Презентация подготовка к егэ по химии. Подготовка к ЕГЭ презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

Позитивный опыт подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по химии. Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ № 33 Т.Е. Карабак



1 шаг Подготовительная работа.

Использование тестов с 8 класса.

  • Разработка итоговых контрольных работ в формате ОГЭ, ЕГЭРазработка элективных курсов, направленных на подготовку к итоговой аттестации в новой форме.


3 шаг

  • Мотивируй учащихся и родителей на результат.

4 шаг

Действуй в содружестве с психологом.


5 шаг

Разработай методику работы.

  • Актуализация, систематизация и обобщение знаний по теме.
  • Отработка практического навыка.
  • Корректировка умений и навыков
  • Контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.

6 шаг

Используй в работе образовательные ресурсы.

Демонстративные (теоретический материал)

  • Интерактивные (учебный материал)
  • Диагностические (тесты, тренажеры)

7 шаг

После проведения консультаций регулярно отслеживай уровень усвоения материала учащимися(работа с диагностическими картами).


8 шаг

  • Пробные экзамены различных уровней

с подробным анализом.


9 шаг

Изучив результаты пробных экзаменов, работай над пробелами в знаниях учащихся.


  • - положительный настрой на ЕГЭ и ОГЭ.

Спасибо за внимание!

1 слайд

2 слайд

Структура части С КИМов по химии в 2006 году С1. Окислительно-восстановительные реакции С2. Составление возможных уравнений реакций С3. Цепочки превращений в органической химии С4. Расчётные задачи по темам: «Растворы», «Расчёты по уравнению реакции» С5. Задача на вывод формулы вещества

3 слайд

Окислительно-восстановительные реакции Основное правило, которое используется при определении продуктов ОВР: один элемент понижает свою степень окисления, другой элемент повышает свою степень окисления. Продукты реакции зависят от среды. В кислой среде изменение степени окисления происходит более глубоко.

4 слайд

Окислительно-восстановительные реакции С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: P + HClO3 + ...= HCl + … Определите окислитель и восстановитель. РЕШЕНИЕ: Определим степени окисления и установим, какой элемент будет понижать степень окисления, а какой – повышать. P0 + H Cl+5O3+ …= HCl-1 + … В данном уравнении Сl+5 (окислитель) превращается в Сl-1 , следовательно, P0 (восстановитель) будет повышать свою степень окисления до P+5 Переход электронов: P0-5e- = P+5 6 Cl+5+6e- = Cl-1 5 Уравнение имеет вид: 6P + 5HClO3 + 9H2O = 5HCl + 6H3PO4

5 слайд

Окислительно-восстановительные реакции С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение: Al + K2Cr2O7 + … = … + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O РЕШЕНИЕ: Al0 + K2Cr2+6O7 + … = … + Cr2+3(SO4)3 + K2SO4 + H2O Al0 повышает степень окисления до +3, Cr+6 понижает степень окисления до Cr+3. В качестве среды выступает серная кислота. Переход электронов: Al0 - 3e- = Al+3 2 восстановитель 2Cr+6 + 6e- = 2Cr+3 1 окислитель Уравнение имеет вид: 2Al + K2Cr2O7 + 7H2SO4 = Al2(SO4)3 + Cr2(SO4)3+ K2SO4+ 7H2O

6 слайд

Окислительно-восстановительные реакции Примеры окислительно-восстановительных реак-ций в заданиях С1: a) SO2 + K2Cr2O7 + … = K2SO4 + … + H2O б) KNO2 + K2Cr2O7 + …= KNO3 + Cr(NO3)3 + H2O в) KIO3 + … + H2SO4 = I2 + K2SO4 + H2O

7 слайд

Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: сульфида натрия, сероводорода, хлорида алюминия и хлора. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: Na2S + H2S = 2NaHS H2S + 4Cl2 + 4H2O = 8HCl + H2SO4 Na2S + Cl2 = 2NaCl + S 2AlCl3 + 3Na2S + 6H2O = 2Al(OH)3 + 6NaCl + 3H2S

