Подготовка граждан к военной службе

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Закон Российской Федерациивоинской обязанности и военной службе" предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе Получение начальных знаний в области обороны Подготовка по основам военной службы Военно-патриотическое воспитание Подготовка по военно-учетным специальностям Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий Медицинское освидетельствование и обследование

Обязательная подготовка к военной службе Подготовка к военной службе граждан допризывного возраста Подготовка к военной службе граждан призывного возраста Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учёт (в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет) Призывник - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учёте, до момента отправки его со сборочного пункта к месту прохождения службы.

Занятия по основам военной службы Знакомство с организацией системы защиты населения от последствий ЧС Изучение практических основ здорового образа жизни Проведение учебных сборов Получение знаний об обороне государства и воинской обязанности Приобретение практических навыков по ГО

Нормативы по физической подготовке для молодого пополнения Уровень физической подготовленности включает обычно проверку таких показателей, как бег на 100 м и 3000 м, подтягивание на перекладине, плавание. Для тех, кто не умеет плавать, плавание может быть заменено другим видом. Бег на 100 м 13,6 - 14,8 секунд Кросс на 3000 м 12,00 - 13,30 минут Подтягивание 11 - 7 раз Плавание 50 - 100 метров

Профессиональный психологический отбор Задачи профессионального психологического отбора решаются с целью оптимального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах.

Психологическая классификация воинских должностей Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов: Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности.

Командные воинские должности Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования.

Операторские воинские должности Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией. В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.

Воинские должности связи и наблюдения Связь – основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Водительские воинские должности В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

Воинские должности специального назначения Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.

