Константин Чмаров: основная идеология Восточного – независимая космическая политика. Министр правительства Амурской области по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров: Восточный станет серьезной базой для Дальнего Востока

В ближайшие дни должен решиться вопрос с назначением начальника нового российского космодрома «Восточный». Решение принимают на самом верху, в недрах Роскосмоса . Как на днях сообщал журналистам вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин , кандидатура на этот ответственный пост уже выбрана.

По данным , начальником космодрома «Восточный» скорее всего станет Константин Чмаров. Амурчанам он хорошо известен. В 2008 году Чмаров стал министром по строительству космодрома, включившись в команду губернатора Олега Кожемяко. «Восточный» он знает как свои пять пальцев. Едва ли не половину рабочего времени проводит в далеком от областного центра месте строительства будущего российского космического форпоста. Знаком и с проблемами, и с успехами космодрома.

В региональном правительстве о том, что у них собираются отнять министра, еще не знают. Решение примут в Москве . Сам Константин Чмаров сейчас как раз в столице.

Я не комментирую этот вопрос. Сам процесс, процедура назначения начальника космодрома – очень сложная. И это дело исключительно федерального агенства, Роскосмоса, - заявил Константин Чмаров.

Нам известно не больше того, что знаете вы. Константин Васильевич вернется из столицы 20 января, тогда все прокомментирует сам, - пообещал советник Чмарова Роман Литвинов.

В администрации Углегорска , поселка, возле которого строится космодром, признались, что будут рады такому назначению:

Константин Чмаров уже много сделали и для космодрома, и для Амурской области в целом. В нем чувствуется мощнейший оптимизм. Если он ставит какие-то задачи, то они всегда выполняются. И у него большой опыт в этой сфере деятельности.

Думаю, что наши жители доверили бы ему право быть руководителем космодрома, - говорит глава ЗАТО Углегорск Марина Зенина . - Своими конкретными делами он уже на деле показал свою заботу об Углегорске и его жителях. Думаю, с такой же заботой и эффективностью он будет руководить космодромом.

ДОСЬЕ «КП»

Чмаров – генерал-майор, 32 года отслужил в армии

Родился Константин Васильевич в 1958 году в Ленинграде .

В 1980 году окончил Военный инженерный Краснознаменный институт им. А.Ф. Можайского по специальности «Летательные аппараты», квалификация «военный инженер-механик». В 1991 году - Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая», квалификация «офицер с высшим военным образованием». В 2000 году - Военную академию Генерального штаба ВС РФ по специальности «Военное и государственное управление», квалификация «специалист в области управления». С августа 1975 года по декабрь 2007 год - служба в Вооруженных Силах СССР (Российская Федерация). С декабря 2007 года по декабрь 2008 год - заместитель генерального директора по системам и средствам НКУ ФГУП «Научно-производственная организация «Орион». С 19 декабря 2008 года - министр Амурской области по строительству космодрома «Восточный».

С 07 июля 2011 года - заместитель председателя Правительства Амурской области - министр по строительству космодрома «Восточный».

Имеет правительственные награды. Воинское звание - генерал-майор. Имеет ученую степень кандидата военных наук.

Космодром Восточный до сих пор не дает покоя амурчанам. Вот и решено было обсудить самое насущное на расширенном совещании в Заксобрании. На все волнующие вопросы ответил министр по строительству космодрома [видео]

Изменить размер текста: A A

О космодроме Константин Васильевич сказал уже очень много , но накануне решил вновь поднять эту тему, рассказал и ответил на вопросы…

… о недочетах

На сегодняшний день на космодроме трудятся 4000 человек. Из них 1400 - амурчане. Да, есть обиженные, в том числе и по зарплате. Но все они обеспечены жильем и питаем. Практически всем предоставляется соцпакет. Грешат, к сожалению, только наши субподрядчики, родные, амурские, которые мудрят не только с соцгарантиями, но и с зарплатой. Но сейчас эти вопросы решаются.

x HTML-код

Константин Чмаров о недочетах на космодроме Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

Не так давно министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев сказал, что темпы строительства космодрома Восточный недостаточны. А вы что думаете по этому поводу? - поинтересовался депутат Заксобрания Юрий Ширин .

