Цветоведение и колористика васильева э в читать. Основы цветоведения и колористика

1.Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов. 3

2.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 4

3.От чего зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций? Три условия построения ахроматических композиций. 5

4.Систематика цветов Иоганна Вольфганга Гёте. Линейная систематика цветов Исаака Ньютона Первичные и вторичные цвета. 8

5.Какой длины световые волны улавливает человеческий глаз? Эксперимент И. Ньютона. От чего зависит цвет прозрачного и непрозрачного предмета? 11

6.Охарактеризовать контрастные гармонические сочетания. Привести примеры. 12

7.Принципы построения 24-частного цветового круга. Количественный состав цветов на примере сине-красной группы. Какие цвета являются тёплыми, какие холодными, а какие нейтральными? 13

8.Теория систематизации цветов немецкого живописца Филиппа Отто Рунге. 15

9.Родственно-контрастные гармонические сочетания по кругу. Сколько существует групп? Какие? Примеры. 16

10.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 22

11.Охарактеризовать родственные гармонические сочетания. Сколько существует родственных групп? Какие? 25

12.Объяснить принципы построения однотоновых гармонических сочетаний (гармонии теневых рядов). 26

13.Построение цветовой звезды И.Иттена. Схема, принципы построения. Перечислить гармонические созвучия по цветовой звезде И.Иттена. Схемы. 27

14.Контраст дополнительных цветов. Перечислить пары дополнительных цветов. Как пуантилисты и другие мастера живописи применяли данный контраст в своих произведениях? 29

15.Что такое контраст цветовых сопоставлений, его практическое применение. Какие художники часто применяли этот контраст в своих произведениях? 32

16.Символика цвета. Дать определение. 33

17.Дать определение понятия «синестезия». Привести примеры. 34

18.Что такое контраст цветового распространения? Гармонизация размеров цветовых плоскостей по теории Гёте (примеры пропорциональных отношений основных и дополнительных цветов). 35

19.Дать определение понятиям «семиотика цвета» и «семантика цвета». Привести примеры информационного значения основных цветов. 36

20.Последовательный контраст. Принцип возникновения. Примеры последовательного образа. 37

21.Контраст по светлоте. Значение данного контраста в композиции. Примеры. 38

22.Перечислить и охарактеризовать факторы, влияющие на пространственное действие цвета. 40

23.Контраст цветового насыщения. Почему действие контраста «блёклый-яркий» считается относительным. Примеры. 43

24.Пространственное действие цвета. Показать на примерах (схемы) как можно изменить зрительное восприятие размеров пространства. 45

25.Что такое симультанный контраст. Причины возникновения и способы нейтрализации симультанного контраста. 47

26.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера общественного помещения. 52

27.Контраст холодного и теплого. Ассоциативные ряды. Практическое применение данного контраста. Примеры. 53

28.Что такое пограничный контраст. Когда он возникает? Приведите примеры. 57

29.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера жилого помещения. 58

30.Цветовая Модель (RGB и CMYK) 62

    Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов.

    Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

    Ахроматические цвета – черный, белый, серый.

    Хроматические цвета – все цвета спектра.

    Основные характеристики ахроматических цветов:

    Оттенки серого (в диапазоне белый - чёрный) носят парадоксальное название ахроматических цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным -чёрный.При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

    Основные характеристики хроматических цветов:

    Цветовой тон-любой хроматический цвет может быть отнесен к тому или иному спектральному цвету.

    Светлота – наличие в цвете того или иного количества темного или светлого пигмента.

    Насыщенность – степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте ахроматического.

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.

Цвета воздействуют на наши эмоциональные реакции, особенно если это касается окружающего нас интерьера. Изучая основы цветоведения, полезно знать, какие эмоции у человека вызывают различные цвета.

Еще в 1810 году в работе «Учение о цвете» великий немецкий поэт и философ И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции».

Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения «эмоция – цвет», является то, что оно не носит случайного произвольного характера: эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Для ряда ощущений характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к этому ощущению.

Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением - к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях.

Цветовой код ряда эмоций, носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Прежде всего, это относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый). Что касается таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд», то их цветовые профили далеко не так однозначны и психологически понятны.

Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой:

– во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением;

– во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

– в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот ее главные аспекты.

Можно выделить три основных типа цветовой символики.

1. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью.

2. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов.

3. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2.Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.

4. Синий - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.

