Презентация "Тайны льда" презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему. И хорошее настроение

«Состояния воды» - Жидкость. Свойства воды. Почему яйцо не тонет в солёной воде. Водяной пар. Основополагающий вопрос: В каких состояниях вода встречается в природе. Вода выталкивает более лёгкие предметы. Водой заполнены океаны, моря и реки. При охлаждении жидкости расширяются и лёд занимает больший объём. Участники: дети старшей и подготовительной групп.

«Снег зима» - В. Степанов «Зима» С. Маршак «Круглый год. За окошком - вьюга, За окошком - тьма, Зима пришла. В презентации использованы стихи: Сегодня день от солнца звонок, Разлёгся иней по ветвям, Тоненькие ножки - Мягкие сапожки, Белый башмачок - Звонкий каблучок. Шел ночью снег густой и белый - От снега в комнате светло!

«Вода - явление природы» - Суша. Кроссворд. Этапы круговорота. Вопросы к кроссворду. Гидроэлектростанция. Без воды – жизнь невозможна. Круговорот воды в природе. Вы слыхали о воде. Если бы круговорот воды исчез. Выводы.

«Как образуется снег» - Лёд прозрачный. Откуда берутся снег и лёд. Лёд бесцветный. Пух летит - В глазах рябит, А поймаешь - Холодит. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Снег непрозрачный. Давайте изучим свойства снега и льда. Образуется вода. Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Всё зиму смирно лежит, а весной убежит.

«Вода на поверхности Земли» - Нарисовать плакат «Круговорот воды в природе». Найти загадки, поговорки, стихи о воде. Как изменяется мир. Назвать главную реку нашего района, её притоки и населённые пункты. Пар. Круговорот воды в природе. Загадки. Без воды на планете не мыслимо что-то живое. Можно ли прожить без воды. Чем загрязняют речку.

«Снег и лёд» - Лёд бесцветный. Опыт 3. Что ты можешь сказать? Положи на открытку комочек снега и пластинку льда. Что происходит? Опыт 4. Опыт 2. Учебная презентация по предмету «окружающий мир» 1 класс. Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комок снега. Снег белый. Снег и лёд тают под действием тепла, превращаются в воду.

Всего в теме 17 презентаций

Тема: Опасный лед.

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные:

Оборудование:

Ход урока.

1. Начало урока . Приветствие.

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы.

4. Работа по теме урока.

Прочный не прочный

1. Синий 1. Темный

2. Зеленый 2. Рыхлый

3. 3. Матово-белый

яркий светло-голубой/

Физкультминутка

2. а) оказание самопомощи;

5. Закрепление.

6. Итог урока

Предвидеть опасность

По возможности избегать их

7. Домашнее задание:

1. стр.103 задание 1

2. стр.103 задание 2

3. Выставление оценок в журнал.

Карточка №1:

Карточка № 2:

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 3:

а) оказание самопомощи;

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 4

2. Подготовить выступление по теме:

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Тема: Опасный лед.

Цели урока:

образовательные : сформировать представление учащихся об особенностях состояния водоёмов в зимнее время года, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на водоёмах зимой; показать учащимся зимние спасательные средства и возможность их использования для спасения людей, сформировать умение безопасно двигаться по льду водоёмов, навыки оказания само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду;

развивающие : развитие мышления, умения анализировать текст, сравнивать и обобщать.

воспитательные: сформировать понимание необходимости соблюдения мер предосторожности при движении по льду водоёмов; воспитать уважение к профессии спасателя, продолжить формировать нравственные идеалы.

Оборудование:

Отрывки из произведений: Н.И.Сладкова " Песенки подо льдом", А.С.Пушкина "Евгений Онегин", карточки №1,№2,№3,№4, презентация «Тонкий лед», фрагменты фильма «Тонкий лед», ИКТ, листы взаимооценки.

Ход урока.

1. Начало урока . Приветствие.

2. Актуализация знаний . На предыдущих уроках мы изучали с вами тему «Опасности на воде летом»

Ребята, а только ли летом водоёмы таят в себе опасность?

В какое время года ещё опасны водоёмы? (водоемы опасны весной и осенью и зимой.)

Чем же в это время года водоемы опасны? (тонким льдом, можно провалиться под лед, утонуть.)

