Презентация на тему марксизм. Марксизм как экономическая школа

Урок № 1133 Урок № Тема урока: Тема урока: Философия марксизма Философия марксизма

Актуальность Актуальность Марксизм оказал большое влияние как на отечественных, так и на западных В.И.Ленина и Г.В. Плеханова. мыслителей, он существенно расширил горизонт философской мысли, обратившись к проблемам труда, отчуждения, власти, идеологии, которые прежде не получили должного осмысления. Развитие идей философии марксизма в нашей стране связано с работами

План 1. 1. Становление марксистской философии 2. Диалектический материализм 3. Исторический материализм 4. Марксистская философия в России

Становление марксистской философии Философия марксизма возникла в середине XIX века Карл Маркс Фридрих Энгельс Основатели марксизма. Первоначально они были сторонниками философии Гегеля и принадлежали к младогегельянцам.

Этапы развития марксистской Этапы развития марксистской философии философии.. революционного демократизма к диалектическому и 1 этап Переход Маркса и Энгельса от идеализма и историческому материализму 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап Развитие марксистской философии, расширение круга проблем и уточнение отдельных положений Распространение марксистской философии в Германии, Италии в России Систематизация и развитие марксистской философии в СССР Развитие марксистской философии в России с 1991 г. Философия перестала быть государственной.

Предпосылки возникновения Предпосылки возникновения марксистской философии марксистской философии 1. Промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду; 2. Появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями; 1. Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха); 2. Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; Учение о клеточном строении организма; Закон сохранения и превращения энергии. 3. 4.

1 .. 3 Характерные черты Характерные черты марксистской философии марксистской философии 2 Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом 4 Центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально­практической деятельности людей Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс Диалектико­ материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Материализм и идеализм Материализм и идеализм

Диалектический Диалектический материализм материализм Диалектический материализм как Диалектический материализм как философия марксизма исходит из философия марксизма исходит из представления об объективном представления об объективном единстве материи, пространства и единстве материи, пространства и времени. времени. Пространство и время истолковываются как свойства материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания

Диалектический материализм Энгельса непрекращающегося развития материи: Разрабатывался главным образом, Ф Энгельсом (1820- 1895). Исходит из положения о первичности материи относительно сознания и Три закона диалектики 1.Закон перехода количественных изменений в качественные 2.Закон единства и борьбы противоположностей 3.Закон отрицания отрицания Фридрих Энгельс

Исторический Исторический материализм материализм Сущность этого направления заключается в материалистическом понимании диалектического развития истории человеческих обществ, которая является частным случаем всеобщего естественного исторического процесса Исторический материализм - составная часть марксистско­ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы общественных наук. Исторический материализм органически связан с диалектическим материализмом

Исторический материализм Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно- экономической формации- исторически определённой ступени в развитии человеческого общества. Марксизм выделяет следующие общественно- экономические формации: -Первобытнообщинная -Рабовладельческая -Феодальная -Капиталистическая -коммунистическая Карл Маркс

Марксистская философия в России Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т. Плеханов Г.В д. Плеханов лишь стремился вывести марксистскую теорию познания из тупиков наивного реализма. Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.

Контрольные вопросы Контрольные вопросы  Что относится к теоретическим источникам марксизма?  Из чего исходит материалистическое понимание истории?  Что такое общественное бытие?  Что такое общественное сознание?  Что такое общественно-экономическая  Что является движущей силой истории по К.  Какова сущность человека по К. Марксу?  В чём суть материалистической диалектики К. формация? Марксу? Маркса?

