25 студент сегодня социальный портрет. Фундаментальные исследования

Файлы: 1 файл

Введение………………………………………………………… …………….….3

  1. Понятие о психологическом портрете личности………………………………………………………… ……...….4
    1. Результаты исследований. «Портрет современного студента»……………………………………………………… …...…..10

Заключение…………………………………………………… ……………..…...14

Список использованных источников………………………………………..…15

Введение

Человек идет по пути жизни, и на этом пути проживает разные этапы, или периоды. Одной из граней проживания различных изменений является возраст. И тут спорить нет смысла – в 8 лет мы одни, в 20 совсем другие. Но речь не об этом.

Студент – это молодой человек, или девушка с 17-22 лет. Это средний возраст обучения молодежи в российских ВУЗах.

Студенчество, говорят прекрасная пора. И это действительно так, если ты еще и энергичен, полон идей, и не любишь прозябать дома у телевизора. А что свойственно современной личности студента, что он предпочитает. В данной работе рассматриватся 2 основных аспекта, в общем о психологической портрете личности, что это, и что туда включают разные исследователи; а второй аспект непосредственно затрагивает портрет студента – некоторые исследования в этой области и выведенные результаты в виде общей характеристики студентов.

Целью работы является попытать дать характеристику с точки зрения психологии современному студенту.

Объектом исследования являются молодые люди.

  1. Понятие о психологическом портрете личности.

Личность, как и интеллект, - это абстрактное понятие, которое нельзя увидеть, потрогать или непосредственно измерить. Для психологов личность – это относительно отличительный и устойчивый образ мышления, ощущения и действия какого-то человека 1 .

Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся "образующими" его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о личности (назову его "понятием о личности в узком смысле") достаточно сложно и требует пояснений 2 .

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это 3 – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности 4 .

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства - сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент;

2. характер;

3. способности;

5. интеллектуальность;

6. эмоциональность;

7. волевые качества;

8. умение общаться;

9. самооценка;

10. уровень самоконтроля;

11.способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

  1. Психологический портрет студента

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)

    1. Исследования и опросы, проведенные среди студентов.

Прежде чем описать в данной работе о том, каким представляется сейчас студент с точки зрения его внутреннего мира: предпочтения,стремления, желания и т.п. Следует сказать несколько слов о том, как исследую психологический портрет личности.

Определить психологический портер личности можно как внешне, так и внутренне 5 . Первый вариант, это:

1) Особенности невербального поведения или язык тела. Жесты, поза, мимика, контакт глаз – это визуальные знаки, который производятся рукой, головой, телом передавая определённую информацию или же отображают эмоции людей.

2) Особенности вербального общения. Тут психологический портрет личности строиться на такой основе: особенности построения предложения, слова-маркеры, интонация и темп речи, резкое изменение темы разговора, двойное сообщение, конгруэнтность, противоречие и т.д.

3) Одежда. Быстрый и оперативный метод построения психологического досье, правда он не даёт стопроцентной гарантии, что информация, которую вы считаете по тому, как человек одет, будет соответствовать реальности. Поэтому его нужно использовать в системе с другими техниками или же наблюдать регулярно как конкретная особа одевается хотя бы на протяжении месяца.

4) Оперативный графологический анализ. Графология это наука, изучающая почерк. Графологический психоанализ – это чуть не самый эффективный метод составления психологического портрета человека. Не даром, эту науку постоянно использовали в органах КГБ, а сейчас всевозможные мировые спецслужбы не представляют свою работу без графологического психоанализа.

5) Черты лица (физиогномика). А по лицу, строению черепа, челюсти можно легко определить генетические задатки человека, заложенные в нём с рождения. Так «квадратная» мощная челюсть как у Арнольда Шварцинегера или Дольфа Лунгрена говорит про крепкий сильный тип нервной системы её хозяев. На основе этого такие люди решительные, неуступчивые, часто используют силу в решении жизненных проблем.

Что касается попытки заглянуть «внутрь», то тут уже вмешиваются в изучение различные опросники, анкетирование, тренинги, тестирования и т.п. Все, что с виду не увидеть и на что потребуется внутренняя работа самого исследуемого, то есть человека.

А теперь немного о проведенных исследованиях.

По результатам опроса студентов в одном из российским вузов 6:

Современные студенты предпочитают Интернет с огромн ым количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 28% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

    1. Результаты исследований. Портрет современного студента.

Попробуем нарисовать психологический портрет современного студента.

Первое, что следует отметить, - высокая активность и жизненная энергия молодежи. Результаты показывают, что в большинстве своем они гораздо более общительны, жизнерадостны и уверены в себе, чем старшие люди. Эта активность, любопытство и смелость способствуют выживанию в конкурентной среде, ведь, как известно, первые шаги молодого специалиста сопряжены с большими трудностями - компании-работодатели предпочитают принимать на работу уже имеющих опыт сотрудников, требуют от соискателей вакансии высоких практических умений, а не только хороших теоретических знаний. И в сложившейся ситуации без уверенности в собственных способностях и настойчивости сложно достичь успеха.

Описание работы

Студенчество, говорят прекрасная пора. И это действительно так, если ты еще и энергичен, полон идей, и не любишь прозябать дома у телевизора. А что свойственно современной личности студента, что он предпочитает. В данной работе рассматриватся 2 основных аспекта, в общем о психологической портрете личности, что это, и что туда включают разные исследователи; а второй аспект непосредственно затрагивает портрет студента – некоторые исследования в этой области и выведенные результаты в виде общей характеристики студентов.

Введение……………………………………………………………………….….3
Понятие о психологическом портрете личности………………………………………………………………...….4
Психологический портрет студента………………………………...….…8
Исследования проведенные среди студентов………………..........8
Результаты исследований. «Портрет современного студента»…………………………………………………………...…..10
Заключение…………………………………………………………………..…...14
Список использованных источников………………………………………..…15

1

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон,
В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) .

По результатам опроса студентов: Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и
«В контакте». Любят проводить весело время, приходят на занятия вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, также он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000.- №3. - С.1006-1007.

2. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России - 2000. - №3. - С.99-1005.

Библиографическая ссылка

Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 47-48;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как всё начиналось… Первые университеты возникли на Востоке еще в IX в. , в Западной Европе они появились в конце XII – начале XIII вв. Название «университет» проис ходит от латинского слова «университас» - совокупность, объединение, вселенная (вселенная знаний). Первые университеты входили в систему духовного образования, поэтому практически все кафедры тогда были заняты монахами, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы? » . Болонский университет, создан в 1088 г. (ХI в.) К XVI в. университеты все больше внимания уделяется наукам, в XVIII в. они уже публикуют собственные научные журналы. Но только в XIX в. роль религии постепенно уменьшается на столько, что университеты могут всецело сконцентрироваться на научных исследованиях.

