Василий Анисимов: Антивоенный крестный ход объединит Украину.

Комментарий руководителя Пресс-службы УПЦ

На Украине начался Всеукраинский крестный ход. Его инициатором выступила Украинская Православная Церковь. О целях крестного хода, о ситуации на Украине, о нынешнем положении Украинской Православной Церкви рассказал руководитель Пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

– Василий Семенович, начался Всеукраинский крестный ход, к которому призвал всех верующих Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Этот крестный ход уже назвали антивоенным. Это первая акция такого масштаба?

– Крестный ход действительно «антивоенный». Одна его часть вышла из Святогорской лавры, которая находится в зоне АТО, другая 9 июля выйдет из Почаевской лавры, и 27 июля, в День Крещения Руси, они соединятся в Киеве у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, как назвал его Блаженнейший Владыка; он соединит собой восток и запад и, безусловно, станет самым главным событием нашей церковной жизни в нынешнем году.Конечно, это не первая антивоенная «акция» Православной Церкви. Вы знаете, что с самого начала противостояния на Майдане Православная Церковь не только выступала за мирный диалог, но физически разъединяла враждующих и уже окропивших руки кровью, становясь с крестом и Евангелием между ними. Это были монахи Десятинного монастыря. Когда через месяц пролилась большая кровь, погибли более сотни майдановцев, два десятка «беркутевцев», более тысячи были ранены и покалечены, Церковь объявила траур и продлила его на весь Великий пост, призвав покаянием найти пути к взаимному прощению и примирению. После начала войны на Донбассе УПЦ провела в июне 2014 года «антивоенный» Синод, который выступил с миротворческими обращениями к народу и власти. Она поддержала и перемирие, объявленное тогда президентом, и первые Минские соглашения, и вторые. И все эти ужасные 2,5 года неустанными призывами и молитвами стремится установить мир на нашей измученной земле.

– В своем обращении Блаженнейший Митрополит Онуфрий отмечает: «Несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, ее пытаются сделать враждебной украинскому обществу». С чем это связано?

– В украинском обществе был и остается высокий запрос на мир. Петр Порошенко победил на президентских выборах всех своих основных конкурентов из «партии войны», которые соревновались в воинственности и русофобии, в первом же туре. Победил только потому, что пообещал за две недели завершить войну, за три месяца восстановить отношения с Россией, создать такие высокие стандарты жизни, что Крым сам с покаянием попросится назад, и т.д. И сегодня опросы общественного мнения показывают, что люди хотят мира. Однако этот запрос на мир никак не отражен в украинских СМИ; напротив, все наши телеканалы ежедневно с ура до вечера вещают, сколько «агрессор», «российские террористические войска» стреляли в зоне АТО, сколько убили и ранили украинцев, какую беду Путин опять задумал против Украины… Всякий протест, даже социальный, объявляется происками, играющими на руку тому же Путину, и пр. Это форменное наваждение. Кто не разделяет эту точку зрения, зачисляется в «пятую колонну». Православная Церковь одна из них, ее шельмуют, оклеветывают. Вот недавно отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) во дворце «Украина» при всем высшем руководстве страны заявил, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий называет украинских солдат, героев АТО, «убийцами», что православные священники, подбрасывая мобильные телефоны в расположение украинских воинских частей, являются наводчиками для российских «Градов» и т.д. И все это даже опровергнуть негде, кроме скромных церковных интернет-ресурсов.

– На этом основании происходят и захваты православных храмов?

– Конечно. Униаты и раскольники из кожи лезут вон, чтобы потрафить «партии войны», разжигают ненависть к Донбассу; Филарет объясняет, что врага убить – не грех. Нагнетают злобу и ненависть к Церкви Христовой, Православной: дескать, война показала, что она «непатриотичная», поэтому народ и общественность якобы требуют «перевода» православных общин в раскольничьи, патриотические. Москва – это агрессор, поэтому «московской церкви» в Украине не должно быть. Натравливают политических активистов, боевиков, которые с насилием захватывают православные храмы. Зачастую это инициирует местная власть. Около четырех десятков захвачены, многие находятся под угрозой захватов. Православные судятся, иногда выигрывают тяжбы, апеллируют к европейскому сообществу, где никому и в голову не приходит захватывать церковное имущество. Но ни один погромщик нигде так и не был привлечен к ответственности. К тому же решения судов у нас по традиции никто не спешит выполнять. В свою очередь депутаты-униаты и филаретовцы инициируют принятие законов, которые бы облегчили «смену юрисдикции православных общин». Это тоже беззаконие. Они действуют вполне по-большевистски, полагая, что народ, измученный войной, нищетой, тарифами и т.д., не сможет защищать свои святыни.

– А в зоне АТО положение еще более трагичное?

– В двух областях Донбасса, на которые распространяется антитеррористическая операция, у нас более тысячи православных приходов и монастырей. Трое православных священников погибли при обстрелах, повреждены более 70 храмов, полтора десятка частично или полностью разрушены. Там, конечно, служат героические священники и архиереи, которые не оставили свою паству, ту, что не смогла никуда уехать или ей некуда было ехать. По обе стороны фронта – бедствующее население. Только по официальной статистике там погибло более 10 тысяч мирных жителей, более сотни детей; беженцы исчисляются чуть ли не 2 миллионами (в Украину и Россию); разрушены десятки тысяч домов и квартир, огромное количество предприятий, инфраструктура. Это трагедия на долгие годы. И Церковь находится посреди нее: наши храмы и монастыри стали центрами гуманитарной помощи и приютами, туда переданы собранные УПЦ тысячи тонн продовольствия, одежды, медикаментов, миллионы гривен. Церковь помогает и воинским подразделениям ВСУ в зоне АТО. Там тоже ужасные потери – более 2 тысяч убитыми. В основном это молодые ребята, православные. С обеих сторон люди ежедневно продолжают гибнуть или получать увечья, поскольку обстрелы и перестрелки не прекращаются.

– Но если эта война всех измучила, то почему никто ее не может прекратить?

– На самом деле она не всех измучила, особенно в Киеве. Война позволяет получать кредиты и помощь Запада, поскольку на Донбассе, как объясняет наша пропаганда, мы защищаем всю Европу от «путинских орд». На войну списывается крах экономики, обвал гривны, запредельные тарифы и цены – куда ни посмотри, везде объясняют: вы же не забывайте, у нас – война! В Украине безработица и очень низкие зарплаты, поэтому никто не знает, куда девать 70 тысяч солдат и добровольцев, находящихся в АТО. Чем они будут заниматься? Могут и очередную революцию устроить. К тому же многих бойцов нынешнее положение устраивает. Они получают по 6–8 тысяч гривен. Такие деньги, скажем, в провинции трудно заработать, к тому же у них есть льготы по тем же тарифам. Так что война – это заработок, позволяющий содержать семью. А самое главное – никто не может толком объяснить: для чего это все затевалось? Никто не может предложить формулу внутриукраинского примирения, которая бы устраивала обе стороны. И не стремится ее искать. Вместо этого – «агрессоры», «каратели», «оккупанты», «фашисты», «террористы»… Идет третий год войны, кровь льется, длятся страдания, деградируют экономика, социальная сфера, общество и само государство. Украинская Православная Церковь всегда выступала за единство Украины. Первый пункт Минских соглашений гласит, что Донбасс остается в составе Украины. Если решили жить вместе, если все согласны с тем, что альтернативы мирному решению конфликта нет, то давайте с Божией помощью наконец-то найдем в себе волю и мужество прекратить это безумие. Ради этого и идет организованный Православной Церковью Всеукраинский крестный ход.

:

8 апреля 2008 года Священный Синод принимает решение, которое полностью «перекраивает» курс информационной политики УПЦ.

