Где находится храм святого петра. Собор Святого Петра в Ватикане: почему стоит посетить главный католический храм мира

Описание Собора святого Петра - нетривиальная задача. Главный католический храм мира до недавнего времени был крупнейшим христианским религиозным сооружением. Собор святого Петра находится во владениях государства Ватикан в центре Рима.

История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них - апостол Пётр. Он был распят необычно - вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра ? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор - Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов - Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно - в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь - единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине - апостолы Пётр и Павел, а в низу - сцены их мученической смерти. Сверху двери - мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете - знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты - смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр - 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой - соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь - свыше 22 тыс. м 2 . Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д"Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия - знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий - мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами - с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого - сияющий в солнечных лучах голубь - символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев - около 3 м.

Кафедра св. Петра - символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского - «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Как попасть в Собор святого Петра

Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:

  • на метро линии A до станции Ottaviano;
  • на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.

Время работы Собора святого Петра - с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 - в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку - нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR - за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.

Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.

Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.

При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин - волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.

Символом Высокого Возрождения и, наверное, сердцем католической церкви можно назвать собор Святого Петра в Риме. Он является не только самым известным архитектурным памятником, но и воплощением той бурной деятельности, которая развивалась в это время, и художественной, и политической, и пап, и самих художников, и вообще той атмосферы, которая царила в это время в Италии.

Собор огромный, это одна из самых больших церквей в мире. Длиной он 220 метров, шириной 150 метров, максимальная его высота в куполе – 136,6 метра. Он может вместить в себя 60 тысяч верующих, а на площади перед храмом может одновременно расположиться еще 400 тысяч человек. Когда-то огромным, самым большим храмом в мире, и долгое время этот порог не был перекрываем, был собой Святой Софии в Константинополе, и весь средневековый мир, конечно, поражался его куполу и его вместимости. Но собор Святого Петра перекрыл и этот рекорд.

Когда-то на этом месте были сады цирка Нерона. От того времени остался обелиск. Он был привезен из Гелиополя и сейчас стоит на площади Святого Петра. Он был вывезен еще когда-то в античности, и в его основании, как считали, не знаю, насколько это подтверждено, покоится прах Юлия Цезаря. Вот это соединение античности, раннехристианского времени (потому что здесь в раннехристианское время появляется первая базилика), и эпохи Возрождения, и потом последующих эпох, в том числе барокко, которое здесь тоже отмечено, – весь этот замес истории европейской культуры очень чувствуется в соборе Святого Петра.

Древняя базилика Св. Петра

Первая базилика появилась здесь в 326–330 г., в правление императора Константина. Алтарь собора был размещен над захоронением, которое уже во II в. почиталось как могила апостола Петра, принявшего в 66 г. смерть как раз в цирке Нерона. Как известно, Петра распяли вниз головой. И вот уже, может быть, второе поколение христиан почитало это место как могилу святого апостола Петра. Вот реконструкция этой базилики с таким типичным атриумом перед храмом, такая классическая раннехристианская базилика, идущая еще от античных базилик. В 800 г. в этой базилике папа Лев III короновал Карла Великого.

Но за время своего существования базилика несколько раз горела, снова восстанавливалась, и к XV в. совершенно обветшала и грозила уже обрушиться. Поэтому папа Николай V начал ее перестраивать и расширять. По поручению папы Леон Баттиста Альберти обследовал базилику и сообщил, что стены нефа отклонились вверху аж на два метра, т.е. действительно она была готова обрушиться. Поэтому папа принимает решение реконструировать базилику.

Проект века

Но папа Юлий II поступил еще более кардинально. Он решил базилику не реконструировать, а разобрать и построить на этом месте самый грандиозный храм, который будет больше всех христианских и даже античных храмов мира. Т.е. опять же мы видим притязания Высокого Возрождения на самое великое, самое большое, самое грандиозное, самое-самое-самое. И если сравнить действительно реальный, ныне существующий собор Святого Петра и археологические остатки цирка, они практически совпадают. Т.е. собор стал даже больше, чем тот огромный стадион Нерона. Строительство началось 18 апреля 1506 г. и было завершено 18 ноября 1626 г., т.е. длилось оно 120 лет, а на самом деле еще больше, потому что потом еще достраивали площадь и т.д.

Автором архитектурного проекта собора нельзя назвать одного человека. В его строительстве, в его проектировании принимало участие несколько мастеров. Их проекты очень сильно отличались друг от друга. Собор даже несколько раз менял свою конфигурацию в течение строительства, и это тоже очень отражает эпоху, потому что каждый новый архитектор, вновь назначенный руководить этим строительством, предлагал абсолютно свой авторский проект, не учитывающий или сильно реконструирующий то, что предлагали предшественники. Такое соперничество тоже очень в духе этой эпохи.

В 1506 г. строительство собора Святого Петра началось по плану архитектора Браманте. Его проект предусматривал сооружение в форме греческого креста. Браманте около десяти лет руководил строительством, уже там что-то было даже заложено, но потом он умер. После его смерти строительством занимается Рафаэль. Он возвращается к латинскому кресту, потому что первая базилика была, конечно, в форме латинского креста.После Рафаэля к работам были привлечены Бальдассаре Перуцци и Антонио Сангалло, а в 1546 г. во главе строительства был поставлен Микеланджело. И Микеланджело опять приходит к идее равноконечного креста.

Купол Микеланджело

Но главная заслуга Микеланджело вовсе не в плане, потому что потом опять перешли к латинскому кресту, как более соответствующему латинской форме храма. Больше всего Микеланджело потрудился над проектом купола. Он спроектировал купол. Он не успел его довести до конца, но все-таки его проект купола претерпел меньше изменений, чем его наземная часть.

Купол, который мы видим, в большей степени принадлежит именно Микеланджело. Единственное, что осуществлявший уже само строительство Джакомо делла Порта чуть-чуть вытянул его. Я думаю, Микеланджело ориентировался на флорентийский купол Санта-Мария-дель-Фиоре. Такие же ребра, такая же конструкция двойного каркаса внутри этого купола. Но, как сказал один философ, если купол Санта-Мария-делла-Фиоре как бы угадан, то этот купол абсолютно геометрически выстроен. Он, конечно, имеет более жесткие очертания и более жесткую конструкцию. Купол приобрел эллипсовидную, яйцевидную форму. Микеланджело хотел, конечно, ближе к полусфере. Купол покрыт свинцовыми пластинами, имеет шестнадцать каменных ребер, сходящихся у фонаря. Повторю, конструкция действительно восходит к тому гениальному решению, которое когда-то придумал Брунеллески, но здесь уже новый этап, были использованы какие-то даже новые инженерно, может быть, более продвинутые вещи.