Считается, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Вопросов психоэмоционального воздействия цвета касается и Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и... психическое воздействие».

Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух шкалах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате сочетания этих факторов рождаются четыре возможных «звука» красок. Краска «…или она: I) теплая и при этом 1) светлая или 2) темная, или же она: II) холодная и 1) светлая или 2) темная».

Как и Гете, Кандинский связывает с красками «активной стороны» (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если к желтому прибавить синий и сделать его «холоднее», рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво.

Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость. В нем отсутствует безумие желтого. Углубление красного приводит к снижению его активности.

Оранжевый, полученный смешением теплого красного с родственным желтым, превращает «внутренне движение красного цвета» в движение «излучения, излияния в окружающее». Однако доминанта красного сохраняет в оранжевой краске «оттенок серьезности».

Фиолетовый, как охлажденный красный, Кандинский сравнивает с болезненным звуком, в основе которого лежит печаль.

Синий - «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Углубленный синий выражает покой, а в сочетании с черным - печаль. Чем светлее синий, тем он беззвучнее и равнодушнее к человеку.

Из смешения желтой и синей красок рождается зеленый. Зеленый цвет – самый спокойный и бесстрастный: в нем отсутствуют движение и звук. Он благотворно действует на уставшего человека, поскольку никуда не зовет, но, вместе с тем, может и быстро прискучить. Абсолютное значение зеленого - пассивность. Будучи главным цветом лета, зеленый символизирует природу, погруженную в самодовольный покой. При добавлении желтого он оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, в сочетании с синим приобретает серьезность, вдумчивость.

Белый для Кандинского - символ бесконечности, молчания, холода, отсутствия материального мира. Однако это молчание не бездушное, но полное возможностей и предшествующее началу миру красок.

В отличие от белого, черный - это мертвое «ничто», олицетворяющее конец: без возможностей, без развития, без движения. Черный, по Кандинскому, - самая беззвучная краска.

Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

Если ваша цель – отделка помещения, предназначенного для отдыха, расслабления и умиротворения, например ванная комната или спальня, скорей всего вам подойдут голубой или зеленый. Если вам нужна активная энергетика, покрасьте комнату в желтые или красные тона. Но, при всем этом, не следует забывать, что у каждого из нас есть собственные цветовые предпочтения. Некоторые, например, воспринимают синий цвет как депрессивный, а другим, напротив, он напоминает океан. Что касается зеленого, то у кого-то этот цвет может ассоциироваться с завистью или ревностью, тогда как для большинства – это цвет живой природы и естественности. Кроме того, нужно еще учитывать свойства каждого конкретного помещения. К примеру, вы хотите иметь веселую, яркую кухню в желтых тонах, но она уже и так сильно освещается солнцем и/или флуоресцентными лампами – если вы покрасите стены желтой краской, то света станет слишком много, и он будет утомлять.

Цветовой круг

Базовым инструментом колористики служит цветовой круг.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Открытие Ньютона заключалось в том, что солнечный спектр содержит семь цветов. Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета, расположив семь спектральных цветов по кругу: : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Он установил, что любой цвет можно получить из этих семи. Ньютон описал модель цветового круга при помощи цветомузыкальной аналогии: он делил окружность «…на семь частей … пропорциональных семи музыкальным тонам, или интервалам восьми звуков: соль, ля, фа, соль, ля, ми, фа, соль, содержащихся в октаве, т.е. пропорциональных числам: 1/9, 1/16, 1/10, 1/9, 1/10, 1/16, 1/9» (см. рисунок слева).

Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча. В конце XVIII века ярый противник Ньютона, И.В. Гeтe, дал классификацию цветов по физиологическо му принципу, на основе гармонии цвета и закономерностей цветового зрения. Он создал цветовой круг из шести частей (трех пар контрастных цветов) и вписал в него треугольник, в вершинах которого лежат три самых употребляемых художниками цвета: красный, желтый и синий. Гете предложил три вида цветовых сочетаний.

1 . «Гармоничные» - это сочетания дополнительных (контрастных) цветов, расположенных в круге напротив. Например, С и О, К и 3, Ф и Ж.

2. «Характерные» - это сочетания цветов, расположенных через один в круге. Например, К и Ж, О и 3.

3. «Нехарактерные» - это сочетания родственных цветов, расположенных в круге рядом друге другом. Например, К и О, О и Ж.

Цветовой круг Гете помогает увидеть, какие цвета усиливают друг друга, какие цвета получаются при смешении красок.

