Наставление, как вести себя православномухристианину в храме божием.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ХРАМЕ БОЖИЕМ:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
(Псалом 5:7-12)

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.
Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Слава, и ныне...
Господи, помилуй! (Трижды) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне,

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.

Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона.
Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение.

На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона.

На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон.

При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, Отче(или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословимполагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения.

Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли.

Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

. Кому достанется приз читательских симпатий – определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

«Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей»

Каждый храм – это дом Божий на земле. И маленькая деревенская церквушка с хором старушечьих голосов, и величественная Лавра с многочисленными церквами и множеством паломников и туристов – место особого присутствия Господа. Вспоминаются слова из одной статьи. Там говорится, что не Богу нужны рукотворные здания для поклонения, а нам, чтобы проявить любовь к Нему. Он не нуждается в наших молитвах, но нам необходимо иметь место, куда можно принести свои горести и радости и в разговоре с Богом показать, что мы к Нему стремимся душой.

Когда мы любим кого – то, то только о нем и говорим, и спешим туда, где можно встретить дорогого нам человека. А хоть и вездесущ и бесконечен, но в церкви Он особо близок к нам, грешным. Мы идем в храм не потому, что любим Господа, нам нужно этому еще научиться. Мы будем постигать эту совершенную науку Любви всю свою жизнь, и каждый достигнет в свою меру. Благодать преображаться и становиться лучшими, сила трудиться над собой дается за смирение, а не за труды. Но вначале, когда мы еще духовные младенцы, мы должны хотя бы сделать шаг навстречу Творцу, чтобы Он, увидев наше желание, Сам взял за руку и повел дальше.

Каждый, кто пришел к вере в сознательном возрасте, заметит, что все события, которые приближали нас к Богу и которые мы называли случайностями или совпадениями, на самом деле были маленькими камешками, созидающими крепость веры в нашей душе.

Я живу на западной Украине, в г. Тернополь. Уже позже я узнала, что наш город – один из первых в Украине по количеству « культовых сооружений», а истинный храм Божий (православная церковь Московского патриархата) в нем один.

Сначала я по незнанию ходила недолго в раскольнический «Киевский патриархат», потом – к греко – католикам (их церковь в 5 – ти минутах ходьбы от дома). Вообще, Тернополь, хоть и является областным центром, небольшой, до 300 тыс. населения, компактный и зеленый. А каждый микрорайон окружен со всех 4 сторон храмами разных конфессий.

Когда я только начинала ходить в свой храм, то часто слышала от людей фразы типа: «У меня церковь во дворе дома, а я еду именно сюда, через весь город». Меня это удивляло, ведь для меня это была просто одна из самых близких к дому церквей. И энтузиазма ездить через весь город я не разделяла.

По странной случайности наш кафедральный собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен через дорогу от римо – католического костела, настоящего, с органом. Два полюса, две дороги и два противоположных мировоззрения, истина и ложь как будто смотрят друг на друга. Как бы там ни было, при сложной религиозной ситуации в регионе и прочно закрепленном за нашим храмом

названии « москальськая церковь», многие называют нашу церковь не иначе как « та красивая, с золотыми куполами».

В храм я хожу уже более 7 лет. Никаких особых поисков смысла жизни у меня не наблюдалось. Но откуда – то я знала, что Бог есть. Моя мама начала молиться, когда я часто болела в переходном возрасте. Но в то же время она говорила, что это неправильно – ходить в церковь « по расписанию»(по воскресеньям имелось ввиду). Она считала, что туда нужно идти, когда «душа просит». И вот когда я уже ходила вместе с мамой в нашу церковь и заявила о такой точке зрения батюшке на исповеди, он сумел меня убедить в том, что воскресные богослужения – это наш долг Богу. Мы и в школу, и на работу не каждый день хотим идти, но это наша обязанность. Так же и здесь. Еще он сказал, чтобы на мне обязательно всегда был крестик.

Я послушалась. С этого времени исправно посещала церковь в воскресенье. Многого не понимала, но мне нравилось там. В то время у меня были молитвы типа « чтоб удался мой день рождения» и т. п. Позже, когда открылась библиотека и мама начала приносить духовные книги, мне открылся новый интересный мир. Конечно, очень долгое время церковь была сама по себе, в праздники и в воскресенье, а моя молодая студенческая жизнь с дискотеками, короткими юбками и дружба с парнями – сама по себе. Все изменилось после массы прочитанных книг и нескольких паломнических поездок. Я поняла, что нужно меняться внутренне.

