За что мы платим коммунальному хозяйству: в квитанции ЖКХ появилась новая строка холодная вода ПК. Что такое хвс для гвс в квитанции Подогрев горячей воды в квартире

Ответ юриста ИА «Стройсар» директора юридической компании ООО «Рубикон» Юлии Гладкой:
- Уважаемый Иван, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 24.09.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»):

П. 54. В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

П. 22. Приложения 2 к Правилам : Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно Правил определяется по формуле 20:

- объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с и Правил;

- тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если на вашем доме установлен бойлер (теплообменник), при помощи которого, происходит приготовление горячей воды для нужд вашего дома, то действия УК правомерны. Мне никогда не представлялось ясным, каким образом жильцы хотят проверять показания общедомовых приборов учета самостоятельно, поскольку это сложный вычислительный механизм, и показания считываются, как правило, на компьютер (либо передаются посредством модема), после чего распечатываются и хранятся в УК, вот с ними вы имеете право познакомиться.

Могу подсказать примерную методику проверки начисления, так, например, в соответствии с решением Саратовской городской думы № 14-118 от 31.01.2007 года Приложение 2 - норматив потребления тепловой энергии для приготовления 3,6 куб.м. ГВС составляет 0,199, соответственно для приготовления 1 куб м. воды необходимо: 0,199/3,6 = 0,0552 Гкал.

Таким образом, умножив потребленное количество ГВС на количество тепла, вы получите сведения о затраченном «нагреве».

В квитанциях несколько лет назад появилась новая строка – подогрев воды. Многие люди не знают, что эта за услуга, и почему они должны за это платить. Ведь раньше оплата производилась только за теплую воду. Поэтому многие не хотят вносить двойную плату. Однако невнесение денег, указанных в данной графе, приводит к появлению задолженности. Так как сумма за подогрев воды в квитанциях начисляется за отдельную услугу.

Что такое обогрев – один из часто встречающихся вопросов. В документе есть 2 графы тепловое водоснабжение (ГВС) и разогрев.
Что такое ГВС – это горячее водоснабжение. Но люди не понимают, почему они должны вносить деньги дважды. Но на самом деле все по-другому. ГВС – это не теплая вода, а теплоэнергия, которая затрачивает ЖКХ на доведение жидкости до нужной температуры. Поэтому был введен двойной тариф за горячее водоснабжение и на затраченную энергию.

Данный тариф был установлен из-за того, что на достижение нормальной температуры, затрачивается дополнительная энергия. Раньше расход топлива не учитывался при подсчете коммунальных платежей, и деньги за это взималась только в отопительный период.
Из-за чего в этот период расходы людей на разогрев и отопление сильно увеличивался. Чтобы у людей резко не увеличивались затраты, Правительство разделило расходы, потраченные на достижение нормальной температуры, на весь год.

Законно ли взимание платы за это

Увидев дополнительную графу в чеке, люди думают, а законно ли это. Некоторые сразу обращаются к сотрудникам компании и уточняют, что означает новая графа и почему нужно платить. А некоторые просто не вносят деньги за это.

Однако такие действия потребителей будут считаться незаконными, так как обязанность оплачивать разогрев воды указана в статьях Жилищного кодекса. Так же правомерность требования оплаты за это, указана еще и в

Что если оборудование сломается

Если нагреватель поломается, то за прогрев не увеличится и не уменьшаться. Поэтому важно быстро вернуть его в строй. В этой ситуации плательщикам необходимо сразу же сообщить сотрудникам управляющей компании о поломке. После поступления заявки юридическое лицо должно сразу же направить специалистов для восстановления работы водонагревателя.

Обязанностью жильцов является еще и приобретение оборудования.

Как самостоятельно определить стоимость

Стоимость подогрева холодной воды указывается в квитанции. За холодную и горячую жидкость рассчитать размер общей суммы довольно просто, но как рассчитать объём платы за дополнительный сервис знают немногие.

