Голоса из ниоткуда предупреждают о бедах. Как научиться слышать свой внутренний голос

У нас есть два голоса: одним мы разговариваем с людьми, и это наш внешний голос, другой голос, который звучит внутри нас и это наш внутренний голос делают свое дело – он перестает принадлежать вам, вы даже внутри себя говорите штампами, голосами других людей, иногда это даже не знакомые вам персонажи, люди из фильмов или с телевидения.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков тон вашего внутреннего голоса? Если проанализировать по времени то, что вы слышите, то, сколько в процентах, времени вы слышите критикующий, неодобрительный, жесткий голос? Сколько времени, в процентном соотношении, вы слышите одобряющий, поддерживающий голос, который помогает вам справляться с вашими делами?

2. Сравните полученный результат. Посмотрите, что вы слышите большую часть времени у себя в голове? Любовь и поддержку или отрицание и насмешку? Перевод в цифры и измерение в процентном соотношении, поможет вам быстро определить, с каким голосом внутри вас вы имеете дело.

3. Послушайте высказывания внутри вас. Этот голос принадлежит вам или он похож на голос кого-то из важных вам людей? Прислушайтесь к тону и манере высказываться. Кому, если не вам, может принадлежать данный голос?

4. Что на самом деле вы хотите слышать внутри себя? Какой тон голоса и какое содержание вы бы хотели слушать? Представьте, что вы будете внутренним «голосом» ваших детей – что бы вы хотели, чтобы они слышали от вашего внутреннего голоса?

5. Вы уже проходили упражнение на определение своей глубинной ценности. Подумайте, насколько ваш внутренний голос соответствует вашей корневой ценности? Померьте в процентном соотношении совпадение вашей ценности с внутренним голосом? Как вы думаете, ваш внутренний голос ведет вас по жизни, в соответствии с вашей глубинной ценностью или напротив, уводит вас от важных для вас вещей? Куда ведет вас ваш внутренний голос? Вам нравится тот жизненный маршрут, которым вы движетесь?

Проделав данное домашнее задание, посмотрите на ответы, которые вы получили. Подведите итого проведенному анализу – насколько ваш внутренний голос еще принадлежит вам. Это очень важно, так как у каждой из нас есть и внутренний и внешний голоса, которыми мы рассказываем сами себе истории про то, какие мы есть. Чем чаще мы внутри себя слышим голос, который говорит нам, например, что вы не очень хорошая жена или мать, то тем глубже эти истории проникают в ваше подсознание. Обратив внимание на нескончаемый внутренний разговор, вы начинаете сами определять, что вы хотите слушать и какой вы будете. Внушения от постоянно повторяемого диалога могут быть как разрушающими для вас, так и ведущие вас к вашим целям и к жизни, которую вы хотите прожить.

Но мало кто из женщин обращает внимание на качество мыслей, проносящихся в голове. Так как ваш внутренний голос рассказывает вам вашу историю все время, вы редко даже осознаете то, что вам «рассказывают» что-то, что потом оказывает огромное влияние на всю вашу жизнь. Все эти истории внушают вам образ того, какая вы. Проще говоря, мы регулярно, в день изо дня, занимаемся самогипнозом.

ФОТО Soledad Bravi

«Я - человек обратной ­интуиции. В аэропорту я всегда выбираю самую долгую очередь на паспортный контроль, какой бы короткой она на первый взгляд ни казалась; в поисках незнакомой улицы обязательно пойду в противоположную от нее сторону - такие примеры я могу перечислять до бесконечности. Интуиция меня подводит практически всегда, поэтому я просто слушаю ее голос - и делаю наоборот. ­Правда, к 35 годам я настолько привыкла не доверять своим первым душевным порывам и сразу же поступать «от обратного», что теперь, когда ошибаюсь, часто не понимаю: это я сразу в себе внутренний голос задавила разумом или же это все-таки была моя обратная интуиция, еще не откорректированная голосом рассудка?»

Вот дословно такую цитату, найденную где-то в недрах блогосферы, прислала мне редактор ELLE с вопросом: а что это такое - «обратная интуиция» и как она работает?

