по эстетике Оправдание красоты, но написал по теме только две статьи Красота в природе и Общий смысл искусства, а также рецензии, литературно-критические статьи, по которым можно судить об эстетических взглядах В.С.Соловьева.

1. Красота как чистая бесполезность и как духовная телесность

В письме к А.А.Фету Соловьев изложил смысл своей статьи: Определяю красоту с отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного как духовную телесность.

Работа Соловьева Критика отвлеченных начал говорит о значении красоты в философском миросозерцании. Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединство во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого, материального бытия есть абсолютная красота.

Хотя, Соловьев продолжает, поскольку красота всеединства еще не реализовалась в нашей действительности, а только реализуется посредством самих людей, она выступает как задача для человечества и исполнение ее есть искусство.

  1. Характер искусства

Философ практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота в природе "есть воплощение идеи"; красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа. В статье Красота в природе Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты. Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и область искусства. Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте. Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства.

Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава; идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности.

Мыслитель делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир.

Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности - формула Соловьева. На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это двоякое действие художника производит не только новые предметы и состояния, но и некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было.

Соловьев показывает, что на темном фоне хаотического существования мира художественная красота выступает символом надежды, минутной радугой. Противники чистого искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью, преобразовать ее, сделать всецело прекрасною. Но это есть требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.

Интересно отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусст

Красота в природе Красота присутствует везде: как в неорганическом мире, так и в органическом, причём, порой, в самых неожиданных формах. Самым простым примером можно назвать алмаз. Его структура, составляет одно со структурой каменного угля, но тем не менее, только в этой его форме, при воздействии Солнечного света он приобретает эстетическую ценность. То есть красота - есть сочетание в нём двух факторов: преломленного света и особой форме этого обыкновенного, по сути углеводорода. Существует...

509 Слова | 3 Стр.

  • Сравнительная характеристика философов Эдмунда Гуссерля и Соловьёва Владимира Сергеевича

    организации» Кафедра экономики, предпринимательства и управления Реферат По дисциплине: «Философия» Название темы: Сравнительная характеристика философов Эдмунда Гуссерля и Соловьёва Владимира Сергеевича Выполнил: Студент (ка) 2 курса, группа М - 2009 Власова О.Н...

    3018 Слова | 13 Стр.

  • Философия В. Соловьёва

    государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Факультет философских и социальных наук Кафедра «Философии и религиоведения» РЕФЕРАТ по философии Тема: «Философское учение Владимира Сергеевича Соловьёва » Выполнил: Кобельков С.М. студент гр.ЗТГВд-112 Проверила: Геранина Г.А. Владимир - 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………………………….....3 2. Основная идея философии В.Соловьёва – идея всеединства……………………………5 3. Русская...

    3141 Слова | 13 Стр.

  • Теософия солобьева. Синтез истины, добра и красоты.

    | В.С.Соловьев | Его теософия. Синтез истины, красоты и доброты. | | Введение Теософия В.Соловьева. Что же это такое? Данный вопрос меня заинтересовал еще в школе, когда мы изучали творчество Ф.М.Достоевского, понятие встретилось в истории создания романа «Преступление и наказание». Учитель объяснила нам философию Владимира Сергеевича лишь поверхностно, но и этого оказалось достаточно, чтобы заинтриговать меня. Утопия о «сверхчеловеке» представлялась мне мистическим вымыслом...

    1643 Слова | 7 Стр.

  • Смысл любви по соловьёву

    Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова Факультет Инновационных Технологий Машиностроения Реферат по философии на тему: «Смысл любви по Владимиру Соловьёву » Выполнила: студентка группы ИН-01 Моисеенко К.Л. Проверил: к...

    2813 Слова | 12 Стр.

  • Копылов А.Н.: "В.С. Соловьёв и его философия всеединства"

    Курсовая Тема: «В.С. Соловьёв и его философия всеединства» Выполнил: студент группы БС-В-12/13-09 Копылов А.Н. М. 2013 Введение Философ, поэт, публицист и литературный критик Владимир Сергеевич Соловьев в полной мере стал знаковой фигурой религиозно-философской мысли России в начале XX века только уже после своей смерти в 1900-м году, когда у него начали появляться активные последователи в среде русской интеллигенции. Впрочем, слава к нему начала приходить...

    6830 Слова | 28 Стр.

  • Философия всеединства В.С. Соловьёва

    Реферат на тему: «Философия всеединства В.С. Соловьёва » Москва, 2007 Содержание 1. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева; 2. Учение о всеединстве; 3. Учение о «Вселенской теократии»; 4. Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева; 5. Образ Софии в философии Владимира Соловьева; 6. Идея «богочеловеческого»; 7. «Русская идея». 1. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии...

    3088 Слова | 13 Стр.

  • Тема: философско-правовые взгляды B. C. Соловьёва.