К XIX в. выработались 2 основные модели университета: немецкая и французская, хотя одновременно развивались и другие, например, российская и британская. В немецкой модели университет поддерживает академические свободы, создает библиотеки и лаборатории, организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. Парижский университет Широкое распространение (Сорбонна), 1208 (ХIII в.) получает немецкая модель.

Средневековые студенты В XIV XV вв. в Парижском университете в числе студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики. Преподавание сводилось к чтению текстов, которые комментировал профессор (главной причиной такого способа обучения следует считать недостаток книг). Иногда отдельные темы выносились на публичный диспут. С XVIII в. недостаток литературы устраняется за счет собственных публикаций университетов, осуществляемых профессурой. С XIV в. первые 3 4 гг. обучение состояло в овладении 7 «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика, а рифметика, геометрия, музыка и астрономия. В XVI в. в университетах так же обсуждали вопросы международного права. Университет делился на факультеты, которые возглавля ли еканы. д Высшим был богословский, за ним следовали факультеты права и медици ны. Обучение начиналось с факультета сво бодных скусств. и Закончив его, студент полу чал тепень бакалавра, с по окончании всего курса - степень магистра.

Во французской стороне, на чужой планете, Предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я не сказать словами. . . Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами! На прощание пожмем мы другу руки, И покинет отчий дом мученик науки. Вот стою, держу весло через миг отчалю. Сердце бедное свело скорбью и печалью. Тихо плещется вода, голубая лента. . . Вспоминайте иногда вашего студента. Много зим и много лет прожили мы вместе, Сохранив святой обет верности и чести. Ну, так будьте же всегда живы и здоровы! Верю, день придет, когда свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, если на чужбине Я случайно не помру от своей латыни, Если не сведут с ума римляне и греки, Сочинившие тома для библиотеки, Если те профессора, что студентов учат, Горемыку школяра насмерть не замучат, Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке, Обязательно вернусь к вам, друзья, подружки!

В эпоху Просвещения К XIX в. обучение в университетах происходило, главным образом, в университеты постепенно виде семинаров и лабораторных работ, эволюционировали от обучения «отрыжкам студентов стали активно привлекать к знания» , как писал один участию в научных исследованиях. ученый, к «поощрению Начиная с этого времени творческого мышления» . университетский преподаватель более не учитель, а студент - не ученик. Вместо этого студент самостоятельно проводит исследования, а профессор руководит ими и поддерживает студента в его работе. В основном в XIX-XX вв. студенты сами несли полную ответственность за получение необходимых знаний. Профессора не контролировали посещаемость занятий, если в конце курса назначался экзамен, и студенты могли выбирать, какие курсы слушать.

В России первые университеты появились в ХIХ в. Всего в стране действовало 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский (в 1834 г. его сменил Киевский), в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. Кроме того, существовали отдельные Академии и Институты. В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами. Накануне 1917 г. в России было 63 (гос. , обществ. , част.) ВУЗа, в которых училось 135 тыс. чел.

Женское образование Постепенно доступ в европейские университеты для женщин был открыт в сер. XIX в. На Востоке еще в период Средневековья у исламских женщин была возможность получать образование, становиться учеными и учителями. А Фатима Мухаммед аль Фихри сама основала в 859 году Университет Аль Карауин. В средневековой Европе девочки и женщины из знатных семей получали частное образование, изучая литературу, искусство, иностранные языки, обучаясь вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению и др. видам искусств. Но доступ в университеты женщины официально получают только с XIX в. В России, где высшее образование начинает формироваться в XIX в. , женщины смогли посещать университетских лекциях с 1860 г. ; но до 1869 г. как слушатели и по решению ректора. Бестужевские курсы для женщин включали 3 отделения: историко филологическое, юридическое и физико математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял 4 г. Плата за посещение лекций составляла 100 руб. в год, однако желающих было достаточно (одновременно учились до 1800 человек). Окончательно проблема права женщин на образование была в Европе и США решена лишь в 60 е гг. XX века в результате студенческих революций. В России она была решена после Октябрьской революции 1917 г.

Студент Российской империи Это человек, обучающийся, преимущественно, за собственный счет; Это, как правило, мужчина; Это, в основном, городской житель.

В 1918 г. экзамены в вузах отменили и доступ к высшему образованию получили все молодые люди, достигшие 16 летнего возраста. Число вузов резко возросло, однако фактически высшее образование могли получить не все. При приеме в вузы действовали ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку: примерно с 1960 по 1980 гг. был периодом антисемитизма в математике - евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы. Большое значение имела коммунистическая идеология. Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям.

Естественнонаучным предметам отдавалось явное редпочтение, п потому что это соответствовало государственным интересам. Иностранные языки преподавались слабо - если не считать специализированные вузы В вузах не изучали творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, творчество поэтов Серебряного века). Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались - например, вся история советских репрессий. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960 м годам. Отдельно преподавали Историю КПСС и Атеизм.

Помимо занятий студенты каждую осень так же оказывали омощь п сельскому хозяйству (выезжали на «картошку»), а каждое лето – народному хозяйству страны (работая в стройотрядах или летних детских лагерях).

Советский студент Это бюджетник; Это, преимущественно, житель города; Это до 1960 х гг. , преимущественно, мужчина, затем наблюдается рост женщин в ВО; Это, преимущественно, представитель естественно научной школы; Это коллективист, активист общественник.

Какой он, современный студент? стереотип: он беден, голоден, всегда хочет спать, не хочет честно учиться, и вообще несчастный (он не понимает, зачем учится, чему учится, что его ждет, когда он получит диплом). Так ли это?

Современные студенты: В основном – контрактники (52, 7 %), однако в н. 2000 х гг. в ВУЗах учится 3, 1 млн. студентов бюджетников, это больше, чем в советский период, когда обучалось максимум 2, 95 млн. чел. (объясняется возросшим престижем высшего образования). В сер. 2000 х гг. в сфере ВО РФ обучается 6 7 млн. чел. , еще 51 тыс. чел. обучается за рубежом. При этом количество ВУЗов за 2014 2016 гг. сократилось с 2486 до 1450, т. е. на 42 % за 2 г.

Но это, по прежнему, в основном горожане, хотя за последний год количество сельских жителей, поступивших в ВУЗы увеличилось на 50 тыс. чел. , т. е. на 7 %. С 2010 г. число россиян, чьи дети после школы идут в вузы, значительно снизилось - с 80 до 48% (теперь чаще идут сначала в колледжи). 45 % абитуриентов заранее знают куда и на кого пойдут учиться, 12 % даже в начале вступительной компании и примерно не предполагают.

Они почти разучились писать сами, в том числе писать лекции (конспекты), им проще записать на диктофон, «загуглить» или сфотографировать, в крайнем случае – снять ксерокопию.

Профессиональный выбор По данным соц. опросов, не смотря на стоимость обучения и большой конкурс на бюджетное место (до 94 чел.), ВО выбирают 80 % респондентов. Пока современный студент так определяет кем ему быть (самые востребованные профессии в 2017 г.): 1 м. – IT специалист; 2 м. – инженер проектировщик; 3 м. – педагог; 4 м. – юрист; 5 м. – медик.

