IV. Периоды (этапы) развития организма

При выращивании бактерий в жидкой питательной среде наблюдается несколько фаз роста культур:

1. Фаза исходная (латентная) - микробы адаптируются к питательной среде, увеличивается размер клеток. К концу этой фазы начинается размножение бактерий.

2. Фаза логарифмического инкубационного роста - идет интенсивное деление клеток. Длится эта фаза около 5 часов. При оптимальных условиях бактериальная клетка может делиться каждые 15-30 мин.

3. Стационарная фаза - число вновь появившихся бактерий равно числу отмерших. Продолжительность этой фазы выражается в часах и колеблется в зависимости от вида микроорганизмов.

4. Фаза отмирания - характеризуется гибелью клеток в условиях истощения питательной среды и накопления в ней продуктов метаболизма микроорганизмов.

Посевной материал, попав в свежую полноценную среду, сразу не начинает размножения. Этот период называют лаг-фазой I. Только после определенного времени, иногда через несколько часов, клетки приспосабливаются к среде и окружающим условиям. В этот период активируются ферменты, а также, если это необходимо, синтезируются новые ферментные системы. В период лаг-фазы стремительно возрастает количество нуклеиновых кислот, особенно РНК, что необходимо для биосинтеза белков.

Рис. 1. Фазы роста культуры микроорганизмов: I - лаг-фаза, II - логарифмическая фаза, III - фаза замедленного роста, IV - стационарная фаза, V -фаза отмирания, N - число клеток (млн/мл)

После лаг-фазы следует логарифмическая, или экспоненциальная, фаза II, в которой клетки размножаются с максимальной для данной культуры скоростью. Вследствие этого запас необходимых питательных веществ в среде уменьшается, кроме того, происходит накопление различных продуктов обмена веществ, которые в определенной концентрации могут мешать нормальному протеканию биохимических процессов обмена веществ. Иногда в питательной среде накапливается так много клеток, что не хватает пространства, а конкретнее, поверхности для новых поколений клеток. Именно через поверхность происходят процессы обмена - попадание питательных веществ в клетку и выведение метаболитов. Если клетка находится в тесном окружении других клеток, то площадь поверхности уменьшается и вместе с тем снижается интенсивность процессов обмена. Скорость роста культуры также уменьшается, если сокращается поверхность клеток на единицу объема. Это происходит при увеличении размеров клеток и, таким образом, особенно для клеток сферической формы, значительно ухудшаются условия питания.

Как известно, поверхность сферических тел изменяется пропорционально квадрату их радиуса, а объем - пропорционально кубу радиуса. Лимитирующие поверхности находятся, очевидно, и внутри клеток. В молекулярной биологии накапливается все больше фактов, которые указывают на то, что функционирование жизненных процессов необходимо связывать с биополимерами, мембранными структурами и их поверхностью.

В ходе интенсивного роста и размножения внутри закрытой системы негативное влияние лимитирующих факторов увеличивается и в результате скорость роста уменьшается, наступает фаза замедленного роста III. Через определенное время в стационарной фазе IV масса клеток в питательной среде достигает максимального уровня. Затем наступает период, когда число отмерших и автолизированных клеток превышает прирост. В результате количество биомассы уменьшается - наступает фаза отмирания V.


Также смотрите:

Размножение и развитие рыб
Органы размножения самок - два продолговатых яичника, самцов - два продолговатых семенника. Ко времени размножения в яичниках развиваются икринки, в семенниках - жидкость со сперматозоидами. Нерест. При созревании половых клеток рыбы перемещаются в места, наиболее бл...

Происхождение и предки современных пингвинов
Родиной, как древних, так и современных пингвинов, является только южное полушарие. Ископаемые виды известны, главным образом, из Новой Зеландии, южной части Южной Америки и с отделенного от нее проливом Дрейка Антарктического полуострова. Есть находки также из южных...

Морфология и анатомия
Размеры водорослей широко варьируют - от микроскопических форм диаметром или длиной в тысячные доли сантиметра до морских гигантов длиной более 60 м. Многие водоросли - одноклеточные или состоят из нескольких клеток, образующих рыхлые агрегаты. Некоторые представляют...

Жизнь организации протекает по определенным законам стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации , а затем - спада.  