«А ты хочешь сказать, что знаешь в подробностях, как работает «прямая»?» - немного растерявшись (так как слышала про «обратную ­интуицию» впервые), парировала я. «Я-то не знаю, но ведь это ты психолог - ты и объяснишь!» Пришлось разбираться.

Зеркальные нейроны

Время от времени мы все проявляем чудеса интуитивного знания, когда, например, говорим друг другу по телефону: «Вот только что о тебе думала - а тут ты звонишь!» Или вдруг видим во сне человека, которого давно потеряли из вида или сто лет не встречали, - и на другой же день он выныривает к нам как будто из ниоткуда. Это примеры эмоциональной интуиции, основа которой - хорошо развитая система зеркальных нейронов. Она отвечает в нашем мозгу за научение чему-то через буквальное копирование. Благодаря зеркальным нейронам ребенок, рождаясь ­совершенно беспомощным существом, у которого есть только сосательный и хватательный рефлексы, года через три уже обладает практически всей полнотой базовых знаний о мире, умеет ходить, говорить, различает эмоции, умеет их выражать. А некоторые дети уже умеют петь, танцевать и даже рисовать! Всем этим ребенок овладел, наблюдая взрослых и повторяя, копируя их поведение, действия и отношения.

Система зеркальных нейронов лежит в основе актерского метода «вчувствования» в роль. Она позволяет людям устанавливать эмоциональные контакты, понимать друг друга без слов. Высокая эмпатия (способность чувствовать то, что чувствует другой человек) - это тоже проявление работы зеркальных нейронов. Есть люди, у которых эта система чрезвычайно развита. Можно сказать, это особый вид одаренности, это талант. В зависимости от остальных дарований и особенностей личности кто-то из таких людей идет в актеры, кто-то - в психотерапевты, а кто-то - в ясновидящие и предсказатели. Я серьезно думаю, что эффект от общения с предсказателями будущего основан прежде всего на их гениальной эмпатии, которая позволяет «читать» в душах других людей не только то, что есть и было, но и то, что эти люди чувствуют про свое будущее. А нет лучше способа убедить человека в том, что ты знаешь его будущее, чем озвучить его собственные мечты, желания, страхи и соблазны.

Работа, опасность и творчество

Еще есть интуиция в науке. Как правило, это - результат огромной работы, которую ученый проделывает до того, как случится интуитивное озарение. Менделеев, конечно, увидел свою таблицу во сне, но до этого он ­несколько лет упорнейшим образом пытался решить задачу систематизации ­химических элементов.

Интуиция часто развивается на ­почве постоянной, настойчивой, на грани одержимости, заинтересованности. Особо острый случай такой ­заинтересованности - угроза жизни. В ситуации, когда нам угрожает опасность, мы почти все блистаем интуицией. Никогда не забуду историю своей одноклассницы, которая возвращалась домой не поздним, но довольно темным зимним вечером и почему-то решила выйти на одну остановку позже, чем это делала обычно. К вечеру следующего дня весь наш небольшой городок буквально стоял на ушах из-за ужасного преступления, которое случилось ровно в том сквере, через который обычно шла домой моя одноклассница. И ровно в тот момент, когда она проплывала мимо в автобусе. Интуитивные решения, которые спасают человеку жизнь или здоровье, люди обычно приписывают божественному провидению или заботе ангела-хранителя.

К художникам интуитивное решение приходит как бы ниоткуда, его принято называть красивым словом «вдохновение». Но на самом деле за нахлынувшим вдохновением - ­целые пласты переработанной информации, часы, а иногда и месяцы, годы работы бессо­знательного. Эта работа скрыта от всех, в том числе - и от самого творца. Поэтому перемены настроения, депрессия, сомнения в своем даре - малоприятные, но частые спутники творческих людей.

Если у вас получится разглядеть ПРОШЛОЕ человека, то он поверит, что вы ЗНАЕТЕ ЕГО БУДУЩЕЕ

Тело знает

А есть еще телесная интуиция. Она развита у многих бизнесменов, спортсменов и… преступников. Это тот случай, когда говорят: «Спинным мозгом чувствую», «Шкурой чую». Такая интуиция тоже часто связана с опасностью - любой, будь то опасность физическая или, например, финансовая. Говорят, известный финансист Сорос всегда испытывал боли в спине перед тем, как начинало что-то не то происходить на мировых рынках. А вор-рецидивист, бывает, отказывается от задуманной операции только ­из-за чувства опасности, которое вдруг возникает в определенный момент. В четырех случаях из пяти подобные опасения оказываются ненапрасными. Моя одноклассница, удачно проехавшая страшное место на автобусе, тоже, видимо, почувствовала неладное именно телом. «Мне так стало лень вставать, что я решила: выйду на следующей остановке», - вспоминала об этом она.

