Педагогические условия освоения детьми грамматического строя речи. Глава V

Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В дошкольный период жизни ребенка очень важно обра- тить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьно го обучения приводит к дисграфии - нарушению письма .

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.




4.Применять в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

1. Словоизменение:

родительный падеж: «

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж:

предложный падеж:

2. Словообразование:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

Образование существительных от существительных;

Образование прилагательных от существительных;

Образование приставочных глаголов;

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

Образование сложных слов.

3. Согласование:

Существительных с местоимениями;

Существительных с прилагательными;

Существительных с числительными;

Глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

Простые нераспространённые предложения;

Распространённые предложения ;

Предложения с использованием предлогов

Сложносочинённые предложения

Сложноподчинённые предложения

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

· настольно-печатные;

· дидактические;

· подвижные игры;

· сюжетно – ролевые;

· компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» .

На материале данной игры можно отрабатывать:

Согласование существительных с местоимениями, сприлагательными, с числительными:

Падежные формы имён существительных.

;

Образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

- образование прилагательных от существительных:

Следующий вид игр – это словесныедидактические игры . Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры . Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

«Чья голова?»

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …» , а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?»

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры , так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В дошкольный период жизни ребенка очень важно обра- тить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьно го обучения приводит к дисграфии - нарушению письма .

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

Поэтому изучение особенностей грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а затем в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием упражнений и игр формировать и развивать его. Работая над данной проблемой решались следующие задачи:
1.Создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи; 2.Выявить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3.Разработать основные принципы и содержание дифференцированной методической работы по формированию грамматического строя речи с учётом выявленных особенностей;
4.Применять в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

1. Словоизменение:

- категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

родительный падеж: « У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

Образование существительных от существительных;

Образование прилагательных от существительных;

Образование приставочных глаголов;

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

Образование сложных слов.

3. Согласование:

Существительных с местоимениями;

Существительных с прилагательными;

Существительных с числительными;

Глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

Простые нераспространённые предложения;

Распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения) ;

Предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

Сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

Сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

  • настольно-печатные;
  • дидактические;
  • подвижные игры;
  • сюжетно – ролевые;
  • компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» .

На материале данной игры можно отрабатывать:

Согласование существительных с местоимениями, сприлагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

Падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.) ;

Образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Следующий вид игр – это словесныедидактические игры . Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры . Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …» , а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры , так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.


Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса. В нашей статье предоставлена информация, которая позволит выяснить, как происходит становление грамматического строя речи у детей.

Общая информация о грамматическом строе

Грамматика - это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К. Д. Ушинский считал, что грамматика - это логика языка. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.

Грамматический строй речи - это объект, который формировался на протяжении множества лет. Основой для его изучения является познание отношений и окружающей действительности. Однако в первое время речь ребенка с точки зрения синтаксиса бесформенна.

Для родителей важно способствовать развитию грамматического (синтаксического) строя речи детей. В ином случае у ребенка может возникнуть дисграфия (нарушение письменной речи). Для профилактики необходимо использовать различные методики и следить за тем, чтобы дети развивались всесторонне.

В усвоении языка можно выделить этапы:

  • понимание смысла услышанного;
  • заимствование слов из речи взрослых и сверстников;
  • образование иных слов по аналогии с уже известными;
  • оценка правильности построения речи.

Последовательность развития синтаксического строя речи

Дети изучают грамматический строй постепенно. Это связано с возрастными особенностями и сложностями системы русского языка. Грамматический строй полностью формируется у ребенка к 8 годам.

В работе над развитием грамматического строя присутствуют следующие этапы:

  • исправление ошибок;
  • совершенство синтаксической стороны речи;
  • развитие интереса к родному языку;
  • контроль над правильностью речи окружающих.

Этапы становления речи детей

Родители и педагоги должны способствовать освоению морфологической системы русского языка. Важно, чтобы ребенок понял, как правильно склонять. Необходимо также помочь освоить и особенности синтаксиса.

В младшем и среднем возрасте особое внимание уделяется морфологическим особенностям. Грамматический строй речи у дошкольников на данном этапе только начинает формироваться. В этот момент потребуется помочь ребенку понять, как происходит словообразование с помощью суффиксов, приставок и окончаний.

