Великие предсказатели: Даниил пророк. Вера православная - пророк даниил

Даниил пророк - последний из четырех великих еврейских пророков, живший в эпоху вавилонского плена, происходил из колена Иудина (Дан. I, 6) и был знатной фамилии (5 ст.), состоял даже, если верить И. Флавию, в родстве с царским домом (Древн. 10, 10, 1). После одного из нашествий на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, бывшего в третий год правления Иоакима, царя иудейского, т. е. около 605-607 г. до P. X:, Даниил, в числе прочих заложников, был отведен в вавилонский плен (I, 1 - 3). Там он, в качестве юноши знатного рода, был взят к царскому дворцу и получил блестящее воспитание в духе тогдашней вавилонской мудрости, не забыл в то же время и своих отеческих преданий. Вместе с Даниилом ту же школу прошли и три его друга, причем все они получили и новые халдейские имена; в частности Дан. был переименован, в Валтасара (6-7 ст.). Все эти подробности первого, раннего периода жизни пророка Даниила подтверждаются, так или иначе, и свидетельством вавилонских памятников. Из них мы, прежде всего, узнаем, что обычай брать ко двору мальчиков из высших аристократических семей покоренных народов и воспитывать их в халдейско-национальном духе был в широком употреблении у дальновидных вавилонских правителей. Аналогичный этому пример имеем мы в одной из надписей Сеннахирима, где говорится о том, как ниневийский царь Саргон взял в свой дворец одного юного халдеянина, дал ему блестящее воспитание и впоследствии сделал даже наместником Вавилона. Что, вообще, вавилонские дворцы, начиная с эпохи Саргонидов (с VII в. до P. X.), служили центрами всей тогдашней образованности, за это говорят современные раскопки их, вскрывшие целый, доселе неведомый мир ученой и учебной литературы той эпохи.

Самое указание Библии на характер школьного обучения в Вавилоне точно также как нельзя лучше выражает сущность халдейской науки, которая состояла, именно, из знакомства с древним суммерийско-аккадийским наречием, на котором были написаны священные гимны ассиро-вавилонян («книги»), и из изучения живого, разговорного языка страны (язык халдейский). Обычай давать иностранцам в случае их возвышения, новые имена настолько хорошо известен нам, как из Библии, так и из свидетельств монументов, что нет надобности это и доказывать: довольно указать только хотя бы на подобный же пример из истории Иосифа (Быт. 41, 45).

Второй период жизни пророка Дан. был временем его постепенного возвышения до роли одного из первых по влиянию царедворцев. Впервые Дан. особенно сильно выдвинулся после того, как напомнил Навуходоносору виденный, но забытый им и сильно его мучивший сон, - а также и дал его истолкование, история чего подробно излагается во второй главе его книги. Различные частности этого повествования точно также подтверждаются свидетельствами клинообразных памятников.

О том, как сильна была вера в сновидения у всей восточной древности, нечего и говорить, так как этот факт общеизвестный. В своих снах древние думали читать волю богов и потому истолкование их естественно перешло в руки жрецов. Библия разделяет этих жрецов на несколько классов, соответственно их специальности: «хартумим», «хакамим», «асафим», «касдим» и «гацрим». Такое деление вполне оправдывается и клинообразной литературой. В магических книгах Ассурбанипаловой библиотеки именем kasdim называются астрономы, а gazrim - предсказатели; hartumim и hakamim - были врачи, a asafim - теософы.

Из числа всех мудрецов священный текст называет одного по имени - Ариоха, выделяя его в качестве «архимагира»; т. е. начальника магов. В евр. подлиннике эта должность обозначена термином - rab-tab-bahayya, что В буквальном переводе значит: «начальник распростертым»». В клинообразных текстах мы не находим еще подобного термина, но встречаемся с его синонимом - rab-daiki что значит «начальник мертвых». Что же касается самого имени этого начальника - Ариох, то оно употребляется довольно, нередко в клинописных документах.

Дальнейшим эпизодом из жизни пророка Даниила, отмеченным в его книге, является отказ Дан. и трех его друзей поклоняться статуе, со всеми его последствиями: ввержением в огненную пещь и чудесным спасением в ней (IV гл.). Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей. Основываясь отчасти на раскопках, а еще больше на описаниях клинообразных текстов, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, несомненно существовали у вавилонян; таковы, между прочим, были три статуи, описанные Диодором Сицилийским: они заключали в себе массу золота в 5,850 талантов, весили 143,559 килограммов и стоили 430,677 франков. В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки подобных статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Недаром такой авторитетный ориенталист, как Ленорман, заметил о статуе Навуходоносора, что библейское описание ее весьма достоверно, так как оно носит печать своего времени.

Укоренившееся у нас мнение, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, составляет плод недоразумения: но крайней мере сама Библия хотя и не называет определенно этой статуи, но достаточно ясно разграничивает царя от воздвигнутой им статуи. Ученые же думают, что это была статуя Бел-Меродаха, патрона царя Навуходоносора.

В клинообразной литературе можно видеть указание и на то самое «поле Деир», где, по замечанию Библии, была воздвигнута эта статуя. В них оно называется равниной «Dura» и указывается по соседству с современными развалинами Вавилона; существующий в настоящее время здесь маленький городок и доселе носит древнее название своей долины.