    учреждение Высшего профессионального образования Уральская государственная юридическая академия Факультет сокращенных образовательных программ Кафедра философии права Контрольная работа По Философии права Тема: Философско-правовые взгляды B. C. Соловьёва . Выполнил: студент группы 211 Кощеев А.С. Екатеринбург, 2012 Введение 1. Критика позитивизма. Учение о цельном знании 2. Метафизика всеединства 3. Религиозно-нравственное учение B.C. Соловьева: «Оправдание добра» и «Чтение...

    5434 Слова | 22 Стр.

  • «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ННГАСУ) Факультет архитектуры и дизайна Направление 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» Реферат по дисциплине Б.1.01 «Философия» на тему: «Философия всеединства В.С. Соловьёва » Выполнил студент 2 курса группы К.37.14 А.А. Жижина Проверил доцент В.Э. Семёнова Нижний Новгород 2016 год Содержание Введение………………………………………………………………..…...3 1. Личность и особенности творчества Владимира...

    3925 Слова | 16 Стр.

  • РРЕФЕРАТ

    Содержание Введение…………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Эстетика В.С. Соловьёва …………………………………………………………………5 1.1. Общая характеристика эстетической концепции В.С. Соловьёва ………………………….5 1.2. Религиозный идеал В. Соловьёва как синтез истины, добра и красоты ……………………9 Глава 2. Флоренский как последователь идей Соловьёва ……………………………………….14 2.1. Религиозно-философская проблематика……………………………………………………..15 2.2. Философские тенденции в русской литературе……………………………………………..18 Заключение………………………………………………………………………………………...

    6373 Слова | 26 Стр.

  • Проблема религиозного единства в философии Владимира Соловьёва

    Совершенное общество и пути к нему. Недостатки идеи в контексте преемственности Соловьёвым взглядов славянофилов, Достоевского и Н. Фёдорова……17 Заключение……………………………………………………………………………………...24 Список использованной литературы………………………………………………………….25 Введение. Проблема религиозного единства человечества является центральным смыслом всей философской системы Соловьёва . В течение всей творческой эволюции он искал пути к соединению и солидарности...

    7092 Слова | 29 Стр.

  • Владимир Сергеевич Соловьёв

    Владимир Сергеевич Соловьёв - 16 января (28 января) 1853, Москва - 31 июля (13 августа 1900 года, имение Узкое, Московский уезд,Московская губерния) русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского...

    1692 Слова | 7 Стр.

  • Религиозная философия

    ДОКЛАД Религиозная философия (Владимир Сергеевич Соловьёв ) По дисциплине "Основы философии" Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся, гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. Известен как проповедник, публицист, оратор, литературный критик, поэт, человек преданный изысканным духовным интересам. Владимир Соловьёв сказал, что для философа по призванию нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит...

    1855 Слова | 8 Стр.

  • контрольная1

    красоты

    3142 Слова | 13 Стр.

  • Религиозная философия в. соловьева

    умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью "теургического делания", призванного к "избавлению" материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты , и с историософской теорией христианского "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве", 1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием...

    3215 Слова | 13 Стр.

  • Достоевский о свободе и ответственности человека

    веры, подвержен сомнениям, с другим лишь вектором. Но всё же более важным при рассмотрении творчества Достоевского как христианского писателя является не столько вопрос его собственной веры, сколько человек в рамках веры и неверия. По словам В.С. Соловьёва , “любил он прежде всего живую человеческую душу во всём и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением... Изведав божественную силу...

    1244 Слова | 5 Стр.

  • Религиозная философия Соловьева

    она никогда не приведет человека к пониманию смысла Вселенной. Природа и история заставили его слишком быстро сойти с исторической сцены, поскольку он умер совсем еще нестарым человеком – в возрасте 47 лет, но и то, что он успел сделать в этой области, заслуживает с нашей стороны не только серьезной критики, но и столь же серьезного преклонения. Религиозная философия Владимира Соловьева Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся, гениальный мыслитель России, поражающий...

    2513 Слова | 11 Стр.

  • Философия соловьева

    преподаватель: студент: группы СОа-161 Булдашов В.А. Слободина М. Челябинск 2012 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 БИОГРАФИЯ В.С. СОЛОВЬЁВА 4 ФИЛОСОВСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.С. СОЛОВЬЕВА 10 "Все существует во всем" 10 Божественное всеединство 10 Всеединство в гносеологии 11 Вселенская теократия 12 Учение о Софии 12 КОНЦЕПЦИЯ «ВСЕЕДИНСТВА» 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 Список использованных...

    5243 Слова | 21 Стр.

  • метофизика всеединства

    Метофизика всеединства Содержание. Введение……………………………………………………………...……………3 Биография Владимира Соловьёва …………………………………..……………4 Философия всеединства Владимира Соловьёва ………………………….……..7 Заключение……………………………………………………………………….19 Библиографический список……………………………………………………..20 Введение. Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся русский мыслитель. Он очень глубоко изучал каждую философскую проблему...