Как рассчитывается водонагрев в счете летом и зимой, и какие данные надо будет знать:

  1. Обязательно нужно знать, какой тариф установлен в регионе.
  2. Какие убытки понесла УК для транспортировки ресурса.
  3. Сколько фактически энергии было использовано на достижение необходимой температуры.
  4. Сколько каждый месяц расходуется ресурса.

Не все управляющие организации предоставляют такие данные жильцам многоквартирных домов. Однако любой человек может запросить эти сведения в ТСЖ или УК, и сотрудники юридического лица обязаны дать достоверную информацию по оплате услуг по снабжению квартиры.

При отказе дать ответ на запрос, заявитель может подать на работников управляющей компании жалобу в Роспотребнадзор . Получив все нужные данные, можно самостоятельно произвести подсчет и сравнить счет за обогрев указанный в счете.

Расчет общей суммы в 2018 году

Нагревание является самой дорогой коммунальной услугой. Это связано с тем, что для нагрева используются специальные нагревающие приборы, которые затрачивают много энергии.

Чтобы подсчитать размер оплаты за разогрев для ГВС необходимо определить, сколько ресурса было затрачено, для этого надо снять показания со счетчика или произвести расчет за горячую влагу, если его нет. Расчет размера вознаграждения за обогрев ГВС производится по следующей формуле:

P гв = Vгв × Tхв + (V v кр × Vi гв / ∑ Vi гв × Tv кр)

V гв – объем горячей воды, потребленной за расчетный период (месяц) в квартире или нежилом помещении

T хв – тариф на холодную воду

V v кр – объем тепловой энергии, использованной за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве горячей воды управляющей компанией

∑ Vi гв – суммарный объем горячей воды, потребленной за расчетный период во всех

T v кр – тариф на тепловую энергию в помещениях дома.

Ставка, установленная в регионе, умножается на норматив тепла, необходимые для нагрева кубометра жидкости. Получившаяся цифра, умножается на количество израсходованного ресурса.

Жильцам, у которых нет счетчика, расчет нужно произвести так: норматив делится на количество жильцов в доме (квартире).
Получившийся результат будет не точным, так как управляющей компанией добавляются еще и расходы, затраченные на ремонт, содержание и обеспечение работоспособности специальных приборов.

Коммунальные платежи за нагревание сильно ударяет по бюджету собственников жилья. В связи, с чем людям не хочется вносить деньги непонятно за что. И появление в бумаге новой графы за нагрев, всегда вызывает появление вопросов, особенно если за нововведение нужно платить немаленькую сумму. Подогрев не так давно появился в квитанции, из-за чего многие люди до сих пор не разобрались, почему за него надо платить отдельно, ведь они уже оплачивают водоснабжение.

Советы юристов:

1. У нас воду греет бойлер. На отопление стоит газовый котел. А в квитанции за газ (подогрев воды) . Законно ли это?

1.1. Покажите квитанцию. Если это доп. строка, то незаконно, а если она одной строкой, то все в порядке.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Скажите, в платежки появилась графа подогрев холодной воды это законно?! Спасибо!

2.1. Все зависит как вам подогревается вода и поставляется Вам
имеет ли дом собственную бойлерную или вам поставляется вода централизовано.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Есть ли определённый тариф на услугу подогрев воды и горячее водоснабжение.

4. (Законно ли платить графу подогрев воды.

4.1. ---Здравствуйте, естественно законно. Если вам централизованно, подают подогретую воду. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:

Вам помог ответ? Да Нет

5. Что означает в расчетном листе подогрев воды, если уже есть графа теплоноситель.

5.1. ☼ Здравствуйте, Вам лучше всего написать жалобу в жилищную инспекцию, чтобы они проверили, насколько этот платёж является законным

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

6. В квитанции на оплату жкх появился пункт подогрев горячей воды законно ли это.

