Интересные факты о платоне. Интересные факты и случаи из жизни философов

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Знаменитый греческий философ Платон (426 - 347 гг. до н. э.) считал, началом всего сущего - идеи, которые трансформируют материю в тот или иной предмет. В ученых диспутах он часто доказывал, что всякая конкретная вещь как бы «причастна» к своей идее. Такие рассуждения смешили киника Диогена из Синопа (404 - 323 гг. до н. э.) - того самого, что жил в огромной глиняной бочке, врытой в землю. Как-то раз, когда он ел сушеные фиги, к нему подошел Платон. - Прими и ты участие, - любезно пригласил его Диоген. Мудрец съел несколько плодов, и тут-то оппонент и продемонстрировал ему разницу между миром идей и миром вещей.
- Я сказал: прими участие, - заметил он. - Но я не говорил: - поешь…

Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил.

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. - Вот, афиняне, цена вашего ума, - сказал им Диоген. - Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

У Дидро снисходительность к людям иногда доходила до непостижимых пределов, до самоотверженности. Так, однажды к нему явился какой-то юный шантажист, подал толстую тетрадь и просил ее прочитать. Рукопись оказалась злой и яростной сатирой на Дидро.?
- Милостивый государь, - сказал ему Дидро, - я не знаю вас, никакого зла я не мог вам сделать; скажите же, чем я должен объяснить ваши нападки на меня?
- Мне просто-напросто есть нечего, - признался юноша.
Он надеялся, что Дидро даст ему денег, чтобы отвязаться.
- Ну, что же, - спокойно проговорил Дидро, - вы не первый, прибегший к такому способу пропитания. Многие охотно платят за молчание. Но дело в том, что вы можете извлечь гораздо больше пользы из вашей тетрадки. Обратитесь вы с ней к герцогу Орлеанскому. Он меня терпеть не может и за пасквиль против меня хорошо заплатит, гораздо лучше, чем я сам. Посвятите ему вашу сатиру, переплетите ее хорошенько, поставьте на переплете его герб и поднесите ему; можете быть уверены, что он будет щедр к вам
- Но я совсем не знаю герцога и не сумею написать ему посвящение, - сказал шантажист.
Дидро сейчас же сел за стол и написал посвящение. Мошенник взял свою рукопись, сделал все так, как ему советовал Дидро, получил от герцога щедрую подачку и пришел даже поблагодарить Дидро.

Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

Старинные источники сообщают о забавной истории в жизни великого философа Древней Греции Аристотеля и его юного ученика царя Александра Македонского. Последний активно постигал чувственный мир и попал под сильное влияние гетеры Феллиды. Видя пагубность этой связи для государства, Аристотель попросил Феллиду оставить Александра. Феллида согласилась это сделать, но при условии, что Аристотель прокатит ее по комнате на своей спине, то есть станет “лошадкой”. Не видя других путей решения проблемы, Аристотель согласился.
В самый разгар “скачек” в комнату вошел Александр и увидел Феллиду верхом на философе. Аристотель очень смутился и, обратившись к Александру, сказал:
- Видишь, что она вытворяет со мной - старым, умудренным человеком. А теперь представь себе, во что она превратит тебя.
Этого урока царю оказалось достаточно.

Один человек как-то измучил Аристотеля своими нелепыми рассказами и своими многочисленными присказками:
«Ну, разве не удивительно это, Аристотель?»
На что раздраженный философ ответил:
«Не это удивительно, а то, что кто-то, имея ноги, еще стоит рядом с тобой».

Другой человек после долгой и пустой болтовни заявил Аристотелю:
«Заговорил я тебя, философ».
На что тот ответил:
«Нет, клянусь Зевсом, я и не заметил».

Один врач-француз, приехав из России, стал рассказывать Вольтеру, что его хорошее мнение о России сильно преувеличено. Вольтеру не хотел доказывать свое мнение: «Друг мой! Я так боюсь холодов, но русские дарят прелестные шубы!»

