Список аффилированных лиц акционерного общества. Список аффилированных лиц

"Новая бухгалтерия", N 1(7), 2003

Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах. Данное требование обусловлено положениями Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Понятие аффилированных лиц было впервые введено Законом "О конкуренции".

Согласно ст.4 Закона "О конкуренции" аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Чтобы лицо было признано аффилированным, необходимо соблюдение ряда условий, установленных Законом "О конкуренции". Приведем примеры.

Гражданин является членом совета директоров компании. По отношению к компании он - аффилированное лицо.

Законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрен ряд условий, касающихся:

  • участия аффилированных лиц в фондовых биржах (ст.20);
  • раскрытия информации об аффилированных лицах в сведениях о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и в сделках с заинтересованностью (ст.22);
  • ограничения права аффилированных лиц подписывать проспект ценных бумаг (ст.22.1).

Хотя определение аффилированных лиц появилось в Законе "О конкуренции" еще в 1991 г., участие аффилированных лиц в акционерных отношениях впервые законодательно было урегулировано Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Законом "Об акционерных обществах" предусмотрен ряд обязанностей общества, связанных с аффилированными лицами, в частности:

  • хранить списки аффилированных лиц с указанием количества и категории (типа) принадлежащих им акций (ст.89);
  • публиковать списки аффилированных лиц с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций (ст.92);
  • вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства (ст.93).

* * *

Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ) от 01.04.2003 N 03-19/пс утверждено Положение о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ <*> (далее - Положение от 01.04.2003).

<*> Опубликовано в журнале "ОДР" N 11 за 2003 г.

Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах различается в зависимости от того, имеет акционерное общество допуск к обращению своих ценных бумаг на фондовом рынке или нет.

На основании Положения от 01.04.2003 все открытые акционерные общества, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах путем представления в ФКЦБ списков аффилированных лиц.

Акционерные общества, эмиссионные ценные бумаги которых по заявлению этих обществ допущены к обращению на фондовом рынке хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, имеющим лицензию ФКЦБ, помимо представления списка аффилированных лиц с указанием всех изменений, произошедших в этом списке, в ФКЦБ размещают его на своей странице (веб-сайте) в сети Интернет.

Список аффилированных лиц акционерного общества, представляемый в ФКЦБ, составляется в произвольной форме.

При этом он должен содержать следующие сведения:

  • полное фирменное наименование (наименование - для некоммерческой организации), место нахождения и почтовый адрес юридического лица или имя (фамилию, имя, отчество) и место жительства физического лица, являющегося аффилированным лицом акционерного общества;
  • дату наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным;
  • основание, в силу которого лицо признается аффилированным (при наличии двух и более оснований в списке должны быть перечислены все основания);
  • долю акций каждой категории, принадлежащих аффилированному лицу;
  • дату внесения изменения в список аффилированных лиц и содержание изменения.

Достоверность информации, представленной в списке аффилированных лиц, подтверждается подписью лица, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа (исполнительный директор).

Одновременно с представлением списка аффилированных лиц в ФКЦБ представляется магнитный носитель, содержащий текст списка в формате, соответствующем требованиям, установленным ФКЦБ. В качестве магнитного носителя информации должна использоваться дискета 3,5.

Соответствие списка аффилированных лиц акционерного общества и текста списка, представленного на магнитном носителе, подтверждается письмом, подписанным исполнительным директором и заверенным печатью акционерного общества.

Все документы могут быть представлены и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствии с Положением о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 31.10.2002 N 43/пс, и Требованиями к формату электронных документов, представляемых в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФКЦБ от 30.01.2003 N 03-1/пс.

Для представления документов в электронном виде может использоваться программный продукт (Электронная Анкета ФКЦБ России). Его можно бесплатно получить на сервере ФКЦБ (http://disclosure.fcsm.ru) или на веб-страницах региональных отделений ФКЦБ.

