Описать процедуру расследования инцидентов оборудования. III. Порядок расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте

3.1. Техническое расследование инцидентов направлено на установление обстоятельств и причин инцидентов, размера причиненного ущерба, ответственных лиц, виновных в происшедшем инциденте, а также разработку мер по устранению их последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных инцидентов на опасном производственном объекте ООО «НПФ «Форст»

3.2. Для расследования причин инцидентов приказом директора, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов. Необходимость участия представителя территориального органа Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошел инцидент, определяется руководителем Приволжского управления Ростехнадзора в Чувашской республике. Возглавляет комиссию директор либо главный инженер.

Комиссия по расследованию инцидентов на опасном производственном объекте (далее - Комиссия), должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования причин инцидентов (далее - акт расследования) по приложению №2 и подготовить другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.7.

3.4. Расследование инцидентов, не связанных с нарушением условий безопасной эксплуатации опасных промышленных объектов, может производиться постоянно действующими или специально назначенными комиссиями. Назначение таких комиссий должно производиться приказами директора ООО «НПФ «Форст».

Все нарушения в работе, причинами которых явились дефекты проектирования, изготовления, строительства, монтажа или ремонта, должны расследоваться с привлечением компетентных специалистов причастных организаций, в т.ч. представителей заводов - изготовителей.

3.5. Председателю комиссии в случае несвоевременного прибытия членов комиссии от заводов - изготовителей, строительных, монтажных, ремонтных, проектных и других организаций предоставляется право задержать до трех суток вскрытие и разборку поврежденного оборудования, при этом на тот же срок продлевается время расследования и корректируется классификационное время восстановительного ремонта.

3.6. Руководство организации, обязано:

· провести необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, фотосъемку и другие работы;

· изготовить фотоснимки поврежденного объекта и представить все необходимые материалы;

· выделять транспорт и средства связи, необходимые для проведения расследования;

· привлекать при необходимости экспертов и специалистов других ведомств;

· выделить помещение, где должна храниться вся необходимая техническая документация;

· произвести печать и размножение в необходимом количестве документации по результатам расследования.

3.7. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (выписки из журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, опросные листы и т.п.).

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин инцидентов. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

IV. Оформление материалов технического расследования причин инцидента.

4.1. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом расследования причин инцидента по форме приложения №2. Акт должен содержать: информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента. Акт расследования причин инцидента хранится в организации не менее двух лет.

4.2. Акты расследования инцидентов составляются в трех экземплярах, утверждаются руководителем и регистрируются в отдельном журнале по форме приложения № 3 и хранятся (1-й экз.) на предприятии. Каждому акту присваивается номер, состоящий из двух частей: первая часть - номер по порядку, вторая - последние цифры года через тире. Нумерация актов по журналу начинается с цифры 1 ежегодно. Срок хранения актов расследования инцидентов - два года, журналов их регистрации - пять лет, после чего акты сдаются в архив, а журналы уничтожаются в установленном порядке.

Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к:
- разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, указанных в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ; - неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:
1. Незамедлительно сообщает об аварии в территориальный орган Ростехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.
При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС и МПС России.
2. Сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей.
3. Принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий.

4. Осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
5. Принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.
Руководитель организации несет ответственность за непринятие мер по защите жизни и здоровья работников и окружающей среды.

Порядок технического расследования причин аварии

Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.
Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Ростехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия назначается приказом по территориальному органу Ростехнадзора России.
В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Ростехнадзора России во главе с его представителем. В состав специальной комиссии могут быть также включены представители местных органов и профсоюзов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно при ступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования и другие необходимые документы и материалы.
Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.
Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.
В ходе расследования комиссия:
- производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;
- взаимодействует со спасательными подразделениями;
- опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;
- выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;
- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
- выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;
- проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
- проверяет качество принятых проектных решений;
- проверяет соответствие области применения оборудования;
- проверяет наличие и исправность средств защиты;
- проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
- устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;
- определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;
- предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
- определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально - экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.
Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствие с постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 «Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

Оформление материалов технического расследования аварий

Материалы расследования включают приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии и акт технического расследования аварии, к которому прилагаются:
- протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
- распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;
- заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
- докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГС С), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
- протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
- справки об обучении и проведении инструктажей по охране труда и технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
- справки о размере причиненного вреда;
- форму учета и анализа аварий;
- другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.
Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварий Ростехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ «Промышленная безопасность» Ростехнадзора России.
По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по при влечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.
Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.