Так что свой сознательный возраст в церкви я могу ограничить 3 –мя годами, не больше.

Раньше, больше 15 лет назад, наш красивый старинный храм был в самом центре города. Но в начале 90 –х его насильно отобрал « Киевский патриархат». Службы долгое время проходили во дворе бывшей нашей церкви в малюсеньком доме священника. В то время на Тернопольскую и Кременецкую кафедру был назначен молодой епископ Сергий. На его плечи и упали первые гонения и испытания. Храм взламывали, священников избивали, иконы били. И сам Владыка подвергался нападениям и вынужден был жить, скрываясь у одной благочестивой прихожанки. Я знаю об этих событиях по рассказам очевидцев, т. к в то время еще не ходила в церковь. Но спустя 15 лет какой радостью наполняются сердца всех нас, прихожан, а особенно тех, кто пережил страшное время гонения, когда мы молимся в нашем красивейшем храме.

Здесь только чудо и бесконечная милость Божия: в маленькой каморке отбивались от нападков «патриотов – националистов» 15 – 20 человек, а сейчас большой храм и даже весь двор не вмещает всех молящихся. Бог даже из человеческого несчастья может сделать благо: если бы не построился новый храм, то нам всем было бы очень тесно в бывшем.

« Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине »

Тогда, в начале 90-х, у Владыки, клира и малочисленной паствы, не было ничего, кроме упования на помощь Господа и Пресвятой Богородицы. Был участок под строительство нового храма и крепкая вера, что не оставит Бог надеющихся на Него.

Сначала построилось епархиальное управление с храмом на втором этаже в честь новомучеников и исповедников Русских. Храм занимал 2 небольшие комнаты, клирос был прямо у людей над головами. Наверное, такой горячей и благодарной молитвы, как тогда, у прихожан потом не было. Их было мало и беда сблизила незнакомых людей.

Потом появился нижний храм в здании собора в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.В то время я и пришла в церковь. Помню большие красивые иконы, торжественное благоговейное служение Владыки и песчаный пол под ногами. С потолка капала вода, а мне казалось, что здесь происходит что – то важное и я не должна обращать внимание на неудобства. Иногда все становились на колени. Была весна, наверное, Великий Пост…

Особенностью нашего храма является то, что мы имеем счастье постоянно, практически каждый день, видеть нашего дорогого владыку Сергия. В субботу он служит Всенощную, а в воскресенье – позднюю Литургию. Кроме того, в будни, если он не на приходе и не в отъезде, то присутствует на Литургии, не служа, в алтаре. После богослужения выходит, благословляет присутствующих и уходит в свой кабинет. Каждый день десятки людей приходят за архипастырским советом и вразумлением. Очереди как таковой нет, Владыка сам вызывает из многих того, кому наиболее нужна помощь и поддержка. Но никогда не уходит, пока не примет всех.

Владыка Сергий был насельником Свято – Успенской Почаевской Лавры, потом несколько лет служил в Смоленске. Сейчас к нам на престольный праздник свв. мучениц каждый год обязательно приезжает автобус смолян. Паломники немного побаиваются нашего западного региона, зная, что здесь не любят русских. Но когда их удается разговорить, признаются, как ждут они визита к нам и встречи с Владыкой, как они хотели бы, чтоб их правящии архиереи были так же близки к людям.

Мы очень любим нашего Владыку и боимся, что его могут перевести на другую кафедру.Но, думаю, церковное руководство понимает, как он нужен здесь, а нашем неспокойном регионе. Его твердость в отстаивании единства церкви, его стояние в истине Православия, молитвы укрепляют людей и защищают нас от всего злого.

Очень поразил меня один эпизод. В 1993 году моя мама хотела освятить пасхальный кулич. Но пришла в церковь поздно. В сам праздник, после службы. В храме не было никого, кроме послушника. Все отдыхали после Светлого Пасхального ночного богослужения. И тот человек, видя двух женщин (мама была с соседкой), которые не знали, когда освящают куличи, сжалился над ними, позвонил Владыке домой и получил благословение привезти их к нему домой, где и освятил куличи им двоим, не желая никого оставить без светлой пасхальной радости. Они тогда даже не знали, как благословение взять. Владыка подарил им открытки, подписал и сказал отвезти обратно в город.