Комментировать слова Ишаева я не могу, - ответил Константин Чмаров. - Единственное, что могу сказать, - да, как и на любой стройке, на строительстве космодрома нормальный рабочий беспорядок. Это хорошо, что к стройке столько замечаний. Это значит, что она идет, движется. Хуже, когда их совсем нет. А то у нас сдается какой-нибудь крупный объект, а его потом не принимают в эксплуатацию. А такие замечания на начальном этапе позволяют заказчику и генподрядчику активнее работать над ними.

… о работниках

Сейчас на космодроме трудятся 4000 человек. В этом году они должны освоить 31 миллион рублей, но ведь понятно, что сделать это таким количеством работников нереально, - заметил гендиректор ОАО «Буреягэсстрой» Геннадий Кузнецов .

Это верно, - согласился министр по космодрому Восточный. - Но до конца года число работников должно увеличиться до 8 - 10 тысяч человек.

… о налогах

За четыре месяца 2013 года в область поступило 92 миллиона рублей налогов. Это на порядок выше первых четырех месяцев прошлого года, когда было заплачено 9,5 млн рублей. И значительно выше показателей последних четырех месяцев прошлого года. Тогда выплатили 63 млн рублей. Сейчас мы цепляемся буквально за все. В том числе за транспортный налог, налог на прибыль, заставляя организации платить все до копеечки.

…о перспективах

Амурская область имеет очень много объектов федерального значения: две гидроэлектростанции построили, сейчас строят третью, провели трубопровод, проводим газопровод, БАМ построили. Но что область имеет от этого? От ГЭС - высокие тарифы на электричество, от нефтепровода - опасность заражения территории, единственное - от БАМа остался только стук колес. Не получится ли так же с космодромом? - спросил зампред комитета Заксобрания по бюджету, налогам, экономике и собственности области Анатолий Белоногов .

x HTML-код

Константин Чмаров о перспективах космодрома Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

…о климате

Изменится ли из-за космодрома климат? - спросила депутат, гендиректор ОАО «Димское» Людмила Валова . - Стоит ли мне волноваться за урожай?

Влияние аэропорта на экологию намного существеннее, чем космодрома, - ответил министр Чмаров. - Так что принципиальных изменений климатических условий не будет. В Плесецке , например, после пуска иногда проходил дождь. Будет ли так в Приамурье, сейчас пока не известно. Но вот с сельским хозяйством все будет хорошо, не волнуйтесь. Кстати, 4 июня в Амурскую области съедутся лучшие экологи, специалисты из МГУ . Они изучат влияние космодрома на экологию Приамурья, все посмотрят, замерят, рассчитают. Все результаты будут оглашены.


О космических перспективах Приамурья корреспонденту «АП» рассказал министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров.

Космическое будущее

Константин Васильевич, на каком этапе подготовка к строительству космодрома?

Проводятся проектно-изыскательские работы по определению облика космодрома, перечня планируемых к строительству объектов, привязки данных сооружений к реальным местным условиям, прокладки трасс энергоснабжения, транспортных коммуникаций, согласование с головными разработчиками всех вопросов водоснабжения, связи, коммуникаций. Если эти предложения будут защищены в I квартале 2010 года, то наступит этап непосредственного проектирования реальных объектов космодрома.

Кто разработчик проекта Восточного?

Разработчиком документации данного этапа является ОАО «Ипромашпром», кроме этого, подготовлены и находятся в Правительстве Российской Федерации предложения о назначении данной организации генеральным проектировщиком космодрома Восточный, а Спецстроя России - генеральным подрядчиком.

Когда начнутся физические работы?

Указом Президента Российской Федерации установлено, что к непосредственному строительству мы должны приступить с 2012 года.

Уже известен общий объем затрат на Восточный? Будет ли область принимать финансовое участие в проекте?

Как известно, космодром будет строиться в два этапа - в 2015 году мы должны запустить первый автоматический космический аппарат, а с 2018 года должна начаться реализация пилотируемой программы. Объем затрат первого этапа только определяется. Финансовое участие области хоть и маловероятно, потому что строительство космодромов носит централизованный характер, но возможно - в плане строительства вспомогательных объектов жизнеобеспечения и тех, которые могут приносить прибыль, например, связанных с туристической и информационной отраслью. Сейчас же я говорю о туристах на первоначальном этапе строительства - такого еще никогда у нас в стране не было, но, как показывает мировая практика, такая возможность есть.

В ближайшей перспективе можно ли ожидать заметного влияния работ на Восточном на экономику области?