В младшем школьном возрасте происходит совершенствование и усложнение синтаксиса. На данном этапе ребенок должен находить и исправлять ошибки в своей речи.

Проблемы в становлении грамматической системы у детей дошкольного возраста с ОНР

Не секрет, что правильное становление разговорной и письменной речи играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие.

Речь ребенка тесно связана с его умственным и физическим развитием. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и избавляться от них. Обследование грамматического строя речи у детей доказывает, что его становление происходит в строгой последовательности.

Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства. Выделяют три типа данного отклонения:

  • 1-я стадия . Характеризуется полным отсутствием речи.
  • 2-я стадия . В данном случае речь присутствует. Отсутствуют жесты и лепетные слова. Наблюдаются искажения в звуковом и слоговом строе.
  • 3-я стадия . В таком случае наблюдается фонетико-фонематическое и лексико-синтаксическое недоразвитие.

Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. У них присутствует дисгармония языковых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Специалисты утверждают, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая потеря внимания. У них, в отличие от сверстников, снижена слуховая память и эффективность запоминания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Он вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. Для эффективности коррекции ребенок должен понимать, какую роль играет морфема.

У детей с общим нарушением речи наблюдается затруднение в выборе и соединении грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых языковых операций.

Дисграфия при несформированности грамматической речи

Грамматический строй речи - это взаимодействие языковых единиц между собой. Родители и педагоги должны тщательно следить за его развитием у детей. При возникновении нарушений необходимо в обязательном порядке обращаться к специалисту для предотвращения более серьезных последствий.

При замедленном развитии синтаксического строя может возникнуть дисграфия. Данное заболевание характеризуется невозможностью овладеть письмом при наличии достаточного уровня интеллекта. Нарушение грамматического согласования - это один из симптомов отклонения. Важно, чтобы родители не ругали ребенка за ошибки, а в первую очередь попытались разобраться, с чем связано их возникновение. Возможно, у ребенка присутствует нарушение, коррекция которого должна проводиться у специалиста.

Аграмматическая дисграфия обусловлена некомплектностью лексико-синтаксического строя речи. В таком случае ребенку тяжело установить последовательность слов в предложении. Нередко присутствуют синтаксические нарушения, при которых дети пропускают значимые члены предложения. При наличии данных симптомов любой высококвалифицированный специалист диагностирует, что развитие грамматического строя речи происходит замедленно. Это возможно при нежелании учиться или в том случае, если имеются нарушения.

Развитие словарного запаса и синтаксического строя

Специалисты выделяют две разновидности овладения словарным запасом - качественную и количественную. Они тесно взаимосвязаны между собой. Количественное увеличение словарного запаса обусловлено окружающим миром ребенка. Его пополнение связано с речью взрослых и сверстников. Известно, что на сегодняшний день ребенок трех лет имеет в своем словарном запасе около 3 тысяч слов.

Накопленные слова не могут сами по себе служить средством познания и общения. Важную роль играет формирование грамматического строя речи. Для общения и познания ребенку необходимо правильно строить предложения и словосочетания, используя основы грамматики.

С возрастом у ребенка постепенно начинают приобретать смысловую нагрузку слова, которые имеются в его запасе. В первое время могут наблюдаться ошибки в использовании корней, приставок и суффиксов.

Примерно к трем годам происходит формирование грамматического строя речи детей. Они начинают понимать главные закономерности построения предложений и словосочетаний. В таком возрасте ребенок склоняет слова по падежам и числам. Он может построить простые и сложные предложения. Постепенно увеличивается и словарный запас. На данном этапе важно уделять ребенку достаточное количество внимания и использовать развивающие игры.

Грамматический строй речи старшей дошкольной группы постепенно совершенствуется. Дети осваивают типы склонений и спряжений, формы чередования звуков и На данном этапе важную роль играет объем словарного запаса ребенка. В возрасте 4-5 лет дети могут обдуманно их использовать, а благодаря грамматическому строю, видоизменять их.

Современные методы формирования синтаксического строя

Развитие грамматического строя - важный этап в полноценном речевом и психологическом развитии. В наши дни школы предъявляют высокие требования к будущим ученикам. Это связано с тем, что в последнее время наблюдается существенное усложнение школьной программы.