Какие профессии будут востребованы через 5– 7 лет? Прогнозы BBC, Forbes, «Сколково» , Высшей школы экономики и Росстата: здравоохранение, образование, гостеприимство, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги, IT и робототехника. Продолжит развиваться сфера онлайн обучения, в том числе постдипломное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров).

До 2030 г. появятся 136 новых междисциплинарных профессий. Среди них: ИТ медик; биоэтик; генетический консультант; эко аналитик в строительстве; архитектор энергонулевых домов; тренер творческих состояний архитектор территорий; игропрактик; урбанист эколог; строитель «умных» дорог специалист навигации в условиях Арктики; проектировщик жизненного цикла космических сооружений; космогеолог; инженер роботизированных систем; проектировщик детских и медицинских роботов; специалист по рециклингу одежды; разработчик моделей Big Data; цифровой лингвист; оценщик интеллектуальной собственности.

Студент: базовые характеристики С 3 курса многие студенты начинают совмещать учёбу с работой и, понятно, учёба страдает. Сегодняшний студент более спортивный, чем его сверстник ещё несколько лет назад. В последнее время в среде студентов обозначилась мода на здоровый образ жизни. Он обязательно в наушниках и с гаджетом в руках. Сегодняшние студентки гламурные и стильные. Современный студент активен и амбициозен, но не всегда объективен по отношению к себе. Современный студент ни за что не будет мириться с условиями, которые ему не по душе, как предыдущее поколение студентов. Он очень прагматичен и экономен в своих усилиях: он делает только то, что даст быстрый конкретный результат, и ничего сверх, просто так, поэтому многие мотивированы получить диплом, а не знания. Чувствуете разницу?

Вера в себя Современный студент немного тщеславен. Он всегда уверен, что достоин лучшего: высоких оценок, красного диплома, престижной работы, немалой зарплаты и всевозможных почестей. Иногда ему даже кажется, что все блага упадут на него с неба или накроют волной, в общем, это случится само собой и без лишних хлопот. Современному студенту очень сложно понять, почему люди не попадают из университета сразу на руководящие посты и высокие должности, он полагает, что 5 лет учебы – достаточный срок, чтобы набраться профессионального опыта.

Тяга к высоким технологиям Современный студент разбалован возможностями НТП, он, дитя высокотехнологичного времени, иногда забывает, что его мозг устроен немного иначе, чем жесткий диск. И загруженную на него информацию надо не просто хранить в далекой папке, а анализировать и использовать для собственного блага.

У него поверхностное «клиповое» мышление: он знает много, но «копает» неглубоко, ему нужна яркая картинка для мотивации и понимания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Информационных и Социальных Технологий

Кафедра Социологии

По дисциплине: «Введение в специальность»

На тему: «Социальный портрет современного российского студента»

Выполнила:

студентка группы СОЦ-10-1

Кожухина Алёна

Проверила:

доц. к. соц. н.

Богомолова Алла Викторовна

Липецк 2010

1.Введение

В современной России заново поднимается престиж высшего образования. Еще пять лет назад во многих вузах не хватало студентов, чтобы обеспечить учебную нагрузку преподавателям и в полной мере использовать учебно-производственные мощности.

Сейчас же перед учебными заведениями остро стоит проблема низкого уровня подготовки первокурсников к обучению. Возникает противоречие: современному обществу требуются грамотные, творчески думающие и работающие специалисты, а уровень подготовки к обучению основной массы первокурсников, очень низкий. Одной из причин низкой подготовки является неоднородная среда студентов, поэтому в период подготовки специалиста необходимо большое внимание уделять социально-педагогическому аспекту, изучать социальный портрет студента.

Каков социальный портрет современного российского студента? Каковы его приоритеты в жизни, в учебе? Каким он представляет свое будущее?

2.Основная часть

2.1.Понятие

Под социальным портретом студента мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Социально-типический портрет студента предполагает рассмотрение оного не только в качестве объекта учебно-педагогического процесса, но и как активного социального субъекта, реализующего свои ориентации посредством обучения.
Формирование интегрированных характеристик портрета происходит по следующим основаниям:

Организационному (обобщенные характеристики обучаемых по филиалам и представительствам; опосредованная оценка условий обучения и оптимальности учебного процесса).

2.2.Методы и материалы

Сейчас в России проводится множество исследований с целью выявить социальный портрет современного студента.

Данное исследование проводилось в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Прокопьевском техникуме физической культуры методом сплошного анкетирования студентов. Всего в исследовании приняло участие 111 студентов первого, второго и третьего курсов, из них 53,1% юношей и 46,9% девушек; 94,5% студентов в возрасте от 15 до 20 лет. Использовали анкету, предложенную Институтом развития профессионального образования Минобразования РФ. Анкетирование проводилась в рамках Всероссийского социологического исследования «Социальный портрет учащегося начального и среднего профессионального образования».

2.3.Результаты и их обсуждение

Для того чтобы составить социальный портрет студентов, прежде всего, необходимо выяснить в каких семьях и жилищных условиях воспитывались студенты. В семье с обоими родителями воспитывались 50,45% студентов; 29,7% студентов воспитывались в семьях с одним родителем (в большинстве случаев без отца – 25,2%); 3,6% студентов воспитывались у родственников и 16,7% - это воспитанники детского дома. В настоящее время лишь 44,1% студентов проживают с обоими родителями; 27,1% студентов проживает с матерью; 10,9% студентов проживают только с отцом. 11,7% студентов проживают самостоятельно, так как родителей нет. В основном это воспитанники детского дома. И 6,2% студентов проживают с другими родственниками. Эту категорию составляют студенты – сироты, опекаемые близкими родственниками.

Только у 18,9% родителей есть высшее образование, большинство родителей студентов - 64,9% имеют рабочие специальности; 18% родителей безработные; 5,4% составляют служащие; 7,2% родителей работают руководителями разного ранга; 4,5% родителей занимаются коммерцией.

Оценивая материальное положение семьи, только 5,4% студентов ответили, что могут позволить себе дорогие покупки; в 18,9% семей не хватает денег, приходиться занимать; 11,7% семей студентов оценили свое материальное положение, как «живем от зарплаты до зарплаты». В 26,1% семей студентов средств вполне хватает на текущие расходы, но покупка одежды составляет трудности. Это ожидаемо, так как 82,9% студентов в анкете отметили, что средний доход на одного члена семьи в месяц составляет до 7 тысяч рублей, у 14,4% семей доход составляет до 15 тысяч рублей и только 2,7% семей имеют доход до 20 тысяч рублей на человека и более.

На вопрос: «Если бы у Вас были свободные деньги, на что бы Вы их потратили?» 37% студентов затруднились ответить; положил бы в банк – ответили 18% студентов; на развлечения и культурные мероприятия деньги потратили бы 28,8% студентов; на компьютерные игры, покупку аудио, видеодисков средства потратили бы 10,8% опрошенных. 3,6% студентов потратили бы деньги на покупку книг; 0,9% на еду и 0,9% студентов - на свою семью.