8 слайд

Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината калия K3, хлорида алюминия, сероводорода и гидроксида рубидия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: K3 + 3H2S = 3K2S + 2Al(OH)3 + 6H2O H2S + 2RbOH = Rb2S + 2H2O или Н2S + RbOH = RbHS + H2O AlCl3 + 3RbOH = 3RbCl + Al(OH)3 или AlCl3 + 4RbOH = 3RbCl + Rb 2AlCl3+ 3H2S = Al2S3 + 6HCl Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S

9 слайд

Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: гексагидроксохромата натрия Na3, хлорида железа (III), сернистого газа и перекиси водорода. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: SO2 + H2O2 = H2SO4 2FeCl3 + SO2 + 2H2O = 2FeCl2 + H2SO4 + 2HCl 2Na3 +3H2O2 = 2Na2CrO4 + 2NaOH + 8H2O Na3 + FeCl3 = Fe(OH)3 + Cr(OH)3 + 3NaCl

10 слайд

Составление возможных уравнений реакций C2. Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината калия K3, хлорида хрома (III), карбоната калия и угольной кислоты. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: K2CO3 + H2CO3 = 2KHCO3 2CrCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Cr(OH)3 + 3CO2 + 6KCl K3 + CrCl3 = Cr(OH)3 + Al(OH)3 + 3KCl 2K3 + 3H2CO3 = 3K2CO3 + 2Al(OH)3 + 6H2O

11 слайд

Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: H2SO4(конц.),t Br2 H2O, Hg2+ H2, кат. Пропанол-1 Х1 Х2 пропин Х3 Х4 РЕШЕНИЕ: CH3–CH2–CH2–OH CH3–CH=CH2 + H2O CH3–CH=CH2 + Br2 CH3–CHBr–CH2Br CH3–CHBr–CH2Br + 2KOH 2KBr + 2H2O + CH3–C CH CH3–C CH + HOH CH3–CO–CH3 CH3–CO–CH3 + H2 CH3–CHOH–CH3

12 слайд

Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: KOH(спирт.), t t, Cакт CH3Cl, AlCl3 KMnO4, H2SO4 С2Н4 С2H4Cl2 Х1 C6H6 Х2 C6H5COOH РЕШЕНИЕ: C2H4 + Cl2 C2H4Cl2 C2H4Cl2 + 2KOH 2KCl + 2H2O + C2H2 3C2H2 C6H6 C6H6 + CH3Cl C6H5CH3 + HCl 5C6H5CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O

13 слайд

Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: H2O, Hg2+ KMnO4, H2SO4 Cl2, P изб. NH3 C2H2 Х1 CH3COOH Х2 Х3 N2 РЕШЕНИЕ: С2H2 + HOH CH3COH 5CH3COH + 2KMnO4 + 3H2SO4 5CH3COOH + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O CH3COOH + Cl2 CH2ClCOOH + HCl CH2ClCOOH + 2NH3 CH2NH2COOH + NH4Cl CH2NH2COOH + HNO2 N2 + CH2OH–COOH + H2O

14 слайд

Взаимосвязь органических веществ C3. Примеры заданий: 2HCl, t изб. NaOHспирт., t t, Cакт. Cl2, AlCl3 изб. NaOH, t Этиленгликоль Х1 Х2 С6Н6 Х3 Х4 Na t, kat, (-4H2) AlCl3, CH3Cl KMnO4, H2SO4 NaOH 1-бромпропан Х1 Х2 Х3 С6Н5СООН Х4

15 слайд

Расчёты по уравнениям реакций С4. Для окисления некоторого количества серы потребовался такой объем кислорода (н.у.), который образуется при разложении 215 г хлората калия, содержащего 5% бескислородной примеси. Определите массу серы, вступившей в реакцию, и объем образовавшегося газообразного продукта окисления. РЕШЕНИЕ: 2KClO3 = 2KCl + 3O2 m(KClO3) =215 ∙ 0,95 = 204,24 г; n(KClO3) = 1,667 моль По уравнению реакции рассчитаем количество вещества кислорода. n(O2) = 2,5 моль S + O2 = SO2 По уравнению реакции n(S) = n(SO2) = n(O2) = 2,5 моль m(S) = 2,5 моль ∙ 32 г/моль = 8 г V(SO2) = 2,5 моль ∙ 22,4 л/моль = 56 л ОТВЕТ: 56 л SO2; 8 г S.