Современная работа по формированию основ грамматики содержит в себе следующие категории:

  • словоизменение;
  • словообразование;
  • согласование;
  • формирование предложений и словосочетаний.

Со всеми перечисленными основами ребенок должен ознакомиться еще в дошкольном возрасте. Работа по формированию должна проводиться систематически. Огромную роль в данном процессе играют родители.

Методы для формирования грамматической речи

К методам, благодаря которым формируется грамматическая речь, относятся упражнения по словообразованию и их видоизменению, а также пересказ коротких рассказов.

Первые два варианта используют при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста. Упражнения эффективны при формировании грамматической речи у ребенка 4-6 лет. Однако в современных пособиях предлагаются задания для всех возрастных групп.

Приемы, используемые для формирования грамматической речи

Педагогические приемы, которые используются для формирования грамматической речи, разнообразны. Они определяются содержанием, уровнем необычности материала, речевыми особенностями детей и их возрастом. Основными приемами для обучения грамматическим навыкам можно назвать:

  • пример;
  • объяснение;
  • сопоставление;
  • возобновление.

Благодаря им, можно исключить возникновение возможных ошибок при построении предложений и продемонстрировать ребенку правильные конструкции.

Дидактические игры

В последнее время особую популярность имеют грамматического строя речи. Это эффективное средство для закрепления имеющихся навыков. Нередко при дидактических играх используется мяч. В таком случае взрослый должен передавать его ребенку и называть какой-либо предмет, например "стол". Дошкольнику необходимо назвать этот же предмет, но в уменьшительной форме - "столик" и т. д.

Эффективной также является игра, в которой ребенок должен изобразить на листе бумаги предмет, а затем объяснить, что именно он нарисовал (предмет, количество, размер, цвет).

Подводим итоги

Грамматический строй речи - это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря ему человек может общаться с другими людьми. Важно следить за правильностью грамматического строя с малых лет. Любые нарушения могут свидетельствовать о возможных отклонениях в развитии ребенка.

При наличии ошибок, которые не связаны с незнанием правил, важно своевременно обратиться к логопеду. Для формирования грамматического строя у дошкольников часто используют дидактические игры. Этот способ является одним из наиболее эффективных.

Тема: Понятие о грамматическом строе речи. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей, их причины.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Но, несмотря на всю важность, проблема формирования грамматического строя речи стала предметом изучения лишь в 50-е г.г. XX в. после выхода в свет фундаментального труда Александра Николаевича Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В работе детально описаны грамматические категории, элементы и конструкции в речи ребенка на каждом возрастном этапе.

А.Н.Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3 мес. до 1г.10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Изучением грамматического строя речи дошкольников занимались также Ф.А.Сохин, Н.П.Серебренникова, М.И.Попова, А.В.Захарова, А.Г. Арушанова. Она выделяет несколько направлений в этой работе.

Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.).

Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.

Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.

Типичные морфологические ошибки в речи детей


  1. Неправильные окончания имён существительных:
а) родительный падеж, мн. число:

У лисы лисенки такие маленькие.

На улице зима, все заснежилось .

На столе матрешек пять.

Вова страшности нам рассказывал.

Кашу мама вкусную сварила.



  1. Написать аннотацию на сб. С.Н. Цейтлин «Язык и ребёнок» (лингвистика детской речи). –М., 2000.
Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.

В морфологии

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа и одушевленности-неодушевленности.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).

Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть ). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте ) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы ).

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы ), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише ).

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

В словообразовании

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель ), префиксальный (писать – переписывать ), смешанный (застольный, разбежаться ).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, снегурочка, подснежник ).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок ), предметов посуды (сахарница, масленка ), направления движения (ехал, поехал – выехал ).

В синтаксисе

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения .

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

1. Назовите задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

3. Какими словообразовательными умениями должны овладеть дошкольники?

Педагогические задачи

Определить задачи дидактической игры и возраст детей, с которыми она может быть проведена:

«Снежный ком»

Воспитатель называет предложение из двух слов: «Девочка рисует». Участники игры по очереди добавляют по одному слову, распространяя предложение: «Девочка рисует солнышко», «Девочка рисует солнышко карандашом», «Девочка рисует солнышко желтым карандашом».