Есть еще интуиция профессиональная, которую нарабатывает, хочешь не хочешь, любой человек, лет десять-пятнадцать оттрубивший в своей профессии. Опытный редактор почти всегда знает, из какого автора выйдет толк, а какой, скорее всего, слиняет через пару текстов. Врач с 20-летним стажем видит картину заболевания и без анализов, а хороший автослесарь, едва глянув на ваш автомобиль, готов назвать все текущие проблемы. Эта интуиция - результат опыта, который актуализируется и моментально выдает верное решение.

Любая из перечисленных интуиций годится для того, чтобы развить в себе другую, недостающую, которая вам почему-то очень нужна в хозяйстве. Только вот хорошо бы понять - чего мы от нее хотим? Какой помощи?

На правом полушарии

Теперь следим за руками: когда что-то сильно перевешивает или чрезмерно преобладает - например, слишком много рационального расчета в ущерб спонтанности и творчеству, то появляется потребность как-то этот перекос выправить, вернуть равновесие. Отсюда - интерес к всевозможным «правополушарным» занятиям. «Правополушарным» рисованием увлечено, кажется, пол-Москвы и некоторая часть других больших городов России. Тренинги спонтанности и креативности по популярности идут ноздря в ноздрю с тайм-менеджментом, семинарами «Как заработать свой первый миллион» и «Как найти мужчину мечты».

Такой феномен, как интуиция, обитает в том же «правополушарном» иррациональном секторе. Интернет предлагает сотни ссылок про то, как развить в себе интуицию онлайн, не выходя из дома и очень-очень ­быстро. Потому что даже развивать интуицию современному человеку надо в оглушительтом темпе и исключительно из рациональных соображений: чтобы не тратить ­время на принятие решений, чтобы сразу видеть, какая овчинка стоит выделки, ­куда надо вкладывать средства и где искать мужчину мечты.

Одна моя добрая знакомая, жесткая бизнес-леди без особых сантиментов, но с духовными запросами, верит, что вступить в контакт со своей интуицией ей помогают йога и медитация. «Я должна успокоиться и услышать голос своей интуиции», - заявляет она, а очередной, подробно расписанный бизнес-план уже лежит перед ней на столе. Удивительно, но интуиция, голос которой моей знакомой удается расслышать во время медитации, всегда согласна с планом по части доходов. Но любит вносить коррективы в расходную часть. Меня до глубины души потрясает такая неожиданная для иррациональной функции рачительность. С другой стороны, ничего удивительного: рациональные люди часто принимают за интуитивные озарения свои тайные желания и планы.

Формула озарения

Слово «интуиция» происходит от ­латинского корня, который означает «созерцание» или «пристально смотреть». Собственно, в этом - весь секрет обучения. Наука считает интуитивное озарение результатом активного и тщательного процесса обработки сигналов, которые поступают от всех органов чувств. Этот процесс происходит без участия сознания, именно поэтому интуитивное решение как будто бы возникает из ­пустоты, из ничего.

Эта способность носит практически инстинктивный характер и когда-то была развита у человека не хуже, чем у любого ­другого животного, потому что имела важное значение, помогая выжить в первобытных условиях.

Первобытный человек внимателен к сигналам среды. Он незаметно для себя анализирует огромное количество сенсорных сигналов. Этот процесс никогда не останавливается, от него невозможно устать. Эзотерики называют такое состояние «единением с миром» или «растворенностью в мире».

Чтобы развить интуицию, надо настроить зрение, слух и другие органы чувств на восприятие всего, что происходит, что можно увидеть, услышать и почувствовать. Но для современного горожанина это ровно то, чего он инстинктивно, а может быть, и вполне сознательно избегает! Перегруз всех информационных каналов - наша ­беда. Но те, кто обладает хорошо развитой интуицией, сканируют мир вокруг себя автоматически, не придавая этому значения, просто потому, что так устроена их голова.