Определяя мотивы выбора профессии, выяснили, что только на 37,8% студентов при выборе профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность. У 18% студентов выбор профессии определило стремление к самостоятельности (у иногородних появилась возможность жить в общежитии отдельно от родителей); 7,2% студентов пришли учиться в техникум физической культуры только потому, что учебное заведение близко к месту жительства; 9% студентов не прошли по конкурсу в другое учебное заведение; 10% студентов не желали продолжать обучение в школе; у 10% студентов не было другого выбора и 7% студентов затруднились ответить на вопрос.

Если говорить о причинах, по которым студенты пришли учиться в техникум физической культуры, то можно выделить следующие: только 35,1% студентов желают получить хорошую профессиональную подготовку; 10,8% опрошенных было скучно и неинтересно учиться в школе; у 5,4% студентов была слабая успеваемость в общеобразовательной школе, а многих девятиклассников пугает ЕГЭ после окончания одиннадцатого класса и поэтому они пришли учиться в техникум; 15,3% студентов пришли учиться только потому, что есть бюджетное обучение и 4,5% студентов из-за плохого материального положения семьи, а в техникуме студентам оказывают материальную помощь и есть возможность учиться в бюджетной группе. Из всех респондентов 74,8% студентов профессию и учебное заведение выбрали самостоятельно. Поэтому в настоящее время довольны вполне и скорее довольны, чем недовольны получаемой профессией 86,5% студентов; учеба безразлична для 2,7% студентов, недовольны получаемой профессией 3,6% студентов; совершенно недовольны 1,8% студентов. Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали 74,8% студентов, а на занятия с охотой ходят только 23,5% студентов; 28,8% студентов занятия безразличны, а 22,5% студентов, вообще, ходят на занятия с неприязнью и мечтают поскорее окончить техникум. На отлично и хорошо учится только 24,4% студентов, большая часть (61,2%) студентов учатся на 3 и 4. У 81% студентов есть любимые преподаватели.

На занятиях могут свободно высказываться и защищать свою точку зрения 41,4% студентов; могут спорить и критиковать мнение преподавателя 16,2% студентов; могут высказывать сомнение в верности тех или иных положений 18% студентов и 24,4% студентов считают, что все это делать не позволяется.

На вопрос: «Хотели бы Вы родиться и жить в другой стране?» положительно ответили 37% студентов; 14,4% затруднились ответить на поставленный вопрос, и только 48,6% студентов довольны тем, что они живут в России. Поменять местожительство студенты хотели бы по ряду причин: не чувствуют себя в России в безопасности 8,1% студентов; не смогут проявить свои способности 7,2% опрошенных; из-за низкого уровня жизни в России 22,5% студентов и по причине низкого уровня культуры 8,1% студентов.

Если говорить о жизненных ценностях, то на первом месте у студентов (56,8%) желание иметь дружную, крепкую семью; далее 38,7% студентов отметили, что хотят иметь крепкое здоровье и заниматься спортом, сделать хорошую карьеру мечтают 35,1% студентов. Стать богатым, материально независимым человеком мечтают 24,3% студентов; только 20,7% студентов хотели бы быть высококвалифицированными специалистами. Встретить надежных и верных друзей и реализовать свои способности мечтают по 16,2% студентов; жить в свое удовольствие хотели бы 11,7% опрошенных. Главным в жизни любовь считают 9% студентов; служить людям хотели бы 1,8% студентов. Стать человеком высокой культуры, овладеть знаниями и спасти свою душу служением Богу – это смысл жизни у 2,7% студентов.

На вопрос: «Относите ли Вы себя к верующим?» положительно ответили 65,8% студентов. 60,4% из них относят себя к православным верующим; 2,7% к другой христианской церкви и 2,7% к исламу. Из всех верующих церковь посещают от случая к случаю 37,8% студентов, 33,3% студентов церковь практически не посещают. По религиозным праздникам в церковь ходят 10,8% студентов, регулярно – 3,6% и не посещают вообще 14,5% студентов. Отрицательным в данном случае можно считать то, что 34,2% студентов не относят себя к верующим.

На вопрос: «Читаете ли Вы периодическую и художественную литературу?» положительно ответили только 36,2% студентов. И самое печальное, что из периодической литературы студенты читают местные рекламные газеты, журналы: «YES!», «Лиза», «Космополитен». А из художественной литературы: 20,2% студентов читают современные романы о любви; 11,7% - фантастику и 4,3% студентов читают детективы. Тоже относится и к телевидению. Только 13,8% студентов не нравится видеть насилие на экране в любом его проявлении; 33% студентов не смогли определиться нравится им или не нравится насилие на экране; 41,5% студентов относятся к насилию равнодушно; 8,5%студентов нравится видеть насилие на экране и 3,2% специально выбирают передачи с наибольшим количеством насилия.

2.4. Вывод по анкетированию

Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение учебного заведения к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить образование и специальность.

Но наибольшая часть студентов довольна обучением и получаемой профессией, потому что учебное заведение выбрали самостоятельно.

Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали большинство студентов, а на занятия с охотой ходят немногие. У студентов есть любимые преподаватели, но, к сожалению, на качество обучения это не влияет. Студенты готовы ходить на лекции к любимым преподавателям, а учиться хорошо не готовы. Профессиональное самоопределение очень важный вопрос, а многие выпускники школ к нему подходят несерьезно. С таким подходом к обучению сложно подготовить высококвалифицированного специалиста. И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова о профессиональном самоопределении учащихся говорят следующее: «Более половины учащихся 9-11 классов испытывают существенные трудности при выборе профессии: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально важных качеств, выборе учебного заведения, определении резервных профессиональных планов. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно ученики школ совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов. А успешность выбора профессии зависит от самостоятельности и осознанной действительности учащегося». На выборе профессии сказывается и нестабильность жизни в России, многие респонденты хотели бы сменить место жительства. В своих работах А.М. Кондаков говорит, что есть сильное государство, но пока нет единого российского народа, сплоченного чувством патриотизма, духовно укорененного в национальной истории культуры, нравственности и готового трудиться во имя своего будущего. Для превращения России в страну, благоприятную для жизни, бизнеса, творческой самореализации, необходимо доверие. В современных условиях это категория не только социально-психологическая, но экономическая и политическая. Причина сложившегося положения в том, что пока все еще не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством. Политическая элита делает большие шаги в этом направлении: реализуются приоритетные национальные проекты, укрепляется институт национального лидерства, проводится активная внешняя политика, сплачивается российское общество.

Составляя социальный портрет нельзя не обратить внимание и на жизненные ценности студентов. Многие хотят иметь дружную и крепкую семью, хорошее здоровье, материальное благосостояние и только 20,7% опрошенных хотят стать высококвалифицированными специалистами. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых ориентиров.

