Дюркгейм биография и основные труды. Социальная аномия и девиантное поведение

Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917) - один из выдающихся социологов. Он родился во Франции, в городе Эпинале. Отцом Эмиля был раввин.

Период обучения

Будущий социолог окончил колледж в г. Эпинале, а затем отправился в Париж для продолжения обучения. Во французской столице он прожил основную часть своей жизни. Здесь он создал многие труды, основал кафедру социологии Сорбонны. Дюркгейм готовился к экзамену в Высшую нормальную школу в Лицее Людовика Великого. Он сдал экзамен в 1879 году. В это время он познакомился в пансионе Жоффре с Ж. Жоресом. Этот человек впоследствии стал руководителем социалистической партии, борцом против войны, милитаризма и колониализма. Высшая нормальная школа считалась одним из лучших учебных заведений Франции того времени. Здесь Дюркгейм слушал лекции известных профессоров - философа Э. Бугру и историка Ф. де Куланжа. В 1882 году Эмиль сдал экзамен и получил звание После чего он уехал на три года преподавать этот предмет в Сане и Сен-Кантене.

Появление первых научных статей, чтение лекций

Дюркгейм в 1885-1886 гг. решил взять годовой отпуск и посвятить это время изучению общественных наук. Сначала он "повышал квалификацию" (как говорят сегодня) в Париже, а потом и в Германии, у В. Вундта, известного социального психолога. Это позволило Дюркгейму написать и опубликовать в следующем году сразу 3 статьи.

Затем, в 1887 году, он был назначен решением министра профессором социологии и педагогики в университете города Бордо. Следует сказать, что курс, который здесь читал Эмиль Дюркгейм, стал первым курсом социологии в Нужно отметить и еще одно обстоятельство: педагогика и социология именно с данного периода стали тесно переплетены в практической и теоретической деятельности этого ученого. Дюркгейм в конце 1880-х - начале 1890-х годов продолжил преподавать, а также создал статьи на различные темы: о дефиниции социализма, об убийстве и рождаемости и др.

Труды, относящиеся к последнему десятилетию 19 века

Эмиль Дюркгейм книги писал в разное время, однако самым плодотворным этапом в его творчестве является с этой точки зрения последнее десятилетие 19 века. В 1893 году Эмиль защитил докторскую диссертацию, выступив с работой "О Кроме того, он написал на латинском языке еще одну диссертацию - "Вклад Монтескье в становление общественной науки". В этом же году первая из них была опубликована в виде книги. В 1895 году была напечатана монография, которую создал Эмиль Дюркгейм, - "Метод социологии".

А спустя 2 года, в 1897-м, появляется его работа "Самоубийство". Кроме трех фундаментальных трудов Дюркгейм напечатал и ряд крупных статей в журнале "Философское обозрение", а также в "Социологическом ежегоднике", основанном им в 1896 году. Таким образом, это десятилетие стало весьма продуктивным в творческом отношении для такого ученого, как Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам получила новый толчок к развитию.

Работа в Сорбонне, интерес к исследованию религии

С 1902 года начинается новый этап в деятельности Дюркгейма. В это время его приглашают работать в Сорбонну внештатным сотрудником кафедры педагогики. Помимо вопросов воспитания и образования, которые очень привлекают Эмиля как теоретика и практика-педагога, Дюркгейм начинает все больше интересоваться религиозной проблематикой. В конце концов его многолетний интерес к этой теме отражается в еще одной фундаментальной работе, написанной в 1912 году ("Элементарные формы религиозной жизни"). Это произведение многие специалисты, занимающиеся изучением творчества Эмиля Дюркгейма, считают наиболее значительной его работой. С 1906 года Эмиль становится уже штатным профессором Сорбонны, а также руководителем кафедры педагогики, которая в 1913 году стала называться кафедрой социологии.

Изучение проблем воспитания, образования, морального сознания

Все это время ученый проводит много времени, изучая вопросы воспитания, образования, морального сознания. Следует назвать в этой связи знаменитую лекцию Дюркгейма "Педагогика и социология", которая была издана отдельной работой. Сюда же относится сообщение "Детерминация морального факта", которое сделал во Французском философском обществе Эмиль Дюркгейм. Вклад в социологию этих работ был также значительным.