Учиться этому можно, прeдаваясь ­созерцанию, а не изучению и не запоминанию. Созерцание требует времени, покоя и относительной тишины внутри. Тем, кто хочет развить в себе интуицию, лучше оторваться от компьютеров и стараться быть поближе к природе - чаще бывать хотя бы в парках, а еще лучше в полях и лесах. И пусть это будет не пикник с шашлыками и грохочущей из машины музыкой, а хотя бы поход за грибами, или на лыжах, или просто прогулка. Почти уверена, что вам придется ловить себя за руку, которая будет тянуться к телефону, чтобы включить любимую песню, проверить почту или заглянуть на фейсбук.

Люди, привыкшие принимать интуитивные решения, делают это, как правило, быстро. Необходимость взвешивать, рассматривать за и против - все это вызывает у них жесточайшую скуку и сопротивление. Они не нуждаются в том, чтобы пережевывать аргументы на сознательном уровне - в их случае все это происходит как бы за кадром сознания, в глубине бессознательного. Все, что от такого человека требуется в момент принятия решения, - это доверие к себе и своим интуитивным порывам.

Таким образом, доверять себе - это то, чему следует научиться, если мы ­хотим развить свою интуицию.

ФОТО Soledad Bravi

Коротким путем

Чем рациональнее становится жизнь современного горожанина, чем больше решений мы принимаем исключительно головой, тем острее наше желание как-то нарушить, взломать ­заведенный порядок.

Мы разумны и предусмотрительны. У нас ипотека, страховка, счет в банке на черный день. Дети с нуля учат два языка и с 4 лет - математику, чтобы наверняка и надежно - в сильную школу. Мы редко отвлекаемся на пустяки, выходим замуж и женимся, потому что пора, разводимся, потому что дети наконец выросли, или не разводимся, потому что вдвоем удобнее следить за общей собакой и не хочется делить дачу. Мы страшно озабочены тайм-менеджментом. Тренинги по учету и распределению времени привлекают почти столько же клиентов, сколько занятия школ сексуального мастерства. Секс, кстати, тоже должен быть под контролем. Техника - наше все. Но и о женской магии не следует забывать - ей нас тоже научат за разумную плату, пошагово - welcome! А почему нет? Все поддается изучению, любой процесс можно разложить на составляющие и представить в виде разумного плана. Мы хотим получать опыт упакованным и спрессованным в таблетки.

Несколько лет назад один мой знакомый, решивший открыть сеть кофеен, рассказывал мне, как учился варить кофе и делать панини. Сначала подался в Италию. Прожил там, кажется, месяца два, целыми днями, как пришитый, ходил за мастером. Все пытался добиться: сколько сыпать того, сколько этого? Сколько минут держать эти самые панини в печке? «Ну вот смотри, - говорил маститый маэстро, - делаешь вот этак и вот так…» - «Да, но сколько это в граммах? В минутах?» «О, - мастер только весело отмахивался, - я не знаю, не знаю… Смотри и учись!» - «А сколько еще учиться?» - не унимался мой дотошный знакомый. Итальянец помахивал в воздухе невидимой дирижерской палочкой: мол, кто же может знать такие вещи? Впрочем, твердо обещал, что через полгода приятель мой перестанет уже расспрашивать про граммы и минуты, потому что поймет, что для приготовления прекрасных панини это не имеет ровно ­никакого значения.

Шести месяцев у моего знакомого в распоряжении не было - и он поехал в Америку. Американцы любят стандарты всего, они - боги инструкций и четких указаний. Хлебом их не корми, только дай процесс разложить на этапы, изучить каждый из них и расписать его пошагово. Не прошло и месяца, как мой приятель вполне сносно варил кофе и ­даже делал панини.

Собственно, эта история метафорически отвечает на вопрос, почему «Старбаксы» с их в меру пригодным к питью кофе есть по всему миру, а итальянские кофейни с настоящим ароматным эликсиром жизни - только в Италии.