Существенное влияние на экономику можно ожидать только тогда, когда начнется непосредственное строительство и потребуются максимально возможные ресурсы не только области, но всего Дальневосточного региона и государства в целом.

Восточные особенности

Уже известно, что стартовый комплекс будет находиться на территории Шимановского района. Насколько компактно будет расположен космодром?

Космодром - это и жилая зона, и расположенные на расстоянии от нескольких до нескольких десятков километров технические зоны, и стартовый комплекс. По-военному это все называется позиционный район космодрома. Углегорск - это жилой городок, а вся инфраструктура космодрома: технические зоны, промышленные объекты, стартовые площадки - все это будет расположено в стороне от него.

Насколько, по-вашему, космодром Свободный, то, что есть сейчас, можно называть космодромом?

И исторически, и практически максимальным требованиям, предъявляемым к космодромам, в большей степени соответствовали Байконур и Плесецк. Свободный мог выполнять очень специфические и частные задачи, потому что его инфраструктура не создавалась специально как космодром, а была приспособлена после ухода ракетной дивизии под запуск легких спутников, вывод их на околоземную орбиту. Поэтому, подводя итог, Свободный - это космодром, он запустил не один космический аппарат, состоялось целых пять космических пусков. Но выполнять он может специфические, очень узкие задачи.

Какое место этот проект занимает в вашей жизни?

Несмотря на огромное количество противоречий, экономические, технические трудности и множество неопределенностей, мне очень интересен этот проект. Проживать, работать и выполнять различные задачи на космодромах мне пришлось большую часть моей жизни. Конечно, я с удовольствием возвращаюсь к этой сфере, тем более что чувствую, что космодром будет востребован, как бы этот проект ни критиковали. Я готов спорить, доказывать - почему и хочу привлечь больше внимания общественности к этому проекту. Тогда мы ближе подойдем к цели. Тем более решение принято, а хуже нет, когда принятое решение начинают оспаривать. Конечно, мне эта работа интересна, хотя с каждой минутой число трудностей не убавляется, а только увеличивается.

Что важно понимать, говоря о космодроме Восточный?

Говоря о перспективах космодрома, не нужно вдаваться в какие-то крайности. Было время, когда много говорили о кластере. Нужно аккуратно вводить термины, вкладывая в них больше содержания. Конечно, космодром будет строиться, пусть и с трудностями, но все равно на это нужно идти и ставить при этом реальные задачи, не зарываясь в каких-то проектах. Когда весь комплекс задумок будет реализован, это будет серьезная база для всего Дальнего Востока. Но к этому нужно идти уверенными шагами.

Космос в помощь

На минувшей неделе Приамурье посетили представители НПК «Рекод», отвечающие за расширение использования космических данных в экономике и социальной сфере. Правительство области получило проект региональной программы сотрудничества в области использования информации из космоса. Насколько нам необходима подобная программа?

Соглашение о сотрудничестве с Роскосмосом было заключено еще в 2005 году. Настала пора его конкретизировать, определиться, по каким направлениям мы будем взаимодействовать, выйти на региональные целевые программы. Мы специально пригласили специалистов, чтобы с общественностью посмотреть, увидеть выгоды Амурской области, а не просто заключить договор без понимания того, для чего он нам нужен и какую прибыль принесет. В том числе проанализировать опыт других регионов, которые уже подписали аналогичные соглашения. У нас есть возможность выбрать оптимальный вариант, который позволит выполнить государственные задачи, и помочь развитию экономики области.

Вы говорили о том, что здесь необходим комплексный, системный подход в работе с данными из космоса. Сколько времени может уйти на внедрение программы?

Региональную программу по каким-то частным вопросам - навигации, связи - можно сделать в срок от полумесяца до полугода. А вот чтобы состыковать их и создать комплексную программу, закрывающую все направления, потребуется не менее полугода, а то и год-полтора.

По каким направлениям сотрудничество для нас наиболее актуально?

Пока на повестке дня стоит вопрос о навигационном обеспечении.

Нам потребуется строить наземные станции, сколько их будет - три, восемь или двенадцать?

Это зависит от того, сколько районов нужно покрыть высокоточной навигационной информацией. Этот параметр будет доведен до метров и долей метров.

Каково участие региона в программе в финансовых показателях?