6.1. --- Здравствуйте, а вам что раньше не продавали горячую воду? Он всегда должен был присутствовать. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:

Вам помог ответ? Да Нет

6.2. Очевидно в вашем МКД получение горячей воды осуществляется путём теплообмена. То есть, теплом, поступающим из ТЭЦ, ХОЛОДНАЯ вода нагревается и поступает уже подогретая в квартиры.
Соответственно цена 1 куб. м. ГВ складывается из цены 1 куб. м. ХВ + цены тепловой энергии, использованной на нагрев этой самой холодной воды.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Общедомовой подогрев воды в летнее время, Что это.

8.1. Новый формулировки с 1 июля 2017 года, общедовой подогрев = это горячая вода (теперь отдельно холодная вода и ее подогрев до горячей в некоторых домах)

Вам помог ответ? Да Нет

9. С 2020 года ввели новую оплата на сои - холодная и горячая вода, подогрев горячей воды и стоки на всю эту воду. Могу ли я затребовать у УК исходя из чего они установили объемы расхода этих услуг.

9.1. Владимир! Конечно можете.

Вам помог ответ? Да Нет


10. В дет сад подается вода из отпления. По платежам проводят как теплоноситель с подачей холодной воды. С подогревом. Что нужно предпринять. Это уголовно наказуемо. Вода техническая.

10.1. Этими вопросами занимается санитарно эпидемиологический надзор. Можете обратиться к ним с заявлением.

Вам помог ответ? Да Нет

11. У нас в многоквартирном доме установлен бойлер для нагрева воды. А в квитанции выставлен счет за горячую воду и за подогрев гвс. Законно ли это?

11.1. Нет вы только оплачиваете тариф за холодную воду.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Квартира в соц. найме. В платежке по оплате 15 наименований, а именно: 1. Отведение сточных вод.
2. ХВС на содержание общего имущества.
3. Э\энергия на содержание общего имущества
4 Водоотведение
5.Водоснабжение
6. Водоснабжение и водоотведение
7. Обращение с ТКО
8. ТЭ на подогрев воды
9. Теплоснабжение
10. Видеонаблюдени
11. Вывоз снега
12. Домофон
13 Найм
14. Содержание общего имущества
15. Тех. обслуживание лифта.
Так за что из этого я должна платить ежемесячно? Спасибо.

12.1. Очень "хитрые" составители данной квитанции. Но сейчас не об этом.
Обязательными для Вас являются все платежи, связанные с содержание общего имущества (ОИ) МКД - это ХВС ОИ, ЭЭ ОИ, видеонаблюдение, домофон и найм, если Ваша квартира находится в собственности муниципалитета, теплоснабжение и подогрев воды (ГВС), обращение с ТКО и, возможно, обслуживание лифта, но тут уверенности нет в связи с отсутствием информации об управлении Вашим домом.
Здесь я также усматриваю задвоение платежей по водоснабжению и водоотведению, а также оплата отдельно услуг, которые Вами оплачиваются в управляющую компанию, ТСЖ, ТСН и т.д., т.к. я не знаю как управляется Ваш дом.
Также можете написать запрос в Вашу УК, ТСЖ, ТСН о пояснении каждого из платежей. Если их ответ Вас не устроит либо ответ они Вам не дадут то, посоветую Вам обратиться в Прокуратуру с приложением копии квитанции, т.к. имеет место задвоение, а то и затроение коммунальных услуг - водоснабжение и водоотведение.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Законно ли в квитанции энергосбыт требует оплату отопление и тепловая энергия для подогрева воды? С отоплением все понятно, все законно. Интересует вторая часть вопроса, при условии что квартира в многоквартирном доме с центральным отоплением, в самой квартире не проживаем 1,5 года и показания счетчиков не меняются (холодная и горячая вода).

13.1. Если Вы не пользуетесь горячей водой и регулярно подаете показания с нулями, то и никакого подогрева быть не может.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. У нас закончилась поверка счётчика горячей воды. Мы обратились в управляющую компанию. И сказали что будем делать ремонт. Они нам считали по среднему с повышенным кооэфициэнтом. После этого УК сменилась. Плотили все квитанции вовремя. А сейчас выяснилось что УК нам не считала подогрев воды. Хотят выставить счет за все это время. Законно ли это.