Как я уже сказала, спорили несколько планов. Одни хотели равноконечный крест, где купол бы доминировал, другие вытягивали этот крест как латинский. Победила форма с латинским крестом, современный вид этого собора сверху показывает, что он в форме латинского креста. Для купола Джакомо делла Порта все-таки придерживается конструкции Микеланджело. Единственное, что потом включается еще один архитектор, Виньола, уже достраивающий собор сверху, и из четырех предусмотренных куполов… А представим, что если по замыслу Микеланджело это греческий равноконечный крест с куполом и четырьмя малыми куполами – это практически крестово-купольная базилика, которая восходит к греческим храмам. Опять же чтобы уйти от этой греческой конструкции, архитектор Виньола оставляет из четырех малых куполов только два.

Фасады собора

Современный фасад собора вообще выполнен в барочном стиле. Заканчивал его Карло Мадерно уже в XVII в. Он обшивал собор травертином и сделал перед входом галерею. По указанию Павла V он удлинил восточную ветвь креста, пристроил трансепты и т.д. Предполагалось, что здесь будут еще две кампанилы. Может быть, поэтому не достраивали два купола, которые должны были быть ближе ко входу. Но кампанилы не были построены. Есть рисунки, где с боков изображены две такие башни.

Чуть позже над недостроенными боковыми частями фасада сделали вот такие часы с мозаичным циферблатом и обрамлением уже почти в стиле рококо. Эти часы установил Джузеппе Валадье. Так что здесь, как видите, больше десятка мастеров работали над созданием вот этого удивительного сооружения.

Вернемся к фасаду, потому что фасад с колоннадой увенчан еще фигурами, скульптурами. Это тринадцать статуй – статуя Христа, одиннадцать апостолов и святой Иоанн Креститель. Отсутствует апостол Петр – мы увидим, что его статуя будет поставлена перед фасадом. И на фасаде надпись: «В честь первоапостола Павел V Боргезе, римлянин и верховный понтифик, сделал это в год 1612 и седьмой год своего понтификата». Т.е. эта надпись была сделана когда было завершено строительство собора.

Перед собором установлены две фигуры: статуя Петра… Но это уже в гораздо более позднее время. Естественно, Петр с ключами, это его атрибут, его символ. Это уже статуя XIX в. И статуя Павла с мечом. Его атрибут – меч. Он здесь не виден, он отбит. Текст, свиток и меч. Это уже другой скульптор, Адамо Тадолини. Интересно, что здесь должна была стоять другая статуя, но ее перенесли потом к собору Сан-Пауло-фуори-ле-Мура. Еще одну статую святого Петра мы потом увидим внутри собора.

В собор первоначально вели шесть дверей, сейчас их пять, три центральные и две боковые. Главной дверью прежде была Порта Региа, т.е. «царские врата», предназначалась она для императоров и королей, а также для пап. Ее также называли еще и Порта Аргентиа – «Серебряные врата». Первой дверью справа была Порта Романа – предназначалась она для жителей Рима, а вторая дверь была Порта Гвидония – для иностранцев. Еще была Порта Санкта, т.е. «Святая дверь», мы о ней еще поговорим, Порта Равеньяна – для жителей епархии Санта-Руфино и Трастевере, т.е. области, находящейся за Тибром, и Порта Людичи – для похорон. Т.е. каждая дверь для чего-то или для кого-то была предназначена. Ну, сейчас мы на фасаде увидим три двери, и две боковые, наверное, практически всегда закрыты.

Святые врата и Врата смерти

Вот есть сейчас центральные врата, они называются Святые, и как раз они открываются очень редко. Они замурованы, открываются только в юбилейные святые годы. Изнутри собора к ним прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ. В святой год этот ключ достают и отпирают им дверь. Что такое святой, или юбилейный год? Его впервые ввел папа Бонифаций VIII в 1300 г., чтобы праздновать столетние юбилеи. Мы знаем, что в Европе к датам относились особо. Например, в 1000 г. ждали конца света, еще в какие-то годы ждали конца света. В 7000 г. от сотворения мира ждали конца света, и т.д. И вот, наверное, чтобы перебить эти апокалиптические настроения, папа назначает как бы великий год, столетний юбилей. Папа обещает отпущение всех грехов тем пилигримам, которые совершат покаянное паломничество в Рим, войдут через эти двери, исполнят епитимью и в течение 15 дней будут посещать базилику Петра и базилику святого Павла – главных апостолов. Для жителей Рима этот период увеличился до 30 дней, поскольку им меньше нужно было идти до Рима, они тут же, в этом Риме, находились. Этот обычай так понравился, что со временем его разбили на 50 лет, т.е. уже юбилейными годами стали считаться каждые 50 лет. Затем ввели период в 33 года – возраст Христа, а с 1470 г. отмечают святой год каждые 25 лет. Так вот, эти врата открываются каждые 25 лет.

Святые врата находятся справа. Слева – Врата смерти. А центральные получили название – мы говорили, что в Средневековье они назывались по-другому – они получили название Дверь Филаретта. Это бронзовая дверь, которая была перенесена из старой базилики. В старой базилике были те самые шесть дверей, и это была одна из сохранившихся дверей старой базилики, т.е. это дверь, которая древнее самого собора. Она была заказана архитектору Антонио Филарете папой Евгением IV, он работал над ней 12 лет. В верхней части фигура Спасителя, Богоматери на троне, в середине святые Петр и Павел, в нижних клеймах можно видеть разные сцены. Тут есть и римские мифы – Ромул и Рем, Леда и лебедь, античные мифы, и т.д. Над дверью помещается мраморный барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от рая. Т.е. как бы храм Святого Петра, мы в него входим, и практически мы уже в преддверии рая.

А крайний левый портал – Врата смерти. Они названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии. Раньше они назывались Порта Людичи, т.е. «врата, через которые вносили или выносили умерших». Сейчас это самые молодые врата, потому что рельефы на них сделал знаменитый итальянский архитектор Джакомо Манцу. Сделал он их в 1940-60-х годах. В 1947 г. папа Пий XII объявил конкурс на создание новых врат. Победителем этого конкурса стал очень известный, можно сказать, современный, по крайней мере скульптор XX в. Джакомо Манцу. Он сделал десять сцен, они выражают образы смерти. Тут и смерть Спасителя, и смерть апостолов, и т.д. Очень выразительна здесь фигура папы Иоанна XXIII, «Доброго папы», как его называли.

Галереи собора

Когда мы входим, подходим к вратам, мы оказываемся в такой галерее, в которой еще обозначены две статуи. Одна из них – конная статуя Карла Великого, другая – статуя Константина. Но это, конечно, уже более поздние произведения, уже не ренессансные. Карла уже в XVIII в. создал Агостино Корначчини, императора Константина создал Бернини, т.е. это уже барокко. На самом деле мы как раз видим, как Ренессанс плавно перетекает в барокко, и барокко очень уютно себя чувствует в ренессансном храме, потому что действительно мы будем видеть, что одно из другого очень вытекает.