Стадия интенсивного роста и закрепления на рынке отличается ориентацией организации на расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также формирование собственного стиля (имиджа).  

Динамического роста (стадия интенсивного роста)  

Стадия интенсивного роста  

Организации удалось пройти самый сложный период - стадию формирования . Сформулирована новая идея , найден товар, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стало существенно увеличиваться. Можно радоваться организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Однако это уже следующая стадия формирования организации - стадия интенсивного роста.  

Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управление персоналом, - проблема размывания корпоративной культуры . В период интенсивного роста организация может включать в себя гораздо больше персонала, чем на предыдущих стадиях. Если организация смогла выйти на стадию интенсивного роста, нашла своего потребителя, удержалась на рынке, безусловно, в корпоративной культуре есть много продуктивного, она способна дать организации стимул для дальнейшего роста. Но с приходом новых сотрудников, работавших прежде в других фирмах и предприятиях, менеджер по персоналу сталкивается с проблемой - удержать продуктивность и целостность корпоративной культуры , ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включить их в культуру, но не позволить групповым представлениям погибнуть под напором множества новых идей.  

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации . Назовем ее кризисом зрелости. Для стадии стабилизации необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии , фиксировать (опять же в технологических схемах) наиболее удачные подходы, обнаруженные в ходе интенсивного роста ор-  

На стадии интенсивного роста менеджмент персонала в основном направлен на формирование кадрового состава - привлечение и найм персонала, оценку кандидатов, расстановку и адаптацию новичков.  

Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей . Возможны-следующие варианты перемещений руководителей  

Анализ представленных зависимостей показывает, что наиболее интенсивный рост себестоимости добычи нефти для девонских месторождений начинается примерно после отбора 70 % извлекаемых запасов нефти, а для месторождений с более сложным геологическим строением и высоковязкими нефтями - несколько раньше (после 50%), т. е. в обоих случаях на поздней стадии эксплуатации.  

Закономерности динамики себестоимости добычи нефти для большинства нефтяных месторождений, разрабатываемых при активном водонапорном режиме, весьма схожи по своему характеру и в значительной степени обусловлены стадией разработки месторождения . На поздней стадии разработки большое влияние на уровень себестоимости добычи нефти оказывает обводненность продукции скважин. Рост обводненности извлекаемой жидкости отражается в себестоимости добычи нефти , главным образом в изменении переменных затрат . В условиях интенсивного роста обводненности переменные затраты в значительной мере определяют уровень и характер динамики себестоимости добычи нефти . К ним относятся энергетические затраты , расходы по сбору, транспортировке и подготовке нефти и по увеличению отдачи пластов. В связи с этим представляет определенный интерес многофакторный анализ себестоимости добычи нефти в части только переменных затрат с учетом стадии разработки месторождения . Основное внимание в анализе уделяется выявлению влияния роста обводненности извлекаемой жидкости на уровень и динамику переменных затрат . При этом учитываются также и другие факторы.  

Рассмотренные примеры показывают необходимость учета требований сферы потребления новой техники в процессе ее проектирования. Это позволит создать технику именно с такими параметрами, которые действительно нужны обществу. Для того, чтобы учитывать требования потребителей к проектируемой технике, нужно знать, в первую очередь, общие закономерности изменения ее параметров. В основе этих закономерностей лежат закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, показывающий, как происходит развитие техники, и закон отрицания отрицания, раскрывающий, в каком направлении совершается это развитие. Эволюционная стадия развития параметров техники включает три этапа. Первый, на котором происходит зарождение новой техники , характеризуется незначительной интенсивностью роста ее па-  

Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или размножение, стабилизацию и кризис (спад)1. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться смертью или ликвидацией организации . Вполне возможным считается и вариант ее возрождения или преображения (рис. 6.1).  

Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования , интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев. Основные особенно - А"3- 3 историй успешных компаний позволя-стй целевой ориен- ет выделить следующие основные особенности тации целевой ориентации организации на различных  

Чтобы более эффективно использовать персонал, кадровый менеджмент должен продумать систему планирования карьеры , формирования кадрового резерва , организации обучения и продвижения персонала. Именно в ситуации стабильности персонал начинает воспринимать карьерные планы, планы роста вознаграждения как обоснованные и реальные инструменты планирования своей жизни. В стадии формирования и интенсивного роста такие кадровые инструменты кажутся малообоснованными и слишком далекими.  

