Где выращивают листья коки. LaParfumerie


Кокаиновый куст (лат. Erythroxylum coca), от слова на языке кечуа «kuka» - вид кустарниковых растений из семейства кокаиновых. Родина - северо-запад Южной Америки, однако растение сейчас искусственно культивируют также в Африке, Индии и на о. Ява. Кока играет существенную роль в культурных традициях населения Анд. В последнее столетие кока приобрела широкую известность как сырьё для изготовления кокаина - наркотика из класса стимуляторов.

Куст коки похож на терновник. Высота растения 2−3 м. Ветви прямые, листья тонкие, зелёного цвета, по форме овальные, сужающиеся в оконечности.

Цветы коки маленькие, расположенные в небольших группах на коротких стеблях, венчик составлен из пяти жёлто-белых лепестков, пыльники серцевидные, пестик состоит из трех плодолистиков, объедененных формировать трехраздельную камеру яичника. Цветы созревают в красные ягоды.

Фармакология

Фармакологически активный компонент коки - алкалоид кокаин, содержащийся в количестве ~0,2 % в свежих листьях. Помимо кокаина, лист коки содержит множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгоина, бензилэкгоин, труксиллин, гидрокситропакокаин, тропакокаин, экгоин, кускогигрин, дигидрокускогигрин, никотин и гигрин. Некоторые из этих непсихоактивных алкалоидов всё ещё используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость. Некоторые анестезирующие средства, такие, как новокаин, получены из коки. LD50 сухих листев коки - 3450 мг/кг, однако эта цифра основана на содержании кокаина - 31.4 мг/кг.

Культивирование и использование

Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времен его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В США, несмотря на законное изготовление и использование кокаина, необходимого в медицинских целях, с 1980-ых, из-за массового сбыта на нелегальном рынке, неограниченное культивирование коки было запрещено.

Хорошие свежие образцы высущенных листьев распрямляются, имеют сильный, подобный чаю аромат, при жевании рот постепенно немеет, вкус острый и приятный. Старые листья приобретают специфический запах, коричневый цвет и недостаточно острые на вкус.

Традиционное использование

В Андах местные народы используют листья коки тысячелетиями. Они традиционно носят мешочек, называемый chuspa или huallqui, в котором содержиться дневная порция листьев коки, наряду с небольшим количеством порошка ilucta или lipta (кечуа llipt"a), негашёная известь или пепел от лебеды. Небольшое количество порошка жуют вместе с листьями коки; это смягчает их вяжущий аромат и способствует экстракции алкалоида. Названия порошка в разных странах разные. В Перу он, как правило, называется lipta (кечуа llipt"a) и lejía (исп. lejía). Многие из этих веществ имеют солёный привкус, но есть исключения. В области Ла-Паса, Боливия - используют вещество, известное как lejía dulce (сладкий щелчок), которое делают из пепла лебеды, смешанного с анисом и сахарным тростником, формируя мягкую чёрную массу со сладким вкусом и приятным ароматом лакричника. В некоторых местах используется пищевая сода под названием bico исп. bico.

Практика жевания листьев коки была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также использовалось, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока была столь обыденной и сосредоточенной в центре мировозрения народов Анд, что расстояние часто измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli) и означавших количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада также использовалась для измерения времени, означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия.

Сакральное использование

Кока считалась священным растением и применялась в религиозных церемониях народов Анд, как доинкской эпохи, так и в Империю Инков. В течение всего времени религиозных церемоний индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу. Кока всё ещё используется в религиозных целях, как уака (кечуа wak"a, «объект почитания») среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, северной Аргентины и Чили. Листья коки используются и для гадания.

В Санта-Марте, на карибском побережье Колумбии, кока употребляется с помощью специального устройства, называемого попоро. Попоро - символ мужественности, но в то же время сексуальный символ женщины. Устройство имеет форму матки, а палка внутри - фаллоса. Движения палки в попоро символизируют половой акт. Для человека попоро - талисман, означающий «пища», «женщина», «память» и «размышление». Важно подчеркнуть, что попоро - символ мужественности. Но это - женщина, которая дает мужчинам их мужественность. Женщинам запрещают употреблять коку, пока их сын не будет готов к женитьбе.

Названия

Жевание коки называют mambear, chacchar (кечуа chaqchay) или acullicar (кечуа akulliy), или в Боливии, picchar. Испанский глагол masticar также используется часто, наряду с жаргонным «bolear» - слово, полученное из слова «bola», что означает «жевание шара коки за щекой». В наше время жевание листьев коки - обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Кока служит мощным символом местной культурной и религиозной индентичности родов Южной Америки. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках.

Чай из коки

Чай из коки (исп. Mate de coca), производится из листьев коки. Коммерческое изготовления чая из листьев коки приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Потребление чая из коки общепринято в южноамериканских странах. Чай из коки применяют и в лекарственных целях, а также для религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки, для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки. По сообщениям информационных агенств, чай из коки пили в том числе принцесса Анна и Римский Папа Иоанн Павел II,Уго Чавес.

Кокаиновый куст, или Кока (лат. Erythroxylum coca, от кечуа kuka) - вид кустарниковых растений из рода Эритроксилум семейства Эритроксиловые (Erythroxylaceae). Родина - северо-запад Южной Америки. Кока играет существенную роль в культурных традициях населения Анд. Со второй половины XIX века кока приобрела широкую известность как сырьё для изготовления кокаина - наркотика из класса стимуляторов. Тогда же и для этих целей растение начали искусственно культивировать в Индии, на острове Ява, а также в Африке.

Ботаническое описание:
Куст коки похож на терновник. Высота растения 2-3 м.

Ветви прямые, листья тонкие, зелёного цвета, по форме овальные, сужающиеся в оконечности.

Цветки мелкие, собраны в небольшие соцветия на укороченных побегах. Венчик состоит из пяти жёлто-белых лепестков, пыльники сердцевидные, гинецей состоит из трёх плодолистиков.

Плод - красная ягода.

Разновидности и классификация:

Известно несколько разновидностей коки:
Erythroxylum coca var. ipadu
Erythroxylum coca var. novo-granatense
Erythroxylum coca var. spruceanum

Вариант Erythroxylum coca var. ipadu почти неотличим от обычной коки (Erythroxylum coca var. coca), две другие разновидности обычно считаются синонимами Erythroxylum novogranatense.

История коки:
Археологические остатки, связанные с жеванием листьев коки были найдены на северо-западе Перу в культурных слоях, относящихся к периоду 6000 лет до нашей эры. Впоследствии встречалась у различных андских культур повсеместно.

Первое знакомство европейцев с кокой
Впервые европейцы, предположительно, столкнулись с ней при открытии Нового света - 12 октября 1492 году Христофору Колумбу были подарены «сухие, очень ценные листья», являвшиеся либо табаком, либо кокой.