    3994 Слова | 16 Стр.

  • Владимир Соловьев -философ

     Реферат по философии на тему: "Владимир Соловьев" Работу выполнила студентка 581 гр Карабаева И. Работу проверила: Никулина И.В. Оглавление Введение Биография Вл. Соловьёва Философия всеединства Вл. Соловьёва Заключение Библиография Введение Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся русский мыслитель. Он очень глубоко изучал каждую философскую проблему и органически объединял философию, религию и науку. Он хотел сформировать систему «цельного знания»....

    4013 Слова | 17 Стр.

  • Русский космизм и его основные представители

    АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО» Реферат на тему: Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв , С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.Вернадский. Реферат выполнила...

    4022 Слова | 17 Стр.

  • Владимир Соловьев

    созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. БИОГРАФИЯ В.Л. СОЛОВЬВА. Семья Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 (28) января 1853 в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род Владимира Соловьева ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие...

    5995 Слова | 24 Стр.

  • Шпоры

    группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами - видами животных и растений. * Магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы . Все эти формы - еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад). Монотеизм - когда формируются монарх. Формы монотеизма: Иудаизм (7 в. до н.э.) Буддизм (5 в. до н.э.) Христианство (1 в. до н.э.) Ислам (7 в. н.э.) 2. Мифология как форма мировоззрения...

    12539 Слова | 51 Стр.

  • Русская философия

    не по своей природе , а по праву силы, потому что он оказался самым сильным. По этой причине для языческого сознания устойчивой, постоянной власти быть не может. Различные поколения богов непрерывно конфликтуют друг с другом, непрерывно сменяют друг друга, а соответственно меняются и правители мира. Монотеистическая религия (христианство, иудаизм, ислам) – это принципиально иное понимание. Единый Бог обладает властью над миром не по праву силы, но по природе . Точнее, даже – не по природе (у единого...

    12766 Слова | 52 Стр.

  • Реферат по русской литературе конца XIX - начала XX века:

    казался мистический романтизм В.А.Жуковского. «Певец природы », как многие называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого. А ведь это уже было очень близко к символистическому восприятию мира. В идеологии символизма было много загадочного и таинственного. Поэты того направления восприняли философию Владимира Соловьёва , его взгляды на жизнь и искусство. Символисты пытались...

    3467 Слова | 14 Стр.

  • Концепция цельного знания Соловьева

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ Факультет Государственного и муниципального управления Направление подготовки 080500.62 «Менеджмент» Кафедра философии и политологии РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» на тему: «КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ В. СОЛОВЬЁВА » Автор работы: Студентка 2 курса, 221-Б...

    2113 Слова | 9 Стр.

  • В.Соловьев: идея «цельного знания» и всеединства как слияния культур

    означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные. Всеединство является также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякой классической философской системы, - истины, блага и красоты . Их соединяет понятие любви. Вселенская теократия. Принцип всеединства находит свое продолжение в учение Вл. Соловьев о вселенской теократии. Теократия (букв. "боговластие"), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы прежде...

    4086 Слова | 17 Стр.

  • КСР по ботанике

    жизненный порыв и творческая эволюция (Бергсон), воля к власти (Ницше). Феноменология: интенциональность (Гуссерль), экзистенциалы (Хайдеггер). Экзистенциализм: свобода, абсурд (Камю), жизненный проект (Сартр). Русская философия: всеединство (Соловьёв ), эсхатологическая этика (Бердяев). 2. Работа со словарём по определению следующих терминов: онтология, субъект, объект, гносеология, трансцендентное, имманентное, трансцендентальное, сознание, самосознание, интуиция, метод, рационализм, эмпиризм...

    573 Слова | 3 Стр.

  • Тест по философии

    Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое Синтез 11) Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога Теология 12) втором работ «Смысл любви», «Красота в природе », «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является Владимир Соловьёв 13) Определяющим признаком религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире 14) Растущая взаимозависимость различных...

    699 Слова | 3 Стр.

  • Русский символизм

    мировоззрения и морали» (в России - в контексте кризиса народнической культурной традиции). Главным принципом ранних русских символистов становится панэстетизм; эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. «Красота спасёт мир» - получает новое освещение. Русский символизм, активно впитывая модернистскую литературу запада, стремится поглотить и включить в круг своих тем и интересов все явления мировой культуры, которые, по представлению русских символистов, отвечают...

    841 Слова | 4 Стр.

  • Философское мировоззрение Алексея Федоровича Лосева

    основанной на дифференцированности разных научных областей. Однако его энциклопедизм не результат формальной эрудиции и механического соединения отдельных научных областей. Его философские воззрения корнями уходят в философию всеединства Владимира Соловьёва . Ещё юношей он написал работу "Высший синтез как счастье и ведение", в которой утверждал единение науки, философии, религии, искусства и морали. Целостное восприятие мира сохранялось у него всю жизнь. Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.), мыслитель...

