Стол из обожженного дерева своими руками. Обжиг древесины: технология обработки открытым пламенем



Я сделал журнальный столик из бетона, который выглядит, как мрамор (по крайней мере, для меня). Столешница изготовлена из готовой смеси армированного стекловолокном бетона (стеклобетона), и вылита в форме из меламина. Я разделил раствор на части, придал им разный цвет (от белого до темно-серого), залил все в форму и слегка перемешал рукой, чтобы придать смеси мраморный вид.

К основанию я применил древнюю японскую технику под названием «Shou Sugi Ban». Я использовал ее модернизированный вариант, и обугливал поверхность дерева пропановой горелкой. Такая обработка – это природный способ сохранения древесины. А после нанесения низковязкого масла, например, датского, поверхность станет стойкой к износу. Технику хорошо применять к любой породе дерева с крупной текстурой, как Дугласова пихта, сосна и кедр. Я использовал недорогой брус 10 x 10 см из Дугласовой пихты, который я приобрел в местном магазине-складе.
Материалы




ДЕРЕВО:

  • – три бруса Дугласовой пихты, кедра или сосны 10 x 10 см и длиной 2,5 м.;
  • – нагеля диаметром 20 мм.;
  • – 120 х 250 см меламиновый лист для изготовления формы для бетона.

БЕТОННЫЕ (СТЕКЛОБЕТОННЫЕ) СМЕСИ:

  • – два мешка смеси для основы стеклобетона;
  • – 0,68 кг пакет щелочеупорного волокнистого стекла;
  • – инструмент для украшения тортов для выравнивания краев;
  • строительный миксер;
  • – пропитка для бетона на свой выбор;
  • – абсолютно черный силиконовый герметик;
  • – полировочная смесь на основе воска;
  • – краска для бетона.

ЕЩЁ ЧТО НУЖНО:

  • – пропановая горелка;
  • – датское масло;
  • – распиратор;
  • шлифовальный круг с алмазным напылением (для обработки нижней части стола);
  • – набор сверл по дереву;
  • – уровень;
  • – кондуктор для сверления;
  • – кожух для угловой шлифмашины с пылеотводом.

ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ:

  • – угловая шлифовальная машина;
  • – 18-вольтовая беспроводная торцовочная пила;
  • – набор 18-вольтовых беспроводных шуруповертов;
  • – распиловочный станок с шириной пропила 82 см;
  • ручная пила;
  • – торцовочная пила.

Делаем деревянную основу из бруса 10 x 10 см.











Основа сделана из 8 кусков бруса 10 х 10 см. Я использовал только Дугласову пихту. Все куски бруса я обработал рубанком, чтобы получить материал абсолютно одинакового размера. Их ширину можно сделать по-своему усмотрению, но и можете использовать стандартные брусья 10 х 10, просто постарайтесь выбрать сразу гладкие. Для основы понадобится 3 бруса длиной 2,5 м каждый.

Вот восемь элементов (есть на изображении):

  • 4 ножки (A);
  • 2 внешние стяжки (B) – каждая расположена между двумя боковыми ножками;
  • 2 внутренние стяжки (C).

Все углы будут резаться под углом 36 градусов. Однако, я рекомендовал бы сначала резать все брусья чуть-чуть длиннее (например, на 10 см или больше, чем нужно), а затем, установив торцовочную пилу на 36 градусов, проделать остальную работу.

Сначала отрежьте 4 ножки (A). Чтобы не заниматься тригонометрией и получить точную их длину, я рекомендую отрезать брус под углом 36 градусов, затем приложить его спиленной частью к поверхности стола, перпендикулярно поверхности стола вверх отмерить 40 см (или нужную вам высоту), сделать отметку на брусе и в этом месте отрезать его под углом 36 градусов. Затем режем остальные ножки по размерам первой.

После этого отрежьте две внешние стяжки (B). Для этого я поставил две боковые ножки и подпер их обрезками бруска, которые остались после их отпиливания, чтобы они стояли. Затем, развел их в разные стороны, чтобы добиться нужного расстояния между их вершинами (у меня это было 110 см). Далее отмерил дистанцию между нижними краями ножек, так получил более короткая длину (для нижней части) внешних распорок (B). Потом отрезал брус под углом 36 градусов в отмеченных местах.

Теперь отрезаем две внутренние распорки. Чтобы это проделать, нужно приложить две боковые ножки и внешнюю распорку вместе (снова обрезки помогут в этом). Приставьте рядом брусок для внутренней распорки и отметьте место отрезания под углом. Осталось поработать торцовочной пилой.

После отрезания всех 8 кусков, я их буду склеивать. В идеале, при помощи струбцин нужно сделать механизм, который зафиксировал бы внутренний угол между каждой ножкой и внешней распоркой в 144 градуса. Однако я смазал части клеем и, используя обрезки бруса, расставил части конструкции вручную. Зафиксировал все с помощью шурупов, пока клей не высох.

После высыхания клея я закрепил конструкцию при помощи 15 см глухарей. Они зафиксировали ножки с внутренними распорками. Сначала я высверлил неглубокое отверстие диаметром в 20 мм, чтобы головка пряталась внутри, затем 6 мм предварительное отверстие и загнал в него глухарь.

Забив в отверстия нагель, я спрятал головки глухарей.

После этого ленточным шлифовальным станком обработал элементы распорок, чтобы сгладить между ними все неровности, и сточил выступающие остатки нагелей. Затем наступило время обжига.

Обрабатываем дерево огнем




Смотрите видео по обработке огнем

Эта часть работы оставляет положительные впечатления. Подготовьте газовую горелку согласно ее инструкции. Сам процесс довольно безопасный, но лучше поблизости иметь огнетушитель. На всякий случай.

Здесь сложно перестараться. Направьте сопло горелки на дерево. Самая горячая часть пламени (голубой его конец) должна слегка касаться деревянной поверхности. Дерево становится коричневым, а затем чернеет. Когда эта часть работы выполнена, выключайте горелку и смочите деревянные поверхности водой (я использовал распылитель). После этого, используя щетку, нужно легкими движениями удалить обгоревшие части пепельного цвета.

Когда дерево остынет, нанесите на него полировочное масло. Я использовал датское масло, потому что оно проникает в дерево, и застывает в нем. Это делает обугленную «кожу аллигатора» на дереве более прочной и стойкой к износу. Вам понадобиться большое количество масла, потому что эта техника хорошенько подсушивает дерево и открывает его поры для впитывания. Я покрывал его тремя слоями, и после этого мне пришлось это сделать еще раз.

Сделайте из меламина форму для заливки бетона








Это форма, поэтому столешница будет отливаться верхней частью вниз.