Применение коки индейцами Анд
Существовало несколько способов использования коки у инков:

1. в качестве торгового эквивалента
2. в ритуальных церемониях (распыление, сжигание и т. п.)
3. в медицинских целях
4. для жевания и, вероятно, в составе напитков

Первые два способа были основными. Соответственно, главными потребителями коки были правитель сапай-инка и его окружение, а также храмы и святилища, в связи с чем основная масса населения не употребляла коку.

Обнаружение коки европейцами в Перу
Когда испанцы попали в столицу Империи Инков Куско, то они обнаружили две разновидности коки: mamox coca (Erythroxylum coca Ламарка), произраставшую на восточных склонах Анд, и tupa coca (Erythoxylum novograntense, идентифицированную позднее Д. Моррисом), более мелкую и предназначенную для правителя Инки, доставляемую в Куско с тихоокеанского побережья севера Перу, также использовавшуюся гонцами и путешественниками для приободрения. Вторым Лимским Собором в 1567 году, жевание коки было признано языческим обрядом и запрещено. На что известный юрист Хуан де Матьенсо (сторонник жесткой эксплуатации индейцев и лоббист выращивания коки) в том же году заявил: «Не будь коки - не будет Перу», так как кока являлась одним из важнейших источников дохода вице-королевства Перу и, соответственно, Испанской империи. Как сообщал в своём докладе о Перу Диего де Роблес (1570-е годы): «кока Анд очень вредна для индейцев… от неё погибло очень много людей», имея в виду крайне высокую смертность при сборе коки, произраставшей в неблагоприятных для жизни человека условиях, что было вызвано массовым поражением индейцев инфекционными заболеваниями, как правило разносчиками которых были комары. Об этом также говорит в своём докладе королю Испании чиновник Фернандо Сантильан, он же приводит сведения о том, что при Инках выращивание коки не было распространено повсеместно, её лишь заготавливали для самого Инки и ряда высших чиновников, и только испанцы-энкомендеро начали сгонять индейцев в места произрастания коки для её сбора и заготовки.

О коке, как о предмете культа и жертвоприношений упоминает ряд испанских хронистов:

- Хуан де Бетансос (1551) - один из первых историков, обстоятельно поведавших о коке: «А затем он приказал, чтобы все жители города, и мужчины и женщины, пришли совершить свои жертвоприношения дому Солнца; эти жертвоприношения, когда весь люд собрался вместе, сжигались: некоторое количество маиса и коки на устроенном костре, каждый же входя один за другим, босые и с опущенными глазами».
- Сьеса де Леон, Педро де в «Хронике Перу» (1553) оставил многочисленные сведения о растении и его высушенных листьях: «Повсюду в Индиях, где я проходил, я заметил, что для местных индейцев большим удовольствием было носить во рту корни, наподобие веточек или травы. Так в районе города Антиоча некоторые употребляли мелкую коку, а в провинциях Арма - другие травы. В Кимбая и Ансерма - мягкую сердцевину деревьев, и всегда они очень зелёные, отрезают несколько жилок, которые разжёвывают зубами, чтобы не уставать. В большинстве селений, подчинённых городу Кали и Попайян во рту носят уже названную мелкую коку и из маленьких тыквочек добывают особую смесь или состав, ими приготовленный и помещаемый в рот, и носят его там, делая то же самое с особой землей, похожую на известь. Во всем Перу было в ходу, да и сейчас также, носить во рту эту коку с утра до ночи, не выбрасывая её. Спрашивая индейцев, по какой причине у них всегда занят рот той травой (которую они не едят, а только жуют), они говорят, что меньше чувствуют голод и что обнаруживают в себе много сил и бодрости».
- Монах Хуан де Сан Педро (1560) сообщает о природе наркотического действия коки: «Также они поклонялись Атагуху иным образом, а именно: сжигая коку (это трава, которую индейцы очень ценят и говорят, что подержав её во рту, не глотая, они набираются большой силы и становятся синчями [вождями; храбрецами], что на их языке значит храбрыми). С помощью этой травы они творят большие грехи и жертвоприношения, и определённое количество её встречается в ваках».
- Поло де Ондегардо, Хуан (1572): «Такая подать или дань взималась Инкой, как Королём и правителем, а не как частной особой. Отсюда происходит большое заблуждение. Заявлялось, что все поля коки принадлежали Инке, что было правдой, и по этой причине они принадлежат Его Величеству».
- Молина, Кристобаль де (1575): «Были и другие, называемые Вирайпирикук , сжигавшие на огне грудинку овцы и коку, и предсказывали, что случится по определённым знакам, в то время как те предметы сгорали…»; «Они также возносили тем же вакам определённые большие корзины коки, называемые павкар-рунку , и другие, называемые павкар-кинту , подобно коке, и немного жареного маиса, и красные и жёлтые морские раковины, называемые мулью , в форме маиса…»; «Затем они выходили петь и танцевать на площадь, ныне называемую испанцами Лимапампа , каковая находится за площадью Сан-Доминго. Здесь поутру Жрецы Создателя приносили в жертву белую овцу, маис, коку, разноцветные перья, морские раковины, называемые мулью ; умоляя Создателя даровать благополучный год и что, понеже сотворил Он все вещи из ничего и дал им бытие, потому он соизволил бы удовлетворит их просьбу».
- Авила, Франсиско де (1608): «И когда они должны были начать какую-нибудь тяжёлую работу, то молились ему, бросая листы коки на землю, произнося: „Сделай так, чтобы я вспомнил это, что предвидел Кунирайя Виракоча“, и так, что они не могли видеть Виракочу, прадавние [жители] говорили ему и молились.»; «Но в тот самый момент женщина превратилась в камень. И до сей поры она находится там, со своими человеческими ногами и различимым полом; он располагается над дорогой, там, где её поставил Ватиакури. Да, и сегодня даже ей [поклоняются и] жертвуют коку по любому поводу».

Первые научные сведения о коке в Европе
Первые научные сведения были опубликованы в Европе севильским врачом Николасом Монардесом в 1565 году, предположительно из материала, привезённого Сьеса де Леоном. Перевод на латынь осуществлён Карлом Клузиусом, ботаником и директором Императорского ботанического сада в Вене (Австрия), - и эта его работа является наиболее цитируемой по вопросам коки.

Вторым учёным, детально описавшим коку, являлся натуралист, иезуит Хосе де Акоста (1590).

