Как учились в школе двуречья. Возникновение и организация школ в древней месопотамии

Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Именно здесь, в дельте Тигра и Евфрата, в IV тысячелетии до н.э. жили шумеры (интересно, что только в XIX в. выяснилось, что в низовьях этих рек люди жили еще задолго до ассирийцев и вавилонян); они построили города Ур, Урук, Лагаш и Ларса. Севернее жили семиты-аккадцы, главным городом которых был Аккад.

В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система нотной грамоты, изобретены колесо, монеты, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат). Искусство древних народов может показаться сложным и загадочным: сюжеты произведений искусства, приемы изображения человека или события представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчет человека перед богами.

В начальный период возникновения письменности в Шумере покровительницей писцов считалась богиня урожая и плодородия Нисаба. Позднее аккадцы создание писцового искусства приписывали богу Набу.

Письмо возникло, как полагают, в Египте и Месопотамии примерно одновременно. Обычно изобретателями клинописи считают шумеров. Но сейчас уже накопилось много свидетельств того, что шумеры заимствовали письмо у своих предшественников в Месопотамии. Однако именно шумеры развили это письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Первые клинописные тексты относятся к началу второй четверти III тысячелетия до н. э., а через 250 лет была создана уже развитая система письменности, и в XXIV в. до н.э. появляются документы на шумерском языке.

Основным материалом для письма со времени возникновения письменности и по крайней мере до середины 1 тысячелетия служила глина. Инструментом для письма служила тростниковая палочка (стиль), углом среза которой вдавливали знаки на влажную глину. В I тысячелетии до н. э. в Месопотамии в качестве материала для письма начали пользоваться также кожей, привозным папирусом и длинными узкими (3-4 см шириной) дощечками с тонким слоем воска, на котором писали (вероятно, тростниковой палочкой) клинописью.

Центрами писцового дела были храмы. По-видимому, шумерская школа и возникла как придаток храма, но со временем отделилась от него, появились храмовые школы.

К середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В течение второй половины III тысячелетия шумерская школьная система процветала, и от этого периода сохранились десятки тысяч глиняных табличек, тексты ученических упражнений, выполненных в процессе прохождения школьной программы, списки слов и разных предметов.

Найденные при раскопках школьные помещения были рассчитаны на небольшое число детей. Судя по величине двора, где предположительно велись занятия в одной урской школе, там могло поместиться 20-30 учеников. Необходимо отметить, что классов не было, старшие и младшие учились вместе.

Школа носила название е dubba (по-шумерски «дом таблички») или bit tuppim (по-аккадски с тем же значением). Учитель по-шумерски назывался ummea, ученик по-аккадски talmidu (от tamadu – «учиться»).

Шумерская школа, как и в более поздние времена, готовила писцов для хозяйственных и административных нужд, прежде всего государственного и храмового аппарата.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях, – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. Обучение было основано на бесконечных повторениях. Учитель разъяснял ученикам тексты и отдельные формулы, устно комментируя их. Записанная табличка много раз повторялась, пока ученик не запоминал ее.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или одноклассником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

В центрах древней культуры – Уре, Ниппуре, Вавилоне и других городах Двуречья, – начиная со II тысячелетия до н.э., в течение многих столетий в школах создавались коллекции литературных и научных текстов. Богатые частные библиотеки имели многочисленные писцы г. Ниппура. Самой значительной библиотекой в древней Месопотамии была библиотека царя Ашшурбанапала (668 – 627 до н. э.) в его дворце в Ниневии.

Безусловно, в Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование, можно объяснить тем, что они учились дома у своих отцов-писцов.

Лишь небольшая часть писцов, окончивших школу, могли или предпочитали заниматься преподавательской и научной работой. Большинство же после завершения обучения становились писцами при дворе царей, в храмах и гораздо реже в хозяйствах богатых людей.

Мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с возникновением и развитием школы. Значение древнейших школ на Земле было велико. Несмотря на трудную долю ученика, которая выпадала ему во время учебы (что следует из приведенных ранее текстов), писцовое образование было необходимо для последующего продвижения по службе. Тех, кто заканчивал дома табличек, можно было назвать счастливыми. Без этих домов табличек наверняка не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры, – они умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и минералогию, создали первые библиотеки и многое другое. Изучение истории всегда очень увлекательно и, кроме того, способствует осмыслению накопленного человечеством опыта, сравнению его с сегодняшним днем, т.е. дает все новую и новую «пищу для размышления».

  • Зарождение воспитания в первобытном обществе
    • Происхождение воспитания, его становление
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 2
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 3
    • Зарождение приемов и организационных форм воспитания
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 2
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 3
    • Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно-общинного строя
  • Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
    • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока
      • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока - страница 2
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 2
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 3
    • Школа в Древнем Египте
      • Школа в Древнем Египте - страница 2
    • Воспитание и школа в Древней Индии
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 2
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 3
    • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 2
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 3
  • Воспитание и образование в античном мире
    • Зарождение письменности в условиях эгейской культуры
    • Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX-VIII вв.
    • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв.
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 2
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 3
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 4
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 5
    • Просвещение в эпоху эллинизма
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 2
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 3
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 4
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 5
    • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 2
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 3
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 4
    • Зарождение христианской традиции воспитания
      • Зарождение христианской традиции воспитания - страница 2
    • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры
      • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры - страница 2
  • Просвещение и педагогическая мысль в Византии
    • Основные этапы развития просвещения в Византии
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 2
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 3
    • Воспитание и образование в Византии
      • Воспитание и образование в Византии - страница 2
      • Воспитание и образование в Византии - страница 3
    • Педагогическая мысль в Византии
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 2
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 3
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 4
    • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 2
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 3
    • Развитие церковной культуры
      • Развитие церковной культуры - страница 2
      • Развитие церковной культуры - страница 3
      • Развитие церковной культуры - страница 4
    • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 2
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 3
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 4
    • Реформация и ее политика в области образования и воспитания
      • Реформация и ее политика в области образования и воспитания - страница 2
    • Иезуитская система воспитания в период контрреформации
  • Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Востока в эпоху средних веков
    • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока
      • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока - страница 2
    • Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
    • Педагогические идеи ученых арабского Востока
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 2
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 3
    • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья
      • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья - страница 2
    • Воспитание и школа в средневековом Китае
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 2
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 3
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 4
    • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии
      • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии - страница 2
    • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 5
    • Образование в Русском государстве XIV-XVII вв.
    • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
  • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
    • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке
    • Педагогические идеи В. Ратке
    • Педагогические идеи Я.А.Коменского
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 2
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 3
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 4
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 5
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 6
    • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
      • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. - страница 2
    • Движение за обновление школьного образования и методов обучения
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 2
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 3
    • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв.
      • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв. - страница 2
    • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 2
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 3
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 4
    • Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
    • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 2
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 3
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 4
    • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 2
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 3
    • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 2
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 3
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 4

«Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии)

Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуречье Тигра и Ефрата государства (Шумер) и существовавшие здесь вплоть до 100 г. до н. э., другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно-стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы.

Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях - писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ниппура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668-626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования.

К подобным текстам можно причислить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуббах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Страницы: 1 2 3

«Древние цивилизации Востока» - Пирамида Хеопса и храм. Растение. Изобретения. Финикия. Чай. Хаммурапи. Китай. Древний Восток. Древнее государство. Папирус. Ошибка. Египет. Имя исторического деятеля. Страны Восточного Средиземноморья. Исторические памятники. Хлопок. Зиккурат. Палестина. Клинопись и глиняная табличка. Ступа и колонна царя Ашоки.