Смерть сына

Мировая война, начавшаяся в 1914 году, приносит страдание и горе Дюркгейму. На Салоникском фронте погибает в 1915 году его сын. Это был молодой социолог, подающий большие надежды, в котором Эмиль видел своего преемника и продолжателя дела. Смерть единственного сына усугубила болезнь Дюркгейма и ускорила его кончину. Эмиль ушел из жизни в ноябре 1917 года.

Планы общественного переустройства

Эмиль остро ощущал кризис буржуазного общества. Всеми своими силами он пытался противопоставить ему планы общественного переустройства, социологически обоснованные. Для достижения своей цели Дюркгейм активно использовал лозунг общественной солидарности, популярный в конце 19 - начале 20 века. Ученый уделил много времени его теоретическому обоснованию. Дюркгейм, будучи настроенным реформаторски и антиреволюционно, приветствовал создание профессиональных корпораций. По мнению ученого, они могли значительно улучшить мораль в обществе. Работая долгое время в области практической и теоретической педагогики, Дюркгейм считал, что вся система воспитания и образования должна подлежать существенной перестройке. В этом процессе большую положительную роль должна была сыграть, по его мнению, именно социология. Эмиля Дюркгейма, кратко взгляд на общество которого мы только что описали, не просто интересовали вопросы морали. Он предпринимал конкретные действия по реализации своих идей. Благодаря им даже был принят закон, о котором мы сейчас расскажем.

Закон, изданный благодаря исследованиям Дюркгейма

Проведенные Эмилем исследования в области религии, которые он осуществлял параллельно с изучением обучения и воспитания, привели Дюркгейма к пониманию того, что следует исключить влияние церкви на университетское и школьное образование. Ученый считал, что необходимо бороться против засилья клерикалов. Дюркгейм внес большой вклад в обоснование политики и школы. Эта борьба увенчалась успехом: в 1905 году во Франции был издан соответствующий закон.

Ученики Дюркгейма, отношение к социализму

Эмиль оставил после себя целую школу социологов, просуществовавшую до начала 1930-х годов. Среди его учеников было много известных исследователей: М. Хальбвакс, М. Мосс, Э. Леви-Брюль, Ф. Симиан, А. Герц, А. Юбер и другие. Дюркгейм был не чужд политике. Известно о связях мыслителя с французскими социалистами, а также о его дружбе с их вождем. Об этом много писалось и говорилось в свое время. Однако отношение Дюркгейма к социализму было неоднозначным. В частности, Эмиль рассматривал его как ошибочное экономическое учение, которое, кроме того, не уделяет моральным проблемам должного внимания. По вопросу конфликта между классами, который социалисты считали чуть ли ни основной проблемой в обществе, французский социолог также имел другое мнение. Он полагал, что только в результате реформ устройства общества наступит улучшение жизни рабочих. При этом данные реформы должны быть приняты после осознания всеми классами необходимости их проведения. Только тогда улучшение жизни рабочих не приведет к социальным конфликтам.

Предлагаем вам поближе познакомиться с двумя проблемами, самоубийства и религии, изучению которых посвятил много времени Эмиль Дюркгейм.

Кратко о проблеме самоубийства

Эмиль осуществил сбор и анализ данных статистики, отражающих динамику самоубийств в странах Европы. Он сделал это для того, чтобы опровергнуть теории, по которым данный акт объяснялся биологическими, географическими, сезонными, психопатологическими или психологическими факторами. Дюркгейм полагал, что лишь социология может объяснить различия в числе самоубийств, которые наблюдаются в разных периодах в различных странах. Ученый выдвинул альтернативное мнение. Он предположил, что самоубийство представляет собой (Эмиля Дюркгейма считают создателем данного термина), то есть это продукт соглашений, ожиданий и значений, возникающих в результате взаимодействия людей между собой. Ученый выделил типы самоубийств. Они обусловлены разной силой влияния на индивида существующих в обществе норм.

Типы самоубийств

Первый тип наблюдается тогда, когда человек намеренно разрывает социальные связи. Это эгоистическое самоубийство.

Второй тип возникает в результате того, что человек абсолютно интегрирован в социальную среду. Это самоубийство альтруистическое. Пример его - капитан, который во время кораблекрушения должен, согласно кодексу чести, утонуть вместе со своим кораблем.

Еще один тип - аномическое самоубийство. Оно связано с тем, что в обществе наблюдается потеря ценностной системы. В нем уже не работают старые нормы, а новые еще не успели сформироваться. Эмиль Дюркгейм, теория которого отмечена созданием целого ряда новых понятий, назвал это состояние "социальной аномией". С его точки зрения, она характерна для обществ, переживающих трансформацию (к примеру, быструю урбанизацию).