История распространения сведений о коке в Европе
1821 - медик, а также президент Перу Иполито Унануе читает доклад в Нью-Йорке о свойствах коки.
1850 - Доктор Ведделл предположил, что действие коки вызвано присутствием теина (активного компонента чая), незадолго до того открытого, но обнаружить таковой не удалось.
1852 - из концентрата - эфирных масел - были получены маленькие игольчатые кристаллы, названные «Erythroxyline».
1857 - создан концентрат на основе окисленного алкоголя (спирт затем испарялся), и на основе раствора щелочи из карбоната натрия. Но эксперимент не удался, и необычные свойства коки были объявлены как легендарные.
1859 - кока становится известна в Европе благодаря очерку Паоло Мантегаццы.
Тогда же получив от доктора Шерцера, путешествовавшего в Перу, в Геттингене, Альберт Ниман выделяет из неё особый компонент - алкалоид C32H20NO8, и называет его кокаин. Был получен также кокаиновый воск - C66H66O4 и ряд других продуктов. Исследования Майша и Вильяма Лессена (Maisch, William Lessen) довели формулу до нынешней C17H21NO4.
1863 - начинается производство винного напитка с кокаином «Вино Мариани».
1884 - Зигмунд Фрейд поддерживает употребление кокаина.
1884 - Колер, медик из Вены, обнаружил полезные свойства кокаина при использовании во время хирургических операций.
1885 - Эмиль Эрленмайер считает кокаин «третьим бичом».
1886 - как лекарственный напиток появляется Кока-Кола.
1889 - В Королевских ботанических садах лондонского пригорода Кью (Великобритания) Д. Моррис идентифицировал как Erythroxylum novogranatense, так называемую Колумбийскую коку или Трухильскую коку.
1901 - американская медицина узнает о свойствах коки в фундаментальном труде Мортимера «История Коки».
1912 - Кокаин попадает в Опиумную Конвенцию.
1913 - в Перу подписывается Гаагская конвенция, с которой начинается отказ от использования коки, поддержанный перуанскими психиатрами.
1953 - Комитет ВОЗ принимает решение, что тысячелетнее жевание коки следует считать токсикоманией.
1961 - Всеобщая Конвенция о наркотических средствах постановляет искоренять коку.
1986 - правительство США начало вводить санкции против государств, культивирующих коку.

Названия
Жевание коки называют mambear, chacchar (кечуа chaqchay) или acullicar (кечуа akulliy) - жевать непродолжительное время; жевать постоянно - Castuni, или в Боливии, picchar. Испанский глагол masticar также используется часто, наряду с жаргонным «bolear» - слово, полученное из слова «bola», что означает «жевание шара коки за щекой».

Большинство названий коки оставил составитель кечуа-испанского словаря Диего Гонсалес Ольгин (1608). Так, «семена коки» на кечуа изначально назывались Mucllu, «корзина коки» - Runcu. «Есть коку» - Accullini acullicuni acuni.

Другие первоначальные исторические названия XVI-XVII веков:

- Tupa cuca или Ttupa coca - наиболее вкусная королевская кока с мелкими листьями.
- Mamas coca - кока с большими листьями, наиболее ценная.
- Hachhu - другое название коки.
- Hachhusimi - едок коки.
Примечательно, что слово «муж» звучало как «кока», но, возможно, несколько иначе, учитывая, что испанские католические миссионеры не всегда чётко различали согласные с придыханием и без него. Также существовало личное имя у инкских принцесс и жён правителей - «Кока», например в имени Чуки Випа Кока, жены правителя империи Васкара Инки («Сообщение кипукамайоков», 1542 год).

В первом словаре языка аймара у Лудовико Бертонио (1612) слово quqa - значило «какое бы то ни было дерево».

Фармакология:
Фармакологически-активный компонент коки - алкалоид кокаин, содержащийся в количестве ~0,2 % в свежих листьях. Помимо кокаина, лист коки содержит множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгонина, бензилэкгонин, труксиллин, гидрокситропакокаин, тропакокаин, экгонин, кускогигрин, дигидрокускогигрин и гигрин. Некоторые из этих непсихоактивных алкалоидов всё ещё используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость. LD50 сухих листьев коки - 3450 мг/кг, однако эта цифра основана на содержании кокаина - 31,4 мг/кг.

Некоторые синтетические анестезирующие средства, такие, как новокаин, названы по аналогии с кокаином, но не имеют никакого отношения к алкалоидам коки.

Культивирование и использование:
Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времён его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки снимает симптомы высотной болезни, помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В наше время жевание листьев коки - обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Кока служит мощным символом местной культурной и религиозной идентичности родов Южной Америки. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках. Учёные не находят доказательств возникновения хронических отравлений и зависимости из-за жевания листьев коки. Хорошие свежие образцы высушенных листьев распрямляются, имеют сильный, подобный чаю, аромат. При их жевании рот постепенно немеет, вкус острый и приятный. Старые листья приобретают специфический запах, коричневый цвет и недостаточно острые на вкус.

Вопреки распространённому заблуждению, климатические условия Северной Америки благоприятны для выращивания коки. В США из-за начавшийся в начале 1970-х годов «войны с наркотиками», затруднившей доставку кокаина из традиционных мест его получения, некоторые пользователи кокаина начали выращивать кусты коки у себя дома (сначала в теплицах, а вскоре и в крупных размерах в открытом грунте). Имеются данные, что рынок семян коки и технологий по выращиванию растений существовал в США уже в 1977 году. Правительственные агенты обнаруживали плантации коки во Флориде, Пуэрто-Рико и на Гавайях. С 1980-х, из-за массового сбыта на нелегальном рынке, неограниченное культивирование коки было запрещено.

Семена высаживаются с декабря по январь отдельно от молодых побегов в защищённом от солнца месте. При высоте 40-60 см саженцы пересаживаются в тщательно пропалываемую почву. Цветёт кока лучше в жаркой, влажной местности, на открытых участках; в тропических лесах. Самые лучшие листья выращиваются в холмистой, сухой местности. Собираются только свежие побеги листьев. Созревшие для сборки листья при сгибании переламываются. Первый, самый обильный урожай собирается в марте, после сезона дождей; второй - в конце июня, третий в октябре или ноябре. Собранные листья (matu) раскладываются тонким слоем на грубом шерстяном полотне для сушки под солнцем. Высушенные листья хранятся в мешках, в защищённом от влаги месте.

Традиционное использование

Повседневное использование
В Андах местные народы используют листья коки тысячелетиями. Процесс употребления листьев коки состоит из разжёвывания листьев, поглощения выделяющихся при этом соков и глотании самих листьев. Индейцы традиционно носят мешочек, называемый chuspa или huallqui, в котором содержится дневная порция листьев коки, наряду с небольшим количеством порошка ilucta или lipta (кечуа llipt"a), негашёная известь или пепел от лебеды. Небольшое количество порошка жуют вместе с листьями коки; это способствует максимальной экстракции алкалоида и смягчает вяжущий аромат листьев. Названия этой щелочной присадки в разных странах разные. В Перу она, как правило, называется lipta (кечуа llipt"a) и lejia (исп. lejia). Многие из этих веществ имеют солёный привкус, но есть исключения. В области Ла-Паса, Боливия - используют вещество, известное как lejia dulce (сладкий щелчок), которое делают из пепла лебеды, смешанного с анисом и сахарным тростником, формируя мягкую чёрную массу со сладким вкусом и приятным ароматом лакричника. В некоторых местах используется пищевая сода под названием исп. bico.