Чтобы сделать форму вам нежно сделать следующее:
а) Отрежьте полосы меламина для боковых сторон формы на высоту вашей столешницы + 2 см. В моем случае столешница была 4 см в высоту, поэтому полосы я отрезал шириной в 6 см. Это проще сделать на распиловочном станке, но можно использовать торцовочную пилу, если будете все делать последовательно и аккуратно. Отрезайте все полосы одновременно, так они получатся одинаковой ширины. Потом отрезаем полосы в длину. Каждая должна быть на несколько сантиметров длиннее, чем основание. С помощью этой выступающей части, боковую полосу будет проще снимать после застывания бетона.
б) Отрежьте основание формы из меланина по размерам столешницы. В моем случае она составила 120 х 55 см.
в) Сделайте предварительные отверстия в боковых сторонах, затем прикрутите их к основанию. Я использовал для этого 30 мм саморезы.
г) Покройте внутренние части вашей формы восковой смесью.
д) На внутренние швы нанесите силиконовый герметик и с помощью инструмента для украшения тортов (в виде небольшого шарика на палке) выровняйте их. После засыхания герметика нужно убрать его излишки.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, КОТОРЫЙ Я УПУСТИЛ: Вам понадобятся бруски для удержания пенопластовых вставок в растворе. Их можно прикрепить к боковым частям формы на последней стадии заливания раствора.

Вырежьте пенопластовые вставки в бетон




Вам нужно вырезать пенопластовые вставки из листа толщиной 15 мм, которые будут окунаться в раствор. В этих местах столешница будет 2,5 см толщиной (в отличии от краев, где толщина будет все 4 см). Ножом вырезаем две пенопластовые пластины нужных размеров, чтобы они размещались на 7-10 см от каждого края столешницы. Пластину можно лишь надрезать, после этого она легко ломается руками. Если вам нужна точность, можно воспользоваться торцовочной пилой или вырезать вставки на распиловочном станке.

Смешайте и вылейте раствор в форму










В моем проекте я воспользовался готовой смесью стеклобетона в которую нужно добавить лишь воду. Воду добавляем по инструкции. Прикиньте, какое количество раствора вам понадобится.

У меня вышло почти 45 кг сухой смеси. Я отделил примерно 10 кг для облицовочного покрытия (без стекловолокна), а остальные 35 кг использовал для основы (со стекловолокном). На 35 кг смеси я использовал 0,7 кг стекловолокна.

Когда готовите облицовочный раствор (и для основы), медленно добавляйте смесь в воду. Например, добавьте одну треть, перемешайте, еще треть и т.д. Можно добавить чуть больше воды (но не слишком), если хотите сделать раствор более текучим. Он должен выливаться, как взбитое жидкое тесто.

Чтобы получить мраморный вид, я отобрал три небольших ведерка раствора. В одно я добавил много краски, после чего его цвет стал темно серым (почти черным). Небольшое количество красителя вылил в оставшуюся часть раствора для облицовки в основном ведре, и лишь немного размешал, чтобы цвет был неоднородным. Затем все три цветовых варианта раствора я поочередно разлил в форму и размешал рукой, пока вся смесь полностью не укрыла дно тонким (примерно 5 мм) слоем. Залитая облицовочная часть должна постоять от 30 до 60 минут (в зависимости от времени застывания), после этого при прикосновении она должна казаться слегка влажной, но достаточно прочной. При заливании раствора для нижней части столешницы, облицовочная не должна быть нарушена.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: не нужно раствор для стеклобетона поддавать вибрациям.

Подобным образом подготовьте раствор для основы столешницы, но после того, как он будет готов, добавьте в него стекловолокно. Добавление стекловолокна должно происходить по частям, например, треть за одно перемешивание. Если раствор получился слишком густой, можно долить немного воды. Залейте его в форму. Рукой можно помочь растечься ему во все углы. Снова – вибрации не нужны. Если раствор сделать более текучим, он сам равномерно распределится по форме. Сначала залейте часть раствора без красителя (например, белого), затем в остаток добавьте краску и перемешайте, оставляя его неоднородным. На этом этапе погружаем пенопластовые вставки и закрепляем их внутри раствора при помощи брусков, прикрученных к боковинам формы. Затем заливаем остаток раствора до заполнения формы.

Шлифуем нижнюю часть формы

Застывание должно длиться не менее 24 часов (36 при температуре ниже 20 ºC). Если раствор поднялся выше пенопластовых вставок, эти излишки можно снять угловой шлифмашиной с диском с алмазным напылением. Затем извлекаем пенопластовые вставки. На этом этапе важно не разбирать форму, потому что при шлифовании удобно выравнивать дно по ее боковым частям.

Удаление элементов формы, шлифовка и пропитка







После выравнивания всех краев нижней части столешницы, пришло время разбирать форму. Выкручиваем все саморезы и отделяем все ее части.

Если боковины не очень хорошо отходят, можно слегка постучать по ним резиновым молотком. Если перевернуть столешницу, будет легче отделить нижнюю часть формы (теперь верхнюю). Для этого можно воспользоваться пластиковым шпателем (но не металлическим, чтобы не оставить царапины). Если основание формы сильно сцепилось с бетоном, тогда, скорее всего, отделению мешает вакуум. В этом случае поможет пистолет компрессора, конец которого нужно вставить между пластиком и бетоном. Это нарушит герметичность, созданную вакуумом, и пластик легко отойдет.

Затем всю бетонную поверхность стола смачиваем водой и вручную шлифуем наждачной бумагой P400. Когда чувствуете, что поверхность стала гладкая – шлифовать достаточно.

После этого на бетон нанесите пропитку. Это можно делать по инструкции.

Кладем столешницу на деревянную основу – И все!














Уложите столешницу поверх деревянной основы, выровняйте ее, чтобы она лежала идеально по центру. Осторожно приподнимите одну за другой стороны столешницы, чтобы на поверхности ножек нанести клей. Прежде чем клей высохнет, убедитесь, что столешница лежит идеально ровно.
Сморите видео по изготовлению стола

Original article in English

Вам может понравиться:

  • Из всего этого, девушка создала невероятной красоты…

Несмотря на то, что мы живем в век инновационных технологий, деревянное жилье не теряет своей актуальности, продолжая покорять новые горизонты. Популярность деревянных построек обусловлена уникальными свойствами древесины, а именно ее экологической безопасностью и высокой износостойкостью. Однако, в виду особенностей своей структуры, древесина нуждается в правильной защите, которая позволит продлить эксплуатационный срок материала, сохранив его первоначальные характеристики. В настоящее время для обработки древесины принято использовать химические вещества, которые обладают антисептическими и противогрибковыми характеристиками и предотвращают повреждения пиломатериалов насекомыми, плесенью и другими микроорганизмами, а также снижают воспламеняемость древесины. В последнее время сторонники экологически безопасных материалов стали обращать внимание на еще один способ обработки древесины - обжиг. Несмотря на то, что его принято считать инновационным, а обожженное дерево - новинкой в сфере отделочных материалов, первые упоминания об использовании этого метода относятся к XVIII веку. Именно тогда японцы впервые рассказали миру об уникальной технологии равномерной обработки древесины Shou Sugi Ban, что в переводе на русский означает «томление кедра». Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, и сегодня обожженное дерево вновь на пике популярности. В чем преимущества обожженной древесины и как осуществить обжиг древесины в домашних условиях - рассмотрим в настоящей статье.