Эволюционные процессы также ведут к определенным ожидаемым переменам в поведении существующих на рынке конкурентов. Во-первых, интенсивность конкуренции изначально невысока, поскольку быстрые темпы роста делают соревнование беспроигрышным - все могут расти. Однако позже, по мере того как рост рынка замедляется и действующие на нем фирмы увеличивают объемы производства, конкуренция становится все более интенсивной. Во-вторых, на последней стадии фазы роста более агрессивные конкуренты начинают следовать стратегиям репозиционирования , которые заставляют их напрямую конкурировать с фирмами, первоначально находящимися в других стратегических группах.  

В первые годы после второй мировой войны доля универмагов в розничной торговле уменьшилась, а их рентабельность снизилась. Многие тогда считали, что универмаги как предприятия розничной торговли в своем жизненном цикле вступили в стадию упадка. Специалисты указывали на 1) обострение конкуренции между универмагами, что вызывало рост издержек, 2) обострение конкуренции со стороны других типов розничных предприятий, особенно магазинов сниженных цен, сетей специализированных магазинов и розничных складов-магазинов и 3) интенсивное транспортное движение, недостаток мест для стоянок и вырождение городских  

Самая большая стратегическая ошибка, считает М. Портер, в желании гнаться за всеми зайцами, то есть использовать все конкурентные стратегии одновременно. Иначе говоря, по мнению М. Портера, компания, которая не сделала выбор между стратегиями - быть ей лидером в области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на полпути Такие компании пытаются добиться преимуществ на основе как низкой себестоимости, так и дифференциации, но фактически не получают ничего. Плохие результаты деятельности являются следствием того, что фирма-лидер по издержкам, дифференциатор или фирма со сфокусированной стратегией будут иметь лучшее положение на рынке для конкуренции на любом сегменте. Фирма, застрявшая в середине, будет получать значительную часть прибыли только в том случае, если положение в отрасли чрезвычайно благоприятно, либо если и все остальные фирмы находятся в подобном положении. Быстрый рост на ранних стадиях развития жизненного цикла отрасли может позволить таким фирмам получать хорошую отдачу от своих вложений, но по мере вхождения отрасли в стадию зрелости и по мере того как конкуренция становится более интенсивной, те фирмы, которые не сделали свой выбор между существующими альтернативными стратегиями , рискуют быть вытесненными.  

Главный положительный момент экономического роста - его влияние на изменение структуры производства и потребления. При интенсивном пути для многих стран характерна в целом общая схема и последовательность развития на начальной стадии в общем объёме выпуска продукции и структуре занятости быстро сокращается доля сельскохозяйственного производства, идёт процесс урбанизации растут объёмы и доля в структуре экономики промышленных отраслей с опережающей динамикой, как отмечалось, прогрессивных производств затем приходит эра услуг, которые в некоторых странах достигают половины ВВП.  

На домонополистической стадии капитализма отмечалось ускорение темпов роста населения из-за снижения смертности от инфекционных заболеваний (чума, холера, оспа). Они уносили в феодальную эпоху огромное число человеческих жизней. Миграционные процессы в этот период происходили очень интенсивно. Примером является колонизация Америки.  

Одним из важнейших показателей рациональной структуры стада является правильное соотношение отдельных половозрастных групп животных. Повышение удельного веса коров в стаде крупного рогатого скота способствует росту интенсивности воспроизводства и оборачиваемости поголовья, создает возможности для более быстрого увеличения производства продукции.  

Стадия развитого социализма характеризуется наличием гигантского экономического и научно-технического потенциала , и задача состоит в том, чтобы он использовался с максимальной отдачей. Достичь этого можно лишь на основе И.п. Вот почему партия на современном этапе коммунистического строительства нацеливает на решительный переход к преимущественно интенсивным факторам экономического роста . Главный путь к качественному сдвигу в производительных силах ,- отмечал на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов,- это, конечно, переход к интенсивному  

Микроорганизмы, попав в свежую полноценную питательную среду, начинают размножаться не сразу. Этот период называют лаг-фазой - I фаза (рис. 3.1). В этот период культура как бы привыкает к новым условиям обитания. Активируются ферментные системы, если необходимо, синтезируются новые ферментные системы, клетка готовится к синтезу нуклеиновых кислот и других соединений. Продолжительность этой фазы зависит от физиологических особенностей микроорганизмов, состава питательной среды и условий культивирования. Чем эти различия меньше и чем больше посевного материала, тем короче эта фаза.