«Что из чего сделано?»

Материал: разные предметы в коробке.

Ребенок достает предмет из коробки и говорит по образцу воспитателя: «Это шарф из шерсти, он шерстяной; это ложка из дерева –деревянная ложка и т.п.».

«Поручение»

Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.

«Кто у кого?»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей и прелагает разложить картинки попарно (родитель – ребенок), сопровождая действия словами: «Это корова, у нее – теленок».

«Волшебный мешочек»

Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.

«Ответь на вопросы»

Почему птицы осенью улетают на юг?

Когда можно переходить улицу?

Для чего нужен пылесос?

Зачем Миша пошёл в библиотеку?

Задания для расширения и углубления знаний по теме

а) грамматические упражнения проводятся на материале занятия;

б) грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием;

3. Занятия по другим разделам программы (развитие элементарных математических представлений, ознакомление с природой, рисование, аппликация, лепка, физкультурные и музыкальные занятия).

При планировании занятий важно правильно определить программное содержание, подобрать словесный материал, продумать методы и приемы обучения правильным грамматическим формам (дидактическая игра, специальное упражнение, образец, объяснение, сравнение и др.).

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Во время сборов на прогулку, организации дежурства по столовой, во время умывания и др., воспитатель незаметно для детей упражняет их в употреблении глаголов, существительных в разных формах, в согласовании существительных с прилагательными и числительными и т.п.

Исправление грамматических ошибок.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И.Соловьевой, А.М.Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

* Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно, дать образец правильной речи и предложить повторить его.

* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков », - «Правильно, вы поставили много чашек », - подтверждает воспитатель.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.

* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.

* При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником. Например,

Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

В такие моменты не следует поправлять ребенка. важно отметить ошибку, чтобы позднее исправить ее в подходящий момент.

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Почему забота о совершенствовании своей речи является профессиональной обязанностью каждого педагога?

2. Какие требования следует предъявлять к речи взрослых?

3. Как в процессе организованной образовательной деятельности решаются задачи по формированию грамматически правильной речи у дошкольников?

4. Какая работа по использованию нужных грамматических форм может проводиться в повседневном общении с детьми?

5. Как следует исправлять грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей?

Педагогические задачи.

1. В использовании каких грамматических навыков упражнял воспитатель детей в следующей ситуации:

Дежурные помогают сервировать стол к обеду.

Какая посуда нужна для обеда?

Сколько ребят сидят за этим столом? (Шесть). Значит, сколько надо поставить тарелок? (Шесть тарелок). Мелких или глубоких? (Шесть мелких и шесть глубоких). А сколько надо положить ложек? (Шесть ложек). Сколько вы поставите чашек? (Шесть чашек).

Ребенок утром вошел в группу и радостно сообщил воспитателю: «Я сегодня в новом пальте ! Хочите его посмотреть? У пальта есть карманы, меховой воротник. Оно теплое и красивое». Воспитатель, глядя на ребенка, отвечает ему: «Кто так говорит: в пальте, у пальта, хочите? Только незнайки. Ты – незнайка». Ребенок огорченно отошел от воспитателя.


article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
255 -> Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу сош №14

В тесной взаимосвязи с развитием связной речи и, особенно, его лексической системы находится формирование грамматического строя речи.

Грамматический строй - продукт удлиненного исторического развития. Многие правила переходят из поколения в поколение, и некоторые из них иногда трудно объяснить. Грамматика - результат абстрагирующей работы головного мозга, но является отражением действительности и основана на конкретных фактах.

Грамматика, в широком смысле слова - это наука, которая изучает правила изменения слов, их сочетание в предложении. В узком смысле, грамматика - это наука о строении языка, усвоение грамматических значений. Как строение языка грамматика является "системой систем", которая объединяет словообразования, морфологии, синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис - словосочетания и предложения, поеднюванисть и порядок слов; словообразования - образование слов на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, то есть выходит из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, которые присущи языке. Итак, различают грамматические значения словообразования (стол, на столе, под столом) и грамматические значения в синтаксисе.

Нужно различать грамматическое и лексическое значение.

Лексическое значение слова дает представление о любой элемент действительности, его свойства, признаки, состояния.