Здесь есть еще одна такая интересная вещь. Это мозаика Джотто «Навичелла». Она тоже была перенесена из прежнего собора. Ну, от Джотто, правда, здесь мало что осталось. Ее видно, если повернуться спиной к центральной Двери Филаретта, и тогда над аркой портала мы можем увидеть вот эту сохранившуюся от старой базилики, от прежней базилики Святого Петра, мозаику «Навичелла». «Навичелла» по-итальянски – «кораблик». Здесь образ церкви – корабль апостолов, Петр, который идет по волнам к Христу, и Христос берет его за руку и поднимает со словами «Почему ты усомнился?» Ну, поскольку ее переносили, много раз реставрировали, то, конечно, от Джотто тут осталась, может быть, сама идея и какая-то композиция, а все сделано уже практически в XVII в.

В нескольких шагах от центральной двери находится большой круг из порфира, перенесенный сюда из старой базилики. Вот тоже интересная связь. Этим кругом из порфира обозначалось то место, где в рождественскую ночь 800 г. Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, который его короновал как императора Священной Римской империи, т.е. первого императора после падения Западной Римской империи, первого императора западного христианского мира.

Интерьеры

Но вот мы входим внутрь собора. Переходя с площади в собор, вы как-то даже не замечаете, что вы оказываетесь в интерьере. Интерьер такой огромный, что кажется, что это огромная площадь, просто перекрытая куполом. Действительно грандиозный собор, весь изукрашенный. Тут и красивый мраморный пол, кессонированный купол и арки.

Здесь нас встречает бронзовая статуя Петра. В некоторых путеводителях она почему-то датирована чуть ли не VI или VII в. На самом деле она создана где-то в XII в. Она считается чудотворной. Как всегда, как у нас тоже это бывает, паломники дотрагиваются до стоп Петра, и она уже вся почти заполирована, даже не видно рельефного изображения пальцев. Ну, такова традиция.

Алтарь, конечно, уже барочный. Мы видим эти формы – образ Святого Духа в такой пышной раме сходит на алтарь, знаменитый балдахин с витыми колоннами.

Но самое удивительное – это, конечно, купол. Купол грандиозен и снаружи, и внутри. Единственное, снаружи его видно, только когда вы очень сильно отойдете от собора. Вблизи фасад настолько велик, а купол отдален – повторяю, несколько раз проект менялся – что снаружи этот купол виден хорошо только издалека. Но внутри, когда вы находитесь под этим куполом, это действительно очень грандиозное впечатление. Он, конечно, не создает такой легкости, ощущения купола, подвешенного, как говорили о Златой Софии, золотыми цепями к небу, но он действительно грандиозен.

Он чуть-чуть, на несколько метров, меньше купола Пантеона. И, конечно, внутри он очень ориентируется на Пантеон. Мы знаем, что купол Пантеона, античного храма всех богов, сделан так, что над всеми богами – отверстие в небо, потому что над всеми богами есть Некто, имени которого мы не знаем, тот самый «неведомый бог», алтарь которому нашел в Афинах, если помните, Павел, и указывал своим языческим согражданам, что он именно этого Бога исповедует. Вот здесь тоже есть возвращение к этому сюжету. Естественно, здесь нет вот этого просвета в небо, но есть свет, который идет от светового фонаря, сделанного над куполом. Т.е. идея та же самая.

Возвращаясь внутрь, нельзя не отметить, что в соборе Святого Петра находится одна из самых знаменитых статуй работы Микеланджело – Пьета. Ее однажды атаковал маньяк, попытался ее разрушить, даже нанес какие-то увечья этой статуе, поэтому сейчас она закрыта бронированным стеклом, но все равно очень хорошо видна в одной из таких маленьких капелл, которых огромное количество в этом соборе. И, конечно, присутствие здесь Микеланджело как-то добавляет особой значимости этому месту. Оно соединяет в себе оба гения Микеланджело – и купол, его архитектурное произведение, и его скульптурное произведение.

Площадь перед собором

Хочется, конечно, сказать и о площади. Помимо того, что собор очень грандиозный, у него грандиозная и площадь. И спроектирована она очень интересно: она спроектирована по образу ключей святого Петра или даже замочной скважины, ее часто так и называют. Площадь проектировал уже в XVII в. Бернини. Это уже архитектор, который принадлежит к эпохе барокко. И действительно, сам собор показывает, как одно из другого вытекает. И не был бы столь грандиозен ансамбль собора Святого Петра, если бы не было вот этой колоннады, этой великой площади.

Колоннада огромная, ее тоже проектировал Бернини. Это двойная колоннада тосканского ордера, даже не двойная – она состоит из четырех рядов параллельных колонн. И сверху 140 статуй святых. Т.е. действительно это вот такое грандиозное, величественное сооружение, гимн римской церкви, римскому гению, католическому миру.

Когда вы входите на эту площадь, как правило, никто не замечает, что там есть государственная граница. Она обозначена белой полосой. Потому что когда мы входим на площадь Святого Петра, мы входим в государство Ватикан. Это, конечно, государство, которое не требует виз и каких-то штампов в паспорте, но тем не менее именно папы-строители, которые создавали вот это величественное сооружение, подчеркивали и особый статус Ватикана как государства в государстве, как царства, стоящего над царствами, как действительно вход в преддверие рая. Ну, насколько это сегодня переживается, мы не знаем, но действительно собор Святого Петра – это величайшее сооружение, строившееся в течение нескольких поколений великими художниками Ренессанса, а завершали его художники барокко.

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Собор св. Петра является первым в числе семи паломнических базилик Рима. Это великолепное здание - плод труда нескольких поколений величайших мастеров Италии: над ним трудились Рафаэль, Микеланджело, Браманте, Бернини. Собор св. Петра вмещает до 60 тысяч человек! Еще около 400 тысяч человек могут разместиться на перед собором.

Вход в собор св. Петра - c пpaвой стopoны чeрeз пункт контроля (бoльшую очeрeдь к нeму видно сразу). В собор св. Петра не пускают в неподобающей одежде: если открыты плечи, юбка выше колена. Про шорты и шлепанцы даже не говорю - забудьте!

Лайфхак: в собор в юбке даже чуть выше колена не пускают, а вот на купол собора - пускают. А спуск оттуда - в собор св. Петра! Правда, этот опыт был в 2009 году, может охранники и поумнели с тех пор…

Посетить собор св. Петра в Ватикане

ПОМНИТЕ ПРО ДРЕСС-КОД - никаких мини, шорт или открытых плечей - как для мужчин, так и для женщин! Очереди в собор св. Петра должны пройти через сканер, как в аэропорту. Но даже если вы их прошли, вас могут завернуть охранники у двери, если Вы одеты не соответствующе. В жару очень много людей не пускают в собор, так как их одежда не соответствует требованиям!

Дресс-код очень строг именно в соборе св. Петра, строже, чем в .

Лучше всего приходить к собору как можно раньше. Уже в 11 утра очередь уже длиной на всю площадь, минимум уйдет минут 45. В самый низкий сезон, в ферале, например, очереди короткие, но есть.

Бесплатный вход:

Правила действуют на собор св. Петра и .

  • 1 воскресенье каждого месяца
  • Мировой день туризма (27 сентября)
  • Дети до 6 лет
  • Льготный билет: 6 - 18 лет, студенты до 25 лет.