Вот такое проявление любви к заблудшим, ничего не смыслящим. Но и после этого не сразу мама пришла в церковь. Но удивлялась долго.

Помню, когда освящали купола, Владыка сам поднимался в корзинке подъемного крана на высоту полета птиц и оттуда окроплял святой водой кресты. Радость тогда была необычайная на душе.

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»

Сейчас я, Божией милостью, уже больше двух лет пою в церковном хоре. Раньше был только архиерейский хор, потом появился детский – юные школьницы только постигали премудрости церковного пения, но прихожанам казались ангельскими их тоненькие голоски. Теперь сестрички – хористки подросли, и в хоре есть и студентки, и такие, как я, 25 – летние девушки, но хор по – прежнему называют детским. Иногда это немножко смешно звучит. А в прошлом году стараниями диакона Иоанна (в данный момент уже иерея) и его матушки, был создан третий хор – братский – из прихожан мужчин. Мне лично очень нравится мужское пение, особенно монашеское. Братия только учатся, но очень много занимаются, поэтому идут вперед семимильными шагами. Их пение очень торжественно и проникновенно. Одно время мы на 2 хора пели воскресную Литургию. Пока братский хор на вынужденных каникулах, т. к. батюшку отправили на приход и хор остался без регента. Но среди парней есть люди с музыкальным образованием и пока они нарабатывают материал, а в службах не участвуют. А хор, в котором пою я, тоже остался без регента в прошлом году – в связи с радостным событием – замужеством и рождением ребенка у нашей дорогой Наташи. Но так как мы поем уже дольше, то обязанности регента поочередно выполняют 3 девушки. Одна – наша гордость, прекрасный голос и канонарх Ирина – в хоре с 10 лет. Знает устав и гласы и, даже не имея специального музыкального образования, прекрасно нами руководит. Это талант от Бога. Вторая – Мария – студентка музыкального училища; в какой – то мере исповедница, потому что терпит притеснения и несправедливое к себе отношение от некоторых преподавателей только за то, что отказывается по воскресеньям ходить петь в католический кафедральный собор. А третья – Светлана – просто имеет слух и давно поет в хоре. Но мы с нетерпением ждем выхода из декрета нашей Наталии. Внизу люди сразу чувствуют ее появление. Мы становимся как солдаты, увидевшие своего генерала, и поем лучше.

« Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой»

Еще одной нашей огромной радостью можно назвать ночные Литургии, которые Владыка благословил служить в Великий Пост в ночь на субботу. Уже второй год прихожане собирались ночью к 3 часам в храм. В прошлом году всегда служил Владыка, в этом он, видимо, убедившись, что нас больше не надо « привлекать», присутствовал не всегда. Да и был не очень здоров.

Это поразительное зрелище и ощущение: молитва среди спящего города. Служили, не зажигая света, только при свечах, как в монастыре. Тишина способствовала вниманию и благоговейности. Храм всегда был полон, все старались приобщиться этому маленькому подвигу веры и любви, потрудиться для Господа. Всегда было много причастников. Характерно, что если в прошлом году приходилось просыпаться среди ночи, прямо вытаскивая себя за волосы, то в этом, слава Богу, сон легко убегал от нескольких звуков будильника. В этом, наверное, подтверждение тому, что если мы ленимся, то виноваты сами, так как не выработали хороших привычек. А если приучить себя к чему – то полезному, хоть и трудному, то потом будет значительно легче себя побеждать.

На каждой ночной Литургии были родители с маленькими детками. Я поражалась мужеству родителей и твердости их намерения воспитать достойных граждан Царствия Небесного, а также тому, что они не жалеют деток, а учат их служить Богу с самого раннего возраста.

При церкви есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.

Здорово и душеспасительно открывать на занятиях каждый раз что – то новое в знакомых вещах и словах, в толковании непонятного в Евангелии, в дискуссиях и обсуждении разных житейских ситуаций в свете Православия.

Каждое лето дети отдыхают в летнем лагере. На природе, резвясь и отдыхая от школы они одновременно не оставляют и молитву, так как с ними занимается послушник Георгий. А те из родителей, кто свободен в это время, тоже едут с ними, помогают обустраивать быт и сами становятся на время детьми, подчиняясь порядку лагеря.

Еще детки учатся делать нехитрые сувениры своими руками к праздникам.