Исследователи предположили, что среднесуточная доза листьев коки, которую мог употребить индивид, составляла около шестидесяти граммов. Таким образом, с учётом содержания алкалоида в листьях кокаина (всего 0.5-0.7 % от их массы), суточная доза кокаина, равномерно получаемая организмом в течение длительного времени, была на уровне 200-300 (по иным данным - до 500 миллиграммов. Так как биодоступность кокаина при пероральном способе введения достаточно низкая - 20-40 %, жевание листьев коки не могло оказать существенного влияния на здоровье. Очевидцы описывали собственные ощущения от жевания листьев коки как схожие с ощущениями после принятия двух чашек кофе.

Практика жевания листьев коки была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также использовалась, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока была столь обыденной и сосредоточенной в центре мировоззрения народов Анд, что расстояние часто измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку?ли (кечуа akulli) и означавших количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада также использовалась для измерения времени, означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия.

Суеверное использование
Кока применялась в религиозных церемониях народов Анд, как доинкской эпохи, так и в Империи Инков. В течение всего времени религиозных церемоний индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу. Кока всё ещё используется в религиозных целях, как уака (кечуа wak"a, «объект почитания») среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, северной Аргентины и Чили. Листья коки используются и для гадания. Следует заметить, что слово «уака» означает любой объект почитания - не обязательно небесный (божественный), но и земной. В этом смысле кока - никак не «божественное растение». В Санта-Марте, на карибском побережье Колумбии, кока употребляется с помощью специального устройства, называемого попоро. Попоро - символ мужественности, но в то же время сексуальный символ женщины. Устройство имеет форму матки, а палка внутри - фаллоса. Движения палки в попоро символизируют половой акт. Для человека попоро - талисман, означающий «пища», «женщина», «память» и «размышление». Важно подчеркнуть, что попоро - символ мужественности. Но это - женщина, которая дает мужчинам их мужественность. Женщинам запрещают употреблять коку, пока их сын не будет готов к женитьбе.

Чай из коки
Чай из коки (исп. Mate de coca) производится из листьев коки. Коммерческое изготовление чая из листьев коки приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Потребление чая из коки общепринято в южноамериканских странах. Чай из коки применяют и в лекарственных целях, а также в религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки.

Перуанский чай из листьев коки Mate de coca легально экспортировался в США в 1983-1986 годах в рамках правительственной программы по замещению нелегальной торговли листьями коки легальной. Как свидетельствуют научные исследования, употребление этого чая не приводило к возникновению кокаиновой зависимости или интоксикации. Один разовый пакетик чая содержал от 5 до 10 миллиграммов кокаина. При употреблении такого чая пользователи отмечали лёгкий стимулирующий эффект, приподнятое настроение и учащённый пульс.

Международное использование
Кока долгое время была предметом контрабанды. Легальный экспорт обработанной коки хорошо налажен, листья коки экспортируются как чай, были составной частью в приготовлении кока-колы (до замещения на кофеин) и для медицинского использования.

Промышленность
Кока используется для изготовления косметики и в пищевой промышленности. В фармацевтической промышленности кока используется в производстве препаратов для анестезии.

Легальность:
Мировое сообщество
Из Единой конвенции о наркотических средствах:

«Статья 26. Кокаиновый куст и листья кока
1. Если какая-либо Сторона разрешает культивирование кокаинового куста, она применяет к нему, а также к листьям кока систему контроля, как она предусмотрена в статье 23 в отношении контроля над опийным маком, но что касается пункта 2 d) указанной статьи, обязанность, возложенная на упомянутое в этой статье Учреждение, состоит лишь во вступлении в фактическое владение урожаем в кратчайший по возможности срок после окончания его уборки.
2. Стороны по мере возможности принимают меры по выкорчевыванию всех дикорастущих кокаиновых кустов. Они уничтожают эти растения в случае их незаконного культивирования.

Статья 27. Дополнительные постановления, касающиеся листьев кока
1. Стороны могут разрешать использование листьев кока для приготовления вкусового вещества, не содержащего каких-либо алкалоидов, и, поскольку это необходимо для такого использования, могут разрешать производство, ввоз, вывоз этих листьев, а также торговлю ими и их хранение.
2. Стороны представляют отдельно исчисления (статья 19) и статистические сведения (статья 20) по листьям кока, используемым для приготовления данного вкусового вещества, за исключением случаев, когда те же самые листья кока используются для извлечения как алкалоидов, так и вкусового вещества, и это обстоятельство объяснено в исчислениях и статистических сведениях.»

Боливия
В Боливии Эво Моралес (80-й президент с 22 января 2006 по 10 ноября 2019), бывший руководитель профсоюза производителей коки, легализовал культивирование и традиционное использование коки в религиозных и медицинских целях.

Гонконг
В Гонконге использование коки регулируется согласно Списку 1 Постановления Опасных наркотиков, Глава 134. Использовать коку имеют право только работники здравоохранения для университетских исследований. Вещество может использоваться фармацевтами согласно предписанию. Любой, кто поставляет вещество без предписания, может быть оштрафован на 10 тысяч гонконгских долларов. За торговлю или изготовление вещества - штраф 5 млн долларов и пожизненное заключение. Использование кокаина для потребления без лицензии Министерства здравоохранения незаконно и наказывается штрафом в 1 млн долларов и/или 7 годами заключения.

Россия
В России лист коки входит как наркотическое средство в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (оборот запрещён).

Печальный день. Листья коки и пакетированный чай из листьев коки, которые поддерживали меня последние годы разлуки с Боливией и Перу, добавляли чувство полета моим креативным мыслям - весь этот драгоценный запас вдруг подошел к концу! И печаль поселилась в моем сердце!..

А если серьезно, без театральной драматизации, то мне и правда жаль, что закончилось это богатство. Чай этот последний раз я привозила из Боливии. Этим чайком я любила побаловать себя и в более солнечные дни, и уж тем более в такую хмарь, как сегодня. Но не часто, всегда церемония распития такого чая была для меня праздником, я растягивала удовольствие, бережно храня коробочки из-под листьев и пакетиков. Допиваю сейчас чашку уже со второй "производной" чудесного напитка... В ближайшее время поездка в Южную Америку не предвидится. Придется перебиться без "коки". Ну да ладно. Все равно этот чай обретает истинный волшебный вкус и дает чудодейственную силу лишь в услових гор, и не абы каких, а в местности под названием Альтиплано, в отрогах Анд...

Написала для сокращения "кока", но! Разница между листьями коки и кокаином (или кокой) просто огромна.
Это две совершенно разных субстанции! Только в мире нашем, увы, процветает невежество, и слухами, что индейцы Перу и Боливии "сидят" на коке (кокаине то бишь), Старый Свет и поныне полнится.

"Чем больше невежество, тем сильнее догматизм ", - подметил как-то канадский врач и анестезиолог Уильям Ослер, известный не только медицинскими исследованиями, но и своими меткими, как стрела индейца сельвы бахо, изречениями. Мы знаем как молниеносно работает пропаганда, когда это кому-либо из сильных мира это на руку. По сути и в повальном в ряде стран запретом на листья коки и прилипшим к ним обывательски-невежественного ярлыка "наркотик" виновны похожие силы. Пропаганда работает. Наркоборцы не дремлют, но, зачастую борьба идет совсем не с тем зверем.

