Деревянное зодчество на Руси. Традиционный терем

Я родом из самого сердца Крыма – Симферополя. Всю жизнь там прожила до момента, когда познакомилась со своими мужем, который проживал на севере РФ – в Архангельской области. Нами было принято решение, дабы было легче передвигаться к моим родителям и его переехать в центр нашей Родины – Москву. Честно сказать, пусть простят меня москвичи, в самом городе не хотелось жить, не подходят нам такие шумные мегаполисы для проживания, поэтому мы выбрали город методом «тыка» (открыли Яндекс карты московской области и закрытыми глазами мышкой нашелся наш небольшой подмосковный городок – город Чехов).

Помню, как мы ехали с двумя чемоданами, не было у нас ни знакомых ни родственников. Решили, что мы хотим всего добиться своим трудом и в будущем не быть ни от кого зависящими.
Приехав в город, начали искать квартиру, в итоге нашли за 15р в месяц + 1р где-то коммуналка. Через 2 недели мне посчастливилось найти работу, на которой я работаю по сей день, а мужу пришлось поискать (длинная история)

Как бы нам не было тяжело, помощи мы не искали и смотрели только вперед – к своей цели, а цель у нас была одна, нам хотелось купить землю и построить свой домик. К слову, муж у меня плотник (строит дома из дерева) В скором времени у него завязались знакомства, где он и познакомился со своими нынешними коллегами по строительному бизнесу, с которыми он и работает. Сразу скажу, на мою зарплату мы б не смогли приобрести даже участок, поэтому приняли решение: мои кровно заработанные идут на съем жилья + продукты питания, а его откладываем.

Так мы прожили 2 года на съемной квартире успев поменять уже место жительство, сменив другой район города – цена такая же, до центра города одинаково 10 минут на автобусе. По хорошему стечению обстоятельств знакомая на работе мне сказала, что в их районе продается участок в 4,5 сотки земли.

Прожив уже 2 года мы накопили деньги на покупку участка стоимостью в 300 тыс. Нам повезло, участок продавался дешево т.к. продавцам срочно нужны были деньги на строительство своего дома. Где-то в мае прошлого года мы заключили сделки и мы стали счастливыми обладателями ровного прямоугольного участка. Нам пришлось очень попотеть, чтоб привести его в надлежащий вид.

Выкапываем дружно березки

Тем временем посадила немного своей зелени на своей долгожданной земле…

Вот что из этого получилось)

Чтоб что-то построить необходимо электричество. Пришлось попотеть обойдя все инстанции, чтоб нам подключили свет! Через 2 месяца – вот он!

Отдавая ежемесячно тете за квартиру мы приняли решение начать что-нибудь строить на участке. Муж предлагал построить бытовку и переехать туда, но так как я понимала, что в суровую зиму я в таких условиях не выживу, я отказалась от такой затеи. Пообщавшись с родителями мужа, те предложили нам перевезти старую баню из бревна, которой уже около 25 лет, чтоб как-то сэкономить на пиломатериалах. Поразмышляя немного хватит ли у нас средств и можно ли к ней как-то что-то пристроить мы решили закупить северный лес, т.к. он даже вместе с перевозкой оказался дешевле и более качественным, чем продают на местных рынках под видом «северного». За перевозку 1 куба леса мы платили около 1200р + наши соседи захотели присоединится к покупке северного пиломатериала.

Пока ехала машинка с севера мы начали вкручивать сваи – 2500р одна штука под ключ (цены прошлого года).

Приступили к обвязке Бани-дома.

Красила уже я)

Что-то вырисовывается уже…

Как я и писала баня из бревна, будущая кухня и второй этаж из карскаса, где бревна были не годны – заменили их на брус

Днем мы работаем на своих основных работах, а вечером пока не стемнело едем работать к себе.

Работал в основном муж и я чем могла тем помогала…

Для тяжелых работ приглашали друга Леху, который работал исключительно на пиве)))

Подшивка полов на первом этаже

Ох, какое для меня было удивление. когда я лично попыталась утеплить кухню… Честно, не очень приятная работа, кто с этим сталкивался – поймет

По бревнышку: как построить терем в костромском лесу

26/08/16, 15:00

Вот уже пять лет бизнесмен Андрей Павличенков восстанавливает в Костромской области красивейший деревянный дом начала ХХ века. убедилась, что терем стоит поездки в лесную глушь.