Технические воинские должности Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Прочие воинские должности Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опреде-лена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обя-занности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает: - получение начальных знаний в области обороны; - подготовку по основам военной службы в государственном, му-ниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учрежде-нии начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций; - военно-патриотическое воспитание; - подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро-сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; - медицинское освидетельствование и медицинское обследова-ние; - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода. Первый период - подготовка к военной службе граждан допри-зывного возраста. Допризывным считается возраст до момента пер-воначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постанов-ка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в пери-од с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.) Второй период - подготовка к военной службе граждан призыв-ного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, со-стоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.) В первый период подготовка граждан к военной службе в основ-ном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязан-ности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствова-ние физических качеств, выработка необходимых психологических 58 качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определе-ние индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасполо-женности к определенным профессиям). В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны. Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомен-дованной) военной специальности. Во второй период целесообразно детально ознакомиться с осно-вами военной службы по призыву (по контракту), основными требо-ваниями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психо-логическим качествам специалистов по сходным воинским должнос-тям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. С учетом индивидуально-психологических качеств человека воин-ские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских долж-ностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водитель-ские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполне-нию обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности. Среди воинских должностей особо необходимо выделить должно-сти командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, пос-тов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Воору-женных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением бое-вых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение во-оружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется коман- 59 диру взвода и его заместителю и является непосредственным на-чальником личного состава. Для этого каждый командир должен обладать качествами органи-затора, воспитателя и специалиста. Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых ка-честв. Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обос-нованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным за-дачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки осво-ить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воин-ским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения по-ставленных задач, принятия решения, организации исполнения, до-стижения намеченных результатов, контроля исполнения. Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств: - способность сознательно и беспрекословно подчиняться тре-бованиям законов, воинских уставов, приказов командиров; - умение быстро переключаться с одной работы на другую и на-правлять свою деятельность на достижение конечного результата; - упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели; - умение владеть собой в любой обстановке и организовать под-чиненных на выполнение поставленной задачи. 2. Операторские воинские должности. Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается операто-ром - специалистом, управляющим с пульта работой сложного обо-рудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др. Деятельность оператора при разных системах различна, но каж-дый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и пере-работка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения. В зависимости от содержания и характера операторских обя-занностей различают несколько видов должностей операторов: опе-раторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др. Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает за-дачи, связанные с процессом придания оружию определенного по-ложения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия. 60 Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управле-ния действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энер-гетических установок. Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы вво-да информации. Деятельность оператора сопряжена со значительными психологи-ческими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности вы-полняемых действий и операций. От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень про-фессиональной натренированности, умение поддерживать длитель-ную работоспособность. Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: раз-витая оперативная и долговременная память; способность к длитель-ной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность. Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; ув-лечение фотографией. 3. Воинские должности связи и наблюдения. Связь - основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распро-странения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, ра-диорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляет-ся на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радио-связь, при которой используется переизлучение деци- и сантимет-ровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), косми-ческую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессио-нально важные качества: острый слух и зрение; развитая оператив-ная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; раз-витое чувство ритма; выносливость нервной системы. Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование 61 радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности. 4. Водительские воинские должности. Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках боль-шого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанко-вая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязан-ности определяются характером, назначением и особенностями экс-плуатации самодвижущихся машин. Автомобильную технику составляют военные автомобили всех ви-дов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др. Бронетанковая техника включает в себя различные классы бое-вых машин, имеющих броневую защиту. В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли само-го различного назначения. Это объясняет наличие многообразия водительских воинских долж-ностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следова-тельно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность. В основе профессиональных требований к водительскому соста-ву лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести: - умение водить самодвижущуюся военную технику днем и но-чью, в любое время года, в различных погодных условиях и в усло-виях боевой обстановки; - соблюдать установленные правила движения; - своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части; - управлять механизмами и контролировать их работу в услови-ях быстроменяющейся обстановки. Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый во-енный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и вы-носливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, пра-вил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установлен-ных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать: - высокой нервно-психической устойчивостью; - развитой зрительной и слуховой памятью; - быстрой реакцией и хорошей координацией движений; - умением сохранять работоспособность; - нормальным цветоощущением. Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполне-нии обязанностей водителя, способствуют: - занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, авто-мобилем, работа на сельскохозяйственной технике; 62 - занятия видами спорта, развивающие физическую выносли-вость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спор-тивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.). 5. Воинские должности специального назначения. Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального на-значения. Военнослужащие должны: - безошибочно выполнять должностные обязанности; - в действиях группой строжайше следовать указаниям непосред-ственного начальника; - в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки; - мастерски применять и использовать штатное оружие, техни-ку, специальное снаряжение; - действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и на-ходчивость. Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготов-ленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, са-моотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро пе-рерабатывать большой объем информации и принимать единствен-но верные решения. 6. Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и во-енной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие техниче-ские воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, по-этому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части. Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к спе-циалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много об-щего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

Уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регу-лировки и испытания. 63 Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь чи-тать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструк-тивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей на технических должно-стях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склон-ностью к работе на технике. 7. Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие долж-ности, не предъявляющие специфических требований к индивидуаль-ным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчи-ков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках. Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая вы-носливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. 2. Основные требования к индивидуально-психологи-ческим качествам специалистов на командных воин-ских должностях. 3. Необходимые профессиональные качества для ис-полнения обязанностей на операторских должностях. 4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих. 5. Воинские должности специального назначения и тех-нологические воинские должности, основные требова-ния по их исполнению. 3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответст-вии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает: - занятия военно-прикладными видами спорта; - обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образо-вания, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации; - обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен-ных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих го-сударственную аккредитацию по соответствующим направлениям 64 подготовки (специальностям) негосударственных образовательных уч-реждений высшего профессионального образования. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществля-ется в порядке, определяемом Правительством Российской Феде-рации.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объ-единениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и сек-циях независимо от их ведомственной принадлежности. Граждане, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой. Технические и военно-прикладные виды спорта, отнесенные в том числе и к деятельности Российской оборонной спортивно-техничес-кой организации, включают: - авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и из-готовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продол-жительность полета и качество исполнения фигур высшего пило-тажа; - автомодельный спорт; - автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.); - вертолетный спорт; - водно-моторный спорт, технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах; - воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха; - греблю на ялах (вид гребного спорта); - гребно-парусное многоборье; - дельтапланерный спорт, разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов; - дельталетный спорт; - морское многоборье; - мотоциклетный спорт, технический вид спорта, соревнования в езде на дорожках и спортивных мотоциклах по специальным трас-сам, дорогам и вне дорог; - мотобол - игру в мяч на мотоцикле; - парашютный спорт; - планерный спорт; - подводный спорт, скоростное плавание на различные дистан- 65 ции, ныряние, ориентирование, туризм и охоту под водой с приме-нением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты); - радиоспорт; - ракетомодельный спорт; - самолетный спорт; - служебное собаководство; - стрельбу пулевую; - судомодельный спорт.