Вольтер высоко оценивал ученые труды доктора Галлера, швейцарского анатома и физиолога.
Однажды ему сказали, что Галлер не так уж хорошо отзывается о трудах самого Вольтера. Вольтер на это ответил:
- Удел смертных - ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся.

Когда-то Вольтеру задали вопрос: «В чем различия между хорошим и прекрасным?» Вольтер, подумав, дал ответ: «Хорошее требует доказательств, а прекрасное не требует».

Вольтеру задали вопрос: «Какие у Вас отношения с Богом?», на что он ответил: «Мы здороваемся, но не разговариваем».

Как-то Вольтеру задали вопрос: «Присутствует ли в мире то, на что еще не воздвигнута бы ваша ирония?» Вольтер ответил непредсказуемо: «Естественно же существует! Моя личная персона вряд ли будет мишенью иронии».

Молодой человек спросил Сократа:
- Мудрец, скажи, жениться мне или нет?
- Поступи как хочешь - все равно пожалеешь.

Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
- Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Совсем нет.
- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
- Сомневаюсь.
- Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Артур Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два «п».

В школе Артур не был прилежным учеником. Балы, которые посещают школьники, где учатся хорошим манерам, танцуют и присматриваются к будущим невестам, Артура не воодушевляли: он был слишком плотного сложения.

Шопенгауэр отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью. Панически боялся умереть от заразной болезни и, чуть прознав о возможной эпидемии, сразу же менял место жительства.

Больше всего времени Шопенгауэр проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте, Декарта и Шекспира, бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак.

Высказывания философов древности так же актуальны сегодня, как и два с половиной тысячелетия назад. Означает ли это, что мир с тех пор мало изменился или те истины, о которых они размышляли, по-настоящему вечны? Если обычный обыватель задаст себе вопрос, а как я понимаю философию, то, скорее всего, это слово у него будет ассоциироваться с античными мудрецами, настолько оно древнее.

На самом деле, философы жили во все века, есть они и в 21 столетии, так как на основные вопросы, например, о сущности бытия и смысле жизни, ответы так еще и не были найдены.

Значение мыслительного процесса

Если обратиться к самым истокам, то в основе термина философия лежат два греческих слова: phileo, что означает любить, и sophia - мудрость. Таким образом, философия первоначально понималась как любовь к мудрости, но не одного отдельного человека, а целого сообщества:

  • В основе этой науки лежит мышление, а не изучение чего-либо, не верование и не чувствование.
  • Философия не является результатом осознания истины одним человеком, это коллективное размышление о ней. В древности мыслитель выдвигал свою теорию, реальность которой он должен был обосновать фактами, а затем ее начинали обдумывать другие, иногда именно в спорах и рождалась истина.

Следует углубиться в историю, чтобы разобраться, как первоначально понималась философия. Ее воспринимали как инструмент для достижения правды о сущности вещей. В древности людям было сложно охватить разумом все явления и взаимосвязи в окружающем их мире. Наблюдая за каким-то отдельным его фрагментом, например, за морскими приливами и отливами, они расширяли свое сознание, наполняя его опытом изучения природы.

Именно мыслительный процесс сделал человека разумным, так как безусловно-рефлекторное поведение было присуще ему изначально. Например, чтобы не обжечься об горячее, люди не рассуждают, а инстинктивно отдергивают руку от огня.

Когда между действием и ощущением существует отсрочка в реакции, заполняемая размышлением о том, как безопаснее или выгоднее поступить, то это проявление философского подхода.

Философы древности

Первый, предфилософский период был особым разделом культуры, так как связывался с практической повседневной жизнью. Например, Конфуций учил, как вести себя в обществе по правилу: не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой. Подобные мудрецы жили не только в Древнем Китае, но и Индии.

Этих людей еще нельзя назвать философами, они были мыслителями. Изучая их высказывания, можно составить представление, как первоначально понималась философия людьми того времени.

Первым настоящим философом считается Фалес, живший в 625 - 545 года до н. э. Его высказывание, что все - это суть вода, является работой исключительно разума, так как при этом он не опирался на другие источники, например, мифологию.