Одни назовут эту историю бизнес-проектом, другие чудачеством и ненужной затеей. Для меня это история о том, как в одной точке сошлись интересы конкретного человека, его бизнес и стремление сохранить то, что еще не погибло.

"Есть такое хобби - смотреть на разрушающуюся провинцию. С конца 90-х мы ездили в Костромскую область, она считается одной из "лучших" в плане заброшенности в России, - так Андрей Павличенков рассказывает о том, как нашел терем. - Об Асташово мы прочитали в каком-то альбоме памятников в провинции. Поехали, посмотрели. Не собирались ничем заниматься. Но так вышло, что от созерцания перешли к тому, что нужно что-то делать".


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

В заброшенной, вернее, уже исчезнувшей деревне Асташово Андрей нашел терем начала ХХ века, который был построен разбогатевшим крестьянином Мартьяном Сазоновым для своей молодой жены. Дом и по тем временам был нерядовым. Но местные крестьяне, делавшие состояния на торговле лесом, не стеснялись демонстрировать свой доход. Терем в Асташово был красивым, но не единственным необычным домом в этих местах.

После революции в тереме находился, как сейчас сказали бы, местный бизнес-центр: сберкасса, кино, почта, библиотека, фельдшерский пункт. Потом, когда деревни стали пустеть, на дверь попросту повесили замок.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

В начале XXI века чудо-дом практически зарос лесом. В это сложно поверить сегодня, но можно увидеть на фотографиях, сделанных в первый год реставрационных работ, когда его полностью разобрали.

Теперь работы в тереме близятся к концу. Удивительный красоты дом, который мог буквально сгинуть в костромских лесах, почти полностью восстановлен внешне. Старые детали решили даже ничем не покрывать заново, а вот новые покрасили. Сейчас идут работы по внутренней отделке.

В восстановлении участвовали не только профессиональные реставраторы, которых Андрей выбирал долго и тщательно, ведь прелесть такого дома - в деталях. В Асташово провели несколько волонтерских лагерей. Один из них - летом 2015 года - был международным. Студентки из Южной Кореи и Венгрии вместе с российскими энтузиастами работали, иногда и под дождем, утопая в размокшей глине.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

Вообще Асташово - одно из тех мест, куда, приехав однажды, хочется непременно вернуться, несмотря на непростой путь, который нужно проделать. И дело не только в красоте уже почти отреставрированного терема. Как это часто бывает, секрет притягательности таких мест - в людях.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

Новый хозяин, который с удовольствием позирует для фото в аляповатой цветастой кепке, увлекательно рассказывает о первом хозяине Мартьяне Сазонове, о людях, населявших эти места, о страшной коллективизации, войне и исходе людей из деревень.

Возрождение Асташово - это ведь не только восстановление дома, но и поиск, сбор документов, реставрация старинной крестьянской мебели, которую еще можно найти в заброшенных домах, работа по созданию здесь музея (он должен открыться осенью этого года). Музей расскажет об истории мест, о том, откуда в деревне мог появиться такой дом и почему за 100 лет эти места вымерли.

В последние годы в моду вновь вошли деревянные рубленные дома, внешне напоминающие барские хоромы и старорусские терема. Такие конструкции представляют собой дом, сложенный из бревен и богато декорированный различными резными элементами.

Дерево – экологически чистый и уникальный по своим свойствам материал, который на Руси ценился и почитался. Чтобы понять, почему именно этому материалу отдавали предпочтение наши далекие предки, необходимо изучить преимущества деревянных конструкций.

Плюсы и минусы сооружений из дерева

Чтобы дать качественную характеристику дереву, начнем с его преимуществ:

  • Микроклимат. Дома, возведенные из дерева, благодаря своей гигроскопичности, имеют идеальный уровень влажности – воздух в помещении не сильно влажный и не сухой, что препятствует возникновению респираторных заболеваний. Поры в структуре дерева пропускают кислород и недостатка в нем у жильцов точно не будет. Если вы решили возвести дом из хвойных пород дерева, то главное достоинство этой породы – уничтожение вредных микроорганизмов. Фитонциды, выделяющиеся из смолы, выступают в роли профилактического средства и уничтожают очаги заражения;
  • Эстетика. Как внешнее, так и внутреннее оформление дома не нуждается в отделке. Конструкция имеет привлекательный вид;
  • Прогрев. В период отопительного сезона, такие дома быстро прогреваются (в сравнении с каменными) и намного дольше остывают;
  • Уют. В таким домах и живется приятнее, и дышится легче. В каменных «джунглях» наличие такого дома воспринимается как чудо.