Уже появились некоторые разговоры, называются не совсем понятные цифры в сотни миллионов рублей. Мы сейчас анализируем конкретное соглашение, с которым прибыл «Рекод». Всю программу они оценивают в 30 миллионов рублей, большинство этих денег из федерального бюджета. Мы склонны считать, что вся программа, рассчитанная на всю территорию области, нам может быть пока и не нужна. Поэтому мы сейчас ее внимательно проанализируем и посмотрим, в какой степени она приемлема.

Насколько это нужно области?

Это вообще некорректно поставленный вопрос. Космическую информацию используют практически все. Другое дело, что часто идет нелегальное использование. Но когда этот вопрос мы переведем на высокопрофессиональный уровень, то точность ее возрастет в десятки раз. Нужно к этому вопросу подойти цивилизованно, комплексно, системно.

28 ноября в 14:41 по местному времени с космодрома Восточный была запущена ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 19 спутниками, включая трехтонный гидрометеорологический аппарат «Метеор-М». Ракета улетела. Вопрос - куда и где она теперь находится - волнует многих журналистов и население всей страны. Сегодня в студии по видеосвязи с нами будет работать Константин Васильевич Чмаров, директор филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный.

- Здравствуйте!

Добрый день!

- Есть ли ответ на вопрос, где сейчас находится ракета?

Пока только предположения.

- Вы можете о них сказать?

Предположения, в принципе, известны - это акватория Атлантического океана.

Сейчас уже говорят об аварии, в результате чего разгонный блок со спутником мог упасть в Атлантический океан. Атлантика упоминается потому, что такова была траектория полета?

Баллистики, как обычно, сразу же дали аварийную трассу с указанием места, где возможно нахождение космического тела, которое двигается по незамкнутой орбите. То есть она не замкнулась вокруг Земли.

- Упал в воду - потому, что взрыва не было ни на земле, ни в воздухе?

Да, взрыв по большому счету ни при чем. Был он или не был - все, что движется в околоземном пространстве по траектории, имеет соответствующую траекторию и точку на земном шаре. По приблизительным расчетам - это акватория мирового океана, конкретно Атлантический океан. Тут ещё играют роль допущения, но нужно четко и осмысленно рассматривать эту ситуацию.

Вчера спустя два часа после запуска в «Роскосмосе» заверили, что космическая головная часть ракеты в составе разгонного блока «Фрегат» и «Метеора-М» №2-1 в расчетное время штатно отделилась от третьей ступени ракеты-носителя, и полезная нагрузка - спутник «Метеор» выведен на заданную орбиту, потом что нет. Да или нет - почему такая путаница в информации?

Я считаю, что это издержки нашей открытости. Все штатно, идут летные испытания. Мы сейчас немножко углубимся в технологию измерений на активном участке траектории, то есть ракета стартовала вовремя. Ракета абсолютно и практически со стопроцентной гарантией отработала качественно. Задача ракеты: привести космическую головную часть с разгонным блоком в заданную точку траектории движения. В этой заданной точке ракета с тремя ступенями отработала штатно. Другое дело, что, когда у нас заканчивался так называемой сеанс радиовидимости, то в конце записи все проходило штатно и показывало хороший результат. Правда, в самом конце записи аналитики увидели, что разгонный блок до конца не отработал, то есть не по той циклограмме, по которой ему положено. Естественно, все штатно и по первым впечатлениям соответствовало действительности. Появились первые опасения - вы видите, что запуск абсолютно открытый, вся информация сразу пошла в прессу - что, возможно, что-то неладно. Если бы у нас были измерительные средства на той стороне земной поверхности, если бы мы видели орбиту до конца, конечно, было бы ясно четко, как отработал разгонный блок и что произошло. У нас телеметрическая информация оборвалась. Мы выжидали время, когда должна была прийти космическая головная часть при штатном запуске, соответственно мы должны были ее обнаружить, то есть измерительные средства.

- Предполагалась «мертвая зона» во времени, когда вы не могли получить информацию в любом случае?

Конечно. Это были частные суждения, что вроде бы разгонный блок не до конца отработал по циклограмме, хотя до этого все было прекрасно.

- Вы сказали, что не было данных на той стороне Земли. С чем это связано? Мы не взаимодействуем с НАСА?