    2154 Слова | 9 Стр.

  • Платон и Сократ

    материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же, по его мнению, есть связующее звеном между Богом и природой , Им созданной, но не совершенной. Задача человека как раз таки и состоит в том, чтобы довести ее до совершенства. Человек, по мнению философа, занимает промежуточное положение между Богом и природой . Поэтому его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. Свою позицию и мысли по поводу мироустройства В.Соловьев изложил в выдающихся трудах: «Кризис...

    3160 Слова | 13 Стр.

  • Русская философия

    обязанностей. Философия всеединства В. С. Соловьёва Основная статья: Владимир Сергеевич Соловьёв Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный...

    973 Слова | 4 Стр.

  • Характерные черты русской философии

    антропология - Николай Николаевич Страхов 8. Либеральная философия - Борис Николаевич Чичерин. 9. Философия В. В. Розанова; 10. Русская критическая философия - М.И.Каринский, А.И.Введенский 11. Русская религиозная философия - В. С. Соловьёв , С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский; 12. Философия космизма - Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский; 13. Философия «русского зарубежья» - Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев. Философские идеи...

    1502 Слова | 7 Стр.

  • Реферат

    совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции является не тем, что полученные с ее помощью результаты утверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой », математической «грациозностью». Эти эстегпические «критерии» - феномены, конечно, - вещь приятная и, может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности. Один из фундаментальных принципов научного мышления выражается термином...

    4684 Слова | 19 Стр.

  • реферат по философии

    Аристотель: «Мудрость – это знание причин всех явлений» С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу природы

    4656 Слова | 19 Стр.

  • Государство, право и нравственность в концепции в.с. соловьева

    ………………………………………………………………......20 Список использованной литературы…………………………………………...21 ВВЕДЕНИЕ Задача данного реферата – рассмотреть проблемы соотношения морали и политики в философской системе Владимира Соловьёва . Эта тема была чрезвычайно актуальна практически на протяжении всей человеческой истории, однако воистину актуальной и востребованной она стала в двадцатом и, особенно в начале двадцать первого века. Сначала следует рассмотреть...

    4238 Слова | 17 Стр.

  • Этапы развития

    русский космизм. Попытаемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв , Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский. Все они являются незаурядными учёными, гордостью нашего отечества. Учение русских космистов...

    3078 Слова | 13 Стр.

  • nnnn

    ФИЛОСОФИЯ В основном опиралась на мифологию, а греческая мифология была религией природы и один из важнейших вопросов в ней, это вопрос о происхождении мира. И если миф повествовал о том, кто родил всё это, то философия спрашивала из чего всё произошло. Период античности связан с очень серьёзными социальными изменениями. Это было связано с воссозданием античной культуры, с войнами Александра Македонского, и с красотой природы , которая окружала людей в то время. Софисты (sofia – мудрость) Главной целью...

    6544 Слова | 27 Стр.

  • философия

    наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы . Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни...

    3622 Слова | 15 Стр.

  • gggg

    космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С. Соловьёвым в трактате «Чтение о Боге-человечестве». «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество». Соловьёв видит в божественном существе двуединство: «действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова...

    2688 Слова | 11 Стр.

  • «Развитие русской философии»

    элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" – возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в....

    4239 Слова | 17 Стр.

  • Понятимя по философии

    жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь - это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра и зла: «жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть - истинное зло». Природа предстаёт для Фёдорова источником зла, страданий и смерти - слепой механической силой, которая должна быть подчинена и управляема человеком. Именно и только всеобщее спасение и бессмертие - а не индивидуальное, не только для ныне живущих поколений...

    2746 Слова | 11 Стр.

  • реф фил

    неудивительно: это чувство многогранно, многолико, - это и материнская забота, и отношение между Богом и душой человека, и всё ещё неизведанная, но такая чарующая химия чувств между двумя молодыми людьми, впервые вступающими во взрослую жизнь. Поэт Владимир Соловьёв дал своё определение понятию «любви» и классифицировал её на три категории: - нисходящая любовь, которая более даёт, чем получает (лат. amor descendens), – родительская любовь, скорее, материнская любовь к детям, или же опека старших над младшими...

    2484 Слова | 10 Стр.

  • Контрольная по философии

    выражение, как неразрывной связи предназначения русского народа и государства со стремлением к христианскому преображению жизни, построению её на началах истины, добра и красоты . Стремление русского сознания «всё объединить», синтезировать наиболее полно нашло своё отражение в философской концепции Владимира Соловьёва , высказавшегося за необходимость осуществления универсального синтеза науки, философии и религии на основе христианства. Бесспорно, что понятием, частично отражающим суть...

    6509 Слова | 27 Стр.