Сегодня используется двенадцатичастный цветовой круг, состоящий из 12 цветов: основных и составных второго и третьего порядка. Как известно, человек с нормальным зрением может определить три чистых цвета, не имеющих оттенков: чистый красный (не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка), чистый жёлтый (не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона), и чистый синий (не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенков). Каждый цвет следует рассматривать на нейтральном сером фоне.

Основные цвета ( Primary ): Основной цвет – это цвет, который не может быть получен путем смешения других цветов. Таких цветов три. Их часто называют чистыми, поскольку все остальные цвета получают на их основе. К основным цветам относятся:

  1. Красный
  2. Синий
  3. Желтый

Составные цвета второго порядка (Secondary): получают смешением основных цветов. Их 4:

  1. Оранжевый
  2. Желтый
  3. Зеленый
  4. Фиолетовый

Составные цвета третьего порядка ( Tertiary ): получаются путем смешения основных цветов с составными цветами второго порядка. Их 6:

  1. желто-оранжевый
  2. красно-оранжевый
  3. красно-фиолетовый
  4. сине-фиолетовый
  5. сине-зеленый
  6. желто-зеленый

Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике: жёлтый – у вершины, красный – справа внизу, синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещают три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получают цвета второго порядка: жёлтый + красный = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый. Все цвета второго порядка должны быть смешаны в равной пропорции и не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый – ни слишком красным, ни слишком синим.

Затем на некотором расстоянии от первого чертится второй круг, и полученное между ними кольцо делится на двенадцать равных частей. Основные и составные цвета размещаются по месту их расположения. При этом между каждыми двумя цветами оставляют пустой сектор. В эти пустые сектора вводятся цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка: жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зелёный = сине-зелёный; жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный. Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

В двенадцатичастном круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Такая система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

Месторасположение цвета на цветовом круге может подсказать, какие цвета сочетаются друг с другом.

Комплементарные цвета

Комплементарными называют цвета, расположенные на цветовом круге диаметрально противоположно друг другу. Эти цвета обычно хорошо сочетаются друг с другом. Например, синий и оранжевый.

Аналоговые цвета

Это цвета, расположенные на цветовом круге рядом. Они тоже хорошо сочетаются друг с другом, но не дают контраста комплементарных цветов. Обычно один цвет выбирается в качестве основного, а другой – в качестве дополнительного.

Триадные цвета

Триадные – это три любые цвета, составляющие на цветовом круге равносторонний треугольник. Воплотить цветовое решение, в основе которого лежит использование триадных цветов, обычно довольно сложно, но результат обычно получается очень сбалансированным.

Нейтральные цвета

Нейтральные цвета часто используются в домашних интерьерах, поскольку они очень хорошо сочетаются друг с другом и работать с ними легко. К нейтральным относятся:

  1. белый
  2. коричневый
  3. серый
  4. черный

Температура

Температура – это характеристика цвета по шкале «холодный – теплый». В общем и целом, синие и зеленые оттенки считаются холодными, а желтые и красные – теплыми. Опытным путем было установлено, что субъективное ощущение температуры в помещениях, окрашенных в сине-зеленые и красно-оранжевые тона, различается на 3–4 градуса. В сине-зелёном помещении люди начинают жаловаться на холод при температуре 15°, в то время как в красно-оранжевом помещении – лишь при температуре 11–12°.

Суть контрастного воздействия холодных и теплых цветов можно понять при помощи следующей сравнительной аналогии:

холодный – тёплый = теневой – солнечный;

прозрачный – непрозрачный;

успокаивающий – возбуждающий;

жидкий – густой;

воздушный – земной;

далёкий – близкий;

лёгкий – тяжёлый;

влажный – сухой.

Различные аспекты восприятия контраста «холод – тепло» говорят о его огромных выразительных возможностях. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными, поэтому контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения, превращаясь, тем самым в важнейшее изобразительное средство при передаче перспективы и пластических ощущений.

Поэтапный выбор цветового решения вашего интерьера

1. Спросите себя, какие цвета вам больше всего нравятся. Скорее всего, вам захочется декорировать комнату именно любимыми цветами.

2. Попытайтесь определить, что для вас означает каждый цвет. Нравится ли вам пурпурный, или он кажется вам вульгарным. А как насчет более темных или более светлых оттенков? Может быть, пойдет темно-пурпурный, или лучше взять светло-фиолетовый?