16 слайд

Расчёты по уравнениям реакций C4. Примеры заданий: а) Для окисления некоторого количества аммиака потребовался такой объём кислорода (н.у.), который образуется при разложении 245,6 г перманганата калия, содержащего 3,5% бескислородной примеси. Определите массу аммиака, вступившего в реакцию, и объём образовавшегося азотсодержащего продукта окисления (н.у.). б) Для окисления некоторого количества серы потребовался такой объём кислорода (н.у.), который образуется при разложении 330,9 г перманганата калия, содержащего 4,5 % бескислородной примеси. Определите массу серы, вступившей в реакцию, и объём образовавшегося продукта окисления.

17 слайд

Расчёты по теме «Растворы» С4. Смешали 100 мл 15% раствора гидроксида калия (плотностью 1,10 г/мл) и 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотностью 1,05 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю хлорида калия в нем. РЕШЕНИЕ: KOH + HCl = KCl + H2O Найдем массу каждого раствора и массу вещества. mр-ра(KOH) =100 ∙ 1,1 = 110 г; m(KOH) = 110 ∙ 0,15= 16,5 г mр-ра(HCl) = 150 ∙ 1,05 = 157,5 г; m(HCl) = 157,5 ∙ 0,1 = 15,75 г Найдем количество вещества для каждого соединения. n(KOH) = 0,294 моль; n(HCl) = 0,43 моль; n(KCl) = 0,294 моль Среда кислая Найдем массу соли m(KCl) = 21,9 г Рассчитаем массу общего раствора: m(р-ра) = 110 + 157,5 = 267,5 г Определим массовую долю хлорида калия в растворе: = 21,9/267,5 = 0,08

20 слайд

Расчёты по теме «Растворы» C5. Образцы заданий: а) Установите формулу неорганического соединения, содержащего 20% магния, 53,33% кислорода и 26,67% некоторого элемента. б) При полном сгорании газообразного органического вещества, не содержащего кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1,8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите формулу сгоревшего соединения. в) При термическом разложении неизвестного вещества массой 49 г выделилось 13,44 л (н.у.) кислорода и осталось твердое вещество, содержащее 52,35% калия и 47,65% хлора. Определите формулу вещества.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 1 Формирование: интереса к предмету и мотивации его изучения; прочных базовых знаний; умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач; умений работать с тестами различных типов. 8-9класс


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 2 Профильная ориентация учащихся Определение круга предметов, по которым необходима подготовка к ЕГЭ Формирование группы учащихся, которым необходима подготовка к ЕГЭ по химии 9-10класс


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 3 Углубленная подготовка группы учащихся по химии: дифференцированный подход на уроках элективные курсы индивидуальные консультации класс


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 4 Непосредственная подготовка к экзамену: знакомство с структурой КИМ по химии, нормативными документами; выделение особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности по этим темам; изучение материала по темам, при этом: - повторение теории; - самостоятельная работа с заданиями ЕГЭ, относящимися к данной теме; - разбор всего непонятого и нерешенного. 11класс




РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Целью работы: осознание определенной их частью того факта, что для реализации жизненных целей их детьми им необходима углубленная естественнонаучная подготовка. Федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в вуз по данному направлению. Ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Обратить внимание родителей на роль их помощи в подготовке своих детей. Учитель должен рассказать и о той помощи, какую он способен оказать ученикам в их работе (материалы, консультации).


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ Подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся. Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ. Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание. Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время. Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСКОВ НА УРОКАХ Для успешной работы на ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, ученики должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счет угадывания. При их использовании не развивается устная и письменная речь ученика.


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСКОВ НА УРОКАХ Прием работы с тестами - «Ответ с комментариями»: Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. Мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на свойства определенного класса веществ, формулировка определения, правила, закона, составление уравнения реакции, решение расчетной задачи…


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ Целью подготовки к ЕГЭ для сильных учеников является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий части С. Однако они должны регулярно тренировать себя на выполнении заданий части А и В. При этом перед ними ставятся задачи: а) свести к минимуму ошибки, допускаемые по невнимательности; б) выявить те темы курса химии, где ошибки допускаются по незнанию, изучить эти разделы, отработать полученные знания на тематических тестах.