Размышляя на эту тему, он базировался исключительно на своих наблюдениях за природой вещей и пытался объяснить свойства, изучая их. О том, что первопричиной всей живой и неживой природы является вода, он пришел к выводу, исследуя различные ее состояния: твердое, газообразное и жидкое.

Ученики и последователи Фалеса продолжили развивать идеи своего учителя, тем самым заложив основу первой философской школы, без которой не было бы ни Гераклита, который считал, что нельзя в одну реку войти дважды, ни Пифагора, нашедшего среди огромного количества вещей и явлений числовую закономерность.

Самыми яркими представителями философских школ древности являются Сократ и Платон, Аристотель и Эпикур, Сенека. Они жили до нашей эры, но искали ответы на те же вопросы, что волнуют и современных людей.

Философы средневековья

Главным учением Средневековья были догматы церкви, поэтому основной работой философов этого периода был поиск доказательств бытия Творца.

Так как философия первоначально понималась как любовь к мудрости и поиск истины путем процессов размышления и наблюдения за природой, то во времена полного упадка ученой мысли, она почти деградировала.

За долгий и мрачный период средневековья все наиболее известные мыслители либо были связаны с церковью, либо подчинялись ее воле, что неприемлемо, так как философия - особая форма познания мира с помощью свободной от привязок к каким-либо догматам мысли.

Наиболее известные мыслители того времени:


Основными сферами философских споров того времени были первичность материи или идеи, а направлением - теоцентризм.

Эпоха Возрождения

Главным достижением этого периода является постепенное освобождение умов людей от влияния религии, что, в свою очередь, привело к расцвету наук, искусств, литературы и изобретательства.

То, что первоначально понималось под в эпоху Возрождения стало называться возвращением античных идей гуманизма, в основе которых лежал антропоцентризм. Человек становится центром Вселенной, и его изучение выходит на первый план. Например:


Благодаря мыслителям этого времени, можно заметить, как первоначально понималась философия в античности и насколько изменились ее черты, когда были пересмотрены и переработаны учения древних мудрецов.

Новое время

Семнадцатое столетие дало миру целую плеяду великих философов, которые сильно повлияли на развитие человеческого мышления в дальнейшем.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости, то теперь на первое место выходят знания и их практическое применения. Мыслители этого времени разделились на 2 лагеря: эмпирики и рационалисты. К первым принадлежали:

  • Френсис Бэкон, утверждавший, что знание-сила, давал возможность людям освободиться от предрассудков и религиозных догматов с помощью изучения мира от частного к общему.
  • считал, что в основе знаний должен находиться опыт, а именно контакт с природой и ее восприятие через органы чувств.
  • Джон Локк придерживался мнения, что нет в человеческом разуме ничего такого, чего не было бы первоначально в его чувствах. Именно через ощущения человек познает мир, размышляет о его природе и делает научные заключения.

Эмпирикам было свойственно опираться на чувства при познании мира и влияние обстоятельств на жизнь человека.

Рационалисты

В отличие от эмпириков, рационалисты придерживались другого мнения, например:

На примере теорий ученых 17 века видно, как первоначально понималась философия (любовь к мудрости у древних) и на какой уровень человеческого мышления она вышла.

Философы 18 века

Век Просвещения породил новый вид философских школ, где главное интеллектуальное сражение велось между такими понятиями, как материализм и идеализм. Среди великих мыслителей того времени особенно известны:

  • Вольтер, который был противником абсолютной монархической власти и влияния церкви на умы людей. Он был вольнодумцем, утверждавшим, что Бога нет.
  • Жан Жак Руссо был критиком прогресса и цивилизации, которые стали причиной возникновения государств, что привело к разделению людей по социальному положению.
  • представлял материалистов. Он считал, что весь мир - это движущаяся материя, внутри которой передвигаются атомы.
  • Иммануил Кант, напротив, был идеалистом. Так он выдвинул и доказал теорию, что мир имеет начало, и противоположную ей, что у мира нет начала. Он знаменит именно своими антиномиями - философскими противоречиями.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости и свобода мысли, то просветители 18 века вывели ее за пределы человеческого ума к пониманию материи.