Учет и анализ аварий, происшедших на опасном производственном объекте

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий по установленной форме, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Ростехнадзора России информацию о количестве аварий, причин их возникновения и о принятых мерах.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, по мотивированным запросам органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению.
Территориальные органы Ростехнадзора в течение суток с момента происшедшей аварии передают в Ростехнадзор России оперативные сведения об авариях на опасном производственном объекте по установленной форме.
Учет аварий осуществляется в соответствии с примерным перечнем видов аварий по отраслям (направлениям) надзора.
Материалы по результатам расследования причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии и предлагаемых мер, рассматриваются на советах территориальных органов Ростехнадзора России, коллегии Ростехнадзора России, коллегиях (совещаниях) федеральных органов исполнительной власти с участием представителей государственной инспекции труда (по согласованию с ними).
На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Ростехнадзор России и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости, вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.

Установление причин, анализ и учет инцидентов на опасном производственном объекте

Установление причин, анализ и учет инцидентов осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора России.
Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (установление причин инцидентов в химическом, нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве производится с обязательным участием территориальных органов Ростехнадзора России).
Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей природной среде, а также меры по устранению причин инцидента.
Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале, где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка о их выполнении.
Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Ростехнадзора России информацию о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Территориальные органы Ростехнадзора России осуществляют контроль учета и анализа инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов и их выполнения в установленные сроки.

Расследование причин каждого возникновения аварии на ОПО.

Проведение расследования причин аварий специальной комиссией.

Проведение дополнительных исследований и независимых экспертиз (при необходимости).

Сохранение по возможности обстановки на месте аварии при обеспечении приоритета жизни и здоровья людей.

Взаимодействие с другими ФОИВ при авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами.

Финансирование расходов на проведение расследования аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО.

5.4 Временные интервалы при расследовании аварий и инцидентов

В Российской Федерации приказом РТН от 19.08.2011 № 480 установлены следующие временные интервалы при расследовании аварий/инцидентов (см. таблицу ниже).

Таблица - Временные интервалы при техническом расследовании аварий и инцидентов

Исходное событие

Авария (по ФЗ 116)

Инцидент (по ФЗ 116)

Оперативное сообщение

Создание комиссии

Согласно Положения о порядке проведения технического расследования и учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах

Расследование аварии

15 рабочих дней

Продление расследования (при необходимости)

15 календарных дней

Направление пакета документов членам комиссии

Рассмотрение результатов расследования аварии

27 дней (30 дней после окончания расследования)

Дополнительное расследование

Не регламентировано

По результатам технического расследования причин аварии в течение 3 рабочих дней руководитель организации издает приказ , определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы опасного производственного объекта, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5.5 Состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опо

В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

Органа исполнительной власти субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления;

Организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии);

Вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);

Страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая ОПО, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности;

Других организаций в соответствии с законодательством РФ.

5.6 Порядок работы комиссии

Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 15 рабочих дней составляет акт технического расследования причин аварии и готовит другие необходимые материалы технического расследования.

В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом территориального органа Ростехнадзора или приказом Ростехнадзора, назначившими данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию, но не более чем на 15 рабочих дней.

Заверенная копия приказа о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту технического расследования.

Расследование несчастного случая, происшедшего во время аварии, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового, тяжелого либо несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены но не более чем на 15 дней.