«Культура Месопотамии» - 1. Апис. 2. Сфинкс. 2. Для красоты. 3. Какие одежды носили жители Месопотамии? 2. Иштар. 5. Какие записи выполнены древними шумерами? 2. Определите скульптурное изображение древнего шумера. 1. Из-за наводнений. 3. Древесина стоила очень дорого. 4. Почему в Месопотамии города и храмы возводили на платформе?

«Особенности государств Древнего Востока» - Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру. Малая Азия. Река Евфрат. Письменность стран Древнего Востока. Народы Древнего Востока. Канал. Высшая добродетель. Государства Древнего Востока. Уважение к старшим. Пленники. Индийцы. Индостан. Чем угощали змей древние жители Индии. Клинопись.

«Древняя Передняя Азия» - Администрация 30 Как называли чиновников тайной полиции в Персии? Алфавит. Стекло. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижений команды. Ашшурбанапал. Образование и искусство 10 Так называли школу в Древнем Междуречье. Письменность 10 Именно так назывались значки на глиняных табличках.

«Индия и Китай в древности» - Конфуцианство и даосизм. Жизнь есть зло. Монархии. Государство Чжоу. Древняя Индия. Брахманизм. Индра. Возникновение буддизма. Проникновение в Индию арийских племен. Древний Китай. Исход из мифологической эпохи. Государство Шан. Конфуций. Черты исторического развития Древнего Востока. Эпоха «борющихся царств».

«Древнее Двуречье» - О каком занятии идет речь. Вопрос урока. Древнее Двуречье. Словарь. Торговля. Письменность. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья. Природа и географическое положение. Основой жизни здесь была вода. Клинопись.

Всего в теме 34 презентации

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока:

  1. карта «Египет и Передняя Азия в древности»
  2. учебник «Саплина «История древнего мира»
  3. дощечки и острые палочки
  4. на доске план беседы с джином для облегчения работы обучающимся.

В начале урока напоминаю ребятам, что Древний Египет, историю которого они изучили, был не единственной цивилизацией Древнего Востока:

  1. В долине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат, издревле существовали очаги земледелия. Страна, расположенная по берегам этих рек называется Двуречьем или Междуречьем. О ее древнейшей истории на протяжении многих веков знали довольно мало - ведь на листе многих наиболее ранних поселений не осталось ни руин городов, ни остатков храмов, ни величественных царских гробниц, подобных египетским пирамидам, - лишь глиняные холмы. На землях Двуречья не было ни камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатейшая. Сам собой напрашивается вопрос - почему? Но есть и другие, не менее интересные вопросы. Например такой: почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек? Со всеми этими вопросами нужно обращаться как раз к древним обитателям Двуречья. Давайте возьмем вот этот кувшин и потрем его - что случится? Правильно, мы увидим джина. Давайте попробуем представить себе какой бы разговор мог состояться у нас с вами с джином из Междуречья.
  2. О, милостивый Шамаш! Ты властвуешь над жителями Вселенной, заботишься об угнетенном! Куда я попал?

Ребята отвечают, что джин попал в школу, и в ответ на недоуменный вопрос - объясняют, что это такое.

  1. А, так значит я в доме табличек - так у нас называют школы, но дети бедняков не могут их посещать. Как же мне вернуться на родину? Вы знаете, где находится Двуречье?

Школьники не знают.

  1. А может вы знаете, где Египет?

Ребята показывают на карте территорию Египта.

  1. О, в Египте я был один раз. Многие бедные люди, чтобы заработать, нанимаются там погонщиками в купеческий караван. Раз вы знаете, где находится Египет, я расскажу вам, как попасть оттуда в мою страну: нужно проделать очень долгий путь через перешеек между Средиземным и Красным морем, по Синайскому полуострову, пересечь пустыню - и вот мы в моей цветущей стране (маршрут показывают по карте). Двуречье - это уже не Африка; эта территория считается частью Передней Азии (ответом на вопросы о реках, растениях, природе может стать работа с рис. №1).