3. Постановка проблемы. Просмотр фильма «Опасный лед»

О чем же мы сегодня будем с вами говорить, сформулируйте тему рока. (Выслушать предложения).

Тема нашего урока « Опасный лед» (запись темы на доске и в тетради») слайд

Какие задачи поставите перед собой. (ребята формулируют задачи на урок)

Верно, сегодня мы с вами познакомимся с особенностями состояния водоёмов в зимнее время года, изучим правила безопасного поведения на водоёмах зимой, научимся оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на льду, а иначе говоря, мы с вами обязаны выполнить основной девиз ОБЖ.

Давайте все вместе его назовём: предвидеть опасности, по возможности избегать их, и при необходимости действовать.

4. Работа по теме урока.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, мы с вами заранее разделились на четыре группы, каждой из которых была выдана инструктивная карточка, включающая задания. Я желаю вам успеха на уроке, а по окончании урока, надеюсь, будет у всех хорошее настроение.

Найти ответы на вопросы карточек поможет параграф 19 учебника. Открыли учебник на стр. 97- 100. На работу в группах отводиться 7 минут, затем один представитель от группы отвечает на вопросы, остальные при необходимости могут ему помочь. Учитывается слаженность в работе команды. (Дается время на работу в группах).

Для того, чтобы не опасаясь, передвигаться по льду, нужно знать характеристики льда. Послушаем группу № 1. Ваше задание, прочитайте его. (один читает задание), остальные внимательно слушают, потому что у всех задание разное.

В тетради и на доске записать: Характеристики льда.

Прочный не прочный

1. Синий 1. Темный

2. Зеленый 2. Рыхлый

3. 3. Матово-белый

Учащиеся выступают в соответствии с инструктивной карточкой №1:

1. Изучить материал, дающий информацию о характеристиках льда.

2. Подготовить выступление по плану:

а) цвет, толщина - показатели прочности льда;

Б) опасные для переправы места.

а) крепкий лед- синего или зеленого оттенка, 10м – пресный водоем, 15м – соленый водоем.

б) опасные места – темные пятна (бывшие полыньи), матово-белый лед (после оттепели).

После выступления группы учащиеся всего класса выполняют проблемное задание: найдите в тексте рассказа Н.И. Сладкова " Песенки подо льдом" описание цвета льда. Что вы можете сказать о его прочности? (лазоревый, это какой цвет?) яркий светло-голубой/

Ребята, а что нужно знать прежде, чем выйти на лёд? (Как передвигаться по льду)

И для того, чтобы узнать правила передвижения на льду, слово предоставляется группе №2

Выступление в соответствии с инструктивной карточкой № 2:

1. Изучить материал о мерах предосторожности на льду.

2. Подготовить выступление на данную тему, по плану:

А) правила передвижения по водоёмам зимой;

Физкультминутка . Сидя, не отрывая ног от пола, идти на месте скользящим шагом, помогая себе руками.

После выступления учащиеся выполняют проблемное задание на закрепление прослушанного материала: прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина " Евгений Онегин" о зиме. Какое противоречие допустил писатель в описании зимы?

4) Оказание само- и взаимопомощи пострадавшим на водоёме зимой.

Часто дети выходят на лед, не дождавшись, пока он станет очень прочным.

Марина Чубарова приготовила сообщение о несчастных случаях, которые произошли в нашем городе Чите.

Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, мы с вами должны научиться оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим на льду. Слово предоставляется группе №3.

Выступление по инструктивной карточке № 3:

1. Изучить материал о способах оказания самопомощи при попадании в полынью.

2. а) оказание самопомощи;

Если же есть рядом люди, то они могут оказать помощь. Как это делается, нам расскажет группа № 4. Работа по карточке № 4

Изучить материал о способах оказания взаимопомощи при попадании в полынью.

2. а) как правильно оказать помощь пострадавшему?

Ребята, а с каким риском сопряжена работа спасателей в той ситуации, которую мы сегодня с вами рассмотрели?

Можно назвать спасателей героями?

А кто из вас смог бы помочь другу или чужому человеку в беде, даже если это связано с риском для жизни?

5. Закрепление. Посмотрим фильм, который поможет закрепить полученные на уроке знания оказания самопомощи и взаимопомощи.

