Что такое человеческая воля. Воля: понятие, волевые действия, их структура

Направленная на достижение сознательно поставленной цели с преодолением препятствий. Волевое усилие заключается в сознательной мобилизации физических, интеллектуальных и моральных сил человека.

Общая характеристика воли. Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения, и 2) препятствия {преграды, барьера). Главное в волевом акте - осознание ценности цели. Углубление знаний о роли барьеров в структуре деятельности не отменяет того факта, что в волевом акте препятствие является вторичным образованием, производным от цели. П. В. Симонов выразительно подчеркивает это обстоятельство, когда пишет, что обломки скал, завалившие горную тропу, остаются не более чем грудой камней до тех пор, пока не появится нечто необходимое путнику по ту сторону обвала. Однако активность, сопряженная с преградой, может в определенных случаях «оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда мы встретимся с упрямством, с поведением, где преодоление стало самоцелью, а исходный мотив утратил свое значение и даже забыт».

Препятствие, преграда не всегда имеют внешнюю форму существования, как в приведенном примере. Существуют внутренние преграды и помехи. В качестве таковых выступают конкурирующие мотивы, различные эмоциональные состояния (страх, усталость, лень и др.). Ребенку бывает трудно преодолеть барьер стеснительности, этот же барьер может мешать юноше признаться в любви, а лень не дает человеку «начать новую жизнь». Впрочем, внешнее препятствие имеет свой внутренний эквивалент. Преодолевая внешнюю преграду (например, карабкаясь по отвесной скале), человек вместе с тем преодолевает и внутреннюю - усталость.

Воля проявляется не только в очевидной активности, хотя чаще дело обстоит именно так, но и в ее торможении. Человек с сильной волей редко проявляет повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность, он обычно не склонен к аффективным реакциям. Сильная воля не предрасполагает к бестактности, грубости, болтливости.

В сложном волевом акте различают три основных звена. Первое звено: постановка цели. Часто цель не просто ставится, а выбирается в условиях столкновения нескольких побуждений. Тогда происходит борьба мотивов, мысленное обсуждение, взвешивание альтернатив в диалогах с самим собой и, вероятно, с другими людьми. Так, молодой человек, почувствовав в себе устойчивый интерес к детям, предрасположенность к общению с ними, может из двух вариантов: стать, детским врачом или педагогом - избрать один из них в качестве жизненно важной цели.

Второе звено: обдумывание пути, средств достижения поставленной (избранной) цели. Тут намечаются способы преодоления трудностей, планируется состав основных действий, ведущих к достижению цели. Так, если целью стало освоение педагогической профессии, то наш молодой человек принимает решение, каким именно педагогом ему стать, какую форму освоения профессии (очную, заочную, вечернюю) и в каком вузе предпочесть.

Третье звено - исполнение принятого решения. На него приходится львиная доля волевых усилий. Здесь подготовка и сдача конкурсных экзаменов, собственно труд по освоению профессии, может быть, без отрыва от основной работы, многократное, в течение ряда лет напряжение сил. Разумеется, в составе реального волевого акта эти звенья не отделены друг от друга так строго, как в нашем изложении. Наряду со взаимопроникновением имеются и другие формы взаимодействия.

В простом волевом акте постановка цели и принятие решения совпадают, вторым звеном является исполнение решения. Устал, например, студент-заочник к концу дня, но надо все же именно сегодня выполнить контрольную работу. Этот волевой акт реализуется в течение 2 - 3 часов, а не нескольких лет. Ясно, что в структуре сложного волевого акта реализуется множество простых, хотя первый лишь ко вторым не сводится.

Интерес представляет развитие воли в филогенезе. Мы знаем, что такие психические процессы, как , эмоции, присущи и человеку, и животным. А вот мышлением и речью животные не обладают, но имеют соответствующие филогенетические предпосылки (отражение связи между предметами в ситуации зрительного поля, коммуникация). Воля же, появившаяся вместе с трудовой деятельностью, кажется лишенной таких предпосылок. П.В. Симонов указывает в связи с этим на описанный И. П. Павловым «рефлекс свободы», который проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность.

В качестве онтогенетических предпосылок воли могут рассматриваться элементарные самостоятельные действия малышей в процессе еды, одевания, умывания, участие Дошкольников в посильных видах домашнего труда, соблюдение ими правил игры. Таким образом, уже дошкольник приобретает некоторый опыт преодоления трудностей. Он может взять на себя обязательство не приставать к родителям в магазине с просьбами о покупках. Выполнит он это обязательство или нет - не главное, важнее то, что будет происходить борьба мотивов. Произвольность же психических процессов (внимания, памяти и др.) - одно из новообразований, возникающих в младшем школьном возрасте. Она формируется под влиянием учебной деятельности. Понятно, что речь идет лишь о первых этапах волевого развития личности.