Работа сопровождается беседой (ребята зарисовывают его себе).

  1. Летом у нас очень жарко, до 50°. А у вас такое бывает?
  2. А зимой у нас идут дожди. А у вас?
  3. Снег? А что это такое?
  4. Вот наши реки, быстрые, бурные: мы их любим и боимся. На вопрос ребят «почему?» - ответ:
  5. Знаете, какой мощный разлив у Тигра и Евфрата! Он сносит лачуги бедняков. Вдоль реки делают насыпи, чтобы во время разлива река не смыла деревне и не унесла урожай с полей. Но река не только источник бедствий, но и кормилица. Как вы думаете, почему я так ее называю?

Ребята догадываются, что, вероятно, как и Нил в Египте, Евфрат и Тигр в Месопотамии, приносили на поля плодородный ил.

  1. Да, хорошая у нас земля, мягкая, плодородная, дает отличные урожаи. Но и работать приходится много, строить каналы для орошения полей, чистить их от песка.

Ребята продолжают задавать вопросы: что вы выращиваете, чем занимаются жители?

  1. Раз у нас такие прекрасные земли, то и главное занятие у нас земледелие. Есть у нас и сады с яблонями, гранатовыми, инжирными деревьями. И, конечно же, мы выращиваем финиковые пальмы. Вы если финики? Мы тоже их любим, едим их свежими и сушенными; косточками мы топим печь, из листьев финиковой пальмы плетем циновки, веревки, а древесину пальмы используем в строительстве; впрочем, многие дома построены не из дерева. Школьники спрашивают, из чего построены дома крестьян. Джин предлагает им угадать. Затем рассказывает, что в его стране почти нет хорошей древесины, но есть такой материал, из которого можно сделать очень многое. Это - глина.
  2. А что вы делаете из глины? - спрашивают учащиеся.
  3. Сейчас я вам расскажу и даже покажу. Кирпичи жители Двуречья часто даже не обжигали, а просто сушили на солнце, так же из глины делали светильники, посуду. Еще мы считаем, что даже человека бог вылепил из глины. Богачи для своих построек покупают камень или дерево, а бедняки строят дома из глины. Вот только одна проблема - дверь. Ее ведь из глины не сделать. А делать надо. Я плету ее из листьев финиковой пальмы.

Итак, беседа продолжается.

  1. А в каких богов вы верите?
  2. Больше всего у нас почитают бога солнца Шамаша. Крестьяне так же любят доброго бога воды Эа - он питает поля влагой. Богине Иштар молятся, чтобы она даровала плодородие полю.
  3. У вас есть храмы, жрецы?
  4. Наши храмы похожи на высокие ступенчатые горы . Там, на вершине храма, куда подыматься нельзя простым людям, наши жрецы беседуют с богами. Жрецы
  5. это очень мудрые и уважаемые люди, они могут по звездам предсказывать судьбу, предсказывают они и лунное затмение.

Нам сказали, что ваши жрецы знают, почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек.

  1. Этого я, простой джин, не знаю, но жрецы наши хорошо считают, и число 60 у них считается священным.
  2. А у вас строят пирамиды?
  3. Я видел пирамиды в Египте. Нет, мы пирамид не строим. Но лучше бы уж занимались таким строительством. То, что у нас творится, куда хуже.
  4. А что у вас творится?
  5. Даже рассказывать не хочется. Прочитайте, пожалуйста, об этом в вашем учебнике.

Ученики читают.

  1. Теперь вы поняли, почему мне не хотелось рассказывать?
  2. Да у вас в Двуречье заставляют людей выпивать яд, чтобы они и после смерти служили своему хозяину, - отвечают ребята.
  3. Разве в Египте так? - спрашиваю я.

Ребята вспоминают особенности египетского погребального отряда.