Цитирую Журнал №7:

«УХВАЛИЛИ: 1. Підпорядкувати всі загальноукраїнські офіційні ЗМІ Української Православної Церкви Синодальному відділу «Місія духовної просвіти», на який покласти функції редагування та випуску цих ЗМІ, координації редакційних політик неофіційних та регіональних церковних ЗМІ, співпрацю зі світськими ЗМІ. У зв"язку з цим здійснити відповідну внутрішню реорганізацію Синодального відділу «Місія духовної просвіти».
2. Включити до складу Синодального відділу «Місія духовної просвіти» Прес-службу Української Православної Церкви.
3. Загальноукраїнськими офіційними ЗМІ Української Православної Церкви вважати: інтернет-сторінку «Українська Православна Церква», що має адресу www.orthodox.org.ua , газету «Церковна православна газета» і журнал «Православний вісник».

_________________

Вот главный, для темы данного поста, вывод из этого решения: Пресс-служба УПЦ, возглавляемая В.Анисимовым, перестала быть официальной церковной структурой.

_________________

Это решение было принято, потому что она не справилась со своей профильной задачей.

До этого сотрудники этой структуры вели два направления деятельности:

1. Наполняли интернет-портал «Православие в Украине», на котором публиковались церковные новости со всей страны. Его главным редактором был протоиерей Георгий Коваленко.

2. Издавали ежемесячный журнал «Вестник Пресс-службы УПЦ», в котором были аналитические статьи и интервью, а также дублировались новости с сайта, как правило, месячной давности. Его главным редактором был В. Анисимов.

Кстати, интервью и публикации попадали в «Вестник» также через месяц после того, как большая часть читательской аудитории знакомилась с ними на портале.

Таким образом, в журнале, как таковом, особой потребности не было. Хотя он вполне мог выходить незначительным тиражом, для людей, которые априори не пользовались интернетом. Когда, в 2004 году, протоиерей Георгий Коваленко ушел из Пресс-службы, он естественно забрал с собой портал «Православие в Украине», который был создан им еще 11 марта 1998 году, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

На момент ухода из Пресс-службы, у него был еще один проект, созданный им с нуля - телепрограмма «Мир православия», в которой подавались церковные новости, ответы Блаженейшего на актуальные вопросы и его проповеди. Все это было рассчитано на зрительскую аудиторию. Программа выходила раз в неделю.

При нормальном раскладе, она также могла бы стать одним из направлений деятельности Пресс-службы УПЦ, но В. Анисимов не имел к ней никакого отношения.

_________________

Таким образом, у В. Анисимова остался только «Вестник». Но, по горячим следам, он создает новый сайт «Украина Православная». И, в этом плане, в апреле 2008 года, проявляет непослушание Священному Синоду в двух моментах:

1. Позиционирует этот ресурс, как официальный сайт УПЦ.

2. На титульной странице пишет, что сайт действует по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Хотя, как мы читали в Журнале №7 Священного Синода, его нет в перечне официальных СМИ УПЦ.

Вряд ли структура В.Анисимова была нужна Москве, без официального статуса. Поэтому он создает и поддерживает копию официального сайта УПЦ, продолжая называть себя руководителем Пресс-службы УПЦ. Тем самым, создавая видимость перед своими «инвесторами», что он не только в теме и процессе, но и по-прежнему имеет постоянный контакт с Митрополитом Киевским.

Отчасти, это ему удается, потому что, благодаря игнорированию решений Синода УПЦ, в Москве Анисимова, по-прежнему, считают руководителем Пресс-службы.

Это, от части, показывает отношение Москвы к Священноначалию УПЦ и ее Предстоятелю.

С одной стороны, во время визитов Патриарха Кирилла в Украину, В.Анисимов всегда старался быть ближе к нему, и часто «светился» в кадре. Но, с другой - не приняв решение Священного Синода о своей структуре, он, фактически, стал в оппозицию к Священноначалию УПЦ, в целом, и к Блаженнейшему Митрополиту, в частности.

_________________

Это привело к тому, что, со временем, эта структура деградировала в двух аспектах:

1. Профессиональном
2. Идеологическом

1. Не велась работа с журналистами. В виду отсутствия рабочих контактов, пресс-служба не могла влиять на то, как о Церкви пишут в светских СМИ. Единственное, что ей оставалось, в этом плане, ругать эти самые СМИ на «нападки» на УПЦ.

Не сумел В.Анисимов использовать и то, что офис пресс-службы находился в Киево-Печерской Лавре. Идея преподавания студентам духовной семинарии основ православной журналистики осталась на уровне декларации.

Лавра была выгодным местом и с учетом того, что основным каналом сбыта «Вестников» были правящие архиереи УПЦ. Но этот фактор он также не мог использовать, потому что архиереи, с развитием интернета, перестали видеть смысл в приобретении «горы бумаги».

Пресс-служба перестала быть компетентным первоисточником официальной церковной информации.

В 2006 году из портала «Православие в Украине» (orthodoxy.org.ua) был выделен самостоятельный и самодостаточный проект - официальный сайт УПЦ (www.orthodox.org.ua). Его главным редактором становится секретарь Предстоятеля УПЦ.

В это время Пресс-служба, как структура, фактически дистанцируется от Киевской Митрополии. Имитируя бурную деятельность, ее сотрудники просто перепечатывают новости с официального сайта УПЦ на страницу «Украина Православная», при этом, никогда не ссылаясь на первоисточник. В то время новости на сайт УПЦ писали и ставили, в основном, два человека: я, как ответственный редактор и, в большей степени, Максим Сидоренко, который полностью взял на себя информационное освещение предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира.

В надежде пресечь плагиат со стороны В.Анисимова, мы решили указывать авторство своих эксклюзивных новостей и репортажей. Но это не помогло. По его команде, сотрудники просто копировали тексты новостей, не указывая авторов.

________________

2. В идеологическом плане пресс-служба В.Анисимова дискредитировала УПЦ, как структуру, в частности, предвзятой, оценочной и, порой, грубой лексикой, в публикациях, посвященных межконфессиональным отношениям в Украине.

Несмотря на то, что в то время уже активно развивался диалог УПЦ с представителями других конфессий, В.Анисимов, в своих статьях, продолжает гнуть «антираскольническую линию», по-прежнему обыгрывая всем давно известные факты.

Такая «стратегия» могла быть выгодна только Московской Патриархии и пророссийски настроенным людям внутри УПЦ, которые считают, что диалог с представителями других конфессий невозможен - до полного публичного покаяния последних.

Эти публикации вредили и церковному миру, так как способствовали появлению разбалансированности в обществе. Многих дезинформировал следующий момент: с одной стороны, Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует создание в УПЦ комиссии по диалогу, его помощники садятся за стол переговоров с представителями УПЦ КП и УАПЦ, а с другой, тут же появляются статьи В.Анисимова о том, какие плохие раскольники.

На первый взгляд, могло показаться, что Предстоятель УПЦ имеет двойственную и непрозрачную позицию, ведь другие конфессии ругают на сайте, который существует «по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира».

Но тот факт, что диалог все-таки продолжался, свидетельствует о том, что В.Анисимов и его структура перестали озвучивать официальную позицию УПЦ. Сайт «Украина Православная» утратил статус информационного органа пресс-службы УПЦ, отчасти и потому, что с него, со временем, полностью исчезли епархиальные новости.

Специфически реагировал В.Анисимов и на межконфессиональные конфликты, которые все-таки имели место в Украине. На фоне попыток отдельных архиереев, священников и сотрудников церковных структур преодолеть противоречия мирным путем, В.Анисимов публиковал целые «полотна» деструктива и обвинений в адрес, в частности, УПЦ КП. Тем самым, обостряя, и без того, непростую ситуацию.

Идеологическое расхождение между структурой В.Анисимова и Священноначалием УПЦ выразилось также в позиции по отношению к Москве.