Просмотр фильма «Опасный лед».

6. Итог урока . Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили. (Ответы детей) Давайте проверим, выполнили ли мы сегодня девиз ОБЖ? (Работа с девизом и подведение итогов урока). (на слайде предвидеть опасность, по возможности избегать их, при необходимости действовать.) Дети приводят примеры.

Предвидеть опасность : обращать внимание какого цвета лед, толщина его, брать веревки, …

По возможности избегать их : идти скользящим шагом, если группой, то на расстоянии 5м

При необходимости действовать :---оказывать помощь людям, которые проваляться в полынью, или пытаться выбраться самому.

Ребята, а где у нас в школе стенд по теме нашего урока «Тонкий лед». Какая информация есть на этом стенде.

7. Домашнее задание:

П. 20, стр.97-102, Задание на выбор:

1. стр.103 задание 1

2. стр.103 задание 2

3. Придумать способы, как уменьшить скольжение обуви во время гололеда.

4. Найти в школе стенд с информацией о тонком льде, посмотреть какая там информация, подумать, что еще можно добавить.

8. Оценка, взаимооценка учащихся, оценка учителя.

1. В тетради оценить свою работу при помощи волшебной линеечки

2. на листке взаимооценки оценить работу каждого ученика в команде.

3. Выставление оценок в журнал.

продолжить начатое сочинение, используя те знания, которые учащиеся получили на уроке.

Текст: Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым. В воздухе уже пахло весной, хотя река ещё была покрыта льдом. Как в такую погоду сидеть дома! И Стас с Мишей решили порыбачить. Правда, уже на реке их несколько смутило то, что лёд был тёмным, трескучим. " Ну да ладно, мы лёгкие, нас лёд выдержит", - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись старые рыбацкие проруби….

Карточка №1:

1. В параграфе 19 найдите информацию о характеристиках льда.

2. Подготовьте выступление по плану:

а) прочный лед, какого цвета и толщины;

Б) назовите, какого цвета опасные места на льду.

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 2:

1. В параграфе 19 найти материал о правилах передвижения по льду.

2. Подготовить выступление по теме:

А) правила передвижения по водоёмам зимой.

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 3:

1. В параграфе 19 найти материал о способах оказания самопомощи при попадании в полынью..

2. Подготовить выступление по теме:

а) оказание самопомощи;

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 4

1. В параграфе 19 найти материал о способах оказания взаимопомощи при попадании в полынью.

2. Подготовить выступление по теме:

А) как правильно оказать помощь пострадавшему?

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Тема: Опасный лед.

Цели урока:

образовательные : сформировать представление учащихся об особенностях состояния водоёмов в зимнее время года, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения на водоёмах зимой; показать учащимся зимние спасательные средства и возможность их использования для спасения людей, сформировать умение безопасно двигаться по льду водоёмов, навыки оказания само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду;

развивающие : развитие мышления, умения анализировать текст, сравнивать и обобщать.

воспитательные: сформировать понимание необходимости соблюдения мер предосторожности при движении по льду водоёмов; воспитать уважение к профессии спасателя, продолжить формировать нравственные идеалы.

Оборудование:

Отрывки из произведений: Н.И.Сладкова " Песенки подо льдом", А.С.Пушкина "Евгений Онегин", карточки №1,№2,№3,№4, презентация «Тонкий лед», фрагменты фильма «Тонкий лед», ИКТ, листы взаимооценки.

Ход урока.

1. Начало урока . Приветствие.

2. Актуализация знаний . На предыдущих уроках мы изучали с вами тему «Опасности на воде летом»

Ребята, а только ли летом водоёмы таят в себе опасность?

В какое время года ещё опасны водоёмы? (водоемы опасны весной и осенью и зимой.)

Чем же в это время года водоемы опасны? (тонким льдом, можно провалиться под лед, утонуть.)

3. Постановка проблемы. Просмотр фильма «Опасный лед»

О чем же мы сегодня будем с вами говорить, сформулируйте тему рока. (Выслушать предложения).

