Программы телевизионная журналистика автор степаненко и а. Телевизионная журналистика

Вопросы к теме:

1. Как глобализация влияет на телевидение?

2. Каковы основные характеристики советской системы телевидения?

3. В чем особенности функционирования государственных и негосударственных телекомпаний?

4. В чем состоят особенности деятельности сетевых телевещательных компаний?

5. Кабельное телевидение: мировой опыт и российская действительность?.

6. Каковы характерные черты спутникового ТВ?.

7. Какова функциональная структура современного телевидения (на примере телепрограмм основных эфирных телеканалов)?

8. В чем особенности информационных жанров на ТВ?

9. Каковы характерные черты телерепортажа? Какие требования предъявляются к телерепортерам?

10. В чем особенности аналитических жанров на телевидении?

11. Каковы особенности использования жанра обозрения на ТВ?

12. Художественные жанры на ТВ. В чем состоят жанровые особенности телеочерка?

Литература: 1, 2, 30

Вопросы к теме:

1. В чем состоит специфика организации и управления телепроизводством?

2. Каковы принципы построения приемно-передающей телевизионной системы?

3. Какова роль журналиста в телевизионном производстве?

4. Каким образом организуется внестудийная запись?

5. Каковы принципы выбора источников формирования телевизионных программ?

6. Каковы этапы разработки литературного и режиссерского сценариев?

7. Каким образом осуществляется программирование на ТВ?

8. Как организуется процесс верстки программы дня, недели?

Литература: 1, 2, 30

Основы деятельности газетных редакций

Вопросы к теме:

1. Каковы основные принципы работы редакции?

2. Какова структура редакции?

3. В чем особенности деятельности управленческого звена в редакции?

4. Как функционирует исполнительное звено в редакции?

5. Какова роль технического звена в редакции?

6. В чем заключается роль штатного расписания в редакции?

7. Каковы основы современного полиграфического производства?

8. Какие классификации шрифтов можно выделить?

9. Какую роль играют компьютерные технологии в полиграфическом производстве?

10. Что такое формат газеты?

11. Каковы требования к газетным и журнальным заголовкам и рубрикам?

Основы работы радиоредакции

Вопросы к теме:

1. Каковы основные подразделения в радиоредакции?

2. Какова роль программного директора на государственных радиостанциях?

3. Какова роль программного директора на коммерческих радиостанциях?

4. Как изменяется структура редакции в зависимости от месторасположения радиостанции?

5. Какова роль коммерческого директора?

6. Каковы принципы программирования на современном радио?

Основы работы телередакции

Вопросы к теме:

1. Каковы основные подразделения в телередакции?

2. Какова роль редактора на телевидении?

3. Каковы технические средства телередакций?

4. Роль планерки на телевидении?

5. Какова роль коммерческих подразделений на телевидении?

Литература: 1,6, 7, 9,10

Тема 16. Профессиональная этика журналиста.

Вопросы к теме:

1. Что такое профессиональная этика журналиста?

2. В чем сущность и основные функции профессиональной этики?

3. Что такое цензура?

4. Что такое самоцензура?

5. Можно ли говорить о социальной обусловленности позиции журналиста?

6. Какими нормативными документами регулируется деятельность журналиста?

7. Какие ограничения Закон о СМИ накладывает на журналиста?

8. Как Кодекс поведения регулирует права и обязанности журналистов?

9. В чем особенности поведения журналистов во время кризисных ситуаций (например, в «горячих точках)?

10. Какие примеры нарушения прав журналистов можно привести?

11. Что такое «социальная ответственность журналиста»?