Поклонение новопоставленной статуе сопровождалось, по Библии, торжественной музыкой на различных инструментах. Черта чисто вавилонская и, именно, этой эпохи. На многих ассиро-вавилонских барельефах из эпохи Ассурбанипала, Сеннахериба и Ассаргадона мы можем видеть изображения подобных музыкантов и всех тех музыкальных инструментов, которые перечисляются в Библии (3, 5). Вообще, опираясь на исследования Ленормана, мы должны сказать, что инструментальная музыка, едва известная при первых ассирийских царях, становится, начиная с VII в. до P. X., главным элементом всех религиозных празднеств в Ассирии и Вавилоне. Точно также вполне отвечают современной им действительности и все те классы должностных лиц, которые были назначены состоять при этой религиозно-патриотической церемонии, как это обстоятельно доказал напр. Pusey в своем ученом комментарии на книгу пророка Даниила и не раз уже упомянутый Ленорман в его специальной монографий.

Что касается того жестокого наказания, которому подвергли Дан. и трех его друзей за преслушание царского повеления, то и оно было совершенно в духе страны и эпохи; для этой цели, по свидетельству известного исследователя вавилонской древности - г. Смита, пользовались огромными плавильными печами, допускавшими возможность самой высокой температуры 4). Но Бог чудесно сохранил Дан. и трех отроков невредимыми; и это так сильно поразило Навуходоносора, что он прославил их Бога, а самих отроков назначил на высокие должности (3, 96-97).

Из событий последующей жизни Дан. обращают на себя внимание еще два, отчасти напоминающие собою два вышеуказанных. Это, во-первых, новое истолкование Дан. сна Навуходоносору, отличающееся от раннего тем, что здесь дано было лишь одно истолкование сна, без его напоминания. На основании последнего сна, Дан. предсказал Навуходоносору страшную болезнь, которая, по повествованию Библии, вскоре его действительно и посетила. В открытых доселе клинописных документах мы не встречаем ясных указаний на ужасную болезнь, постигшую Навуходоносора («ликантропию» на современном медицинском языке); но некоторую глухую ссылку на нее, по-видимому, имеем, - это, именно, в тех вавилонских документах, где преемником Навуходоносора называется Нериглиссор, опущенный в официальных списках ассиро-вавилонских царей. Отыскивая причины такого загадочного пропуска, ученые и полагают, что Нериглиссор был не самостоятельным царем, а лишь временным правителем, именно в течение болезни Навуходоносора. Более ясное указание на последнюю сохранилось у Абидена, который упоминает о том, как Навуходоносор во время одной из своих прогулок, упал с высоты и сделался болен.

Другим эпизодом жизни пророка Даниила, несколько аналогичным с ввержением в огненную печь, было заключение его в львиный ров, по наветам его врагов случившееся в царствование Дария Мидянина (Дан. 6). Все детали этого библейского рассказа стоят в согласии со свидетельствами монументов. Достоверно известно, прежде всего, что такой способ казни, как бросание зверям, действительно, практиковался у вавилонян. На одном из охотничьих барельефов эпохи Ассурбанипала мы имеем даже рисунок подобного львиного загона: он представляет из себя довольно вместительную клетку, на верху которой стоит человек и приподнимает дверцу, а из самой клетки наполовину высунулся уже лев, по-видимому, устремляющийся на несчастную жертву.

Пророк Дан. и на этот раз, как и прежде, был чудесно спасен среди опасности, чем прославил не только Бога но и возвысил себя (23-27). С тех пор положение Дан. окончательно упрочилось и он оставался влиятельным сановником не только при дворе самого Дария, но также и преемника его Кира. Когда Кир, вероятно, не без влияния Дан., возвратил иудеев из плена, то пророк Даниил уже не пошел на родину, отчасти, быть может, по преклонности своих лет, а главное - наверное, потому, что он был еще нужен здесь для тех из числа своих соотечественников, которые, подобно ему, должны были остаться на реках Вавилона.

Пророк Дан. жил очень долго и действовал при целом ряде вавилонских царей: при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарии Мидянине и Кире. При них он изрек несколько замечательных пророчеств, относящихся к будущей судьбе языческих царств, а также и к истории мессианского царства («Седьмины Даниловы»).

Пр. Даниил скончался в глубокой старости (свыше 90 лет), в начале полновластного правления Кира, после завоевания им Вавилона (Решение хронологич. затруднений см. в статье «Дарий Мидянин»). О смерти и погребении пр. Дан. сложилось несколько легенд: Вавилон, Экбатана и Сузы оспариваюсь друг у друга место его погребения, каждый указывая гробницу пророка, служащую предметом благоговейного почитания не только у иудейских, но и у мусульманских поклонников.

Делая общее заключение о личности пророка Даниила и его миссии, мы должны сказать, что это была одна из самых крупных ветхозаветных личностей последнего периода. По тому значению, какое имел Дан. в вавилонском плену для своих соотечественников, его справедливо сравниваюсь с Иосифом, а по его миссионерской роли в центре тогдашнего языческого мира его не без основания сближают с новозаветным апостолом языков.

Литература: Knabenbauer «Commentarius in Danielem prophetam». Paris, 1890. Pusey,» Daniel the Prophet». New-York 1886. A. Kamphausen «Das Buch Daniel und die neuste Geschichtsforschung». Leipzig 1892. Vigouroux «La Bible el les decouvertes modernes» t. IV. Lenormant «La divination chez les Chaldeens». Paris, 1875. Hunter «Тhe story of Daniel. His Life and Times». Edinburg 1885».