Технология обжига древесины: историческая справка

Несмотря на то, что отечественные мастера не так давно обратили внимание на обожженную древесину, в развитых странах она давно на пике популярности. Например, на острове Наосами (Япония) в качестве строительного материала повсеместно используется обожженная древесина, а во внутреннем убранстве жилища непременно используются изделия из обожженного дерева, для изготовления которых использовалась древняя японская техника «томления кедра» Shou Sugi Ban. Обработка древесины в соответствии с этой техникой позволяет не только сделать текстуру материала более отчетливой, но и защитить его от насекомых, гниения, а также возгорания. История этого способа защиты древесины началась в XVIII веке, когда японцы, задумавшись о противопожарной защите территории, начали сжигать насаждения японского кипариса (который также называли японским кедром), растущего вокруг японских деревень. Позже они заметили, что обожженная древесина кипариса, не только не утратила своих исходных свойств, но и приобрела дополнительные декоративные и эксплуатационные качества, став устойчивой к поражению грибком и насекомыми. Это и стало отправной точкой для повсеместного использования обожженной древесины для облицовки фасадов.

Несмотря на то, что родиной обожженной древесины считается Япония, данный способ обработки пиломатериалов был известен практически на всех континентах еще с древности, когда наряду с осмаливанием (пропиткой древесины горячей смолой) его использовали в качестве одного из самых эффективных способов защиты древесины от насекомых и гниения. Это обусловлено структурными особенностями дерева, под воздействием открытого огня претерпевающими некоторые изменения. Рассмотрим их более подробно.

Структурные изменения древесины под воздействием обжига

Структура древесины такова, что по мере нарастания подкорковых слоев в ней происходит образование пор, что приводит к постепенному отмиранию волокнистых клеток. Повышенная пористость структуры и постепенное вытеснение волокон обуславливают одно из важнейших эксплуатационных качеств древесины - ее высокую гигроскопичность, то есть способность отдавать и впитывать частицы воды в зависимости от разницы между собственной влажностью и влажностью окружающей среды.

Еще одной особенностью древесины является неравномерность ее структуры. Она обусловлена образованием целлюлозных полимеров, сахаров и смол в процессе жизнедеятельности дерева, являющихся его главными органическими компонентами и обуславливающих главные недостатки древесины - горючесть и наличие благоприятной среды для размножения грибков и бактерий.

Однако есть достаточно эффективные способы снизить подверженность древесины внешним воздействиям. К ним относятся автоклавный нагрев (термолиз) и креозотная проварка древесины, в процессе проведения которых пиломатериалы подвергаются воздействию высоких температур (до 300-400 градусов), способствующих разрушению нестойких гемицеллюлозных образований. Именно они являются причиной образования легко горючих пиролизных газов и, как следствие, возгорания. Провести в домашних условиях такую обработку практически невозможно, однако есть другие, более доступные способы частичной закупорки пор и удаления большинства нестабильных полимерных образований. К ним относится обжиг древесины.

Зачем обжигать дерево и как это повлияет на его эксплуатационные качества? В процессе обжига происходит сужение волоконных каналов древесины, а также их закупорка смолами и продуктами горения, что способствует продлению срока ее службы.

На Руси, чтобы обжечь древесину, ее часто просто бросали в костер, что стало своеобразным прототипом современной процедуры обжига. Зачастую обжигали только нижнюю часть столбов, которые устанавливались в ямы в процессе строительства, а также лаги и доски для пола и кровли. Данное явление на Руси называлось «подкуриванием».

Преимущества обожженной древесины

  • Обожженная древесина может быть изготовлена самостоятельно в домашних условиях. Для этого необязательно привлекать специалистов, достаточно ознакомиться с основными принципами обжига и подготовить соответствующие инструменты;
  • Материал, подготовленный таким образом, приобретает высокую степень пожаробезопасности, так как повторное возгорание древесины практически невозможно;
  • В связи с тем, что в процессе обжига древесины происходит разрушение целлюлозных компонентов, являющихся благоприятной питательной средой для бактерий и грибковых микроорганизмов, практически исключается ее поражение насекомыми, плесенью и бактериальными микроорганизмами;
  • Обожженная древесина характеризуется высокой степенью гигроскопичности.

Обожженное дерево фото



В чем заключается процедура обжига: типы обжига

Внешний вид и декоративная ценность обожженной древесины могут различаться и напрямую зависят от техники и глубины обжига. В зависимости от глубины обжига, различают три степени обработки древесины:

  • Полный обжиг - разновидность термической обработки древесины, о которой имеет смысл говорить, если речь идет о масштабных работах. Полный обжиг древесины осуществляется в вакуумных печах при температуре до 400 градусов. Древесина, прошедшая процедуру полного обжига, используется крайне редко, так как, несмотря на свою изначально высокую прочность, не только уменьшается в размерах практически в два раза, но и теряет свои эксплуатационные характеристики. Однако данная методика нашла свое применение при изготовлении мебели из обожженного дерева;
  • Глубокий обжиг - технология, чаще используемая для пиломатериалов, ранее бывших в употреблении. Подвергнув доски и брусья глубокому обжигу, вы заметите, что вся толща материала качественно прогрелась, а его поверхность приобрела более выразительный внешний вид - оттенок такой древесины колеблется от переливающегося графита до угольно-черного, благодаря чему возможна имитация ценных пород. Настолько глубокого черного цвета практически невозможно достичь, обработав древесину другими методами, благодаря чему, ценность материала значительно возросла в глазах современных дизайнеров. Глубокий обжиг древесины осуществляется в открытых печах, а допустимая глубина прогорания верхнего слоя материала может достигать 20 мм;
  • Поверхностный обжиг - наиболее популярный способ термической обработки древесины в домашних и производственных условиях, суть которого заключается в равномерном обжиге материала с помощью паяльной лампы или газовой горелки с прогоранием верхнего слоя до 5 мм. Древесина, прошедшую процедуру обжига, шлифуют, в результате чего она приобретает не только оригинальную текстуру, но и повышенные прочностные характеристики.

Как обжечь древесину в домашних условиях: пошаговое руководство

Как правильно выбрать породу древесины?