Глобалисты хотели бы видеть нашу планету одной большой деревней с едиными "простаросветскими" (или скажем, "проамериканскими") правилами общежития социума и законами морали. Замечательно, когда все жители большой деревни говорят к тому же на одном языке, улыбчивы и добры. Мир - без границ. Есть в этих идеях, несомненно и что-то хорошее. Но нельзя быть упертым глобалистом или, будучи полной невеждой, плясать под их дудку. Цинично доказывая миру "что такое хорошо" и "что такое плохо" в масштабах человечества, идущего по пути к объединению всех народов, такие всезнайки под знаменем борьбы с наркотой вместе с плантациями коки жестоко вырубают и корни исторической культуры и многовековых традиций индейцев кечуа и аймара.

Но на всякое действие находится противодействие. И тут на помощь индейцам приходят... туристы!

По сути массовый туризм - это, безусловно, зло. Природа безжалостно истоптывается башмаками туристов, лишаясь своих уголков девственности и первозданности, древние традиции приобретают показушные формы, святыни расстаскиваются на сувениры (даже стены, например ), и т.д.. Повальное увлечение магией и шарлатанством сегодня - это тоже, наверное, не от хорошей жизни и большого ума. Но, отчасти, благодаря этому злу и невежеству, многочисленные толпы туристов спасают сейчас сотни плантаций коки от уничтожения! Да-да, в неравной схватке глобалистов (и иже с ними борцов с наркобизнесом) с индейцами туристы, подхватывающие лозунг "La hoja de coca no es droga!" ("Лист коки - это не наркотик!"), приносят в казну Перу и Боливии какие-то доходы по статье "туризм", становятся в ряды армии ополченцев-местных жителей. Оружие туристов - "неуемное любопытство", помноженное на то же "невежество". Попробовать "коку" - лакомая приманка, наряду с другими природными, этнографическими, историческими и гастрономическими "фишками" этого региона, потоки туристические увеличиваются из года в год.

Видится мне во всем этом какой-то пародокс. Спрос на листья коки повышается, туристов в Куско с каждого угла турагентства заманивают на шаманские церемонии, отдать почести Пачамаме, в туристических мекках Альтиплано открываются кафе "Сoca", магазинчики "СосаShop", на рынках целые ряды лавок, где продаются не только листья на развес, но и многочисленные продукты - конфетки из коки, шоколадки из коки, жевательные резинки из коки, печеньки из коки, прянички из коки, еще какая-нибудь хренюшка... и тоже из коки.
Ну ладно, критиковать критикую, но ведь сама в "CocaShop" заходила - любопытно ведь. Да и весело, с компанией.

Мороженое из листьев коки не понравилось - зеленое и горькое.

А вот чай был хорош!

Туристы, прищурив глаза, смакуют чай из листьев коки, посасывают карамельки из "коки" и балдеют, ждут "прихода". Для верности пообедав в ресторанчик после еды пожуют еще и сами листья, лежащие в мисочке на столе. Горько-то как!.. Но мужественно жуют. Экспириенс! А и на церемонию Пачамамы пойти.. Почему бы нет?

В большинстве случаев, церемония - не настоящая, а аттракцион для туристов, где действо "творят" шаманы-шарлатаны. Насчет кокашопов...Сами индейцы как-то не привыкшие к конфеточкам-печенькам-прочим сладким ништякам из листьев коки. А вот жевать листья коки они умеют, и им не горько, они переживают при этом целую гамму вкусовых ощущений. Это у них в крови, чувствовать и понимать этот вкус. Нам, европейцам, все равно до этого не дорасти, по-крайне мере, на молекулярном уровне. А вот головой понять можно, почитав историю, мифы и легенды индейцев про это священное растение. Побывав на этой священной земле и попытавшись себя почувствовать не туристом, покупающим все развлечения за деньги, а дать себе быть вовлеченным в неспешную жизнь этих людей, уехав подальше от злачных туристических мест. Возможно тогда и приоткроется дверца в настоящий мир индейцев и вам откроется истинный вкус листьев коки.

Согласно легенде, Бог сказал людям Анд: "Храните листья коки с большой любовью и когда Вы чувствуете как вас жалит боль в сердце, голод в вашем теле и тьма настигает ваш ум... возьмите их в рот, почувствуйте их мягкость, их дух, который является частью меня... " Но для людей алчных, имеющих другую культуру, верования и пришедших на землю индейцев со злыми помыслами жевание листьев коки может принести зло, а не пользу. Это тоже не мои слова. Бытует такое мнение, согласно легендам .

Легенда легендой, а листья коки действительно повышают стрессоустойчивость, уменьшают чувство голода, жевание их приносит не галлюциногенные картинки, а скорее ясность ума и помогает справляться с горной болезнью, или soroche, как называют индейцы это страшное состояние, возникающее в горах (я встретилась с горняшкой первый и последний (надеюсь!) раз - это жуть!). Кроме того, необработанные листья коки являются прекрасным средством для лечения диабета и профилактики зубных заболеваний, дают силу и энергию.

И, знаете, вернувшись когда-нибудь в Перу или Боливию я снова буду жевать листья коки, отправившись пешком в горы или в путь через перевалы Анд на велосипеде. Тогда когда я ехала в полном одиночестве, из Куско в Пуэрто Мальдонадо, на своем железном коне перед тем как покинуть Куско я прикупила на рынке мешочек листьев. И правильно сделала. Время от времени я приоткрывала мешочек, доставала пару листиков и старательно жевала их... Не знаю, что мне помогало больше, самовнушение, что я последний инок на этой планете, или же правда Бог индейцев Анд был на моей стороне и открыл мне силу этого растения. Но я чувствовала, что энергия откуда-то появлялись во мне и страшная "сороче" на высоте около 5000 метров меня не настигла. Вот такая у меня своя легенда, она же правда.

А вот ламы и альпаки живут не листья коки, а эвкалипта, завезенного когда-то в Южную Америку из Австралии.
Я оторвала зверюшек от трапезы - мой велосипед немного поскрипывал цепью.

А сейчас уже допиваю последние глотки чая из листьев коки. Вспоминаю Перу и Боливию, и думаю о том, что я точно не глобалист. Безусловно мне нравится тенденция все большей открытости границ между странами, разрушения стен и заборов, разделяющих народы, но... Мне не хочется полного смешения культур народов, когда растаптываются за десятилетия, а то и еще быстрей, многовековые традиции и обычаи. Мир прекрасен своим разнообразием! Мне нравится общаться с местными жителями и я радуюсь, когда мы находим общий язык. Но я совсем не буду огорчаться, если индеец не говорит на испанском языке. Таких я встречала... Я буду уважать его право говорить на своем языке и радоваться нашему взаимопониманию, возникшему благодаря жестам, улыбкам, взглядам. Если люди хотят понять друг друга, то они поймут друг друга и без слов. А если не хотят - то тут и общий язык не принесет пользы. И да, я хочу, приезжая в Перу или Боливию, по-прежнему видеть как индейцы чтут свои традиции, в том числе пьют чай из листьев коки, жуют листья, отправляясь в нелегкий путь через Анды. Впрочем, этого никто у них уже не отнимет. Так что пусть туристы ходят в "CocaShop", ждут "прихода", жуя или посасывая "коко"-конфетки...