ПОДГОТОВКА СЛАБЫХ И СРЕДНИХ УЧЕНИКОВ Ориентирована на успешную сдачу ЕГЭ как минимум на удовлетворительную отметку. Для этого достаточно уверенного выполнения части А контрольно-измерительных материалов (30 первичных баллов, которые можно набрать в части А, примерно соответствуют 50 баллам по шкале ЕГЭ). Подготовку надо вести по самым характерным свойствам веществ, наиболее распространенным типам реакций, самым простым и чаще всего используемым алгоритмам решения задач.


СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ НА ЭКЗАМЕНЕ Правила первого круга: Отмечай верное и пропускай сложное.(45мин.) Правила второго круга: Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй «три шпаргалки» и законы химии.(95мин.) Правило третьего круга: Проверяй сделанное и угадывай ненайденное.



Cлайд 1

Cлайд 2

ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Химия. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин - М.: Астрель, 2009. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Химия/ ФИПИ автор составитель: Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2009 Единый государственный экзамен 2010. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Ю.Н. Медведев, А.А.Каверина, А.С. Корощенко – М.: Интеллект-Центр, 2009. ЕГЭ-2010: Химия / ФИПИ авторы-составители: А.С. Корощенко, М.Г. Снастина – М.: Астрель, 2009. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Химия/ ФИПИ авторы составители: А.А. Каверина. Ю.Н. Медведев, Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2009. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2010/ ФИПИ авторы составители: О.Ю. Гончарук, Д.Ю. Добротин, А.А. Каверина – М.: Интеллект-Центр, 2009. Химия. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена /ФИПИ авторы: А.А. Каверина. Ю.Н. Медведев, Д.Ю. Добротин - М.: Русское слово, 2009.

Cлайд 3

Почерпнуть полезную информацию в полном объеме можно с различных сайтов и информационных порталов о ЕГЭ: http://www.ege.spb.ru - ЕГЭ В Санкт – Петербурге Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме http://www.ege.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru Открытый колледж http://www.dospo.ru Центр интенсивных технологий образования http://www.odoportal.ru Проект "Домашнее обучение" http://www.school4you.ru следующий слайд

Cлайд 4

Cлайд 5

Предмет ФИО учителя Количество выпускников, сдававших ЕГЭ Средний балл сдавали данный предмет преодолели минимальный порог процент преодолевших порог По Гимназии №67 Общегородской Химия С. Б. Львова 2 2 100% 70 51,6

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Справочник состоит из нескольких разделов, подготавливающих к ЕГЭ со всех сторон: знание программы,умение правильно заполнять и решать ЕГЭ, тренировку в решении ЕГЭ.

Cлайд 9

Cлайд 10

В каком из вариантов ответа углеводороды расположены в порядке уменьшения длины связи: 1)ацетилен,этан,этилен,бензол 2)этан,этилен,ацетилен,бензол 3) этан,этилен,бензол,ацетилен 4)этан,бензол,этилен,ацетилен Молярную массу алкина с числом углеродных атомов, равным n,можно рассчитать по формуле: 1)12n-2 2)14n+2 3)14n-2 4)12n+2

Cлайд 11

Какой из углеводов нельзя получить реакцией дегидрирования: 1)2,3 диметилпентан 2)Бутен 2 3)2-метилбутадиен-1,3 4)Бензол 4. Выберите синонимическое понятие термина «реактификация» 1)Риформинг 2)Фракционная перегонка 3)Ароматизация 4)изомеризация

Cлайд 12

5.Наибольшую относительную молекулярную массу имеет радикал: Винил Аллил Амил Бензил 6. Какой из углеродов горит наиболее коптящим: 1)Метан 2)Этан 3)Этен 4)Ацетилен 7.Основной процесс переработки каменного угля называют: Ректификацией Крекингом Коксованием Перегонкой

Cлайд 13

Так же в пособие есть подробное описание каждого из известных химических элементов. Например: Хлор Занимает 11 место по распространенности в литосфере. Образует важнейшие минералы: сильвин, сильвинит, карналлит,каинит и др. Получение. В промышленности хлор получают электролизом раствора или расплава хлорида натрия В лаборатории хлор получают взаимодействием соляной кислоты с сильными окислителями. Cl 17 35,454 Хлор