Мы все прекрасно взаимодействуем с НАСА, кстати, его представитель присутствовал на запуске. У нас нет наших измерительных средств, которые работают по данному космическому ракетному комплексу и передают информацию в режиме онлайн. Во времена Советского Союза, в частности, была специальная большая флотилия научно-исследовательских космических кораблей, которые назывались именами космонавтов. Например, космонавт Пацаев и так далее. Сейчас из этих кораблей остался только один, который находится в Тихом океане.

- Предполагается, что ракета упала где-то в акваторию Атлантического океана. Могла ли она упасть на материк?

Ракета не упала, все составные части ракеты-носителя - ступени, боковые части, обтекатель - приземлились в запланированных районах: в Зейском районе, в двух районах Якутии. А вот космическая головная часть - разгонный блок и космические аппараты - их местонахождение вызывает вопросы. Первое очевидное предположение, что часть аппаратов сгорела в атмосфере, разрушилась. Невозможно на такой скорости войти в атмосферу и быть сохраненной монолитным куском. Происходит рассеивание, разброс различных частей. Возможно, произошел взрыв в атмосфере, потому что сохраняются остатки горючего, кроме пыли и мелких осколков ничего не оседает.

- Ходят слухи, что ракета имела 5-тонный топливный контейнер с гептилом, опасным веществом. Правда ли это?

На ракете не было ни капли гептила. Гептил как компонент ракетного топлива был заправлен в разгонном блоке.

- Сколько его там было?

Не скажу точное количество, но порядка тонны.

- Пять тонн - это неправда?

Это неправда.

- Есть вероятность, что все это разлилось в Атлантическом океане?

Не разлилось. Топливо сгорает или взрывается при соответствующих условиях.

Протодиакон Андрей Кураев обвинил епископа Лукиана, что он неправильно освятил ракету. Чья идея была освящать ракету?

Во-первых, это православная традиция, которая поддерживается на космодромах Байконур, Плесецк, естественно, на Восточном. Второй пуск, как и первый, был освящен. Все ракетно-космические испытатели свято чтут традиции. Во-вторых, правильно или неправильно освящено, мне не нравится, что все вопросы в одной плоскости - упала, разрушена и все в таком роде. Вы не спрашиваете, в чем польза от этого запуска?

- Расскажите, в чем польза?

Задача пуска была бы не выполнена, если бы был штатный запуск, космодром работал в штатном режиме, мы выполняли бы функции перевозчика. Есть космический аппарат, мы должны его доставить на орбиту. Когда параллельно идут летные испытания, назначается государственная комиссия, то сеть продолжается наращивание космодрома, его инфраструктуры, готовятся рабочие места. Для этого пуска было подготовлено рабочее место и испытано для разгонного блока «Фрегат». Космодром наращивается, модернизируется, приобретает современный облик, может выполнять универсальные задачи. Во-вторых, совершенствуется боевой расчет. Задача выполнена космодромом превосходно. Летные испытания прошли превосходно. Вывод полезной нагрузки параллельно с летными испытаниями - она не выполнена. Вы знаете, что вся история ракетно-космической техники связана в том числе и с авариями, и даже с трагедиями.

- Если говорить об издержках, то речь о том, что спутники потеряны.

Не отрицаю, что параллельная задача - вывод спутников и ввод их в эксплуатацию - не выполнена. Все было застраховано, в этом плане экономические риски будут минимизированы.

Рабочая группа на космодроме Восточный проводила заседание по анализу сложившейся ситуации. Что-то новое известно? Какие решения принимаются?

Решения пока не принимаются, решения принимаются на государственной комиссии. Задача рабочей группы - максимальная аналитика произошедшего: опрос свидетелей, сбор документов, сопоставление всех результатов проведенных испытаний, проверка записей, журналов. Идет кропотливая инженерная и организаторская работа.

- Сроки какие-то есть?

Сроки есть, конечно. Думаю, сегодня на первом государственном заседании комиссии в Москве будут определены реальные сроки. Пока выполняются первичные задачи, начался сбор материалов.

- Спасибо, что вы согласились на интервью, тем более в такое время. В студии «Простых вопросов» по видеосвязи был Константин Васильевич Чмаров, директор филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный. Мы узнавали, что сейчас происходит, какая ведется работа после вчерашнего запуска. Будем следить за новостями. До свидания.

Константин Чмаров / Фото: Пресс-служба Амурской области

28 апреля состоялся первый запуск с нового космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а". В чем основная идея новой космической гавани РФ, почему первой полетит именно ракета "Союз" и какие были проблемы при строительстве космодрома, рассказал в интервью ТАСС директор филиала ГК "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Чмаров.