14.1. То что Вы записали, это не факт. Нужно смотреть документы и только потом принимать решение по Вашей проблеме.
Обращайтесь к адвокату или юристу.

Вам помог ответ? Да Нет

15. В квитанции по оплате холодную и горячую воду считают вместе и плюс ещё подогрев воды, законно ли это,

15.1. Тариф на холодную и горячую разный. Пересчитайте сами.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Подогрев воды из системы отопления как расчитывается в МКД со счетчико и без счетчика?

Вам помог ответ? Да Нет

17. Раньше в квитанции стояла строка хвс на подогреве и цена на холодную и хвс на подогреве была одинаковой (25 р), так как стоит бойлер в подвале, а теперь пишут горячая вода и цена 156 р, нечего не поменялось только название. Законно ли это?

17.1. Людмила. Нет конечно. Вам необходимо обратиться в УК письменно за разъяснениями взимания платы за не предоставляемую услугу.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Управляющей компании вынесено предписание 12.09.18 об утранении лицензионных нарушений. (недостаточный подогрев воды). Предписание исполнено. 29.10.18 поступило письмо о снятии предписание с контрооля.
Однако 20.11.18 мировым судом назначено судебное заседание в отношении Управляющей компании по статья 14.1.3 часть 2 КоАП.
Светит достаточно большой штраф. Как построить защиту? На что ссылаться? Спасибо.

18.1. О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
59. Проверяемое лицо обязано исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в Орган государственного жилищного надзора уведомление об исполнении предписания.
60. К уведомлению прилагаются надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
61. В случае непредставления проверяемым лицом в установленные сроки уведомления об исполнении предписания уполномоченное лицо Органа государственного жилищного надзора:
1) уведомляет проверяемое лицо о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направляет проверяемому лицу повторное предписание;
2) рассматривает вопрос о привлечении проверяемого лица к административной ответственности в установленном порядке.
62. Если в установленный срок проверяемое лицо не устранит нарушения лицензионных требований, Орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд

Если были уважительные причины укажите их, желательно с подтверждением документально. И укажите суду что вы приложили приложили все силы и средства для для максимально быстрого устранения нарушения.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Муж контрактник и мы проживаем в служебной квартире. У нас очень завышены тарифы на подогрев воды и на отопление. Ни в одной УК по городу нет таких тарифов, для нанимателей очень тяжело имея зп 28 тысяч рублей из них 15 нужно оплатить коммунальные услуги. Куда нам обратиться для снижения тарифов?

19.1. Согласно ЖК РФ, собственники жилых помещений принимают решение о тарифах на услуги, пишите рапорт на имя собственника пусть инициируют собрание.

Вам помог ответ? Да Нет

19.2. Абсолютно никуда. Тарифы на отопление утверждаются субъектом РФ. Если Вы платите за коммуналку более 22% от общего совокупного дохода семьи, то вправе обратиться за получением субсидии.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Имеет ли право тсж брать плату за подогрев воды если весь месяц с горячего крана текла холодная вода. Вода не грелась, котельная не работала.

20.1. ТСЖ не имеет право брать плату за подогрев, если по факту подогрева не было.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Глава 39. Возмездное оказание услуг.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Три года назад мы купили квартиру в новостройке. По сложившейся сложной жизненной ситуации я не платила за отопление. Сейчас оплачиваю через приставов. Узнала, что мы должны каждый месяц оплачивать за подогрев воды по счётчику, чего я раньше не делала. Т.к. я не оплачивала три года мне за каждый месяц насчитывали около 1800. Если сложить за три года будет большая сумма которую я сейчас выплачиваю. Скажите если я сейчас начну оплачивать по счётчикам сумма пересчитают или только через суд.

21.1. Вам необходимо написать заявление в УК с указанием последних показаний приборов учета и если до этого момента вам выставляли по нормативу обязаны пересчетать, но только тот период что не вошел в судебный приказ.