В храме есть несколько многодетных семей. Как это ни странно, но именно мамы, имеющие 3, 4 детей самые активные в приходской жизни. Они не только успевают помогать на церковном огороде, но и каждый год устраивают для своих чад рождественскую елку, придумывают все новые сценарии и костюмы. Ими восхищаемся мы, незамужние девушки, которым вечно не хватает времени, и мы считаем себя загруженными работой или учебой и имея одно послушание в хоре.

Особенно хочется рассказать об одной женщине – Надежде, которая вырастила семерых детей. Две дочери стали женами священников, две поют в хоре, а сын учится в Почаевской семинарии. Трудная жизнь и работа раньше времени состарили ее, но, думаю, в будущем веке, в блаженной вечности, она будет одной из красивейших. Всю жизнь она посвятила служению другим и воспитанию своих детей. У нее не было времени на отдых и на себя. И даже сейчас, когда у детей свои семьи, и осталось выучить двух дочерей, она не жалеет себя ни для какой работы. Я была поражена одним ярким примером этого буквально недавно. В один из светлых пасхальных дней в храме было соборное богослужение, съехались священники со всей епархии, до 30 человек. Естественно, б ыла и праздничная трапеза. После нее женщины собрались на кухне, чтобы помочь убрать тем, кто там работает. Старшая кухни усадила всех за стол, чтобы вместе покушали, а потом убрали. Для всех это приятный момент, угощения готовились очень вкусные. А Надежда уже начала мыть посуду. Она, конечно, слышала, что все должны сесть за стол. Никто не обратил внимания, что ее нет с нами. И пока мы беззаботно наслаждались прекрасной трапезой и не спешили приступать к работе, Надежда перемыла всю посуду, то есть выполнила львиную долю этой самой работы. Эта женщина не считает, что она устала и заслужила отдых, а просто трудится во славу Божию. Мой друг, услышав, что меня удивляет, резонно заметил, что она трудится не ради себя, а ради своих детей, чтобы Бог им помог.

На праздники к нам приезжают семинаристы из Почаева, и поют на богослужении.

Мне особенно запомнился праздник святых мучениц в 2003 году. Тогда была первая Литургия в верхнем, просторном, с высоким потолком и аркообразными окнами, храме. Иконостас был простой, из фанеры, наверное, иконы не новые, золоченые, в богатых киотах, а писанные, в обыкновенных деревянных рамках. Пол был бетонный. Ночью мы с мамой, как и многие другие прихожане, несли из дома ковер, чтобы покрыть пол. Меня тогда обрадовало, что наш ковер попал прям под ноги Владыке, по центру, под его кафедру. До сих пор следы воска на нем напоминают мне ту первую Литургию 30 сентября 2003 года. Я только вернулась из паломнической поездки по России. Не зная ничего о батюшке Серафиме, я попала прямо на 100- летие его прославления в лике святых. Очень хочется рассказать о поездке, но тема другая. Одно я знаю точно – именно в те радостные дни паломничества я узнала, что такое благодать, может быть, впервые. В то утро 1 августа, Святейший Патриарх служил на улице, в построенном летнем алтаре. Богослужение транслировалось еще и на большом экране, так как множество народа не могло следить за ним вблизи. На территории места не оказалось, я стояла прямо посреди сада справа от Троицкого собора, под ногами были кусты с ягодами, сбоку – ветки плодовых деревьев. Я не все слышала, но такого трепета и умиления, как тогда, я не забуду. Когда вся многотысячная толпа богомольцев запела « Верую», у меня ком стал в горле, слезы покатились по щекам и петь я не могла. Точно так в своем нововозведенном храме, при намного скромнейшей обстановке, чем на торжествах в Дивеево, меня переполняло необъяснимо радостное и светлое чувство. « Верую» я, конечно же, не пела.

Раньше, возможно, я обращала внимание на внешнее благолепие. В воскресенье, пока не пела в хоре, ходила на позднюю Литургию, которую служит Владыка чинно, торжественно, благоговейно. А хор, в котором я пою сейчас, поет раннюю. Сначала было трудно подниматься в 6 утра, потом привыкла. И стала понимать, что богослужение – это не театр, и не надо быть падким на видимую красоту. И на соборной Литургии, и когда служит один священник, Бог не меняется. Он невидимо присутствует в церкви. Мы идем в храм к Нему, а не к Владыке или любимому священнику.