Особое внимание следует уделить духовной стороне. Часть студентов не относит себя к верующим. И.А. Ильин писал: «Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное» - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке…». Печально, что у студентов низкий уровень духовной культуры. А еще печальней то, что нет желания его повысить.

Из периодической литературы студенты в основном читают рекламные издания, а из художественной – современные любовные романы. Конечно, у большинства студентов низкая духовная культура, много семей студентов испытывают материальные трудности, у многих нет уверенности в завтрашнем дне. Но как пишет Н.Д. Никадров, есть и причины другого свойства. Мысленно представьте себе репертуар кино, программы телевидения, типичный набор продаваемых теперь весьма широко видеофильмов, вспомните книжные развалы. И чувства оказываются весьма противоречивыми. С одной стороны, прекрасно, что нет идеологических табу, что люди ищут и находят практически любую информацию – печатную, аудио, видео. С другой стороны, несоразмерно большая часть этой продукции по-прежнему низкопробна, перенасыщена насилием и смакованием подробностей интимной жизни, всяческих скандалов и чрезвычайных ситуаций. В последнее время даже появились специальные передачи, где ЧП собраны вместе, чтобы воспитанные теперь уже на этой продукции зрители могли смотреть только это, не тратя время на новости и высокую классику. Обращает на себя внимание также постоянный рост литературы и видеоматериалов детективной направленности. В результате потребления такой продукции у человека складывается впечатление, что в мире творятся сплошные преступления, жизнь складывается в основном из разного рода ЧП.

2.5. Результаты других исследований

Учитывая результаты социологических исследований, можно выделить следующие типы студентов дневного отделения

"Профессионал"

Выбрал специальность осознанно. Учится очень хорошо. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

"Академик"

Выбрал специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям. Литературой и искусством интересуется избирательно. Спортом занимается мало. С коллективом академической группы связан слабо. Честен и порядочен.

"Общественник"

Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Заводила в сфере досуга. Его глубоко уважают за честность, отзывчивость, порядочность.

"Старательный"

Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. Не обладает особыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен, в группе к нему относятся снисходительно. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы. Честен и порядочен. После окончания вуза не прочь поступить в аспирантуру.

"Середняк"

Учится, не прилагая особых усилий. При выборе вуза особенно не задумывался. Его принцип: "получу диплом и буду работать не хуже других". Готов заняться наукой, если это не потребует больших затрат труда. В коллективе у него обычно со всеми хорошие отношения, конфликтных ситуаций избегает.

"Разочарованный"

Как правило, способный студент, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил в вуз, то нужно его закончить. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте. Отношения товарищами по группе неровные.

Учится, как правило, по принципу наименьшей затраты сил, но вполне доволен собой. В научно-исследовательской работе участия не принимает. Круг интересов в основном в сфере досуга.

3. Заключение

Подводя итог хотелось бы отметить основные черты современного российского студента.

В целом социально-психологический портрет современного студента весьма неоднороден. Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни

Вместе с тем стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания, "размытости" нравственных ценностей и т.д.). Она проявляется в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г. Москва), свидетельствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством; большое количество современных молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.


Вопросы аудитории:

1. Что такое социальный портрет?

2. Каковы основные черты, присущие современному российскому студенту?

3. Назовите причины поступления современных российских студентов в ВУЗы.


Список литературы

1. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГУ // Труды СГУ. Вып.10. Психология и социология образования. М.: СГУ, 1999.

2. Никадров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Статья] ж. Педагогика, №9, 2008. с.3

3. Шамсутдинова, И.Г., Казарова, Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся [Статья] ж. педагогика, №10, 2008. с.62-69

4. http://www.elbrusoid.org/content/abiturient/p11916.shtml

5. http://aspirans.com/sotsialnyi-portret-studentov

6. http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/kniga/gl2_5.htm

Социально-психологический портрет современного студента

Хазанов Владимир Евгеньевич - доцент кафедры управления трудом и персоналом Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, член совета движения “Альтернативы”

Психодиагностика, обычно (и упрощенно) понимаемая как психологическое тестирование, в последнее десятилетие стала довольно привычным явлением. В крупных городах не только в книжных магазинах, но и на лотках можно найти сборники психологических тестов на любые случаи жизни и особенности личности. Оставляя в стороне вопрос о том, насколько эти “тесты” валидны, т.е. качественно определяют те свойства личности, которые обещают помочь выявить, ограничимся действительно научно обоснованным тестированием.

В качестве наиболее мощного метода психодиагностики личности подавляющим большинством психологов признается тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) – Миннесотский многомерный (многоаспектный, многофакторный) личностный опросник [ 9] . Разработанный в США в 40-х годах ХХ-го столетия, он был модифицирован и приведен в современный вид руководителем Института прикладной психологии д.п.н. Л.Н. Собчик в 1989 г. под названием СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности). Тест содержит 566 вопросов, на которые клиент (обследуемый) отвечает в течение 60-90 мин., как правило, находясь наедине с самим собой. Как отмечает Л.Н. Собчик [ 6] , “… после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, поролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественный и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств”. В тесте есть несколько шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и правдивость самого клиента (например, одно и тоже выясняется несколько раз, в разной форме, поэтому ложь или попытка себя “приукрасить” обязательно будет выявлена при обработке результатов).

Автор данной публикации – преподаватель социально-управленческих и психологических дисциплин и психолог-консультант - на протяжении 1997-2001 гг. имел возможность изучить и интерпретировать результаты психодиагностики по тесту MMPI – СМИЛ 202-х студентов двух существенно различных московских вузов: одного из крупнейших в стране технических университетов – Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (РГУ нефти и газа) и негосударственного (“платного”), достаточно крупного Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Причем мои клиенты-респонденты далеко не все – москвичи. Последние составляют менее половины, выражаясь языком прикладной социологии, “выборочной совокупности” (98 чел.). Остальные приехали из множества регионов страны: от Псковской области на Западе до Сахалина на Востоке; от Республики Коми на Севере до Ставропольского края, Чеченской и Ингушской республики на Юге, т.е. представлена практически вся Российская Федерация.

Это – студенты дневного (138 чел., т.е. 68,3%) и вечернего (64 чел., т. е. 31,7%) обучения в возрасте от 18 до 27 лет.

Только 12 из них (т.е. около 6%) происходят из семей предпринимателей среднего уровня и 6 (т.е. около 3%) сами являются хозяевами (и, одновременно, главными менеджерами) малых частных предприятий, ТОО и ООО. Как известно, дети так называемых “новых русских” учатся либо за границей, либо в ограниченном круге российских вузов, считающихся в этой социальной группе “престижными”.

В наибольшей степени в данной совокупности опрошенных представлены дети технической и гуманитарной интеллигенции (в т.ч., естественно, преподавателей вузов) – 82 чел., т.е. 40,6%; линейных и функциональных менеджеров всех уровней из различных компаний – 64 чел., т.е. 31,7%; 32 чел. – 15,8% - из рабочих семей; остальные 6 чел – 3% - из семей военнослужащих и др. категорий.