* Покровский Александр Иванович,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 4, столб. 896. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.

В Православной церкви - 17 декабря (30 декабря)

Атрибуты

Часто изображается в логове львов

Библейская Книга Даниила

Авторству Даниила принадлежит книга, дошедшая до нашего времени под его именем - Книга пророка Даниила .

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы». «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. 2, 35) - это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке и Самарканде . Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. [ ] Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан . В террористами была взорвана ещё одна иракская могила, приписывавшаяся Даниилу.

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые по свидетельству Нового Завета ссылался Иисус Христос . Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

См. также

Напишите отзыв о статье "Даниил (пророк)"

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том XIV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 8-44. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-024-0
  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Литература

  • Αрхимандрит Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и св. книги. М. 1864.
  • Ο книге святого пророка Даниила. Прибавл. к твор. Святых Отец. 1871,1 −146 с
  • Иоанн (Смирнов) . Святой Пророк Даниил. Рязань, 1879.
  • Разумовский. Святой пророк Даниил. Спб. 1891.
  • Лесоцкий. Святой пророк Даниил. Киев. 1897
  • А. Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. Спб. 1896 г.
  • П. Юнгеров. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. второй. С. 87-110. Казань. 1907.
  • Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.4. Писания. М.-Иерусалим, 2005. Глава X. Книга Даниэла. С.219-251. (в примечаниях: Вейнберг 2005 )
  • Щедровицкий Д. В. Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. - 2240 год н. э. / Изд. 3-е, стер.- М.: Оклик, 2010.- 280 с.- ISBN 978-5-91349-003-2 .
  • Хамд ибн Насир ибн Усман Аль Муаммар. = النبذة الشريفة النفيسة في الرد على القبوريين / Абдуссалам ибн Барджис Аль Абд аль-Карим. - Эр-Рияд: Дар аль-Асима, 1988. - 182 с.

Ссылки

  • - историко-аналитическая статья
  • Дмитрий Щедровицкий

Отрывок, характеризующий Даниил (пророк)

– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]

Пророк Даниил и его книга.

Житие.

Святой пророк Даниил – четвертый великий пророк, потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода). Имя «Даниил» в переводе означает «Бог мой судья».
В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 – 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (1:4).

Историческая справка.

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Как делал Навуходоносор. Например, глава 3 книги пророка Даниила: «начальник евнухов» (являющийся главным должностным лицом страны) по повелению царя отбирает лучших представителей иудейской молодежи, чтобы доверить им ответственные должности в администрации, а значит у власти. Это должны были быть «отроки, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом, и понятливые для всякой науки…» (1:4). Далее царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому им «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…»(1:5).

Здесь стоит упомянуть один из первых подвигов пророка Даниила и его славных друзей. Они отказались принимать эту пищу (1:8), поскольку любая трапеза вавилонского царя начиналась с акта языческого богослужения, и кто принимал такую еду, становился участником языческого ритуала. Юноши «просили начальника евнухов десять дней давать им в пищу овощи и воду для питья… по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (1:12-16).

«По истечении трех лет перевоспитания юноши должны были предстать пред царя» (1:5) для испытания. Что на выходе хотел увидеть царь? Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного.

Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. Например, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Т.о. имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Даниил и его трое друзей успешно окончили курс обучения, преуспели так, что «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (1:19-20). Т.е. пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (6:28).

Пророк Даниил, кроме своей мудрости и праведности, имел от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (1:17), чем особо прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона и при дворе Дария и Кира.

О деятельности в течение семи лет царствования преемников Навуходоносора (Евиль – Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха – Набонид – сделал своего сына Валтасара своим соправителем.

После убийства Валтасара к власти пришел Дарий Мидянин, которому на тот момент было уже 62 года. Он вверил управление империей 120-ти сатрапам, каждый из которых отвечал за отдельную область. Сатрапы были подотчетны трем князьям, «чтобы царю не было обременения» (6:2). Князья в свою очередь давали отчет царю. Даниил превосходил всех князей и сатрапов, поэтому царь хотел поставить его над всем царством (6:3). Для этого надо было бы изменить иерархию, чтобы один из князей стоял во главе других. Царь остановил свой выбор именно на пророке Данииле, потому что он был известен своей честностью, а значит, ему можно было доверить казну. «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила…»(6:4). В результате их происков, пророк был брошен в ров со львами, но Бог спас его. Еще много скорбей претерпел пророк Даниил, поскольку не отказался от веры отцов и от совести: не поклонялся идолам, не боялся открыто обличать царей (5:25-28) и т.д.

Нелишне заметить, что Дарий Мидянин упоминается только у пророка Даниила, поэтому есть предположение, что это Кир (имя «Дарий» означает «обладатель сокровищ») [иер. Геннадий Егоров].

О последнем периоде жизни пророка Даниила сведений практически не сохранилось. Всего пророческое служение его длилось почти 70 лет, начавшись около 600 года до Р.Х., оно закончилось около 533 года. Скончался он предположительно в возрасте 90 лет, в Сузах, где и был похоронен.

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Единство книги.

