Формы работы методиста. Структура, формы и методы методической работы

Великое благо тому, кто научился учиться.
Менандр

Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

  • формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
  • развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
  • стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.

Методика “Мозаика”

Всякое знание остается мертвым, если …
не развивается инициатива и самодеятельность.
Н.А.Умов

  • Учителя-предметники.
  • Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).

Мотив участия:

  • личная заинтересованность;
  • осознанный выбор участия;
  • эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).

План работы семинара

1. Краткое вступление руководителя тренинга.

2. Теоретическая часть.

А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).

Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.

В) Методики и технологии обучения.

3. Формирование рабочих групп.

4. Работа с элементами тренинга в группах.

5. Итоги тренинга: представление результата групповой работы

6. Рефлексия.

Ход семинара-тренинга

Семинар проходит в компьютерном кабинете.

I. Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12. Презентация)

1) Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. - “путь”):

1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;

2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

Активные и интерактивные методы обучения:

Игровые, проблемные задания,

Метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),

Метод генерации идей (мозговой штурм),

Организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Типы уроков: - Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.

Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.

Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.

- “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.

Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.

Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.

Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • коллективная,
  • групповая.

Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:

  • цели и задачи обучения,
  • учебные возможности учащихся,
  • внешние условия,
  • возможности учителя.

II. Теоретическая часть

Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение” (Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы. (Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.

2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

Ведущий рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

Как учить разных учеников?

Как поддерживать разнообразных?

Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Как оценивать разных детей:

По способностям,

По старанию,

По другому (какому?) принципу?

III. Создание рабочих групп

Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

1 группа – “Работа в малых группах”

2 и 3 группы - “Проблемное обучение”

4 группа - “Мозговой штурм”

Инструкция для работы в группе:

За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

Должны участвовать все члены группы.

Предполагается использование следующих методических идей:

Применение игровых заданий;

Использование активных форм обучения;

Организация группового взаимодействия учащихся;

Повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

Правила общения в группе:

Говорить кратко.

Говорить конкретно.

Слушать внимательно.

Запрашивать дополнительную информацию.

Не объяснять своего поведения.

Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

VI. Защита проектов. Представление результата групповой работы.

V. Рефлексия. (Слайды 38-45)

1) - Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?

Какие выводы сделали в ходе тренинга?

Что следует изменить?

2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?

Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?

Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?

3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;

Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

5) Заполнение анкеты:

1. Я сегодня был недоволен тем, что…

2. Мне понравилось, что…

3. Я получил бы большую пользу, если бы…

4. Самое важное для меня сегодня…

Желаем всем больше методических находок!

Будьте активными и успешными педагогами!

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Мы подробно поговорим в лекции № 6 о том, как подготовить и провести заседание педсовета, поэтому предлагаю вам еще раз вспомнить содержание данной лекции.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Итак, компетентность, так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

В ходе консультации используется метод дискуссии.

По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак - место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

Пропаганда опыта;
- обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.

Деловые игры

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловая игра?

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

Создание проекта деловой игры;
- описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры;
- составление задания для участников;
- подготовка оборудования.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Самообразование

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

Работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
- участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
- получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученно-го опыта и на его основе - построение нового опыта.


Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Цель индивидуальных форм методической работы - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Основой методической работы является наблюдение воспитательно-образовательной работы в группах. Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут ваши рекомендации, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2-3, которые носят существенный характер, и их учет в дальнейшей работе позволит решить существующие у педа-гога проблемы. Наблюдая процесс взаимодействия воспитателя и детей в процессе игр, занятий, других видов деятельности с определенной целью (например, анализ характера обращения воспи-тателя к детям в повседневной жизни), вы, безусловно, обратите внимание и на другие проблемы, но пусть это будет целью последующего наблюдения.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя - приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить эффективность работы воспитателя. Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Уходя из группы, достаточно поблагодарить его, попрощаться с детьми, можно назначить время воспитателю для беседы. Там, где эта работа приобретает характер системы, воспитатели сами приходят в определенное время в методический кабинет, чтобы побеседовать со старшим воспитателем. Такая беседа носит характер деловой.



Беседа - одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Старший воспитатель должен, хорошо подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат. Нельзя надеяться на то, что как-нибудь все получится само собой, надо тщательно продумать те вопросы, которые вы хотите обсудить с воспитателем. Искусству проводить деловые беседы надо учиться.