Как и любое другое сооружение, деревянные дома в старорусском стиле имеют ряд недостатков:

  • Пожароопасность. Сделать дом пожаробезопасным можно с помощью специальной пропитки и системы пожарного оповещения (позволит избежать сильного возгорания и пожара вообще), но данные средства не являются 100% защитниками;
  • Срок службы дома из дерева уступает каменным и бетонным конструкциям;
  • Уход. За деревянными домами проблематично и сложно ухаживать. Не имея соответствующих навыков, придется заплатить мастерам много денег за ремонт;
  • Стоимость деревянного дома высока, что является определяющим фактором для многих россиян.

Данные недостатки не являются помехой для грамотного и хозяйственного человека. Даже зная об их наличии, люди осознанно выбирают дома такого типа.

Экстерьер – разнообразие русского убранства

Каждый отдельный дом – собственная история стиля. К примеру, деревянный дом может быть оформлен как сказочный терем, всюду декорированный резными элементами. Вы не сторонник лишнего внимания? Можно выбрать русскую усадьбу или барские хоромы, которые отличаются более сдержанным внешним видом. Предпочитаете классику? Симпатичная русская изба с резными рамами станет отличным вариантом.

Теперь, рассмотрим главные отличия русского дома от остальных типов деревянных домов, известных сегодня:

  • Русский дом возводится исключительно из природных материалов – камень и древесина. Наличие пластика, поливинилхлорида и прочих современных элементов не предусмотрено (да и не нужно);
  • Резьба, украшающая окна, дверные проемы, колонны и стропила присущи исключительно русским домам;
  • Метод выкладки бревен, под названием «в обло». Под данным понятие подразумеваются торчащие концы бревен, где хорошо просматриваются их соединения (на углах дома);
  • Наличие простой двускатной крыши (нередко, на крыше можно увидеть флюгеры, в виде петушков и коней);
  • Наличие массивных колонн на крыльце и балконе (если таковой имеется).

Что касается внутреннего убранства дома, то особенное место в русском стиле выделяется для печи или камина. Именно здесь собирается вся семья для трапезы и для отдыха. Также, русские дома характеризуют большие окна, огромное количество вышитых (лоскутных) элементов из ткани, скамьи и простая мебель.

По мнению многих специалистов, такой дом в пригороде расслабляет, позволяет человеку отдохнуть душой и телом от типичных городских забот. Построив русский дом, вы навсегда забудете про плохую экологию и ужасное самочувствие.

Фото










Садовый домик, спроектированный по схеме «шалаш», отличается от традиционных построек тем, что у него нет стен: их заменяет увеличенная крыша, под нею и располагаются все жилые помещения. Благодаря простому конструктивному решению такое загородное жилище можно быстро построить, н обойдется оно намного дешевле.

Конечно, двускатная крыша, создающая оригинальный внешний вид постройки, несколько уменьшает внутреннее пространство, но зато она сочетает в себе одновременно и кровлю, и стены, которые не требуют дополнительной наружной отделки

Прежде чем приступать к строительству, необходимо распланировать территорию: дом следует располагать ближе к входу на участок, чтобы он не занимал место, предназначенное для выращивания овощей и фруктов. Строительство ведется в два этапа: вначале закладывают фундамент, а затем надстраивают н оборудуют основной объем.

ФУНДАМЕНТ - основа любого дома. Это самый сложный и материалоемкий элемент конструкции. От того, как он заложен, зависит долговечность всего сооружения. В предлагаемом проекте используется ленточный фундамент из бутобетона, расположенный по периметру, в сочетании со столбчатыми опорами для несущих прогонов и открытой веранды.