В то время, как в декабре 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует утверждение Собором УПЦ «Устава об управлении…» - в редакции, которая закрепляла за Украинской Церковью статус самоуправляемой и независимой от РПЦ, В.Анисимов, как тогда еще руководитель Пресс-службы УПЦ, активно сотрудничал с российскими структурами, которые, несмотря на отсутствие официального статуса, поддерживались Московской Патриархией, как деструктивные по отношению к Украине, в целом, так и к УПЦ, в частности.

Наиболее тесная связь В.Анисимова прослеживается с «Институтом стран СНГ», который возглавляет депутат Государственной думы РФ К.Затулин. Самым явным контактом Василия Семеновича, от этой организации, был К.Фролов.

Многие материалы «FrolovLeaks» свидетельствуют о том, что «помощник Блаженнейшего» (как себя часто называл В.Анисимов - А.А.) был одним из его осведомителей по вопросам внутренних дел УПЦ.
_____________

Среди украинских организаций подобного толка, с которыми сотрудничал В.Анисимов, можно выделить две:

1. «Союз православных братств» во главе с В.Лукияником.

Частым «гостем» офиса Пресс-службы УПЦ, как на Подоле, так и в Киево-Печерской Лавре, был представитель этой структуры В.Пустовой. Как правило, наиболее продуктивным общение В.Анисимова с этим человеком происходило в преддверии маргинальных и заполитизированых мероприятий «православных Братчиков». И именно: крестных ходов по двойной сплошной в районе Верховной Рады, стояний в Мариинском парке и брожений вокруг резиденции Киевского Митрополита в дни заседаний Священного Синода УПЦ.

«Девизом» этой организации была фраза «Наш Патриарх - Кирилл!», которую В.Лукияник часто запевал в громкоговоритель, при живом Предстоятеле УПЦ.

2. «Единое Отечество» (Одесса), во главе с В.Кауровым.

_________________

… В свое время, я был учеником Василия Семеновича. И никогда бы не позволил себе процитировать эту фразу, если бы не дальнейшее развитие событий, которое подтверждает ее правоту.

…. В.Анисимов 20 лет посвятил тому, чтобы на разных информационных площадках говорить о том, что глава УПЦ КП не подчинился решениям Харьковского Архиерейского Собора 1992 года. Но сам он, в апреле 2008 года также не подчинился решению Священноначалия - Священного Синода УПЦ.

В этом плане есть два момента, которые, без дополнительного пояснения, могут показаться противоречивыми.

Назовем их:

1. Секретарь Предстоятеля УПЦ не раз отмечал, что лично старался ограждать Митрополита Владимира от В. Анисимова, чтобы церковная общественность не имела оснований связывать личность Архипастыря с деструктивной и антиукраинской деятельностью структуры Василия Семеновича.

2. Блаженнейший никак не наказывает В.Анисимова за неподчинение решению Синода, не отнимает у него отдельный офис в Киево-Печерской Лавре, иногда принимает в своем кабинете, уважительно относится к нему на официальных церковных мероприятиях и даже продолжает давать какие-то средства на содержание его команды.

Последний факт, в беседе со мной, отдельно подтвердил секретарь Предстоятеля, свидетелем чему он был неоднократно. Вот что по этому поводу говорит митрополит Александр: «На мой вопрос, зачем Вы это делаете (даете ему деньги - А.А.), Блаженнейший ответил: чтобы не вредил...».

Между этими двумя моментами нет противоречия, на что указывает, в своем интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г. - А.А.) сам В.Анисимов: «Митрополит Владимир был очень благодарным человеком. Он ценил всех, помогающих Церкви и словом, и делом».

_________________

Но не был благодарным экс-руководитель Пресс-службы УПЦ, о чем свидетельствуют три следующих факта:

1. 8 июля 2011 года, после публичного конфликта между В.Нусенкисом и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, В.Анисимов встречается с донецким олигархом, в качестве руководителя структуры, выступающей против Автокефалии УПЦ. Обсуждались вопросы финансирования.

2. В одном из писем Патриарху Кириллу, оказавшемуся в материалах «FrolovLeaks», К.Фролов пишет следующее:

«Вам также известно, что Покровский монастырь города Киева с его огромным собором и сестричеством из 300-та человек готов предоставить свою территорию, как резиденцию митрополита Агафангела, а при Покровском монастыре создан неофициальный Общественный комитет поддержки митрополита Агафангела, в который вошли буквально все известные церковно-общественные деятели Киева, начиная с Василия Анисимова».

3. В период болезни Блаженнейшего Митрополита Владимира В.Анисимов выступал за его уход на покой.

Вот как он говорит об этом в одном из своих интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г.):

«Но неужели он (Митрополит Владимир - А.А.) мог исполнять обязанности после комы 2012 года или клинической смерти 2013-го? Почему тогда тяжело больного не определили на покой, чем, безусловно, продлили бы его дни и годы?
Какой, скажем, любящий сын позволит старика под 80 лет с тяжелейшими недугами таскать на инвалидной коляске по совещаниям, подвергать стрессам?
Священный Синод мог поручить опекать больного другому епископу или священнику и определить его на покой по заключению любого лечащего врача. Я не думаю, что кто-то из них с конца 2011 года написал бы, что Митрополит мог выполнять управленческие функции без угрозы своему здоровью и жизни…».

Это мнение В.Анисимова, больше похожее на ерничанье, полностью противоречит медицинскому заключению профессора нейрологии и малекулярной биологии, члена Национальной академии наук Франции Ива Ажида, в котором, по данному вопросу, читаем следующее:

«В вопросе дальнейшего продолжения интеллектуальной деятельности (Митрополита Владимира - А.А.) необходимо опираться на здравый смысл. … пациент может и должен продолжать религиозную деятельность, так как это необходимо верующим и способствует бодрости духа больного»».

_________________

2-й и 3-й пункты подтверждают правоту одного из высказываний секретаря Предстоятеля УПЦ о В.Анисимове: «И вот когда Митрополит Владимир слег и перестал финансировать - с тех пор он стал для него «плохим»».

Для понимания ситуации важна и характеристика, которую митрополит Александр дает заслуженному журналисту Украины:

«В.Анисимов с 2008 года не имел доступа к Митрополиту Владимиру, и это его раздражало. Все это время он вел антицерковную деструктивную деятельность как внутри самой УПЦ, так и участвовал во всех мероприятиях, которые впоследствии привели к сепаратизму и войне. Вина за расчленение Украины, за религиозную вражду и желание подчинить наше государство России лежит на совести Анисимова, так же, как и на совести политиков, которым он прислуживал своим черным пером и на деньги которых продавал Родину».

_________________

Как показали дальнейшие события, решение Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 года было оправданным и справедливым.

Что касается стремления секретаря Предстоятеля УПЦ оградить его от В.Анисимова, то оно было обусловлено пятью моментами.

А именно:

1. Жалобами правящих архиереев на то, что «Вестник пресс-службы УПЦ» им фактически навязывался, для чего использовалось специальное письмо, подписанное Блаженнейшим.

Здесь важно отметить, что Митрополит Владимир никогда не принуждал владык покупать журнал, а лишь рекомендовал, исходя из, имеющейся или отсутствующей, потребности. На итоговое решение архиереев он не влиял ни административным способом, ни своим авторитетом.

Но зато это активно делал Василий Семенович. Это привело к тому, что из некоторых епархий в пресс-службу перестали приходить новости. Вместо этого, региональные корреспонденты охотнее слали свою информацию на портал «Православие в Украине».

2. Деструктивной лексикой в публикациях В.Анисимова на тему раскола в Украинском Православии - она значительно вредила диалогу УПЦ с УПЦ КП и УАПЦ, который начался с таким трудом.