3. Вспомните свои любимые предметы искусства, декоративные украшения или безделушки. Есть ли в вашем доме картина или ваза, которые вам очень нравятся? Если так, то позаимствуйте цветовое решение у них.

4. С помощью цветового круга выясните, какие из выбранных вами цветов сочетаются друг с другом.

5. Начните постепенно. Не стоит сразу красить все комнаты в синий цвет, а то через неделю можно обнаружить, что вы ненавидите этот оттенок. Экспериментируйте и будьте готовы к ошибкам. Запомните, большинство из того, что вы натворите, можно будет переделать.

Выбрать подходящий колер краски порой бывает очень сложно. Существует десятки оттенков белого, не говоря уж о других цветах спектра. Кроме того, оценить, как на самом деле будет выглядеть ваша комната по пробному покрашенному вами участку стены площадью 2"x2" практически невозможно. Ниже предлагается несколько рекомендаций, которые помогут вам сдвинуть ремонт с мертвой точки. И помните, не бойтесь, добавить в интерьер немного красок!

Профессиональные дизайнеры подбирают сочетающиеся друг с другом краски с помощью цветового веера (см. на рис. выше). Вам тоже полезно будет его приобрести.

  1. Комплементарные цвета добавят в интерьер комнаты контраст и драматизм. Хорошо будут смотреться комбинации фиолетового и желтого, розового и зеленого.
  2. Монохроматические цвета, то есть оттенки одного цвета, такие как сливовый, фиолетовый и сиреневый, будут хорошо смотреться вместе, если вы подберете их в одной цветовой модели. Берите цвета, которые лежат на цветовом веере рядом.
  3. Аналоговые цвета, например, желтый и оранжевый или синий и пурпурный, создают более тонкий контраст, чем комплементарные цвета.

В дополнение можно привести еще несколько фактов, знание которых может помочь вам в выборе краски:

1) светлее и пастельные тона визуально делают помещение больше и создают ощущение воздуха;

2) темные и интенсивные цвета создают интимность и уют, но заставляют комнату казаться меньше;

3) холодные оттенки – синие, зеленые, мягкий пурпур – создают атмосферу спокойствия и расслабленности;

4) теплые оттенки – желтые, красные, оранжевые – делают комнату солнечной и веселой.

Мир полон эмоций. Мы проявляем их в различных ситуациях и событиях в течении всей нашей жизни. Они могут быть как положительными, пробуждая в нас и окружающих позитивные переживания, так и отрицательные, вызывая бурю негативных реакций. Они могут проявляться в реальной жизни и в наших воображаемых фантазиях. И это всегда выражение наших чувств, которые не требуют подтверждений словами.

В основе создания образа всегда заложена эмоция, которая обнажает истинные чувства и переживания. Нашу индивидуальность, неповторимость и многогранность передают соединенные между собой различные эмоции. Какая вы сегодня? Какую тайну хранит ваш образ? Драма, романтика, секс, эпатаж? Без сомнения, создавая индивидуальный образ, мы используем массу дополняющих и уточняющих друг друга мелочей. Прическа, костюм, макияж, аксессуары - все это поможет в раскрытии эмоций.

Если вы хотите создать властный, решительный образ, вам поможет костюм с прямыми линиями, строгая прическа и графичность в макияже. Округлые формы, свойственные вязаным свитерам, рубашкам с маленькими воротниками, приталенным вещам, скажут людям, что вы человек добрый, податливый. Мягкие линии в прическе и макияже добавят образу романтизма. Треугольная форма костюма, минимализм в одежде, загадочный макияж и легкая небрежность в прическе подчеркивает сексуальность.

Формируя свой стиль, определите цель, подумайте, чего вы хотите: произвести впечатление на любимого человека, победить на выборах, получить новую должность, быть бойцом невидимого фронта или стать королевой вечеринки? Продумав все нюансы, создайте свой имидж и двигайтесь к намеченной цели.

Ваш образ должен приоткрыть только те эмоции, которые вы хотите продемонстрировать окружающим в данных обстоятельствах. Выбранный образ поможет выстроить порядок взаимоотношений с другими людьми. Одежда подскажет манеру поведения, ее цвет – настроение.


Психологическое значение цвета имеет также не маловажную роль.

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Красный

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. Формирует лидера.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства, а у индейцев олицетворяет жизнь и действие.

Оранжевый

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий, сексуальный. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Желтый

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Цвет оптимизма. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-желтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе.