Cлайд 14

Свойства. Это желто-зеленый газ с резкими удушливым запахом, очень ядовит, почти в 2,5 раза тяжелее воздуха. Умеренно растворим в воде: 3 объёма хлора в 1 объёме воды. При этом происходит частичное химическое взаимодействие его с водой, однако большая часть растворенного хлора присутствует в виде молекул. Такой раствор называет хлорной водой. Хлор проявляет сильные окислительные свойства в реакциях как с простыми веществами-металлами и неметаллами, так и со сложными. Применение хлора и его соединений Применение. Хлор широко используют в производстве хлорорганических соединений (например, винилхлорида и его полимера, хлоропренного кучука, дихлорэтана, перхлорэтилена), неорганических хлоридов, для водоочистки.

Cлайд 15

Химия – одна из важнейших наук! Без неё нельзя поступить ни в один естественнонаучный ВУЗ нашей страны. Успешная сдача ЕГЭ в 11 классе – залог поступления в приличный институт!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Почаевская СОШ» Мастер - класс по решению задач Части II при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии. Подготовил: учитель химии Касилова Елена Ивановна 2012 год

План работы Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ Окислительно - восстановительные реакции в заданиях уровня С Задания Часть - 2 Цепочки превращений в органической химии Решение задач по химическим уравнениям Решение задач на нахождение формул веществ

Программа элективного курса «окислительно-восстановительные реакции» HNO 3 H 2 O 2 H 2 SO 4

« окислительно-восстановительные реакции в органической химии»

Схема для KMnO 4 H 2 O

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: As 2 O 3 +…+ KMnO 4 + H 2 O= H 3 AsO 4 + K 2 SO 4 +… Поставим степени окисления: As +3 2 O 3 +…+ KMn +7 O 4 + H 2 O= H 3 As +5 O 4 + K 2 SO 4 +… Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5 e ‑ Mn +2 |2 окислитель 2 As +3 – 4 e - 2 As 2 +5 |5 восстановитель 5As 2 O 3 + H 2 SO 4 + 4KMnO 4 + H 2 O= 10H 3 AsO 4 + 2K 2 SO 4 +4MnSO 4 5As 2 O 3 (восстановитель) + 6 H 2 SO 4 + 4KMnO 4 (окислитель) + 9 H 2 O= 10H 3 AsO 4 + 2K 2 SO 4 +4MnSO 4.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: K 2 S + H 2 O + KBrO 4  S + KBr + … 1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме: K 2 S – 2 + H 2 O + KBr +7 O 4  S 0 + KBr – 1 + … Степень окисления поменяли сера и бром. Значит, указаны все ключевые вещества. 2. Составим электронный баланс и начнем уравнивать схему: S – 2 – 2 е  S 0 4 Br +7 +8 е  Br – 1 1 4K 2 S – 2 + H 2 O +1 KBr +7 O 4  4S 0 +1 KBr – 1 + … 3. Как видно, в левой части 8 «лишних» атомов калия, следовательно, в правую часть нужно внести КОН 4K 2 S – 2 + H 2 O +1 KBr +7 O 4  4S 0 +1 KBr – 1 + 8 КОН 4. Теперь уравняем водород: 4K 2 S – 2 + 4H 2 O +1 KBr +7 O 4  4S 0 +1 KBr – 1 + 8 КОН 5. Сделаем проверку по кислороду. Кислорода слева и справа по 8. Окончательно решение выглядит так: 4K 2 S – 2 + 4H 2 O + KBr +7 O 4  4S 0 + KBr – 1 + 8 КОН S – 2 – 2 е  S 0 4 Br +7 +8 е  Br – 1 1 K 2 S – восстановитель за счет S – 2 KBr +7 O 4 – окислитель за счет Br +7