Последний тип самоубийства - фаталистическое. Это следствие того, что общество чрезмерно контролирует индивида. Данный тип незначительно распространен.

Частота самоубийств

Эмиль заметил, что самоубийства чаще случаются среди протестантов, чем среди католиков. Кроме того, незамужние и неженатые чаще идут на этот шаг, чем состоящие в браке. Самоубийств больше среди военных, чем среди гражданского населения. Их также больше в мирное время, чем в периоды революций и войн. Самоубийства чаще происходят во время экономического спада, нежели в годы экономической стабильности. Кроме того, в сельской местности их меньше, чем в городах.

Анализ религии

Эмиль Дюркгейм полагал, что религия является общественным явлением. Он считал, что она могла появиться только в обществе. Сам Дюркгейм не был верующим. В 1912 году, как мы уже отмечали, появилось исследование Эмиля "Элементарные формы религиозной жизни". Оно было создано во многом под воздействием идей У. Робертсона-Смита. В этой работе ученый отказывался признавать религию исключительно самообманом или продуктом заблуждения ума. По его мнению, она является сферой деятельности, в которой под богами подразумевается не что иное, как социальная действительность.

Значение достижений Дюркгейма

Теперь вы имеете общее представление о том, чем прославился Эмиль Дюркгейм. Основные идеи кратко были нами изложены. Отметим, что хотя Дюркгейм при жизни уступал в популярности Спенсеру или Конту, современные социологи оценивают его научные заслуги даже выше, чем достижения этих ученых. Дело в том, что предшественники французского мыслителя являлись представителями философского подхода к пониманию задач и предмета социологии. А завершил ее становление как самостоятельной гуманитарной науки, имеющей свой понятийный аппарат, именно Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам стала интересовать многих. Он показал, какие большие возможности открывает глубокий анализ различных явлений, проведенный с точки зрения этой науки.

Введение

Основные понятия и категории: социальная морфология, социальная физиология, реализм, рационализм, детерминизм, нормативная система, социальная функция, социальный факт, социологизм, коллективное сознание, социальный реализм, общественное разделение труда, социальная солидарность, аномия, самоубийство, социальный ритуал.

Текст лекции: Здравствуйте, сегодня на лекции мы рассмотрим социологическую концепцию величайшего французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Лекция будет состоять из трех частей. В первой части мы рассмотрим краткую биографию социолога и запишем названия его основных трудов. Вторая часть будет самой объемной и сложной - мы рассмотрим идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Дюркгейма и вытекающие из этого теории, концепции и идеи самого Дюркгейма. И в третьей части в качестве заключения мы сделаем выводы о влиянии идей французского социолога на последующее развитие социологии и об историческом значении его учения.

дюркгейм социология идейный философский

Биография и основные труды

Эмиль Дюркгейм родился в Эпинале во Франции в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили раввинами. В раввинской школе начинал учиться и сам Эмиль, однако в довольно раннем возрасте он отказался следовать семейной традиции и перешёл в другую школу. Дальнейшая его жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии был в большей степени определён социальными факторами. Тем не менее, социолог сохранил связи как со своей семьёй, так и с еврейским сообществом. Многие соавторы и студенты исследователя происходили именно из этой среды, причём некоторые находились с Дюркгеймом в родственных отношениях. Известный социоантрополог Марсель Мосс приходился Дюркгейму племянником.

Несмотря на скорое развитие, Дюркгейм стал студентом Высшей нормальной школы лишь с третьей попытки, в 1879 году. Как оказалось, курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие его товарищи, в том числе Жан Жорес и Анри Бергсон, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Университетским руководителем Дюркгейма был Нюма-Дени Фюстель де Куланж, историк и сторонник общественно-научной методологии. Диссертация Дюркгейма, написанная на латыни, была посвящена творчеству Монтескьё. В студенческие годы Дюркгейм знакомился с исследованиями Огюста Конта и Герберта Спенсера, благодаря чему приобрёл интерес к научным методам в изучении общества. Вместе с тем французская система образования того времени не предлагала каких-либо курсов, посвящённых наукам об обществе. Гуманитарный подход не заинтересовал Дюркгейма, переключившего своё внимание с психологии и философии на этику и, впоследствии, на социологию. В 1882 году, будучи предпоследним студентом в классе, Дюркгейм сдал экзамены и получил право преподавать.