Работа мне позволяет быть на Литургии в будни. В это время поют двое певчих – Алла и Лариса. Молодые и богобоязненные, они хотели идти в монастырь, но в то время как раз организовывался наш приход и Владыка их пригласил на это нелегкое послушание. Казалось бы, не так тяжел их труд. Любят Бога, нравится петь, пой себе в удовольствие. Деньги небольшие платят, еда и кров над головой есть. Но так думаешь, пока не попросят они заменить их на несколько дней, когда нужно подлечиться, или к родителям поехать. Ведь 5 – 6 часов на ногах каждый день – не каждому под силу. А между богослужениями похороны, венчания и др. требы. За пару дней уже и в храм не тянет. А они так живут круглый год. А сами маленькие, хрупкие, болеют часто, да и голос садится. Они всегда рады, когда кто – то в будни приходит к ним петь. Пение на два голоса не так звучит, как в три или четыре. А при хорошем составе можно и песнопения покрасивее выбирать. Как они терпимо и любовью, без раздражения выдерживают ошибки новеньких, которые только учатся петь, и кандидатов – чтецов (это те парни, которые проходят у нас годовой испытательный срок перед экзаменами в семинарию), которые осваивают церковно – славянский язык.

Очень радует, что богослужения у нас не сокращенные. Всенощная в субботу и под праздники заканчивается к 21 – 22 часам. И Владыка всегда каждого (!) благословит. Пока благословение получишь, пока домой дойдешь. Мне повезло – 10 минут и дома, а кто подальше, да с детьми, то это уже подвиг так подвиг. Когда людей было совсем мало, в самом начале, кто – то предлагал не служить все полностью, что – то пропустить. Но Владыка сказал: «Пусть в храме будет 2 человека, пусть даже ни одного, но сокращать не благословляю». И люди все равно шли, и их становится все больше и больше. Если кто и ропщет, то это те, кто вынужден отстоять Литургию, чтобы быть на панихиде по знакомым или родственникам.

Ходатайством владыки Сергия к нам привозят чудотворные иконы. Уже 2 или 3 раза нас навещала хранительница иконы Державинская (Лик Спасителя весь залит кровью) и мироточивых икон Пречистой Девы и святителя Николая с этим всемирным чудом и одновременно сокровищем. Когда я в очереди, чтобы приложиться к чудотворным иконам отстояла совершенно легко, не замечая течения времени, 7 (!) часов, то поняла, что здесь присутствовала Божественная сила и помощь. Долгое время 3 – 4 – часовые богослужения давались мне очень трудно. Я все время думала о ногах и спине. Тогда я ясно прочувствовала, Кто мне дал эти силы…

Каждый год на престольный праздник из Почаева прибывает чудотворный список древней Почаевской иконы Божией Матери (оригинал находится над Царскими Вратами Успенского собора и никогда не покидает своего места. Паломники могут приложиться к нему каждый день перед ранней Литургией, когда икону опускают для поклонения). В прошлом году посещала нас и Державная икона Пресвятой Богородицы, которая сейчас находится в Киево – Печерской Лавре.

В такие дни прихожане стараются остаться в храме на ночь, помолиться, побыть возле великих святынь, приобщиться благодати. Как это везде бывает, есть активисты, состав которых в такие ночи почти не меняется. Как правило, это женщины среднего возраста. Поражаюсь их силе воли и усердию. Когда молодежь уже мирно спит на коврике на клиросе, они еще читают акафисты. Проводят целые ночи в молитве, не щадя себя, не думая о заботах и трудах наступающего дня.

В храме мы – как в школе. Надо здесь научиться любить, прощать, снисходить к другим. Но если школа дает только знания, а от нас требуется и труд, и терпение, то Церковь Божия – сама источник благодатной живительной силы. Мы не только узнаем новое о праздниках, святых, исполняем свой долг по отношению к Богу (в том, что касается почитания воскресных дней и праздников), но и получаем крепость и помощь в исполнении своих повседневных дел, но главное – в деле всей нашей жизни – в деле спасения бессмертной души.