  • Работа

    Нравственно безразличное для стоиков - это то, что не зависит от воли человека 44. Одним из основателей этического рационализма был Сократ 45. Основателем стоицизма был Зенон Китийский 46. Основная цель жизни для стоика жить в согласии с природой 47. Основной этический постулат “Бхагават - гиты” гласит лучше плохо выполненная своя дхарма, чем хорошо выполненная чужая 48. Основным источником конфуцианской этики является “Лунь юй” 49. Основополижниками этического релятивизма считают софистов...

    4536 Слова | 19 Стр.

  • Философия

    означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные. Всеединство является также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякой классической философской системы, - истины, блага и красоты . Их соединяет понятие любви. Учение о «Вселенской теократии» Принцип всеединства находит свое продолжение в учении Соловьева о вселенской теократии. Теократия (буквально «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить все христианские...

    3301 Слова | 14 Стр.

  • ФИЛОСОФИЯ

    Материализм в русской философии середины XIX в………………………………………7 4.Русское почвенничество………………………………………………………………………7 5.Русский консерватизм…………………………………………………………………………8 6.Русский космизм……………………………………………………………………………….8 7.Философия всеединства Владимира Соловьёва ………………………………………..……9 Заключение Список литературы Введение Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы...

    3546 Слова | 15 Стр.

  • Основные категории человеческой жизни (Любовь, игра, Вера, труд, смерть…)

    самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиротворённость, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, - утверждал Б. Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить... Соловьёва , истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты , он является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы как чего-то условного и преходящего. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей...

    3672 Слова | 15 Стр.

  • Lingvo Тютчев

    Оглавление. I. Цели и задачи II. Философия природы в лирике Тютчева III. История создания стихотворения IV. Анализ стихотворения V. Заключение. Выводы VI. Приложения VII. Список использованной литературы. Фёдор Иванович Тютчев – поэт-философ, поэт-психолог. Особенностью лирики Тютчева о природе является умение поэта изобразить природу как живой, одухотворённый, многоликий мир, мир единства человека и природы . Цель моей работы: постижение философского...

    1783 Слова | 8 Стр.

  • Solvev_Vl__Opravdanie_dobra

    множество вещей, а всеединство. Всеединство - абсолютное начало всякого бытия. В конце концов, всеединство есть Бог. Абсолютное предполагает нечто иное и определяется в своем другом - идее, или Логосe, который характеризуется категориями Блага, Истины и Красоты . Далее Абсолютное проявляется в виде материального мира, с его категориями пространства, времени, причинности, непроницаемости и т.д. Мир в своей эволюции проходит 3 этапа: космогонический процесс (здесь происходит превращение мира из хаоса в космос...

  • Феномен модернизма, его соотношение с культурой просвещения и романтизма

    означавшая переход от видения мира как управляемого божественным промыслом, к осмыслению мировых процессов как саморегулируемых; в результате на смену символическому единству в миропонимании приходит такая картина мира, в которой человек отделен от природы и пытается всячески с ней соединиться путем подчинения ее своей мысли и воле; в мире все подчинено законам механики, и эти законы призван познать человек. С точки зрения другой традиции, модернизм можно понимать как мировоззрение ориентированное...

    в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. Славянофилы утверждали, что познание реальности является непосредственным. Различные формы интуитивизма в гносеологии разработаны В. Соловьёвым , князьями С. и Е. Трубецкими, А. Козловым (в учении о понимании бога), П. Флоренским, И. Ильиным и другие. В этот список можно было бы включить также представителей трансцендентально-логического идеализма - С. Гессена и Г. Гурвича, поскольку они признавали...

    4798 Слова | 20 Стр.

  • estetika

    детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии (М.Лермонтов, Л.Толстой, П.Чайковский, В.Комиссаржевская, А.Ахматова и др.). В XX веке наиболее интересные идеи о природе , формах и механизмах художественного творчества, о душевном облике творца были выдвинуты и обоснованы собственно в рамках психологии. Наиболее оригинальные художественно-эстетические концепции в рамках психологии создали З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский...

    2919 Слова | 12 Стр.

  • Что такое любовь?

    том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля - эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три - агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида: Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому...

    3337 Слова | 14 Стр.

  • 2 Характер искусства.

    3 «Художество есть текущее явление».

    4 Красота – «преображение материи».

    Заключение

    Используемые литература и сайты


    Введение

    Тема данной контрольной работы «Эстетические взгляды Владимира Соловьева». Цели работы изучить эстетические взгляды Вл. Соловьева. Задачами данной курсовой работы являются:

    1. красота как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность»;

    2. характер искусства;

    3. «художество есть текущее явление»;

    4. красота – «преображение материи».

    Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Л.А.Никитич, Ю.Б. Борев и других авторов, а так же были использованы источники Интернета: статьи Быкова В.В.