Реалии того исторического периода не позволяли человеку со взглядами Дюркгейма занять академическую должность в Париже. С 1882 по 1885 год он преподавал философию в ряде провинциальных школ. В 1885 году он принял решение о переезде в Германию, где два года изучал социологию в университетах Марбурга, Берлина и Лейпцига. В нескольких эссе Дюркгейм писал, что в Лейпциге он осознал ценность эмпирического подхода и его языка конкретных, сложных вещей, сильно контрастирующих с абстрактными и простыми идеями картезианского метода. К 1886 году Дюркгейм завершил работу над черновиком работы «О разделении общественного труда», которая стала частью его докторской диссертации. В те годы его усилия были направлены на создание социологии как науки.

Германский период жизни Дюркгейма отмечен написанием многочисленных статей о немецкой общественной науке и философии. Особое впечатление на него произвели работы Вильгельма Вундта. Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил преподавательскую должность в университете Бордо, где приступил к работе с первым в истории города общественно-научным курсом. В частности, Дюркгейм впервые во Франции прочитал курс лекций по социологии. Работа учёного на преимущественно гуманитарном факультете стала символом признания общественных наук в качестве значимой области знания. Находясь в должности, Дюркгейм способствовал реформированию всей французской системы высшего образования. Тем не менее, его мнение о социальной детерминированности религии сделало его объектом многих критических заявлений.

В 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус, родившей ему впоследствии двух детей -- Мари и Андре.

В 1890-х годах учёный был весьма продуктивен. В 1892 году он опубликовал диссертацию «О разделении общественного труда», фундаментальный труд о природе общества и его развитии. Его интерес к социальным феноменам подогревался актуальными политическими событиями. Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему становлению Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции в отношении нового и светского республиканского правления, так как многие граждане считали решительный националистический подход ключом к реставрации угасавшей французской мощи. Дюркгейм, еврей и последовательный сторонник республики, симпатизировавший левой идеологии, оказался в политическом меньшинстве. Этот факт в совокупности с делом Дрейфуса 1894 года пробудил политическую энергию Дюркгейма.

В 1895 году из-под пера Дюркгейма вышла работа «Правила социологического метода», своего рода манифест социологической науки с указанием её нынешнего и должного состояний. В том же году Дюркгейм основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Спустя три года он создал первый в стране журнал об общественных науках, L"Annйe Sociologique («Социологический ежегодник»). В издании публиковались работы растущего числа посвящённых в тематику студентов, а также рецензии Дюркгейма на немецкие, английские и итальянские статьи. В 1897 году вышла книга «Самоубийство», ставшая образцом того, какой может быть монография в области социологии.

Парижские учёные долго отказывались принять «социологический империализм» и включить общественные науки в свои учебные планы. К 1902 году Дюркгейм, наконец, получил значимую должность в столице, став преподавателем педагогики в Сорбонне. В 1906 году он стал полным профессором, а в 1913 году в названии его профессорской должности появилось упоминание и о социологии. Формально французские университеты выпускали учителей средней школы, поэтому подобная должность давала ему существенное влияние: его лекции были единственным обязательным курсом для всех студентов. Параллельно Дюркгейм работал советником при министерстве образования. В 1912 году увидела свет его последняя крупная работа, «Элементарные формы религиозной жизни». Начало Первой мировой войны трагически сказалось на судьбе учёного. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды, придерживаться данной точки зрения, всегда полной нюансов, стало весьма сложно. Дюркгейм всеми силами стремился помочь своей стране в сложный период, не желая в то же время ниспадать до примитивных правых настроений. Кроме того, еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что и сделало его мишенью французских правых. Многие студенты Дюркгейма, призванные защитить страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года погиб Андре, сын учёного, не оправившегося от потери до самой смерти. Эмоционально опустошённый Дюркгейм скончался в 1917 году от инсульта. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Основные труды Дюркгейма:

· «Элементы социологии» (1889)

· «О разделении общественного труда» (1893)

· «Правила социологического метода» (1895)

· «Самоубийство» (1897)

· «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (1912)

Переводы на русский:

· О разделении общественного труда. -- М., 1996.

· Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. -- М.: Канон, 1995. -- 352 с. -- (История социологии в памятниках).