Практически все обследованные студенты вечернего обучения сами работают (именно в эту категорию входят все упомянутые 6 предпринимателей-менеджеров). Работают (как правило – неполный рабочий день) и более 70% студентов дневного обучения. Особенно это характерно для МГЭИ – студенты стараются хотя бы частично оплачивать свое обучение, снижая “нагрузку” на родителей.

Учитывая перечисленные социальные показатели, можно утверждать, что данная выборка достаточно репрезентативна для некоторых обобщающих социологических, а не только психологических оценок. Таким образом, моих клиентов психодиагностики по MMPI-СМИЛ можно одновременно рассматривать и как респондентов социально-психологического опроса. Это тем более возможно, что все студенты проходили указанную психодиагностику исключительно добровольно, по собственному желанию, а не в рамках обязательной программы того или иного учебного курса. (Тестирование по более простым, чем СМИЛ, опросникам, я действительно провожу в процессе преподавания ряда учебных дисциплин, но его результаты дали мне лишь некоторую дополнительную информацию). Естественно, что психодиагностика по указанному тесту подкреплялась также социологическим методом “включенного наблюдения” преподавателя за своими студентами и психолога-консультанта за своими клиентами (последние составляют примерно 30% от общего числа обследованных).

С точки зрения чистоты социологического измерения есть только одна погрешность – в распределении респондентов по полу: мужчины составили лишь 55 чел. из 202, т. е. 27% от общего числа, но это связано с большей психологической “зажатостью” молодых людей мужского пола. (Кстати, именно поэтому психологам-мужчинам легче оказывать помощь клиенткам , а специалистам-женщинам, соответственно, клиентам) .

Необходимо также отметить, что подобное сочетание психологических и социологических исследований по своим собственным методикам проводят известные в стране специалисты: главный психотерапевт Ростовской обл. М.Е. Литвак [ 3, 4] , и врач, философ и демограф И.А. Гундаров [ 2] .

А нализ результатов исследования представляется автором не по многочисленным шкалам MMPI-СМИЛ (это – чисто личное исследование, результаты которого получил каждый обследованный студент), а по трем основным социально-психологическим критериям, которые можно определить как:

    “Кто я?”;

    “Другие люди и я”;

    “Что ждет меня?”

Разумеется, учитывая особенности личностного опросника , больше всего обследованные характеризовали самих себя.

Начнем с проблемы психического здоровья: не только из-за ее несомненной важности, но и потому что многие, даже вполне прогрессивно мыслящие люди в нашей стране, если не в прямую, то подсознательно, все еще считают обращение к психологу признаком психического заболевания. Этому, к сожалению, способствуют и врачи-психиатры и психотерапевты, в том числе и такие, как уже упомянутый М.Е. Литвак [ 3, 4] , книги которого расходятся массовыми тиражами. Они считают не только психопатии – пограничные состояния между психической нормой и болезнью, но и неврозы – заболеваниями и, соответственно, и психопатов, и невротиков – больными, пациентами . Однако подавляющее большинство современных психологов-консультантов называют клиентами не только “обычных” людей, но и невротиков, так как последние, в отличие от психопатов и душевнобольных, прекрасно осознают свое состояние и проблемы [ 1] .

Исходя из этого подхода, только 11 студентов (5,5%) из тех, кто проходил по моему обследованию, могут быть отнесены в той или иной мере, к категории психопатов (истероидная, шизоидная, эпилептоидная психопатия и нимфомания). То, что их не так много, тоже не очень “радостно” - этим людям требуется помощь психотерапевта, что я им и рекомендовал, но, в общем, они вполне трудоспособны, хотя и трудны, малопредсказуемы в общении.

Из основного массива опрошенных 93 (46% от общего числа) имеют признаки неврозов (неврастении, истерии, невроза навязчивых состояний) и 98 (48,5%) таких проявлений не обнаружили. Таким образом, можно говорить об очень высоком уровне невротизации студенческой молодежи (о причинах такого явления поговорим позже). У 22-х студентов есть сразу признаки двух или даже всех трех неврозов. Естественно, что невротикам требуется достаточно регулярная помощь психолога-консультанта, а остальным – время от времени. В этом нет ничего “ужасного”: напомню, что даже вполне здоровые американцы часто ходят даже к психиатру (!) и это не считается чем-то “стыдным”, как до сих пор свойственно думать нашим людям.

Продолжая тему здоровья, рассмотрим то, как оценивают его физическую сторону респонденты исследования. Картина здесь еще более удручающая: 147 студентов, т. е. 72,8% жалуются на частые головные боли, боли в сердце, проблемы желудочно-кишечного тракта, аллергии, головокружения, ослабление зрения и памяти и другие психосоматические, т.е. обусловленные состоянием психики явления. Напомню, что речь идет о настоящих студентах, а не о бездельниках, которые не только не желали отвечать на вопросы теста, но и вообще практически не учатся.

У них, возможно, и не так проявляется психосоматика, но почти наверняка куда в большей степени распространены такие пороки, как пьянство и наркомания.

Опрошенные же студенты более чем на 80% отнесли себя к “мало или совсем не употребляющим алкоголь” (правдивость ответов подтверждается другими вопросами, поставленными не столь “в лоб”). 20 человек, т.е. около 10%, отметили, что раньше они пили алкогольных напитков больше, чем сейчас, т.е. не оказались в зависимости от них. И лишь 16 опрошенных (около 8%) признают, что и сейчас употребляют много алкоголя, а половина из них “пробовали” и наркотики. Очень показательно, что в эту группу входят все 11 студентов с психопатическими отклонениями и трое – с признаками всех трех основных неврозов. Разумеется, здесь можно долго рассуждать на тему: “что первично, что вторично”, т.е. или проблемы в психике вызвали стремление “спрятаться” в алкоголь и наркотики, или наоборот, однако, несомненно, что такая связь есть. Но ясно также и то, что подавляющее большинство студентов, которые пришли в оба вуза за знаниями, не тянутся к средствам, ломающим психику и физическое здоровье.

Перейдем к вопросам, связанным с сексуальным здоровьем и вообще состоянием сексуальной стороны жизни современных студентов. Для тех, кто все еще считает эти вопросы “закрытыми” или даже “тем, о чем нельзя говорить”, напомню, что я опрашивал взрослых людей от 18 лет и старше, а исследования специалистов, проведенные в 80-х годах прошлого века, показали, что оптимальное начало половой жизни для среднего европейца – между 17-ю и 18-ю годами. Поэтому (а также по причине полного отсутствия такого недостатка, как ханжество) автор совершенно спокойно и нормально относится к тому факту, что свыше 90% опрошенных уже имеют сексуальный опыт, а замужем (женаты) – лишь 9% (18 человек). (Уточню, что речь идет, разумеется, о так называемом “официальном” браке, но значительная часть студентов старших курсов находится в фактическом браке, не оформляя его. Добавлю также, что как психолог считаю такое поведение совершенно разумным и морально нормальным). Должен также огорчить ревнителей религиозной морали: из 138 опрошенных (т.е. 68,3% от общего числа), считающих себя в той или иной мере верующими, лишь двое (!) не вступают в сексуальные отношения до брака, а остальные – с точки зрения “пастырей” - “грешники”, т.е. просто современные люди.