Если документы представлены в электронном виде, то представлять их на бумажном и магнитном носителе не требуется.

Список аффилированных лиц представляется акционерными обществами ежеквартально. Он должен быть представлен в ФКЦБ в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Список составляется на дату окончания отчетного квартала с указанием всех изменений, произошедших в нем.

Акционерные общества, на которые возложена обязанность размещать список аффилированных лиц на веб-сайте в сети Интернет, указывают при размещении:

  • список аффилированных лиц акционерного общества на дату размещения;
  • список аффилированных лиц акционерного общества за предыдущие периоды, но не менее, чем за три последних года начиная с даты вступления в силу вышеназванного Положения от 01.04.03.

В течение трех дней с даты размещения списка в сети Интернет акционерное общество направляет в ФКЦБ подтверждающее письмо. В нем сообщается, что список аффилированных лиц акционерного общества размещен на странице (веб-сайте) в сети Интернет, и указывается адрес страницы (веб-сайта) акционерного общества. Письмо подписывается исполнительным директором и заверяется печатью акционерного общества.

Все изменения в списке аффилированных лиц размещаются в сети Интернет в течение трех дней с даты, когда акционерное общество узнало или должно было узнать об этих изменениях.

Об изменении адреса страницы (веб-сайта) акционерного общества, а также об отсутствии и возобновлении доступа к странице акционерное общество уведомляет ФКЦБ в течение трех дней с момента такого изменения или возникновения обстоятельств, препятствующих доступу.

ФКЦБ обеспечивает раскрытие представленных ему списков аффилированных лиц в сети Интернет на своем официальном сайте www.fcsm.ru.

* * *

Ранее порядок раскрытия информации об аффилированных лицах регулировался Постановлением ФКЦБ от 30.09.1999 N 7 "О Порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ" и распространялся на открытые и закрытые акционерные общества.

Теперь в вышеназванном Положении от 01.04.2003 дополнен и уточнен перечень сведений, содержащихся в списке аффилированных лиц, представляемом в ФКЦБ (добавлены пункты о долях акций, принадлежащих аффилированным лицам, и о дате внесения изменений с содержанием изменения). Установлена обязанность акционерного общества получить согласие физического лица, являющегося его аффилированным лицом, на раскрытие информации о его месте жительства. Право подписи списка предоставлено "уполномоченному лицу" (ранее - только руководителю акционерного общества). Открытые акционерные общества могут направлять списки аффилированных лиц в электронном виде вместо бумажного и магнитного носителя.

Обязательной публикации списка аффилированных лиц открытых акционерных обществ в средствах массовой информации больше не требуется.

Положение от 01.04.2003 не предусматривает обязанности акционерного общества обеспечивать своим акционерам возможность ознакомления со списком аффилированных лиц и не регламентирует порядок предоставления обществом за плату акционерам сведений об аффилированных лицах.

Таким образом, вопрос о доступе к сведениям об аффилированных лицах общества решается в уставе акционерного общества.

* * *

За непредставление, несвоевременное представление или представление неполной или недостоверной информации об аффилированных лицах акционерное общество несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 (далее - КоАП РФ).

Статья 15.19 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.19 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, - ФКЦБ.

От имени ФКЦБ рассматривать дела данной категории вправе руководитель ФКЦБ, его заместители, а также руководители региональных отделений ФКЦБ.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

ООО по требованию своего участника обязано предоставить ему доступ к списку аффилированных лиц (пп. 8 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Соответственно, ООО обязано вести список аффилированных лиц.

Напомним, что аффилированными лицами являются физлица и организации, которые способны оказывать влияние на деятельность конкретной фирмы. Подробнее о том, кто является аффилированным лицом организации, можно прочитать в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 .

Список аффилированных лиц ООО: хранение

Такой список хранится в организации как минимум 10 лет (п. 150 Перечня , утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558).