Тема нашего урока « Опасный лед» (запись темы на доске и в тетради») слайд

Какие задачи поставите перед собой. (ребята формулируют задачи на урок)

Верно, сегодня мы с вами познакомимся с особенностями состояния водоёмов в зимнее время года, изучим правила безопасного поведения на водоёмах зимой, научимся оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на льду, а иначе говоря, мы с вами обязаны выполнить основной девиз ОБЖ.

Давайте все вместе его назовём: предвидеть опасности, по возможности избегать их, и при необходимости действовать.

4. Работа по теме урока.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, мы с вами заранее разделились на четыре группы, каждой из которых была выдана инструктивная карточка, включающая задания. Я желаю вам успеха на уроке, а по окончании урока, надеюсь, будет у всех хорошее настроение.

Найти ответы на вопросы карточек поможет параграф 19 учебника. Открыли учебник на стр. 97- 100. На работу в группах отводиться 7 минут, затем один представитель от группы отвечает на вопросы, остальные при необходимости могут ему помочь. Учитывается слаженность в работе команды. (Дается время на работу в группах).

Для того, чтобы не опасаясь, передвигаться по льду, нужно знать характеристики льда. Послушаем группу № 1. Ваше задание, прочитайте его. (один читает задание), остальные внимательно слушают, потому что у всех задание разное.

В тетради и на доске записать: Характеристики льда.

Прочный не прочный

1. Синий 1. Темный

2. Зеленый 2. Рыхлый

3. 3. Матово-белый

Учащиеся выступают в соответствии с инструктивной карточкой №1:

1. Изучить материал, дающий информацию о характеристиках льда.

2. Подготовить выступление по плану:

а) цвет, толщина - показатели прочности льда;

Б) опасные для переправы места.

а) крепкий лед- синего или зеленого оттенка, 10м – пресный водоем, 15м – соленый водоем.

б) опасные места – темные пятна (бывшие полыньи), матово-белый лед (после оттепели).

После выступления группы учащиеся всего класса выполняют проблемное задание: найдите в тексте рассказа Н.И. Сладкова " Песенки подо льдом" описание цвета льда. Что вы можете сказать о его прочности? (лазоревый, это какой цвет?) яркий светло-голубой/

Ребята, а что нужно знать прежде, чем выйти на лёд? (Как передвигаться по льду)

И для того, чтобы узнать правила передвижения на льду, слово предоставляется группе №2

Выступление в соответствии с инструктивной карточкой № 2:

1. Изучить материал о мерах предосторожности на льду.

2. Подготовить выступление на данную тему, по плану:

А) правила передвижения по водоёмам зимой;

Физкультминутка . Сидя, не отрывая ног от пола, идти на месте скользящим шагом, помогая себе руками.

После выступления учащиеся выполняют проблемное задание на закрепление прослушанного материала: прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина " Евгений Онегин" о зиме. Какое противоречие допустил писатель в описании зимы?

4) Оказание само- и взаимопомощи пострадавшим на водоёме зимой.

Часто дети выходят на лед, не дождавшись, пока он станет очень прочным.

Марина Чубарова приготовила сообщение о несчастных случаях, которые произошли в нашем городе Чите.

Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, мы с вами должны научиться оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим на льду. Слово предоставляется группе №3.

Выступление по инструктивной карточке № 3:

1. Изучить материал о способах оказания самопомощи при попадании в полынью.

2. а) оказание самопомощи;

Если же есть рядом люди, то они могут оказать помощь. Как это делается, нам расскажет группа № 4. Работа по карточке № 4

Изучить материал о способах оказания взаимопомощи при попадании в полынью.

2. а) как правильно оказать помощь пострадавшему?

Ребята, а с каким риском сопряжена работа спасателей в той ситуации, которую мы сегодня с вами рассмотрели?

Можно назвать спасателей героями?

А кто из вас смог бы помочь другу или чужому человеку в беде, даже если это связано с риском для жизни?

5. Закрепление. Посмотрим фильм, который поможет закрепить полученные на уроке знания оказания самопомощи и взаимопомощи.

Просмотр фильма «Опасный лед».

6. Итог урока . Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили. (Ответы детей) Давайте проверим, выполнили ли мы сегодня девиз ОБЖ? (Работа с девизом и подведение итогов урока). (на слайде предвидеть опасность, по возможности избегать их, при необходимости действовать.) Дети приводят примеры.