· О разделении общественного труда. Метод социологии. -- М., 1991.

· Самоубийство. Социологический этюд. -- СПб., 1912.

· Принципы 1789 года и социология. // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ; Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. - М., 2013. - (Сер.: Теория и история социологии) - c. 286-293.

Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». . Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов ». .

В наиболее ярком виде эти представления об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность , по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы» .

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической .

Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Э. Дюркгейм, разумеется, был далек от того, чтобы не замечать реальной дисгармонии в современном ему обществе, кризисных явлений в экономике и политике Европы конца ХIХ века. Он выделял три основные «ненормальные» формы разделения труда: аномию, социальное неравенство и неадекватную организацию труда. Преодоление «ненормальных» форм разделения труда, этих социальных патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Проблеме самоубийств Э. Дюркгейм посвятил специальную монографию. Его исследование примечательно по нескольким причинам. Во-первых, эта работа стала социологической классикой. Во-вторых, на примере особого и весьма индивидуализированного социального феномена Дюркгейм показал эвристические возможности своих методологических установок. В-третьих, и это немаловажно, он продемонстрировал способности социологии вносить свой вклад в осмысление жгучих проблем современности.

Самоубийства Э. Дюркгейм рассматривает как социальное явление, как коллективную болезнь общества, а не как «индивидуальный случай». Поэтому собственно предметом его исследования становится социальный процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения). Э. Дюркгейм утверждал, что изменение этого процента связано не с индивидуальными психологическими мотивами людей, не с теми кажущимися причинами, которые часто выходят на первый план при объяснении конкретного самоубийства, а с социальными условиями. «Самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми». Поэтому, писал Э. Дюркгейм, - «оставив в стороне индивида, его мотивы и идеи, мы прямо спросим себя, каковы те различные состояния социальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь, профессиональные группы и т.п.), под влиянием которых изменяется процент самоубийств» .

Процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных, взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и иных группах. Распад или усиление социальных связей, укрепление или ослабление социальной дисциплины, социальной интеграции - вот что на самом деле является главной причиной самоубийств.

Э. Дюркгейм, разумеется, не сбрасывает со счета самих индивидов. Однако индивидуальные мотивы и причины кажутся ему лишь искаженным выражением общих социальных условий: «если индивид так легко склоняется под ударами жизненных обстоятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже совершенно готовую для самоубийства». .

Обратившись к данным официальной статистики, исследованиям социологов и криминологов, Э. Дюркгейм выделил ряд эмпирических закономерностей: процент самоубийств выше летом, чем зимой; мужчины чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем женщины; старые чаще, чем молодые; солдаты чаще, чем гражданское население; протестанты чаще, чем католики; одинокие, вдовые и разведенные чаще, чем семейные; горожане чаще, чем жители сел. Чем же объясняются эти закономерности?

Стремясь ответить на этот вопрос, Э. Дюркгейм поочередно рассматривал предлагаемые в научной литературе причины самоубийств, отбрасывая несостоятельные. Так, опровергая бытующее представление о том, что самоубийство обязательно связано с психическими расстройствами, Э. Дюркгейм приводит такой пример: число женщин в психиатрических клиниках намного превышает число мужчин, в то время как число самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин. Другой аргумент - процент самоубийств увеличивается с возрастом, в то время как психические расстройства достигают своей высшей точки в годы зрелости - между 30 и 45 годами.

Подобным образом социолог рассматривает и другие предлагаемые причины самоубийств - генетические, расовые, климатические и т.п. Отмечая их мнимость, Э. Дюркгейм подчеркивает, что они в лучшем случае могут лишь косвенно влиять на процент самоубийств.

Итак, с точки зрения Э. Дюркгейма, единственными причинами самоубийств могут быть только социальные факторы. На примере исследования того, как то или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Э. Дюркгейм демонстрирует и доказывает эту свою идею. Католицизм, например, более старая и традиционная система верований и обрядов. Она обладает, по сравнению с протестантизмом, гораздо большей целостностью, силой убеждений, непримиримостью к новшествам, разрушающим общий дух. Все это обусловливает большую сплоченность религиозной группы (церкви) католиков. Протестантизм же связан с упадком традиционных верований, проникнут «духом свободомыслия» и критицизма. Его возможность объединять верующих значительно меньше, чем в католицизме, оттого и процент самоубийств среди протестантов выше. «Перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит оттого, что эта церковь по существу своему менее целостна, чем католическая».

