Скачать святая софия символ древней руси. Святая софия

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Древней Руси

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов

Основа древнерусской культуры: 1. Культурное наследие восточных славян: Мифы и сказания; Резьба по дереву и камню; Кузнечное дело. 2. Византийские культурные традиции: Церковные книги; Строительство храмов; Иконопись.

Главный мотив древнерусского искусства – ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

1. УНТ: С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни, сказки, былины Главная идея – освобождение своей земли и защита ее от врагов.

Главные герои былин богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич

2. Письменность и грамотность: Славянская азбука (Кирилл и Мефодий); Открытие школ при церквях (чтение, счет, письменность, основы христианского вероучения); Переводы греческих церковных книг, жизнеописаний христианских святых, исторических сочинений; Первые русские рукописные книги.

3. Литература: Зарождается в XI веке. Литературные произведения: Летопись; Житие; Слово.

4. Зодчество и изобразительное искусство: А. деревянное зодчество; Б. каменное строительство.

Храм Святой Софии в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Десятинная церковь в Киеве

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Домашнее задание: § 7 с. 55 – 63, вопросы; Определения слов; Р.Т. №2 с.17, №3,4 с.18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...

Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.

Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.

В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.

Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.

Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.

Строительство собора святой Софии

София киевская

В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии .

Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет :
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» .

Кто же построил Софийский собор?

Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.

София киевская

Участь страны – участь храма

В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.

Реконструкция храма

Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в., который с изменениями сохранился до наших дней.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Архитектура Софии Киевской. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле как характерная черта Софии Киевской. Архитектура Кирилловской церкви. Золотые ворота во Владимире. Покровский собор Василия Блаженного: формы и цветовая гамма.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Архитектура Новгорода, ее своеобразие и значение. Характеристика и особенности главных памятников архитектуры данного региона: Новгородский собор Святой Софии, Владимиро-Суздальская архитектура, Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    История возникновения Киевской Софии: первые упоминания о соборе. Древнейшее изображение киевской Софии. Византийское влияние на архитектуру Софийского собора в Киеве. Интерьер и фрески Софии Киевской. Счастливая судьба иконы Вышгородской Богородицы.

    реферат , добавлен 20.10.2007

    Золотые ворота как главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии, история их возведения, архитектурные особенности и культурологическая ценность. Собор Святой Софии - крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, его внутреннее строение.

    презентация , добавлен 18.05.2015

    История становления русского государства. Архитектура Киева X-XII веков: София Киевская, Золотые ворота, Кирилловская церковь; Древнего Новгорода X-XIV веков: Кремль, Новгородская София, Георгиевский собор; Владимира: Золотые ворота, Успенский собор.

    Святая София - всемирно известный памятник истории, архитектуры, монументальной живописи, возведенный в первой половине 11 века при княжении Ярослава Мудрого в период расцвета Киевской Руси. Существуют также версии, согласно которым строительство храма Святой Софии началось еще во времена Владимира Великого , предшественника Ярослава. Название собора происходит от греческого слова «София» - «Мудрость».

    Построенный как главный храм митрополита Руси, в те времена Софийский собор был общественно-политическим и культурным центром государства. В соборе происходили церемонии «посажения» послов, около него собиралось киевское вече, здесь велось летописание и находилась созданная Ярославом Мудрым первая в древней Руси библиотека .

    Это было одно из самых больших зданий Киева домонгольского периода, которое вершилось тринадцатью куполами, покрытыми листовым свинцом. В те времена фасады храма не штукатурились; их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.

    В 1240 году во время нашествия на Киев орд Батыя собор был разграблен, но уцелел; в 16 веке им владели греко-католики; в 30-40 годах 17 века здесь был основан мужской монастырь.

    На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в формах барокко. Изменения в его облике происходили и в 18-19 веках.

    В 30-е годы 20 века храм прекращает богослужения, здесь создается историко-архитектурный заповедник , работающий по сей день. Лишь изредка, в дни больших церковных и государственных праздников, в Софийском соборе проходят торжественные службы. Все остальное время Святая София принимает гостей. Сюда приходят тысячи людей отовсюду, чтобы полюбоваться древнекиевской монументальной живописью , увидеть сохранившиеся внутри архитектурные формы 11 века, резной иконостас 18 века, комплекс барочных сооружений вокруг главного храма.

    Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской 11 века - 260 м² мозаик и около 3 тысяч м² фресок . К сожалению, это лишь третья часть всей живописи, украшавшей здание в старину. Остальное - живопись 17 и 18 столетий, представляющая менее значительный интерес. Открыты на стенах храма и древнерусские надписи - граффити , процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особенно важны те, что содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси, в т.ч. древняя славянская азбука , которая проливает свет на историческое происхождение кириллицы.

    В соборе находится огромный мраморный саргофаг, в котором некогда покоились останки великого князя Ярослава Мудрого, макет Древнего Киева, постоянно работающие выставки.

    В 1990 году весь комплекс Софийского собора, учитывая его уникальность, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО , а в 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую медаль за сохранение исторического наследия.

    Несмотря на музейный характер древнего комплекса, он и сегодня исполняет роль символа государства и единства Украины.

    Знакомство с Софийским собором - неотъемлемая часть некоторых экскурсионных маршрутов столицы. Во время туристы чаще всего останавливаются на Софийской площади перед собором, чтобы полюбоваться древним храмом, величественной колокольней, а также сфотографировать знаменитый киевский символ.

    Пешеходная позволяет узнать больше о далеком прошлом Софийского собора, о его судьбе в княжеские времена, а также о мастерах, создавших эту святыню.

    Также встреча с Софией Киевской возможна в ходе экскурсии по предпочтению туристов.

      Слайд 2

      В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

      Слайд 3

      Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

      Слайд 4

      Собор Святой Софии в Новгороде

      Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.

      Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

      Слайд 5

      Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.

      Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.

      В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

      Слайд 6

      Церковь Покрова на Нерли

      Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

      Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

      Слайд 7

      Храм Покрова на Нерли

      Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

      Слайд 8

      Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.

      Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

      Слайд 9

      Золотые Ворота

      Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.

      Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.

      Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

      Слайд 10

      Золотые ворота

      Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.

      В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

      Слайд 11

      Успенский собор

      Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

      В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.

      Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.

      До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

      Слайд 12

      Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.

      Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

      Слайд 13

      В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.

      Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.

      Слайд 14

      Дмитриевский собор

      Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.

      Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.

      Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.

      Слайд 15

      Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.

      Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

      Слайд 16

      Дмитриевский собор является синтезом традиций искусства и культуры.

      В настоящее время богослужения в соборе не проводятся.

      Дмитриевский собор - памятник федерального значения, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО.

    Посмотреть все слайды