Нужно усвоить несколько важных рекомендаций по ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на том, что в любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о чем идет речь.

1. Внимательно выслушайте собеседника до конца. Всегда беседа начинается с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему она использовала те или иные приемы, что получилось, а что нет, почему. Иначе говоря, должен быть проведен самоанализ своей деятельности.

2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего собеседника. Не допускайте, чтобы ваше мнение складывалось до того, как вы тщательно взвесили все факты.

3. Избегайте недоразумений и неверных толкований. При любой неясности сразу же прямо справляйтесь у собеседника, что же именно он подразумевает? Не допускайте в разговоре недостаточно ясных терминов, недомолвок. Изложение должно быть ясным,

систематизированным, сжатым и прежде всего понятным и простым. Это относится как к воспитателю, так и к методисту.

4. Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед - это искусство общения с людьми. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д.

5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности рекомендации или совета, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Всегда надо следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение увеличивает шансы успешного завершения беседы.

6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается. Не воспринимайте как трагедию, если собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится, а сможет уверенностью тона, мягкостью речи успокоить собеседника.

7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постарайтесь не допускать впечатления, что собеседник под вашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет ваши предложения потому, что вы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не спешите - дайте своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности ваших идей.

8. Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.

Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого - направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего - заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей - столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.

Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование . Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования - одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения. Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик - хороший стимул для организации этой работы.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д. Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контро-лируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа. Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, 51

проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию - источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.

Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т.д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Тема 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5. Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание. Проанализируйте план работы специалистов. Предложить темы занятий и экскурсий.

Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

Выделите особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования

Интегрированное планирование специалистов в МДОУМесяцы Тема, цель интегрированных занятий Воспитатели групп Специалисты Музыканты
Познавательные занятия Экскурсии, прогулки Интегративные занятия «Музыкальная гостиная »
Сентябрь «Вновь мы вместе» («Дружба») Цель: формирование коммуникативных способностей детей дошкольного воз-раста «Что такое дружба?» (по-словицы, пого-ворки, рассказы, стихи, сказки о дружбе) Организация хороводов на прогулках и игр на сближе-ние «Шире круг» «Музыка нас свя-зала...» (хороводы, музыкальные игры на сближение)
Октябрь «Золотая осень» Цель: обратить внимание детей на красоту осенней природы «Время года - осень. Три осени» Экскурсии и прогулки по микрорайону, в парк «Уж небо осенью дышало» Музыкальные произведения об осени. (П.И.Чайковский, Вивальди)
Ноябрь «Доброта» Цель: знакомство детей с добротой как чертой характера человека «Доброта, доб-рый человек, добрые сказоч-ные герои» (доброта как черта характера) Экскурсия в городской вы-ставочный зал (добрые лица) «Мы творим добро» Как музыка влияет на характер человека
Декабрь «Здравствуй, Новый год!» Цель: познакомить детей с историей возникновения но-вогоднего праздника «Как встречали Новый год на Руси» (о елке, Деде Морозе, старом и Новом годе, новогодних Экскурсии по городским площадям, где стоят елки «Зимняя сказка» Музыкальные произведения о зиме
  • 1.8. Образование как функция общества. Принципы государственной политики в области образования
  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы

    Индивидуальная методическая работа – это самообразование педагога, которое позволяет выбрать удобный для него режим учебы и вопросы, необходимые для изучения. Педагогическое самообразование обеспечивает самостоятельное целенаправленное приобретение знаний в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии и овладение методикой обучения и воспитания. Индивидуальная методическая работа, которая является основной формой совершенствования педагогического мастерства, осуществляется по следующим основным направлениям :

    1)изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;

    2)создание комплексного методического обеспечения преподавания предметов и профессий;

    3)изучение и внедрение современных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;

    4)анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;

    5)участие в работе педагогического совета, методических комиссий, семинаров, педагогических чтений, творческих объединений педагогов и т.д.

    Методическая самостоятельная работа планируется каждым педагогическим работником на год. Цели и содержание методической работы педагогических работников должны быть взаимосвязаны с целями учебного заведения.