1. Понятие о воле.

2. Волевая регуляция поведения.

3. Развитие воли у человека, волевые качества.

1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а соответствующие им действия не контролируются сознанием.

В этом случае говорят, что действия человека являются непроизвольными (страх, восторг, изумление и т. д.). Однако в большинстве случаев действия человека подлежать осознанию и контролю.

Тогда говорят о произвольных действиях, т. е. производных от воли.

Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.

Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.

Препятствия, стоящие на пути к достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).

Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.

Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в нервно-психическом напряжении, благодаря чему происходит мобилизация моральных и интеллектуальных сил человека.

Воля проявляется в двух видах активности:

1) исполнительная волевая активность (человек сознательно выполняет распоряжения других лиц, руководствуясь чувством долга и пониманием ответственности в решении стоящих перед ним задач);

2) самостоятельная волевая активность (решения принимаются самостоятельно, но эта самостоятельность может проявляться на различных этапах выполнения деятельности).

Итак, воля присуща только человеку, она формируется в зависимости от условий материальной жизни общества.

2. Волевые действия могут быть простыми и сложными .

Простые волевые действия характеризуются ясностью и четкостью представления о том, как будет выполняться деятельность.

Элементами этого действия выступают цель, мотив, средства и способы выполнения.

Выделяются следующие этапы выполнения этого действия:

3) принятие решения;

4) исполнение решений, достижение цели.

Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;

4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;

5) выполнение решения.

Этап исполнения решения может проявляться двояко:

1) действие выполняется с помощью внешних поступков;

2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.

Волевое действие завершается самооценкой эффективности достижения цели.

Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.

3. В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной цели.

Самостоятельность – это построение своего поведения в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, однако самостоятельный человек всегда в состоянии прислушаться к чужому мнению.

Это положительное качество личности, от которого следует отличать отрицательные: негативизм и внушаемость.

Негативизм – это поведение наперекор чужому мнению, когда не признаются никакие советы, даже разумные.

Внушаемость – поведение строится в соответствии с чужими советами.

Решительность проявляется в способности человека быстро принимать адекватные решения и своевременно их выполнять. Решительными чаще всего бывают люди, которые:

1) хорошо знают свое дело;

2) уверены в своих силах и правоте;

3) выдержаны и мужественны.

Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и препятствия, достигать поставленной цели.

От этого положительного качества следует отличать такое отрицательное как упрямство, когда человек пытается достичь цели, даже если она неразумна.

Упрямый человек, даже понимая, что он не прав, все равно продолжает настаивать на собственном мнении.

Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных ситуациях не терять самообладания.

Противоположным отрицательным качеством является импульсивность, когда человек бросается выполнять действие по первому побуждению, не проанализировав последствий.

Мужество и смелость проявляются в стремлении человека достичь цели, несмотря на опасности.

Противоположное качество – трусость.

Дисциплинированность – это желание человека строить свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Рассмотрим, по каким направлениям осуществляется развитие волевой регуляции.

1. Переход непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Выработка способности осуществлять контроль над собственным поведением.

3. Формирование волевых качеств.

4. Сознательное следование все более отдаленным целям, для достижения которых требуются значительные волевые усилия на протяжении длительного времени.

Волевая регуляция поведения совершенствуется в зависимости от уровня интеллектуального и личностного развития, особенно становления мотивационной сферы.

Особую роль в формировании волевых процессов у детей выполняет игровая и учебная деятельность.

Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.

Следование определенным правилам поможет взрослым воспитать у ребенка сильную волю.

1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.

2. Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.

3. Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.

4. Требуйте от себя того, что требуете от ребенка.

5. Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.

6. Не требуйте проявления интереса при выполнении всех дел, некоторые следует выполнять автоматически.

Итак, волевые качества вырабатываются в процессе деятельности, при этом очень важен личный пример взрослого.

Понятие воли. Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Понятие воли было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний. Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что необходимо, подавить желания и влечения, которые этому препятствуют. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.

Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.

Внутренние препятствия появляются в тех случаях, когда имеет место конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений (хочется спать, но необходимо вставать), возникают боязнь, неуверенность, сомнения.