Площадку под будущий дом необходимо разровнять, и с помощью колышков и шнуров разметить основные оси. Затем согласно плану фундамента выкапывают траншеи глубиной н шириной, немного превышающими проектные. Дно последовательно засыпают гравием и песком до нижней отметки заложения. Каждый слой тщательно утрамбовывается.

По окончании земляных работ вдоль каждой стены траншеи устанавливают щиты опалубки, сколоченные из досок, фанеры и т. п. Опалубки в верхней, надземной части соединяют досками так, чтобы рас стояние между внутренними стенками было 300 мм.

Кладку бутовых камней ведут горизонтальными рядами с перевязкой швов. Пер вый ряд из наиболее крупных булыжников укладывают насухо и. тщательно утрамбовав, заливают бетоном М100. Последующие ряды как бы втапливают в раствор, покрывающий предыдущие. Кладку и заливку ведут до проектной отметки -0,230 Напомним, что за отметку 0,000 условно принят уровень чистого пола первого этажа. Наиболее ответственный момент установка закладных деталей. От точности их расположения зависит монтаж несущих прогонов. Поэтому перед тем как опускать эти металлические штыри в бетон, необходимо разметить места их установки- отступ от основных осей А, Б и дополнительных (параллельных им) должен составлять 25 мм.

В местах установки закладных деталей применяется мелкий заполнитель Готовый фундамент выдерживают в опалубке около трех суток, периодически смачивая его ведой, чтобы не образовалось трещин. После удаления опалубки пазухи (пустоты между фундаментом и грунтом) засыпают песком, а по периметру всего здания для отвода дождевых и талых вод выполняют отмостку шириной 700 мм. Причем в направлении осей 1,2, с отступом от фундамента на 350 мм Конструкция отмостки может быть следующей: слой песка (100-150 мм), по которому уложен слой щебня (около 100 мм), и покрытие бетоном или асфальтом с небольшим уклоном от здания.

Рис. 1. Фундамент с несущими прогонами (разбивка и раскладка):
I - ленточный фундамент, 2 - столбчатый фундамент, 3 - закладные детали крепления несущих прогонов, 4 - гидроизоляция (два слоя рубероида), 5 - несущие прогоны веранды, 6 - несущие прогоны дома, 7 - отмостка, 8 - болт MI2.

КАРКАС . Монтаж основного объема начинают непосредственно на готовом фундаменте. Для защиты деревянных конструкций от почвенной влаги все подземные элементы будущего дома покрывают гидроизоляцией два слоя рубероида. Выступающие из фундамента закладные детали пропускают через специальные прорези в рубероиде, выполненные по месту, и заливают горячим битумом. Поверх гидроизоляции кладут несущие прогоны и фиксируют их к проушинам закладных деталей болтами М10. Эти балки служат основанием всего дома и нижними горизонтальными связями стропильных рам.

Частичную сборку рам - соединение стропильных ног накладками конькового узла и балкой перекрытия - удобнее производить на отдельной площадке. Делается это так: стропильные ноги кладут на землю согласно конфигурации крыши, соединив два конца балок коньковыми накладками, их слегка прихватывают болтами М10. Затем, проверив расстояние между свободными концами (оно должно соответствовать длине несущих прогонов), закрепляют балку перекрытия. Лишь после этого окончательно затягивают болты конькового узла.

Чтобы упростить сборку последующих стропил, желательно после сборки первых, точнее - по ним, сделать своеобразный стапель. Для этого готовую конструкцию фиксируют на ровной поверхности с помощью колышков, вбивая их так, чтобы весь конструктивный элемент можно было свободно снять, а на его место заложить заранее подготовленные детали очередных, которые собираются аналогично.

Когда все восемь стропил подготовлены, начинают их монтаж на несущие прогоны. В первую очередь устанавливают крайние стропила, образующие фронтон главного фасада и задний фасад. Простейшим приспособлением - отвесом проверяют их вертикальность и, зафиксировав в таком положении подпорками, соединяют нижние углы металлическими накладками на болтах М12. По верхним узлам укладывают коньковую доску с предварительно размеченными точками крепления всех рам. К возведенным конструкциям она крепится гвоздями (косым забоем), а все последующие стропила как бы подводят под конек, предварительно наживив их нижние углы, и, совместив с соответствующими точками на коньковой доске, фиксируют по всем узлам.