Литература: 1, 2, 6,

Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Основные положения теории массовой информации Задание 1. Понятие массовой коммуникации. Задание 2. Типология каналов коммуникации. Задание 3. Перечислить основные виды и типы массовой информации? Задание 4. Перечислить основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет.
Тема 2. Развитие прессы в странах Европы Задание 1. Предпосылки появления печатной периодики в Европе 16-17 вв. Задание 2. Особенности европейской журналистики 17 века. Задание 3. Характерные черты развития европейской прессы в 18-19 вв. Задание 4. Типы современной западной периодики.
Тема 3. Появление прессы в России. Задание 1. Условия появления печатной периодики в России. Задание 2. Основные тенденции в развитии журналистики в России в конце 18 века. Задание 3. Влияние реформ 1860-70-х гг. на печать в России Задание 4. Изменения в положении прессы после Февральской революции 1917 года.
Тема 4. Журналистика после Октябрьской революции 1917 года Задание 1. Особенности системы СМИ после Октябрьской революции. Задание 2. Изменения в структуре советских СМИ в период Великой Отечественной Войны. Задание 3.Особенности послевоенной периодики в СССР: основные темы, их динамика в связи с переменами в общественно-политической жизни страны. Задание 4. Роль СМИ в «холодной войне»?
Тема 5. Возникновение телеграфных агентств и информационных служб. Задание 1. Крупнейшие телеграфные агентства в Европе в 19 веке. Задание 2.Причины попыток создания телеграфного агентства в России. Задание 3.Особенности деятельности информационных служб в СССР. Задание 4.Причины появления частных информационных агентств в период перестройки.
Тема 6. Система СМИ в России в 1990-х годах Задание 1. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему СМИ в СССР. Задание 2. Структурные изменения в системе СМИ в период перестройки. Задание 3.Особенности партийной прессы. Задание 4. Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и ТВ после становления независимости России.
Тема 7. Процесс концентрации капитала на рынке СМИ. Задание 1. Причины появления крупных собственников на рынке СМИ. Задание 2.Роль государства в монополизации СМИ. Задание 3. Основные формы концентрации на рынке СМИ. Задание 4. Структура медиа-холдинга.
Тема 8. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Задание 1. Основные функции журналистики. Задание 2. Особенности рекреативной функции журналистики. Задание 3. Информационная политика средства массовой информации. Задание 4. Функциональные особенности прессы, радио, телевидения, Интернета.
Тема 9. Журналистика как сфера научной и творческой деятельности. Задание 1. Подходы к исследованию журналистики. Задание 2. Методы исследования, применяемые в журналистике. Задание 3. Виды творчества в современной журналистике. Задание 4. Жанр и его признаки.
Тема 10. Журналистика как область творческой деятельности Задание 1. Основные виды журналистской деятельности. Задание 2. Роль содержания и формы в журналистской деятельности. Задание 3. Информационные жанры в журналистике. Задание 4. Аналитические жанры в журналистике. Задание 5. Художественные жанры в журналистике.
Тема 11. Радиожурналистика. Задание 1. Проблема проблему чистоты жанров в журналистике и причины возникновения новых жанровых форм. Задание 2. Информационные, аналитические и художественные жанры на радио. Задание 3. Типологическая палитра современного радио. Задание 4. Тенденции в развитии коммерческого радиовещания.
Тема 12. Производство радиопрограмм. Задание 1. Основные стадии производства радиопрограмм. Задание 2. Программирование на радиостанции. Задание 3.Роль редактора на радио. Задание 4. Процесс верстки программы дня и недели.
Тема 13. Телевизионная журналистика Задание 1. Основные характеристики советской системы телевидения. Задание 2. Функциональная структура современного телевидения Задание 3.Эфирное, кабельное и спутниковое ТВ: общее и особенное. Задание 4.Информационные, аналитические и художественные жанры на ТВ.
Тема 14. Производство телевизионных программ Задание 1.Специфика организации и управления телепроизводством. Задание 2.Роль журналиста в телевизионном производстве. Задание 3.Принципы выбора источников формирования телевизионных программ. Задание 4.Организацияверстки программы дня, недели.
Тема 15. Основы деятельности редакции Задание 1. Структура редакции. Задание 2. Управленческое и исполнительное звенья в редакции. Задание 3. Отличительные черты деятельности радио- и телередакций. Задание 4. Роль редактора в газетной, радио- и телевизионной редакциях.
Тема 16. Профессиональная этика журналиста. Задание 1. Сущность и основные функции профессиональной этики. Задание 2. Соотношение понятий «цензура» и «самоцензура». Задание3. Особенности поведения журналистов во время кризисных ситуаций (например, в «горячих точках). Задание 4. Что такое «социальная ответственность журналиста».