II фаза называется фазой ускоренного роста, она характеризуется началом деления клеток, увеличением общей массы популяции и постоянным увеличением скорости роста культуры; обычно она непродолжительна.

Затем следует логарифмическая, или экспоненциальная фаза роста - III фаза . В этот период отмечается максимальная скорость роста культуры, интервалы между появлением предыдущего и последующего поколения постоянны. Логарифм числа клеток линейно зависит от времени.

Вследствие интенсивного роста и размножения культуры запас необходимых питательных веществ в среде уменьшается. Это является основной причиной снижения скорости роста культуры. Кроме того, в среде накапливаются продукты метаболизма, которые в определенной концентрации могут мешать нормальному протеканию биохимических процессов обмена веществ. Иногда в питательной среде образуется так много клеток, что для новых поколений клеток не хватает пространства, а точнее, поверхности. Скорость роста снижается, уменьшается число делений клеток, наступает IV фаза – фаза замедления или уменьшения скорости роста.

Рис. 3.1. Кривая роста микроорганизмов (зависимость количества клеток от времени культивирования): I , II , III , IV , V , VI , VII – фазы роста

V фаза называется стационарной (фазой линейного роста). Масса и количество всех живых клеток достигает максимума. Количество вновь образовавшихся клеток на этом этапе равно количеству клеток, отмерших и автолизованных (разрушенных клеточными ферментами).

В какой-то момент это равновесие нарушается, и количество отмерших клеток превышает прирост. Наступает VI фаза – фаза ускорения отмирания.

Завершается цикл роста и развития популяции в замкнутом объеме VII фазой , характеризующейся отмиранием и автолизом микроорганизмов, которая называется фазой отмирания. На этой стадии биомасса клеток значительно уменьшается, так как запасные вещества клетки исчерпываются.

При выращивании бактерий на жидкой питательной среде наблюдается придонный, диффузный или поверхностный (в виде пленки) рост культуры.

Бактерии, растущие на плотных питательных средах, образуют изолированные колонии округлой формы с ровными или неровными краями (S- и R-формы), различной консистенции и цвета, зависящего от пигмента бактерий. Пигменты, растворимые в воде, диффундируют в питательную среду и окрашивают ее, например синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa ) окрашивает среду в синий цвет. Другая группа пигментов нерастворима в воде, но растворима в органических растворителях. Так, колонии «чудесной палочки» имеют кроваво-красный пигмент, растворимый в спирте. И, наконец, существуют пигменты, не растворимые ни в воде, ни в органических соединениях.

Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие.Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. При развитии многоклеточных животных происходят рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Эти процессы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Развитие организма состоит из 3 закономерных процессов:

1. Процесс роста (изменяется масса, длина тела)

2. Собственно дифференциация – приобретение характерных особенностей тканей и органов.

3. Формообразование – изменение пропорций тела.

Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т.е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом. Причем в одних органах (кости, легкие) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 15 лет.В течение первого года длина тела ребенка возрастает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, который называется периодом округления (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается вновь в 6-7 лет – период второго вытягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедление роста – второй период округления (с 7 до 10-11 лет). Наконец, возрастание темпов роста наблюдается в период полового созревания – третий период вытягивания (с 11-12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы роста снижаются, и у женщин он останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. Несмотря на смену периодов роста и созревания, эти процессы протекают непрерывно в течение 20-25 лет.

Особенности процессов развития:

1. Непрерывность развития – развитие идет непрерывно.

2. Гетерохронность – разновременность в развитии отдельных органов и систем.

3. Гармоничность развития – органы должны соотносится с требованиями окружающей среды.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неравномерность и неодновременно, т.е. гетерохронно (от греч. гетерос – другой, хронос – время).



Учение о гетерохронности было разработано П.К.Анохиным. Он установил, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные периоды онтогенеза.