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

Образовательными учреждениями среднего (полного) общего об-разования с дополнительными образовательными программами, име-ющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные, нахимовское военно-морское и воен-но-музыкальные училища, а также кадетские корпуса и училища, со-зданные Правительством Российской Федерации (вклейка, фото 2, 3). Суворовские училища: Екатеринбургское, г. Екатеринбург; Казанское, г. Казань; Московское, г. Москва; Санкт-Петербургское, г. Санкт-Петербург; Тверское, г. Тверь; Ульяновское, г. Ульяновск; Уссурийское, г. Уссурийск; Северо-Кавказское, г. Владикавказ. Нахимовское училище, г. Санкт-Петербург. Кадетские корпуса, училища, находящиеся в системе Министер-ства обороны: Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус, г. Санкт-Петербург; Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург; Военно-технический кадетский корпус, г. Тольятти Самарской об-ласти; Кронштадтский морской кадетский корпус, г. Санкт-Петербург - Кронштадт; Кемеровский кадетский корпус радиоэлектроники, г. Кемерово; Омский кадетский корпус, г. Омск; Московское военно-музыкальное училище, г. Видное Московской области. Обучение несовершеннолетних граждан по дополнительным про-граммам, имеющим целью военную подготовку, осуществляется для формирования у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отноше-ния к учебе, стремления к овладению профессией офицера и люб-ви к военной службе; для воспитания у обучающихся общей культуры, 66 высоких морально-психологических, деловых и организаторских ка-честв, физической выносливости и стойкости. Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпу-сах (кроме Кронштадтского морского и Военно-космического корпусов) срок обучения - 3 года. В них принимают мальчиков после окончания VIII класса. В Кронштадтском морском и Военно-космическом кадетских корпусах срок обучения - 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших IV класс. Все подростки, поступившие в суворовские, нахимовское училища или кадетские корпуса, берут на себя обязательства после окончания названных образовательных учреждений продолжить учебу в военном вузе. Правила отбора и поступления в указанные образовательные учреждения имеются в военных комиссариатах.

Что представляет собой обязательная подготовка граждан к военной службе? ОБЖ (11 класс) предполагает детальное знакомство с теорией, касающейся воинской службы. Практические навыки российские старшеклассники приобретают во время проведения учебных военных сборов.

Варианты подготовки

Всю подготовку россиян к военной службе подразделяют на две группы: добровольную и обязательную.

Для второго случая предполагается получение определенной информации в сфере обороны, проведение медицинского освидетельствования и обследования, а также осуществление лечебных и оздоровительных мероприятий.

ОБЖ

Для полноценной и своевременной подготовки современных школьников в рамках образовательных учреждений ведется курс ОБЖ. В его содержании есть обязательная подготовка граждан к военной службе, организуются военные сборы. Организуются медицинские осмотры школьников врачами: невропатологом, терапевтом, хирургом, стоматологом, отоларингологом. Если подобные мероприятия невозможны по месту жительства, старшеклассники направляются на осмотры в областные центры. Специальные комиссии, создаваемые для постановки граждан на воинский учет, представляют информацию о годности (негодности) граждан призывного возраста к выполнению своего гражданского долга.