Темы рефератов

1. Понимание «массы» и «нового варварства» в работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс».

2. Массовая информация как элемент социального развития общества.

3. Основные подходы в теории массовой коммуникации.

4. Памфлетная публицистика Англии 17-18 вв.

5. Проблемы цензуры и идеал политического устройства в «Ареопагитике» Джона Мильтона.

6. История возникновения печати в Северной Америке: периоды, тенденции, особенности.

7. История становления прессы в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Дания и др.).

8. История создания газет в Италии и Испании.

9. Пресса в периоды революций (Английская революция, Великая Французская революция).

10. Феномен «penny press».

11. Становление газетных империй в США и Европе.

12. Газетное дело и журналы в России в XVIII в..

13. Два периода в российской публицистике: 1840-50-е и 1850-1870-е гг.

14. Первая печатная русская газета «Ведомости»: предпосылки создания, ее функции, характеристика ее информационной политики.

15. Жанр литературной критики в России как способ выступления против властей (по работам В.Г.Белинского, А.С.Пушкина и пр.).

16. Публицистика Фаддея Булгарина: манипулятивные возможности управления книгопечатанием в России.

17. Развитие социалистической прессы в России 19 –начала 20 века.

18. Динамика цензурных ограничений в Европе и России: сходства и различия.

19. Развитие публицистики в России (А.П.Чехов, В.Г.Короленко и др.).

20. Полемика В.И.Ленина и Г.В.Плеханова на страницах прессы.

21. Публицистика Великой Отечественной войны.

22. Тема «холодной войны» в советских СМИ.

23. Образ врага в советской прессе.

24. Образ СССР в западной прессе.

25. Публицистическая деятельность А.Н.Сахарова.

26. Роль и место «самиздата» в советской журналистике.

27. История развития телевидения в СССР.

28. История развития радио в СССР.

29. ТАСС как мировое информационное агентство.

30. Создание и развитие Агентства печати «Новости».

31. Принципы деятельности современного информационного агентства (на примере Агентства «Интерфакс»).

32. Особенности становления демократической прессы в конце 1980-х гг.

33. Деловая пресса как элемент становления рыночной экономики.

34. Процесс становления крупных собственников в России и их влияние на рынок СМИ.

35. «Газпром-медиа» как механизм государственного влияния на общество.

36. Медиа-холдинг «Профмедиа» как пример реализации коммерческого подхода к СМИ.

37. Медиа-активы крупнейших российских компаний: получение прибыли или влияние на власть и общество?

38. Информационные войны в России и роль СМИ.

39. История развития радио в СССР.

40. Функциональные особенности современного радио.

41. Становление частного телевидения в России: опыт НТВ.

42. Попытки развития общественного телевидения в России: ОРТ.

43. Роль телевидения в информационных войнах.

  1. Роль лида в современном издательском процессе.
  2. Структура редакции на советском радио.
  3. Процесс создания новой радиостанции.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятия «информация», «коммуникация», «масса».

2. Что такое массовая информация, ее свойства

3. Основные формы информационного обмена от появления языка до появления печатных газет

4. Сравнить развитие журналистики в Англии, Франции и Германии в 17 в.

5. Влияние цензуры на развитие прессы.

6. «Персональный журнализм» и «новый журнализм» (проиллюстрировать на примерах)

7. Феномен «penny press»

8. Роль информационных агентств в развитии печатной прессы и журналистики в 19-начале 20 в.