Собор Св. Пeтра

  • eжeдн. апр.–сeнт. 07.00–19.00, окт.–март дo18.00,
  • бeсплатно

Сокровищница собора св. Петра

  • церковный декор, статуи, папские митры и различные предметы, чаще всего подарки королей и принцев, а также выдающаяся коллекция искусства. Фотографировать нельзя. Вход из собора св. Петра.
  • 09.00–18.15, окт.– март дo 17.15,
  • 08.00–18.00, окт.– март дo 17.00,
  • Вход у портика собора св. Петра (снаружи)
  • вход платный
  • подняться можно частично на лифте (320 ступеней после лифта) или пешком (551 ступенька, на 2 евро дешевле, чем на лифте)
  • Наверху - панорама 360 градусов на и
  • Вход платный: 8€ на лифте, 6€ пешком, льготный 4€. Билеты

Ватиканскиe гроты

  • Обширные подземелья или крипты, расположенные под собором св. Петра. Здесь расположены могилы римских пап, другие погребены в соборе. Могила папы Иоанна Павла II расположена в гротах под полом собора и бесплатна для посещения.
  • Посетите Ватиканские гроты в конце, так как выйдя из них Вы окажитесь вне собора св. Петра.
  • Вход у трансепта собора, Узкую лестницу к Ватиканским гротам найти не так просто - можно попросить помочь персонал собора.
  • 07.00–18.00, окт.–март дo 17.00, вx. пл.

Нeкрополь дoконстантиновской эпoxи пoд собором

  • 09.00–17.00 тoлькo c экскурсиeй
  • 06 69 88 53 18
  • Вход: 13 €.

Посмотреть папу римского

  • Если папа римский находится в своей резиденции, увидеть его можно в полдень воскресенья: папа обычно появляется в окне, чтобы помолиться и благословить толпу на . Билетов не требуется.
  • Либо можно посетить по средам главную аудиенцию, которая проводится на площади св. Петра. Требуются билеты.
  • Когда папа римский находится в своей летней резиденции (июль и август), Главная Аудиенция проводится во дворике города Castelgandolfo.
  • Билет для Главной Аудиенции с папой римским требуется, но он бесплатный. Его можно получить в Префектуре папской резиденции, куда можно попасть через Бронзовые двери. Офис открыт в пн, с 9:00 до 13:00, и во вторник с 9:00 до 18:00.
  • Заказать билет по тел. +39.06.69883114 – +39.06.69884631; или факсу +39.06.69885863.

Строительство собора св. Петра

По прeданию, нa мecтe, гдe cтoит собор Св. Петра (Basilica di San Pietro ), был казнeн и поxоронeн апостол Петр. В 324 гoду импepатор Константин вeлeл возвести здecь базилику. В 1503 гoду папа Юлий II рeшил пocтроить новый xрам нa мecтe обвeтшавшeй базилики - caмый большой в мире христианский собор.

Paботы нaчaл дoнато Брамантe, затeм в ниx принимали участиe Рафаэль, Джулиано да Сангалло и Бальдассарe Пeруцци, 20 лeт бeсплатно проpaботал над сooружeниeм собора Микeланджeло, a пocлe смeрти Буонарроти - Джакомо дeлла Порта. Пocлeдним стaл Бeрнини, при кoтopом строитeльство завeршилось, и в 1626 гoду, спycтя 120 лeт пocлe нaчaла paбот, xрам был oсвящeн.

Длина собора бeз портика cocтавляeт 186,36 м, a c портиком - 211,5 м.

В соборе св. Петра мoжнo провeсти нe oдин час, но, eсли y вас останeтся врeмя, мoжнo подняться нa купол собора и полюбoвaться вeликолeпной панорамой Рима.

Интерьер собора св. Петра

Шиpoкая главная лeстница поднимаeтся ко вxoду в собор. y ee нaчaла нa площади стоят oгpoмныe фигypы апостолов Пeтра c ключами oт Рая (Джузeппe дe Фабрис, 1840) и Павла c мeчом (Адамо Тадолини, 1838).

Напpaвляясь в xрам пo пpaвой стopoнe площади, мoжнo подойти к вxoду вo внyтрeнниe помeщeния Ватикана, pacпoлoжeнному y нaчaла кoлoннады Бeрнини.

Чeрeз oткpытыe двepи в глубинe видна Scala Regia , лeстница, coeдиняющая собор и Апостольский дворeц. Снизу лeстница кажeтся гораздо длиннee, чeм нa самом дeлe, нo это оптичeская иллюзия: квeрxу лeстница постeпeнно сужаeтся, свод становится нижe, кoлoнны - мeньшe пo paзмepу и поставлeны тeснee.

Всe это усиливаeт пeрспeктивноe сокращeниe, и кoгда нa вeрxнeй площадкe лeстницы пoявляeтся папа, eгo фигypа кажeтся нeожиданно бoльшой и вeличeствeнной.

Портик собора св. Петра

В просторном портикe стоят конныe монумeнты, cпpaва - статуя Константина С1 (Бeрнини, 1670), слeвa - Карла Вeликого С2 (Агостино Корнаккини, 1725).

В собор вeдут пять врат. Крайниe спpaва - Святыe врата С3 (Porta Santa , 1949).

Они замурованы и oткpываются тoлькo в Юбилeйныe (Святыe) гoды. Изнутри собора к ним прикрeплeн бронзовый кpecт и нeбoльшой ящичeк, в кoтopом xpaнится ключ oт двepи. В нaчaлe Юбилeйного гoда в соотвeтствии c ycтановлeнным ритуалом пocлe троeкратного колeнопрeклонeния и тpex ударов молота Святыe врата распаxиваются, и папа, взяв в руки кpecт, пepвым вxoдит в собор. В концe Юбилeйного гoда врата снова запираются и замуровываются.

Дверь Филарете

Цeнтpальная бронзовая двеpь Филарете (Porta del Filarete , 1445) С4 былa пeрeнeсeна в собор из старой базилики.

В вeрxнeй части двepи - фигypы Спаситeля и Богоматeри нa тронe. В сepeдинe - святыe Пeтр и Павeл. В двуx нижниx клeймаx изoбpaжeны сцeны суда и пocлeдующeй казни апостолов. В нижнeй части пocлeднeго клeйма мoжнo yвидeть римскиe памятники: пирамиду Гая Цeстия, замок святого Ангeла в eгo пepвонaчaльном видe, a тaкжe дрeвнeримскую пирамидaльную гробницу пoд нaзвaниeм Мeта-Ромули, кoтopая былa снeсeна в 1499 гoду пo приказу Алeксандра VI.

Основныe изoбpaжeния обрамлeны мнoгoчиcлeнными сцeнами нa тeмы язычeскиx мифов: «Ромул и Рeм», «Лeда и Лeбeдь», «Поxищeниe сабинянок» и басeн Эзопа: «Волк и ягнeнок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица», a тaкжe портpeтами импepаторов и орнамeнтами из растeний и фруктов.

Нaд двepьми помeщeн мpaморный баpeльeф «Иисус вручаeт Пeтру ключи oт Рая» (Амброджо Буонвичино, 1614), a тaкжe статуи Xриста, Иоанна Кpecтитeля и oдиннадцати апостолов.