Книги пророка Даниила написана на двух языках (подобно книгам Ездры и Неемии), сродных друг другу: на еврейском (главы 1; 2:1-4; 8-12) и на арамейском (2:4-7:28). Пророк свободно владел обоими языками. Но это не объясняет двуязычия книги. Скажем, Ездра использовал в своей книге арамейский для написания иноземных царских указов (1 Езд.4:11-22; 5:6-17). Даниил передает арамейским наречием речь халдейских магов и Навуходоносора к ним (2:4-11). Возможно, пророк пользовался арамейским языком для передачи содержания, имеющего значение для вавилонских подданных (описание исторических событий в Вавилоне; вавилонских указов, писанных, вероятно, на арамейском – гл.4; 6:25-27; государственных событий), потому что арамейский был общеупотребительным языком, который понимали все. Глава 7 написана на арамейском, поскольку главный предмет ее — всемирный суд – это послание для всех, не только для евреев.

Главы 1 и 8-12 были написаны на еврейском языке, потому что имели особое значение только для евреев, повествуя о жизни пророка Даниила, его видениях о языческих народах (гл.8, 10-11); пророчество о седьминах (гл.9) и будущем Воскресении (гл.12).

Некоторые пророчества Бог повелел совсем скрыть (8:26) и запечатать (12:4), т.к. они предназначались не для современников, а тем более были не нужны тем вавилонянам, которые жили в эпоху плена.
Учитывая приведенные данные, можно опровергнуть точку зрения тех исследователей, которые утверждают, что использование двух языков свидетельствует о написании книги разными авторами. К тому же еврейская и арамейская части связаны между собой по содержанию, зачастую продолжают друг друга (например, 2:4-6 не отделишь от еврейского отрывка 1:1-2:3). Еврейский и арамейский отделы связаны одними и теми же мыслями, образами и выражениями:

Мысль о быстрой смене языческих мировых царств проходит через арамейские главы 2 и 7 и еврейские 8 и 11;

Мысль о гибели языческой силы перед наступлением Царства Божия есть во 2 и 7 главах и в 8 и 11;

Самообоготворение языческих царей сходно описано в 3, 4 и 7 арамейских и 11 еврейской главах;

Есть даже дословные совпадения: 7:25 = 8:25; 7:25 = 12:7; 7:7 = 8:20-22.

Подлинность книги пророка Даниила.

Еретик – неоплатоник Порфирий был первым, кто выдвинул версию написания книги пророка Даниила при Антиохе Епифане. Его поддержали Спиноза (отвергший подлинность 1-7 глав), Ньютон и др.

Это мнение опровергли Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский, блж. Иероним.

1)Ясность пророчеств о событиях времен Антиоха (гл.7 и 11) заставила многих исследователей считать, что писатель книги Даниила был современником Антиоха. Этот довод для верующего богослова даже не заслуживает разбора (считает профессор П.А. Юнгеров). К тому же нигде в тексте не упоминается имя Антиоха;

2)Сирах в главе 49 молчит о Данииле. Но зато есть более раннее и убедительное свидетельство о Данииле у пророка Иезекииля (14:16-20; 28:3);

3)Употребление греческих слов, особенно в названии музыкальных инструментов (симфония, самвика, псалтирь в 3:7-11). Это ничего не доказывает, поскольку в эпоху плена и развития греческой торговли могло быть распространение греческого языка. Например, пророк Иезекииль его использует (27:3), но даже самые строгие критики считают книгу Иезекииля подлинным писанием эпохи плена;

4)Арамейский язык Даниила, считают некоторые ученые, это следы более поздней эпохи, чем время Даниила и он не сходен с языком периода плена. Якобы арамейский язык Даниила – это палестинский или западно-арамейский язык, на котором не могли говорить в Вавилоне (например, речь мудрецов в 2:4), значит, мы имеем дело с позднейшим сочинением. Часто данная группа исследователей строит свою аргументацию на отличие языка Даниила и Иезекииля, основываясь на одном только слове: Иез. 16:7 и Дан.11:12. Но Дан.11:12 есть и в 1 Езд.2:64,69; Неем.7:66, 71; Пс.68:18;

5)Персидские слова в повествованиях о вавилонских событиях (3:2-3 – «сатрапы и законоведцы», шальвары – 3:21 и др.). Но книга писалась в эпоху персидского господства уже в конце жизни пророка Даниила, поэтому он мог употребить термины более современные и понятные.
Т.о. «характер языка Даниила не дает ясных выводов о времени ее происхождения, так как частности его и элементы (персидские, греческие, арамейские) можно истолковать по-разному» (Давидсон и Берман);

6)Даниил пишет о «позднейших верованиях в ангельский мир (7:10; 8:13; 9:21) в значение постов и милостыни (4:24; 9:3) в воскресение мертвых (12:3), в священные книги (9:2). Но с т.з. православного богословия этот аргумент не серьезен, поскольку такие верования имеют ранний, а не поздний генезис (П.А.Юнгеров);

7)Все критики данного направления утверждают, что книга написана в эпоху Антиоха Епифана (около 167-164 гг. до Р.Х.), основываясь на Дан.8:23-25; 11:31. Но это не центральное и не единственное пророчество книги. Почему тогда не датировать ее по 9:25-27 – т.е. по дате окончательного разрушения Храма и Иерусалима? Почему, если книга написана при Антиохе, писатель 1 Мак., живший в эпоху Антиоха, счел книгу Даниила пророчеством об этом времени (1 Мак.1:39-54; 2:49-62 = Дан.9:27; 11:31-32). И почему писатель книги Даниила умолчал о Маккавеях и их борьбе с Антиохом.