Воля проявляется и в преодолении внешних препятствий: объективных обстоятельств, трудностей работы, разного рода помех, сопротивления других людей и т. д. Человек с сильной волей умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

Несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

Следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Участие мышления, воображения, мотивов, эмоций и других психических процессов в волевой регуляции приводило к преувеличенной оценке учеными либо интеллектуальных, либо аффективных процессов. Существовали и теории, в которых воля рассматривалась как первичная способность души. Это, в частности, так называемый волюнтаризм – идеалистическое течение в философии и психологии, признающее волю особой надприродной силой, лежащей в основе психики и бытия. Согласно волюнтаризму волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Волевое начало противопоставляется законам природы и общества.

Идеалисты считали волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждали, что воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции, что воля никому и ничему не подчинена. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем, потому что он свободен в своих действиях.

Материалисты утверждают объективную детерминированность волевых действий. Волевая регуляция поведения и действий человека формируется и развивается под контролем со стороны общества, а затем самоконтроля личности и связана прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

Анализ волевого действия. Как социальное новообразование психики человека, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как особое внутреннее действие, включающее внешние и внутренние средства. Все действия человека могут быть разделены на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), они лишены четкого плана, импульсивны и чаще всего возникают в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева, изумления). Эти действия можно назвать неволевыми, так как они осуществляются без контроля со стороны человека и не нуждаются в осознанном регулировании. К их числу относятся безусловно-рефлекторные, инстинктивные действия (поворот головы в сторону внезапно вспыхнувшего света или раздавшегося звука, наклон корпуса вперед или в сторону для удержания равновесия и т. п.).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия можно считать волевыми.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при этом выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию, когда у человека не хватает воли даже на то, чтобы взять со стола нужный ему предмет, одеться и т. д.

В самой элементарной форме волевое действие выражается в прямом влиянии мыслей или представлений на поведение. Наиболее яркий пример этого – идеомоторный акт, т. е. способность одной только мысли о движении вызвать само движение. Всякий раз, когда мы только еще собираемся совершить какое-либо движение, оно непроизвольно совершается в микродвижениях глаз, пальцев рук, в едва заметном напряжении соответствующих мышц. Этим пользуются артисты, которые находят в зрительном зале спрятанный предмет, прикасаясь во время поиска к руке человека, знающего, где он спрятан, и постоянно думающего о нем.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

1) подготовительную («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения;

2) завершающую («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Первый этап (осознание цели и стремление достичь ее) не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и достижение этой цели обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – значит прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Второй этап (осознание ряда возможностей достижения цели) – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На третьем этапе (появление мотивов...) возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Четвертый этап (борьба мотивов и выбор) оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, может наблюдаться конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является пятый этап (принятие одной из возможностей в качестве решения). Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается шестой этап (реализация принятого решения). Он, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, поскольку практическое осуществление намеченной цели тоже сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния – активность, собранность, готовность к деятельности.

Воспитание и развитие воли. Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, т. е. о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам. Поэтому можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли.

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и прежде всего воспитание чувства долга, поскольку воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать их человек может, только понимая, во имя чего он это делает.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции, которая вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только потом, значительно позже, в плане внутриречевого процесса. Без этого невозможно управление произвольными процессами, движениями и действиями, поведением. Поэтому центральным направлением в развитии воли человека является преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Не выработав критического отношения к себе, своим поступкам, невозможно воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Там, где не требуется усилия, нет основания говорить о серьезной волевой задаче. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

способность человека управлять собой (власть над своими стремлениями, чувствами, страстями), сознательно регулировать свое поведение и деятельность вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Основные волевые качества человека: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, смелость и мужество.

Отличное определение

Неполное определение

ВОЛЯ

способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внеш. и внутр. препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием - особым состоянием нервно-психич. напряжения, мобилизующим физич., интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевые действия определяются внеш. объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдаленными и косвенными и вследствие этого не всегда осознаются, что иногда создает иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий и поступков. На этом и основано идеали-стич. толкование В. как некоего духовного начала, обусловливающего полную свободу, произвольность поведения человека. Свобода В. заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов обществ. развития, а в основанной на познании этих законов возможности пользоваться ими для определенных целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внеш. обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки.

Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот же поступок в зависимости от этого может иметь разл. нравств. характеристику.