- Константин Васильевич, какова была основная идея, согласно которой обосновывалась необходимость создания нового космодрома, и почему именно в Амурской области?

– Основная идеология нового космодрома – возможность проведения независимой космической политики, возможность доступа в космическое пространство с территории Российской Федерации. Амурская область – наиболее привлекательное и рациональное место размещения нового космодрома. Это дает региону возможность дальше развиваться и сохранять имеющийся потенциал.

– Какие еще точки рассматривались в качестве потенциальных для размещения космодрома? Почему выбор пал именно на Амурскую область?

– До шести возможных точек размещения космодрома рассматривалось на первоначальном этапе. Две – в европейской части страны, две – в Сибири, и две на Дальнем Востоке. Оценка производилась по 15 параметрам, и по большинству из них Амурская область опередила конкурентов. Прежде всего, текущее местоположение космодрома было выбрано из-за того, что это южная точка нашей страны, которая позволяет выводить полезную нагрузку в космос с меньшими затратами. Кроме того, регион богат энергетикой: здесь располагаются Зейская и Бурейская гидроэлектростанции, т. е. регион производит больше электроэнергии, чем потребляет. В нем достаточно развита транспортная инфраструктура.

– Почему выбрали "Союз", а не новую ракету типа "Русь-М"?

– Экономика рациональности. Да, изначально предполагалось создать стартовый комплекс под ракету-носитель "Русь-М", и достаточно много было сделано по проектированию данной ракеты, но в связи с определенными условиями, в том числе экономическими, предпочли идти по более практичному пути – создать стартовый стол для наиболее используемой ракеты "Союз" в виде ее модернизированной версии "Союз-2". Это отработанная, надежная ракета.

– Какие изменения произошли в проекте по сравнению с 2007 годом?

– В 2007 году был опубликован Указ президента Российской Федерации, а проектирование велось в 2008-2012 годах. Такой период проектирования позволил своевременно вносить в схему строительства космодрома необходимые изменения. Некоторые первоначально планируемые задачи, в силу обстоятельств, изменились. В частности, перед нами встал вопрос импортозамещения, введения этапности строительства объектов космодрома. Например, тот же аэродром. Он нужен, естественно, но его можно построить на следующем этапе. У нас есть Благовещенск, на крайний случай – военный аэродром Украинка. Рациональное планирование работ и распределение денежных средств вносили определенную корректировку в проект космодрома.

– Какие непредвиденные проблемы возникли во время строительства?

– В связи с тем, что было тесное взаимодействие с правительством Амурской области, вопрос землеотвода (перевод земли под нужды космодрома) очень быстро решился, да и другие вопросы по проектированию и созданию решались довольно слаженно. Основные проблемы, которые мы не предвидели, – это необходимость импортозамещения в области поставки оборудования. Да, немного жизнь нас поправила, мы закупили свое, российское оборудование. Каких-то других непредвиденных серьезных проблем у нас не было. Основные проблемы возникали, как известно, в процессе строительных работ из-за проблем самой строительной отрасли. Недостатки были связаны с недостаточно эффективной организацией взаимодействия между строительными организациями, генподрядчиками и субподрядчиками, генподрядчиком, заказчиком и проектировщиком. Субподрядчик, не рассчитавшись с рабочими, уходил со стройки… Никто не мог предвидеть, что при нормальном бюджетном ассигновании будут происходить такие ситуации.

– Константин Васильевич, какую должность сейчас занимаете? Можно ли назвать вас начальником космодрома?

– Директор филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный. Есть эксплуатирующая организация – ЦЭНКИ, есть филиал госкорпорации, который создан 1 апреля. Рассматривается вопрос создания структуры государственного испытательного космодрома. Это поручение президента Российской Федерации. Все должно быть вовремя. Будет проведен пуск ракеты космического назначения, проведут анализ, посмотрят на организационные вопросы, которые нужно изменить. Организационная структура создается под решаемые задачи, когда в ней появится необходимость. В начале строительства вообще никакой структуры не было на космодроме, вопросы создания и строительства решались непосредственно Роскосмосом и правительством Амурской области. Потом появилась Дирекция космодрома, потом ЦЭНКИ, теперь филиал госкорпорации. Задачи появляются – организационная структура изменяется.

Беседовал Дмитрий Струговец.