Не всегда хочется идти к богослужению, и нечасто молитва бывает горячей и искренней, и не раз по нашим грехам Господь не дает почувствовать благодать в храме Своем. Но все равно для меня это единственное место в городе, которое дорого, которое боишься потерять. Напряжённая ситуация была перед выборами президента Украины. Мы знали, что один из кандидатов поддерживает отлученного от церкви « патриарха Филарета» и ратует за объединение церквей в Украине. При частых случаях захватов канонических православных храмов на западе страны и нарушениях прав верующих Московского патриархата, мы ожидали новой волны беззаконий. Владыка благословил держать пост, проводить крестные ходы и дежурить в храме тем, у кого есть время. Тогда прихожане старались постоянно читать в храме акафисты, служились молебны… В душе была одна молитва: « Господи, Матерь Божия, не оставьте нас сиротами без матери – Церкви». Мы готовы были защищать свою святыню, но знали, что должны смириться под крепкую руку Божию. Владыка в те дни нас очень укреплял и поддерживал. Слава Богу, мы пережили это испытание. Но я не забыла фразу, сказанную когда – то нашим священником, о том, чтоб мы дорожили этими минутами общения с Богом, чтобы читали духовную литературу, которой сейчас много, в т. ч. и в нашей церковной библиотеке, пока есть время, потому что такое благоденствие не может продлиться долго.

У многих людей есть любимый храм. А для меня мой храм – единственный. Я его не искала, не сравнивала с другими. По слову Господа: « Не Вы Меня избрали, а Я вас избрал». Бог просто привел меня сюда, на этот «корабль спасения », чтоб защитить и сохранить от бушующих волн житейского моря. Это наибольшая милость Божия в моей жизни, огромное чудо! Потому что много лет я ходила мимо строящейся церкви по дороге домой, и меня не интересовало,что происходит за ее стенами.

Вера – это не только бесценный дар любящего Бога нам, ничем его не заслужившим. Это еще и подвиг. Подвиг отсечения своей воли, подчинения своей жизни духовным законам, которые не всегда легко исполнить. Но я надеюсь, что благодатью Божией я когда – нибудь смогу искренне, от всего сердца сказать : « Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» .

В Самаре возле старого городского кладбища возводится величественный храм в честь Всех Святых.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в районе старого городского кладбища. Храм задуман большим и величественным, в стиле византийской базилики.

Ответственный за строительство храма диакон Евгений Жувагин рассказал о том, как началось строительство:

Можно сказать, это возрождение храма, который был построен на средства горожан в 1865 году в районе железнодорожного вокзала. В 30-е годы прошлого столетия храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека - бывшая сторожка храма Всех Святых.

Храм Всех Святых в Самаре.

Администрация дала разрешение на строительство храма в Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевского.

Около этого места отец Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников Божиих похоронено много - священнослужителей и крепких в вере мирян. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что, когда проезжали мимо на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Архиепископ (ныне - Митрополит) Самарский и Сызранский Сергий освятил для Богослужений железнодорожный вагончик. А в сентябре вагончик подожгли. После пожара откликнулись многие Православные, были перечислены денежные средства из разных епархий. И вот строительство храма уже завершается. Идут отделочные работы.

- Почему вы решили пригласить иконописца из Сербии?

Проект храма создал известный самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов. Юрий Иванович предложил расписать храм фресками. Рассказал мне об иконописце Владимире из Сербии. Для него это уже двадцать первый храм. Сейчас Владимир расписывает наш храм. Завершил роспись купола, теперь предстоит расписывать алтарь.

Пока в верхнем храме идут работы, семь лет служили в нижнем. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов рассказал о работе над проектом этого храма:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Так появилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, в Византийской традиции, но в сочетании с древнерусскими мотивами XII века. Более десяти лет я работал над проектом. Архитектура храма - сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний храм - в честь Святого Духа, верхний - Всех Святых, и еще галереи, которые будут расписаны фресками.

Фреска - молитва в красках, искренняя, живая. Это, можно сказать, вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Богатую палитру создают известка с мелким песчаником, природными натуральными красками. Фреска пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов. Иконописец использует воду, пигмент и четыре основных цвета: белый - это обыкновенная известь, черный цвет передает пережженная виноградная лоза, желтый получают с помощью глины, а красный - жженной на огне охры.

В России я не нашел умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. И когда надо было начинать расписывать храм Всех Святых, по благословению Владыки Сергия я пригласил Владимира в Самару.

Иконописец Владимир Кидишевич окончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне. Двадцать первым стал наш самарский, российский храм. Получился своеобразный молитвенный щит: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

- Какие у вас впечатления от России? - спрашиваю иконописца Владимира.

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе работаю с утра до вечера. Знаю отца Евгения, отца Михаила - хорошие люди. Всё!