Предвидеть опасность : обращать внимание какого цвета лед, толщина его, брать веревки, …

По возможности избегать их : идти скользящим шагом, если группой, то на расстоянии 5м

При необходимости действовать :---оказывать помощь людям, которые проваляться в полынью, или пытаться выбраться самому.

Ребята, а где у нас в школе стенд по теме нашего урока «Тонкий лед». Какая информация есть на этом стенде.

7. Домашнее задание:

П. 20, стр.97-102, Задание на выбор:

1. стр.103 задание 1

2. стр.103 задание 2

3. Придумать способы, как уменьшить скольжение обуви во время гололеда.

4. Найти в школе стенд с информацией о тонком льде, посмотреть какая там информация, подумать, что еще можно добавить.

8. Оценка, взаимооценка учащихся, оценка учителя.

1. В тетради оценить свою работу при помощи волшебной линеечки

2. на листке взаимооценки оценить работу каждого ученика в команде.

3. Выставление оценок в журнал.

продолжить начатое сочинение, используя те знания, которые учащиеся получили на уроке.

Текст: Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым. В воздухе уже пахло весной, хотя река ещё была покрыта льдом. Как в такую погоду сидеть дома! И Стас с Мишей решили порыбачить. Правда, уже на реке их несколько смутило то, что лёд был тёмным, трескучим. " Ну да ладно, мы лёгкие, нас лёд выдержит", - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись старые рыбацкие проруби….

Карточка №1:

1. В параграфе 19 найдите информацию о характеристиках льда.

2. Подготовьте выступление по плану:

а) прочный лед, какого цвета и толщины;

Б) назовите, какого цвета опасные места на льду.

(рассказ начинать со слов: «Нам было дано задание ….)

Карточка № 2:

1. В параграфе 19 найти материал о правилах передвижения по льду.

2. Подготовить выступление

Слайд 2

Толщина льда на водоеме не везде одинакова, в устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Чрезвычайно ненадежен лёд под снегом и сугробами.

Слайд 3

Особую осторожность следует проявлять в местах с быстрым течением и на родниках, куда вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий.

Слайд 4

Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный; белого – прочность его в 2 раза меньше; серый, матово-белый или с желтоватым оттенком – лёд ненадёжен.

Слайд 5

Опасно выходить на лёд, если толщина его тоньше семи сантиметров. Прочный лед обычно имеет зеленоватый или синеватый оттенок.

Слайд 6

Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.

  • Слайд 7

    Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь

    Слайд 8

    Замерзшую реку или озеро лучше переходить на лыжах, при этом крепления нужно расстегнуть, лыжные палки – держать в руках, не накидывая петли на кисти рук. Если есть рюкзак, необходимо повесить его на одно плечо, а еще лучше - волоките на веревке в 2-3 метрах сзади.

    Это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится

    Слайд 9

    Для любителей подлёдного лова необходимо соблюдать свои меры предосторожности: не пробивать несколько лунок рядом; не собираться большими группами в одном месте; не ловить рыбу возле промоин.

    Слайд 10

    Выходить на берег, спускаться на лед и идти по нему безопаснее по уже протоптанным дорожкам, причем поодиночке, сохраняя интервал не менее пяти метров. метров.

    Слайд 11

    Довольно редко лед проламывается мгновенно. Обычно несчастью предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В этом случае следует немедленно вернуться назад по своим же следам.

    Слайд 12

    Если Вы провалились в холодную воду:

    Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.

    Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.

    Слайд 13

    Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.

    Если лёд выдержал, медленно ползите к берегу. Наиболее безопасно выбираться из полыньи перекатываясь со спины на живот.

    Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лёд здесь уже проверен на прочность.

    Слайд 14

    Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползите по-пластунски.

    Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

    Если случилась беда и нужна Ваша помощь:

    Слайд 15

    За 3 – 4 метра протяните ему верёвку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.