К чему это я? К тому, что интуитивный способ обучения (см. веселого итальянца) требует времени, покоя, погружения и средиземноморской беспечности. Как в детстве. Это дорого обходится, это слишком долго, от этого не бывает быстрой прибыли. Расчлененка по инструкции - гораздо быстрее и доходнее. Никакой алхимии, сплошной расчет, почти гарантированный успех в рамках допустимого.

Все наоборот

Интуиция - дама капризная и реагирует на малейшие изменения психологического климата. Человек, живущий интуицией, знает, что и в его жизни бывают состояния, когда лучше положиться на расчет и логику (если интуитив научился ими пользоваться), чем на свое озарение. «Я сегодня в неправильном состоянии» - эта фраза из уст интуитива означает, что у него нарушен контакт с собой. Такое случается из-за стресса, перегрузок или просто из-за плохой погоды. И тогда интуиция может обмануть. Если мы в целом себе доверяем, то, как правило, чувствуем, когда баланс нарушен, и не рискуем, принимая интуитивные решения.

Бывает и так, что под видом интуиции, подсказывающей решения, внутри человеческой психики действует вредительский комплекс, который существует единственно для того, чтобы человек сохранял отношение к себе как неудачнику или слабому, беспомощному существу, нуждающемуся в опеке.

Этот внутренний вредитель - целый букет из чужих ожиданий, слишком высоких требований, боли от неоплаканных и плохо переработанных травм. Чтобы обезвредить внутреннего диверсанта, необходимо понять, что это за комплекс, откуда он появился и что ему на самом деле от вас нужно. Как правило, выясняется, что он вмешивается не только в процесс принятия интуитивных решений, но и во все сферы жизни. Если удается вывести его на чистую воду, то жизнь человека меняется в ­лучшую сторону. Возникает доверие к ­себе - и тогда, как ни странно, не так уж важно, как именно мы принимаем решения: на основе шестого чувства, ­расчета или эмоций.

Как развить шестое чувство

Ответить на этот вопрос обещает новая автобиографическая книга Александра Литвина «Выше Бога не буду» , которая на днях вышла в свет в издательстве «АСТ». Победитель шестого сезона популярного телепроекта «Битва экстрасенсов» (идет по субботам в 20.00 на канале ТНТ) предпочитает называть себя «аналитиком вероятностей». «Не думаю, что мои способности - чудо или особый талант, - признается он. - И не очень люблю слово «экстрасенс» из-за ассоциаций и стереотипов. Мой дар исключительно в том, что я верю в свои силы. Достичь гармонии с собой и понимания с любимыми, продвинуться вверх по карьерной лестнице - во всем этом поможет интуиция. Моя задача - лишь научить, как ловить попутный ветер».

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Как бороться с внутренним критиком, который постоянно оценивает нас, пугает и указывает на промахи, сковывая наши действия? Публикуем отрывки из книги Дэнни Грегори «Заставь его замолчать» , в которой автор рассказывает о власти внутреннего голоса, его ложных принципах и правилах и тех ошибках, которые мы совершаем в борьбе с ним.

Мы постоянно слышим внутри себя голос, который нам что-то говорит. Он каждый раз раздается в голове, когда мы хотим изменить жизнь - предложить идею на работе, решиться на переезд или перемену в отношениях. Он предостерегает, пугает, указывает нам на ошибки и всегда знает, что думают о нас другие. Дэнни Грегори в книге «Заставь его замолчать» называет этот голос обезьяной: он надоедлив, противен и вреден. Грегори рассказывает, почему голос действует на нас деструктивно и как заставить его замолчать.

Кого преследует голос

Обезьяна - страшный противник.

Она более изворотлива, чем вы, и у нее полно времени. Она на месте круглосуточно: ждет, наблюдает, не начнете ли вы что-то делать (или хотя бы задумаетесь о том, чтобы что-то сделать), к тому же вы волей-неволей всюду берете ее с собой. Она может использовать против вас все, что вы знаете, нажимать на все кнопки, тянуть за все рычаги - и она безжалостна. У нее есть ключи от архива, и она знает код сейфа, спрятанного у вас в голове. Пусть это не лишает вас надежды. Но и недооценивать ее не стоит.

