Варианты подвижных игр для детей. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е.А

Виды подвижных игр

В отличие от спортивных игр (футбола, волейбола, городков и др.), более сложных в организации и требующих от участников владения специальными навыками и особой тренированности, игры подвижные проще, более разнообразны и не требуют четких правил и специального оборудования.

Известны следующие виды подвижных игр :

Подражательные.

Это подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Малыши очень любят двигаться под потешки и песенки взрослых, а так же играть с игрушками.

Сюжетные.

Некоторые игры имеют сюжет и правила. Например, игра «гуси-лебеди».

С правилами.

Это игры, у которых нет сюжета, но есть правила. Например, «салочки» или «прятки».
Таких игр достаточно много.

Носящие соревновательный характер.

С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др.

У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер.

С определенными заданиями.

В школьном возрасте форма и содержание подвижных игр усложняются.
Особенно полезны игры с определенными заданиями, в которых действия детей приобретают целенаправленный характер, закрепляются их двигательные навыки, развиваются подвижность и ловкость.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.)

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах
Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки.
В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки
Подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжет-ные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.
Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.
При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.
Приведем образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».
Дети садятся на стульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой красный автомобиль и загудел "би-би-би". Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит "би-би-би", все воробушки должны лететь в гнездышки».
Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя роль и воробушка и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».
Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода) и т.д. К концу года роль автомобиля можно поручить наиболее активному ребенку.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираютНя игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Ив этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль Водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, Нон может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в д-ре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, Справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры - «Найди себе пару», «Чье звено вкорее соберется?» и т.д.
Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».
Воспитатель рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку. "Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла". Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких Нюзлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. "Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!" Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».
Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят.
Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки.
Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, Не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей старшей группы отличаются большей коорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость„твор-чески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.
Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.
Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.
При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.
Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).
Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению праавил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.
Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно Подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.
Например, Дима Е., шести лет, побывав летом вместе с родителями в альпинистском лагере, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа:
«На огромной территории нашей Родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелится трава. А на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно.
Чтобы подняться к "вершине", надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».
Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры - вид физической активности, средства физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер.

Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно - воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильным определением целей и задач для каждого занятия. Для решения поставленных задач большое значение имеет правильный подбор подвижных игр и игровых заданий, что поможет учителю придать уроку привлекательную форму, облегчить процесс запоминания и освоения, повысить эмоциональный фон урока.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры ориентированы на закрепление и улучшение разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того либо другого вида спорта. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны между собой. Дети, реализуя потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию, совершенствуют основные двигательные навыки, а также они учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Эти компоненты являются хорошей тренировкой в быстром - в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом - переключении внимания и развитии его гибкости.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Подвижные игры способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также гимнастике и в спорте.

Воспитание моральных свойств, целеустремлённости, рвения к победе через преодоление проблем тесно связано с выбором игр. Необходимо подбирать игры, воспитывающие нужные свойства и правильное понимание жизни. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после мощного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Итак, подвижные игры имеют образовательное, воспитательное, оздоровительное значение и занимают огромное место в жизни детей младшего школьного возраста.

  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 33. Вариативность подвижных игр.

    Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность, позволяет использовать их боле целесообразно, с учетом подготовки детей. Подвижные игры можно усложнять, но изменения должны быть обоснованными. Можно усложнить двигательные задания (увеличить расстояние для бега, прыжков); ввести новые движения («Поезд», «Чье звено скорее передаст флажок»); изменить форму построения игры (просто бегут, обойти обруч). Можно изменить темп движения, увеличить число ловящих, усложнить правила (бежать только в определенном направлении). Или роль выполняет воспитатель, потом ребенок. Можно ограничить площадь, увеличить расстояние. К составлению новых вариантов игр, можно привлекать детей. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

    35. Методика обучения детей игре в футбол, хоккей .

    Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, в Д/У уделяется большое внимание. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Используются элементы спортивных игр, подводящие детей к более сложным игровым действиям. Обучать детей старшего дошк-го возр. начинают на специализированном (тематическом) зан-ии, структура кот. должна быть похожа на структуру традиционного физкультурного зан-я. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части.