1)Библейские доказательства того, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане: Иез.14:14-20; 28:31 (ср. Дан.1:19-20);

2)1 Мак.2:59-60 = Дан. гл.3,6. 1 Мак.1:54 свидетельствует, что писатель книги Маккавеев видел при Антиохе исполнение пророчества Дан.9:27, 11:31 (1 Мак.2:49, 63 = Даню8:25-26; 1 Мак.1:39 = Дан.8:11);

3)Иисус Христос утверждает подлинность и достоверность книги и ее богодухновенность (Мф.24:15-16). Его слова доказывают, что был такой пророк, что подлинно его пророчество о седьминах(9:25-27), что он записал и передал то, что открыл ему Бог (например, через архангела Гавриила – 9:21-27).

Спаситель разъясняет исполнение еще пророчества 7:13-14 (Мф.24:30). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын Человеческий» (7:3) и Иисус Христос часто усвоял его Себе (Мк.14:62; Мф.8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророческий характер книги Даниила и его служения (П.А.Юнгеров);

4)Иосиф Флавий подтверждает подлинность книги: он изложил речь Даниила к Навуходоносору о сне и о четырех царствах (Дан. гл.2). Также стоит привести его слова: «Если кто желает узнать и о неизвестном, то пусть прочитает книгу Даниила, а найдет ее между священными писаниями» (Древн.10,10)… Мы удостоверяемся, что Даниил беседовал с Богом и оставил сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн.10,7)
Кроме того, осквернение Антиохом жертвенника Иерусалимского храма Флавий считал точным исполнением Даниила 11:31, «произнесенного за 408 лет» (Древн.7,5; 10,12).

Также знаменитый историк свидетельствует, что при осаде Иерусалима Александром Македонским последнему показали пророчество Даниила о нем, и это смягчило участь жителей, а сам Македонский как будто даже принес жертву в Храме;

5)Святые отцы всегда единогласно выступали за подлинность книги;

6)В самой книге есть свидетельства в пользу авторства пророка Даниила:

Пророк часто пишет от первого лица (6:9-13; 7:1-2; 8:26; 12:4);

Точность исторических данных: например, о политическом управлении персидского царства – мидяне упоминаются до персов (6:8,12,15) – как и было до Кира, а после него было наоборот, мидяне подчинились персам. Также писатель книги обнаруживает знакомство с придворными обычаями вавилонского двора, как то перемена имен друзей (1:7) подтверждается переменой имен еврейских царей, подчиняющихся Навуходоносору (4 Цар.24:17);

7)Свидетельство внебиблейских памятников:

Древние историки Геродот, Ксенофонт и др.;

Клинообразные письмена;

Ле-Норман: «Книга Даниила с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так написать»;

Г.Песоцкий приводит примеры, подтверждающие, что Даниил жил при Навуходоносоре, приводя в доказательство следующие факты:

Воспитание пленных юношей при царском дворе и придворных школах было обычным явлением в ассиро-вавилонском царстве (гл.1);

Наказание в раскаленной печи (3:8), принятое в Вавилоне, упоминается также в Иез.16:10; 23:47; Иер.29:29. Это была обычная халдейская казнь;

Бросание ко львам (6:8,13) тоже было принято у персов;

Упоминание халдейских мудрецов и их классов (гл.2 и 4) засвидетельствовано всей древней историей;
-поле Деир (гл.3) найдено Оппертом и описано согласно с книгой Даниила;

Правительственные чиновники и их классы (3:3) соответствуют истории и терминологии вавилонских памятников;

Пиршество и пьянство Валтасара соответствует подобным картинам у Ксенофонта, Курция и в книге Есфирь (1:1-5);

Описание вавилонского дворца подтверждается вавилонскими памятниками;

Болезнь Навуходоносора (гл.4) имеет указание о временном устранении Навуходоносора от правления.

Каноническое достоинство.

Ветхозаветные и новозаветные цитаты (Иез.14:14-20, 28:3; 1 Мак.1:54,2:59-60; Мы.24:15-16) утверждают каноничность книги пророка Даниила;

Иисус Христос называет Себя «Сын Человеческий» (Мф.10:23,16:27028,19:28,24:30,25:31 и др.), а именно у Даниила это наименование употреблено в ясно мессианском смысле (гл.7);

Сходство образов в учении о Сыне Человеческом у Даниила и Спасителя:

— Дан.7:13 = Мф.24:30,25:31-32, Лк.21:27,Ин.3:13;

Дан.7:10,14 = Мф.25:31, Лк.22:69;

Дан.7:13-14 = Мк.14:61-62 – как будто Христос говорит: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (П.А.Юнгеров). В этом же отрывке книги пророка содержится объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына Человеческого (Деян.7:56);

Свидетельства апостола Павла: Евр. 11:33-34 = Дан. гл.3 и гл.6; 2 Сол.2:4 = черты Дан.11:36-39;

В Апокалипсисе много образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила:

Апок. 13:1 = Дан.7:3;

Апок.11:7,15 = Дан.7:7,27;

Апок.5:11 = Дан.7:10;

Апок.20:4,11 = Дан.7:9;

Апок.14:4 = Дан.7:13;

Апок.17:12 = Дан.7:20-21;

Святые отцы всегда были за каноничность и богодухновенность книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она стоит в числе пророческих писаний;

Иудейский канон признает богодухновенность книги, в чем убеждает нас Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», книги 10 и 11. Но еврейский канон ставит книгу пророка Даниила не в отдел пророков, а в отдел писаний. Среди причин называют и то, что якобы пророк Даниил не говорил с Богом лично, а только через посредников Его, Ангелов; а также, возможно, из-за учительного характера книги.