19 века

Самым ярким философским направлением, повлиявший на последующее развитие этой науки, стал позитивизм, основателем которого стал Огюст Конт. Он считал, что в основе всего должны лежать только положительные знания, основанные на полученном экспериментальным путем опыте.

Если философия обычно описывается как теория, основанная на познание человеком мира с помощью размышлением над ним, то Конт заявил о том, что в ней больше нет нужды, так как в основе всего должны быть знания, подкрепленные фактами. Его теории стали толчком к развитию новых направлений в философии уже в 20 веке.

Философия в 20 веке

Карл Поппер первым разделил понятия науки и философии. Если в предыдущие века между мыслителями возникали споры по этому поводу, то Поппер окончательно доказал, что философия является не наукой, а особым видом культуры, которой свойственен собственный способ познания мира.

Сегодня эта культура проникла во все сферы. Существует философия искусства, религии, истории, политики, экономики и т.д.

Бытие и картина мира

В 20 веке появилось и стало популярным понятие картины мира. Чтобы знать, как понимать философию, следует осознавать, что она из себя представляет:

  • Первоначально это было познание бытия через размышления о различных явлениях, происходящих в мире, и обо всем, что его наполняет.
  • Следующий этап - изучение человека и его место в действительности.
  • Последующая стадия - это развитие научных знаний, выделение философии в отдельную дисциплину.

Ни одна наука в силу того, что изучает только часть окружающего мира, не может представить его в целом. Это доступно только философии, так она не является наукой, но может брать у нее лучшие знания и по ним составлять картину мира.

Сущность человека

Во все времена философов интересовал смысл человеческой жизни и ее предназначение. Сегодня об этих категориях известно больше, чем мудрецам древности, но окончательных ответов пока никто не получил. Поэтому философия продолжает изучать человека как микрокосм в цельном вселенском организме.

1. «Я знаю, что ничего не знаю», — широко известное изречение Сократа. Помимо него, Платон зафиксировал другую сократовскую фразу: «Я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики (науки о любви). А в ней я ужасно силён».

2. Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смеси бокса и борьбы без правил.

3. Итальянскому философу Кардано мерещилось, что за ним шпионят все правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали воском и серой.

4. О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался, можно было заметить углубления от постоянного подёргивания ног.

5. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой. Фридрих Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал ноги в холодной воде.

6. Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

7. Артур Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два п.

8. Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

9. Королеве Франции Марии-Антуанетте приписывают фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!», которую она якобы произнесла, узнав, что крестьяне голодают. Но впервые эту фразу записал Жан-Жак Руссо ещё до рождения Марии-Антуанетты. Видимо, её сказала какая-то другая королева или принцесса, но кто именно, однозначного ответа нет.

10. После смерти Платона в 347 до н. э., Аристотель стал наставником сыну короля Македонии, будущему Александр Великому.

11. Молодой человек спросил Сократа:
— Мудрец, скажи, жениться мне или нет.
— Поступи как хочешь — все равно пожалеешь.

12. Сократ глубоко презирал роскошь, считая, что ценно только то, что необходимо для жизни.

13. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен.

14. Первыми известными часами были солнечные часы, которые произошли от гномона. Но у солнечных часов есть один существенный недостаток — им нужно солнце, то есть если пасмурно или ночь, солнечные часы не могут использоваться.

Поэтому в Вавилоне (или Египте — учёные не могут определить точно) в XVI веке до нашей эры была придумана клепсидра — водяные часы. Устройство клепсидры чрезвычайно просто — вода капала через отверстие, а на стекле по отметке можно было судить какой час. Великий Платон на основе клепсидры создал будильник — вытекающая вода сжимала воздух в нижней ёмкости в которой был предохранитель.

При определённом давлении предохранитель откидывался и сжатый воздух устремлялся в фигуру флейтиста, проходя через флейту он вызывал резкий звук, который будил учеников Платона, призывая их на занятия.

Аристотель был заядлым коллекционером, собравшим и описавшим большое количество растений из многих стран. Основным поставщиком его коллекции был Александр Македонский.