    Эстетические взгляды Владимира Соловьева

    В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) был первым и крупнейшим русским философом, он был ученым, создавшим целостную всеобъемлющую философскую систему. Душа его была открыта для мистического опыта. Его систематизаторский ум и личный художественный опыт постоянно ориентировали его мысль в сферу эстетики. Он написал несколько специальных статей по эстетике и теории искусства и развил основные эстетические идеи в своих литературно-критических статьях и отчасти в философских работах. Фактически к концу жизни у него сложилась целостная эстетическая система.

    Философская система Соловьева состоит их трех частей – учения о нравственности, учения о знании и учения о красоте. Первая составная часть изложена в главном труде В.С. Соловьева – «Оправдание добра». Учению о знании философ собирался посвятить труд «Оправдание истины», но написал только часть работы. Ее фрагменты объединены в сочинении под общим заголовком «Теоретическая философия». Также Соловьев хотел создать фундаментальный труд по эстетике – «Оправдание красоты», но написал по теме только две статьи – «Красота в природе» и «Общий смысл искусства», а также рецензии, литературно-критические статьи, по которым можно судить об эстетических взглядах В.С.Соловьева.


    В письме к А.А.Фету Соловьев изложил смысл своей статьи: «Определяю красоту с отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного – как духовную телесность».

    Работа Соловьева «Критика отвлеченных начал» говорит о значении красоты в философском миросозерцании. Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединство во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого, материального бытия есть абсолютная красота.

    Хотя, Соловьев продолжает, поскольку красота всеединства еще не реализовалась в нашей действительности, а только реализуется посредством самих людей, она выступает «как задача для человечества» и «исполнение ее есть искусство».

    2. Характер искусства

    Философ практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота в природе "есть воплощение идеи"; «красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа». В статье «Красота в природе» Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты. Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и область искусства. Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте. Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства.

    Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава; идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности.

    Мыслитель делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир.

    «Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» - формула Соловьева. На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это «двоякое действие художника» производит не только «новые предметы и состояния», но и «некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было».

    Соловьев показывает, что «на темном фоне хаотического существования» мира художественная красота выступает символом надежды, минутной радугой. Противники чистого искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью, «преобразовать ее, сделать всецело прекрасною». Но это есть требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.

    Интересно отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусства Соловьев считал поэзию Пушкина. На ее примере русский философ стремился показать значимость искусства в целом, корректируя, углубляя и в какой-то мере примиряя в процессе этого анализа позиции современных ему утилитаристов и сторонников чистого искусства.

    В узко утилитарном смысле поэзия Пушкина бесполезна, как и творчество многих других русских поэтов; но в целом она приносит большую пользу именно своей красотой. Польза искусства состоит в том, что это «особая деятельность человеческого духа», имеющая свою собственную область действия и удовлетворяющая " особым потребностям " человека. Дело искусства заключается не в украшении действительности приятными вымыслами, а в том, чтобы воплощать в «ощутительных образах», в «форме ощутительной красоты» высший смысл жизни, то «совершенное содержание бытия, которое философией добывается как истина мышления, а в нравственной деятельности дает о себе знать как безусловное требование совести и долга» . В творчестве Пушкина все это выразилось с наибольшей полнотой и силой. Именно Пушкина он считал поэтом «по преимуществу, более беспримесным, – чем все прочие, – выразителем чистой поэзии» . «Чистая поэзия» – это свободное излияние через поэта неких сущностных начал бытия, воплощающихся с его помощью в чистой поэзии, в беспримесной художественной красоте.

    3. «Художество есть текущее явление»

    Соловьев отмечает, что ошибочно считать современный уровень искусства за окончательный. «Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в наших руках только отрывочные зачатки истинного искусства» . Воплощение красоты в виде прекрасной действительности имеет множество степеней, и мыслящий дух на настоящей ступени не остановится.

    Соловьев предлагает основу философской теории красоты и искусства: «следует помнить, что всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать для него широкие горизонты будущего» . Теория, которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь явлений, называется «бесплодной». Философ называет ее «простая империя, лишь одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет». Истинная философия искусства должна связывать факт «с неопределенно восходящим рядом новых фактов», и ее построения должны быть связаны и основаны на подлинной сущности предмета. Сущность глубже данного явления и потому является источником новых явлений, осуществляющих ее все более и более.

    Изучая природу красоты, Соловьев делает выводы: «есть нечто формально особенное, специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее несводимое» . Красота ценится как цель сама в себе.

    Большую часть своих работ Соловьев посвящает полемике с концепцией, которая хотя и косвенно, связывает красоту с пользою. То, что было полезно для предков, становится украшением для потомков. Соловьев видит в этой точки зрения долю фактической истины и одновременно недостаточность для существенного определения красоты: «хотя и была бы доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного, этим нисколько не решается эстетическая задача» . Все значительное прекрасное, как в природе, так и в искусстве и не связано с практической пользой. По этому возможная полезность первичных элементов прекрасных явлений имеет такое же малое значение для эстетики «как для непосредственного чувства безразличен тот факт, что самое прекрасное человеческое тело произошло из безобразного эмбриона» .