Блж. Феодорит дает свой комментарий: «Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, притом опытом дознав истинность пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестным делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя».

Толкования.

-отеческий период:

Толкование Оригена (не сохранилось);

Ипполит толковал книгу пророка Даниила в христианско-богословском смысле;

Евсевий Кесарийский написал толкование на избранные места книги, например, на пророчество о седьминах;

Прп. Ефрем Сирин оставил краткое буквальное толкование;

Свт. Иоанн Златоуст – отрывочное толкование на всю книгу и более подробное – о четырех царствах;

Свт. Кирилл Александрийский исследовал всю книгу, но мало чего из его труда сохранилось;

Блж. Феодорит – мы располагаем его трудом в полном объеме;

Блж. Иероним написал краткое толкование на всю книгу;

— новое время:

Протестантские и католические труды;

Русское богословие: — архим. Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и священной книги. 1864;

— И. Смирнов. Святой пророк Даниил и его книга. 1873;

— Разумовский. Святой пророк Даниил. 1891;

— Г.Песоцкий. Святой пророк Даниил. 1897;

— Рождественский. Откровение Даниила о семидесяти седьминах. 1896;

— Соловейчик. О значении слов: мене, текел, фарес. 1904;

— И. Евсеев. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. 1905.

Переводы.

Сохранились и еврейский масоретский, и греческий переводы. Причем греческий перевод принят Церковью в редакции не Семидесяти, а Феодотиона (вошел во всеобщее употребление с конца IV – начала V вв., хотя был известен и ранее). По этому переводу читали книгу пророка Даниила Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Ерм, Климент Римский. С него же делали переводы на древнелатинский, коптский, арабский, славянский.
Книга пророка Даниила в редакции Семидесяти не воспроизводит еврейско-арамейский оригинал, изобилует изменениями фраз, выражений, опущениями и сокращениями в одних местах и расширениями текста в других. Ближе всего в подлиннику и Семидесяти главы 1-3 и 7-12, а главы 8-12 переведены хуже всего, как будто переводчик не понял оригинал, а также не владел историческими знаниями.

«Церкви Господа Спасителя не читают книгу пророка Даниила по переводу Семидесяти, пользуясь переводом Феодотиона, а почему – я не знаю» (блж. Иероним).

Книга пророка Даниила.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений.
Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (2:19,4:11,7:1);

Сны и символы разъяснял ему Ангел (7:16-8:15);

Через Ангела иногда он получал символические откровения (9:24,10:11);

Апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);

Грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

Состав книги.

1)Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2)Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».
Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Навуходоносор лишен престола за гордость и остался царем за возвеличивание Бога (гл.2,3,4). Но его исповедание Бога не имело результатов для его подданных, которые остались язычниками.
Валтасар знал, что все от Бога (5:18-22), но превознесся, осквернил священные сосуды (5:1-4), за что постигла его смерть.

Вавилонская империя гибнет тогда, когда ее цари забывают Бога истинного.

Власть переходит к Дарию Мидянину, который считал Бога евреев истинным владыкой вселенной, уважал в Данииле служителя Божия, но не имел смелости всенародно исповедовать свою веру и защитить Даниила, в результате он позволил бросить пророка на съедение львам, хотя это было против его воли (6:16-18). Столь нерешительный и нетвердый в вере человек не был достоин властвовать над миром.
Так на примере жизни языческих царей разъясняется неспособность язычников быть правителями мира.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге»(12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление»(12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (12:2-3).

Глава 1 – историческая: около 605 года до Р.Х. в 3-й год царствования Иоакима, царя иудейского (которого фараон Нехао посадил в Иерусалиме на престол) взяты заложники в Вавилон из богатых и знатных домов, красивые, без телесных недостатков – для службы при дворе. Далее описывается судьба четырех отроков, среди которых Даниил, которые сохранили веру в истинного Бога, достигли мудрости (1:17), сдали царю «экзамен» (1:18-19) и получили высокие должности при дворе. Всего время служения пророка Даниила, судя по хронологии книги, — около 70 лет (при последних царях вавилонских до Валтасара и при первых царях Персидской династии). Одна из последних приведенных в книге дат – 3-й год Кира (10:1), персидского царя, это был 3-й год после захвата Вавилонa. Причиной столь стабильного положения пророка Даниила при дворе, которое не пошатнули никакие перемены власти, была его полная нравственная безукоризненность и великая мудрость от Бога, в таких людях нуждался любой властитель.

Глава 2 – сон Навуходоносора. Приснился вавилонскому царю сон, от которого «тревожился дух его»(2:3), но он даже забыл, что именно видел. Он потребовал от халдейских мудрецов «сказать, что ему приснилось и значение сна, иначе в куски будете изрублены…»(2:5). Искали тогда и Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их»(2:13), но Даниил упросил царя дать ему время» (ст.16). И просили он и товарищи его милости у Бога… и открыта была тайна Даниилу в ночном видении» (ст.19).