  1. Вы умеете писать? - следует вопрос.
  2. Нет, я, несчастный бедный джин, не ходил в дом табличек - вы, кстати, помните, что у нас так называется школа?
  3. А почему ваши школы называются именно так?
  4. Да потому, что у наших учеников нет таких тетрадок и книжек, как у вас. Ученики сами делают себе тетради. Догадываетесь, из чего? Правильно, из глины; острыми палочками они пишут на сырой глиняной табличке. Посмотрите на рисунок в учебнике - вот так выглядит наша школа. Ученики разного возраста занимаются вместе. Много лет требуется мальчикам (ходят в школу только мальчики), чтобы научиться чтению, письму, счету и астрономии, узнать наши сказания и мифы. Я вижу у вас на партах дощечки и острые палочки, давайте представим себе, что мы находимся в школе Двуречья, что пластилин, который покрывает дощечки - это глина, а я - ваш учитель, или, как у нас говорят, - отец дома табличек. Возьмите палочку и начертите мини-строки. Теперь смотрите на доску. Вначале в Двуречье пытались писать рисунками, вот так изображали слово «нога» -

а так плуг (рисую на доске). Теперь напишите эти слова в своих табличках. Полу-

чается? А у кого будет получаться плохо - тот получит тростью по рукам. Да, именно так у нас вра-

зумляют нерадивых учеников. Да, что-то у вас не очень красиво получается. Но бить я вас не буду,

я понимаю, что глина - это не папирус, красиво не нарисуешь. Вот и в Двуречье со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Вот так:

  1. Попробуйте теперь на глиняной табличке написать те же слова, но клинописными знаками. Вот теперь у вас получается четко, красиво. Понимаете теперь, почему наше письмо называется клинопись ?
  2. Да, на глине вы выдавливаете клинышки, это и есть ваше письмо.
  3. У нас есть книги, они также сделаны из глины; книга - это стопка глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Чтобы не рассыпать таблички и не смешивать их с другими их хранили в ящиках.
  4. Вспомните, как называлось древнеегипетское письмо?
  5. Иероглифы.
  6. Что они обозначали?
  7. Или слово, или согласную букву, или несколько согласных букв.
  8. Вот и клинописные знаки могут обозначать целое слово или сочетание звуков. Чтобы научиться писать, надо выучить несколько сот знаков, заниматься много лет. Небогатым людям надо работать в поле, поэтому они не ходят s дом табличек. Да и порядки у нас там очень строгие.
  9. О многом, ребята, мы с вами поговорили, пора мне домой. До свидания.

Теперь я снова учитель.

  1. Ребята, наш гость ушел? Обо всем расспросили? Все узнали? Давайте проверим.

Школьникам предлагаются вопросы:

  1. Что общего в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?
  2. Что общего в похоронных обрядах древних египтян м жителей Двуречья? В чем состоят различия?
  3. Почему плохо сохранились храмы и города Двуречья?
  4. Почему знаки для письма имели в Двуречье клинообразную форму?

Дома: §13и творческое задание:

У каждой страны в наше время есть герб, есть свои гербы и у городов. Герб может нам рассказать о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения и т.д. Подумайте, как мог бы выглядеть герб Древнего Двуречья - если бы в это время уже был известен обычай составления гербов.


1. Воспитание и обучение в Древнем Египте.

2. Школы в Месопотамии.

1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:

Мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

Дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

Ребенок, прежде всего, должен был научиться слушать и слушаться;

Признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

Обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.

Основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

Школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

Обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

Профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

Ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

Школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

Широко применялись телесные наказания;

· основа образования обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

· образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

· обучение строилось на заучивании текстов;

· математические задачи обычно имели практический характер;

· немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:

Обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;



Телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк);

Большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;

Обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась3-4 года);

Профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;

В школах, как правило, учились только мальчики;

Основное внимание уделялось изучению языка и литературы;

Ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов;

Переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы;

Общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;

Заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов;

Учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;

Во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями";

Школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры.

В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.