Первое, с чем необходимо определиться перед тем, как приступить к работе - это выбор подходящей породы древесины. Оригинальная японская технология обжига древесины Shou Sugi Ban предполагала использование только кедра, однако с течением времени произошло постепенное накопление опыта работы в данной технике, и взгляды несколько поменялись. Сегодня считается, что для создания эффекта обожженного дерева подходит любая древесина, однако истинные ценители визуальных изысков отдают предпочтение породам с наиболее выраженной и оригинальной фактурой. К таким сортам относятся мягкие хвойные породы древесины - сосна и ель, характеризующиеся отчетливо выраженным рисунком годовых колец.

Не менее оригинально будет смотреться обожженная буковая и грабовая древесина, отличающаяся повышенной плотностью. Это обуславливает прогорание только верхнего слоя, за счет чего древесина приобретает оригинальные переливы серого и антрацитового оттенков.

Не меньшей популярностью пользуются и ценные породы древесины - клен, ольха и тополь, которые, пройдя процедуру обжига, приобретают знаменитую вытянутую текстуру, а также лиственница и орех, на поверхности которых образуются причудливые фактурные рисунки небольших размеров. Подготавливая материал для строительства и отделки бани или сауны, обратите внимание на березу - после обжига она становится очень пористой, за счет чего приобретает низкую теплоемкость и не обжигает кожу при соприкосновении с ней после нагрева.

Как подготовить материал к обжигу?

Материал, подлежащий обжигу, нуждается в тщательной подготовке. Важно проследить за тем, чтобы его поверхность была чистой, сухой и гладкой, уделив особое внимание отсутствию влажности на поверхности. Влажность древесины должна быть не выше 13-15 %, так как в противном случае воздействие высокой температуры приведет к образованию полос и пятен на поверхности материала, что существенно снизит качество проводимой работы. Также важно, чтобы на поверхности древесины не обнаруживались следы лакокрасочных материалов (краски или олифы), так как после обжига они приобретут вид пятен и неравномерно проявятся на поверхности. Однако это во многом зависит от времени воздействия огня и глубины проработки материала.

Важно! Идеальным материалом для обжига является недавно обработанная древесина, не успевшая изменить свой цвет и текстуру. В противном случае необходимо заново произвести его шлифовку.

Как обжечь дерево паяльной лампой?

Прежде чем приступить к обжигу, необходимо дождаться, когда сопло паяльной лампы станет красный, а огонь - приобретет равномерный лиловый оттенок.

Важно! Огонь желтого цвета не может использоваться для обжига древесины, так как поверхность обрабатываемого материала в этом случае покроется сажей.

Чтобы дерево, обожженное паяльной лампой, отвечала всем требуемым стандартам, в процессе его изготовления огонь необходимо направлять перпендикулярно к доске и держать его таким образом, чтобы с поверхностью материала соприкасался только конец факела, где температура наиболее высокая. В процессе работы огонь перемещают медленно с равномерной скоростью, помня о том, что последняя зависит от температуры огня и степени сухости древесины. Кроме того, необходимо следить за однородностью и контрастностью рисунка. Для облегчения работы обрабатываемый материал рекомендуют класть на табуреты, при этом за один раз на них можно положить 4-5 досок вплотную друг к другу. Обожженные доски прибивают к стене в том же порядке, в каком они лежали на табурете во время обжига.

Важно! В соответствии с правилами пожарной безопасности, запрещено обжигать доски, прибитые к стене.

Важно! Если вы хотите получить пиломатериалы с контрастным рисунком, обратите внимание на древесину хвойных пород.

После того, как вы закрепили доски на стене, их необходимо покрыть олифой или нитролаком. Так же можно использовать карбамидно-формальдегидные лаки.

Помните, что длительное воздействие прямых солнечных лучей снижает контрастность дерева, обожженного паяльной лампой, в связи с чем, его не рекомендуют использовать для наружной обшивки стен дома, расположенных на солнечной стороне. В среднем контрастность древесины при таких условиях снизится через два месяца.

Как обжечь дерево газовой горелкой?

Газовая горелка используется только для поверхностного обжига пиломатериалов. Это обусловлено тем, что более глубокое выдерживание древесины в огне, как правило, не бывает равномерным, что способствует неравномерной толщине и ширине изделия.

Осуществляя обжиг древесины газовой горелкой, с ее поверхностью соприкасаются только краем факела, имеющего светло-синий оттенок. Движения при этом по своей интенсивности, скорости и размаху аналогичны таковым при покраске. Глубину обжига в процессе обработки материала можно легко контролировать по степени изменения его окраски.

После того, как произведен обжиг детали, ее поверхность смачивают, используя ручную брызгалку. Временной промежуток между обжигом и сбрызгиванием должен быть одинаков для каждого участка древесины, в связи с чем, важно вести последовательную обработку каждой детали. После того, как древесина остынет, необходимо счистить с нее сажу и нагар, образовавшиеся в процессе обжига. Для этого используют латунные щетки, которые бережно удалят сажу, не повредив поверхность материала. В процессе механической обработки можно дополнительно произвести искусственное состаривание древесины или, так называемое, браширование.

Важно! Цветовые решения для мебели и отделочных материалов из обожженной древесины отличаются своим разнообразием и реализуются посредством использования акриловой краски. Если вы отдали предпочтение хвойным породам древесины, в частности сосне, акцентируйте внимание на акриловой краске цвета слоновой кости, которую наносят вдоль волокон.

Произведя механическую обработку материала, вы можете приступать к монтажу изделий. Структура обожженной древесины не нуждается в дополнительной защите, но, как показывает практика, защитные мероприятия имеют место быть, и проводятся они преимущественно для сохранения первоначальных эксплуатационных и декоративных характеристик материала, таких как цвет, контрастность и внешний вид в целом. Так, вагонку из обожженной древесины для внутренней отделки рекомендуют покрывать льняным или конопляным маслом, которое наносится в несколько слоев. Фасадную древесину и другие материалы для внешней отделки покрывают двумя слоями бесцветного нитроцеллюлозного лака с добавлением синтетического воска, которые наносят с помощью краскопульта или кисти.

Важно! Для защиты фасадной древесины необходимо использовать именно синтетический воск, ни в коем случае не заменяя его натуральным, так как последний в силу своих эксплуатационных характеристик не потеряет липкость после обработки. Перед использованием технического лака его необходимо растворить в скипидаре, нагретом до 40-45 градусов.

Обожженное дерево в интерьере

Внедрение обожженной древесины в широкое производство позволило решить актуальные вопросы по оформлению интерьеров и экстерьеров. Если внутренний дизайн подразумевает использование обожженной древесины для изготовления дверей, межкомнатных перегородок и полов, то экстерьерная линия предлагает материалы для строительства пергол, балконов, террас и навесов. Мебельный гарнитур из обожженного дерева, включающий стол из обожженного дерева и набор стульев, в совокупности с отделочными материалами из термического дерева позволяет создать неповторимую гармонию на оформляемой территории.

На сегодняшний день обожженная древесина продолжает оставаться одним из модных трендов не только в строительстве, но и в мебельной индустрии.