    Подавать пострадавшему руку небезопасно, т.к., приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лёд и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

    Слайд 16

    Спасённого из воды человека нужно немедленно переодеть в сухую одежду, дать горячего чаю и съесть что-нибудь сладкое и заставить активно двигаться до тех пор, пока он не согреется.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Вода, лёд, пар Презентация подготовлена Хамловой Еленой, ученицей 8 класса «А» МОУ Аннинский лицей 2008

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Вода Вода является основой жизни на Земле. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. При положительных температурах это жидкость без цвета (в толще она кажется голубоватой), запаха и вкуса. Запах и вкус появляются из-за примесей. По присутствию воды астрономы судят о возможности существования жизни на других планетах. Поэтому с таким напряженным вниманием весь мир следил за марсоходами «Спирит» и «Оппортьюнити», которые обнаружили на Марсе следы воды. Ведь это может быть ключом к ответу на давний вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?».

    Cлайд 4

    Распространенность Вода покрывает 3/4 поверхности Земли; этим наша планета так уникальна, что некоторые ученые даже предлагали переименовать ее в планету Океан. Тело человека состоит из воды примерно на 70 %, яйцо – на 74 %, а некоторые овощи – это почти одна вода. Так, в арбузе её 92 %, в спелых томатах – 95 %. Водные запасы Земли оцениваются в 1 385 984 000 км3.

    Cлайд 5

    Физические свойства воды Благодаря сильному притяжению между молекулами у воды высокие температуры плавления (0° С) и кипения (100° С). Голубой цвет толстых слоёв воды обусловливается не только ее физическими свойствами, но и присутствием взвешенных частиц примесей. Вода горных рек зеленоватая из-за содержащихся в ней взвешенных частиц карбоната кальция. Чистая вода – плохой проводник электричества. Сжимаемость воды очень мала. Вязкость воды с ростом температуры быстро уменьшается и при 100° С оказывается в 8 раз меньше, чем при 0° С. При обычном давлении 760 мм рт. ст. вода кипит при 100° С, а на высоте 2900 м над уровнем моря атмосферное давление падает до 525 мм рт. ст. и температура кипения оказывается равной 90° С.

    Cлайд 6

    Вода обладает исключительными физическими свойствами. Как и другие тела, вода претерпевает тепловое расширение. При нагревании объём воды увеличивается, следовательно, плотность уменьшается. Однако так происходит лишь в некотором интервале температур. Плотность воды максимальна при 4° С; это объясняется свойствами водородных связей ее молекул. Зависимость плотности воды от температуры

    Cлайд 7

    Обычно при охлаждении тела сжимаются, а вода наоборот - расширяется. Благодаря этому лёд легче воды (ведь при той же массе он занимает больший объём), он всплывает вверх и создаёт над водоёмами защитный слой. Это помогает выживать зимой рыбам и другим живым организмам в водоёмах. В бескрайних океанских просторах совершают своё плавание айсберги - массивы изо льда, порой такие огромные, что напоминают ледяные острова (в переводе с англ. iceberg - ледяная гора). Небольшие айсберги имеют длину 1-2 км и ширину около полкилометра, но встречаются и гиганты длиной в несколько десятков километров. При этом надводная часть составляет лишь одну десятую их объема, остальная часть скрывается под водой. Надводная часть айсберга составляет лишь одну десятую его объема, остальная часть скрывается под водой.

    Cлайд 8

    Удельная теплоёмкость воды, составляющая 4 200 Дж/(кг·°С), показывает, какое количество теплоты необходимо, чтобы увеличить температуру 1 кг воды на 1 °С. Это очень большое количество энергии. Теплоёмкость воды имеет большое значение для нашего климата. Летом вода при нагревании поглощает большое количество теплоты, зимой она отдаёт теплоту в огромных количествах обратно в атмосферу. Отсюда и определение морского климата – умеренный.

    Cлайд 9

    Связи с большим значением удельной теплоёмкости воды по сравнению с сушей возникает такое природное явление, как бризы.

    Cлайд 10

    Схемы образования дневного и ночного бризов Бризы - ветры с суточной периодичностью по берегам морей и крупных озер. Дневной бриз дует с водоема на нагретое побережье, ночной - с охлажденного побережья на водоём, так как из-за различия удельной теплоёмкости суши и воды днём теплее суша и давление воздуха над сушей меньше, а ночью медленнее остывает вода, поэтому ветер дует с суши на море.