В Боливии выпускается настоящая кока-кола, точнее Coca Colla ("кока-колья") - энергетический напиток из листьев коки. "Колья" - это название потомков одной из главных коренных народностей аймара. Эво Моралес, президент Боливии, сам по происхождению колья.

И Моралес молодец! Не боится ни сплетен, ни злых языков, ни осуждения, ни осмеивания за спиной и в прессе, а прямо на заседаниях ООН, не раз и сам жевал листья священного растения, чтобы не только на словах подчеркнуть, что листья коки - это не кокаин. Не раз он повторял и будет повторять, что правительство ведет борьбу с наркоторговцами, за год уничтожается не один десяток нелегальных лабораторий, запрятанных в сельве. Наркотики - это зло. И кокаин - страшное зло, которое путем сложной химической обработки, добывается из листьев коки. Но само растение должно быть исключено из списка наркотических веществ ООН. Его нельзя запрещать! И пусть крестьяне Боливии и Перу по-прежнему выращивают коку, ибо... листья коки не приносят вреда: "La hoja de coca no es droga!".

Ну все, моя дрога-не дрога закончилась. Коробочки - пусты.

Смакую последний глоток и закругляюсь.

P.S. Использованы мои пленочные фото из архива, фото Маруси Ревенко и портрет Эво Моралеса, взятый в интернете (лично с президентом Боливии я не знакома).

14 марта 2013 года Президент Путин подписал одобренный Государственной Думой Федеральный закон N 28-ФЗ "О возражении против оговорки Многонационального Государства Боливия к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года". В коротком, на одну страницу тексте, в частности, сказано: "Вопрос о том, какие оговорки и на каких условиях могут быть сделаны применительно к положениям Конвенции, касающимся жевания листьев кока, строго регламентирован специальной нормой, содержащейся в статье 49 Конвенции. В соответствии с ней возможность государства временно разрешать на своей территории жевание листьев кока четко обусловлена рядом ограничений и дополнительных обязательств, главное из которых - прекратить практику жевания листьев кока в течение двадцати пяти лет со дня вступления Конвенции в силу. Указанный срок для Боливии истек в 2001 году. "

Из этого федерального закона следует, что Госдума Российской Федерации запрещает боливийцам жевать коку, поскольку срок ее жевания истек в 2001 году. Что, кстати, странно. На самом деле срок жевания истек еще в 1989 году. Я не могу понять, откуда взялась эта дата в законе РФ. Мне также непонятно, почему в тесте закона слово "кока" не склоняется. Неужели авторы считают, что надо говорить "кок"? Звучит двусмысленно. Но самое главное, я не смог найти информацию, воздержался ли хоть один депутат при голосовании за этот закон или, как обычно, закон прошёл единогласно (представляю себе веселье депутатов. Или они всё голосуют с одинаково постными рожами?) Если бы депутатом был я, я бы затребовал мешок коки в думский буфет, чтобы парламент был хотя бы в курсе, что, собственно говоря, они там запрещают жевать, при том что миллионы человек жевали, жуют и будут жевать, несмотря на подпись самого Путина. Пожевал и я, совершив тем самым государственное преступление, и сейчас поделюсь впечатлениями от жевания, а заодно расскажу, откуда растут ноги у этого невероятного закона.

Надо сказать, хотя я в 2013 году еще не имел точного понятия, где эта самая Боливия находится, закон N 28-ФЗ не прошел мимо моего внимания. Я перечитал его несколько раз, силясь понять этот бред, и мне уже тогда показалось любопытным его раскрутить. Может быть, поэтому Боливия запала мне в подсознание, и так я в итоге там очутился.


Так выглядит совсем небольшой кустик коки. Всего известно четыре сорта коки, и это растение образует отдельный отряд. Недавно человечество добавило в него еще один, пятый сорт, который был генетически модифицирован, чтобы быть устойчивым к гербициду, который распыляют над нелегальными плантациями коки с самолетов. Имя гениального ученого и корпорации, финансирующей проект, держится в тайне. Наверно, не Монсанто. Кому давать нобелевскую премию, неизвестно.

Изначально кока росла только на склонах Анд и в верховьях Амазонки в очень небольшом ареале, включающем территории Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии и немножко Чили. Сейчас нелегальную коку успешно растят в Мексике, Индии и Индокитае. По своим растениеводческим и прочим свойствам кока адски напоминает чай. Лучшая кока растет в очень ограниченных местах, на высотах от 1000 до 2000 метров и обязательно на склонах гор. Климат должен быть влажно-тропическим, но кусты должны обдуваться ветром, чтобы быть всё время сухими. Не любой лист пригоден к качественному сбору. Там есть какие-то правила, откуда его можно рвать, снизу или сверху. Кока дает три урожая листов в год, из них лучший в марте сразу после сезона дождей. Один куст растет от 25 до 40 лет, потом его надо выкорчевывать и заменять. Лучшая, самая забористая кока растет в провинции Юнгкас в Боливии, это от Ла Паса прямо вниз по Дороге Смерти. Пара часов на велосипеде, и ты там, где находятся плантации легальной коки. К ним водят экскурсии. Еще в одной провинции разрешено выращивать коку для личного потребления на небольших участках. Во всех остальных местах выращивание коки нелегально и запрещено законом. Но конечно, закон этот не выполняется. Во всех этих странах коку выращивают повсюду и горным тропами доставляют в Колумбию. Именно там сконцентрировано производство кокаина для страждущих всего мира. В Боливии едва ли делается 10% от мирового объема кокаина при том, что эта страна производит больше половины мирового объема сырья. Борьба с наркокартелями приводит к тому, что территория по дуге от Боливии до Панамы криминализована до предела, при том что по ту сторону закона оказываются так называемые простые люди, крестьяне, водители, проводники, рабочие и просто всё население. При этом наркоманов на местах нет. Наркомания – порождение праздности. Крестьянину, возделывающему горные склоны, или водителю, ведущему свой трак по Дороге Смерти, не до кокаина. Поэтому боливийцы справедливо обижаются: нюхают бездельники в Нью-Йорке, производят мерзавцы в Медельине, экспортируют негодяи в Панама-сити, а выращивать и жевать запрещают почему-то им. Финансовые потери от запрета на выращивание коки оцениваются правительством Боливии в 600 миллионов долларов в год. А я так думаю, что и больше с учетом бессмысленных полицейских операций и той напряженности в обществе, которую они порождают.

Я пробовал коку в самых разных видах: просто сухой лист, лист, заваренный в кипятке, в порошке, в виде конфет, в виде концентрированной пилюли, как ароматизатор в фруктовый коктейль, и только одна форма ускользнула от моего внимания – это ликер и водочная настойка. Увы, без желчного пузыря сразу бухать опасно. Хотя бы полгода надо воздерживаться. Но я, возможно, еще туда вернусь, чтобы догнаться.