9. Особенности становления российской прессы в 18 веке

10. Феномен «толстого журнала» (характерные черты, структура, жанры, привести пример)

11. Особенности выпуска газет в первой половине 19 века

12. Влияние Крестьянской реформы 1861 года на структуру периодической печати в России

13. Формирование партийной печати в конце 19-начале 20 века (структура, примеры)

14. Журналистика Февральской и Октябрьской революций: сходства и различия

15. Развитие советской периодической печати до великой Отечественной войны

16. Периодика с «оттепели» до «перестройки»: основные вехи и черты.

17. Влияние «гласности» и «перестройки» на систему СМИ в СССР.

18. Структурные изменения в системе СМИ в период перестройки.

19. Особенности партийной прессы.

20. Основные тенденции формирования и функционирования рынка прессы, радио и ТВ после становления независимости России.

21. Причины появления крупных собственников на рынке СМИ.

22. Роль государства в монополизации СМИ.

23. Основные формы концентрации на рынке СМИ.

24. Структура медиа-холдинга.

25. Формы проникновения иностранного капитала на российский рынок СМИ.

26. Основные функции журналистики.

27. Информационная и управленческая функции журналистики.

28. Особенности рекреативной функции журналистики.

29. Информационная политика средства массовой информации.

30. Функциональные особенности современного телевидения.

31. Основные теоретические подходы к исследованию журналистики.

32. Методы исследования, применяемые в журналистике.

33. Виды творчества в современной журналистике.

34. Жанр и его признаки.

35. Основные виды журналистской деятельности.

37. Информационные жанры в журналистике.

38. Аналитические жанры в журналистике.

39. Художественные жанры в журналистике.

40. Становление телевидения в СССР

41. Основные изменения на радио и телевидении в постсоветский период

42. Типология телевидения

43. Типология радио

44. Особенности государственного радио

45. Становление коммерческого радиовещания

46. Спутниковое телевидение

47. Кабельное телевидение

48. Функциональные особенности современного российского телевидения

49. Функциональные особенности радио

50. Трансформация видов радиослушания и особенности контакта радиовещания с аудиторией

51. Типы слушания радио

52. Типология методов исследования аудитории электронных СМИ

53. Методы исследования радиоаудитории

54. Методы исследования телеаудитории

55. Информационные жанры на телевидении и радио

56. Аналитические жанры на телевидении и радио

57. Художественные жанры на телевидении и радио

58. Современные СМИ и региональные власти: механизмы сосуществования

59. Цензура и современные СМИ

60. Непосредственность телевидения

61. Акустичность как отличительная черта радио

62. Взаимодействие радио, телевидения и печатной прессы

63. Журналистские профессии на телевидении и радио. Критерии оценки журналистской работы

64. Этические принципы в журналистике.

65. Характерные особенности процесса концентрации капитала в СМИ

Более четверти века назад разработал классификацию жанров телевидения. В том числе он выделил несколько уровней, из которых два основных:

- информационно-публицистические жанры;

- художественно-публицистические (постановочно-игровые) жанры.

К первой группе Р.А. Борецким были отнесены информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс-конференция. Во вторую группу вошли документальные кино- и видеофильмы, а также жанр очерка.

Такая дифференциация жанров телевидения была проведена в зависимости от целей публицистических выступлений, весь спектр которых направлен на расширение диапазона воздействия на аудиторию.

Современные классификации жанров журналистики, как правило, в своей основе имеют такой критерий, как основной способ отображения действительности журналистикой. Всего выделяется три таких основных способа:

- сообщение фактов;

- интерпретация фактов и событий;

- образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Эти способы отображения образуют соответственно три относительно устойчивые группы жанров тележурналистики.

- Информационные: информационное сообщение (заметка), интервью, репортаж, телевизионный отчет, обзор печати.

Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

- Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): очерк, документальный фильм и др.

Информационные жанры

Информационное сообщение (заметка) . Заметка - это краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Представляет собой общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos - время).

Заметка - наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение пере-дается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены.

Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку.

Заметки с видеорядом можно условно разделить на две разновидности.

Первая - сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае - депутатов, во втором - журналистов); вопрос с места - ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.

Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа.

Интервью - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Телевизионное интервью отличается от радиоинтервью зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Основные разновидности телевизионного интервью: протокольное, информационное, проблемное интервью (дискуссия), интервью-портрет, интервью-анкета.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Соответственно, интервьюируемый - официальное лицо высокого ранга.

Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.

Интервью-портрет - особая разновидность телевизионного интервью, имеющая целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение в данном жанре приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.

Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос.

Репортаж - это журналистский материал о событии, характерной чертой которого выступает оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.

Телерепортаж может быть событийным, проблемным и аналитическим.

Событийный (новостной) телерепортаж базируются на актуальной информации. Его задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Событийный сюжет не требует, как правило, особых изысков в исполнении. Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Для такого сюжета самым главным из определяющих факторов является оперативность, своевременность получения материала редакцией.

Проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.

Телевизионный отчет - жанр, тематическую основу которого, как правило, составляет официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.

Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Например, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.).

В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.

Аналитические жанры

Корреспонденция (передача). В телевизионной публицистике, имеющей стабильное стремление к персонификации сообщения, жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом. В сущности, телевизионная корреспонденция - экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи. При этом телевизионная корреспонденция не теряет своих жанровых признаков и в тех случаях, когда автор-корреспондент остается за кадром; однако обычно текст читает сам автор. В сущности, у корреспонденции на телеэкране два полноправных автора - литератор и оператор (их обоих справедливо называть тележурналистами); изобразительная сторона так же важна, как и словесная. Корреспонденция часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации).

Комментарий (от лат. commentarius - толкование) - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.п.

Телевизионный комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре, хотя встречается и закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Беседа - это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т.д. Нередко перерастает в дискуссию.

Обозрение - один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые его характеризуют: во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.

При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама» - мир за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики - экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т.п.).

Кроме обозрения монологического характера существуют также обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни - здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т.п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Ток-шоу - в переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т.е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Документально-художественные жанры

Характерной особенностью художественно-публицистических (документально-художественных) жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. Не случайно, в художественно-публицистических жанрах тележурналистики практически всегда есть следы присутствия других жанров - корреспонденции, интервью, репортажа и др.

В этой связи вполне справедливо многие практики и теоретики телевещания и у нас в стране, и за рубежом отмечают, что в определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций в художественно-публицистических жанрах телевидения (телевизионном очерке, документальном фильме и др.) могут соединяться с широкими обобщениями, а также публицистическими отступлениями - авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Важно отметить, что эти элементы равноправны в рамках художественно-публицистических жанров, поскольку только в комплексе они позволяют добиться цели, поставленной журналистом: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.

Очерк - пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.

Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении - проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда - человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане - действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка - не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют т.н. видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т.п.).

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение.

Эссе (от фр. essai - опыт) - жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе - жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Документальный телефильм - это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.


Учебник

Лекционный курс содержит основные теоретические положения науки о телевизионной журналистике, возникшей и оформившейся в последние десятилетия, как результат осмысления практики вещания. Данная книга развивает и уточняет ряд положений, изложенных в учебнике «Основы телевизионной журналистики» (изд-во МГУ, 1966 и 1987). В этом издании существенно расширен круг рассматриваемых вопросов, что...