    Cлайд 11

    Вода с химической точки зрения С химической точки зрения вода - универсальный растворитель. Нет такого вещества, следы которого нельзя было бы обнаружить в воде. Это одно из качеств воды, которое предопределило ее роль как основы жизни на Земле. Любой живой организм зависит от воды. Вода является величайшей драгоценностью и самым полезным из полезных ископаемых на нашей планете. Люди должны охранять чистоту вод: в её состав могут входить какие угодно примеси, даже небезопасные для здоровья.

    Cлайд 12

    Лёд Вода в твёрдом состоянии называется льдом. Известны 11 кристаллических модификаций льда и аморфный лед. В природе обнаружена только одна форма льда - с плотностью 0,92 г/см3, удельной теплоемкостью 2,09 кДж/(кг· °С) при температуре плавления 0 °С, удельной теплотой плавления 324 кДж/кг, которая встречается в виде собственно льда (материкового, плавающего, подземного), снега и инея. На Земле около 30 млн. км3 льда.

    Cлайд 13

    Удельная теплота плавления льда выше, чем у многих других веществ. Она равна (см. в таблице) 334 000 Дж/кг. Это очень большое количество энергии: количества теплоты, затраченного на плавление 1 кг льда, взятого при температуре плавления, было бы достаточно для нагревания около 1 кг воды от 0 °С до 100 °С – температуры кипения. Удельная теплота плавления имеет не меньшее значение для нашего климата, чем удельная теплоёмкость воды. Весной большое количество солнечной энергии затрачивается на плавление льда, а поздней осенью при становлении льда большое количество энергии выделяется, что существенно смягчает сезонные колебания температуры.

    Cлайд 14

    Физические свойства льда Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что связано с особенностями преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лёд при нормальном атмосферном давлении существует только при температуре 0° С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. При этом, поскольку отношение плотностей льда и воды при 0 °С постоянно, лёд всегда выступает из воды на определенную часть своего объема.

    Cлайд 15

    Лёд в природе В холодных районах нашей планеты образуются ледники - большие природные скопления льда. Происходит это так. Там, где преобладают отрицательные температуры - высоко в горах, а также на островах Антарктики и в Антарктиде, снег летом не тает, а лишь чуть-чуть подтапливается на поверхности огромных сугробов. Образуется так называемый фирн - отдельные оплавленные зёрна льда. Через много лет фирн, подтаивая в летние солнечные дни, постепенно превращается в лед. Огромные ледниковые массы достигают 100-метровой толщины в горах, а в Антарктиде и на островах рядом с Северным полюсом высота ледяного покрова может быть целых 3-4 км!

    Cлайд 16

    Когда слой льда становится очень толстым, то лёд под своей тяжестью начинает течь. Поэтому ледники хоть и медленно, но постоянно движутся. Обычно горные ледники, например, на Кавказе, за год «проходят» от 10 до 100 метров. Однако иногда скорость движения ледника может составить 100 метров в сутки. Такие «бегуны»-ледники оборачиваются стихийным бедствием. Ученые подсчитали, что если всю массу современных ледников распределить равномерно по поверхности Земли, то толщина ледового панциря составит 50 м. Такие колоссальные ледовые скопления играют в жизни нашей планеты большую роль. Они являются «кладовыми» пресной воды: в ледниках находится две трети мировых запасов пресной воды. Горные реки, вытекающие из ледников, несут воду вниз на равнины.

    Cлайд 17

    Пар Пар – газообразная фаза воды. Если оставить воду в открытой емкости, то она постепенно испарится – все её молекулы перейдут в воздух. В то же время вода, находящаяся в плотно закупоренном сосуде, испаряется лишь частично, т.е. при определённом давлении водяных паров между водой и воздухом, находящимся над ней, устанавливается равновесие. Давление паров в равновесии зависит от температуры и называется давлением насыщенного пара (или его упругостью). Когда давление насыщенного пара сравнивается с внешним давлением, вода закипает. Испарение происходит даже с поверхности снега и льда, именно поэтому высыхает на морозе мокрое белье. Вопреки общепринятому мнению, пар невидим. Тот «пар», который вырывается из кипящего чайника, – это на самом деле множество мельчайших капелек воды.