Особенности обязательной подготовки

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает ряд мероприятий:

  • приобретение первоначальных сведений в сфере обороны;
  • подготовку по основным вопросам военной службы в муниципальном, государственном либо негосударственном образовательном учреждение общего образования, профессиональных училищах;
  • осуществление военно-патриотического воспитания;
  • проведение медицинского обследования и освидетельствования;
  • лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • подготовку по направлению военного комиссариата сержантов, матросов, солдат.

Данная деятельность осуществляется в рамках реализации Федерального закона РФ, касающегося воинской обязанности.


Периоды обязательной подготовки

Обязательная подготовка граждан к военной службе делится на два периода.

Сначала осуществляется работа с гражданами допризывного возраста, которому соответствуют лица до времени постановки на начальный учет.

Второй период это обязательная подготовка граждан к военной службе лиц призывного возраста, которые состоят на учете, но еще не отправлены к месту последующей военной службы.


Особенности работы

На первом этапе обязательная подготовка граждан к военной службе не предусматривает выработку психологических качеств, которые необходимы для жизни в небольших группах, выявление индивидуальных возможностей и наклонностей, совершенствование физического здоровья.

Более целенаправленный характер приобретает деятельность во второй период подготовки.

Призывников знакомят с теоретическими аспектами службы по призыву, психологическими качествами, которыми должны обладать военнослужащие. Получив теоретическую базу о предстоящей службе, призывник планирует мероприятия по проведению индивидуальной подготовки, направленной на успешное выполнение определенной воинской специальности.

Существует подразделение должностей и специальностей, комплектуемых из старшин, сержантов, матросов на классы: водительские, наблюдения и связи, операторские, технологические, специального назначения.


Добровольность подготовки

Если обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает воспитание качеств, которые потребуются для службы, в обязательном порядке, то на добровольной основе граждане могут заниматься прикладными видами спорта, усваивать военно-учетные специальности. В качестве добровольной подготовки к прохождению военной службы также возможно и обучение курсантов (студентов) на военных кафедрах техникумов, колледжей, университетов.

Отметим, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает комплекс мероприятий, утвержденный на законодательном уровне, а для добровольной подготовки такой необходимости нет.

Для сирот мужского пола в нашей стране предусматривается вариант льготного зачисления в кадетские корпуса. Зачисление осуществляется только по результатам медицинского освидетельствования, от вступительных экзаменов такие несовершеннолетние граждане освобождаются.


Различные виды спорта

С какой целью в образовательные учреждения был введен курс ОБЖ? Обязательная подготовка граждан к военной службе, формирование у старшеклассников позитивного отношения к армии, стали основными причинами появления в школах данной учебной дисциплины.

Помимо учебного процесса, гражданин может заниматься одним либо несколькими прикладными видами спорта, чтобы добиться максимальной подготовки к выполнению своей воинской обязанности.

Например, изготавливать вертолеты, самолеты, ракеты, управлять ими, участвуя в разнообразных соревнованиях по авиамодельному спорту.

К данным видам спорта также относят туризм на моторных судах, греблю, соревнования на спортивных, гоночных, серийных транспортных средствах.

Некоторые мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе в настоящее время проводятся совместно с соревнованиями по морскому многоборью, дельтапланерному и мотоциклетному спорту.

Получение военно-учетных специальностей

Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе включает теоретические вопросы, а для совершенствования полученных навыков важна практика. Именно для этого гражданам, которые будут призваны на военную службу, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные программы, по которым они могут получить специальность военного характера. После завершения курса, граждане получают специальный документ, дающий им право на выбор рода войск (службы) согласно приобретенной специальности.

Помимо специальных образовательных центров, с подобной задачей успешно справляются военно-музыкальные, суворовские училища, кадетские корпуса.

В них проводится обязательная подготовка граждан к военной службе. ОБЖ (11 класс) средних школ, имеющих профильные также включает ряд вопросов, позволяющих вести психологическую подготовку старшеклассников к службе в рядах ВС нашей страны.