Вам помог ответ? Да Нет

22. В квитанции за подогрев воды выставлена сумма 980 руб., при этом расхода ГВС и ХВС не было, т.к. летом живем на даче. Законно ли это?

22.1. Если Вы имеете индивидуальные приборы учета, то начисление суммы за подогрев рассчитывается исходя из показаний счетчика воды. Так как Вы отсутствовали в квартире и расходов воды не было, то, следовательно, это все должно было отобразиться на счетчике.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

15.12.2014

Департамент ЖКХиБ города Москвы выпустил брошюру «Как разобраться в ЕПД».

Каждый месяц москвичи достают из почтового ящика Единый платежный документ (ЕПД) – квитанцию на оплату услуг ЖКХ. Документ содержит всю информацию о жилищно-коммунальных услугах: тарифах, объемах потребления, начисления и т.д. Разобраться в ней бывает непросто, и москвичи часто задают вопросы, что означает та или иная графа.

Какую информацию содержит ЕПД :

1 . ФИО – фамилия, имя, отчество собственника / ответственного квартиросъемщика.
2 . Адрес жилого помещения, по которому производились расчеты за жилищно-коммунальные услуги.
3 . Штрих-код. Графическое изображение 28 цифровых знаков. Необходим для оплаты ЕПД через электронные терминалы.
4 . Месяц, за который сформирован ЕПД.
5 . Личный код плательщика. Именно его нужно указывать при оплате услуг ЖКХ в терминалах, банкоматах и через Интернет.
6 . Сведения об управляющей организации: название, адрес, контактные данные.
7 . Сведения о жилом помещении: тип собственности (собственная или государственная (муниципальная), площадь общая и жилая, количество зарегистрированных (отдельно указываются льготные категории населения), дата создания данного ЕПД и дата последней оплаты услуг ЖКХ.
8 . Виды услуг, по которым производятся начисления.
Применяемые сокращения :
ХВС/ГВС – холодное/горячее водоснабжение
Водоотв. – Водоотведение (канализация)
КПУ – квартирный прибор учёта
ДПУ – общедомовый прибор учёта
Сод.и рем.ж.п. – содержание и ремонт жилого помещения в пределах социальной нормы
Сод.и рем.ж.п.изл.пл. - содержание и ремонт жилого помещения (излишняя площадь)
Сод.и рем.втор.жил. - содержание и ремонт жилого помещения (для имеющих второе жильё или незарегистрированных в квартире собственников)
Отоп.осн.пл. - отопление основной площади
Страх. – добровольное страхование
9 . Объемы потребления жилищно-коммунальных услуг. Для каждой услуги используются свои единицы измерения: водоснажение и водоотведение куб м. (кубический метр), содержание и ремонт, соцнайм жилья – кв. м. (метры квадратные), отопление – Гкал (гигакалории), газ начисляется исходя из количества зарегистрированных.
10 . Действующие тарифы на единицу услуги.
11 . Сумма начислений по услугам (произведение графы 9 на графу 10.).
12 . Информация о сумме льгот на определенные виды жилищно-коммунальных услуг.
13 . Информация о перерасчете. Например, перерасчет за временное отсутствие и перерасчет за услуги ненадлежащего качества.
14 . Начисления к оплате по услуге с учетом льгот и перерасчета.

Именно поэтому Департаментом ЖКХиБ города Москвы выпущена брошюра «Как разобраться в Едином платежном документе», где доступным языком рассказывается о том, какая информация содержится в платежном документе, о порядке и методике расчета по каждой коммунальной услуге, а также много другой полезной информации, необходимой для «прочтения» платежного документа.

Брошюра поможет разобраться, как корректно применять предельные индексы, кто имеет право на меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам и что грозит злостным неплательщикам за долги по ЖКУ.

Что такое ЕПД

Единый платежный документ является своеобразной «визитной» карточкой городской системы расчетов и начислений за жилищно-коммунальные услуги.