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: KNO 2 +… + H 2 O  MnO 2 + KOH + … 1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме: KN +3 O 2 +… + H 2 O  Mn +4 O 2 + KOH + … Калий, водород и кислород не поменяли степень окисления, в левой части схемы отсутствует марганец, в правой – азот. Эти элементы и поменяли степень окисления. 2. Определим роль марганца в этой реакции: скорее всего марганец в этой реакции выполняет роль окислителя, в нейтральной среде соединения марганца +7 и +6, выступая окислителями, превращаются в MnO 2 . Выберем в качестве окислителя KMnO 4 . Тогда нитрит будет восстановителем, окислится до нитрата. 3. Запишем схему реакции с выбранными веществами и составим электронный баланс: KN +3 O 2 + KMn +7 O 4 + H 2 O  Mn +4 O 2 + KOH + KN +5 O 3 N + 3 – 2 е  N +5 3 Mn +7 + 3 е  Mn +4 2 4. Уравняем схему: 3 KN +3 O 2 + 2 KMn +7 O 4 + H 2 O  2 Mn +4 O 2 + 2 KOH + 3 KN +5 O 3 KNO 2 – восстановитель за счет N + 3 KMnO 4 – окислитель за счет Mn +7

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: Na 2 O 2 +...+ KMnO 4 = O 2 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 +… Поставим степень окисления: Na 2 O 2 -1 +...+ KMn +7 O 4 = O 2 0 + Mn +2 SO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 +… Na 2 O 2 (восстановитель) + H 2 SO 4 + KMnO 4 (окислитель) = O 2 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5 e ‑ Mn +2 |2 окислитель 2 O -1 – 2 e - O 2 0 |5 восстановитель 5Na 2 O 2 + H 2 SO 4 + 2KMnO 4 = 5O 2 + 2MnSO 4 + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. 5Na 2 O 2 (восстановитель) + 8H 2 SO 4 + 2KMnO 4 (окислитель) = 5O 2 + 2MnSO 4 + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: KI +…+ KMnO 4 = I 2 …+ K 2 SO 4 + H 2 O. Поставим степень окисления: KI -1 +…+ KMn +7 O 4 = I 2 0 …+ K 2 SO 4 + H 2 O. KI (восстановитель) + H 2 SO 4 + KMnO 4 (окислитель)= I 2 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5e - Mn +2 |2 окислитель 2 I -1 – 2e - I 2 0 |5 восстановитель 10 KI (восстановитель) + 8 H 2 SO 4 + 2KMnO 4 (окислитель)= 5 I 2 + 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 8H 2 O.

Даны: хлорид хрома (III), поташ, бромоводородная кислота. гидроксид лития. Напишите уравнение четырех возможных реакций между этими веществами. 2CrCl 3 + 3K 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Cr(OH) 3 + 3CO 2 + 6KCl. CrCl 3 + 3LiOH = Cr(OH) 3 + 3LiCl K 2 CO 3 + 2HBr = 2KBr + CO 2 + H 2 O HBr + LiOH = LiBr + H 2 O

Даны: Тетрагидроксоалюминат калия, хлорид железа (III), хлор, карбонат калия 1) 3K+ FeCl 3 =Fe(OH) 3 +3Al(OH) 3 +3KCl (свойства комплексных солей) 2) K [ Al (OH) 4 ] = KAlO 2 +2 H 2 O (свойства комплексных солей) 3) 2FeCl 3 +3K 2 CO 3 +3 Н 2 О = = 6KCl+2Fe(OH) 3 +3CO 2 (гидролиз) 4) K 2 CO 3 + Cl 2 + H 2 O=KClO+2KHCO 3 + KCl (гидролиз)

Даны: бромид магния, карбонат натрия, хлороводородная кислота, гидроксид лития. Напишите уравнение четырех возможных реакций между этими веществами. MgBr 2 + Na 2 C О 3 = MgCO 3 + 2NaBr. MgBr 2 + 2LiOH + Mg(OH) 2 + 2 LiBr Na 2 CO 3 +2 HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2 Hl + LiOH = LiCl + H 2 O

AlCl3 1) C 6 H 6 + C 2 H 5 Cl → C 6 H 5 - CH 2 CH 3 + HCl алкилирование бензола, получение гомологов бензола h ν 2) C 6 H 5 CH 2 CH 3 + Br 2 → C 6 H 5 CH - CH 3 + HBr реакция замещения в радикале | Br С -3 C 2 H 5 Cl,AlCl 3 Br 2 , hy KOH + H 2 O H 2 SO 4 , t 0 KMnO 4 , H + Бензол Х 1 X 2 X 3 X 4 X5