- Расскажите, как вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Все изменилось в 1983 году. Случилось так, что я дома в Белграде в воскресенье пошел в ресторан попить кофе - и услышал звон колокола. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Решил зайти. Пришел, начиналась Литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я - без исповеди, без подготовки - с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Собрал все книги по художеству, материалы, масло, краски - и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент - и через два-три дня получился образ Богородицы. Светские картины писать перестал. До 1999 года были только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил попробовать написать фреску. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой «Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака». Это была моя первая фреска.

Митрополит Черногорский Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

- В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи XI-XII веков. Для меня это только пример: что надо и как надо. Не копирую их, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Икона - это наилучшее художество. Изучал историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, - нужно знать всё. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

- На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание - Ветхий и Новый Завет. Нужно знать, зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску. Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

- Что вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок сочный, живой. Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка. Если бы времени было много и я каждую секунду осознавал, что работаю, то изображение получилось бы более реалистичным. Но это уже была бы не икона святого, а только некий портрет.

- Сложно вам одному расписывать такой большой храм?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем. Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

- На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора - Господа Вседержителя, икону Тайной Вечери, страсти Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь земной путь Христа. На южной стороне будут изображены чудеса и исцеления, совершенные Христом, на северной - страсти Христовы. Как позволит площадь, стена.

- Хотелось бы еще работать в России?

Как Бог даст. Большой храм расписывать, наверное, уже не возьмусь. Это очень тяжело. Каждую икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет мне, отцу Евгению, который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам отца Евгения Жувагина свершилось чудо! Храм построен. В нем уже молятся прихожане. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, и станет одной из святынь Поволжья. Это как символ - храм Всех Святых!

Ксения Новосёлова.

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

Каждый имеет свой ответ на этот вопрос. Кто-то хочет получить вполне земную и понятную пользу от Бога: здоровье, помощь в работе и учебе. Для кого-то это возможность вырваться из суеты и задуматься о вечном. Иной считает своим долгом перед Создателем бывать в храме в известные дни и праздники, а другому церковь нужна для осознания своих историко-культурных корней. Всё это хорошо и понятно, и человек действительно получит желаемое, но только для того ли нужна Церковь? Ведь отдохнуть от суеты можно на лоне природы, а задуматься о вечном за книгой. Для достижения здоровья также есть множество средств, к которым, кстати, люди прибегают гораздо чаще. Долг перед Создателем не в посещении храма, а для сохранения духовного наследия предков существуют разные пути. Да и помолиться можно на всяком месте и во всякое время. Так что же может дать Церковь человеку, чего не может дать ничто другое?

Сердце Церкви – Литургия.

Церковь выросла и развилась из Литургии – таинства, совершаемого по образу Тайной Вечери Христовой и заповеданного Господом. Храмовые стены – величественное обрамление, а церковные службы, главная из которых Литургия – зримое проявление происходящего в Церкви Христовой невидимо и тайно для других обновления человека в соединении со Христом.

По слову Божию, Церковь – Тело Христово, а люди, составляющие Церковь – части этого тела. Приобщение человека к Церкви – делает его причастником этого мистического Тела, открывая ему возможность и Святого Причащения, к которому призывает Христос верующих в него. Именно в храмах Божиих совершается это великое таинство, а потому разумно ли отталкивать руку, протягивающую ищущим самую Жизнь в Чаше Святого Причащения и искать в Церкви земного вместо небесного? Ведь и Сам Христос обещал верующим в Него не блага земные, а наследие Царства Небесного.

Но для чего тогда, может последовать вопрос, нужны молебны, освящение воды и плодов земных, молитвы о здравии? Взыщите прежде Царства Божия, — говорит Господь, — и все остальное приложится вам. Вошедшему уже в Церковь Христову и нашедшему самое главное – новую жизнь во Христе, подаст Господь и прочее просимое, если нужно. Войдя в сердце человека, Христос входит и во всю жизнь его, освящая и преображая всё, от воды, плодов земных, жилища человека до самых дел его и даже окружающей действительности.

Неужели не получит просимого тот, кто приходит в церковь за земными вещами, забывая о Хлебе Небесном? Ведь в самом деле, не для того же был распят Христос — Сын Божий? Получит, конечно, по несказанному милосердию Божию. Но такой проситель будет подобен человеку, строящему дом на песке, или, по пословице, носящему воду в решете. Полученная польза скоро будет унесена скоротечными водами жизненной суеты, и вместо ожидаемого счастья будет лишь разочарование и пустота.