Если организация нарушит это правило, то ей грозит штраф (ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ):

  • от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (штраф будет наложен саму фирму);
  • от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб. (штраф будет наложен на должностных лиц организации).

Как составить список аффилированных лиц

Утвержденной формы списка аффилированных лиц для ООО нет. Вы можете разработать собственную форму такого списка или же взять за основу форму списка аффилированных лиц для акционерных обществ (Приложение 4 к Положению, утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П), внеся в нее некоторые коррективы.

Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).

Для ООО обязанность по ведению списка аффилированных лиц прямо не установлена законом. Однако законодательством установлена обязанность ООО хранить списки аффилированных лиц общества (абз. десятый п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Из данной нормы можно сделать вывод, что ООО также необходимо вести списки своих аффилированных лиц.

Обязанность по хранению списка своих аффилированных лиц установлена также для унитарных предприятий (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Публичное или непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, должно раскрывать списки своих аффилированных лиц (ст. 92 Закона об АО, абзац пятый п. 69.1 , абз. пятый п. 69.4 , п. 73.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", далее - Положение о раскрытии информации). Форма списков установлена приложением N 4 к Положению о раскрытии информации.

Данные акционерные общества должны опубликовывать на странице в сети Интернет список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала. Список подлежит размещению в сети Интернет не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала (п. 73.3

Список аффилированных лиц АО должен быть доступен в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного для его опубликования (п. 73.4 Положения о раскрытии информации).

Непубличные акционерные общества, которые не осуществляют публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также общества с ограниченной ответственностью и унитарные предприятия не обязаны применять установленную Банком России форму для ведения списков аффилированных лиц. Соответственно, такие юридические лица могут вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме. Обязанности по опубликованию списка аффилированных лиц для таких АО, а также ООО и унитарных предприятий не установлена.

По заявлению акционерного общества Банк России вправе освободить его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1 Закона об АО, ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Такие акционерные общества также вправе вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме.

Внимание

АО и ООО обязаны по требованию соответственно акционера и участника общества предоставить им доступ к спискам аффилированных лиц или предоставить копии списка (п. 1 и п. 2 ст. 91 Закона об АО, п. 4 ст. 50 Закона об ООО).

Исполнение АО обязанности по раскрытию списка своих аффилированных лиц не освобождает АО от исполнения обязанности по предоставлению такого списка акционеру общества по его требованию (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 29.09.2016 N Ф01-4143/16).

В дополнении к указанному порядку специальные правила ведения списка аффилированных лиц и предоставления содержащейся в нем информации уполномоченным органам установлены для:

Кредитных организаций (положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций", указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации");

Страховщиков (Указание Банка России от 30.11.2015 N 3860-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации").

Юридическое лицо вправе установить дополнительные правила ведения списка аффилированных лиц в своих внутренних документах.

Информация в списке аффилированных лиц должна быть актуальной, то есть достоверной в любой момент времени. Соответственно, юридическим лицам рекомендуется учитывать аффилированных лиц по мере того, как им становится известным, что какое-либо лицо стало аффилированным с ним или, наоборот, перестало быть таковым. В связи с этим изменения в список аффилированных лиц необходимо вносить в тот момент, когда наступают обстоятельства, с которыми законодательство связывает изменения в составе аффилированных лиц (см. также постановление Пятого ААС от 10.07.2013 N 05АП-6046/13).

Аффилированные лица АО обязаны в письменной форме уведомить АО о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п. 2 ст. 93 Закона об АО).

До 01.01.2017 аффилированные лица ООО обязаны были уведомить в письменной форме ООО о принадлежащих им долях или частях долей не позднее, чем в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале ООО предоставляют право распоряжаться более чем 20% от общего количества голосов участников ООО (абзац второй п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО в ред. до 01.01.2017). С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесённые Федеральным законом N 343-ФЗ от 03.07.2016, и в новой редакции ст. 45 Закона об ООО отсутствуют любые упоминания об аффилированных лицах. В законодательстве не урегулирован порядок формирования списков аффилированных лиц ООО.