И пришел Даниил к Навуходоносору, чтобы истолковать ему сон, говоря, что «Бог открыл царю тайну сию» (ст.28). «Тебе, царь, было видение: …истукан с головой из чистого золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами медными, голенями из железа и ногами частью глиняными, частью железными» (ст.31-33).

Четыре части истукана пророк Даниил уподобил четырем сменяющим друг друга царствам. Принято считать, что золотая голова символизировала Вавилон, серебряная грудь – Мидо-Персидскую империю, медное чрево – империя Александра Македонского, а железные голени на ненадежной глиняной основе – Римское (или Сирийское) государство. Эти царства будут все менее роскошные, но более крепкие и сильные (иер. Геннадий Егоров). Но продлится это не вечно. Однажды истукан будет сокрушен отторгнутым от горы не руками камнем (ст.45). И падет истукан, а на его месте «Бог небесный воздвигнет вечное царство» (2:44). Камень и гора понимаются в библейской экзегетике как Рождество Христово от Пречистой Девы (Мф.21:42-44).

Глава 3 – Навуходоносор сделал золотого истукана (возможно статую себя самого) и собрал вельмож поклониться ему. Три друга Даниила отказались (3:17-33). В этой главе есть протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но есть в греческом. Она содержит молитву Азарии и песнь трех отроков, причем в греческой Библии она находится не в 3-й главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста, несмотря на их неканоничность, употребляются в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене:

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки»

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

Глава 4 – сон Навуходоносора, его болезнь, обращение ко Всевышнему и дарование исцеления.

Глава 5 – Пир Валтасара. В то время, когда персы уже подходили к Вавилону, Валтасар устроил «большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (5:1). Причем царь «приказал принести сосуды, которые отец его, Навуходоносор, вынес из храма Иерусалимского…и пили из них царь и вельможи, жены и наложницы его»(5:2-3). Этим, очевидно, Валтасар хотел доказать себе и всем мощь Вавилонской державы.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…» (5:5). Начертано было: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН (ст.25). И опять зовут Даниила объяснить, что бы это значило, поскольку «не могли мудрецы и обаятели прочитать значение слов» (ст.15). Пророк Даниил говорит царю, что за «несмирение сердца и вознесение против Господа небес, за то, что пили вино из сосудов дома Его, послана от Него кисть руки и начертано: исчислил Бог царство твое и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень легким, разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (ст.22-28). «В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ст.30).

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Глава 6 – последний исторический эпизод, события времен Дария и Персидской державы. Пророк Даниил тогда был одним из трех князей, управляющих сатрапами, т.е. занимал максимально высокую должность.
За «высокий дух, которым Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, царь помышлял уже поставить его над всем царством» (ст.2-3). Это возбудило зависть среди остальных чиновников (ст.4) и они сплели хитрую интригу, в результате которой пророк оказался во рву со львами (ст.5-17). Но «Бог послал Ангела Своего и заградил пасть львам…» (ст.22). А завистников пророка постигла участь, которую они уготовили праведнику (ст.24).

Глава 7 – видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли. По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (ст.8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию.

-«святые Всевышнего» (ст.18) – Маккавеи их потомки
-В конце – видение вечного Царства Сына (7:9-14).

Одновременно эта глава имеет и прообразовательное значение: Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.
Но поскольку книги Маккавеев неканоничны, некорректно говорить об использованных там прообразах.

Прообразовательная связь Антиоха и антихриста устанавливается на основе богодухновенной книги пророка Даниила. О том, что здесь речь о будущих событиях свидетельствует и тот факт, что картина вечного владычества и неразрушимого царства не может быть приложена ни к Иуде Маккавею, ни к его потомкам.

О малом роге в 7:23-27: пророчество исполнилось в первую очередь при Антиохе Епифане. Но св. Ипполит Римский и блж. Феодорит Кирский говорят, что здесь также речь о продолжительности власти антихриста: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (ст.25), — итого 3,5 года [Егоров].
«Видел он Отца…в старческом возрасте …с седыми волосами… и книги отверзошася, и судище седе, и видех…яко Сын человеч идый и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство»(7:10,13,14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, Отец раскрыл книги, перестал судить грешников и предоставил людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» (свт. Кирилл Александрийский).

Видение Ветхого днями стало основой неканонической иконографии, когда Бога – Отца изображают в виде Старца. Но у пророка Даниила не видение старца, а созерцание вечности и нерожденности Творца. Видение же Бога в человеческом облике – это всегда видение Сына Божия воплотившегося (Ин.1:18). Т.е. все ветхозаветные теофании – это тоже явления Сына [иер. Геннадий Егоров].

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Глава 8 – видение овна и козла:

Овен – пророчество о Вавилоне и Персии, царствах, сменивших друг друга на одном месте (два рога);

Козел — Александр Македонский, после смерти которого сокрушился большой рог и четыре возникли четыре рога на его месте (ст.8) – так было на самом деле, когда умер Македонский, его держава распалась на четыре части;

8:9-14 – если антихристу отведено 3,5 года, здесь, судя по сроку, речь об Антиохе Епифане;

8:27 – этот стих приоткрывает нам всю тяжесть служения Даниила – пророка, ибо ему тяжело давались видения и после них долго приходилось приходить в себя: «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней…» (ст.27).