    Независимо от составляющих ее материальных элементов «красота всегда заявляет себя как чистая бесполезность» . Красота не ценится человеком. Она ценится как цель сама в себе.

    Даже при самых простых и первичных проявлениях красоты, мы встречаемся с чем-то ценным, что существует ради самого себя, что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов.

    4. Красота – «преображение материи»

    Настаивая на понимании красоты как предмете бескорыстного созерцании, как цели в самой себе, Соловьев считает его не вполне достаточным. Ближе всех к истине в этом вопросе Соловьев считает учения его философских кумиров того времени А.Шопенгауэра и Н.Гартмана: содержание красоты составляют идеи, вечные типы вещей как предметные выражения мировой воли, как ее объективации.

    Для пояснения своего понимания красоты Соловьев приводит примеры из природы. Он как образец красоты берет алмаз. Его красота никак не свойственная его веществу, такому же как веществу куска каменного угля. Она зависит от игры световых лучей в его кристаллах. Но из этого не следует, что свойство красоты принадлежит только преломленному в алмазе лучу света. Красота есть произведение и алмаза и преломленного в нем светового луча в их взаимодействии. Соловьев дает следующее определение красоте: «преображение материи через воплощение к ней другого, сверхматериального начала» .

    Эстетика крупнейшего русского философа, сформировавшаяся в период господства материалистических, позитивистских и начальных естественнонаучных представлений, явилась своего рода корректирующей реакцией на них могучего духовно озаренного сознания. В рамках христианского мировоззрения, опираясь на опыт европейской духовно-научной традиции последних двух тысячелетий, Вл. Соловьев попытался наметить глобальную перспективу выхода культуры и человеческой жизни в целом из прозреваемого им, да и многими мыслителями его времени, глобального кризиса. Суть его он видел в бездуховности, безрелигиозности и творческой анемии большей части общества; в однобоком увлечении материально-телесными, естественно-научными и техническими приоритетами в ущерб духовным, религиозным, художественным. Опираясь на личный духовно-мистический опыт, он усматривал выход из экзистенциального кризиса на путях обновленного свободного творчества жизни самими людьми, осознанно обратившимися за божественной помощью в деле последней реализации замысла Творца и имеющими перед внутренним взором в качестве идеала Царство Божие. Соловьевым возрождалось и утверждалось на новом уровне основное откровение Нового Завета и раннего христианства о глубинном изначальном и грядущем единстве духовного и материального начал при их метафизическом равенстве в человеке и обществе. Провиденное им органическое всеединство божественного, человеческого и природного элементов должно в конечном счете привести к новому «неслитному соединению» духовного и материального начал, к идеальной и окончательной космической гармонии, которую человек призван начать осуществлять уже ныне своими руками. Главный критерий правильности движения по этому пути личностного, общественного и космического преображающего обновления Соловьев усматривал в эстетической сфере – в «ощутимой красоте» как показателе конкретной реализации чаемого единства духовного и материального, божественного и человеческого. В этом, пожалуй, на сегодня и заключается актуальный смысл эстетики русского философа, до сих пор еще до конца не осознанной, не понятой, не принятой.

    2 Характер искусства.

    3 «Художество есть текущее явление».

    4 Красота – «преображение материи».

    Заключение

    Используемые литература и сайты

    Введение

    Тема данной контрольной работы «Эстетические взгляды Владимира Соловьева». Цели работы изучить эстетические взгляды Вл. Соловьева. Задачами данной курсовой работы являются:

    1. красота как «чистая бесполезность» и как «духовная телесность»;

    2. характер искусства;

    3. «художество есть текущее явление»;

    4. красота – «преображение материи».

    Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Л.А.Никитич, Ю.Б. Борев и других авторов, а так же были использованы источники Интернета: статьи Быкова В.В.

    Эстетические взгляды Владимира Соловьева

    В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) был первым и крупнейшим русским философом, он был ученым, создавшим целостную всеобъемлющую философскую систему. Душа его была открыта для мистического опыта. Его систематизаторский ум и личный художественный опыт постоянно ориентировали его мысль в сферу эстетики. Он написал несколько специальных статей по эстетике и теории искусства и развил основные эстетические идеи в своих литературно-критических статьях и отчасти в философских работах. Фактически к концу жизни у него сложилась целостная эстетическая система.

    Философская система Соловьева состоит их трех частей – учения о нравственности, учения о знании и учения о красоте. Первая составная часть изложена в главном труде В.С. Соловьева – «Оправдание добра». Учению о знании философ собирался посвятить труд «Оправдание истины», но написал только часть работы. Ее фрагменты объединены в сочинении под общим заголовком «Теоретическая философия». Также Соловьев хотел создать фундаментальный труд по эстетике – «Оправдание красоты», но написал по теме только две статьи – «Красота в природе» и «Общий смысл искусства», а также рецензии, литературно-критические статьи, по которым можно судить об эстетических взглядах В.С.Соловьева.