Таким образом, вопрос о причинах самоубийств сводится к вопросу о степени социальной интеграции индивида и факторах, разрушающих или поддерживающих эту интеграцию человека в человеческое сообщество. «Число самоубийств, - пишет Э. Дюркгейм, - обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». . Семья, дети, сельская жизнь - вот те социально интегрирующие факторы, которые предохраняют индивида от чувства социальной изоляции, следовательно, и от возможности самоубийства. «Мы предохранены от самоубийства лишь в той мере, в какой мы социализированы», - заключает Э. Дюркгейм. С другой стороны, более высокий процент самоубийств среди военных по сравнению с гражданскими лицами социолог считает следствием избыточной, чрезмерной интеграции военных и регламентации их жизни.

Интересна предложенная Э. Дюркгеймом типология самоубийств с точки зрения их причин. Социолог выделяет три типа: эгоистическое, аномическое и альтруистическое самоубийство.

Эгоистическое самоубийство. Его вызывает отделение, отчуждение индивида от общества, социальных групп, утрата социумом возможности регулировать поведение человека, воздействовать, влиять на него. «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабляется его связь с обществом». Разрыв социальных связей, отсутствие поддержки со стороны коллектива, состояние разобщенности, ослабление уз, привязывающих человека к обществу, утрата социальной группой контроля за индивидом и его поведением - таковы причины эгоистического самоубийства.

В этом контексте Э. Дюркгейм анализирует эгоизм, показывает, что он и связанный с ним крайний индивидуализм изолируют человека от общества. Однако истинными причинами самоубийства являются не они, а именно «больное общество», «коллективное бесчувствие», «социальная тоска», - это и порождает индивидуализм. По мнению Э. Дюркгейма, такой вид самоубийств распространён среди интеллигенции.

Альтруистическое самоубийство . Характеризуя этот тип самоубийств, Дюркгейм пишет: «Если, как мы только что видели, крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам. Когда человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собою; то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает его индивидуальность».

Этот тип самоубийства социолог анализирует главным образом на примерах «низших» обществ. Он говорит о датских воинах, которые считали для себя позором умереть в своей постели или покончить свои дни от болезни и в глубокой старости и потому шли на самоубийство, о вестготских стариках, бросавшихся вниз со «скалы предков», об индийских вдовах, кончавших жизнь самоубийством после смерти мужей и т.п. Конкретно речь идет о самоубийствах людей больных, старых, жен после смерти мужей, рабов и слуг после смерти хозяина и некоторых других. «Во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был так сделать. Если он уклоняется от исполнения этого долга, то его ожидает бесчестие и чаще всего религиозная кара». .

Аномическое самоубийство. Оно характерно для эпох быстрых и бурных общественных перемен, например, периодов экономических кризисов, когда рушатся и теряют свое значение прежние нормы, ценности, идеалы. Состояние общества характеризуется аномией, то есть безнормием, отсутствием общезначимой ценностно-нормативной системы. Аномия порождает моральную неустойчивость индивидов, она сопровождается неспособностью людей адаптироваться к быстрым социальным изменениям, неустойчивостью социального положения индивидов, общественной и духовной дезорганизацией общества.

Аномическое самоубийство рассматривается Э. Дюркгеймом как бы с двух сторон. На общественном уровне оно порождено социальной дезорганизацией. «В момент общественной дезорганизации - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека» . На индивидуальном - определенными свойствами торгового и промышленного мира, его представителей, которых социолог считает наиболее подверженными этому типу самоубийства. Стремление к наживе, необузданные стремления, неограниченные желания, быстрые взлеты и падения, не встречающие регламентирующего воздействия со стороны общества нарушают моральное и психическое равновесие человека, которое часто и заканчивается самоубийством. «В конце концов даже одно ощущение усталости способно породить безнадежное разочарование, ибо трудно не почувствовать всей бессмысленности погони за недостижимым» .

Выделив три типа самоубийств, Э. Дюркгейм, указывал, что во многих конкретных случаях происходит сочетание аномии и эгоизма, эгоизма и альтруизма и т.п.

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim ; 15 апреля 1858 , Эпиналь - 15 ноября 1917 , Париж ) - французский социолог и философ , основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898-1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Биография

Родился в Эпинале в семье небогатого раввина . В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо . В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы - «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898-1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну , где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа - «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм , видел раскол мира .