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей недели пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.Помимо гетерохронии, А.А.Маркосян к общим закономерностям онтогенеза отнес формирование и повышение надежности биологических систем. Под надежностью принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что гарантирует приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца требует запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают оптимальное протекание жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. Например, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1500 кг, что в 30 раз превосходит обычную нагрузку, огромное количество нервных клеток (более 15 млрд) рассматривают как один из возможных факторов надежности нервной системы.Биологическая надежность организма достигается за счет нескольких механизмов: взаимозаменяемости органов и структур (у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания); дублирование многих процессов (выведение из организма продуктов обмена осуществляется почками, легкими, кожей, желудочно-кишечным трактом), парности ряда органов (легкие, почки, слуховой, зрительный анализаторы, некоторые железы внутренней секреции); «холодного резерва» (все органы и системы в нормальных условиях работают не на пределе своих возможностей, только 5-8 % альвеол легких участвуют в дыхании, не все капилляры открыты и используются в процессе кровообращения).Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.В основе выделения этапов развития человека были положены особенности морфологического, физиологического, умственного развития, учитывались особенности воспитания, обучения на разных этапах развития ребенка и т.д. Все эти схемы в связи схем, что развитие ребенка процесс непрерывный и резких границ между возрастными периодами нет, являются условными. Однако с педагогической целью, с целью изучения возрастных анатомо-физиологических особенностей детей различных возрастов, такие классификации очень важны.



I.Эмбриональный (пренатальный).

В онтогенезе человека выделяют два относительно самостоятельных этапа: пренатальный и постнатальный. Первый длится 280 дней или 10 лунных месяцев и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка, второй начинается с рождения и заканчивается смертью человека.

II. Постэмбриональный, или постнатальный – от рождения до смерти.

1. Этап – грудной 0-1 год.

а) новорожденности – 10-30 дней

б) собственно грудной – до года.

2. Преддошкольный (ясельный) – с 1 года до 3.

3. Дошкольный – с 3 до 6-7 лет.

4. Младший школьный возраст – с 6-11 девочки, 6-13 мальчики лет

5. Подростковый возраст (пубертатный) – 12-16 лет девушки, 14-17 лет юноши.

6. Юношеский возраст – с 17-20 девушки, 18-21 год юноши.

7. Взрослый возраст – с 21-22 до женщины 55 лет, мужчины 60 лет.

8. Пожилой – до 74 лет.

9. Старческий – до 90 лет.

10. Долгожители – с 90 лет.

I этап. Грудной (0-1 год)

Наиболее характерной чертой I этапа развития ребенка является продолжающаяся биологическая связь с матерью , неспособность его к самостоятельному существованию. Ребенок питается молоком матери, беспомощен, нуждается в постоянном уходе.

В начале I этапа выделяют период новорожденности – первые 2-3 недели жизни ребенка. В этот период ребенок попадает в новые условия существования, приспосабливается к окружающей среде. Это приспособление протекает с большим напряжением всех физиологических функций. Колебания температуры тела достигают 1,5-2 градуса из-за несовершенства механизмов терморегуляции. Появляется краснота кожи. Наблюдается физиологическая убыль веса. Новорожденный может потерять 100-400 г. Если этот период приспособления к окружающей среде проходит благополучно, то через 2-3 недели начинается бурный рост ребенка.

В первый год жизни длина тела увеличивается в 1,5 раза, а масса тела в 3 раза. Н/р, ребенок при рождении имел рост 50 см, то к концу года рост увеличиться на 25 см и достигнет 75 см. Если вес новорожденного был 3-3,5 кг, то к концу года он будет весить 9-10 кг.

С 6 месяцев у ребенка начинают расти молочные зубы. К концу года у ребенка 8 молочных зубов.

Дифференцировка тканей у ребенка первого года жизни слабо выражена. Формообразование также несовершенно. У него относительно большая голова, длинное туловище, короткие руки и ноги.