Особое внимание при обучении уделяется формированию в воспитанниках любви к военной службе, моральных и психологических качеств, дисциплинированности, патриотизма.

Студенты РФ, у которых обучение осуществляется по очным образовательным программам в государственных ВУЗах, имеют право проходить подготовку к армии на военных кафедрах, функционирующих на базе учебного заведения. Условием обучения является наличие положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья студента.

Оно предполагает включение военного обучения в качестве отдельного учебного курса в базовый план образовательного учреждения. Он состоит из теоретического материала, практического курса, учебных сборов, осуществляемых на базе военных полигонов, специальных учебных центров.

Военные сборы

Программы, направленные для подготовки офицеров запаса, именую военными сборами. Во время их проведения студентов называют курсантами. Срок проведения таких мероприятий по всем видам военным специальностей, помимо авиации, составляет 30 суток. В процессе обучения студенты периодически сдают зачеты, а после завершения полноценной теоретической подготовки, сдают экзамены. Принимают их специальные экзаменационные комиссии, которые создаются при учебных центрах, в воинских частях, либо в учебном заведении. Это и есть обязательная подготовка граждан к военной службе. Кратко о том, что именно должны уметь курсанты, преподаватели рассказывают им во время проведения лекционных и практических занятий.

В качестве начала прохождения военной службы для призывников считается день убытия к тому месту, которое указано в предписании военного комиссариата.

Особенности проведения медицинских комиссий

Согласно российскому законодательству, до первоначальной постановки на воинский учет все граждане страны мужского пола подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Министерствами обороны и здравоохранения разработаны определенные требования, согласно которым призывные комиссии принимают решение о годности (негодности) призывника к прохождению службы в воинских частях.

Помимо обследования врачами, осуществляется флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализов мочи и крови. Во время обследования гражданина осуществляется также измерение массы тела и роста.

Оценка физического и психического состояния гражданина осуществляется по определенной категории. Группа «А» предполагает годность, «Б» означает годность с некоторыми ограничениями, «В» предполагает временную негодность к прохождению службы, а «Д» означает негодность.

Заключение

Для формирования положительного отношения у дееспособных граждан мужского пола в нашей стране сформирована специальная система мероприятий. Координатором всех программ и учебных сборов, проводимых средними и высшими учебными заведениями, выступают военные ведомства.

В последнее время существенно активизирована деятельность по формированию чувства патриотизма в подрастающем поколении России. Для этого на базах обычных общеобразовательных школ формируются профильные кадетские классы, в системе дополнительного образования создаются военно-патриотические клубы. Эти продуманные действия дают положительные результаты, повышают у молодежи престижность прохождения воинской службы.

Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом. окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Овладение военно-учетными специальностями;

Обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

Обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Овладение военно-учетными специальностями.

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

Призыв граждан на военную службу.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после дости­жения им 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:

Признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;

Занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем;

» имеющего двух и более детей;

Имеющего ребенка в возрасте до трех лет;

Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:

Избранный депутатом - на срок депутатских полномочий;

Имеющий высшее "педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности - на время такой работы;

Постоянно работающий врачом в сельской местности.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 80 УК РФ «Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу» - наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от1 до 5 лет).

Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:

Заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей его трудоспособности:

Препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок;

Иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по

Основанием для отказа в заключении контракта является:

Отсутствие в воинской части вакантных должностей;

Неполное соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту;

Наличие у граждан женского пола или не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет.

По общеобразовательному цензу;

По уровню профессиональной подготовки;

По выполнению нормативов физической подготовки.

Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.

С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами) - на 3 года;

С поступающими на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) - на 5 лет;

С военнослужащими - курсантами военно-учебных заведений - на время обучения в вузе и на 5 лет военной службы после его окончания.

Альтернативная служба.

Гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Сроки военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются следующие сроки военной службы:

Для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;

Для проходящих военную службу по призыву в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса - 24 месяца;

Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы.

Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:

Лишенный воинского звания.