3. Сотрудничеством Пресс-службы В.Анисимова с Российским посольством, Коммунистической партией Украины, а также деструктивными околоцерковными организациями, действующими как в России, так и Украине. Речь идет об «Институте стран СНГ» (Москва), «Союзе православных братств» (Киев) и «Едином отечестве» (Одесса).

4. Отсутствием нормальной профильной деятельности со стороны Пресс-службы В.Анисимова.

Необходимость в этой структуре отпала, потому что ее работу, довольно-таки успешно, выполнял Синодальный отдел «Миссия духовної просвiти» (позже - Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ - А.А.), «Церковная православная газета» и телепрограмма «Мир Православия» (позже - «Православний Вiсник» - А.А.).

5. Будучи еще руководителем церковной структуры, В. Анисимов допускал публичную критику в адрес, фактически, своих коллег, которые, также как и он, трудились по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Главным образом, эта критика была направлена в адрес секретаря и пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ.

_________________

И это не удивительно, ведь ограждение Митрополита Владимира от В.Анисимова и его антиукраинской деятельности перекрывало последнему финансовые потоки из Москвы, поскольку он, будучи отстранен «от тела», не справлялся с поставленными задачами. «Не мог официально писать от Митрополита свою пророссийскую отсебятину» (формулировка из комментария секретаря Предстоятеля УПЦ - А.А.).

А все это время, пока он и его структура «работали» на изменение канонического статуса УПЦ, ущемление ее прав и на дестабилизацию внутриправославной и межконфессиональной ситуации в Украине, всю информационную работу на общецерковном уровне вел Синодальный информационно-просветительский отдел, во главе с протоиереем Георгием Коваленко….

… И на всеукраинском тоже, благодаря своей корреспондентской сети, созданной, в свое время, на базе телеканала «Глас» и действовавшей, со временем, посредством Фестиваля СМИ православных.

Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ МП В. С. Анисимовым

– Василий Семенович, исполнилось четыре года с начала Майдана, он обернулся для Украины трагедией, которой не видно конца…

– Если посмотреть наши с тобой беседы четырехлетней давности, то мы говорили о Майдане как о «страшной мести» Евросоюза Януковичу за неподписание ассоциации с ЕС. Януковича свергли, пролили кровь, установили свою марионеточную власть, подписали ассоциацию, но непонятно для чего после этого уже более трех лет добивать нашу несчастную страну? Механизм саморазрушения Украины, запущенный на Майдане, не останавливается: войну не прекращают, деиндустриализация идет полным ходом, ВВП упал в два раза, жизненный уровень – в три, нищета, вымирание люди разбегаются, куда глаза глядят.

– Ты полагаешь, что Европа заинтересована в полном разрушении Украины?

– Ну, а как по-другому? Уже и Кучма говорит о руине. Вот недавно у нас прошел съезд партии «Народный фронт». Это одна из двух правящих политсил (вместе с блоком Порошенко), партия войны, тотальной русофобии, ее лидеры – Турчинов, Яценюк, Аваков, Кириленко, Парубий, Пашинский – и заварили всю эту кровавую кашу в Украине. Последних двух сами радикалы обвиняют в причастности к расстрелу снайперами «беркутовцев» и «Небесной сотни» на Майдане. Фронтовики имеют сотню штыков в парламенте, контролируют МВД, добровольческие батальоны, типа «Азова», и прочих фашиствующих радикалов, скорых на погромы. Их боятся, но так как правительство Яценюка разорило всех и каждого, рейтинг партии давно уже упал ниже плинтуса, и все в один голос считают ее политическим трупом. Тем не менее партия провела съезд. И кто же их приветствовал своим посланием? Ангела Меркель от имени Христианско-демократического союза Германии и от себя лично! Воспела хвалу их вкладу в свободу, демократию и независимость Украины и пожелала вдохновения. Побратимы! Что она нашла в «НФ» христианского или демократического – неведомо. И ни слова о мире! Вот кто подставляет плечо и вдохновляет украинскую «партию войны»!

– Но считается, что застрельщиками в этом деле являются американцы…

– Штатам война на Донбассе нужна, чтобы троллить и подрывать Россию, они ежегодно вкладывают в эту бойню миллионы. Но, помнится, Маккейн был уверен, что Мариуполь находится рядом с Ригой. Так что они пока плохо еще ориентируются на местности. Другое дело – немцы, они дважды оккупировали Украину, методично вывозили из нее хлеб, мясо, руду, уголь, рабочую силу. У них хорошая историческая память. Конфликт ведь на Донбассе заморожен, за три года линия фронта не передвинулась ни на сантиметр. Где же процветание на «подъевропейской» части Украины? Где золотой дождь, десятки миллиардов евроинвестиций, миллионы рабочих мест, европейские зарплаты, пенсии, медицина и социальная защита, о чем дружно скакали и звенели на Майдане? Что мешает создать даже локальный еврорай в Чернигове, Одессе или на Волыни? Напротив, за эти годы мы видим, что народ из Украины выжимают, как воду из тряпки. Даже Тимошенко говорит, что страну ударными темпами освобождают от населения. Вполне по методе гаулейтера Коха 77-летней давности.

– И безо всякой оккупации?

– Конечно. Зачем бомбить заводы, коли они сами закрываются, сжигать села, если они и без того вымирают, вывозить молодых и здоровых в теплушках в Европу – они сами туда рвутся? Страна стала «отмывочной» для Запада: дают кредиты на миллиарды, сами же их здесь осваивают, деребанят с нашими коррупционерами и отчитываются о каких-то впечатляющих реформах. Хотя все реформированное оказывается в два раза хуже и в три раза дороже. Загнали государство в долги, деморализовали, взрастили злобу, рознь, русофобскую истерию. В этом котле все варятся. Достоверность перестала быть хоть каким-то критерием: все несут сущую ахинею о прошлом, настоящем, языке, истории, культуре – ложь, манипуляции на всех уровнях.

– А есть ли перспективы окончания войны на Донбассе?

– Ее можно закончить за два часа. Но Западу и самой власти выгодно, чтобы рана постоянно кровоточила. Вот на львовском мусорном полигоне произошел обвал, погибли трое пожарников, его немедля закрыли. Опасно! У нас в зоне АТО боевых потерь среди военнослужащих – 2,5 тысячи, а небоевых – более десяти тысяч. И каждый день – то раненые, то погибшие. Не опасно! Никто не закрывает эту черную дыру. Три года ждут, как же там Путин с Трампом и Меркель что-то порешают. Абсурд. В такой мрачной общественно-политической ситуации, в кризисе экономическом, социальном, духовном Православной Церкви сегодня приходится исполнять свою спасительную миссию. Она, действительно, луч света в темном царстве. Призывает к миру, к сохранению народа, державы.

– За что подвергается нападкам?

– Конечно. Причем даже на государственном уровне. Вот Институт стратегических исследований при президенте Украины доклад выпустил, в котором целая глава посвящена Православной Церкви как угрозе для державы. Будто вернулись в СССР – подрывной центр! Этот институт возглавляет старый цековский работник Горбулин, и люди не понимают, что мы уже не при государственном атеизме живем. Или, скажем, недавно на ICTV, телеканале Пинчука, зятя Кучмы, появляется глупейший сюжет, в котором объявляется, что путинские шпионы «под прикрытием» в Украине теперь маскируются, чтобы быть неприметными, под бомжей, уборщиков и «святых отцов», поэтому большинство священников УПЦ – это кадровые разведчики ФСБ. И показывают Всеукраинский крестный ход, где идут сотни православных священников – целое море шпионов! Я когда-то познакомился с родителями этого Пинчука на презентации документального фильма о преступлениях фашистов против киевских евреев. Они детьми пережили все эти ужасы. Оккупанты не только сами расправлялись с несчастными, но и поощряли зверские убийства даже младенцев украинскими полицаями. Как тогда фашисты науськивали нациков на погромы евреев, так сегодня наши евреи-медиамагнаты (Пинчук, Коломойский и прочие) науськивают тех же нациков на погромы Православной Церкви!