Несовершенство дифференцировки и формообразования обуславливает и несовершенство физиологических функций. Первые 2-3 месяца отсутствует контроль коры больших полушарий над скелетной мускулатурой и движения ребенка хаотичны. Произвольные движения и двигательные умения развиваются постепенно. В 3 месяца ребенок держит голову – сформировался шейный изгиб. К 6 месяцам может самостоятельно сидеть – грудной изгиб. В 6-7 месяцев начинает ползать на четвереньках, в 9 месяцев начинает ходить, держась за предметы, в год начинает ходить самостоятельно – формируется поясничный изгиб.

Дыхание частое поверхностное, неэффективное для вентиляции легких.

Регуляция функций в основном за счет безусловных рефлексов, т.е. по принципу отклонения. К концу первого года жизни ребенок обычно знает не более 10 слов.

Ведущая деятельность на первом этапе развития ребенка – эмоциональное общение со взрослыми.

При отсутствии эмоционального общения ребенок отстает в психическом развитии.

II этап – ясельный. (1-3 года).

Характерной чертой II этапа развития ребенка является прекращение биологической связи с матерью и формирование второй сигнальной системы действительности, т.е. речевой системы.

I этап – это биологическое рождение ребенка, а II этап является социальным рождением ребенка.

На II этапе развития темпы роста замедляются, а процессы дифференцировки и формообразования усиливаются. Особенно интенсивно идет дифференцировка анализаторов. Вкус, обоняние и кожная чувствительность к трем годам становятся почти такие же, как у взрослых.. Обоняние может быть даже острее. На втором году жизни ребенок начинает различать цвета: сначала различаются основные цвета – зеленый, красный, синий, а затем смешанные.

Благодаря дифференцировке мышечной ткани идет формирование локомоторного акта. В 2 года еще нет различия межу ходьбой и бегом. Ребенок ходит быстро, шаг короткий. В 3 года дифференцируется бег и ходьба, но они еще несовершенны.

К концу 2 года у ребенка имеются уже все 20 молочных зубов.

Усиленно идут процессы дифференцировки и формообразования в головном мозге. Нейроны коры больших полушарий приобретают форму взрослого человека, большие полушария имеют все борозды и извилины. Однако лобные доли развиты меньше по сравнению с другими долями.

Быстрыми темпами идет формирование второй сигнальной системы. К концу 2-го года жизни ребенок уже знает около 400 слов, а к концу 3-го – около 1000. Сначала ребенок усваивает названия предметов, т.е. существительные, затем действия предметов, т.е. глаголы, потом названия свойств предметов и явлений, т.е. прилагательные, затем предлоги и союзы. Потом из слов начинают складываться фразы, сначала примитивные, короткие.

Формирование второй сигнальной системы происходит только в социальной среде, в обществе людей. Если ребенок изолирован от общества, то 2 сигнальная система не формируется. Поэтому на II этапе развития ребенок становится социальным существом .

На этом этапе протекает активная исследовательская деятельность ребенка. Ориентировочный рефлекс «Что такое?». В результате действий с предметом создаются образы предметов. То есть в результате предметно-манипулятивной деятельности формируются образы и образное мышление. К концу этапа на базе образов формируются первые понятия: кукла, стол, кровать и т.д.

Ведущая деятельность на втором этапе развития – социальное общение и предметно-манипулятивная деятельность.

Оглавление темы "Дыхание (аэробное, анаэробное). Катаболизм у бактерий. Конструктивный метаболизм (пластический обмен). Рост бактерий в культуре.":
1. Пропионовокислое брожение. Маслянокислое и ацетонобутиловое брожение. Гомоацетатное брожение. Получение энергии окислительным фосфорилированием. Дыхание.
2. Катаболизм углеводов у бактерий. Гликолиз. Гликолитический путь окисления. Путь Эмбдена-Мейерхофа-Парнаса. Пентозофосфатный путь окисления. Схема Варбурга-Диккенса-Хореккера-Рэкера.
3. Путь Энтнера-Дудорова у бактерий. Цикл Кребса. Цикл трикарбоновых кислот у бактерий.
4. Катаболизм азотсодержащих органических соединений бактериями. Аминокислоты. Декарбоксилирование и дезаминирование аминокислот бактериями. Механизм Стиклэнда.
5. Катаболизм жиров и жирных кислот бактериями. Эндогенный энергетический метаболизм бактерий.
6. Конструктивный метаболизм (пластический обмен). Углеродные соединения для биосинтетических реакций бактерий. Биосинтез аминокислот и белков бактериями.
7. Биосинтез нуклеотидов и нуклеиновых кислот бактериями.
8. Биосинтез олигосахаридов и полисахаридов бактериями. Биосинтез липидов (жиров) бактериями.
9. Регуляция метаболизма микроорганизмов. Аллостерические белки.