В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии - символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет - это знак разлуки и измены.

Зеленый

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Голубой

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии - символ печали.

Синий

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Но на самом деле успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства.

Коричневый

Цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым, приглушенным и т.д. В любом образе колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.


Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. лишенные цветового пигмента) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. цветные) - это всевозможные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета нужно знать их основные характеристики.

  • Оттенок (цвет) - название цвета (красный, синий,...).
  • Интенсивность - уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона).
  • Глубина - степень яркости или приглушенности тональности цвета.
  • Светлота - степень разбеленности (% присутствия в цвете белого и светло-серого тонов).
  • Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов.
  • Яркость - характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Считается, что основных чистых цветов три: желтый, синий, красный. Все остальные цвета можно получить путем смешивания основных при различном пропорциональном их соотношении.

При смешивании двух основных цветов в равных пропорциях получается дополнительный цвет. Итак: синий+желтый=зеленый, желтый+красный=оранжевый, красный+синий=фиолетовый.

При смешивании трех первичных цветов в неравных пропорциях ― мы получаем разные оттенки серо-коричневых цветов, в равных пропорциях ― серый цвет.

Цветовой круг

В цветовом круге цвета находящиеся друг напротив друга являются контрастными или комплиментарными парами. Красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий –оранжевый и множество других пар.

Итак если вы хотите что-либо выделить, подчеркнуть красоту какого-либо цвета, выбирайте контрастный цвет – противоположный в круге!

Что бы подчеркнуть красоту глаз надо руководствоваться цветом радужки. Для голубых глаз, выбираем желто-коричневую и оранжево-коралловую гамму, карим глазам – зеленовато-синюю и фиолетово-красную, зеленым – фиолетово-красно-оранжевую.

Но здесь возможны и курьезы. Надев красное платье при оливковом цвете кожи, можно выглядеть болезненно. Зеленые тени или тушь усилят цвет красных прожилок на белках глаз, фиолетовая или сиреневая помада создаст ощущение ярко-желтой эмали на зубах, рыжий цвет волос добавит цвету лица синеватый оттенок.

Вот еще один не маловажный аспект. При наслоении друг на друга противоположных, контрастных цветов они взаимо уничтожаются, т.е. нейтрализуют друг друга. Эти качества цвета мы используем применяя базу под макияж, тональную основу или консиллер. Чтобы замаскировать фиолетовые круги под глазами, нужно выбрать корректор желтого цвета,чтобы скрыть коричневую пигментацию под глазами, лучше выбрать корректор холодного розового оттенка, нейтрализовать красные пятнышки и сосудики можно зеленым цветом, болезненно-желтоватый цвет лица или желтоватые пигментные пятна корректируется фиолетовой базой, цвет кожи с синеватым оттенком прекрасно освежится с помощью персиковой базы или тональной основы.

Если обратить внимание на каждую четверть цветового круга, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. В них нет резких противопоставлений, они хорошо смешиваются между собой. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны. Это сочетания родственных цветов и контрастных пар. И смешиваются они только лишь через один общий цвет. Например: коралловый (красный+желтый) и малиновый (красный+синий) = общий красный цвет и т.д.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций. Одни цвета превосходно сочетаются, другие просто отталкивают взгляд.

Все сочетания цветов в углах треугольников, квадрата и прямоугольника (в круге из 12 частей) гармоничны. Все эти фигуры можно вращать в пределах круга - законы гармоничных сочетаний цветов в углах этих фигур остаются неизменными. Всевозможные сочетания можно рассмотреть на примере рисунков.

Сочетания 3-х цветов:

Сочетания 4-х цветов: В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант – это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять яркость, светлоту, контрастность, насыщенность, приглушенность. Вариантов достаточно много.

Помимо хроматических (цветных) существуют Ахроматические (бесцветные) цвета – белый (отражает) и черный (поглощает). Осветление или приглушение цвета происходит, когда к цветному цвету добавляют белый или черный. В первом случае получаются более светлые (пастельные оттенки), во втором – более темные (затемненные).При добавлении серого цвета становятся приглушенным, грязноватыми.

Если разделить цветовой круг, проведя линию от зелёного к красному цвету, пополам, то справа будут находиться ТЕПЛЫЕ цвета, а слева – ХОЛОДНЫЕ.

Холодные цвета - это все цвета и оттенки, в которые добавлена синяя краска. Теплые цвета получаются добавлением жёлтой краски.