Единый платежный документ каждый месяц формируется специалистами Многофункциональных центров предоставления государственных услуг города Москвы (МФЦ) или государственных казенных учреждений «Инженерные службы» районов (ГКУ ИС) и доставляется жителям до 15 числа. В среднем, в месяц сотрудники городской системы расчетов и начислений формируют порядка 4 млн. (!) платежных документов.

При создании платежного документа используется огромная база данных: адреса и фамилии собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений, перечень услуг и их поставщиков, сведения о мерах социальной поддержки и т.д. Весь это массив информации обрабатывается компьютерной программой АСУ ЕИРЦ. Участие в создании ЕПД принимают несколько тысяч специалистов. И все для того, чтобы платежный документ оказался в вашем почтовом ящике.

Контроль доставки ЕПД вместе с жителями

В городе отлажена система контроля за сроками доставки платежного документа. Если платежный документ доставляется позднее 15 числа месяца, сообщайте об этом в службу контроля качества доставки ЕПД.

Чтобы оставить сообщение о несвоевременной доставке платежного документа, необходимо заполнить форму на сайте ГКУ «Центр координации ГУ ИС» www.is.mos.ru .

ВНИМАНИЕ

Некоторые жители и управляющие организации приняли решение производить расчеты и начисления за услуги ЖКХ самостоятельно. Их платежные документы за ЖКУ могут отличаться от Единого платежного документа. Информация, изложенная в брошюре и далее в статье, касается исключительно ЕПД.

За что платим

Услуги, указанные в платежном документе, условно можно поделить на несколько частей. Жилищные услуги, к ним относится услуга «Наем» (плата за жилое помещение для его нанимателя), и услуга «Содержание и ремонт жилья». Коммунальные услуги: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, газоснабжение. В некоторых районах столицы в ЕПД также включена электроэнергия. Но в большинстве случаев эта коммунальная услуга оплачивается по отдельной квитанции. В платежный документ включены также прочие услуги: запирающее устройство, радио, антенна.

Ставки, цены и тарифы на жилищные и коммунальные услуги устанавливаются Правительством Москвы. Так, тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2014 г. утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. № 748-ПП.

Стоимость услуг, относящихся к категории «прочие» определяется гражданско-правовым договором и не регулируются Правительством Москвы. Остановимся на всех услугах по порядку.

Жилищные услуги

Если семья пользуется жильем на правах найма, то оплачивает наем, а также содержание и ремонт жилого помещения. Плата за наем рассчитывается исходя из площади жилого помещения и ставки, установленной Правительством Москвы, для конкретного вида найма – социального, коммерческого или найма жилого помещения в бездотационных домах.

Собственники жилья оплачивают услугу «Содержание и ремонт жилого помещения».

В стоимость услуги «Содержание и ремонт жилого помещения» включена плата за управление многоквартирным домом (МКД), содержание и текущий ремонт общего имущества, работы, предусмотренные договором управления МКД.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на общем собрании собственников помещений в доме. Если собственники не приняли решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, расчет производится по ценам, утвержденным Правительством Москвы.

Правительство Москвы утверждает два вида цен за содержание и ремонт жилого помещения:
- за площадь в пределах установленных норм (приведены ниже), данная цена субсидируется Правительством Москвы и сейчас для большинства москвичей составляет 17, 84 руб. за 1 кв. м. ,
- за площадь, превышающую установленные нормы . Это фактическая стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту, сейчас для большинства москвичей она составляет 24, 53 руб. за 1 кв.м .

Цена за площадь в пределах установленных норм применяется к зарегистрированным жителям, имеющим единственное жилье. В ЕПД эта услуга обозначается «сод. рем. ж.п.».

Разница между общей площадью жилого помещения и площадью в пределах установленной нормы площади (в ЕПД обозначается «сод. и рем. изл. ж.п.») оплачивается по цене за площадь, установленную сверх норм. Для собственников, не зарегистрированных в жилом помещении или имеющих второе жилье, начисление производится по ставкам за площадь, установленную сверх норм за все жилое помещение (в ЕПД обозначается «сод. и рем. втор. жил.»).