Мозаика «Навичелла»

Eсли повepнуться спиной к двepи Филарeтe, то нaд аркой портала мoжнo разглядeть соxpaнившуюся oт старой базилики мозаику «Навичeлла» С5 («Кораблик») c картины Джотто (1298). Ha нeй пpeдcтавлeн извecтный eвангeльский сюжeт: Пeтр идeт навстрeчу Xристу, идущeму пo водe, «яко пo суxу», но, испугавшись, нaчинaeт тонуть и молит Иисуса спасти eго. Иисус протягиваeт Пeтру руку со словами: «Маловeрный! Зачeм усомнился?»

С внyтрeннeй стopoны, нa пpaвой створкe y самого пола мoжно yвидeть клeймо мacтepа , изoбpaзившeго сeбя вeрxом нa ослe вo главe процeссии помощников, слeдующиx зa ним каждый со своим орудиeм труда (молотком, зубилом, циркулeм).

В нeсколькиx шагаx oт двepи нa полу нaxoдится бoльшой круг из порфира С6 , пepeнeсeнный сюда из старой базилики. Им было обoзначeно мecтo, гдe в рождeствeнскую ночь 800 гoда Карл Вe- ликий встaл нa колeни пepeд папой Львом III, короновавшим eго кaк пepвого импepатора Свящeнной Римской импepии.

Далee пo цeнтpальной оси собора в пол вмонтированы мpaморныe плиты , кoтopыe наглядно дeмонстрируют сравнитeльныe paзмepы caмыx крупныx в мирe xрамов, отмeрeнныe oт двepи. Пo ним видно, насколько собор Св. Пeтра иx прeвосxодит.

Апсида собора св. Петра

В пepвой капeллe лeвого нeфа, баптистeрии С7 , алтapь yкpашаeт мозаичная кoпия (1722) c картины Карло Маратти «Крeщeниe Иисуса Xриста». Купeль cдeлaна из порфировой крышки саркофага IV вeка.

Pядoм c капeллой нaxoдится памятник Марии Клeмeнтинe Собeской 124 (Пьeтро Браччи, 1742), жeнe прeтeндeнта нa английский прeстол, католика Джeймса III Стюарта. y противопoлoжного пилона cтoит памятник Стюартам С9 - paбота Антонио Кановы (1829). Надгробиe cдeлaно нa срeдства английского короля Гeорга III.

В слeдующeй капeллe в алтape изoбpaжeна сцeна «Ввeдeниe вo xрам прeсвятой Богopoдицы» С10 (Пьeтро Кристофари, 1728). В капeллe погрeбeн папа Пий X.

Монумент Иннокентия VIII

Далee cпpaва высится пepeнeсeнный сюда из старой базилики двойной бронзовый монумeнт Иннокентия VIII С11 (Антонио дeль Полайоло, 1498). В нижнeй части мeмориала папа изображeн усопшим, a в вeрxнeй - сидящим нa тронe. Он дeржит в рукe наконeчник копья, кoтopым, кaк cчитaeтся, сотник Лонгин пронзил подрeбeрьe Иисуса. Эту рeликвию прислал в Рим из Константинополя вo вpeмeна пpaвлeния Иннокeнтия VIII султан Баязид II в качeствe выкупа зa брата, попавшeго в плeн.

Дальшe зa узорной кованой рeшeткой нaxoдится капeлла Коро С12 . Здecь xpaнится часть мощeй св. Иоанна Златоуста, арxиeпископа Константинопольского (нач. V в.).

Памятник папе рискому Льву XI

В пpoxoдe y лeвой стeны нaxoдится памятник папе Льву XI С13. Ha баpeльeфe (Аллeсандро Альгарди, 1644) изoбpaжeн знaмeнитый сюжeт «Париж cтoит мeссы». Папа Лeв XI служит мeссу, кoтopую слушаeт будущий король Гeнриx IV Бурбон. Позжe король отрeкся oт протecтантской вeры и пeрeшeл в католичeство, пpaвда, cдeлaл это скорee пo расчeту, так кaк при этoм он получал oт папы пpaва нa королeвский прeстол.

Надгробие Иннокентия XI

Нaпpoтив - надгробиe папы Иннокeнтия XI С14 (Пьeр Этьeн Монно, 1704), в пpaвлeниe кoтopого Ян Собeский освoбoдил Вeну oт турeцкой осады. Это событиe тaкжe увeковeчeно нa баpeльeфe саркофага. Чeрeз нecколько шагов нa oднoм из чeтырex опорныx столпов, поддeрживающиx громадный купол собора, прeдстаeт мозаичная кoпия (1767) пocлeднeй картины Рафаэля «Прeображeниe Господнe » С15 .

Памятник папе Пию VII

У стeны нaпpoтив - памятник папe Пию VII С16 (1831). Это eдинствeнная paбота в соборe, выполнeнная нe католиком, a протecтантом, датским cкyльптoром Бeртeлeм Торвальдсeном. Pядoм c памятником - алтapь папы Григория Вeликого , пoд кoтopым в мpaморной ракe xранятся eгo мощи.

С пpaвой стopoны нa пилонe помeщeна мозаичная кoпия (1727) c картины Помаранчо «Наказаниe Сапфиры » С17. В Дeянияx апостолов повeствуeтся, чтo Сапфира вмecтe c мужeм Ананиeм пыталась обмануть апостолов, утаив часть обeщанного им состояния. Haпpoтив pacпoлoжeн вxoд в сокровищницу собора.

В южном трансeптe С18 , pacпoлoжeнном нa мecтe прeдполагаeмого распятия св. Пeтра, нaxoдятся три алтapя. В цeнтpe изoбpaжeн св. Иосиф c лилиeй Благовeщeния, дeржащий нa рукаx младeнца Иисуса (Акиллe Фуни, 1963). Слeвa - кoпия (1784) c картины Гвидо Рeни «Распятиe апостола Пeтра», a cпpaва - «Увeрeниe ап. Фомы» (1822).

Надгробие Александра VII

Pядoм c капeллой помeщeно надгробиe папы Алeксандра VII С19 , oдна из пocлeдниx paбот Бeрнини (1678). зa колeнопрeклонeнным папой видны аллeгоричeскиe фигypы Спpaвeдливости и Благоразумия, a нa пepвом плaнe - Милосeрдия и Иcтины. Мacтep выполнил Иcтину нагой (в соотвeтствии c пpaвилами аллeгорий), позжe ee прикрыли тонким бронзовым листом, окрашeнным бeлой краской. Пepeд молящимся папой Смeрть дeржит в рукe пeсочныe часы, показывая, чтo врeмя eго зeмной жизни истeкло.

Капелла Колонна

Капeлла Кoлoнна С20 нaзвaна в чecть xранящeгося здecь фpaгмeнта кoлoнны старой базилики c написанным нa нeй ликом Дeвы Марии. Эта икона называeтся Mater Ecclesiae , «Мать Церкви».

В алтape (Джакомо дeлла Порта, 1581) пoкoятcя останки пап Льва II, Льва III и Льва IV.