Перед вами прилавок на базарчике в крошечном пуэбло в 70 километрах от Уюни. Видите над макаронами свалены зеленые мешки? Это лист коки в стандартной упаковке. Цена небольшая, доллара три за мешок. Жевать – не пережевать. Или так: жевать – не переживать. Представляю себе, как местная мамка снаряжает пацана на базар: “вот тебе пятьдесят боливиано, купишь десяток яиц, пачку макарон – бери на развес, так дешевле, – что еще? Да, у папки кока кончилась, возьми мешок.. или два. Вот тебе еще двадцать, всё, беги. – Мама, а колу можно? – Кола вредная для здоровья. Ну ладно, возьми, только маленькую бутылку.”

Кстати, в кока-коле кока то ли используется, то ли нет до сих пор. Так же, как делают кофе без кофеина, бывает кока без кокаина. Такой обезвреженный лист поставлялся в корпорацию Кока-кола довольно долго, возможно, поставляется и сейчас. Поскольку рецепт кока-колы хранится в смешном секрете от всего мира, никто толком не знает, потребляют ли они коку в настоящее время. Но еще лет двадцать назад кока входила в число ингредиентов напитка точно, хоть этот факт и не афишировали.

Этот мешочек лежал у меня в рюкзаке. Он в четыре раза меньше того, что продавался на базарчике. Специальная расфасовка для туристов. На снимке мешочек уже неполный, я зажевал около четверти объёма.

Это обычная доза. Черная замазка в целлофане – сладкая тянучка. Исторически она делалась из пепла лебеды. Потом в него стали добавлять жженый сахар. Что конкретно в этом кулечке, я не знаю. Почему-то всплыло в памяти слово “лакрица”, хотя это наверняка не лакрица. Но похоже. Эта субстанция способствует повышенному слюноотделению и смягчает вкус. От черной замазки надо оторвать небольшой кусочек размером с ноготь, завернуть в листья, скомкать и заложить за щеку. Кока не вкусная и не невкусная. Попробуйте пожевать чай или бумагу – это вкусно или невкусно? Это никак. Через минуту-другую листья размокают и появляется легкое онемение в том месте, где они лежат во рту – начал выделяться алкалоид. Мне это ощущение было немного неприятно. Одновременно появляется вкус – вкус хорошей зубной пасты с травами. Лист размягчается, и его становится возможным жевать. Собственно, и всё. Нужно высасывать сок из листа, пока не надоест. Потом выплевываешь и берешь новую порцию.

Можно ли наесться коки до получения наркотического кайфа? Нет, это абсолютно невозможно. Для этого придется превратиться в корову и жевать коку целый день. И то ничего не выйдет. Кокаин плохо усваивается желудочно-кишечным трактом. Именно поэтому его нюхают, а не едят. И при этом, когда вы дожуете свой мешок, о первых прожеванных листах организм уже забудет. Я боюсь ошибиться в цифрах, но кажется, один грамм кокаина получается из 500-700 граммов сухих листьев. В том мешке, который я показал на снимке выше, грамм сорок-пятьдесят листьев. Считайте. При всем желании от жевания листьев в наркомана не превратиться.

Гораздо эффективнее экстракт коки. Это маленькая черная пилюля, в которой содержится от десяти до двадцати доз кокаина, получаемых при одном прожевывании. Фактически, это уже концентрированный кокаин, хотя до наркоманской дозы там еще тоже как до неба. Но тут есть хоть какие-то шансы. Стоит эта пилюля уже не так дешево, хотя все равно копейки. Когда вы закладываете эту пилюлю за щеку, полголовы сразу немеет и создается впечатление, что по щеке побежали иголочки. Потом к этому ощущению привыкаешь и некоторое время не происходит ничего. Почти ничего. Резко улучшается самочувствие. Исчезает мучавшая высотная одышка, проходит отчаянный звон в ушах. Голова становится ясной, улучшается настроение. Появляется энергия куда-то идти и что-то делать.

Действие коки очень ограничено во времени. Я не могу сказать сколько оно длится, экспериментов не проводил. Ну, скажем, час или два. Экстракт коки я ел только один раз, и мне сложно сказать, насколько он полезен и как долго длится его влияние. Но вот конфеты из коки – это просто игрушка. Сладкие леденцы без всякого эффекта. Я съел полпачки, остальное выкинул. Барахло. При том мне продали якобы сильнодействующие конфеты, другие еще хуже. Лист тоже выкинул, как раз весь тот мешок, что сфотографировал. От листа толку больше, чем от конфет, но уж больно глупо ощущать себя жвачным животным. А вот что мне действительно понравилось – это кока в форме заварки. Лист коки можно кинуть в кипяток, и он сразу начинает выделять свое содержимое. Да и кокаин усваивается лучше в растворенном виде.

Стандартные чайные пакетики, точно так же расфасованные и упакованные. Внутри измельченный лист коки. Стоят недорого. Такой напиток вам подадут где угодно. Вообще где угодно - на улице, в ресторане, в отеле, такие пакетики продаются в любом ларьке и любом продуктовом магазине. На заднем плане, видите, сахарный пакетик. Я добавлял сахар, так вкуснее. Но коку можно пить и без сахара, тоже ничего.

Чайный столик на ресепшн отеля в Куско. Можно подходить в любое время суток. Справа – не догадался сфотографировать – два больших котла. В одном просто горячая вода, в другом уже заваренная кока. То есть можно заварить пакетик, можно заварить лист в своем стакане, но, если спешишь, можно просто налить себе настой коки из титана, и тоже будет хорошо. Что мне еще понравилось, так это когда я только пришел в этот отель и сел поджидать заселения на мягком диване в холле, мне тут же без всякой просьбы с моей стороны принесли стаканчик заваренной коки. Очень хороший сервис.

Так, теперь зачем всё это надо. Кока известна андскому населению с незапамятных времен. Археологи находят ее следы в поселениях человека за 8000 лет до нашей эры. Исследования показали, что кока не прибавляет сил, но повышает выносливость. В условиях высокогорья и тяжкой изнурительной работы в безводной пустыне кока была спасением, потому что серьезно улучшала работоспособность. В пору своего расцвета город Потоси, расположенный в пустыне на высоте 4100 метров, был населен больше Парижа и Лондона. В нем жило 160 тысяч человек. Почти все они работали на серебряных рудниках. За год население Потоси потребляло коки на сумму, эквивалентную 450 килограммам золота. Как живой свидетель, могу утверждать, что тонизирующее действие коки колоссально. Это намного лучше чая, которого, кстати, в Андах-то и нет. Местные считают коку лекарством от всех болезней. Они начинают день с коки и ею заканчивают.