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • ГЛАВА 1.
  • МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Как осуществляется телевизионная передача
  • Телевидение и радиовещание
  • Телевидение и театр
  • Телевидение и кино
  • Специфика телевидения
  • ГЛАВА 2.
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО Информационная функция
  • Культурно-просветительская функция
  • Интегративная функция
  • Социально-педагогическая функция
  • Организаторская функция
  • Образовательная функция
  • Рекреативная функция
  • ГЛАВА 3.
  • ИСТОРИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ Технические предпосылки
  • Экспериментальное вещание 30−40-х годов
  • 50-е годы: на телевидение пришли журналисты
  • 60-е годы: становление телепублицистики
  • 70-е годы: господство видеозаписи
  • Телевидение «перестройки и гласности» Телевидение 90-х годов
  • ГЛАВА 4.
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
  • ГЛАВА 5.
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Кабельное телевидение
  • Непосредственное спутниковое ТВ
  • Проблема регулирования «новейших» телекоммуникаций
  • ГЛАВА 6.
  • ПРИРОДА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ Язык экрана
  • Профессия оператора: между техникой и искусством
  • Основы режиссуры прямого эфира
  • Соотношение изображения и слова
  • ГЛАВА 7.
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ Виды сценариев
  • От заявки к сценарию
  • Средства создания публицистического сценария
  • Сценарист в творческой группе
  • Работа сценариста после съемки
  • ГЛАВА 8.
  • ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационное сообщение (видеосюжет)
  • Отчет
  • Выступление (монолог в кадре)
  • Интервью
  • Репортаж
  • ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ Комментарий
  • Обозрение
  • Беседа
  • Дискуссия
  • Ток-шоу
  • Пресс-конференция
  • Корреспонденция («передача»)
  • ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ Очерк
  • Зарисовка
  • Эссе
  • Сатирические жанры
  • ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ
  • ГЛАВА 9.
  • ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ Редактор (продюсер) - организатор творческого процесса
  • Телерепортер
  • Комментатор и обозреватель
  • Интервьюер, шоумен, модератор
  • Ведущий новостей
  • Критерии оценки журналистской работы
  • ГЛАВА 1.
  • ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ Хартия телерадиовещателей (проект)
  • ГЛАВА 1.
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ
  • ГЛАВА 1.
  • ЖУРНАЛИСТ С ВИДЕОКАМЕРОЙ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемый учебник написан в соответствии с программой лекционного курса «Основы телевизионной журналистики», читаемого на факультетах и отделениях журналистики государственных университетов. Здесь содержится также методологическая основа для практических занятий по курсу «Методика телевизионной журналистики» (жанры и методы работы, которые осваивает в процессе обучения каждый студент; журналистские профессии).

Лекционный курс содержит основные теоретические положения науки о телевизионной журналистике, возникшей и оформившейся в последние десятилетия, как результат осмысления практики вещания. Данная книга развивает и уточняет ряд положений, изложенных в учебнике «Основы телевизионной журналистики» (изд-во МГУ, 1966 и 1987). В этом издании существенно расширен круг рассматриваемых вопросов, что вызвано, с одной стороны, совершенствованием практики вещания (в связи с изменением социальных потребностей и совершенствованием техники), а с другой — признанием важности мирового опыта, отвергавшегося прежде как «буржуазный».

Чтобы стать журналистом, надо, во-первых, обладать определенными способностями и направленностью интересов. Выявлению этих факторов служит творческий конкурс поступающих на факультеты журналистики. Во-вторых, для успешного овладения профессией необходимо знание основ ее теории, которая, применительно к телевидению, изложена в настоящем учебнике. И, наконец, в-третьих, журналист не состоится без владения техникой исполнения, теми навыками, без которых невозможна быстрая ориентация в событиях и трансформация наблюдаемого в тот или иной вид сообщения — телевизионный жанр. Сочетание слова и изображения в любом телевизионном сообщении подчиняется законам гармонии, и техника исполнения журналисту экрана нужна не меньше, чем музыканту. Для ее выработки существуют практические занятия, постоянное сотрудничество студентов с телестудиями (с разбором и обсуждением на занятиях прошедших в эфир студенческих работ) .