Собственно под ростом бактерий обычно подразумевают координированную репликацию всех компонентов бактерий. Поскольку деление бактериальной клетки приводит к образованию двух особей, то их число растет в геометрической прогрессии: 2 0 -2 1 -2 2 -2 3 -..2 n . Регуляторное действие на рост бактерий оказывают качество питательной среды и условия выращивания.

Рост популяции клеток в ограниченном жизненном пространстве (периодическая культура) может быть разделён по меньшей мере на четыре фазы (рис. 4-12).

Рис. 4-12. Рост бактериальной культуры .

После внесения в среду бактерии адаптируются к её условиям и размножаются сравнительно медленно (лаг-фаза ). Затем наступает фаза экспоненциального роста (экспоненциальная фаза ). Далее среда истощается, в ней аккумулируются токсические продукты метаболизма, что проявляется снижением темпов размножения и прекращением увеличения числа клеток (стационарная фаза ).

Таким образом, рост в периодической культуре подчиняется закономерностям, действительным не только для одноклеточных, но и для многоклеточных организмов. В последующем бактериальная культура может погибнуть либо значительно сократиться (фаза отмирания). Спорообразующие виды переходят в стадию споруляции, у споронеобразующих видов возможно образование анабиотических форм (см. ниже). В некоторых случаях дополнительно выделяют фазу ускорения роста (начало экспоненциальной фазы) и фазу замедления роста (переход к стационарной фазе).

Лаг-фаза роста бактерий соответствует периоду физиологического приспособления, включающего индукцию ферментов, синтез и сборку рибосом. Продолжительность фазы зависит главным образом от возраста посевного материала (инокулята) бактерий и предшествовавших условий культивирования Если инокулят взят из старой культуры (в стационарной фазе роста), то бактериям необходимо время для адаптации к новым условиям. Если источники энергии и углерода в новой среде отличаются от имевшихся в предшествующей культуре, то адаптация к новым условиям может потребовать синтеза новых ферментов, в которых ранее не было необходимости.

Экспоненциальная фаза роста бактерий (логарифмическая ) характеризуется максимальной скоростью клеточного деления. Для конкретного вида бактерий в конкретных условиях роста время генерации (то есть время, необходимое для удвоения количества бактерий) постоянно в течение всей логарифмической фазы, но вариабельно у различных видов и штаммов, а также зависит oт состава среды и условий культивирования. Время генерации на оптимальной среде может был коротким (у кишечной палочки 20 мин), либо продолжительным (у Mycobacterium tuberculosais 6 ч). В этой фазе в среде происходит максимальное накопление метаболитов бактерий (например, токсинов, бактериоцинов).


Стационарная фаза роста бактерий . В течение этого периода доступность важнейших питательных веществ становится лимитирующим фактором. Устанавливается равновесие между клеточным ростом и делением и процессом отмирания клеток. Спорообразующие бактерии (например родов Bacillus и Clostridium) способны переходить в фазу споруляции, активирующуюся при нахождении бактерий в условия ограниченного питания. В определённый момент соотношение отмирающих, вновь образующихся и покоящихся клеток становится стабильным; подобное состояние известно как максимальная стационарная фаза. Биомасса бактерий в стационарной фазе обозначают как «урожай», или «выход биомассы» (разница между максимальной и исходной биомассой); или «экономический коэффициент», если прирост биомассы отнесён к единице лимитирующего рост субстрата.

Фаза отмирания (спада , лизиса ) включает период логарифмической гибели, переходящий в период уменьшения скорости отмирания бактерий. Причины гибели бактерий в нормальных питательных средах до конца не ясны. Понятны случаи, когда в среде накапливаются кислоты (при росте Escherichia, Lactobacillus). Иногда бактерии разрушаются под действием собственных ферментов (аутолиз). Скорость отмирания широко варьирует в зависимости от условий обитания и особенностей микроорганизма (например, энтеробактерии отмирают медленно, а бациллы - быстро).