  • Размер: 808.5 Кб
  • Количество слайдов: 24

Описание презентации Презентация Философия марксизма. Фейрбах и Маркс по слайдам

Основы философии Модуль 2: История философии Тема 6. 0 Философия марксизма Фейербах и Маркс. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Подосенов Олег Викторович 904-229-88-22 sgpc-phil@yandex. ru Сыктывкар,

Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Людвигсбург Трир Эйзенберг Рехенберг Ландсхут. Лондон Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Ум. 14 марта 1883 г. в Лондоне

Фейербах и Маркс Конец классической немецкой философии Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание» ? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр Д. Штраус Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) Б. Бауэр Критика истории Откровения (1838) Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842)Основные сочинения

Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля … Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp. : исторический) процесс, видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Взятое в целом, учение Гегеля оставляло широкий простор для самых различных практических партийных воззрений. Человек, придававший главное значение системе Гегеля, мог быть довольно консервативным в каждой из этих областей [ религии и политике ]. Тот же, кто главным считал диалектический метод, мог и в религии и в политике принадлежать к самой крайней оппозиции. Сам Гегель, несмотря на довольно частые в его сочинениях взрывы революционного гнева, в общем, по-видимому, склонялся больше к консервативной стороне… К концу тридцатых годов раскол в его школе становился всё более и более заметным. Борьба велась ещё философским оружием, но уже не ради абстрактно-философских целей. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание» ? Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса» , вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге теории возникновения евангельских мифов выступил позднее Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд евангельских рассказов сфабрикован самими авторами евангелий. Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под видом философской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией» . Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного на традиции, создания мифов в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание» . Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» .

Людвиг Фейербах Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869)Основные сочинения

Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т. е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты» . Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: – стремление к единению с другим («Я» с «Ты») – пробуждает осознание принадлежности к роду, – каковое и есть разум (= любовь); – причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Людвиг Фейербах Философия религии … понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения, все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Бог есть понятие рода как индивида, понятие или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств, свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо отдельное, индивидуальное. Л. Фейербах. «Сущность христианства» .

Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку» . В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр. , иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я» , не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Карл Маркс Исторический материализм Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.) Основные сочинения

Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение (нем. Entfremdung , англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда. Антропология Маркса Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода) Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка) Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость Этапы развития отчуждённого труда

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. В. И. Ленин. «Что такое “ друзья народа ” и как они воюют против социал-демократов» .

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений. Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания? Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.

Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли. Примерами таких общностей являются общественные классы, т. е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства. Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства. И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды. В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов. Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии» . Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» .

Материалистическое понимание истории Понятие материального производства Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология» .

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии» .

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. К. Маркс. «К критике политической экономии» .

Презентацию подготовили: Студентки группы № 24 Качанова Виктория Сергеевна Макарова- Землянская Александра Алексеевна

Слайд 2: Основоположники

Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

Слайд 3

Школа марксизма была основана в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Слайд 4: основные социалистические принципы:

средства производства являются общественной собственностью; не приемлема эксплуатация человеческого труда; плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех; в обществе должна быть полная занятость.

Слайд 5

К. Маркс: довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда; у становил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации; выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения; по-новому определил предмет политической экономии; отметил прогрессивную роль акционерной собственности; доказал преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными; обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий;

Слайд 6

создал теорию экономических кризисов; с оздал схемы воспроизводства; с оздал учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий; раскрыл сущность абсолютной ренты; обосновал теорию цены производства; дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Слайд 7: Работы Ф. Энгельса

“Наброски политической экономии”(1843-1844) “Положение рабочего класса в Англии”

Слайд 8: Работы К. Маркса

”Экономическо-философские рукописи 1844 года ” ”Нищета философии”(1847) ”Наемный труд и капитал”(1849) “К критике политической экономии”(1859) ”Капитал”

Слайд 9: Совместны труды Маркса и Энгельса

”Немецкая идеология”(1846) ”Манифест коммунистической партии”(1848)

10

Слайд 10: Недостатки

непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества; любое явление рассматривали с позиции единства и борьбы противоположных сторон. основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим. марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека. марксистская теория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным. необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности в строительстве нового строя. К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями. Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.

Основные работы

К.Маркс Ф.Энгельс:

Капитал Диалектика

Анти-Дюринг

Основные идеи

К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха и с этих позиций объяснили природу, общество и человеческое мышление. Таким образом, они создали целостную, в чем-то даже завершенную философскую теорию «диалектический материализм».

Основные идеи (продолжение)

Новая трактовка человека. Это существо не просто мыслящее, познающее мир, а деятельное, изменяющее этот мир (К.Маркс).