Кроме того, на протяжении трех лет обучения студент работает в спецсеминарах и знакомится со спецкурсами. То и другое связано с осмыслением различных направлений деятельности журналистов телевидения, с последними достижениями и просчетами практики эфира, отражающимися в телекритике, ставшей непременным компонентом газетной и журнальной периодики. Наиболее общие, основополагающие понятия, содержащиеся в данном учебнике, позволят сохранить верные ориентиры в подверженных конъюнктуре сиюминутных веяниях телевизионной моды. Так, в конце 80-х годов необыкновенно привлекательной казалась электронная графика в оформлении передач, сверхдинамичный монтаж. Это объясняется влиянием вошедших тогда в моду видеоклипов. Но, уже вскоре выяснилось, что зритель быстро устает от мелькания разнородных кадров, ему хочется всмотреться в поток жизни, совпадающей по скорости с его собственной, с возможностями человеческого восприятия. И во всем мире наблюдается теперь интерес профессионалов телевидения к казавшимся архаичными формам телевизионного вещания 50−60-х годов. Многие журналисты заново открывают для себя то, что было уже найдено однажды первопроходцами телевизионного эфира. В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видеозаписью, также позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерностей в тележурналистике, о важности изучения традиций, восходящих к поискам и находкам программ «От всей души», «Эстафета новостей», «Подвиг» с их ведущими — популярнейшими в стране личностями. Личностное воздействие с экрана не может заменить никакая, даже самая совершенная техника. К этой истине снова и снова возвращаются профессионалы экранной журналистики вместе со зрителями.