Современные дизайнеры научились использовать мебель из обугленной древесины практически во всех стилистических направлениях с поразительным эстетическим эффектом, и сегодня она станет органичным дополнением различных дизайнерских концепций, от классической до ультрасовременной эклектики.

Как обжечь дерево видео

Техника обжига и структурирования древесины


Структурирование - техника, позволяющая наиболее ярко выделить и показать природную красоту древесины. Часто этот способ называется "брашированием" - от английского слова "brush" - щетка, чистить, вычищать.

Применяется браширование для тех пород дерева, которые имеют хорошую структуру, видимую невооруженным глазом. Годовые кольца у такой древесины должны быть различимы и отстоять друг от друга на значительном расстоянии. Смысл структурирования заключается в выборке мягких волокон с верхнего слоя древесной поверхности. На месте мягких слоев появляются впадины, а более твердые слои образуют гребни. При этом поверхность становится рельефной, фактурной.
Для структурирования больше всего подходит древесина, имеющая небольшую плотность, неравномерность текстуры, и, как ни странно, обладающая некоторыми "пороками", часто снижающими стоимость материала, но после браширования дающими поразительные декоративные эффекты. К таким порокам можно отнести наличие сучков, свилеватость (извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины), завитки (искривления годичных слоев около сучков), глазки (следы неразвившихся в побег спящих почек).


Пригодные для структурирования виды древесины: сосна, ель, лиственница, дуб, ясень, орех,

Не пригодные для браширования: бук, груша, вишня, можжевельник, тик, клен, ольха.

Структурирование производится двумя способами - химическим и механическим. При химическом способе специальные составы наносятся на поверхность древесины, размягчают ее, и дальше происходит механическое выскабливание мягких слоев. Хоть это быстрее и легче, но процесс химического структурирования имеет свои большие минусы. Для химического браширования применяют аммиак, шуманит и другие далеко не "мягкие" средства, а значит производить работы нужно в спецзащите и в хорошо проветриваемых помещениях. Короче гадость это всё, гадость, и нам не подходит. Поэтому перейдем к механическому брашированию. Оно бывает ручное и машинное. Последнее хорошо для крупномасштабных работ или для массового производства - паркет, стены, балки. Происходит выборка слоев при помощи специальных приборов или щеток-насадок на дрель.



А мы что, нам бы досочки да коробочки красивые сделать, поэтому будем все ручками... Для ручного браширования нужна красивая деревянная заготовка с ровной поверхностью, естественно, щетка и широкая щетинная кисть - флейц. Щетка понадобится вот такая:




купить ее можно в большинстве хозяйственных и строительных магазинов, а у многих она и дома есть - ее используют для очистки поверхностей от старой краски.

Структурирование древесины бывает мягким и жестким. При мягком структурировании выборка волокон происходит на небольшую глубину, только "обозначает" рисунок древесины. Такая обработка хороша для последующего лакирования. тонировки, декупажа по негрунтованному дереву, Жесткое структурирование выполняется на большую глубину, иногда в 2-3 приема, впадины и гребни хорошо видны, заготовка напоминает старую доску, пролежавшую долгое время под открытым небом. После такого браширования древесину можно тонировать, придавая ей состаренный вид, больше всего подходит для техники неукрытых волокон.

Ну вот, теоретическая часть закончена, предлагаю перейти к практике. Мы все умеем тонировать, красить, морить и вощить дерево, так что про это я не буду рассказывать. А показывать браширование на простом дереве - скучно. Хочу показать браширование после обжига - это более редкая техника, но вполне доступная и не сложная.

Для этого понадобится, правда, один приборчик - газовая горелка. Сейчас можно приобрести замечательную штуковину, вот такой Дремель Бошевский






Заправляется она газом из обычного баллончика для зажигалок, заправки хватает на долго. Только не надо забывать про технику безопасности - все-таки пламя там имеет весьма приличную температуру! Кстати. там в наборе много всяких насадочек, очень полезных. Этой горелкой можно выжигать по дереву и коже (пирограф), можно паять, можно счищать старую краску, много чего, я еще полностью ее не изучила...

Теперь приступим. Итак, нам понадобится деревянная заготовка (лучше всего сосновая) с красивой структурой волокон, горелка, щетка, флейц. Работы лучше всего проводить на открытом воздухе (всё-таки дым, огонь опять-таки, да и пыли много будет). Я обжигаю в квартире - а балконе с открытыми рамами, дымком немного тянет, но не катастрофа, и запах приятный. Да и домочадцы не против, зная, что я умею обращаться с этим прибором и квартиру не подпалю. А вот выборкой уже отправляюсь заниматься на другой - открытый балкон в общем холле, там ветерок продувает, пыль в квартиру не летит.

В хозяйстве нашлась сосновая коробочка от арманьяка, вот над ней и буду работать.

Включаем горелку и начинаем обжигать поверхность. Обжиг надо проводить равномерно, не задерживаясь надолго на одном месте, но и не "мельтешить" рукой, давая древесине обгореть ровно, без сильно прожженых и светлых недожженых пятен. Степень "обугливания" выбирайте самостоятельно - можно от слабого "подкуривания" до полного почернения. Только чтобы все одинаково было. Я люблю посильнее, но это дело вкуса.


Горелку держите, как ручку, не напрягайте руку, чтобы движения были плавными, не рывками. И не бойтесь - ручка горелки не нагревается, только вторую руку под пламя не подставьте.

Иногда в древесине встречаются смоляные карманы и потеки, смола начинает гореть - не давайте ей этого делать. просто сдувайте пламя. В противном случае в этом месте дерево прогорит сильнее, потом будет пятно. Сучки и прочие "красоты" иногда хуже прожариваются, это место можно пообжигать несколько раз, для равномерности.

Вот такой стала коробочка

а это сосновая доска от моей ранней работы, результат я потом тоже покажу


Когда обжиг закончен, переходим к выборке. Понадобится щетка и жесткая кисть. Кисть нужна для сметания выскобленных опилок.

Положите заготовку горизонтально, проводите щеткой по обожженной поверхности строго по волокнам, в одном направлении, длинными движениями от начала до конца. Если есть возможность закрепить заготовку, то работать можно двумя руками, второй надавливая на верх щетки и создавая дополнительное усилие. Если работаете одной рукой, то очень осторожно - берегите вторую руку! Щетинки на щетке металлические и острые, одно неаккуратное движение - и понадобится йод и бинт, а заготовка "протонируется" в другой цвет, от которого трудно будет избавиться. Так что "Сеня, береги руку!"





Кстати, при обычном брашировании, без обжига, для уменьшения количества пыли и более легкой работы, поверхность заготовки можно смочить водой. Но не сильно промачивайте, просто побрызгайте или пройдитесь мокрой кистью и дайте пару минут постоять. Мягкие волокна удаляются легче.