Красный и зеленый цвета могут быть нейтральными, теплыми и холодными. В зависимости от того, сколько в них синей или желтой краски.


Очень важно хорошо различать теплую и холодную гаммы, так как они обладают рядом важных свойств. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего фактического расположения. То есть они имеют способность приближать, увеличивать. Они создают объем. Холодные цвета, наоборот, отдаляют, уменьшают. Так же все светлые оттенки приближают и увеличивают, все темные отдаляют и уменьшают.

Используйте эти свойства при подборе макияжа. Применяйте светлые светящиеся тени при небольших или глубоко посаженных глазах, затемнённые матовые тени – при выпуклых глазах или нависающих веках, светлую атласную помаду с перламутровым блеском – для создания дополнительного объема губам, затемнённую матовую помаду – для их уменьшения, светлые светящиеся румяна – для худощавого лица, румяна темнее цвета кожи без блеска – для круглого лица или излишних выпуклостей. Светлые тени, нанесенные под бровь, приподнимут их и увеличат глаза. Белый карандаш-кайал, нанесённый на слизистую оболочку глаза, увеличит его, сделает более открытым. Тёмный матовый карандаш, нанесённый на слизистую оболочку, придаст глазу вытянутую «восточную» форму.

Итак. Всем людям идут все цвета! Важно лишь в каком процентном соотношении, сколько его, в сочетании с чем и по какому поводу!

Цвета не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли, эмоции и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Цвет – это пульт управления эмоциями, научитесь нажимать на правильные кнопки!

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

Министерство по образованию Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Институт сервиса, туризма и дизайна

Кафедра дизайна и искусств

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

по специальности

070601.65 «Дизайн»

Владивосток

ББК 85.158.б

Учебная программа по дисциплине «Цветоведение и колористика» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена студентам специальности 070601.65 «Дизайн».

Составитель: , доцент кафедры дизайна и искусств.

Утверждена на заседании кафедры дизайна от 01.01.2001 г., протокол № 15.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность дисциплины «Цветоведение и колористика» достаточно велика. Преподавание данной художественной дисциплины немыслимо вне связи с историей искусства и духовной культуры.

Необходимость введения дисциплины «Цветоведение и колористика» обусловлена потребностью в изучении колорита как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как композиция, история искусств, история дизайна, проектирование в дизайне среды. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для развития у них «глобального» цветового мышления, а также индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является формирование таких профессиональных качеств как умение самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества и способность выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета.


Основные задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, привитие им профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1.2 Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств: умение работать с цветом в сочетании с любой формой; способность и готовность к изображению объектов предметного мира, пространства на основе законов цветоведения и колористики.

1.3. Основные виды занятий и особенности
их проведения

Дисциплина «Цветоведение и колористика» общим объемом 204 час. изучается в течение 2-х семестров.

Лекции
(час)

Лаб. Занятия
(час)

Самост.
работа

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта .

Лекционный курс содержит основные понятия физических свойств цвета, вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. В связи с тем, что обучение теории композиции включает изучение основных видов формальной композиции (фронтальной, объемной, пространственной), курс «Цветоведения и колористики» содержит также цикл упражнений по изучению основных формообразующих свойств цвета, характеристик и приемов построения и выявления всех видов композиции с помощью цвета.

1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине

В университете установлены следующие виды контроля:

Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра по мере её изучения (результаты СРС, выступлений на практических занятиях, тестирования по отдельным темам и т. п.);

Тема 10. Построение цветовой звезды И. Иттена. Построение гармоничных цветовых сочетаний.

Тема 11. Пространственные свойства цвета. Факторы, от которых за­висит пространственное действие цвета.

Тема 12. Форма и цвет.

Тема 13. Типы цветовых контрастов. Контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, цветового насыщения, цветового распространения, симультанный контраст.

Тема 14. Психологические свойства цвета. Особенности восприятия цвета (общие и индивидуальные). Функциональная пригодность цвета. Субъективные свойства цвета, связанные с различными ассоциациями.

Тема 15. Характеристика основных цветов Василия Кандинского. Классификация цветов по их психологическому воздействию. Восприятие человеком сложной цветовой среды.

Тема 16 .Символика цвета Природа символических характеристик. Формирование цветовой символики в различных культурах.

Тема 17. Сравнение цветовой символики разных народов (сходство, различие). Роль цветовой символики в современной цветовой культуре.