В настоящее время ответственность ООО и АО за невыполнение обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и хранению списков аффилированных лиц общества не установлена.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.


Закона N 208-ФЗ и раздела VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее — Положение N 11-46/пз-н), сохраняется и после вступления в силу изменений в ГК РФ*(2). Однако после 1 сентября 2014 года он указывает на необходимость раскрытия информации в соответствии с нормами ст. 92 Закона N 208-ФЗ и разделом VIII Положения N 11-46/пз-н только публичными акционерными обществами, одновременно говоря о том, что требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ и не являются публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

Составление списка афф.лиц

ФЗ об АО. Следует ли такому непубличному АО, которое ранее раскрывало годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность, раскрыть заново годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность за 2013 и 2014 гг., или можно «заново» начать раскрытие с годовой отчетности и годового отчета за 2015 год уже в 2016 году?Формально в данной ситуации, поскольку в общем случае законы обратной силы не имеют, восстанавливать на сайте годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность за 2013 и 2014 гг. не нужно, то есть общество как бы «заново» начинает раскрытие информации в 2016 году, после аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения годового отчета АО, соответственно.Другая ситуация: Общество с количеством акционеров более 50 не приводило устав в соответствие с ГК РФ и оставалось по состоянию на 1.07.2015 открытым акционерным, не считая себя при этом публичным.

Обязательное раскрытие информации непубличными ао

Необходимо отметить, что неполное раскрытие информации или включение в список аф. л. заведомо недостоверных сведений также считается недобросовестным поведением, за которое законодатель предусмотрел административную ответственность – см. ст. 15.19 КоАП РФ (а для кредитных организаций еще и дополнительно по ст. 19.7.3 КоАП РФ). Таким образом, список аффилированных лиц АО может быть использован заинтересованными лицами в разных случаях хозяйственной жизни общества.

При этом установлены жесткие требования как к его форме, так и к срокам опубликования. Однако определением того, кто входит в этот список, занимается каждое АО самостоятельно на основе определения закона.

Глава 73. раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества

Со дня вступления в силу указанных изменений тип вновь создаваемого акционерного общества должен определяться только в соответствии с нормами ГК РФ (п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). При этом изменения, введенные Законом N 99-ФЗ, не затронули положений ст.
92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ), касающихся публичного раскрытия информации акционерными обществами. Исходя из положений данной статьи (в редакции, действовавшей в апреле 2015 года в момент создания непубличного АО, указанного в вопросе), информацию, раскрываемую акционерными обществами, следовало разделить на два типа: информацию, подлежащую раскрытию только открытыми акционерными обществами (п.
1), и информацию, которую были обязаны раскрывать как открытые, так и закрытые акционерные общества в случае публичного размещения ими облигаций и других ценных бумаг (п. 2).

Список аффилированных лиц

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, утратившее обязанность раскрытия информации, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т.д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (т.е.

тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена). Аналогичные выводы содержатся и в письме Банка России от 02.12.2015г. №52-5/15994.

Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 3891/14);

  • совершение сделки с заинтересованностью (определение КС РФ от 02.11.2011 № 1486-О-О);
  • банкротство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 по делу № А69-845/2013, определение ВС РФ от 08.04.2015 № 305-ЭС14-1353 и др.);
  • оспаривание решения третейского суда (постановление КС РФ от 18.11.2014 № 30-П, определение ВС РФ от 19.03.2015 по делу № 310-ЭС14-4768 и др.).

Способы раскрытия информации об аффилированных лицах Можно предположить, что основной смысл ведения списка аф. л. заключается не только в фиксации информации, но и в предоставлении возможности всем заинтересованным лицам, причем неопределенному кругу таких лиц, знакомиться с этой информацией. Поэтому законодатель и предусмотрел обязанность АО раскрывать информацию о своих аф.
л. В упоминавшемся выше Положении в п.