В этом году какая-то экспертная комиссия при Госкино запретила демонстрацию в Украине документального фильма Юрия Молчанова «Жизнь вне времени», посвященного памяти Олеся Бузины. Хотя фильм был переведен на английский и показан во многих странах и столицах, в том числе и в Брюсселе. В нем мы – журналисты, писатели, историки, политологи – рассказываем об Олесе, каким мы его знали. Оказывается, наши воспоминания каким-то образом нарушают законодательство Украины. А травля, оклеветывание горбулиными, пинчуками, коломойскими и прочими Украинской Православной Церкви, миллионов ее прихожан, разжигание розни и ненависти никакого украинского законодательства не нарушают!

– И этому шельмованию тоже четыре года. Не все выдерживают давление, сколько православных общин властям удалось перевести в унию или раскол?

– Захвачено, по статистике, около семидесяти храмов, есть еще «зависшие», идут судебные тяжбы. В то же время за последние три года освящено более четырехсот новых храмов. Так что 13 тысяч общин, 270 монастырей держатся в православии, УПЦ была и остается крупнейшей Церковью Украины. Ее позиция пользуется поддержкой общества. По всем опросам общественного мнения, подавляющее большинство граждан Украины считает установление мира на Донбассе главной задачей власти. Если бы власть слушала свой народ, а не западных кукловодов, то занималась бы этой самой главной проблемой, а коли не может – уходила в отставку, дав возможность решить ее другим. Меняется и наша трусливая политическая элита, некоторые деятели осмелились с экрана на всю страну заявлять, что мир нужен даже любой ценой, а Евгений Червоненко объявил, что готов стать на колени перед кем угодно, лишь бы установился мир. Один из лидеров Украинского хельсинкского союза, старейшей правозащитной организации, Владимир Черемис объявил конфликт на Донбассе гражданской войной. Даже Михаил Денисенко (Филарет), который всегда был барометром политической конъюнктуры, начал какие-то движения в сторону примирения и покаяния.

– Но ведь на пресс-конференции он покаяние отрицал, а тебя объявил врагом. Хорошее, нечего сказать, примирение!

– Мириться-то ему надо не со мной, а с Церковью. Конечно, я тоже уже не мальчик, и года к преклонной лести клонят, а не к выслушиванию нелицеприятностей перед телекамерами. На самом деле прогресс очевиден. В былые годы Филарет пресс-конференции всегда проводил с группой поддержки (она и здесь, конечно, была), и стоило мне возразить, опровергнуть какой-нибудь его навет, задать вопрос, начиналось улюлюканье: гад, сволочь, зраднык, враг Украины, еврей, кагэбист, шпион и т.д. Михаил Антонович, как мудрый режиссер, давал людям излить негодование, утихомиривал, а затем торжественно-назидательно объявлял: не я вам ответил, вам ответил украинский народ, и он же – вы слышали! – дал оценку вашим мерзким писаниям! На этот раз все обошлось без воя, был абсолютно корректный диалог. Что удивительно.

К тому же он меня обозвал не врагом украинского народа, державы, как у филаретовцев принято, а врагом «киевского патриархата». С чем я публично согласился. Правда, пытался напомнить ему, что главным врагом «киевского патриархата» был сам Филарет.

– Каким образом?

– Этот патриархат был зарегистрирован в 1990 году националистами-руховцами, злейшими врагами Филарета, и в него потекли запрещенные Филаретом (а он был строг и скор на расправу) священнослужители, среди них даже один епископ-отсидент. Они соединились с автокефалистами диаспоры в США, которых возглавлял племянник Петлюры Мстислав Скрипник. Стали именоваться УАПЦ-Киевский Патриархат. Филарет честил их в хвост и в гриву как святотатцев, самозванцев, проходимцев, ведущих людей в ад. Даже по храмам рассылал памятки, изобличающие это безблагодатное богоотступное сообщество. И это все длилось до июня 1992 года, пока сам Филарет, уже расстриженный и лишенный священнического сана, с украденной церковной кассой УПЦ не переметнулся в этот патриархат. И он тут же из сообщества аферистов, проходимцев и изуверов неимоверным образом преобразился в истинно-украинскую, патриотическую, поместную и прочая и прочая православную церковь. Правда, букву «А» из названия затерли, и получился УПЦ-Киевский патриархат, который Филарет ныне возглавляет. Был врагом, стал руководителем. Судьба-злодейка.

– Но каяться-то он не хочет?

– У меня когда-то с ним был разговор по этой проблеме. В горбачевские времена неожиданно партноменклатура – а это еще те давители! – потянулась в Церковь. Есть даже известный снимок, где Филарет с Евгенией Петровной и Леонидом Кравчуком, членом Политбюро, бывшим главным атеистом в ЦК КПУ, стоят со свечками и молятся. Как к этому относиться? Филарет объяснял мне, что здесь никакой стеб неуместен, что Савл стал апостолом Павлом, что покаяние – это не только признание своих ошибок и неправд, а освобождение от грехов, преображение человека, это ежедневная практика христианина. Когда же покаяние коснулось самого Филарета – не хочу, не буду и ни за что на свете. Что касается его покаянного письма, то даже если у него, по слову Бальмонта, «бессильно в груди шевельнулось, то чему не бывать, не бывать!» – это добрый знак. Оно важно не потому, что комиссии созданы, переговоры начнутся и т.д., а для самосознания раскола. Если у главного ересиарха, четверть века упорствующего во лжи, покаянный лучик промелькнул, то что говорить о его последователях? Оттого-то они все и переполошились.

– А как в нынешней ситуации выживает церковная пресса?

– Церковь у власти в опале, но и мы, конечно, там же. Друзья тают, враги множатся – обыкновенная история. На ведущие информационные ресурсы Церковь пробиться не может – в темниках власти она заблокирована. Однако каждый, кто хочет узнать позицию Церкви по главным вопросам, – может зайти на наши сайты. Собственно говоря, бережем эту свечу, чтобы не раздавили и не загасили. Отбиваемся от клеветы и нападок злопыхателей. Блаженнейший Митрополит Владимир всегда и всем стремился внушать оптимизм, и когда после обсуждений материалов, я его спрашивал, какие будут руководящие и направляющие указания, он непременно отвечал: «Только одно – бороться и не сдаваться»! Тогда это воспринималось как жарт, шутка, а сегодня как грустная реальность.

– Судя по всему, не сдается и ваш известный мажор Александр Драбинко, который распространяет материалы о том, что знаменитый Митрополит Агафангел негативно о Майдане высказывался, а ты в Церкви всегда занимался антиукраинской деятельностью. Он, что, опять в фаворе?

– Особенностью украинского национального стукачества является то, что у нас даже мары багдасарян занимаются политическим доносительством. Настолько оно заразительно! На моей памяти Драбинко – уже третье поколение стукачей. Могу уже делать сравнительно-исторический анализ! Я начинал печататься сорок лет назад в самиздатовском журнале Киевского университета, кто-то настучал, на третьем номере нас – три десятка авторов, филологов и журналистов – прихватил КГБ. Сотрудники Комитета пришили нам антисоветчину, очернение советского строя, определили на свой выбор высказывания, порочащие партию и родину. Каждой сестре раздали по серьге, я был среди тех, кого забрили на исправление в Советскую армию, а после службы еще пять лет исправлялся, работая учителем в сельской школе. Хотя был краснодипломником, с направлением в аспирантуру и имел редкую специальность – литературного критика.

– Это было серьезное наказание?

– Скорее, щадящее. Ведь дали вуз закончить. Заступилась профессура. А некоторых талантливейших ребят со второго курса забрали в армию, одного посадили, и он на зоне провел чуть ли не десять лет. При этом в советское время стукачи были тайными, никто не знал, какая там Драбинко донесла, что сосед-куркуль мешок зерна спрятал, что священник детей покрестил или что студенты журнал издают. А нынешнее поколение стукачей доносит, не скрываясь, не стесняясь, с патриотической гордостью.