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:

    общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

    общество первично по отношению к составляющим его людям;

    изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) - основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология - строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1917) - выдающийся французский философ, социолог-позитивист и антрополог; основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа.

Продолжая традиции О.Конта, он испытал влияние Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Спенсера. Родился в Эпинале в семье небогатого потомственного раввина и готовился к религиозной карьере, но после смерти отца отказался от замыслов.

Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру социальных наук. Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, в 1902 г. стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

Э. Дюркгейм углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта. Предметом социологии является совокупность социальных фактов. Социальным фактом является, например, плотность населения, частота контактов между людьми или форма жилища. В трактовке предмета социологии видна определенная противоречивость, на что неоднократно указывали историки.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Дюркгейм подходил к социальным фактам как к элементам культуры. Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая и психотерапевтический эффект ритуала.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Его методологической позиции присущи две особенности:

  1. натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и
  2. социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами.

Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности . Для социологии нет более гуманной задачи - и в теоретическом, и в практическом плане, - чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями. Но не только понять, а предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей (не замкнутых в классовые, профессиональные или кастовые интересы), “солидарное бытие” является у Дюркгейма высшей целью.

В соответствии с таким гуманистическим замыслом он строит всю программу своей деятельности, которую можно подразделить на четыре части:

  1. построение “правильной” методологии должно вооружить социолога надежным инструментом познания;
  2. анализ исторической эволюции разделения труда призван показать “правильный” путь движения человечества от механической (примитивно-принудительной) к органической (сознательно-добровольной) солидарности;
  3. конкретное (статистическое) исследование сущности самоубийства ставит своей целью выявить аномальные состояния, отклонения от “правильного” пути (т. е. солидарности) и предупредить человечество о возможных последствиях разрушения общественного порядка;
  4. учение о религии и воспитании вооружает нас “правильной” технологией преодоления кризисных состояний и укрепления солидарности.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену . Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства . Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим - форма социального взаимодействия . Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:

  1. механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество);
  2. органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Для ранней стадии характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности , личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности , оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Дюркгейма меньше привлекал анализ непрерывной линии эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории. Ему нравился историко-сравнительный метод, который ныне называется компаративистикой . Его вклад заключался в том, что в поле научного поиска он вовлек не только современную Европу, но также архаические цивилизации и племенные общества. Он полагал, что если появляется какой-то социальный институт, например, семья, то это кому-то нужно. Конкретно это нужно прежде всего обществу. Институты возникают потому, что они выполняют полезную функцию. Функция - это и есть вклад социального института в стабильное функционирование общества. Поэтому его социологию именуют функционализмом .

Разделение труда Дюркгейм считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Патология общества получила у Дюркгейма название аномии - ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные. Общество, по Дюркгейму, это особая реальность, несводимая к сумме составляющих его элементов. В книге “О разделении обществ, труда” (1893) Дюркгейм развивал учение о механической и органической солидарности.

Дюркгейм - родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии (1887), основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913).

Соч.: Sociologie et philosophie. P., 1924; Journal sociologique. P., 1969; La science sociale et l"action. P., 1970; Uber soziale Arbeitsteilung. Fr./M., 1992; О разделении обществ, труда; Метод социологии. М., 1991; Самоубийство. М., 1994; Тотемическая система в Австралии: Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Социология образования. М., 1996; Элементарные формы религ. жизни. [Введение; Гл. I] // Социология религии: Хрестоматия. М., 1994. О разделении общественного труда. Метод социологии /Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. — М.: Наука, 1990; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /Пер. с фр., составл. А.Б.Гофмана. — М., 1995; Ценностные и реальные суждения // Социол. исслед., 1991. № 2.С. 106-114.

Лит.: Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. Stanf. Harmondsworth. etc., 1975; Durkheimian Sociology: Cultural Studies. Ed. by Alexander J.C. Camb., 1988. Alpert H. Emile Durkheim and his Sociology. N.Y.: Columbia Universety Press, 1939; Giddens A. Durkheim. L.: Fontana Modern Masters, 1978; Nisbet R. Emile Durkheim. Englewood Cliffs, New Jersy, Prentice-Hall, 1965; Thompson Kenneth. Emile Durkheim.L., V.Y.: Routledge, 1988