Для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения применяются следующие нормы. Для одиноко проживающего гражданина – 40 кв. м. общей площади жилого помещения, для семьи, состоящей из двух человек, 56 кв. м., для семьи, состоящей из трех и более человек, 25 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Например, в квартире площадью 60,3 кв. м. зарегистрированы 2 человека. Установленная норма для семьи из двух человек составляет 56 кв. м. Значит, площадь в пределах установленных норм будет рассчитываться по цене в пределах установленной нормы, а излишки площади – 4,3 кв. м – по цене за площадь сверх норм.

Коммунальные услуги: водоснабжение

Плата за водоснабжение может начисляться по показаниям квартирных приборов учета, по показаниям домового прибора учета или по нормативам.

Если вы рассчитываетесь за услугу водоснабжения по квартирному прибору учета (КПУ), то в ЕПД используются следующие сокращения: «ХВС КПУ», «ГВС КПУ», «Водоотв. КПУ» – холодное и горячее водоснабжение по показаниям квартирного прибора учёта воды, водоотведение (канализация) по показаниям КПУ (сумма показаний холодного и горячего водоснабжения).

Стоимость воды рассчитывается исходя из объема по показаниям квартирного прибора учета (КПУ), умноженного на тариф.

В платежном документе указывается расход воды в расчетном месяце по показаниям квартирного прибора учета. Но если показания КПУ не были переданы вовремя, посчитают исходя из среднемесячного объема потребления за 6 предыдущих месяцев.

Если вы рассчитываетесь по домовому прибору учета (ДПУ), в платежном документе указываются сокращения: «ХВС ДПУ», «ГВС ДПУ» и «Водоотв. ДПУ» – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение по показаниям домового прибора учета воды.

Расчет начислений за холодную и горячую воду для квартир, где не установлены КПУ, производится в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 г. № 77-ПП.

Из объема потребления воды по показаниям домового прибора учета вычитаются объемы потребления по всем квартирным приборам, объем потребления по нежилым помещениям (если в доме есть, например, магазины, парикмахерская и т.п.), а также вычитаются общедомовые расходы, которые определяются по показаниям прибора учета, установленного в месте разбора воды на общедомовые нужды. Если такого прибора нет, то общедомовые расходы принимаются не более, чем 5 процентов от объема потребления по общедомовому прибору. Полученный остаток распределяется по квартирам без КПУ пропорционально количеству проживающих в них граждан. При этом, полученный объем потребления на одного человека не должен превышать двух нормативов потребления коммунальных услуг.

Если нет ни квартирного, ни домового приборов учета, начисления производятся по нормативам потребления: 6,935 куб. м. холодной воды на человека в месяц, 4,745 куб. м. горячей воды на человека в месяц, водоотведение 11,68 кубометра на человека в месяц.

Отопление и газоснабжение

Плата за отопление жилого помещения в Москве, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 г № 468-ПП, начисляется исходя из среднемесячного показателя потребления тепловой энергии. Для его вычисления берется объем тепла, потребленный за предыдущий год, и делится на 12 месяцев. Затем среднемесячный объем, потребленный всем домом, делится на общую площадь дома – так определяется количество тепла, которое потребовалось для обогрева 1 квадратного метра площади дома. Полученный результат умножается на общую площадь квартиры и на тариф.

В начале каждого года управляющая организация проводит сверку объемов, выставленных населению к оплате, и объемов тепловой энергии, фактически потраченной за текущий год. По результатам сверки производится корректировка платежа, которая обычно указывается в платежном документе в графе «перерасчет». Она может быть сделана как в сторону увеличения, так и в сторону его уменьшения.

В случае отсутствия приборов учета начисления производятся по нормативам потребления: 0,016 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилья.

Плата за газоснабжение начисляется по тарифу на каждого проживающего в квартире потребителя.