– Это с войной связано?

– С раболепием. У нас любой оппонирующий власти, даже по ее церковным прожектам, становится врагом Украины и «пятой колонной». После того как старую власть выкатают в перьях и выбросят на помойку, доносчики начинают лебезить перед новой властью, потом перед следующей, и так все эти 25 лет. В нынешней русофобской истерии, раздуваемой майданной властью, во враги записывают с пол-оборота. С телеэкранов несут всякую чушь. Дескать, москали сюда понаехали, принесли с собой русский мир, русскую церковь, русский язык. Поэтому это надо преследовать и уничтожать. Когда ты объясняешь, что и русский мир, и Церковь, и язык родились в Киеве еще до основания Москвы и отсюда распространились на северо-восток, тебя зачисляют в агенты и пропагандисты Кремля.

Причем у нас стукачество конъюнктурно и внешнеполитически. Помню, когда мы боролись при Союзе с партноменклатурой, будущими путчистами во главе с Кравчуком, то нас клеймили церэушниками, агентами Запада, националистами, преступными антикоммунистами и т.д. Когда Украина стала независимой, Кравчук стал президентом, устроил с Филаретом церковную аферу, против которой мы выступили, то нас уже клеймили кагэбистами, шовинистами, империалистами, агентами Москвы.

– И всегда – врагами?

– Конечно. Президент Кравчук тогда всех собак на нас спустил – Генеральную прокуратуру, депутатов, министров, суды. Есть даже первополосный снимок, где мы с моим главным редактором Владимиром Кулебой сидим на скамье подсудимых за решеткой. Отбивались несколько лет, я на суды с Червонием, Поровским, Зинченко и прочими депутатами-филаретвцами ходил, как на работу. Потом новое поколение стукачей оформилось, я уже стал бывшим коммунякой, гундяевцем, самозванцем, фээсбешником. Однажды даже был «изобличен» как установщик в Лавре подслушивающей аппаратуры, с помощью которой транслировал секретные разговоры украинского священноначалия прямо в Москву.

– Филаретом изобличен?

– Нет, он не такой продвинутый. Неким Сергеем Бычковым из «Московского комсомольца». Когда в феврале 2014 года проходил Священный Синод, на котором избрали местоблюстителем Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, то, сообщает Бычков, синодалы посмотрели на окно и в сквозном проеме незадернутой гардины с ужасом увидели стоящего на собачьем холоде у окна на улице скандально известного самозванца Василия Анисимова, который подслушивал и специальным устройством ретранслировал заседание Синода в Москву, в ОВЦС. Затем, сообщает журналист, и в самом зале были обнаружены вмонтированные мной устройства, с помощью которых и осуществлял трансляцию. Я, конечно, много о себе глупостей читал, но до такого бреда у нас никто не доходил. Странно, что сей Бычков не обнаружил в Синодальном зале рассыпанные мною споры сибирской язвы, а под диваном, как в «Криминальном чтиве», припрятанный опять же мною труп того же Драбинко! И это публикуется в газете, которую редактирует Павел Гусев, президент союза журналистов Москвы. Надо хотя бы в своем издании придерживаться журналистских стандартов, а не публиковать всякую проплаченную ахинею о человеке, которого вы и в глаза никогда не видели.

– Тем не менее Драбинко, пусть даже с доносами, но опять всплыл в информпространстве. А чем завершились его громкие мажорские скандалы, связанные с расхищением миллионов на строительстве кафедрального собора, с «лексусами», аферами, тоже на миллионы, с похищением монахинь, ну, и свежий скандал – с хищением сокровищ покойного митрополита Владимира. Суммы ведь тоже запредельные Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что милиция поймала какого-то приятеля Драбинко с панагиями покойного митрополита стоимость в 15 миллионов гривен. И это оказалось малой частью ворованного…

– Насколько мне известно, Генеральная прокуратура все дела ведет, просто никто не спрашивает у нее о ходе следствия и результатах. Я уверен, что наша европейская Генрокуратура все похищенное найдет и возвратит Церкви. Хотя ее справедливо упрекают в политизации. Берите, расследуйте вот эти сугубо криминальные скандалы, в которых и заключается проукраинская патриотическая деятельность Драбинко. Но вместо этого они открывают нелепое дело о «доведении» митрополита Владимира до смерти и начинают преследовать оппозиционного депутата-олигарха, церковного благотворителя. По заявлению Драбинко.

– А как так могло получиться, что один «доводил» митрополита до смерти, а у другого оказались все сокровища покойного? Ведь все теории расследований преступлений начинаются вопросом: ищи, кому это выгодно? А тут в лице секретаря обнаружился такой выгодополучатель!

– Полагаю, что это обстоятельство вызвало некоторое замешательство у следователей. Ведь сама прокуратура обнародовала информацию о том, что, оказывается, Драбинко утащил драгоценности Блаженнейшего, часть из них похитили и пытались продать его приятели, на чем их милиция и поймала. И этот «казус Драбинко» следователи должны как-то объяснить.

– А как Блаженнейший Митрополит Онуфрий относится к этому казусу?

– Думаю, Блаженнейшему Митрополиту не до Драбинко, по крайней мере, он не может его воспитанию или перевоспитанию уделять слишком много времени. Блаженнейший Владимир уверял, что его секретарь «повзрослеет-поумнеет». Пора бы уже. Ведь викарный епископ обязан быть опорой, а не проблемой для Киевского Митрополита. И уж во всяком случае он не должен сочинять и распространять клеветнические доносы на журналистов. На Украине есть кому этим заниматься. А слабо хоть раз в жизни выступить в защиту Церкви, ее миротворческой позиции, дать отповедь клеветникам? Чтобы люди сказали: мажор-мажором, а сердце-то у него за Церковь болит!

Тем более что сегодня Митрополит Онуфрий нуждается во всеобщей поддержке. На его плечи легла ужасная трагедия Украины. Он – Предстоятель тысячелетней Церкви Христовой, архипастырь тысячелетнего православного народа, который находится в беде, в раздорах и братоубийственной брани. Власть, элита перессорили всех со всеми. Люди выходят на майданы уже не с протестами, а с ненавистью. Все разваливается, и только Блаженнейший Митрополит Онуфрий и Украинская Православная Церковь без всякого «нормандского формата», минских договоренностей, без Волкера и Суркова, без ооновских миротворцев объединяют миллионы верующих и Крыма, и Донбасса, и всей Украины в братстве и любви.

В заключение я хочу поблагодарить тебя и весь творческий коллектив «Радонежа» за внимание к нашим проблемам и плодотворное сотрудничество. Хочу поздравить с Новым годом и Рождеством Христовым, пожелать помощи Божией, радостных трудов, здоровья и счастья!

– Я благодарю тебя за обстоятельную беседу. Поздравляю с грядущими праздниками и желаю главного – чтобы в Новом году на Украине наконец-то установился мир!

– Спасибо! Пока робко обещают рождественское перемирие, обмен пленными. Давай держать кулачки зажатыми!

Беседа председателя православного братства «Радонеж», директора радиостанции «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы Украинской Православной Церкви Василием Анисимовым

Василий Семенович! По традиции, мы с тобой много лет подряд подводим итоги прошедшего года. Для Православной Церкви на Украине он был очень сложным, трагичным. Почил о Господе Блаженнейший Митрополит Владимир, началась и продолжается гражданская война...