После того, как немного поскребли, берем в руку флейц и счищаем опилки. Чистить надо не свободным произвольными взмахами, а опять вдоль волокон, в том направлении, в котором работали щеткой. И не поглаживающими движениями, как мы краску наносим, а "против ворса", как бы выбивая, выковыривая щетинками пыль из углублений. Если делать иначе - пылинки приглаживаются во впадинах, забиваются глубже.



После того, как почистили заготовку, начнем скоблить дальше, тут ее можно и перевернуть, работать щеткой в обратном направлении. Но опять-таки, только по волокнам, только длинными движениями. Если щеткой неудачно провести не по волокнам, то останутся глубокие заметные царапины. Нам это надо?

Вот так, равномерно скоблим и счищаем опилки до того момента. пока нам не понравится цвет и фактура дерева. Можно остановиться чуть раньше, можно позже. Вот коробочка после обжига и структурирования:





Ее можно еще поскоблить, она будет контрастнее, но и сейчас уже видно, что мягкие слои выбираются быстрее и легче. Эту заготовку можно теперь тонировать или делать с ней что-то еще. Но это был однократный обжиг и браширование - получилось мягкое структурирование, рельеф не сильно выделяется. Если захочется чего-то более "экстремального", можно сделать второй обжиг и опять скоблить. В результате получится вот такое (это фрагменты той доски, что я в обугленном виде показала). Это - фрагменты, вид под углом, но хорошо виден рельеф :



А это - вид сверху

Я вообще любительница жесткого структурирования, я готовые изделия не тонирую. а покрываю воском или восковым лаком. Мне нравится грубость и "природность" материала. Но это мой выбор, а большинство все-таки применяет тонировку, морение, выбеливание и другие декоративные приемы.

Мои же работы в этой технике просты, грубы и незатейливы... Совы, правда, маслом нарисованы, но я про них уже раньше писала.





















Я сделал журнальный столик из бетона, который выглядит, как мрамор (по крайней мере, для меня). Столешница изготовлена из готовой смеси армированного стекловолокном бетона (стеклобетона), и вылита в форме из меламина. Я разделил раствор на части, придал им разный цвет (от белого до темно-серого), залил все в форму и слегка перемешал рукой, чтобы придать смеси мраморный вид.

К основанию я применил древнюю японскую технику под названием «Shou Sugi Ban». Я использовал ее модернизированный вариант, и обугливал поверхность дерева пропановой горелкой. Такая обработка – это природный способ сохранения древесины. А после нанесения низковязкого масла, например, датского, поверхность станет стойкой к износу. Технику хорошо применять к любой породе дерева с крупной текстурой, как Дугласова пихта, сосна и кедр. Я использовал недорогой брус 10 x 10 см из Дугласовой пихты, который я приобрел в местном магазине-складе.

Материалы



ДЕРЕВО:
  • - три бруса Дугласовой пихты, кедра или сосны 10 x 10 см и длиной 2,5 м.;
  • - нагеля диаметром 20 мм.;
  • - 120 х 250 см меламиновый лист для изготовления формы для бетона.

БЕТОННЫЕ (СТЕКЛОБЕТОННЫЕ) СМЕСИ:

  • - два мешка смеси для основы стеклобетона;
  • - 0,68 кг пакет щелочеупорного волокнистого стекла;
  • - инструмент для украшения тортов для выравнивания краев;
  • - строительный миксер;
  • - пропитка для бетона на свой выбор;
  • - абсолютно черный силиконовый герметик;
  • - полировочная смесь на основе воска;
  • - краска для бетона.

ЕЩЁ ЧТО НУЖНО:

  • - пропановая горелка;
  • - датское масло;
  • - распиратор;
  • - шлифовальный круг с алмазным напылением (для обработки нижней части стола);
  • - набор сверл по дереву;
  • - уровень;
  • - кондуктор для сверления;
  • - кожух для угловой шлифмашины с пылеотводом.

ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ:

  • - угловая шлифовальная машина;
  • - 18-вольтовая беспроводная торцовочная пила;
  • - набор 18-вольтовых беспроводных шуруповертов;
  • - распиловочный станок с шириной пропила 82 см;
  • - ручная пила;
  • - торцовочная пила.

Делаем деревянную основу из бруса 10 x 10 см.








Основа сделана из 8 кусков бруса 10 х 10 см. Я использовал только Дугласову пихту. Все куски бруса я обработал рубанком, чтобы получить материал абсолютно одинакового размера. Их ширину можно сделать по-своему усмотрению, но и можете использовать стандартные брусья 10 х 10, просто постарайтесь выбрать сразу гладкие. Для основы понадобится 3 бруса длиной 2,5 м каждый.

Вот восемь элементов (есть на изображении):

  • 4 ножки (A);
  • 2 внешние стяжки (B) – каждая расположена между двумя боковыми ножками;
  • 2 внутренние стяжки (C).

Все углы будут резаться под углом 36 градусов. Однако, я рекомендовал бы сначала резать все брусья чуть-чуть длиннее (например, на 10 см или больше, чем нужно), а затем, установив торцовочную пилу на 36 градусов, проделать остальную работу.

Сначала отрежьте 4 ножки (A). Чтобы не заниматься тригонометрией и получить точную их длину, я рекомендую отрезать брус под углом 36 градусов, затем приложить его спиленной частью к поверхности стола, перпендикулярно поверхности стола вверх отмерить 40 см (или нужную вам высоту), сделать отметку на брусе и в этом месте отрезать его под углом 36 градусов. Затем режем остальные ножки по размерам первой.

После этого отрежьте две внешние стяжки (B). Для этого я поставил две боковые ножки и подпер их обрезками бруска, которые остались после их отпиливания, чтобы они стояли. Затем, развел их в разные стороны, чтобы добиться нужного расстояния между их вершинами (у меня это было 110 см). Далее отмерил дистанцию между нижними краями ножек, так получил более короткая длину (для нижней части) внешних распорок (B). Потом отрезал брус под углом 36 градусов в отмеченных местах.

Теперь отрезаем две внутренние распорки. Чтобы это проделать, нужно приложить две боковые ножки и внешнюю распорку вместе (снова обрезки помогут в этом). Приставьте рядом брусок для внутренней распорки и отметьте место отрезания под углом. Осталось поработать торцовочной пилой.

После отрезания всех 8 кусков, я их буду склеивать. В идеале, при помощи струбцин нужно сделать механизм, который зафиксировал бы внутренний угол между каждой ножкой и внешней распоркой в 144 градуса. Однако я смазал части клеем и, используя обрезки бруса, расставил части конструкции вручную. Зафиксировал все с помощью шурупов, пока клей не высох.

После высыхания клея я закрепил конструкцию при помощи 15 см глухарей. Они зафиксировали ножки с внутренними распорками. Сначала я высверлил неглубокое отверстие диаметром в 20 мм, чтобы головка пряталась внутри, затем 6 мм предварительное отверстие и загнал в него глухарь.