    Индивидуальную методическую работу с педагогическими работниками проводит директор, заместители директора, методист, председатели методических комиссий и руководители других методических подразделений по оказанию им помощи в совершенствовании педагогического и профессионального мастерства, в разработке учебно-программной документации, проектировании учебных занятий, создании учебно-методических комплексов, в разработке авторских учебных программ, методических пособий и т.д.

    Деятельность педагога по научно-методическому обеспечению:

    1.Разрабатывать учебно-программную документацию.

    2.Составлять учебно- методические комплексы, разрабатывать основные их компоненты.

    3.Внедрять в образовательный процесс совр. пед. технологии, автоматизированные обучающие системы, Эл. Средства обучения, тренажерные комплексы.

    4.Создавать и развивать материально-техническую базу учреждения образования (кабинета).

    5. активное участие в работе пед совета, мед комиссий и др объединениях.

    2.5. Формами коллективной методической работы являются педагогические советы, методические советы, методические комиссии, творческие группы, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории и т.д.

    Педагогический совет организуется как постоянно действующий коллегиальный орган для обсуждения и решения актуальных вопросов по всем направлениям (учебная работа, воспитательная и идеологическая р-та, учебно-произ-я дея-ть, админ-но-хозяй-я, внебюджетная, организ-управле-я, инновац-я) деятельности УО. Он определяет цели, формы и содержание, но в то же время методическая служба учебного заведения влияет на решения педагогического совета. Состав педагогического совета определяется приказом по учебному заведению ежегодно. Порядок работы педагогического совета определяется Положением о педагогическом совете, утвержденным приказом Министерства образования. Материалы о работе педагогического совета оформляются в книге протоколов педагогического совета и хранятся в учебном заведении 10 лет. Решения педагогического совета обязательны для выполнения всеми членами педагогического коллектива.

    Метод.комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей (мастеров производственного обучения) определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп профессий). В случае недостаточного количества педагогических работников для создания в учебном заведении методической комиссии, могут создаваться кустовые методические комиссии педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений. В случае необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) методические комиссии. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избираемые из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогических работников учебного заведения. Состав методических комиссий, председатели утверждаются директором и оформляются приказом по учебному заведению. Руководители учебного заведения являются членами методических комиссий по профилю их преподавательской деятельности.

    Заседания методических комиссий проводятся ежемесячно. Планы работы комиссий являются составной частью плана методической работы учебного заведения и составляются на год. Материалы о работе методических комиссий оформляются протоколами, которые отражают решения и рекомендации по обсуждаемым вопросам. Рассматривают вопросы: анализ-т качество деятельности всех членов комиссии, организ-т и проводят предметные недели, выявление иннов-го опыта, его обобщение, сисием-я и передача. С целью создания условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, организации общего обсуждения актуальных проблем педагогики, дидактики, методики в рамках методических комиссий могут проводиться открытые уроки, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.

    Педагог-е мастерские – это своеобразные авторские классы, когда педагоги, мастера своего дела передают свой практический опыт другим членам педагогического коллектива. В учебном заведении могут работать одна, две и т.д. педагогических мастерских. Из года в год эти мастерские могут меняться: вырастают в коллективе новые мастера - появляется возможность создания новой творческой мастерской. Педагогические мастерские – это школы взаимного роста.

    Творческие группы создаются для:

    1.разработка новой учебно-программной документации;

    3.разработка тестовых заданий для контроля качества профессионального образования и т.д.

    К наиболее актуальным проблемам, по решению которых могут быть созданы творческие группы, могут быть отнесены следующие: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; технологии развивающего обучения; развитие технического творчества учащихся; разработка учебно-программной документации. По итогам работы творческих групп составляются отчеты, предложения, методические рекомендации, которые заслушиваются на заседании методических комиссий, педагогического и методического советов, на которых дается оценка результатов деятельности группы и принимается решение о внедрении предложений, рекомендаций в педагогическую практику.

    Экспериментальные лаборатории создаются на базе любого кабинета, для начинания какого-нибудь исследования (инновационного). Затем проводится апробация результатов исследования и общий результат выносится на обсуждение на пед. совет (эффективно ли проведённое исследование можно ли внедрять его во всём учреждении образования).