А если Бог уже есть в душе?

Не удивительно, что человек чувствует существование Вышнего или верит в Него. По слову святого апостола Иакова, верить что есть Бог, хорошо, но не стоит этим успокаиваться, ведь и бесы веруют и трепещут. Господь же будет ожидать от верующих в Него дел, достойных веры – исполнения Его заповедей. Говорит Господь и о том необходимом, без чего не возможно ни человеку быть в Боге, ни Богу в человеке – о таинстве Причащения. Как же человек далекий от церкви может говорить, что у него уже «бог» в душе? Конечно, он называет «богом» личные религиозно-мистические переживания, или, иными словами, имеет в душе идола – некое собственное представление о Боге.

Вхождение в Церковь и причастие её таинствам открывает человеку новую, до того неизвестную жизнь, отличную от его личного опыта. То есть, выводит человека в реальность из внутреннего заточения индивидуализма, из рамок собственного Я. Без этого личная духовность может стать идолопоклонством, а личная молитва медитацией или заговором. Грех разделяет людей, его последствие – внутреннее одиночество человека, непонимание, отсутствие любви друг ко другу. Церковная молитва, возносимая от лица всех и в то же время от лица каждого в отдельности, помогает преодолеть внутреннее заточение самолюбия и тонкого эгоизма, вводя в круг собранных во имя Господне, посреди которых и Сам Христос. Вера в Бога, во Христа тогда спасительна, когда приводит к исполнению заповеданного Им – всемерной любви к Богу и не меньшей чем к себе любви к ближнему. А какова эта любовь мы видим в Самом Христе, в Его жизни и, приведшей к воскресению из мертвых, крестной смерти за род человеческий.

Вхождение в Церковь – приобщение опыту жизни во Христе. Без такого вхождения – приобщения, всё будет просто словами. Познание Бога не теория, а сама жизнь, как внешняя – заметная другим, так и внутренняя. Таинство Церкви – проникновение в сокровенную глубину жизни в Боге.

Достаточно ли быть просто хорошим человеком?

В Евангелии есть рассказ о том, как апостол Петр, увидев Иисуса идущим по воде посреди бури, просил Его, что бы и ему, Петру пойти по воде к Нему. Так он хотел увериться до конца, что идущий есть Христос. Христос повелел ему идти, и Петр пошел, но увидев множество волн, ужаснулся и стал тонуть и звать Господа. Тогда Христос протянул ему руку и спас из воды.

Бог дает человеку то, чего человек не может сделать своими силами в принципе. Можно быть добродетельным, великодушным, сильным и самому по себе, но нельзя пойти по воде – смерти и небытию – своими ногами без Христа. Человек может многого достичь своими силами, и потому считать, что не нуждается в Боге, или вспоминать о Нем, когда есть нужда как бы в волшебной палочки для достижения земных целей. Всё что нужно – всё от этого мира и от этой жизни. Но если ненужно ничего кроме земного – здоровья, счастья в личной жизни, успехов в делах – никогда человеку не взойти на Небо, не найти вечной Жизни во Христе, жизни новой.

Сам Христос определенно говорит, что для того, чтобы войти в Царство Божие, не достаточно просто быть хорошим человеком. Рожденное от плоти, есть плоть, говорит Он, а всякая плоть, как трава – сегодня есть, а завтра её нет. Необходимо заново родиться во святом Крещении, необходимо обновить жизнь покаянием, учась жить по заповедям Божиим, следуя за Христом, неся каждый свой крест, что полноценно возможно лишь в единении с Ним, которое совершается в лоне Церкви.

Храм — небо на земле.

Всё самое важное Церковь обыкновенно совершает в особом месте – храме. Церковь – форма бытия тех, кто хочет быть со Христом, а храм – святое место, собирающее верных. Место совершения Литургии стало местом совершения всех таинств Церкви Христовой. Каждое воскресенье, а в иных местах каждый день приносится в храме безкровная жертва за род человеческий. Там, в храме, в таинстве Крещения рождается человек в новую жизнь, там возносятся молитвы за всех и каждого, там получает человек прощение исповеданных грехов в покаянии. Потому нет более важного места на земле, чем храм Божий. Войду в дом Божий, поклонюсь храму святому Твоему, — воскликнул некогда пророк, — посреди церкви воспою Тебя. Так можно ли верить в Бога и проходить мимо церкви?