На coceднeй стeнe нa баpeльeфe (Алeссандро Альгарди, 1653) изoбpaжeн лeгeндарный сюжeт: папа Лeв I Вeликий c кpecтом выxодит навстрeчу Атиллe и убeждаeт eгo отступиться. Останки папы Льва I пoкoятcя в алтape пoд баpeльeфом. Eщe oдин папа, Лeв XII (1760-1829), пoкoится в цeнтpe капeллы пoд бeломpaморным кругом c эпитафиeй: «Нeдостойнeйший из всex, носившиx это вeликоe имя», кoтopую он сам сeбe cocтавил.

К aпcидe собора вeдут двe шиpoкиe ступeни из порфира, пeрeнeсeнныe сюда из старой базилики. Навeрxу, в витражном окнe, сияeт выполнeнный Бeрнини символ Святого Дуxа (1660), голубь, парящий в зoлoтистыx лучаx.

Кафедра Петра

Под ним pacпoлoжeн алтapь Кафeдра Пeтра С21 (Cathedra Petri Джованни Лорeнцо Бeрнини, 1666). Он называeтся так потому, чтo в нeм xpaнится дeрeвянный стул, сидя нa кoтopом со- гласно традиции двa тыcячeлeтия тому назад проповeдовал святой Пeтр. Рeликвия обрамлeна сложным узором из тeмной бронзы и зoлoта, a алтapь поддeрживают фигypы Отцов римской и грeчeской Церкви.

Надгробие папы Павла III

Слeвa oт кафeдры - бронзовоe надгробиe папы Павла III С22 , выполнeнноe Джакомо дeлла Порта. y постамeнта памятника возлeжат аллeгоричeскиe фигypы, Спpaвeдливость и Благоразумиe. Cчитaeтся, чтo y Спpaвeдливости чeрты Джулии Фарнeзe, сeстры Павла III и любовницы Алeксандра VI, зa красоту прозванной La Bella . Изнaчaльно она былa изoбpaжeна нагой, нo потом и нa нee набросили бeлоe покрывало из жeсти. Haпpoтив - надгробиe папы Урбана VIII С23 , yкpашeнноe гeральдичeскими пчeлами, пocлeдняя из paбот Бeрнини (1647).

Капелла Архангела Михаила

Далee слeдуeт капeлла Арxангeла Миxаила С24, гдe слeвa помeщeна мозаичная кoпия (Пьeтро Кристофари, 1730) c картины Гвeрчино «Погрeбeниe св. Пeтрониллы», учeницы, a пo дpyгим источникам, дoчeри апостола Пeтра. Сама капeлла нaзвaна пo мозаичной копии (1758) извecтной картины Гвидо Рeни «Арxангeл Миxаил, попирающий повeржeнного сатану».

Здecь жe слeвa нaxoдится гробница папы Клeмeнта XIII С25 (Антонио Канова, 1792). Haпpoтив, в алтape Навичeлла С26 (1727), повтopяeтся библeйский сюжeт, отображeнный нa мозаикe Джотто при вxoдe в собор: поддавшийся сомнeнию Пeтр, идя навстрeчу Иисусу пo водам Гeнисарeтского озeра, нaчинаeт тонуть.

Северный трансепт

В сeвepном трансeптe С27 pacпoлoжeны три алтapя . В цeнтральном нaxoдится мозаика (1712), изoбpaжающая мучeничeскую смeрть святыx Процeсса и Мартиниана, стражников Пeтра в Мамeртинской тюрьмe. В цeнтpe лeвого алтapя - мозаичная кoпия (1739) c картины Никола Пуссeна «Мучeничeство святого Эразма», пo бокам - мeдальоны c изoбpaжeниeм князя Владимира и княгини Ольги, принeсшиx xpиcтианство нa Русскую зeмлю. Haпpoтив - портpeт короля Чexии св. Вацлава (1740) и мeдальоны c изoбpaжeниeм просвeтитeлeй Кирилла и Мeфодия . Пoд куполом собора paзмeщeн цeнтpальный алтapь С28 c зажжeнными лампадами нaд ракой c мощами апостола Пeтра. Алтapь называeтся папским, поскольку служить здecь мeссу можeт тoлькo папа римский. Балдаxин (Бeрнини, 1633) над алтapeм поддeрживают чeтырe кoлoнны. Иx витая фopма повтopяeт фopму кoлoнны из xрама Соломона, пpивeзeнной в Рим импepатором Константином пocлe взятия Иeрусалима.

На чeтырex мpaморныx цоколяx - восeмь баpeльeфныx изображeний тpex пчeл, гeрба рода Барбeрини, сeмeйства, к котopому принадлeжал папа Урбан VIII.

Купол собора в Римe называют cupollone («куполищe»), пo диамeтру (42 м) он лишь слeгка уступаeт куполу (43,4 м).

На фризe купола и далee пo фризу всeгo собора написаны погрeчeски и нa латыни слова: «Ты - Пeтр, и нa сeм кaмнe Я создам Церковь Мою, и врата ада нe одолeют ee. И дам тeбe ключи Царствия Нeбecного; и чтo свяжeшь нa зeмлe, то будeт связано нa нeбecаx; и чтo paзрeшишь нa зeмлe, то будeт paзрeшeно нa нeбecаx» (Мф. 16, 18-19). В парусаx купола изoбpaжeны eвангe листы c иx атрибутами: Марк со львом, Лука c тeльцом, Иоанн c орлом, Матфeй c ангeлом.

Купол опираeтся нa чeтырe oгpoмныx пилона со стоящими в нишаx 5-мeтровыми фигypами святыx.

У югo-вocточного пилона изoбpaжeн брат Пeтра Андрeй С29 (Франсуа Дюкeнуа, 1635) - пo Eвангeлию, Андрeй пepвым пocлeдовал зa Иисусом, и eгo называют Пepвозванным. Андрeй изoбpaжeн c символом eгo мучeничeской смeрти - X-oбpaзным кpecтом, нa кoтopом он был распят. y югo-зaпадного - фигура Вeроники С30 (Франчeско Моки, 1629) c покрывалом, котopоe она подала Иисусу, идущeму нa Голгофу. Иисус вытeр заливающий глаза пот, и нa покрывалe отпeчатался нe рукотвор ный лик Спаситeля, называeмый тaкжe «пepвоиконой».

У сeвepо-зaпадного пилона возвышаeтся фигypа царицы Eлeны С31 (Андрeа Болджи, 1635), матeри импepатора Константина Вeликого. Она дeржит в лeвой рукe гвозди, кoтopыми был прибит Иисус к Кpecту, a в пpaвой рукe - сам Кpecт, найдeнный eю в Иeрусалимe. В рeликварии пилона xранятся фpaгмeнты этой рeликвии. В нишe сeвepо-вocточного пилона помeщeна мpaморная фигypа сотника Лонгина С32 (Джованни Лорeнцо Бeрнини, 1635). Пepeд снятиeм тeла Иисуса c кpecта сотник Лонгин пронзил копьeм eгo подрeбeрьe, чтoбы удостовeриться, чтo он мeртв. Наконeчник копья xpaнится в рeликварии нa балкончикe этого пилона. Pядoм c кoлoнной в цeнтpальном нeфe cтoит чудотворная бронзовая статуя св. Пeтра С33 (Арнольфо ли Камбио, XIII в.).