В самых общих чертах деятельность телевизионных журналистов знакома всем, кто смотрит телепередачи. Вместе с операторами журналисты ТВ появляются там, где происходит что-то важное, что необходимо и интересно увидеть всем. Они задают своим экранным собеседникам вопросы, выступая представителями зрителей на экране. В то же время телевизионные журналисты оказывают регулярное воздействие на общественное мнение, на умы и сердца своих зрителей.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Азарин В. От замысла до экрана . М., 1995.
  2. Андроников И. Слово написанное и сказанное // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1975.
  3. Андроников И. А теперь об этом . М., 1985.
  4. Багиров Э., Кацев И. Телевидение - XX век . М., 1968.
  5. Базен А. Что такое кино? М ., 1972.
  6. Беляев И. Спектакль без актера . М., 1982.
  7. Борецкий Р. Телевизионная программа . М., 1967.
  8. Борецкий Р. Телевидение на перепутье . М., 1998.
  9. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист Т В : за кадром и в кадре, М. 1990.
  10. Борецкий Р. В Бермудском треугольнике ТВ . М., 1999.
  11. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение . Тбилиси, 1989.
  12. Вертов Д. Статьи . Дневники. Замыслы. М., 1966.
  13. Вестник ВИПК (Института повышения квалификации работников радиовещания и телевидения). Вып. 1−6 М, 1990−1992.
  14. Вильчек В. Под знаком ТВ . М., 1987.
  15. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. / Под ред. В. Богданова и Я. Засурского. М., 1998.
  16. Голдовская М. Человек крупным планом . М., 1981.
  17. Голдовская М. Творчество и техника . М., 1986.
  18. Голядкин Н. ТВ-информация в США . М., 1995.
  19. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения . М., 1996.
  20. Голядкин Н. Анализ аудитории . М., 2000.
  21. Дробашенко С. Пространство экранного документа . М., 1986.
  22. Дубровский Э. Остановись, мгновенье! М ., 1982.
  23. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим . М., 1999.
  24. Золотаревский Л. Цитаты из жизни . М., 1971.
  25. Зубков Г. Глядя прямо в глаза . М., 1970.
  26. Искусство разговаривать и получать информацию М., 1993.
  27. Караулов А. Вокруг Кремля . Диалоги: В 2 т. М., 1993.
  28. Кузнецов Г. ТВ-журналист . М., 1980.
  29. Кузнецов Г. Журналист на экране . М., 1985.
  30. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ . М., 2000.
  31. Летунов Ю. Время, люди, микрофон . М., 1974.
  32. Луньков Д. Наедине с современником . М., 1978.
  33. Льюис Б. Диктор телевидения . М., 1973.
  34. Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов М ., 1984.
  35. Медынский С. Компонуем кинокадр . М., 1992.
  36. Муратов С. Диалог . М., 1983.
  37. Муратов С. Выносится на обсуждение . М., 1985.
  38. Муратов С. Встречная исповедь . М., 1988.
  39. Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука . М., 1971.
  40. Оганов Г. ТВ по-американски . М., 1985.
  41. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
  42. Очерки по истоки российского телевидения. М., 1999.
  43. Пока микрофон не включен… М., 1991.
  44. Проблемы телевидения и радио. М., 1967; Вып. 2. М., 1971.
  45. Пудовкин В. Кинорежиссер и киноматериал // Собр. соч.: В 3 т. М., 1974.
  46. Рабигер М. Монтаж . М., 1999.
  47. Рабигер М. Режиссура документального экрана . М., 1999.
  48. Работа телеоператора службы новостей. М., 1991.
  49. Руководство для создателей передач Би-би-си. М., 1995.
  50. Саппак В. Телевидение и мы . М., 1988.
  51. Синицын Е. Я веду репортаж . М., 1983.
  52. Сопер П. Основы искусства речи . М., 1992.
  53. Сорок мнений о телевидении. М., 1978.
  54. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1998.
  55. ТВ-репортер: Сборник статей. М., 1976.
  56. ТВ-публицист: Сборник сценариев. М., 1971.
  57. Творческий телевизионный менеджмент. М., 1994.
  58. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1−9. М., 1981−1989.
  59. Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1−9. М., 1990−1994.
  60. Телевизионная мозаика. Вып. 1−3. М., 1997−1998.
  61. Телевизионный сценарий. М., 1975.
  62. Телелабиринты . М., 1988 .
  63. Федотова Л. Социология массовой коммуникации : теория и практика. М., 1993.
  64. Федотова Л. Массовая информация : стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
  65. Фере Г. Товарищ Т В . М., 1974.
  66. Франк Г. Карта Птолемея . М., 1975.
  67. Фурцева С. Мир площадью в сантиметры . М., 1975.
  68. Фэнг И. Теленовости : секреты журналистского мастерства. М., 1993.
  69. Цвик В. Телевидение, системные характеристики . М., 1998.
  70. Чекалова Е., Парфенов Л. Нам возвращают наш портрет . М., 1990.
  71. Что такое язык кино: Сборник статей. М., 1989.
  72. Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М., 1988.
  73. Шергова Г. Эхо слова . М., 1986.
  74. Шкловский В. За 60 лет . Работы о кино. М., 1985.
  75. Эйзенштейн С. Диккенс, Гриффит и мы // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1964.
  76. Эйзенштейн С. Монтаж 1938 //Там же. Т. 2.
  77. Эльманович Т. Образ факта . М., 1975.
  78. Юровский А. Телевидение - поиски и решение М ., 1983.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов. Роль и место спортивной журналистики в системе средств массовой информации Америки. Появление первых телетрансляций с Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Значение информации в современном обществе. Место телевидения в системе средств массовой информации. Правовые и экономические основы российского телевидения. Основные стратегии развития телевидения. Перспективы развития регионального телевидения.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие деловой журналистики. Краткая история деловых СМИ в России. Особенности эфирных и сетевых экономических радиостанций. Приемы подготовки программ для массовой аудитории на экономической Интернет-радиостанции. Методика "эфирной" подачи материала.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2015

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Требования системного подхода к средствам массовой информации. Классификация печатных СМИ (газет и журналов). Характеристика телевидения и радиовещания как электронных средств массовой информации. Типология и функции интернет-СМИ, их распространение.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2009

    Исследование теоретических аспектов типологизации телевизионных программ. Характеристика специфических особенностей телевидения. Изучение классификации телевизионного продукта по функциональной направленности, телевизионных жанров по звуковой специфике.

    реферат , добавлен 03.01.2015

    История детской телевизионной журналистики. Анализ каналов Карусель", "Дисней", "Никелодеон". Сравнительная характеристика телепередач и рекламы на детском российском и зарубежном телевидении. Результаты анкетных опросов аудитории детей и взрослых.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2016