Чтобы убрать временные подпорки, мешающие дальнейшему строительству, а также для придания постоянной жесткости всему дому, в верхней - чердачной - части к стропильным ногам прибивают так называемые ветровые связи. Они соединяют по три рамы с каждого края.

Теперь можно спокойно отстраивать внутренний объем: устанавливать стойки стен, перегородки, подготавливать дверные и оконные проемы. Ко всем этим конструктивным деталям крепятся декоративно отделочные элементы.

Рис. 2. Конструктивная схема садового домика:
1 - ленточный фундамент, 2 - столбчатый фундамент, 3 - несущие прогоны веранды, 4 - несущие прогоны дома, 5 - закладные детали, 6 - лобовая доска, 7 - доски обрешетки, 8 - стропила, 9 - ветровые связи, 10 - накладки, II - Коньковая доска, 12 - волнистые асбестоцементные листы, 13 - рубероид, 14 - стальные накладки, 15 - кровельное оцинкованное железо, 16 - доски сечением 100Х Х50 мм, 17 - болты MI2, 18 - стойки сечением 120X50 мм, 19 - уголок № 5, 20 - балки перекрытии, 21 - стойки дверных проемов, 22 - брус сечением 50X50 мм.

Рис. 3. Основные проекции и планировка садового домика:
1 - фасады (между осями 1-2 и А-Б), 2 - план (А - жилая комната, Б - кухня-прихожая, В - открыт 1я веранда).

Рис. 4. Стропильные рамы:
А - рама главного фасада, Б - рама перегородки, В - промежуточная рама (пунктиром показана дополнительная стойка для отделки фронтона главного фасада), Г - рама заднего фасада.

КРОВЛЯ. Чтобы не заниматься внутренним обустройством под открытым небом, необходимо сразу же установить кровлю. Материал покрытия может быть различным: оцинкованное кровельное железо и черепица, рулонный рубероид и волнистые асбестоцементные листы (шифер). Мы остановимся на последнем как наиболее доступном. К тому же, используя листовой шифер, можно очень быстро покрыть всю крышу.

Начинать следует с обрешетки: брусья небольшого сечения прибивают к стропи лам с шагом 500 мм. Их концы выпускают за пределы крайних рам на 500 мм, полученные свесы защитят стены постройки от атмосферных осадков. По обрешетке укладывают рубероид, а поверх него - волнистые асбестоцементные листы, которые крепятся к доскам обрешетки оцинкованными гвоздями с резиновыми прокладками. Последовательность работы - снизу вверх так, чтобы каждый последующий лист частично перекрывал предыдущий. Конек покрывают специальными коньковыми шаблонами или изогнутой полоской кровельного железа.

Рис. 5. Схема раскладки лаг и настила полов:
I - столбчатый фундамент открытой веранды, 2 - ленточный фундамент дома, 3 - несущие прогоны, 4 - кровля, 5 - обрешетка, в - стропильные ноги, 7 - стойки, 8 - доски пола 9 - лаги, 10 - металлическая накладка.

Отделочные работы

После возведения крыши приступают к отделочным работам. Прежде всего необходимо настелить пол в помещениях и на открытой веранде. Для этого по несущим прогонам стропильных рам укладывают лаги с шагом около 500 мм. В целях экономии длинномерных брусьев необязательно подбирать лаги по длине всего дома: их можно сделать составными Каждый брус крепится к нижним балкам перекрытия гвоздями. Поверх лаг, но перпендикулярно им раскладывают доски чистого пола: хорошо использовать так называемые половые рейки толщиной 28 мм, так как каждая доска имеет шип с одной и паз с другой стороны. Такое соединение в сочетании с гвоздями надежно зафиксирует каждую доску и придаст всему полу дополнительную жесткость.

По завершении работ с полом и настилом террасы начинают обшивку фасадных стен. Нарядный внешний вид домику придадут доски, прибитые горизонтально. Для защиты от дождя лучше использовать доски с четвертями, а если их нет, то подойдут и обычные, прибитые внахлест. И в том, и в другом случае работу ведут снизу вверх.