Грамматическое значение или выражает отношение, как между словами, или указывает на субъективное отношение говорящего, к названным предметам и явлениям. Но связь грамматики осуществляется через лексику, так как грамматика лишена любой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Ребенок от рождения до школы должна усвоить различные виды грамматических значений, то есть овладеть грамматическим строем языка.

Овладеть грамматическим строем языка - это значит научиться создавать от одной основы формы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, склонять слова по падежам и лицами, употреблять слова с суффиксами и без них, правильно употреблять род существительных, самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии, овладеть сложносочиненные и сложноподчиненных предложением, то есть усвоить морфологической и синтаксической системы родного языка.

Овладение ребенком грамматическим строем языка имеет большое значение, поскольку только морфологически и синтаксически оформлено речи может быть понятным собеседнику и может служить для нее (для ребенка) средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда она овладевает монологической форме связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, то есть в развитии связной речи. Овладения грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Она начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, выраженные в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфное (бесформенное). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непизнанисть ней отношений и связей, которые существуют в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Опознаны связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря овладению родным языком, его словарного состава и грамматического строя.

Известно (А. Р. Лурия), что слово является основной единицей языка и речи. Но словарный состав является только строительным материалом, который только при сочетании слов в предложении по законам родного языка может служить целям общения и познания действительности. И наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя родного языка.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя по своей психологической и психофизиологической природе сложен и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.

И. П. Павлов высказал мнение, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении существительных, прилагательных и других грамматических форм.

Произведенный динамический стереотип имеет большую устойчивость. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно усваивает их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в использовании динамического стереотипа. Ребенок использует усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отклонения от системы.

Решающее значение для понимания особенностей усвоения грамматического строя речи дошкольниками имеют значение работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, Μ. И. Красногорского, Ф. А. Сохина, Т. Н. Ушаковой и других.

Закономерности усвоения грамматического строя речи с ее внешней стороны речевого развития ребенка (лингвистический аспект) раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. В его книге "Вопросы изучения детской речи" прослежены последовательность появления в речи разных видов предложения, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления. Раскрыты закономерности усвоения слоговой структуры слов, звуков родного языка, их сочетаний.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже в 3-х лет во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоения ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значений. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает трудности усвоения тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не понятно по смыслу.

Сначала ребенок усваивает число существительных (1 стр. 10 мес.), А также разницу между эмоционально-уменьшенными но не уменьшенными существительными: стол - столик.

Рано дети усваивают повелительную форму, так как она выражает различные желания, которые имеют для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношение, связанные с предметами и пространством (падежи), со временем (время), и с участниками речи (лицо глагола). Поздно (2 стр. 10 мес.) Усваивается сослагательное наклонение глагола (я хотела бы), так как он выражает нечто предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и удлиненным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных. А. Н. Гвоздевым раскрыта определенная закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается такая последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения. Единичные, отдельные слова усваиваются уже в школьном возрасте.

В формировании грамматического строя речи А. Н. Гвоздев выделяет основные периоды:

- Первый период - период предложений, построенных с аморфных слов-корней, употребляемых в одном неизменном виде во всех случаях их использования (лепетных слова). Этот период четко делится на две стадии:

а) время однословного предложения (1 г. С мес. - 1 г.. 8 мес.);

б) время предложений с нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. - 1 стр. 10 мес.);

- Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он имеет следующие стадии:

1) при формировании первых форм (1 стр. 10 мес. - 2 р. 1 мес.);

2) время использования флексионных системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г. 1 мес. - 2 р. С мес.);

3) время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 г. С мес. - 3 года.)

- Третий период - период усвоения морфологической системы родного языка (3 года. - 7 лет.). В этот период в большей степени усваиваются все единичные формы. Сначала усваивается система окончаний, позже - система дежурств в основах.

Усвоения морфологической системы родного языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слова. Особенно четко это выражено в старших дошкольников. Во время усвоения грамматического строя речи дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентированию на отдельные фонематическое признаки.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не просто подражание взрослым.