Глава 9 –пророчество о седьминах – третье видение пророка Даниила: 1-й год Дария Мидянина (если считать, что это Кир, то как раз тогда исполнялось 70 лет плена вавилонского). И Даниил молился, чтобы Господь не продлил плена за грехи народа, но исполнил обетование. Тогда пророку является архангел Гавриил (9:21-27) и возвещает о времени пришествия Иисуса Христа.

Седьмина традиционно понималась как семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет. Отсчет принято вести от указа Артаксеркса Неемии о восстановлении Иерусалима (около 458-457 или 453, смотря какою хронологией руководствоваться) (ст.25).

Семь седьмин даны на восстановление Иерусалима (эта цифра не проверяема, потому что мы плохо знаем, что было во времена Неемии).

Всего исполнилось 69 седьмин, т.е. 483 года, до явления Иисуса Христа: Христос крестился около 15 года Тиберия Кесаря, т.е. где-то в 29 или 27 году по Р.Х. Значит, пророчество Даниила сбылось достаточно точно.
9:27 – срок установления Завета – 3,5 года, столько же длилось земное служение Христа. Через 35 лет после Распятия Тит разрушил Иерусалим и Храм, причем жертва в Иерусалимском Храме прекратилась не в момент разрушения, а еще при осаде, потому что зелоты увлеклись политикой и забыли о богослужении.

Главы 10-12 – четвертое видение – видение великой брани: Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (11:2). Скорее всего, речь о Ксерксе, который был четвертым и при нем начались персидские войны, а результат этого будет победа греков (что и случилось при Дарии III).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (11:21-23).

11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

9:27, 11:31,12:11 – «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Неканонические добавления (есть только в Септуагинте).

1)Глава 3:24-90 – молитва Азарии и песнь трех отроков в пещи вавилонской;

2)Главы 13 и 14:

Повесть о Сусанне (в Септуагинте это глава 1): юный отрок Даниил вступился за Сусанну, к которой некие два старца воспылали страстью, но, не удовлетворив ее, обвинили ее в прелюбодеянии и решили казнить. Допрос, учиненный по настоянию Даниила, уличил их во лжи. Есть предположение, что это об этих старцах речь в Иер.29;

Повесть о Виле: бог, в честь которого был назван пророк Даниил в Вавилоне (4:5). Царь в качестве доказательства, что Вил есть настоящий бог, привел тот факт, что положенные ему жрецами приношения на утро исчезают. Тогда Даниил посыпал пеплом перед закрытием храма около идола, а на утор все увиделы следы жрецов и жен их, которые ночью сами поедали снеди;

Повесть о драконе: Даниил погубил почитаемого в Вавилоне дракона, за что по требованию толпы его бросили в ров со львами. Пророк Аввакум принесен был Ангелами и принес Даниилу пищу (не путать с главой 6) Пророка извлекли, а в ров угодили его враги.

Он происходил из знатного иудейского рода. Юношей был отведен в плен в 605 году. В свои юные годы он отличался не только благочестием, но и мудростью. Навуходоносор приказал избрать для своего двора несколько еврейских юношей, отличающихся знатностью, образованием и красотою. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и повелел воспитывать их три года. Всем им изменили имя. Даниил стал именоваться Валтасаром. Он вместе со своими друзьями испросил себе разрешение не вкушать роскошные яства с царского стола и не пить вино, а довольствоваться простой пищей из растений и пить только воду. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания. Несмотря на строгий пост, лица их были красивее, а тело полнее, чем у тех отроков, которые питались царскими яствами.

Вскоре Даниил возвысился при дворе, потому что смог истолковать тревожный сон, который видел Навуходоносор. Позже он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях.

В книге Пророка Даниила рассказывается об изумительном молитвенном подвиге трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила. Они отказались поклониться золотому истукану и с великим упованием вознесли молитву Богу. По приказу разгневанного царя они были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Господень сошел в печь, и огонь не повредил им. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки (Дан 3, 52).

В новозаветной Церкви молитвенная песнь трех отроков используется в гимнографии. Ирмосы 7-й и 8-й песни канона кратко говорят об их чудесном спасении из пламени.

Сам пророк Даниил, оклеветанный при царе Дарии Мидянине, был брошен в ров со львами. Но Бог послал Ангела Своего, который заградил пасть львам. Звери не повредили ему. Даниил был одним из тех праведников, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Евр 11, 33).

Пророк Иезекииль ставит Даниила за праведность рядом с Ноем и Иовом (см.: Иез 14, 14). По преданию, пророк умер в глубокой старости вдали от своего отечества.

Книга Пророка Даниила проникнута мессианскими идеями. Он точно указывает время пришествия в мир Спасителя мира (помазан был Святый святых [Дан 9, 24]), Его искупительную жертву (предан будет смерти Христос ). Часто применяемое к Себе Спасителем имя Сын Человеческий восходит к книге Даниила (см.: Дан 7, 13).

Эта книга уникальна по обилию предсказаний важнейших исторических событий. Смена земных царств — не случайная последовательность, а эсхатологическая перспектива, которая ведет к победе Царствия Божия. Книга Пророка Даниила впечатляющими образами показывает грядущий Суд , которым закончится время и начнется вечность Бога (см.: Дан 7, 9-14).