Оценивая респондентов с точки зрения сексуального здоровья, можно сказать, что здесь картина достаточно благоприятная: лишь четверо, т.е. около 2% склонны (в какой-то мере) к таким перверсиям (отклонениям), как садомазохизм; трое – к нимфомании; четверо (женщины) – бисексуальны. Однако это почти одни и те же люди, т.е. обычно встречаются сразу две или три перечисленные проблемы. При этом по состоянию психики они, в основном, входят в группу с психопатическими проявлениями. Поэтому некоторым слишком обеспокоенным “развратом молодежи” гражданам надо бы понизить накал своих страстей по этому поводу. Кстати, 200 (из 202 опрошенных) вполне положительно относятся к сексуальным сценам в кино- и телефильмах. Отрицательно относятся двое (!): студент с явными признаками шизоидной и эпилептоидной психопатии и студентка из глубоко исламской семьи (бедные наши моралисты! В какой компании оказались!) Далее я еще не раз сошлюсь на “особое” мнение этих двух студентов.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных обладают нормальной сексуальностью. Однако, к сожалению, это далеко не всегда сопровождается сексуальной удовлетворенностью. Здесь есть весьма существенное отличие у представителей разных полов: среди юношей только один отметил эту проблему у себя, но значительно более половины девушек – 92 из 147, т.е. 62.6% (или 45,5% от общего числа опрошенных) не чувствуют, чаще всего, такого удовлетворения (напомню, что вообще сексуального опыта нет только у 18 девушек).

Это – очень серьезная проблема, к которой, к сожалению, у нас принято относиться пренебрежительно. Речь идет о взрослых людях, и отсутствие сексуального удовлетворения становится так называемым психотравмирующим фактором, вызывающим невротические и даже психопатические явления в психике.

Но почему это так? Они ведь молоды и относительно здоровы.

Разумеется, следует согласиться с И.А. Гундаровым [ 2] , что все это – признаки (и следствие) общего духовного неблагополучия в нашей стране. И это неблагополучие не только не уменьшается, а скорее наоборот, растет, в связи с уже упомянутой (хотя и преимущественно умеренной) религиозностью большинства студентов. Не секрет, что деятели РПЦ, к которой большинство опрошенных студентов себя относит, склонны вмешиваться в сексуальную жизнь своих “пасомых” и давать указания на уровне, простите, “что, как и когда можно или нельзя делать верующему”. Не говоря уже о том, что подобное давление недопустимо в цивилизованном обществе, ясно, что это может только усугубить указанную проблему.

Но это – результат и, на мой взгляд, как специалиста, опасного различия в воспитании наших мальчиков и девочек. Только этим можно объяснить тот факт, что лишь один (!) из опрошенных юношей согласился с формулировкой теста “я считаю, что женщина в половом отношении должна иметь такую же свободу, как и мужчина”, а остальные (54 человека) – высказались против! В беседах, которые я обязательно провожу после тестирования, я обращал их внимание на то, что подобный ответ, фактически означает, что они считают женщин существами более низкого порядка, т.к. у них прав и свобод меньше, чем у мужчин. Обычная реакция: смущаются, не соглашаются, даже возмущаются, но – остаются при своем мнении. Поэтому удивляться сексуальной неудовлетворенности их ровесниц, к сожалению, не приходится.

Недаром подавляющее большинство студенток, являющихся моими клиентками, считают, что их соученики, фактически, отстают от них по психологическому возрасту на 8-10 лет. Это еще одна серьезная проблема, усугубляющая психологические проблемы молодежи. (Кстати, только одна студентка из опрошенных поддержала мнение юношей: да-да, та самая, воспитанная по шариату). Естественно, что именно она, опять-таки, единственная из девушек, отвечая на соответствующий вопрос, пожалела, что она – женщина, а не мужчина.

Причины психосексуальных проблем, как правило, возникают уже в детском возрасте и являются следствием дурных традиций воспитания. Мне уже приходилось, к сожалению, заочно, полемизировать с известными в стране педагогами и психологами И. Медведевой и Т. Шишовой [ 7] , утверждающими (вполне всерьез!), что родителям надо вообще устраниться от полового воспитания своих детей; пусть мальчикам “всë-всë” расскажут уличные хулиганы; а про девочек у “ученых дам” вообще ничего не говорится. Вот родители наших студентов очень часто и следуют подобным “рекомендациям”. Но если бы эти родители и упомянутые специалистки в области детской психологии удосужились спросить у уже выросшего “объекта” их заботы, то обнаружили бы, что почти все из моих респондентов считают, что “детей следовало бы ознакомить со всеми основными вопросами половой жизни”. Надо ли говорить, что двое несогласных с этим утверждением – уже не раз упомянутые юноша и девушка с серьезными проблемами в психике?

И лишь немногие из опрошенных студентов обоего пола в беседах со мной с огромной благодарностью говорили о своих родителях, не считавших разговоры “об этом” чем-то запретным и правильно готовившим своих детей к “взрослой” жизни. Естественно, что у этих студентов обоего пола нет проблем с сексуальной удовлетворенностью и психика куда более стабильная, чем у других их коллег по учебе.

Вообще исследование показало существенное неблагополучие в отношениях большинства студентов и их родителей. И самое главное в том, что их родители, люди, в основном, не старые (от 40 до 50 лет), очень боясь за своих детей и не понимая, что они (ну, что тут поделаешь!) уже выросли, действуют почти исключительно методами запретов и запугивания. Особенно это касается девушек. Более 90% студенток и свыше 80% студентов в своих ответах отметили, что родные по-прежнему относятся к ним “как к ребенку”. В беседах выясняется, что нередко от взрослых девушек требуют, чтобы они возвращались не позже 10-ти – 11-ти вечера, контролируют их знакомства, звонки по телефону и т.д. и т.п. Несколько легче юношам, но и здесь очень часто есть гиперопека со стороны родителей. Конечно, здесь особенно трудно студентам-москвичам, но и приезжие рассказывают о длительных назидательных речах папы и мамы по телефону, иногда – через полстраны.

В результате возникает несколько морально-психологических проблем.

Во-первых, у части студентов (свыше половины девушек и свыше трети юношей) есть явные проявления инфантильности: хотели бы “снова стать ребенком”; нерешительны, не уверены в себе и в других людях, иногда – повышенно подозрительны, боятся жизни.

Во-вторых, у многих из этой же части опрошенных, и, естественно, у более психологически сильных, накопилось раздражение против своих родителей, что выражается в нередких скандалах и даже конфликтах. На это указали 163, т.е. 80,7% студентов, проходивших тестирование.