3) C 6 H 5 CHBrCH 3 + KOH → C 6 H 5 CHOH-CH 3 + KBr получение спиртов H2SO4 (конц) , t° 4) C 6 H 5 CHOHCH 3 → C 6 H 5 CH = CH 2 + H 2 O дегидратация спиртов в присутствии концентрированной серной кислоты. 5) C 6 H 5 CH=CH 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 → C 6 H 5 COOH + CO 2 + K 2 SO 4 + 2 MnSO 4 + 4 H 2 O окисление винилбензола в присутствии перманганата калия в кислой среде, окислительно -восстановительная реакция.

э лектроли з CH 3 COONa + 2H 2 O → C 2 H 6 + 2NaHCO 3 + H 2 получение алканов электролизом солей карбоновых кислот cвет 2) C 2 H 6 + Cl 2 → C 2 H 5 Cl + HCl химические свойства алканов, реакция замещения А цетат натрия → этан → Х → этанол → диэтиловый эфир ↓ CO 2

H 2 O 3) C 2 H 5 Cl + NaOH → C 2 H 5 OH + NaCl получение спиртов из галогенопроизводных H 2 SO 4к, t

Формулы для решение задач М (CхНу) = D(Н 2) ·М (Н 2)

Решение. Рассчитаем массу примесей и массу карбоната магния. m (прим.) = 0,08 * 400 = 32г; m (MgCO 3) = 400 – 32 = 368г; Вычислим количество вещества MgCO 3 ; n (MgCO 3) = 368/84 = 4 , 38 моль. Составляем уравнение химической реакции: MgCO 3 + 2 HNO 3 = Mg (NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O. Из уравнения реакции следует, что n(CO 2) = n (MgCO 3). Определяем V (CO 2): V (CO 2) = 4,38 *22 , 4 = 98,1 л. П о сле округление – 98 л. Ответ 98 л. CO 2 Образец карбоната магния массой 400 г, содержащий в своем составе 8% сульфатных примесей, обработали избытком азотной кислоты. Какой объем газа при этом выделится? (Ответ округлите до целого числа.)

Общие формулы органических соединений Углеводороды Алканы - C n H 2n +2 Алкены - C n H 2n Циклоалканы - C n H 2n Алкины - C n H 2n-2 Алкадиены - C n H 2n-2 Арены- C n H 2n-6

Кислородосодержащие органические вещества Спирты- CnH 2 n+1OH, CnH 2 n+2O Простые эфиры R-O-R (R=CnH 2 n+1) Карбоновые кислоты R-COOH Сложные эфиры - R-C OOR 1 Фенолы- C n H (2n-6)- m (OH) m Альдегиды - C n H 2n+1 – C (O)H Кетоны - R – C – R 1 R,R 1 = C n H 2n+1 ‖ O У глеводы - C m (H 2 O) n Амины - R-NH 2 , R 1 -NH-R 2 , R 1 - N – R 2 | R 3 Аминокислоты- C n H 2n (NH 2)COOH

Задача На окисление предельного одноатомного спирта пошло 10 г оксида меди (II). В результате реакции получили альдегид массой 10,75 г, медь и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта.

Задача (решение) Элементы ответа: Приведено общее уравнение реакции: С n Н 2 n +2 О + С u О -> С n Н 2 n О + Си + Н 2 О Составлено уравнение для расчёта числа атомов углерода в молекуле: n(CuO)=n(C n H 2n O) 10 = 10,75 , откуда n=5 80 14 n +16 Определена формула спирта: С 5 Н 11 ОН

При сгорании амина выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,495 г воды и 0,056 л азота. Установите молекулярную формулу этого амина. Задача

Решение Элементы ответа: рассчитаны количества моль атомов углерода, водорода и азота в навеске амина: n (С) = n (СО 2) = 0,448/22,4 = 0,02 моль n (Н) = 2 n (Н 2 О) = 2 . 0,495/18 = 0,055 моль n (N) = 2 n (N 2) = 2 . 0,056/22,4 = 0,005 моль 2) установлено соотношение атомов C: H: N = 0,02:0,055:0,005= 4:11:1 определена истинная молекулярная формула амина: С 4 Н 11 N