Усвоения грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Ища ответы на вопросы о внутренние структуры, которые управляют построением грамматически оформленных структур, Т. Ушакова исследовала продукты детского словотворчества. Оригинальные детские слова - неологизмы (пургин- ки, саморубка, сидоло, умнисть и т.д.), по ее мнению, служат своего рода "окошками", сквозь которые просвечивает внутренний механизм, управляющий детским вещанием.

Большинство неологизмов, от простого - добавление к слову простого аффикса, включая синтезирующий механизм. Существует единственный принцип формирования синтезированных слов. Образование неологизмов происходит не по случайным, а по обобщенным типизированными образцами. Неологизмы образуют группы, отражая обобщенные словесные значения, сформированные в когнитивной сфере ребенка. Часть из них служит для выражения грамматических отношений, другая - логических категорий.

Основной единицей языка как орудия мышления и общения является предложение, поскольку в нем всегда что-то высказывается.

Основой предложения является предикативность (М. Жинкин, Д. Ф. Николенко, А. М. Шахнарович), передана словом и интонацией. Каждое предложение образуется в категории предикативности, которая и является его грамматическим значением.

Предикат - это предметный смысловую связь, который отображает отношение между названными предметами. Отдельно взятое предложение вообще не может быть произнесено, если тому, кто говорит, неизвестно, где в нем предикат. Осмысленность высказывания лишь тогда, когда у него будет помещена какая-то мысль. А мнение - это результат работы интеллекта.

Предложение - это самый высокий уровень иерархической структуры языка и речи. Особенность языка (и в "ее составе предложения) заключается в том, что ее построения обеспечивает возможность передачи мысли от одного человека к другому (Μ. Жинкин).

Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи освещены в работах А. Н. Гвоздева, А. М. Леушина, Н. А. Рыбников, В. И. Ядешко и других.

Первые предложения связаны с появлением предикативности в речи ребенка (начало второго года жизни). Основной ее признаком является отнесение содержания излагаемого к действительности. Ребенок довольно рано понимает предикативность в пассивной форме, когда сама еще не владеет языком как средством общения. На предложение взрослого ребенок выполняет различные действия (падает, прячется и т.д.).

А. М. Шахнарович в развитии предикативности в детском вещании выделяет следующие этапы:

1) нерозмежування слова-предложения и ситуации;

2) объединение в предложения названий отдельных элементов ситуации (без выражения связей);

3) соединение отдельных названий элементов ситуации с помощью интонации;

4) выражение структуризации ситуации с помощью грамматических средств.

Предикативность ярко выступает в однословные предложениях, является первой стадией в становлении грамматического строя речи (1 г. - 1,5 - 1,8 г.).

По своему значению слова-предложения составляют законченное целое, они выражают некое сообщение. Первые слова-предложения обозначают действующих лиц ( папа, мама, тетя), животных (ав-ав, киса), части тела (ука- рука), названия предметов (кася, моко), действий (дай на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями, интонацией и представляет по сути целую законченную фразу.

По интонации А. Н. Гвоздев различал следующие типы слов-предложений: а) приказу предложения, выражающие желание, требование; б) именительные (номинативные) - сопровождаются восклицанием и встречаются довольно часто; в) позывные предложения.

Слова-предложения носят ситуативный характер, их пониманию помогает обстановка, ситуация, в которой ребенок произносит это слово. По данным Η. П. Серебренников, переход к предложению возможно при условии, если ребенок имеет в словарном запасе 40-60 слов.

В период от 1,8 м. - 1,10 м. Появляются двосливни предложения (неполные простые), которые являются сознательной конструкции, где каждое слово обозначает предмет или действие. Двосливни предложения различают приказу (дай мяч) и повествовательные, в которых сообщается о чем-то (киса ам).

До 2-х лет наблюдается появление трех- и чотирьохсливних предложений. Это начало овладения простым распространенным предложением. Появляются вопросительные предложения. Сначала это предложение, где вопрос выражается интонацией (Мама купила булку?), Позже ребенок употребляет долю "да", которая произносится с вопросительной интонацией, дальше - предложение с вопросом о месте действия с наречиями где, куда.

У 1,9 м. Появляются предложения с однородными членами. Пике использования простых распространенных предложений ребенок достигает в 5,5 лет.

Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1,9 м., С 2-3 лет - наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Итак, сначала дети пользуются простыми по структуре предложениями, затем усваивают сложные конструкции.

Наличие сложных предложений свидетельствует о связи между отдельными представлениями, которые постепенно усложняются (причинные, временные и другие). К концу третьего года жизни у ребенка почти все разновидности сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Для того, чтобы ребенок овладел правильной грамматическим строем слов в предложении, ей необходимо решить два сложные задачи: 1) научиться по-разному менять одно и то же слово; 2) научиться различные слова менять одинаково.

Вторым этапом в овладении грамматическим строем является усвоение флективного системы родного языка, правильное употребление падежных форм. Первые проявления флективности, как отмечают исследователи, можно заметить уже в начале второго года жизни.

До 2-х лет ребенок овладевает винительным, родовым и именительном падеже. Во 2 году. И 2 м. В речи появляются дательный и творительный падежи. Флексиями (Д. Ф. Николенко) множества в именительном падеже существительных и множества первого лица глагола дети овладевают уже на стадии употребления назывных однословные предложений. Овладение флексиями косвенных падежей и второй и третьей лиц глаголов гораздо более сложным процессом. Флексиями ребенок овладевает в связи с пониманием отсутствия предмета (некого? Чего?), Места действия (где? На ком? На чем?), Направленности действия на кого-то или что-то (кому? Чему? Кого? Что?). Флексиями творительного падежа ребенок овладевает позже.

Третий этап в становлении грамматического строя речи - овладение согласованием и управлением. Этот этап связан с овладением ребенком многословными предложениями, союзами. К концу 3-го года жизни ребенок овладевает падежными формами, усваивает суффиксы зменшености, збильшености, ласки.

После 3-х лет дети активно усваивают сложные предложения с союзами, целый ряд падежных форм, продолжается овладение суффиксами.

До 7 лет ребенок хорошо владеет грамматическим строем родного языка.

При любой патологии речи ребенок не обойдет в своем речевом развитии трех основных периодов, выделенных А. Н. Гвоздевым. Но процессы усвоения различных сторон речи детьми с ОНР намного сложнее, очень затягиваются и имеют свои качественные отличия. При различных клинических формах нарушений речи наблюдаются свои отличия в отношении сроков и особенности усвоения тех или иных элементов языка.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения - преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

Зайка сядет на стул, Мишка - в кресло, Маша - на диван. И т.д.

Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К. Д. Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.

Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Приведем примеры.

Словообразование: гнездо птицы, или птичье гнездо, хвост лошади, или., хвост лисицы, или., верность собаки, или., лапка лягушки, или., лапа медведя, или.

Морфология:

· железо тяжело, но свинец еще тяжелее, лошадь высока, но верблюд еще. (выше), белка хитра, но лисица еще. (хитрее), месяц светит ярко, а солнце еще (ярче), груша сладка, а мед еще.;

· свои глаза. Дороже алмаза (что?). Я не отдам ни за что (чего?).

Трудно не верить (чему?). Берегите пуще всего (что?). Мы видим и небо, и землю (чем?). Кто же заботится (о чем?).

Синтаксис:

· копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как? Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

· собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

Е.И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др.

В современных методических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок - ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

· ехать - приезжай, макать - маши, искать - ищи;

· снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу;

· надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок - носок; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже.

Усвоение грамматических форм - сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.

В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

Практика речевого общения - важнейшее условие формирования грамматических навыков.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.

Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:

Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.

Ну хорошо, - обобщает взрослый, - все хотят лепить снеговика. Подумайте, что с собой надо для этого взять?

Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее.

Что еще надо взять? - Лопатки. - Сколько лопаток? - Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.

Миша, проверь, все ли взяли? - Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.

Другая ситуация.

Дежурные помогают сервировать стол к обеду. Какая посуда нужна для обеда?

Сколько ребят за этим столом? (Шесть.) Значит, сколько надо тарелок? (Шесть тарелок.) Мелких или глубоких? А сколько ложек?

(Шесть ложек.) Сколько чашек? (Шесть чашек.)

Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.

Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного - три полотенца, у второго - пять полотенец, у третьего - шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Исправление грамматических ошибок.

Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьевой, А.М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». - «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.

Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», - говорит воспитатель.

Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек).

В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.