Новые правила раскрытия информации акционерными обществами

В связи с многочисленными вопросами, возникающими у акционерных обществ при установлении обязанности осуществлять обязательное раскрытие информации и определении ее объема, приводим следующие разъяснения о порядке раскрытия информации публичными и непубличными акционерными обществами. Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014г. № 99-ФЗ1 нормы гражданского кодекса, действующие в редакции указанного закона, применяются к акционерным обществам независимо от того, приведен ли их устав и фирменное наименование в соответствие с ним.
Таким образом, в настоящее время все акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования. В соответствии со ст.

Важно

В частности, к информации, подлежащей раскрытию в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ на момент создания АО, указанного в вопросе, относились: годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс общества; проспект ценных бумаг общества; сообщение о проведении общего собрания его акционеров; устав общества и его внутренние документы, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах АО, а также иные сведения, предусмотренные п. 69.1 и главой 75 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение N 454-П). Эта же информация должна была раскрываться и лицами, не поименованными в п.


1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, но осуществившими публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (п. 69.2 Положения N 454-П). В соответствии с п. 1.1 ст.

Раскрытие списка аффилированных лиц непубличным акционерным обществом

Таким образом, говоря об акционерных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с ГК, следует сделать следующие выводы:

  • в отношении публичных ОАО обязательное раскрытие сохранилось в прежнем объеме;
  • непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность обязательного раскрытия информации сохранили, хотя ее объем сократился до 2 документов (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);
  • непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее обязанность раскрытия информации утратили полностью;
  • ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).

Внимание

Принимая во внимание, что нормы раздела VIII Положения N 11-46/пз-н касались раскрытия информации именно открытым акционерным обществом, а на закрытые АО распространялись лишь в случае публичного размещения этими АО ценных бумаг (п. 8.1 этого Положения), то можно сделать вывод, что в своем разъяснении Банк России подтвердил распространение норм п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ после 1 сентября 2014 года только на публичные акционерные общества. Следовательно, исходя из совокупного толкования п. 1.1 ст.


1, п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ и п.п. 69.1 и 69.2 Положения N 454-П, действовавших на момент создания непубличного АО, указанного в вопросе, такое АО было обязано раскрывать приведенную в вопросе информацию лишь в том случае, если бы оно публично разместило свои акции или иные ценные бумаги.

АО (непубличное) создано путем преобразования государственного унитарного предприятия в результате приватизации, зарегистрировано в апреле 2015 года. Акции общества распределялись путем закрытой подписки единственному участнику.

АО, созданное в результате приватизации, раскрывало следующие сведения: устав, список аффилированных лиц, решение о выпуске акций, бухгалтерскую отчетность. Общество не раскрывало информацию в форме ежеквартального отчета, а также иную информацию, раскрытие которой обязательно в связи с публичным размещением акционерным обществом ценных бумаг. На момент создания общества Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не был приведен в соответствие с ГК РФ и не давал ответ на вопрос по раскрытию информации непубличными обществами. Поэтому общество начало раскрывать информацию на сайте Интерфакс.
ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У), так и по списку аф. л. из группы лиц, в которую также входит банк. В силу особой специфики указанных субъектов подробно на них в нашей статье останавливаться не будем. Итак, список аф. л. содержит информацию двух групп.

  1. Первую группу составляют данные об АО как эмитенте: название АО, адрес, адрес в сети Интернет, подписи ответственных лиц, а также код эмитента и дата, на которую искомый список аф. л. составлен.
  2. Вторую группу составляют данные о входящих в указанный список лицах: имя или наименование, адрес, основания внесения и дата возникновения такого основания, а также доля акций лица из указанного списка как в общем числе обыкновенных акций, так и в уставном капитале АО в целом.

Кроме того, список аф. л. должен содержать как статическую информацию, так и изменения в содержании за определенный период.