    В письме к А.А.Фету Соловьев изложил смысл своей статьи: «Определяю красоту с отрицательного конца как чистую бесполезность, а с положительного – как духовную телесность».

    Работа Соловьева «Критика отвлеченных начал» говорит о значении красоты в философском миросозерцании. Если в нравственной области всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединство во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого, материального бытия есть абсолютная красота.

    Хотя, Соловьев продолжает, поскольку красота всеединства еще не реализовалась в нашей действительности, а только реализуется посредством самих людей, она выступает «как задача для человечества» и «исполнение ее есть искусство».

    2. Характер искусства

    Философ практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота в природе "есть воплощение идеи"; «красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа». В статье «Красота в природе» Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты. Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и область искусства. Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте. Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства.

    Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава; идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности.

    Мыслитель делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир.

    «Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» - формула Соловьева. На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это «двоякое действие художника» производит не только «новые предметы и состояния», но и «некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было».

    Соловьев показывает, что «на темном фоне хаотического существования» мира художественная красота выступает символом надежды, минутной радугой. Противники чистого искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью, «преобразовать ее, сделать всецело прекрасною». Но это есть требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.

    Интересно отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусства Соловьев считал поэзию Пушкина. На ее примере русский философ стремился показать значимость искусства в целом, корректируя, углубляя и в какой-то мере примиряя в процессе этого анализа позиции современных ему утилитаристов и сторонников чистого искусства.

    В узко утилитарном смысле поэзия Пушкина бесполезна, как и творчество многих других русских поэтов; но в целом она приносит большую пользу именно своей красотой. Польза искусства состоит в том, что это «особая деятельность человеческого духа», имеющая свою собственную область действия и удовлетворяющая " особым потребностям " человека. Дело искусства заключается не в украшении действительности приятными вымыслами, а в том, чтобы воплощать в «ощутительных образах», в «форме ощутительной красоты» высший смысл жизни, то «совершенное содержание бытия, которое философией добывается как истина мышления, а в нравственной деятельности дает о себе знать как безусловное требование совести и долга» . В творчестве Пушкина все это выразилось с наибольшей полнотой и силой. Именно Пушкина он считал поэтом «по преимуществу, более беспримесным, – чем все прочие, – выразителем чистой поэзии» . «Чистая поэзия» – это свободное излияние через поэта неких сущностных начал бытия, воплощающихся с его помощью в чистой поэзии, в беспримесной художественной красоте.

    3. «Художество есть текущее явление»

    Соловьев отмечает, что ошибочно считать современный уровень искусства за окончательный. «Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в наших руках только отрывочные зачатки истинного искусства» . Воплощение красоты в виде прекрасной действительности имеет множество степеней, и мыслящий дух на настоящей ступени не остановится.

    Соловьев предлагает основу философской теории красоты и искусства: «следует помнить, что всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать для него широкие горизонты будущего» . Теория, которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь явлений, называется «бесплодной». Философ называет ее «простая империя, лишь одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет». Истинная философия искусства должна связывать факт «с неопределенно восходящим рядом новых фактов», и ее построения должны быть связаны и основаны на подлинной сущности предмета. Сущность глубже данного явления и потому является источником новых явлений, осуществляющих ее все более и более.

    Изучая природу красоты, Соловьев делает выводы: «есть нечто формально особенное, специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее несводимое» . Красота ценится как цель сама в себе.

    Большую часть своих работ Соловьев посвящает полемике с концепцией, которая хотя и косвенно, связывает красоту с пользою. То, что было полезно для предков, становится украшением для потомков. Соловьев видит в этой точки зрения долю фактической истины и одновременно недостаточность для существенного определения красоты: «хотя и была бы доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного, этим нисколько не решается эстетическая задача» . Все значительное прекрасное, как в природе, так и в искусстве и не связано с практической пользой. По этому возможная полезность первичных элементов прекрасных явлений имеет такое же малое значение для эстетики «как для непосредственного чувства безразличен тот факт, что самое прекрасное человеческое тело произошло из безобразного эмбриона» .

    Независимо от составляющих ее материальных элементов «красота всегда заявляет себя как чистая бесполезность» . Красота не ценится человеком. Она ценится как цель сама в себе.

    Даже при самых простых и первичных проявлениях красоты, мы встречаемся с чем-то ценным, что существует ради самого себя, что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов.

    4. Красота – «преображение материи»

    Настаивая на понимании красоты как предмете бескорыстного созерцании, как цели в самой себе, Соловьев считает его не вполне достаточным. Ближе всех к истине в этом вопросе Соловьев считает учения его философских кумиров того времени А.Шопенгауэра и Н.Гартмана: содержание красоты составляют идеи, вечные типы вещей как предметные выражения мировой воли, как ее объективации.