    Cлайд 20

    Это интересно Человек на 80 процентов состоит из воды. Море состоит из соленой воды, которая содержит все известные на земле химические элементы - всего более ста. Натрий и хлор - основные компоненты поваренных солей - составляют 85 процентов солей, растворенных в море. Кроме них в морской воде есть кальций, магний и даже немного мышьяка и золота. Двух совершенно одинаковых снежинок не существует. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на размер и «телосложение» снежинки. Примерно 70 процентов Земли покрыто водой. Только 1 процент из этой воды годен для питья. Два-три айсберга средней величины содержат в себе массу воды, равную годовому стоку Волги (годовой сток Волги - 252 кубических километра).

    Cлайд 21

    Использованные информационные ресурсы Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (2CD) Большая энциклопедия 2008 (3CD) Иллюстрированный энциклопедический словарь на CD и др.

    Анна Хохлова
    Презентация «Осторожно, тонкий лед»

    Осторожно ,

    тонкий лед !

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ВЫПОЛНИЛА

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    МДОУ Д/С № 26 «ЗВЕЗДОЧКА»

    Алексеевна

    Нет, пожалуй, человека, который бы не радовался пробуждению природы, весеннему пению птиц, ласковому весеннему солнышку, которое растапливает снег и лед.

    «Всякий лед до тепла живет» - гласит пословица.

    Однако, весна не всегда радость для тех, кто не соблюдает правила поведения на воде в период половодья и когда непрочен лед.

    Период половодья требует от нас порядка, осторожности и соблюдения правил безопасности поведения на льду и воде.

    Лед на реках во время весеннего паводка становится рыхлым, "съедается" сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением.

    Очень опасно по нему ходить : в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой, хотя внешне он выглядит крепким.

    Такой лед не способен выдержать вес человека.

    Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий весенний лед ,

    тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

    Это нужно знать!

    Это нужно знать!

    Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.

    Прочность льда можно определить визуально :

    лед голубого цвета – прочный,

    прочность льда белого цвета

    в 2 раза меньше,

    серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен

    Уважаемые взрослые!

    Нельзя забывать об опасности, которую таят в себе весенние водоемы. Лед только на вид кажется прочным, а на самом деле он уже тонкий , слабый и не выдерживает тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Поэтому не выходите на тонкий лед , не оставляйте своих детей без присмотра вблизи водоемов!

    Будьте осторожны и осмотрительны !

    Несоблюдение этого совета может привести к провалу на льду. К сожалению, помощь попавшим в беду на воде приходит иногда слишком поздно, и происшествие заканчивается трагически.

    Чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что выходить на весенний лед можно только в крайнем случае и с максимальной осторожностью .

    Будьте осторожны во время прогулки у реки!

    Помните, что весна – самое опасное время на реке! Не переходите реку, пруд, озеро по льду весной. Внимательно следите за специальными знаками. Помните, течение реки сильно подмывает крутые берега. Возможны обвалы.

    Остерегайтесь любоваться весенним ледоходом с обрывистых берегов. Весной опасно подходить к плотинам, к прудам. Так как они могут быть неожиданно сорваны напором льда. Ни при каких обстоятельствах не приближайтесь к ледяным заторам

    Если случилась беда!

    Что делать, если вы провалились в холодную воду :

    Как помочь человеку провалившемуся в холодную воду :

    Уважаемые взрослые,

    соблюдайте правила поведения на водных объектах,

    выполнение элементарных мер осторожности - залог вашей безопасности

    и безопасности ваших детей!

    При чрезвычайных ситуациях звонить - 01; с сот. тел. – 112.

    Публикации по теме:

    Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Осторожно - тонкий лед!» Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Осторожно – тонкий лед!» Цель: создать условия для ознакомления с правилами безопасности.

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счет в пределах 8. Понятие «толстый-тонкий». Ориентировка на микроплоскости» Тема: Счет в пределах 8. Понятие "толстый-тонкий". Ориентировка на микроплоскости. Цель: систематизировать и обобщить знания детей по данной.

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «Лед» Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности; воспитывать.

    Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Образовательные задачи: 1. Расширить представление детей о.

    Для сплочения детского коллектива выбрала такую форму работы, как изготовление совместного плаката, для наших родителей на очень важную.

    Конспект НОД в старшей группе «Снег и лед» МДОУ» Детский сад» Аленушка» с. Ивановка Ивантеевского района Саратовской области» Методическая разработка НОД в старшей группе.