Есть и случаи, когда после очередного “воспитательного процесса” у некоторых девушек возникали страшные мысли о суициде. Посредством психологического консультирования мне удавалось помочь преодолеть подобные психические состояния у моих клиенток, и они начинали вести себя с родителями более уверенно, но для папы с мамой они становились “плохими дочерьми”. Извините за “черный юмор”, но, наверно, это таким родителем важнее, чем то, что дочь жива и здорова.

Таким образом, обследование показало наличие общей серьезной проблемы. Одно из решений ее напрашивается само собой: взрослые дети с 18 лет должны быть самостоятельными и жить отдельно от родителей, как это принято во многих развитых странах. В этом случае вряд ли 52% (105 человек) ответили бы положительно на вопрос: “бывает, что я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых я обычно люблю”; 86% (174 опрошенных) – “бывало, что хотелось покинуть свой дом” и 37% (78 чел.) – “бывало, что у меня возникала мысль о смерти как выходе из создавшегося положения”.

Разумеется, последнее не означает, что мысль о самоубийстве действительно преследует так много молодых людей, но ответ симптоматичен.

В целом студенты настроены в жизни умеренно оптимистично: “жизнь стоит того, чтобы жить” - 187 опрошенных (92,6%); “я верю в будущее” - 162 (80,2%), но нет четких планов на будущее “так как оно расплывчато” - 190 (94%); “прекрасно жить в наше время, когда происходит так много событий” - 187 (92,6%); верят в “торжество справедливости” 178, т.е. 88,1%.

Таким образом, естественный возрастной оптимизм у большинства образованной молодежи не утерян, но носит несколько отвлеченный, общий характер.

Подавляющее большинство считает себя в той или иной мере людьми мечтательными, но уверенности в жизненных перспективах и планах почти ни у кого нет.

Характерно, что лишь 48 опрошенных (около 24%) назвали себя “людьми твердых убеждений”. В последующих беседах по 15 студентов объяснили свой ответ религиозными или атеистическими убеждениями, а 18 – теми или иными политическими взглядами (коммунистические, социал-демократические, либеральные, “патриотические”), Абсолютное же большинство практически аполитично, умеренно религиозно или атеистично. Напомню, что большинство считает себя скорее верующими, чем неверующими.

Интересно, что 140 опрошенных, т.е. почти 70% “верят, что на свете бывают чудеса”. Это объясняется не только религиозными соображениями, но и надеждой на то, что “все как-нибудь само собой устроится в жизни”, т.е. пассивность достаточно велика. Как говорится, жив еще Емеля на печи в мечтах и сознании наших молодых людей!

Не удивительно, что подавляющее большинство отмечают свою нерешительность, тревожность, нередко – недоверие к другим людям, к их намерениям. В большей степени сочувствуют переживаниям других людей примерно треть опрошенных, в структуре психологического темперамента которых на первом месте находятся меланхолические черты.

Студенты, естественно, относятся в социальном отношении к интеллигенции, ее “молодому отряду”. Однако 84 опрошенных, т.е. 41,6% указали, что “не любят драматические спектакли” (проще говоря, как выяснилось из бесед, вообще не ходят и не ходили в театры); большинство других ходят лишь изредка или ходили в детстве с родителями. Примерно столько же – вообще ничего не читают, кроме литературы по специальности и учебников. Юноши, если и читают, то “приключенческую литературу” или “фэнтези”. Большинство девушек отметили, что им “нравится читать о любви”. Но самое примечательное (и малоутешительное) то, что при этом почти 80% девушек не любят поэзию!

Когда в беседах я обращал их внимание на этот парадокс, то они поясняли, что читают, в основном, так называемые “любовные романы”, а поэзию не понимают еще со школьных времен. Это говорит о явном и тяжелом неблагополучии в наших школах.

И только 30 опрошенных студенток отметили, что любят поэзию. Кстати, большинство из них сами пишут стихи, иногда – с признаками хороших способностей и даже – таланта.

Студенты, представляющие молодую образованную часть общества, хорошо демонстрируют и болезненные проблемы этого общества. 47% (95 чел.) не считают “выполнение законов обязательным”, а 102 чел., т.е. более 50% - что “закон можно обойти”; 68 опрошенных, т.е. треть, думают, что “лучше, чтобы многие законы были отменены”.

К нормам морали студенты, в общем, относятся с бóльшим уважением, чем к законам. Впрочем, ничего необычного здесь нет: все это проявления нашего “извечного менталитета”. Во всяком случае, 128 опрошенных, т.е. почти две трети, подчеркнули, что они стараются или даже “всегда придерживаются” требований морали.

Только 12 чел., т.е. около 6% считают, что серьезно нарушали какие-то нравственные критерии. Но так как все последние отличаются явными признаками неврастении, то, скорее всего, их ответы – лишь проявление заниженной самооценки, характерной для этого невроза.

Подводя итоги, можно сказать, что, выражаясь терминами психолога Н.С. Пряжникова [ 5] , студенческая “личность эпохи продажности”, характеризуется следующими основными особенностями:

    невротические проблемы, повышенная тревожность, сниженный уровень настроения, неуверенность в себе, других людях и будущем;

    повышенный уровень психосоматических явлений;

    проблемы в сексуальной сфере, вызванные ухудшением системы воспитания в нашей стране, отрицательным влиянием церкви и психолого-педагогической безграмотностью поколения родителей;

    существенное неблагополучие в отношениях с родителями;

    умеренно оптимистичный, хотя и неконкретный взгляд в будущее;

    отсутствие у большинства определенного мировоззрения и идейно-политической убежденности, преобладание пассивной религиозной веры;

    явно недостаточное знание и восприятие литературы и искусства.

На взгляд автора, назрела необходимость в реализации идей И.А. Ефремова об Академии Горя и Радости как в области исследования состояния психики и настроения людей, так и в оказании им существенной психологической поддержки. А идейно-мировоззренческий вакуум в сознании должен быть заполнен убеждениями, альтернативными господствующими сейчас. Оптимизм молодежи должен стать не пассивным, а созидательным.

Литература.

  1. Алëшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 1999.
  2. Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М.: Беловодье, 2001.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  4. Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  5. Пряжников Н.С. S¹ $, или личность в эпоху продажности. М. – Воронеж: Московcкий психолого-социальный институт, НПО “МОДЭК”,2000.
  6. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI). Спб.: Речь, 2000.
  7. Хазанов В.Е., Шагина Н.Г. Психическая атака или психологическая поддержка? Альтернативы, 1997, № 2.
  8. Хазанов В.Е. Концепция “Академии Горя и Радости” И.А. Ефремова и возможности ее реализации в наше время. В сб. “Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса”. Библиотека журнала “Альтернативы”. М.: Экономическая демократия, 2001
  9. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. Под ред. А. Карелина. М.: АСТ, 1997.