Забив в отверстия нагель, я спрятал головки глухарей.

После этого ленточным шлифовальным станком обработал элементы распорок, чтобы сгладить между ними все неровности, и сточил выступающие остатки нагелей. Затем наступило время обжига.

Обрабатываем дерево огнем



Эта часть работы оставляет положительные впечатления. Подготовьте газовую горелку согласно ее инструкции. Сам процесс довольно безопасный, но лучше поблизости иметь огнетушитель. На всякий случай.

Здесь сложно перестараться. Направьте сопло горелки на дерево. Самая горячая часть пламени (голубой его конец) должна слегка касаться деревянной поверхности. Дерево становится коричневым, а затем чернеет. Когда эта часть работы выполнена, выключайте горелку и смочите деревянные поверхности водой (я использовал распылитель). После этого, используя щетку, нужно легкими движениями удалить обгоревшие части пепельного цвета.

Когда дерево остынет, нанесите на него полировочное масло. Я использовал датское масло, потому что оно проникает в дерево, и застывает в нем. Это делает обугленную «кожу аллигатора» на дереве более прочной и стойкой к износу. Вам понадобиться большое количество масла, потому что эта техника хорошенько подсушивает дерево и открывает его поры для впитывания. Я покрывал его тремя слоями, и после этого мне пришлось это сделать еще раз.

Сделайте из меламина форму для заливки бетона





Это форма, поэтому столешница будет отливаться верхней частью вниз.

Чтобы сделать форму вам нежно сделать следующее:
а) Отрежьте полосы меламина для боковых сторон формы на высоту вашей столешницы + 2 см. В моем случае столешница была 4 см в высоту, поэтому полосы я отрезал шириной в 6 см. Это проще сделать на распиловочном станке, но можно использовать торцовочную пилу, если будете все делать последовательно и аккуратно. Отрезайте все полосы одновременно, так они получатся одинаковой ширины. Потом отрезаем полосы в длину. Каждая должна быть на несколько сантиметров длиннее, чем основание. С помощью этой выступающей части, боковую полосу будет проще снимать после застывания бетона.
б) Отрежьте основание формы из меланина по размерам столешницы. В моем случае она составила 120 х 55 см.
в) Сделайте предварительные отверстия в боковых сторонах, затем прикрутите их к основанию. Я использовал для этого 30 мм саморезы.
г) Покройте внутренние части вашей формы восковой смесью.
д) На внутренние швы нанесите силиконовый герметик и с помощью инструмента для украшения тортов (в виде небольшого шарика на палке) выровняйте их. После засыхания герметика нужно убрать его излишки.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, КОТОРЫЙ Я УПУСТИЛ: Вам понадобятся бруски для удержания пенопластовых вставок в растворе. Их можно прикрепить к боковым частям формы на последней стадии заливания раствора.

Вырежьте пенопластовые вставки в бетон



Вам нужно вырезать пенопластовые вставки из листа толщиной 15 мм, которые будут окунаться в раствор. В этих местах столешница будет 2,5 см толщиной (в отличии от краев, где толщина будет все 4 см). Ножом вырезаем две пенопластовые пластины нужных размеров, чтобы они размещались на 7-10 см от каждого края столешницы. Пластину можно лишь надрезать, после этого она легко ломается руками. Если вам нужна точность, можно воспользоваться торцовочной пилой или вырезать вставки на распиловочном станке.

Смешайте и вылейте раствор в форму






В моем проекте я воспользовался готовой смесью стеклобетона в которую нужно добавить лишь воду. Воду добавляем по инструкции. Прикиньте, какое количество раствора вам понадобится.

У меня вышло почти 45 кг сухой смеси. Я отделил примерно 10 кг для облицовочного покрытия (без стекловолокна), а остальные 35 кг использовал для основы (со стекловолокном). На 35 кг смеси я использовал 0,7 кг стекловолокна.

Когда готовите облицовочный раствор (и для основы), медленно добавляйте смесь в воду. Например, добавьте одну треть, перемешайте, еще треть и т.д. Можно добавить чуть больше воды (но не слишком), если хотите сделать раствор более текучим. Он должен выливаться, как взбитое жидкое тесто.

Чтобы получить мраморный вид, я отобрал три небольших ведерка раствора. В одно я добавил много краски, после чего его цвет стал темно серым (почти черным). Небольшое количество красителя вылил в оставшуюся часть раствора для облицовки в основном ведре, и лишь немного размешал, чтобы цвет был неоднородным. Затем все три цветовых варианта раствора я поочередно разлил в форму и размешал рукой, пока вся смесь полностью не укрыла дно тонким (примерно 5 мм) слоем. Залитая облицовочная часть должна постоять от 30 до 60 минут (в зависимости от времени застывания), после этого при прикосновении она должна казаться слегка влажной, но достаточно прочной. При заливании раствора для нижней части столешницы, облицовочная не должна быть нарушена.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: не нужно раствор для стеклобетона поддавать вибрациям.

Подобным образом подготовьте раствор для основы столешницы, но после того, как он будет готов, добавьте в него стекловолокно. Добавление стекловолокна должно происходить по частям, например, треть за одно перемешивание. Если раствор получился слишком густой, можно долить немного воды. Залейте его в форму. Рукой можно помочь растечься ему во все углы. Снова – вибрации не нужны. Если раствор сделать более текучим, он сам равномерно распределится по форме. Сначала залейте часть раствора без красителя (например, белого), затем в остаток добавьте краску и перемешайте, оставляя его неоднородным. На этом этапе погружаем пенопластовые вставки и закрепляем их внутри раствора при помощи брусков, прикрученных к боковинам формы. Затем заливаем остаток раствора до заполнения формы.

Шлифуем нижнюю часть формы

Застывание должно длиться не менее 24 часов (36 при температуре ниже 20 ºC). Если раствор поднялся выше пенопластовых вставок, эти излишки можно снять угловой шлифмашиной с диском с алмазным напылением. Затем извлекаем пенопластовые вставки. На этом этапе важно не разбирать форму, потому что при шлифовании удобно выравнивать дно по ее боковым частям.

Удаление элементов формы, шлифовка и пропитка





После выравнивания всех краев нижней части столешницы, пришло время разбирать форму. Выкручиваем все саморезы и отделяем все ее части.

Если боковины не очень хорошо отходят, можно слегка постучать по ним резиновым молотком. Если перевернуть столешницу, будет легче отделить нижнюю часть формы (теперь верхнюю). Для этого можно воспользоваться пластиковым шпателем (но не металлическим, чтобы не оставить царапины). Если основание формы сильно сцепилось с бетоном, тогда, скорее всего, отделению мешает вакуум. В этом случае поможет пистолет компрессора, конец которого нужно вставить между пластиком и бетоном. Это нарушит герметичность, созданную вакуумом, и пластик легко отойдет.