    Футбол . Дошк-ки обучаются упрощённому варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнёру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры. Из технических футбольных приёмов дошк-ов целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: па прямой, зигзагом, дуге и т. д. Удары ногой по мячу выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренним боком стопы, носком ноги. Приемы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадке дети учатся носком ноги, внутренним боком подъема ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на | поле. Для того чтобы научиться владеть мячом, детям необходимо много упражняться: катать мяч ногой вперед - назад, в стороны, подбивать мяч подъемом ноги; подбрасывать мяч руками, подбивать ногой и ловить; подцепить мяч носком ноги и подбросить вверх. Со временем дети овладевают умением прокатывать мяч правой и левой ногой в определенном направлении, попадать в кеглю, закатывать в ворота. Дошкольники учатся отбивать мяч об стену неск-ко раз подряд (задерживают мяч ногой и снова отбивают), передавать мяч друг другу, прокатывая его по земле. Удары выполняют внутренним боком ступни. Освоив необходимые приемы; дошкольники могут играть в футбол. В игре принимают участие 2 команды по 5-7 игроков. Играют 2 тайма по 15 мин Между ними 5-минугный перерыв. Игра начинается с центра поля. Игроки пытаются подвести мяч к воротам противника и забить гол. Все действия с мячом выполняются только ногами, руками дотрагивается до мяча вратарь. Во время игры запрещено толкать соперника, руками задерживать его.

    Игра в баскетбол - командная игра. Она включает в себя - бег прыжки, бросание мяча, кот. выполняются при противодействии партнера. В состав команд входит определенное кол-во участников продолжительность игры ограничена во времени. На первых этап важно научить реб-ка правильно держать мяч: на уровне груди обеими руками, согнутыми в локтях, кисти рук лежат сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены. Реб-к учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Он выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу мячу, захватывает его пальцами, гасит скорость полёта, притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста. Техника игры в баскетбол состоит из двух видов действий. Для 1-го из них характерны движения, кот. выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. 2-ой вид включает действия с мячом: ловлю, передачу, ведение и забрасывание мячей в корзину. О.С. баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища. Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами. Во время бега ребенок должен выполнять перекат с пятки на носок. Учить детей остановкам необходимо в следующей последовательности: остановка после ходьбы, после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе, неожиданная остановка.

    Основное внимание необходимо обратить на технику удержания и выполнения действий с мячом. Важно научить ребенка правильно держать мяч. И.П. - держать мяч на уровне груди обеими руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади сбоку, пальцы широко расставлены. При ловле мяча необходимо обратить внимание детей на то, что мяч нужно встречать руками, следить за его полетом. Мяч не следует долго задерживать в руках, нужно действовать быстро. Одновременно детей учат передавать мяч сначала двумя руками, а потом и правой, и левой (на месте и в движении). При передаче мяч нужно держать на уровне груди. Одним из наиболее важных действий с мячом явл. его ведение. Вначале дети ведут мяч с высоким отскоком Такое веден не требует низкой стойки, ребенок учится правильно держать спи не наклоняться к мячу, видеть площадку. Дети не должны бить мячу, а толкать его вниз, вести вперед - сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч. Целесообразно использовать подготовительное упр-е: отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте. После этого дети переходят к ведению мяча передвигаясь шагами, а потом во время бега (мяч ведется по прямой, со сменой направления, а также при противодействии другого игрока). Успех игры зависит и от точности попадания мяча в корзину. Движения при передаче мяча и забрасывании, его в корзину явл. одинаковыми по своей структуре, поэтому детей учат забрасывать мяч двумя руками от груди и одной рукой от плеча. При 1-ом способе реб-к мячом описывает небольшую дугу до туловища вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросает мяч в корзину. При 2- ом - мяч находится на ладони согнутой локтевом суставе руки и придерживается другой. Слегка согнутые нога выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти направляется в корзину. Расстояние до корзины вначале 1 м потом 2-2,5 м. Дошк-ки играют в баскетбол 2 тайма по 5 мин, между ними обязательно планируется небольшой перерыв. Педагог следит за продолжительностью игры. Во время перерыва он может предложить детям поиграть в игру малой подвижности, заменить уставших детей. Если мяч перелетает через боковую линию, игра останавливается. Возвращает мяч в игру команда противника. С мячом в руках ребенок может сделать не более трех шагов, после этого он должен вести мяч, передавать его другому игроку или забросить в корзину. Запрещается: вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним в руках, толкать детей, держать их за одежду, руки.