Основные идеи (продолжение)

Основной вид человеческой деятельности – деятельность по изменению природы (материальное производство). Марксом был сформулирован закон определяющей роли материального производства в жизни общества. Именно материальное производство определят все другие стороны жизни людей: политику, искусство, науку и т.п.

Основные идеи (продолжение)

Главное в марксисткой философии –материалистическое понимание истории (человеческого общества).

Суть его: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, как считалось ранее, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание».

Значимость идей

Открытие материалистического понимания истории позволило взглянуть на общество как на естественноисторический процесс, развивающийся по объективным законам (подобно природе).

Создание науки об обществе (вместе с позитивизмом)

Значимость идей (продолжение)

Марксистская философия, с одной стороны, являлась философским мировоззрением.

С другой, -- представляла собой концепцию радикального переустройства общества и была тесно связана с политической теорией.

Неомарксизм

В России (изучается в рамках русской философии).

В Западной Европе наблюдается отход от ортодоксального марксизма и в ХХ веке существует как неомарксизм.

Неомарксизм (продолжение)

Для неомарксизма характерно:

Критическое отношение как к капитализму,

так и к советскому варианту социализма.

Неоднородность. Выделяются два

направления:

1.Гуманистическое (Д.Лукач, А.Грамши и др.): акцент на проблемах человека как подлинного творца истории.

2.Сциентистское (Т.Адорно, Ю.Хабермас и др.): акцент на исследовании общественных законов.

Подобные документы

    Две схемы обращения средств и товаров. Производство стоимости и прибавочной стоимости одновременно. Органическое строение капитала. Основные факторы накопления капитала. Получение прибавочной стоимости. Вспомогательные материалы и средства труда.

    реферат, добавлен 13.10.2013

    Изучение особенностей экономического учения Карла Маркса. Идеи теории классов и цикличности экономического развития при капитализме. Процесс накопления капитала, формы эксплуатации труда капиталом. Теория прибавочной стоимости К. Маркса. Теория кризисов.

    курсовая работа, добавлен 12.11.2010

    Понятие экономической теории: история зарождения и развития, предмет исследования. Теория капитала и прибавочной стоимости, теория денег и доходов Маркса. Основные направления экономической теории. Влияние экономической теории на современную экономику.

    курсовая работа, добавлен 22.05.2010

    Возникновение марксистской политической экономии. Начало формирования экономического учения Маркса. Структура и основные идеи 1-го тома "Капитала". Учение о прибавочной стоимости К. Маркса. Основа марксовой теории ренты: учение о стоимости и ценах.

    реферат, добавлен 16.12.2014

    Марксизм как система экономических теорий. Формы выражения стоимости товара в процессе развития товарно-денежных отношений. Трудовая теория стоимости. Принципы построения социалистического общества. Воздействие на общественную мысль учений К. Маркса.

    лекция, добавлен 30.07.2013

    Характеристика теории стоимости К. Маркса, ее суть и концепция. Биография К. Маркса и его особенности. Анализ функций денег: как меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления, как мировые деньги. Актуальность и значимость теории стоимости.

    реферат, добавлен 13.02.2017

    Биография Маркса и теоретическая база его учения. "Капитал" Маркса как труд жизни и научное обоснование идеи "Манифеста". Трудовая теория ценности. Двойственный характер труда и объяснение рыночных цен. Теории прибавочной стоимости, кризисов Маркса.

    реферат, добавлен 22.08.2011

    Оценка теоретических трудов К. Маркса. Заработная плата, цена и прибыль. Стоимость и труд. Специфическая стоимость труда. Производство прибавочной стоимости. Стоимость труда. Прибыль при продаже товара по его стоимости. Части прибавочной стоимости.

    реферат, добавлен 24.05.2012

    Характеристика теории капитала и прибавочной стоимости. Особенность превращения рабочей силы в товар. Анализ первоначального накопления собственности процессом насильственного отделения производителя от средств производства, за концепцией Карла Маркса.

    реферат, добавлен 14.04.2015

    Товар как предмет цепочки развития человека в процессе его существования. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре: абстрактный и конкретный труд. Закон стоимости, его функции в рыночной экономике и особые проявления в социальной сфере.