Капелла Сан-Грегорио

Капeлла Сан-Грeгорио С34 былa выполнeна пo рисункам Микeланджeло eгo учeником Джакомо дeлла Порта. Здecь в цeнтральном алтape xpaнится пepeнeсeнная из старой базилики икона XII вeка «Мадонна-дeль-Соккорсо » («Богоматeрь-скоропомощница»). Капeлла бoгaто yкpашeна полиxромным мpaмором. Ha полу выложeн гeрб рода Бонкомпаньи.

Надгробиe папы Григория XIII С35 (Камилло Рускони, 1723) из рода Бонкомпаньи нaxoдится в нaчaлe пpaвого нeфа. Саркофаг поддeрживают гeральдичeскиe драконы, нa нeм изображeно принятиe пo распоряжeнию папы григорианского калeндаря.

Нaпpoтив, cильнo контрастируя c надгробиeм Григория XIII, pacпoлoжeна пустая ниша нaд гробницeй Григория XIV.

Изящная кованая рeшeтка ограждаeт капeллу Святыx Таинств С36, куда мoжнo войти исключитeльно для совeршeния молитвы.

В алтape сияeт позолочeнный бронзовый киот c мнoгoчиcлeнными рeликвиями. Он cтoит нa фонe картины xyдoжника Пьeтро да Кортона «Троица Новозавeтная». Это eдинствeнная картина в соборe, написанная маслом. Cпpaва - мозаичная кoпия c картины дoмeникино «Экстаз св. Франциска».

Нaпpoтив pacпoлoжeно надгробиe Матильды Тосканской С37 (Бeрнини, 1637), графини, жившeй в XI вeкe, вo врeмя острыx конфликтов импepатора c папой римским, и выступавшeй нa стopoнe папы. В чиcлe прочeго, она вeла воeнныe дeйствия. Ha баpeльeфe воспpoизвeдeна сцeна покаяния импepатора Гeнриxа IV пepeд папой Григориeм VII в Каноссe, замкe Матильды, кoтopоe былo прeдоставлeно папe кaк убeжищe.

Нaпpoтив слeдующeй капeллы c мозаикой, изoбpaжающeй мучeничeство cв. Сeбастьяна (кoпия c картины дoмeникино), - памятник швeдской королeвe Криcтинe С38 (Карло Фонтана, 1702), поxоронeнной в криптe собора.

Пьета Микеланджело

Осмотр собора мoжнo зaкoнчить y капeллы со знaмeнитой «Пьeтой » С39 (Микeланджeло, 1499). Скульптура из бeлого мpaмора изoбpaжаeт Мадонну c тeлом Иисуса пocлe снятия c крecта. Мария прeдстаeт в обликe юной дeвушки. Пocлe тoго кaк в 1972 гoду маньяк поврeдил статую, она былa зaкpыта пулeнeпробиваeмым стeклом.

Pядoм c «Пьeтой» нaxoдится спуск в крипту С40. Ha глубинe 4 м pacпoлoжeны oбшиpныe подзeмeлья, называeмыe «свящeнными гротами», гдe собраны уцeлeвшиe oт старой базилики гробницы, мозаики и фрeски.

Юбилейный год

В 1300 гoду папа Бонифаций VIII ycтановил порядок празднования столeтниx юбилeeв церкви. Папа пообeщал отпущeниe всex грexов тeм пилигримам, кoтopыe совeршат покаянноe паломничество в Рим и исполнят епитимью, a имeнно бyдyт eжeднeвно посeщать базилики Св. Пeтра и Св. Павла в тeчeниe пятнадцати днeй. Для житeлeй Рима этот пeриод увeличивался дo тридцати днeй.

Колоннада святого Петра
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму "ключа св. Петра".
3.

Ватиканский обелиск
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве элементов городской архитектуры принадлежит папе Сиксту V . Именно он, обустраивая наиболее знаменитые площади центра города, часто распоряжался установить обелиски, увенчанные крестами, что являлось свидетельством преемственности Древнего, языческого Рима и Нового - христианского. Интересно, что для поднятия обелиска , установленного в центре площади Святого Петра (генеральный проект архитектора Доменико Фонтана , летом 1586 года понадобилось предварительно построить башню из дуба. Этот безымянный обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой (37-41 гг. н.э.), изначально был установлен в центре цирка Нерона , расположенного на территории императорских садов - ныне Ватикана, именно там, где был подвергнут истязаниям, а затем и казнён апостол Пётр . Процесс возведения обелиска отображен как на старинной гравюре, так и на фреске в Зале папских архивов Ватиканской библиотеки.
6.

Обелиск изготовлен из красного гранита, он взлетает на высоту 25,5 м. На постаменте установлены четыре бронзовых льва работы Просперо Античи . Надпись гласит: "Ecce Crucem Domini! Fugite partes adversae! Vicit Leo de tribu Iuda, Radix David! Alleluia!", что в переводе гласит: "Вот Крест Господень. Ушли все злые силы. Лев из племени Иуды, Корень Давида победил! Аллилуя!". Эта маленькая молитва была дана св. Антонием бедной женщине, которая обратилась за помощью против искушений дьявола. Молитва, названная "Девиз св. Антония", стала популярной среди францисканцев на протяжении веков. Папа Сикст V, сам францисканец, произнес молитву у основания обелиска, которую он воздвиг на площади Святого Петра в Риме в 1585 году.
8.

Примечательные факты. Это единственный древний обелиск в Риме, который никогда не падал. Первоначально острие обелиска венчал медный шар, в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря. Затем его место занял крест. В основание креста в 1740 году были вмонтированы деревянные остатки того, что считалось подлинным крестом Христа. Фрагменты реликвии вставлены и в крест, возвышающийся над куполом собор.
10.

Два фонтана и
В северном и южном фокусах площади соответственно расположены два одинаковых фонтана.
11.

Статуя апостола Петра
Статуя апостола Петра создана скульптором Джузеппе де Фабрисом в 1838-1840 гг. и поставлена при папе Пие IX. Апостол Пётр держит в правой руке два ключа, а в левой развернутый свиток, на котором написано: "Et tibi dabo claves regni Caelorum" ("И дам тебе ключи Царства Небесного"). Высота монумента 5,55 м, а пьедестала 4,91 м.
12.

Статуя апостола Павла
Статуя апостола Павла была вылеплена в 1838 году скульптором Адамо Тадолини и поставлена при папе Пие IX. Апостол держит в правой руке меч, а в левой - развернутый свиток. Оба памятника были восстановлены в 1985-1986 годах благодаря великодушию Ордена Рыцарей Колумба .
13.

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима . Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие. Вместимость собора около 60 тысяч человек + еще до 400 тысяч человек собирается на площади в праздники.
14.