Уложите столешницу поверх деревянной основы, выровняйте ее, чтобы она лежала идеально по центру. Осторожно приподнимите одну за другой стороны столешницы, чтобы на поверхности ножек нанести клей. Прежде чем клей высохнет, убедитесь, что столешница лежит идеально ровно.

Сморите видео по изготовлению стола

Обработка древесины обжигом позволяет получить дерево с более ярко выраженной структурой, причем материал становится маловосприимчивым к горению, гниению, поражению насекомыми и ультрафиолетом. То есть – и эстетично, и практично.

Предлагаем вам поговорить о том, для чего проводится обжиг древесины, чем можно обжигать, какую древесину для этого брать и чем ее обрабатывать после обжига.

Обжиг древесины: зачем это делать?

Сегодня самым распространенным способом защиты древесины от воздействия внешних факторов являются химические средства – , всевозможные пропитки. Но химия есть химия, и у людей часто возникает желание обработать дерево без применения, по сути, ядов. Одним из таких способов является обжиг древесины.

Суть обжига состоит в том, что под влиянием высокой температуры в наружном слое дерева в процессе пиролиза суживаются, закупориваются продуктами горения и смолами каналы волокон. Благодаря этому верхний слой древесины уплотняется и становится почти недоступным для огня, грибков, плесени, насекомых, солнечных лучей.

Полученный обугленный слой, естественно, нужно удалить. Для мелких поделок это делают вручную металлическими жесткими щетками, для более крупных используют специальные насадки на болгарки или дрели. И здесь открывается второе приятное качество обжига древесины: эффект состаренного дерева . По сути, обжиг дерева с последующей очисткой щетками и есть , то есть искусственное состаривание древесины. И хотя обжиг – не обязательная составляющая процесса браширования, многие мастера прибегают к нему.

В результате из такой древесины можно делать всевозможные шкатулки, рамы для картин, панно, применять в строительстве как лаги, фасадные доски, балки, наличники, окна и двери, материал для изготовления колодцев, туалетов, собачьих будок, беседок и пр. В последнем случае обжиг дерева газовой горелкой нужно проводить до сбора конструкции. Во-первых, обжигать дом - это не безопасно, и ликвидировать возгорание, если таковое случится, будет не так просто. Во-вторых, проводить последующую зачистку обожженной древесины на уже готовой конструкции не удобно. Вы потратите много сил, но аккуратно сделать соскабливание обгоревших слоев, особенно в местах соединения древесных элементов, не получится.



Обжиг древесины: какое дерево взять?

Что касается качества древесины, то здесь тот редкий случай, когда третий сорт – не брак, а то, что нам нужно. Когда после обжига древесины проводится вычищение щеткой мягких обугленных волокон, на их месте образуются впадины, а более твердые слоя превращаются в гребни. Только так можно получить фактурный, рельефный, контрастный материал. Для этого нужно выбрать заготовку с : сучками, свилеватостями, глазками, завитками (но если речь идет о древесине для строительных работ, то здесь красотой можно и пожертвовать).

Не нужно предварительно шлифовать или как-то готовить доску – обжиг уберет все изъяны, и декоративные свойства древесине придают уже после обжига.

Хотя обжигать можно не только сырую древесину. К примеру, если у вас есть стул, стол или забор, покрытый морилкой, и вам хотелось бы подчеркнуть текстуру дерева, которую «съедает» пропитка, обжиг древесины тоже уместен. Более того – может проводиться обжиг не только дерева, но и ДСП, Напомним – обжигу подвергаются хвойные породы дерева, поэтому даже шпон должен быть сосновым, еловым и пр.

Технология обжига дерева

Перед тем, как провести обжиг древесины, позаботьтесь о мерах предосторожности. Ведь работать вы будете с открытым огнем. Для небольших брусков на поделки подойдет и открытый балкон, а вот с полноценными досками лучше работать под открытым небом.

Проводить обжиг древесины можно:

- газовой горелкой

- паяльной лампой на бензине

- обычным газовым баллоном с насадкой

- строительным феном

Тем, кто проводит обжиг и браширование древесины в мелких масштабах – для поделок, уже давно полюбился дремель . Он небольшой, удобный, да и в хозяйстве «мини-дрель» пригодится не только для обжига древесины.

Помимо древесины и горелки, для обжига нам понадобится жесткая щетка и мягкая широкая кисть для сметания гари (флейц).

Щетка с металлическими щетинами подойдет для зачистки небольших брусков. Для масштабных работ лучше вооружиться болгаркой, дрелью или шлифмашиной со специальными насадками

1. Непосредственно обжиг древесины

Спокойно, равномерно ведете горелкой по древесине, чтобы не было обугленных или «недогоревших» участков.

Степень обжига выбираете исключительно по вашему вкусу. Если обжиг будет слабым – можно потом будет еще раз пройтись горелкой, если поджарите слишком – просто придется больше потрудиться при снятии нагара, рисунок будет более контрастным. Главное – равномерность обжига.

Если ваша древесина не , почти наверняка в ней попадутся или потеки, или смоляные карманы, которые могут загореться. Сразу же тушите возгорание, иначе на этом месте образуется неприглядное темное пятно. Обжиг одной стандартной доски займет до 10 минут.

2. Выскабливание опилок

Берем жесткую металлическую щетку – такую, как для снятия краски – и начинаем вести исключительно вдоль волокон. Вместо щетки можно брать щеточную шлифмашину, дрель или болгарку со специальными насадками. Таким образом вы «расшевелите» выгоревшие мягкие ткани во впадинах древесины. Немного поупражнявшись со щеткой, берите флейц и вынимайте, выбивайте, выковыривайте опилки. Делать это нужно как бы «против ворса», иначе эти пылинки просто глубже забьются во впадины.

Браширование древесины после обжига щеточной шлифмашиной

3. Доводим до желаемого состояния

Чередуя щетку и флейц, очищайте древесину по волокнам сильными, длинными движениями. Не можно проводить щеткой перпендикулярно волокнам – жесткие щетинки оставят след и испортят весь рисунок. Когда следует остановиться – решать только вам, исходя из ваших эстетических предпочтений. Обжигом древесины и брашированием можно получить материал от серых, угольно-черных до шоколадно-коричневых и золотистых оттенков.

Обжиг древесины: что дальше?

В целом, на обжиге древесины можно остановиться, и дальше клеить-строить, резать... Это полноценный строительный и декоративный материал. Обжиг древесины позволяет получить оригинальный оттенок, которого невозможно достичь никакими базовыми лакокрасочными материалами.

Для придания древесине глянцевого блеска можно обработать ее всевозможными качественными масляными пропитками, или же тонировать грунтовкой, эмалями, лазурью, покрывать воском и восковыми лаками.