Чаще всего ее жертвы - творческие люди. Они часто сомневаются в себе, стремятся к новым горизонтам, поэтому становятся наиболее уязвимы. Каждая новая идея - это повод для обезьяны включить голос на полную мощность, потому что она терпеть не может риск и перемены.

Однако обезьяна не ограничивается творчеством. Она преследует нас даже в быту: когда мы думаем, что подарить, куда пойти, что надеть, она тут как тут. Новое нельзя контролировать, поэтому обезьяна так боится, что события пойдут не по ее сценарию.

Читайте также

Выслушайте свою обезьяну

Заткнуть свою обезьяну - своего рода избавление от некой привычки, после которого вы начинаете по-другому видеть мир. Не позволяйте обезьяне убедить вас, что «либо всё, либо ничего». Она любит впадать в крайности и придумывать правила.

Читайте также

Заставьте обезьяну защищаться. Но на этот раз попросите своего внутреннего адвоката допросить ее с пристрастием, растоптать ее доводы, один за другим. Вы должны действовать спокойно. Пусть говорит обезьяна, не перебивайте ее, просто поддакивайте.

К примеру, на работе вы хотите предложить начальнику хорошую идею.

Обезьяна говорит:

«Твоему начальнику она не понравится. Может, он вышвырнет тебя с работы».

Ладно, продолжим эту мысль. Что тогда?

Ничего себе, и все это всего лишь из-за одной новой идеи? Правда? Это должна быть очень мощная идея.

Садитесь за работу. Прямо сейчас

Мне кажется, что вы тратите слишком много времени на защиту от обезьяньей критики, а борьба с ней помогает лишь частично и на время. Все равно вы с обезьяной стоите лицом к лицу, схватив друг друга за горло.

Вместо этого мы будем использовать совершенно другую стратегию. Секрет ее очень прост и понятен, но у меня ушли годы, чтобы сформулировать его: забудьте про обезьяну и принимайтесь за работу.

Я беру ручку и, не задумываясь, начинаю рисовать. Я не пытаюсь понять, что я рисую. Не думаю, все ли в порядке с пропорциями, интересную ли тему я выбрал. Не размышляю о том, не затек ли мой зад, не просачиваются ли чернила сквозь бумагу.

Я сажусь за клавиатуру и начинаю писать. Что угодно, первые же слова, которые напечатают мои пальцы. Скоро слова потекут свободно и на экране один за другим начнут появляться абзацы. Я не перечитываю их, не правлю, даже не исправляю опечатки. Я просто слушаю чечетку, которую отбивают мои пальцы на пластиковых кнопках. Мои пальцы говорят, они поют, громче и громче, хор десяти - и голос обезьяны затихает.

Попробуйте.

Привычка против обезьяны

Обезьяна борется против перемен, поэтому создайте новую реальность, пусть перемены сопровождают вас постоянно. Установите жесткий режим. Заведите свои ритуалы. Будьте непреклонны в том, что касается самодисциплины. Двигайтесь вперед, к привычке работать творчески.

Что бы ни случилось, всегда садитесь за работу в одно и то же время. Всегда держите под рукой все необходимое для работы. Обустройте уютное рабочее место. Уберите все препятствия.

Заведите будильник. Обезьяна ленива. Просыпайтесь раньше нее. Работайте с утра до вечера. Одно движение - одна задача; на остановки и разговоры нет времени.

Обезьяна каждый день срабатывает, как пистолет в Овер-сюр-Уаз, прерывая карьеры творческих людей. Она душит идеи, ставит преграды на пути к новым горизонтам. Нельзя знать заранее, какое влияние окажет на мир ваша работа. Не позволяйте обезьяне решать за вас.