Я думаю, что как-то символически связаны кончина Блаженнейшего Митрополита и эта волна насилия, которая захлестнула Украину. Митрополит Владимир и кровопролитие - несовместимые понятия. Первое интервью, которое мы с ним сделали по его приезде в Киев в 1992 году, вышло с заголовком: «Бог не в силе, а в правде». Это было лейтмотивом его предстоятельского служения. Митрополит никогда не благословлял насилием отвечать на насилие в религиозных конфликтах, раскольничьих провокациях, постоянно сдерживал православных. Хотя на нашей стороне были и закон, и многократное численное преимущество, но он очень боялся, что конфликты могут расшатать межконфессиональный, гражданский мир и разрушить Украину. Он говорил: если мы мордобоем будем утверждать правду Христову, то чем будем отличаться от наших оппонентов - унии и расколов? Православная Церковь всегда показывала власти пример, как в братстве и любви объединять миллионы людей разных регионов.

Давай поговорим о причинах сегодняшней трагедии. Украина обрела независимость без потрясений, единой державой, почему она стала трещать по швам?

Да, кроме Крыма, который всегда бунтовал, референдумы о независимости проводил, своего президента избирал, другие регионы чувствовали себя более-менее единой страной. У власти хватало ума сглаживать, а не обострять противоречия. И Церковь помогала укреплять единство страны. Разрушать единство стали уния, расколы, которые насыщали людей враждой, ненавистью друг к другу. Они же окормляли политические партии, типа той же фашиствующей «Свободы». Майдан был политической акцией и просто кипел злобой, хотя его у нас именуют «революцией достоинства». Как ни придешь туда, как ни включишь трансляцию - то клянут, то скачут. Леонид Кравчук тогда заявлял, что не хочет жить в стране, где даже депутаты призывают убить президента. Любовь сплачивает, ненависть разобщает, поэтому все и треснуло.

- Многие считают, что Украина стала жертвой своих внутренних противоречий, которые вскрыл Майдан.

Конечно, Украина неоднородна. Когда в 1654 году при Богдане состоялось воссоединение Руси (в советское время это именовалось воссоединением России и Украины, хотя ни одной, ни другой в нынешнем виде тогда не существовало), то воссоединилась небольшая часть Левобережья, которая была под юрисдикцией Хмельницкого. По условиям воссоединения московское царство объявляло войну Польше, и после долгих лет и войн Польско-литовское государство было разделено и вошло в состав Российской империи. Эти земли стали сердцевиной будущей Украины. При большевиках территории восьми нынешних областей юго-востока были включены в состав Украинской Советской Республики. У нас пишут, что Ленин присоединил Новороссию к Украине, хотя вернее - сельскую Украину присоединили к индустриальному Юго-Востоку, потому что столица была в Харькове. При Сталине Галиция, Буковина, Закарпатье стали частью Украины, при Хрущеве - Крым. Понятно, что все эти регионы разных исторических судеб. Но это не фатальные различия, они были объединены жизнедеятельностью в царской России или в Советской Украине.

Складывается впечатление, что Украина никак не может определиться и помириться со своей собственной историей. Она была создана российской империей и коммунистами, которых сегодня власть пытается запретить. А истоки независимости ищут у Мазепы, Петлюры, Бандеры.

Парадокс заключается в том, что не только советская, но и нынешняя Украина была создана коммунистами. Они имели подавляющее большинство в Верховной Раде в 1991 году, после ГКЧП собрали пленум, постановили голосовать в парламенте за декларацию о независимости и проголосовали. Я работал тогда обозревателем в газете и могу засвидетельствовать: никто из них ни о Бандере, ни о Мазепе, ни о Петлюре не вспоминал. У них были другие мотивы, и главный из них - страх оказаться за решеткой за поддержку путча.

Сторонники независимости убеждали, что Украина - самая богатая, цветущая и продвинутая часть Советского Союза, на ее территории сосредоточена чуть ли не половина промышленного потенциала советской сверхдержавы, и она входит в десятку самых развитых стран мира. Я помню, как накануне референдума по квартирам носили ворох агитационных материалов, доказывающих, что мы и по хлебу, и по стали, и по самолетам, и по ракетам, и по кораблям, и по наукам, и по всему на свете впереди планеты всей, и только отделимся от Союза - заживем так, как никаким Европам и Япониям не снилось. Со своим богатством, правдой и волей. Даже националистический Рух обещал, что у нас будет такая замечательная независимая держава, что в ней евреи будут жить лучше, чем в Израиле, русские - чем в России, поляки - чем в Польше.

- Не сложилось?

Увы! Об этом очень быстро забыли. Напротив, был принят какой-то страдательный образ исторического существования: нас всегда угнетали, разоряли и в Древней Руси, и в Польско-литовской державе, и в Российской империи, а паче всего - в коммунистическом Советском Союзе. Если не геноцид, то голодомор. В таком качестве мы были приятны и понятны демократическому европейскому милосердному сообществу.

- Но Украина так и не обрела политического единства.

Гражданский мир обретается в развитии, в социальном оптимизме, в устремленности в будущее, а не в упадке и разрухе. Украина единственная, наверное, в мире страна, которая боится своего великого прошлого. В том узком примитивном националистическом историческом самосознании, которое уже четверть века навязывается всей стране, просто нет места гигантскому культурному, историческому, литературному, индустриальному, научному, духовному наследию, которым обладают и Киев, и регионы. О чем великом, созидательном ни вспомни - непременно окажется то имперским, то славянофильским-антизападным, то русофильским, то революционно-коммунистическим. А это в нашем вечном «европейском выборе» недопустимо. Можно сотни великих имен - князей, царей, полководцев, писателей, ученых, философов, религиозных деятелей, педагогов, промышленников - перечислять, которые не вписываются в украинский исторический «дискурс», а с ними целые регионы.

- Но в советскую историю они тоже не все вписывались...

Конечно. Все, что было до Великого Октября 1917 года, называлось «предысторией человечества», и она заключалась в борьбе трудящихся классов против эксплуататоров. Внимание заслуживали только такие события и борцы, от Спартака до вождей пролетариата, героев революции. Эта борьба, как гласила теория, иногда принимала характер национально-освободительных, религиозных войн. Потому культивировался Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко вообще был воплощением идеального поэта-борца против крепостничества, за свободу трудящегося человека и народа. Вот они наряду с Марксом, Лениным, прочими революционерами повсеместно увековечивались в памятниках, названиях улиц, площадей. К ним добавлялись местные борцы за счастье народное, скажем, арсенальцы в Киеве или матросы-потемкинцы в Одессе. По-своему универсальная схема, поскольку местные события вписывала во всемирную сакральную революционную историю. Все остальное «выбрасывалось за борт современности», поскольку было связано с эксплуататорами и их пособниками по закрепощению трудящихся. К пособникам относили и Православную Церковь, ее 900-летнее духовное наследие планомерно уничтожалось или запрещалось в атеистическом государстве.

- Теперь, как я понимаю, используется та же матрица, только вместо революционеров - националисты?

Совершенно верно. История Украины - это история украинства, тех, кто писал по-украински (а это появилось в 19 веке) или боролся против Российской империи или СССР (те же кружки революционных демократов или советские диссиденты). Это мизерная часть истории крупнейшего европейского государства. Реальная же история, как была, так и осталась репрессированной. Вот, например, я родился, окончил школу в городе Смеле. Это родовое гнездо графа Алексея Бобринского на Киевщине (сейчас - на Черкасчине), внука императрицы Екатерины. Бобринские - это магнаты, меценаты, ученые, очень пассионарные деятели, которые преобразовали весь край. Бобринский - основатель железных дорог, основатель сахарной промышленности, он сделал Киев сладкой столицей империи. Бобринские построили два десятка заводов и фабрик, десятки гимназий и школ, храмы, больницы, театр. Огромен их вклад в селекцию (вывели новые сорта свеклы и роз), в земледелие (конструкция плуга, изобретенная Бобринским, получила медаль на выставки в Париже), в лесоводство, в археологию скифских курганов, в градостроение, в научные исследования (агрономические, химические), в фотографию и т.д. В центре Киева стоял памятник (на месте нынешнего памятника Щорсу) графу Алексею Бобринскому, воздвигнутый на средства сахарозаводчиков и киевлян. Это был первый в империи памятник промышленнику. После революции памятник снесли, разрушили церковь и фамильный склеп Бобринских в Смеле, станцию Бобринская переименовали в Шевченково. Память стерли, дела предали забвению. В революционных кружках не участвовал, в Центральной Раде не заседал, по-украински не писал. С глаз долой, из сердца вон. И в советские времена, и в нынешние. И таких забвений - тысячи. Хотя ведь очевидно: все великое, замечательное, что есть в Украине, надо считать национальным достоянием, пропагандировать, ценить, уважать, а не разделять людей на москалей, жидов и патриотов, и уж тем более - не навязывать свое ущербное русофобское мировоззрение кровавыми бойнями, как это было в Одессе.