Волевое действие начинается с постановки и ясного осознания его цели. Далее обычно следует стадия «мысленного действия», когда человек обдумывает средства достижения цели. Планирование предстоящего действия, в особенности планирование преодоления трудностей, является осн. содержанием этой стадии. Нередки случаи, когда у человека при выборе цели действия сталкиваются неск. различных или даже противоречащих друг другу желаний и побуждений. В этом случае фактич. действию предшествует их мысленное обсуждение, сопоставление и сравнение целей и направления действия (борьба мотивов). У слабовольного человека борьба мотивов может принять затяжной характер, приводит к длит. колебаниям и сомнениям. С др. стороны, слабовольный человек нередко действует без к.-л. обдумывания разл. возможностей.

Стадия «мысленного действия» заканчивается принятием решения и плана его осуществления, после чего человек переходит к осн. звену волевого действия - исполнению решения. Процесс исполнения решений обычно бывает связан с преодолением трудностей.

В. человека характеризуется разл. качествами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. В. играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

Развитие В. и пути ее воспитания. Формирование В. начинается с раннего детства. В первые годы жизни ребенка (до 3 лет) развитие В. связано с постепенным овладением произвольными движениями и элементарными самостоят. действиями с предметами (в процессе еды, одевания и раздевания, умывания, игры), что составляет предпосылку волевых действий. Примерно с 3 лет у ребенка проявляется стремление к более сложным самостоят. действиям, он овладевает умением ставить перед собой цели (сначала лишь самые близкие), достижение к-рых связано с преодолением известных трудностей. С этого возраста постепенно вырабатывается умение подчинять свои действия не только привлекат. целям и непосредств. желаниям, но и необходимости (убирать на место игрушки и т. п.), т.е. в известных пределах ограничивать самого себя. Примерно к 6 годам дети становятся уже в определенной степени способными к «тормозному контролю» над своим поведением. Важнейшее значение имеют требования к ребенку и побуждения его к соответств. действиям со стороны взрослых. Труд выступает действенным средством воспитания В. В дошк. возрасте у ребенка должны быть элементарные обязанности, в частности по самообслуживанию. Важная роль в развитии В. дошкольников принадлежит играм, особенно коллективным сюжетным играм с правилами. Строгое выполнение правил игры и принятых на себя ролей и обязанностей, подчинение логике игры приучают ребенка организовывать свое поведение, ограничивать желания, действовать в общих интересах, доводить начатое дело до конца.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии В. ребенка. В школе ребенок сталкивается с рядом правил и серьезных обязанностей, перед ним возникает необходимость подчинять свою деятельность требованиям школы, учителя. Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности, нередко подчиняя им личные желания и потребности. Успех работы школы по формированию В. у учащихся зависит от организации, методов и приемов уч.-воспитат. работы: четкая организация уч. и трудовых занятий, разумная требовательность к учащимся, повседневный контроль за их деятельностью и выполнением правил поведения.

Заметное развитие В. наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит Значит. рост сознат. отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ. порядка (чувство долга, ответственности). К самостоятельности подростка предъявляются более высокие требования, ослабляется непосредств. опека вад ним, что ставит его перед необходимостью целесообразно организовывать свое поведение. Однако при слабой постановке воспитат. работы активность подростка нередко принимает отрицат. формы (упрямство, лихачество, импульсивность).

В юношеском возрасте в связи с активным формированием мировоззрения мотивы обществ. порядка (при правильном воспитании) постепенно начинают играть ведущую роль.

Воспитание В. ребенка и в школе, и в семье осуществляется через организацию его волевого поведения. Только в процессе организованной деятельности он приобретает опыт преодоления трудностей. Необходимо, чтобы игры, учебная и особенно трудовая деятельность детей включали в себя элементы волевого усилия, направленного на достижение поставленных целей, имеющих не только личное, но и определенное обществ. значение. Разумеется, в самом раннем возрасте (2-3 года) ребенок еще не способен ясно отдать себе отчет в обществ. значении тех или иных действий или поступков. Путь воспитания В. в этом возрасте идет гл. обр. через непосредств. организацию взрослыми поведения ребенка, через выработку правильного режима жизни, правильных привычек. Общественный же смысл поведения становится доступным пониманию ребенка уже в более старшем возрасте.