2.2. Перечень тем лабораторных работ

Тема 1. Выдача задания, подготовка литературы по теме, выполнение композиции. Построение 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки.

Тема 2. Выполнение 2-х тоновой и 3-х тоновой ахроматических композиций;

Тема 3. Построение 4-х однотоновых хроматических растяжек.

Тема 4. Выполнение на их основе соответственно: 1-но тоновой, 2-х тоновой хроматических композиций.

Тема 5. Выполнение 3-х тоновой и 4-х тоновой хроматических композиций;

Тема 6.

Тема 7. Построение хроматического круга.

Тема 8. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний 4-х групп родственных цветов.

Тема 9. Построение хроматической композиции на основе родственных сочетаний цветов;

Тема 10. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов: диады, триады.

Тема 11. Построение композиции на основе одного из сочетаний родственно-контрастных цветов.

Тема 12. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний контрастных цветов.

Тема 13. Построение контрастной композиции.

Тема 14. Построение цветовой звезды. И. Иттена.

Тема 15. Построение цветовой звезды И. Иттена.

Тема 16.

Тема 17. Построение гармоний по цветовой звезде И. Иттена.

3.1. Перечень и тематика
самостоятельных работ студентов по дисциплине

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается выполнить задание по изучению цветовых закономерностей в природе.

3.2. Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предусматривает ознакомление с существующими аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм.

Закономерности цветового строя есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой абстракцию цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому или по-своему. В этом смысле действительность, природа являются источником, оригиналом.

В основе композиции должен лежать избранный природный образец (ракушка, лист дерева, цветок, кора дерева, перо птицы и т. д.) на основе которого проводится анализ цветовой природной гармонии.

Цель задания: научиться анализировать природные образы, раскладывая сложную цветовую гамму на простые составляющие.

Основная задача заключается в выполнении ряда цветовых растяжек и стилизованной композиции на основе цветового пятна.

Дисциплина «Цветоведение и колористика» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера.

Влияние светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, замеченное еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете. Предложенная литература поможет студентам разобраться и успешно решать поставленные учебно-методические задачи.

В книге Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006 – рассмотрены основы теории цвета, способы и методы построения различных цветовых моделей. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом, позволяющим понять, как с помощью цвета можно передать различные состояния природы и эмоциональное настроение человека.

Композиция в дизайне: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества. Раскрываются средства, приёмы и принципы этого построения. Даётся развёрнутый ряд методических указаний по практическому применению предлагаемого материала в учебном процессе.

В книге Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984 с. сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о цвете как элементе культуры различных времен и народов и на этой основе воссоздать некоторую общую картину возникновения и развития науки о цвете, а также показать ее современное состояние.

Книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена – швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета и одного из ведущих преподавателей Баухауза написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.

Книга Агранович – С., Литвиновой колористика: практикум. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 122 с. Содержит сведения по основам цветоведения и колористики, позволяющие студентам изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при решении всего многообразия дизайнерских задач.

В учебном пособии Цвет в интерьере – изложены общие теоретические основы архитектурной полихромии в интерьере жилых и общественных зданий , а также даны рекомендации о практическом применении цвета в интерьере.

3.4. Контрольные вопросы
для самостоятельной оценки качества освоения
дисциплины

1. Что такое цвет. Определите его роль в жизнедеятельности человека.

2. Расскажите о символике цвета.

3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Построение диады.

4. Назовите основные характеристики цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Расскажите о цветовом тоне, светлоте и насыщенности.

5. Назовите типы контрастов. Охарактеризуйте их.

6. Какую характеристику локальным цветам дает В. Кандинский.

7. Последовательный контраст. При каких условиях он возникает. Приведите примеры.

8. От чего зависит пространственное действие цвета. Проанализируйте возможность эффекта глубины в цветовых комбинациях.

9. Расскажите о формообразующих свойствах цвета.

10. Контраст цветов. Симультанный контраст. Условия возникновения и нейтрализации симультанного контраста.

11. Сколько цветов различают в спектре. Что получается, если подавлен один из цветов спектра. Почему? Объясните суть открытия И. Ньютона.

12. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов. Расскажите о специфических особенностях пар дополнительных цветов.

13. Расскажите о психологии воздействия цвета на человека.

14. Однотоновые гармонические сочетания. Три условия построения ахроматических композиций.

15. Расскажите о субъективных характеристиках цвета, связанных с различными ассоциациями.