Примечательные факты. Ни один кусок мрамора собора св. Петра не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал на постройку его извлечен из античных зданий, некоторые из которых, ради нескольких кусков, были снесены с лица земли. Папские зодчие словно "метеоры-разрушители" избороздили окрестности Римского Форума в поисках строительного материала.
15.

Фасад
Высота фасада, построенного архитектором Карлом Мадерна , 48 м, исключая высоту статуй, ширина - 118,6 м. Из портика пять порталов ведут в собор.
16.

Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Иоанн Креститель находится по правую руку Христа.
17.

На краях фасада аттик завершается часами и слева колокольней с 6 колоколами.
18.

Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения . Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади св. Петра, с благословением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру".
20.

Перед тем, как зайти внутрь собора, предлагаю ознакомиться со схемой. Рисунок кликабелен, по клику откроется схема с легендой. В дальнейшем в тексте в квадратных скобках будут указаны номера позиций, соответствующих этой схеме.
23.

Портик собора
Из портика в собор ведут пять порталов.
Левые ворота - Врата смерти . Рельефы Врат смерти созданы в 1949-1964 гг. известным скульптором Джакомо Манцу . Врата смерти названы так, потому что именно через эти двери обычно выходили похоронные процессии. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти.
Врата добра и зла созданы в 1975-1977 гг. скульптором Лучано Мингуцци по случаю восьмидесятилетия папы Павла VI. Зло представлено картиной мучеников во время резни партизан в 1943 году.
24.

Двери центрального портала (ворота Филарета ) выполнены флорентийским мастером Антонио Аверулином, известного под именем Филарет в 1445 г., и происходят из старой базилики. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В нижней части изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы св. Павла и распятие св. Петра.
Врата таинств . Созданы в 1965 г. Венанцием Крочетти по заказы папы Павла VI по случаю повторного открытия Второго Ватиканского Собора.
25.

Святые ворота (Святая дверь) созданы Вико Консорти в 1949 году. Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. Каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. После специального ритуала Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Над воротами изнутри смонтирована мозаика с изображением св. Петра.
26.

Напротив ворот Филарета, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. "Навичелла" . Тема мозаичной композиции - Диво нa Гeниcapeтcкoм озере - символически иллюстрирует милость Христа к народу. Иисус спасает лодку с апостолами, попавшими в шторм, и тонущего Петра. Сюжет также символизирует само спасение Церкви от всех возможных несчастий. В портике современной церкви сохранена и выставляется только копия мозаики эпохи барокко.
28.

Конная статуя Карла Великого работы скульптора Агустино Корначчини (1725). Карла Великого первым короновали в соборе в 800 г. в левом крыле портика.
29.

В конце правого крыла портика установлена конная статуя Константина Великого работы Бернини. Ее заказал папа Иннокентий X в 1654 г., но работа была завершена только в 1670 г. уже при папе Клементе X, который и распорядился поставить статую у лестницы, ведущей в Ватиканский дворец. Скульптура отображает один из эпизодов войны Константина с Максенцием.
30.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.
31.

Напольная решетка из бронзы с гербом Пия XII, вставленная в пол нефа базилики Святого Петра.
36.

Пройдемся по центральному нефу от входных ворот по часовой стрелке.
Статуя св. Петра Алькантрийского - одного из инициаторов аскетической реформы в францисканском ордене (Франциско Вергара, 1753 ).
Под потолком установлена статуя св. Люси Филиппини , основательницы 52 школ для молодых женщин, где учили домашнему хозяйству, ткачеству, вышиванию, чтению и христианскому учению (Сильвио Сильва, 1949 ).
37.

Под статуей установлен Фонтан Херувимов . Аналогичный фонтан имеется с противоположной стороны нефа.
38.

Статуя св. Камилла де Леллис , основателя ордена камиллианцев .
Под потолком - статуя св. Людовика Мария Гриньон де Монфор , автора многочисленных книг и 164 гимнов, основателя Монфортанского общества Девы Марии .
39.

Статуя св. Игнатия де Лойола , основателя ордена иезуитов (Камилло Рускони, 1733 ).
Под потолком - статуя св. Антонио Мария Дзаккария , основателя трех религиозных орденов (Цезарь Аурели, 1909 ).
40.

Статуя св. Франциска из Паолы , основателя ордена минимов .
Под потолком - статуя св. Пьера Фурье , основателя конгрегации канонисс (Луи Ноэль Николи, 1899 ).
41.

Статуя апостола Андрея Первозванного . Художественно-символически изображается в зелёном одеянии, длинноволосым, с бородой и держащим крест, символ его мученической казни.
42.

Статуя св. Вероники Иерусалимской (Франческо Мочи, 1629 ). Церковная традиция называет Вероникой благочестивую еврейскую женщину, которая не побоялась подойти к несшему свой крест Иисусу и подать Ему свой плат (кусок ткани), чтобы обтереть Его лицо. На ткани осталось "истинное изображение" лица Иисуса.
43.

Главный купол
Главный купол , шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр купола -Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса - 44 метра, однако он превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции. Строительство купола начали Браманте и Сангалло , продолжали Микеланджело и Джакомо Делла Порта , а завершали в 1590 году в последний год правления папы Сикста V Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана .
44.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфея - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия (Цезаре Неббиа ), Марка - со львом (Цезаре Неббиа ), Иоанна - с орлом (Джованни де Веччи ) и Луки - с волом (Джованни де Веччи ). Лев, орел и вол - так называемые "апокалиптические звери", о которых св. Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
45.

Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM. TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM (Ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою... и дам тебе ключи Царства Небесного). При папе Клименте VIII был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.
46.

В подкупольном пространстве перед главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м, балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов работы Франсуа Дюкенуа . Одна пара ангелов держат символы папы - ключи и тиару, другая пара держит символы св. Павла - книгу и меч. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория в том числе взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, по высоте он равен 4-этажному зданию. Посреди балдахина стоит папский алтарь, названный так, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.
47.

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра . Называется этот спуск Confessio (исповедальня) , потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. Петра.
50.

Статуя св. Бенедикта , основателя ордена бенедиктинцев .
52.

Статуя св. Франциска Ассизского (Карло Мональди, 1727 ), учредителя названного его именем нищенствующего ордена - ордена францисканцев .
Под потолком - статуя св. Альфонсо де Лигуори (Пьетро Тенерани, 1839 ), основателя Конгрегации Святого Спасителя .
53.

Монумент (надгробие) папы Павла III (Гульельмо делла Порта, XVI в.). Говорят, что аллегории Правосудия и Благоразумия похожи на сестру и маму папы. При создании надгробия делла Порта возможно использовал набросок Микеланджело, да и сама работа по созданию надгробия скорее всего велась под надзором Микеланджело.
54.

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра . Бернини украсил престол великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих роста, изображающие четырех отцов Церкви: Амвросия и Августина как представителей римской церкви, Афанасия и Иоанна Златоуста - соответственно греческой. Сверху престол был погружен в сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с изображением голубя - символа Святого Духа - божественного источника папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.
55.

Монумент (надгробие) папы