коньковая накладка, 7 - покрытие кровли (волнистые асбоцементные листы), 8 - балка перекрытия, 9 - стропильные ноги, 10 - коробка дверного блока, II - наличники оконных блоков, 12 - плинтус, 13 - перегородка, 14 - наличник дверного блока Д021-9А, 15 - оконные блоки ОН15-15, 16 - плиты накрытия стен, 17 - доска чистого пола, 18 - лаги, 19 - брусок 25X25 им, 20 - ДВП изоляционная, 21 - ДВП твердая (оргалит), 22 - доска 25Х 100 мм, 23 - стойка, 24 - наружные доски фасада так как каждая последующая доска частично перекрывает предыдущую.

Для обшивки всех стен изнутри используется двойное покрытие: из изоляционной мягкой древесно-волокнистой плиты толщиной 25 мм и тонкой твердой ДВП (оргалит) толщиной 4 мм. При эксплуатации домика в период с весны до осени утеплителя из мягкой ДВП будет достаточно. Если же предполагается использовать постройку и зимой, то необходимо дополнительно утеплить стены минеральной ватой.

Листовое покрытие стен крепится к специальным брускам, прибитым вдоль несущих конструкций, с отступом от лицевой кромки их на 25 мм, то есть на толщину слоя изоляционного ДВП. Оргалит прибивают поверх утеплителя к основным конструктивным элементам. Стыки между листами заделывают рейками-накладками, а угловые - плинтусом.

Шалашная конструкция дома позволяет разместить в стенах различные шкафы и встроенную мебель: все это зависит от фантазии строителя.

После обивки внутренних стен и перегородок в подготовленные проемы вставляют дверные и оконные блоки. Заполнив паклей или ветошью щели между оконными (дверными) коробками и проемами, прибивают наличники, подоконники. Затем устанавливают металлические сливы и начинают обстраивать открытую веранду.

Открытая веранда

Так как настил и стены веранды были заложены вместе с полом и кровлей, остается лишь установить ограждение и лестницу. Конструкция последней не представляет сложностей. Собирается она отдельно и монтируется по месту. Ограждение состоит из четырех стоек, закрепляемых болтами к внешней стороне несущей балки, и парных досок, соединяющих их. В нижней части по периметру всей площадки прибивают цокольную доску.

Рис. 6. Открытая веранда:
I - доски настила, 2 - опорная лапа лестницы, 3 - ступеньки, 4 - ограждение лестницы, 5 - столбчатый фундамент, 6 - цокольная доска, 7 - стойка ограждения, 8 - ограждение, 9 - лаги 10 - несущая балка,
II - тетива лестницы, 12 - брусок, 13 - стойка каркаса, 14 - доски наружной обшивки, 15 - крепежный болт с гайкой (М10).

Окраска

Для окраски деревянного дома необходимо заранее подготовить соответствующие материалы Внутренние стены помещения можно окрасить эмалевыми или водоэмульсионными красками, подбирая светлые тона, так как помещения имеют достаточную глубину, окна располагаются лишь в одной из стен. Наружные поверхности фасадных сторон лучше всего покрыть паркетным лаком: ведь сама древесина имеет приятный цвет и текстуру, а лаковое покрытие надежно защитит ее от воздействий стихии и времени

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем». Да и леса здесь, где искони жили «поганые народы», были густые. Кстати, слово «поганые» вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, «погаными народами» называли язычников. Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укрывались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII вв., стали использовать камень.
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название проис

ходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов — нагелей или шкантов.

Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства хором. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал».

Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Схема устройства кровли: 1 - желоб; 2 - охлупень; 3 - стамик; 4 - слега; 5 - огниво; 6 - князевая слега («кнес»); 7 - повальная слега; 8 - самец; 9 - повал; 10 - причелина; 11 - курица; 12 - пропуск; 13 - бык; 14 - гнет.

Сверху вниз поперёк в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки - «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Терем

(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий».
Русский терем - особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.

Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Оригинальный деревянный дворец- Терем, был построен в 1667 −1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры, эскизы и создан деревянный макет Терема, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства нового терема был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Измайловский царский Терем.
Выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.

Измайловский Кремль появился совсем недавно (строительство было закончено в 2007 году), но сразу стал видной достопримечательностью столицы.

Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI - XVII веков, которая находилась в Измайлово.