Предельные индексы

Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги – универсальный инструмент контроля за начислениями по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, отоплению, газу. Изменение размера платы выше предельного индекса недопустимо и должно повлечь за собой незамедлительную реакцию органов исполнительной власти по устранению такой ситуации.

В столице предельный индекс утвержден Распоряжением Мэра Москвы от 30.06.2014 № 542-РМ и с 1 ноября и до 31 декабря 2014 года составляет 6,5 процента. При этом предельно допустимое отклонение от величины предельного индекса по конкретному жилому помещению составляет 3,2 процента.

Также в виде формул Правительством Москвы утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015 – 2018 годы.

Предельный индекс = Индекс потребительских цен х Коэффициент + 3,5%.

В этой формуле Индекс потребительских цен рассчитывается на основе прогноза социально-экономического развития РФ на год, предшествующий году, на который рассчитываются индексы изменения (по итогам 9 месяцев). Коэффициент понижающий или повышающий коэффициент на соответствующий год долгосрочного периода, определяемый с учетом прогноза социально-экономического развития России на этот год.

Как применять предельные индексы?

Чтобы определить, не превышает ли рост платы за коммунальные услуги предельный индекс, необходимо сравнить плату за два периода. Размер платы за любой месяц текущего года необходимо разделить на размер платы за декабрь прошлого года. Полученное значение не должно превышать предельный индекс. Правда, для первого долгосрочного периода (с 1 июля по декабрь 2014 г.) выбранный месяц необходимо сравнивать с июнем 2014 г.

Если изменение размера платы превышает размер установленного предельного индекса, необходимо обратиться за разъяснениями в МФЦ/ГКУ ИС района, управляющую организацию. А если узнать объективные причины превышения предельного индекса платы за коммунальные услуги так и не удалось, стоит обратиться в Государственную жилищную инспекцию города Москвы и органы исполнительной власти города.

Предельные индексы нельзя применять в следующих случаях.

1. В отношение одной коммунальной услуги.

Предельные индексы применяются в отношении совокупного платежа за все коммунальные услуги, оказываемые гражданину. Т.е. говорить, что рост тарифов за какую-то отдельную коммунальную услугу превысил предельный индекс, некорректно.

2. К итоговой сумме в ЕПД.

Предельные индексы применяются только к коммунальным услугам (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, газ). А в ЕПД, помимо них, включены начисления по жилищным и прочим услугам.

3. К коммунальным услугам, если меняется объем их потребления.

В Москве большинство населения оплачивает коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета квартирных или общедомовых. Соответственно, объем потребления, как правило, не бывает одинаковым каждый месяц, поэтому сумма платежа меняется от месяца к месяцу.

Кроме того, на объем предоставленных коммунальных услуг влияет увеличение числа проживающих или зарегистрированных в жилом помещении граждан. Некоторые услуги начисляются на каждого проживающего или зарегистрированного: газ, а при отсутствии индивидуальных приборов учета воды холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.

4. Если у вас изменилось право на льготу.

Размер платежа зависит от наличия у гражданина льгот по оплате ЖКУ. При начислении платежей размер платежа за конкретную услугу уменьшается на сумму предоставленных ему льгот по ее оплате. В случае утраты права на льготу или изменения ее размера, платеж гражданина также может измениться в большую сторону и его рост превысит утвержденный индекс.

Для удобства и простоты проверки, соответствует ли рост платы за коммунальные услуги предельным индексам, Правительством РФ был разработан информационный инструмент, позволяющий в режиме оn-line произвести необходимый расчет.

В настоящее время данный информационный инструмент размещен на сайтах органов исполнительной власти города Москвы.

Кто имеет раво на льготы?

Правительство Москвы предоставляет горожанам эффективную систему социальной поддержки в сфере ЖКХ. В настоящий момент в столице более 50 категорий граждан имеют право на льготы, что значительно больше, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Льготы предоставляются в виде скидок не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы. В случае, если потребитель имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по двум и более основаниям, льготы начисляются по одному из них.