16. Хроматический круг. Порядок образования. Первичные, вторичные цвета.

17. Построение трехтоновых ахроматических композиций.

18. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение триад. Какие фигуры участвуют в их образовании.

19. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение гармонических сочетаний из 4-х компонентов цветового круга.

20. Объясните строение и работу глаза. Почему глаз воспринимает определенный диапазон волн.

21. Перечислите факторы, влияющие на восприятие цвета.

22. Расскажите о взглядах на гармонию художников прошлого.

23. Какова роль света в жизнедеятельности человека. Какие вы знаете.

24. Какие существуют оптические методы образования цвета.

25. Систематизация цветов В. Оствальда (двойная пирамида). Расскажите о цветовом шаре Отто Рунге.

26. Для чего дизайнеру необходимо знание психологических свойств цвета.

27. Расскажите о гармонических сочетаниях теневых рядов в композиции.

28. Цветовая звезда И. Иттена. Принцип построения.

29. Какую разновидность гармонии имеют ввиду, когда говорят о колорите?

30. Построение цветовых гармоний по цветовой звезде И. Иттена. Какие фигуры участвуют в образовании гармоний.

31. Какие цвета в оптической смеси дают ахроматический тон. Расскажите об их свойствах.

1. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

2. Иттен Иоханнес: искусство цвета 9-е издание. М.: Издательство: Д. Аронов, 2014 г.

3. Кравцова цветоведения: учебно-методическое пособие/ , . – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

4. Устин в дизайне: учебное пособие / . – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Степанов в интерьере / . – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985.-184 с.

2. Власов композиции декоративно-прикладного искусства / . – СПб.: Образование, 1997

3. Чидзиева Хидеяки: гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций: пер с англ./ . – М.: АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

4. Цветовая гармония интерьера / Советы профессионалов: пер с англ. 2000. – 128 с.

4.3. Полнотектовые базы данных

1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont. ru/

2. Электронная библиотека BOOK. ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK. ru. Режим доступа: http://www. book. ru/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. biblioclub. ru/

4. Электронная библиотечная система eLIBRARY. RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient. integrum. ru/

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.

Блестящие поверхности – поверхности, имеющие блики, кажущиеся с различных направлений различно яркими.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ"); процесс формирования этого образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс").

Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.

Гармония (от греч. "harmonia" – "связь", "стройность", "соразмерность").

Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Доминанта (от лат. "преобладание", "господствование") цветовая – это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Декоративность – качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.

Динамика цветовая – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Цветовое зрение, цветовосприятие – способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.

Иррадиация – кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Колористика (от латинского "Color" – цвет) – раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Колорит (итал."Сolorito", от лат. "Color" – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит – важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т. к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.

Комбинаторика (от лат. "соединять") – тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям

Константность восприятия – тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.).

Контраст (от французского "соntraste") – резко выраженная противоположность. Контраст – сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст – мера индукции (см. индукция), т. е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

Круг цветовой – система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Локальный цвет – цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Матовые поверхности – поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений

Моделировка – в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.

Нюанс (франц. "nuance" – "оттенок", "переход") – тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Одновременный контраст – изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Основные цвета – три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые – это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Оттенок – небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.

Плоскостной цвет – принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.

Последовательный контраст – изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.

Пространственный цвет – бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и среды (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Пурпурные цвета – цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных – красного и фиолетового.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Ритм – равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм – это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т. д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается её воздействие на зрителя.

Цветовой ряд – это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: ряды по яркости (светлоте); ряды по насыщенности (чистоте); ряды по цветовому тону.

Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Свет – элктромагнитное волновое движение.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Синестезия (от греч. "synaisthesis" – "соощущение") – явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т. д.

Спектр – последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.

Статика цветовая – частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

Теплые цвета – цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые.

Тон цветовой – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных. Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т. д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Фактура (лат. "faktura" – "обработка", "строение") – характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

Холодные цвета – цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Цвет – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" – "цвет") – один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т. д.

Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций:

ü полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;

ü трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;

ü многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси.

Шкала цветовая равноступенчатая – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества.

Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения.

– При очень больших яркостях (соответствующих прямому солнечному свету в южных широтах) цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и голубого, остальные "выцветают".

– Спектр нормальной яркости (соответствует рассеянному дневному освещению). Ясно различаются все цвета.

– При сильном потемнении различаются только три основных цвета: красный, зеленый и синий.