Так же, как и чай, кока первоначально вызвала изумление у европейцев. В докладах испанскому королю исследователи отмечали странный обычай жевать сухие листья какого-то священного растения, смешанные с негашеной известью или пеплом. Испанцы поначалу не знали, как к этому относиться. То ли это антисанитарное языческое зло, то ли повышает работоспособность у рабов короны, и тогда это благо. Католическая церковь то запрещала коку, то разрешала. Наконец, испанский король Филипп Второй официальным декретом разрешил жевать коку всем жителям Анд без различия сана и должности. Тогда же коку представили в Европе. Никакого ажиотажа растение не вызывало до середины XIX века. Первым на нее обратили внимание виноделы (жаль, так и не попробовал ликер!). Алкоголь усиливает действие кокаина и эффективно вытягивает его из листьев. Напиток Vin Mariani, изобретенный в 1863 году, пользовался огромным спросом. Его уважали королева Виктория, Томас Эдисон, генерал Грант и масса других знаменитостей. Ватикан присвоил этой настойке золотую медаль отличия, а один из пап лично поучаствовал в рекламе напитка. Кока-кола тоже сначала была алкогольным напитком. Безалкогольная газированная версия появилась позже настойки.

Кокаин был выделен из листьев в 1859 году. Вначале его использовали только как лекарство, в частности анестетик. Потом люди заценили его главное свойство, и с тех пор у коки начались неприятности.

Основным фигурантом движения против коки стали США. Поскольку борьба с наркотиками у себя дома у американцев не задалась, они решили извести под корень каналы снабжения. Но это оказалось сделать ничуть не проще. Первоначально диктаторы-президенты Боливии были рады любому чемодану с деньгами и издавали те указы, которые были нужны американцам. С кокой начали бороться. Однако уничтожение посевов коки привело к ее стремительному подорожанию, что сделало выращивание коки еще более выгодным делом. К тому же борьба с кокой вызвала изрядное напряжение в обществе.

Кока не вызывает привыкания. Если слопать ведро коки, желания тут же наброситься на второе ведро не возникнет. Этот факт зафиксирован в резолюции комиссии ООН, приравнявшей коку к наркотическим веществам. Сейчас доклад этой комиссии резко критикуют за предвзятость и необъективность. Тем не менее, на основании этого доклада в 1961 году была принята Конвенция ООН по обороту наркотических средств. В ней особо оговаривалось, что для Андских стран установлен переходный период в 25 лет со дня присоединения к Конвенции. После 25 лет “вредная привычка” жевания коки должна быть искоренена. Боливию вынудили присоединиться к Конвенции в 1964 году. В 1989 году отведенный ей срок истек.

Незадолго до истечения этого срока Боливия и Перу предприняли первую атаку на положения Конвенции с требованием убрать листья коки из списка запрещенных средств. Этот демарш был отбит. В результате возникло шаткое статус-кво, когда ряд стран не выполняли положения определенного международного закона, но все закрывали на это глаза. Ситуация изменилась с приходом к власти “розовой волны” в южноамериканских странах. Уго Чавес был активным поклонником потребления коки и бравировал каждодневным потреблением коки в разных формах. Алан Гарсиа, президент Перу, санкционировал возобновление производства Vin Mariani у себя в стране и призвал употреблять коку повсеместно, включая приправы к мясу и салаты. Но дальше всех пошел президент Боливии Эво Моралес. Он сам из индейцев племени Аймара. Его семья выращивала коку всю жизнь. В течение долгого времени в своей политической карьере Моралес был председателем профсоюза производителей коки. В 2007 году Моралес инспирировал широкое обсуждение в ООН с повторным требованием исключить коку из списка наркотических средств. Кажется, именно тогда он вышел на трибуну ООН и зажевал листик коки прямо под телекамерами. Но этот заход опять не удался. 18 стран высказали свое возражение против этого предложения. По Уставу ООН если хотя бы одна страна возражает против изменения принятого документа, поправка проваливается. Тогда Моралес зашел с другого конца. Во-первых, он вышвырнул из страны американских агентов комиссии по контролю за оборотом наркотиков, которые там сидели и пытались влиять на ситуацию с 60х. Во-вторых, Боливия официально вышла из Конвенции по обороту наркотических средств и обусловила свое повторное присоединение тем, что им отдельно разрешат производить коку без всяких ограничений при условии соблюдения международных норм контроля за оборотом этой продукции. Для того, чтобы отклонить это требование, нужно было собрать возражения уже от 62 государств (1/3 всех членов ООН). Однако возражения представили только 15 стран. В числе этих 15 была Россия, США, Англия, Канада и почему-то Голландия. Причем в первый раз Голландии в числе 18 стран-возражателей против коки не было. Я специально заинтересовался этим вопросом и выяснил, что марихуана, грибы и прочие галлюциногенные удовольствия в Голландии разрешены, а кока – нет! А почему так – непостижимо. Но всё это было уже неважно. Поскольку 15 существенно меньше 62, Боливия смогла протащить свою поправку для себя лично. В январе 2013 года Моралес праздновал эту важную победу. Страна присоединилась назад к Конвенции со специальной оговоркой, что на ее территории жевать коку можно, причем не 25 лет, а сколько угодно. Понедельник 14 января 2013 года был объявлен выходным днем, и население бурно отмечало праздник международного непослушания.

Все эти политические страсти бушевали исключительно в стенах министерств иностранных дел стран-участниц разборок. А вот зачем России понадобилось принимать федеральный закон на уровне парламента, причем спустя два месяца от политической победы Моралеса, я так и не понял. Есть здесь какая-то интрига... Моралес приезжал в Россию в июне 2013. Закон явно приурочен у его визиту. Но зачем? Не знаю.

В Канаде парламент подобный закон не рассматривал. Другие страны меня не интересовали.

В аэропорту Санта Круса в магазине дьюти-фри я задумчиво повертел в руках большой пакет заварки из коки. 8 долларов за 100 пакетиков. Заводская упаковка, целлофан... Унюхает ли собака сквозь целлофан? Да и будет ли там эта собака, ведь я ее только раз видел в зале прилета? Есть шанс протащить... Зато можно будет напоить всех коллег на работе, пусть тоже попробуют коку. Поколебавшись, я понес пакет к кассе. - Куда летите? - В Канаду. - В Канаду нельзя. Сожалеем. Возьмите что-нибудь другое.

Я взял пакет кофе. Кофе в Канаду можно.

Еще пара фотографий.

Вывеска в Куско, Перу. Здесь продают аяхуяску. Вы не знаете, что такое аяхуяска? Это галлюциногенная лиана. Тоже очень-очень священное и почитаемое растение. Подвальчик называется “Шаманские практики” (вольный перевод). Только натуральные продукты! Посмотрим на рекламу.

Так-так-так. Тур за аяхуяской с ночевкой или на один день без ночевки (эх! времени нету!!)... Традиционные церемонии... свадьбы по обычаям инков (не иначе как с кокой и аяхуяской в качестве аперитива)... цветочные ванны... отпаивание вулканической водой... шаманские оздоровительные процедуры... очистка от негативной энергии... О! гадание на листьях коки! Это почище кофейной гущи. Интересно, что могла бы подумать по поводу научности, а также сакральности этого метода Государственная Дума Российской Федерации?