- Но ведь бандеровцы маршируют не только в Одессе, но и в Киеве, и в Днепропетровске, и в Харькове...

Да с факелами. «Бандера придет, порядок наведет»! Почему Бандера, а не Гоголь, Королев, Челомей, Янгель или Потебня? Кто до кого дорос. Это акции эпатажа и запугивания. Они нравятся олигархам и власти, поскольку вместе с войной на Донбассе, гибелью солдат, постоянными мобилизациями, милитаристской пропагандой держат людей в страхе. Этот страх заставляет мириться с тяжелыми, для многих - невыносимыми условиями существования (дороговизна, нищета, безработица), которые с каждым месяцем усугубляются. Такая вот технология управления страной.

Ты не упомянул русофобию, которая, судя по всему, стала государственной политикой. Первым законом новой власти после бегства Януковича был русофобский закон о языках. Теперь запрещены российские телевидение, телепрограммы, кинофильмы, актеры, даже гоголевский «Тарас Бульба» попал под запрет.

Я начинал печататься в 1970-е годы в самиздате, как и все, читал диссидентскую литературу, и хочу напомнить, что все запрещенное официальной властью всегда представляется источником наиболее достоверной информации. Сегодня российские СМИ запретили, свои оппозиционные - зачистили. Причем появилось огромное количество всяких стукачей, доносчиков, которые выявляют «непатриотов», указывают, где там что-то российское или пророссийское промелькнуло. Этим занимаются целые государственные запретительные организации и общественники-боевики, которые определяют, что должны мы смотреть и слушать. При этом у нас провозглашены «европейские ценности» и тотальная свобода слова!

Что касается Гоголя, то и нынешний запрет, и то, что его 25 лет относят к «зарубежным писателям», - это результат воинствующего невежества. Шевченко восхищался: «наш несравненный Гоголь»! Его действительно не с кем сравнивать по той уникальной роли, которую писатель сыграл в формировании украинского национального самосознания. Гоголь был родоначальником, как сейчас говорят, культурологического мифа об украинцах как «казацком народе». Ведь запорожские казаки, как специфическая социальная группа, были лишь частью народа, и чтобы народ увидел в запорожцах все лучшее, что есть в нем самом, обрел в них свой культурный код, поведенческий стереотип, нужен был Гоголь. У Гоголя казак - это простодушный, мечтательный, бесстрашный в защите своей православной веры и справедливости, всегда готовый к самопожертвованию «за други своя», за родную землю, с удивительно чистыми отношениями к возлюбленной, к матери, послушный родителям, чуждый злобе, коварству. Казак - это красивый, можно сказать, идеальный христианский человек, достойный пример для подражания.

А есть и другой взгляд на казаков, он выражен великим писателем, нобелевским лауреатом, классиком мировой литературы Генриком Сенкевичем в его знаменитых исторических романах. У Сенкевича запорожские казаки - это разбойники, бандит на бандите, неграмотные, немытые, алчные, кровожадные, коварные, без чести и совести - совершенно отвратное сообщество. Это, можно сказать, взгляд просвещенной Европы на «казацкий народ». Поэтому запрещать Гоголя - это запрещать самих себя.

- Были казаки, стали бандеровцы?

Я думаю, что бандеровцы - это первое поколение украинцев, не читавших Гоголя. Трудно себе представить, чтобы казак ходил в балаклаве, кипел злобой, погромами занимался, запугивал население. Они хотят ассоциировать себя с чем-то героическим, но ничего, кроме партизанской борьбы с Красной Армией во время Великой Отечественной, обнаружить у себя не могут. Непонятно, как это можно вообще культивировать в стране, где вся национальная украиноязычная культура от Довженко, Тычины до Малышко и Гончара принципиально антифашистская.

- Но ведь культивируют?

Да. У нас могут русофобствовать, а потом спеть гимн «Ще не вмерла» Павла Чубинского, знаменитого исследователя русского Севера, который писал, что он своими трудами «заслужил любовь русского народа»

- А как же он националистом-русофобом стал?

Да не был он русофобом. Чубинский - помещик из Борисполя, учился в университете в Питере, как водится, студентом участвовал в революционно-демократическом кружке, был уличен в «распространении коммунистических идей», отправлен в ссылку к своему крестному отцу, губернатору Архангельска. Там стал редактировать газету, совершать этнографические экспедиции, собрал много материала, написал исследования по русскому Северу, которые принесли ему славу, уваровскую премию императорской академии, брат царя ему даже перстень подарил. Гимн он написал в 23 года на хмельной пирушке с сербами (Россия помогала им в борьбе за независимость, предоставляла убежище), которые пели свои свободолюбивые песни. Чубинский в подражание им и польскому гимну «Еще Польска не згинела» во время застолья сочинил стихи, которые стали гимном независимой Украины. Это не мешало ему верой и правдой служить москалям и гордиться этим.

- А нынче он не пройдет люстрации?

Никоим образом. Причем дважды: за распространение коммунистических идей и за любовь к России. Вообще, когда думаешь об исторических, культурологических причинах нашей катастрофы, понимаешь, как прав был Булгаков, который утверждал, что всякая разруха начинается в головах.

- Но сегодня эта разруха обернулась настоящей гражданской войной. Как оценивают в УПЦ сложившуюся ситуацию?

Православная Церковь в Украине выполняет свою историческую миссию, которая заключается в сохранении народа, вверенного ей Богом. Причем выполняет мужественно с первых дней кровавого противостояния. Блаженнейший Митрополит Онуфрий, архиереи, священники неустанно призывают участников конфликта к миру и милосердию. Миротворцем быть нелегко, потому что война, милитаристская пропаганда, как воронка, засасывает людей. Я вот посмотрел первые в новом году заседания Верховной Рады - ни слова о мире, одна воинственность: дожать Донбасс, добить! Думалось, что после Минска потихонечку начнут договариваться, разводить войска, искать пути примирения, компромисса. Вместо этого - новая волна насилия. У нас легко могут 50 добровольческих батальонов сколотить и бросить в бой, в щепки разнести аэропорты, шахты, заводы, целые города и селения, погубить тысячи жизней, а вот найти десять интеллектуалов, которые бы предложили модель сосуществования Донбасса и Украины в пределах одного государства, так и не смогли.

- Но это ведь все равно придется делать?

Конечно. Надо садиться за стол переговоров, к чему призывает Православная Церковь и все мировое Православие, договариваться, и не о перемирии, а о мире, о жизни, о будущем. Договариваться между собой, а не с США, Евросоюзом или Россией.

- Но ведь Украина уже определила светлое будущее - Евросоюз...

Какое светлое будущее? С мальчиками кровавыми в глазах? Мы - христианская держава, и все понимают, что Бог не простит пролитой крови. Чем бы мы ее ни оправдывали. Пока люди сами, взаимным прощением, покаянием не помирятся между собой - ничего доброго не будет.

- Спасибо за беседу!