Добрый день, Светлана Евгеньевна,
Меня зовут Петр, но я не хочу, чтобы мое имя где то каким то образом высветилось на сайте.
Я являюсь посетителем сайта Вашего. Впервые я на него попал когда уже не мог мириться со своим внутренним голосом, который меня сильно мучил и в поисках хоть какой то помощи начал бродить по сайтам и наткнулся на этот сайт, прочел пару статей, нашел их очень полезными. Стал применять кое что, на какое то время голос внутренний затих, но потом опять, даже я бы сказал с еще более сильнейшим абсурдом он начал в голове сверлить у меня приводя уже просто абсолютно какие то несуразные доводы, что я аж сдавался ему.
Например, он (мерзкий внутренний голос, именно мерзкий, так как он почему то только мне боль причиняет, все опровергает для меня полезное, все под сомнение ставит до ужаса просто... хотелось бы чтобы он конечно наоборот мне как то помогал) , допустим я начинаю повторять аффирмации (но, он не дает мне, я практически его слышу, как он говорит - ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ? вот эта фраза возникает на все мои положительные мысли и она не дает мне мыслить так как я хочу.. Допустим - Я обоятелен, я уверенный в себе, я произвожу на людей благоприятное впечатление, Ничего со мной не может случиться и тут вступает тут же голос ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ??? . НО если, я по привычке забудусь и начинаю негативно мыслить, там представлять как на меня наедут и прочее, голос сука, тварь молчит почему то, но как только начинаю о положительном ТО ТУТ же начинаются опровержения... злость берет..
И еще такие доводы может давать - ТЫ ЖЕ ЭТОГО НЕ МОЖЕШЬ ПРОВЕРИТЬ или (если я говорю себе буду делать все что говорят врачи и все (врачи то бишь Психологи), но тут же вторая фраза ТЫ ДУРАК ЗНАЧИТ, РАЗ БУДЕШ ТУПО СЛЕДОВАТЬ ТАКИМ РЕКОММЕНДАЦИЯМ, МОЖЕТ ЭТО ВСЕ ЛОЖЬ, ЗНАЧИТ ТЫ ДУРАК! А если я какие то техники психологов реально на своей "шкуре" опробовал и все получилось, то тут же голос в голове ЭТО ВСЕ ИЛЛИЗИЯ!
Но если только о чем то плохом думаю, то голоса как не бывало...
Говорят, что нужно думать о чем ТО приятном в случае возникновения диалога или переключать внимание на что то другое (заняться делом), но если так делать то значит я отступаю и не борюсь, то есть не мыслю положительно (так как там голос) то есть не пытаюсь убедить себя в положительном (так как там голос), не молюсь Богу (так как там тоже голос) и так далее, от всего отступаю стараясь отвлечься, но я хочу победить его и думать о положительном, а не переключаться и ставить себе запрет думать о положительном, тут вот тупик какой то..
Прошу Вас дайте мне какой нибудь хороший совет в помощь.
Благодарю Вас заранее.
С уважением,
Дмитрий

Здравствуйте! Мы все говорим с собой т.е. в норме внутренний диалог, и сомневаться в природе человека. Сомнения помогают в неопределенных ситуациях от поспешных действий. На каком то этапе нужно поблагодарить их - отпустить - спасибо вы все разложли по полочкам, теперь я буду действовать сам. Такой способ помогает людям сомневающимся. Аффирмации также обычно эффективны. Но вы говорите много работаете над собой - на какое-то время помогает и затем хуже. Если самому себе помочь затруднительно - нужно обратиться к психологу . У нас с вами в таком режиме нет возможности обсудить - как давно слышится голос, начиная с какого возраста, не мешает ли в работе - насколько трудоспособны в этот момент, после каких событий это возникло. Психолог поговорит с вами о вашем детстве, скорее всего понадобится како-то время чтобы разобраться в причинах происходящего. Хочу вам сказать что борьба с собой не тот путь по которому надо идти. Ну разве легко жить в состоянии борьбы? Нет очень тяжело. Надо полюбить себя - даже с недостатками, подружиться с собой, ведь с другими мы дружим, а собой воюем. Напишите список - за что же вы так не любите себя, за что так казните? Подумайте - заслуживает ли это такой кары, из тюрьмы и то возвращаются! Простите себя, что так долго обижали, мучили себя. Теперь напишите список за что любите себя, за что любят и ценят вас окружающие. Человеку действительно легче представляется грустный исход событий чем блистательный и отличный. Очень хорошая книга, может вы и читали, Лилиан Ту "внутренний фен-шуй", помогает сделать сознание спокойным. - а это ссылка на статью этого сайта "Когда я полюбил себя" Леоновой Н.В. стихи Чарли Чаплина об отношениях с собой. Это верный путь. Всего вам доброго.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0