Чтобы воспитать у ребенка смелость, решительность, настойчивость, следует систематически ставить его в такие условия и естеств. жизненные ситуации, в к-рых он мог и должен был бы проявить эти качества. Иначе говоря, необходимо организовать своего рода упражнения волевого усилия, «гимнастику поведения» (А. С. Макаренко). Тепличное воспитание., vc-ttja. H. RKiuie. e все трудности с жизненного пути ребенка, приводит к развитию слабоволия, неумения противостоять трудностям и добиваться поставленной цели. Вместе с тем цели, к-рые ставятся перед ребенком или к-рые он сам перед собой ставит, не должны превышать его возможностей. В противном случае у него может сформироваться неуверенность в собств. силах, привычка не доводить начатое дело до конца.

Всячески побуждая детей к осуществлению волевых действий, воспитатель должен помочь им ясно осознать последствия выполнения или невыполнения поставленных задач. Вместе с тем, поощряя успешный результат, он добивается того, чтобы у детей появилось радостное гордое чувство удовлетворения - мощное «подкрепление» совершенного действия, стимул к выполнению др. волевых поступков.

Велика роль коллектива в воспитании В. Хорошо организованный, правильно ориентированный дет. коллектив требует от своих членов волевого поведения, помогает им ставить разумные и общественно полезные цели, находить пути к их достижению, воодушевляет на борьбу с препятствиями, оказывает помощь в их преодолении, дает обществ. оценку действий ребенка, одобряя или осуждая его поступки. Важную роль в воспитании В. играет наличие у коллектива перспективных целей, или «перспективных линий» (Макаренко), т.е. взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач - от близких и сравнительно легко достижимых к более значимым и отдаленным. В. закаляется в борьбе за далекие перспективные цели, ближайшие же цели должны рассматриваться и оцениваться как необходимые этапы их достижения.

Немалую роль в воспитании В. играют этич. беседы. Нередко дети неправильно понимают и оценивают волевые качества: лихачество принимают за подлинную смелость, упрямство оценивают как настойчивость, торопливость и необдуманность действий принимают за решительность и т. д. В процессе этич. бесед детям разъясняется, что такое В., в чем она выражается, каковы правильные пути ее воспитания.

Большое значение (в подростковом и особенно в юношеском возрасте) имеет самовоспитание В. Воспитатель должен помочь учащимся осознать сильные и слабые стороны их В., раскрыть конкретные пути самовоспитания в процессе решения реальных жизненных задач (ликвидация отставания по уч. предметам, приобретение нужных и полезных и искоренение вредных привычек и т. д.), помочь в организации самоконтроля поведения.

Физич. состояние, в частности состояние нервной системы, хотя и не имеет решающего значения для развития способности к волевым действиям (людьми исключительно сильной В. были мн. физически слабые и больные люди), играет все же известную роль. Нередко слабоволие является следствием недостаточного запаса физич. и нервных сил для преодоления препятствий на пути к цели, к-рые не представляют особых трудностей для физически крепкого человека. Поэтому физич. воспитание, занятия спортом, укрепляя нервную систему и улучшая здоровье, способствуют формированию В.

Лит.: Макаренко А. С., Воля, мужество, целеустремленность, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Кpyтецкии В. А., Воспитание воли и характера, М., I960; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, ВП, 1967, № 4; К о в а л с в А. Г., Воспитание ума, воли и чувств у детей, Минск, 1974; Селиванов В. И., Воля и ее воспитание, М., 1976; Рувинский Л. И., Самовоспитание чувств, интеллекта, воли, М., 1983; Иванников В. АПсихол. механизмы волевой регуляции, М., 1991.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей на пути к намеченной цели.

Воля не является изолированным свойством психики человека. Она присутствует во многих актах человеческого поведения как сознательная регуляция, сознательное приложение физических и умственных сил для воплощения сознательно поставленной цели. Следовательно, воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную (активизирующую) - это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей; и тормозную - это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо).

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Одним из проявлений социальной активности человека, того, что может быть названо его активной гражданской позицией, является “сверхнормативная активность”, т. е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он ее не выполняет), но осуществление которой отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления ее побудительной функции. Если у человека отсутствует актуальная (“здесь и теперь”) потребность осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия.


В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Говоря о стиле и тоне взаимоотношений в коллективе, А. С. Макаренко особо подчеркивал задачу выработки “привычки торможения”. Он писал: “Руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанными в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма своего воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива. Особую форму торможения представляет вежливость, которую нужно настойчиво рекомендовать при каждом удобном случае и требовать ее соблюдения”.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли. И в повседневной жизни сдержать проявление своих чувств, довести до конца начатое дело несмотря на любые трудности, устоять против соблазна все бросить и заняться чем-либо более привлекательным — возможно при наличии достаточно сильной воли.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.