Презентация на тему "осень" - презентация. Учебный проект на тему: "Жизнь растений осенью" Проект по биологии на тему осень






Правила поведения в природе. Можно НужноНельзя Отдыхать, наслаждаться красотой природы. Заботливо относиться к деревьям и растениям. Ничего ломать и рвать просто так. Собирать плода ягод и деревьев. Брать засохшие ветки и кустарники (если Вы поехали на отдых). Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять. Делать надписей на деревьях. Не рвать цветы для букетов. Изучать природу. Наблюдать за жизнью. Нельзя собирать растения или животных (для коллекции).


Осенние явления. Признаки осеннего времени года. Осенние явления жизни растений. Осенние явления в жизни животных. Опадение листьев. Птицы улетают в теплые края. Листопад.Смена меха у животных. Похолодание.Созревают плоды и семена. Впадение в спячку. Затяжные дожди. Уменьшение дня.




Народные приметы. Если закат красного цвета, то осень не будет дождливой. Ранним утром небо чистое, без облаков – ближайшие дни будут солнечными и сухими. Шерсть зайцев стала белой – подступает очень холодная зима. Очень большой урожай рябины предвещает студеную и раннюю зиму. Если увидите пролетающего лебедя – это к снегу, а пролетающий гусь – к дождю. Пожелтели листья на березе – подступают морозы.






Отрывки из стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (Пушкин А.С.)


Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. (Пушкин А.С.)

другие презентации на тему «Проект «волшебница осень»»

«Волшебница зима» - Конец зимы. Ковры из пушистого снега. Называют зиму красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкой… Что мы видим на заднем плане? «Мартовское солнце». Какие чувства вызывает настроение картины? Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях…

«Краски осени» - Лишь затихнет ветерок Кустик ветками взмахнёт. Очей очарованье! Краски осени. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт. Унылая пора! Ребята, кто знает, как называется картина, на которой изображена природа? А какие краски взял Художник для осеннего пейзажа? Наклонилась вправо, влево. Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру.

«Золотая осень» - Рисую я речку и белую чайку, И тучек бегущих проворную стайку. Я дождик рисую в линейку косую. Я домик рисую, стоящий в сторонке, Я ветер рисую, протяжный и звонкий. Песня «Дождик». Игра «Не промочи ноги». И сад я рисую коричневым цветом, И персики всюду блестят, как планеты. Я осень рисую. Поможем взрослым выкопать картошку.

«Музыка и осень» - Происходит массовое созревание плодов, изменяется окраска листьев, начало листопада. Какие чувства выражены в произведении? Выделяют несколько периодов осени: ранняя, средняя, поздняя и предзимье. Совершилась в мире неизбежность. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Определите характер музыки.

«Левитан Золотая осень» - В 13 лет И.Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Золотая осень». 1895. Учился Исаак у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Багряно-золотые березы слева как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Родился Исаак в бедной еврейской семье. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам.

«Окружающий мир Осень» - Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Плачет октябрь холодными слезами. Днём всегда светло. "Жалобы лесные". У тебя мы Осень спросим: Что в подарок принесла? "Осенний танец". У всех деревьев есть листья. Хорошо, что ты пришла. "Весёлые фантазёры" Наступила осень. Игра "Встреча с Осенью".

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы, наглядного материала; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта. Организация прогулок и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада). Чтение художественной литературы по теме.
2 этап – реализация проекта
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий; практическая помощь в решении задач. Исследование одного из видов осени (ранняя). Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная ». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень ».

Ведение календаря природы.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание стихов;

Дидактические игры. Занятия по изобразительной деятельности;

Выставка «Золотая осень ».

Написание докладов о деревьях нашего края;

сбор листьев, цветов; составление осеннего гербария;

заучивание стихов об осени, пословиц;

составление рассказов об осени.

3 этап – подведение итогов
Подготовка к презентации Подготовка и проведение развлечения «Что нам осень принесла ». Участие родителей в подготовке и проведении праздника.

Приложение

Конспект когнитивной непосредственно-образовательной деятельности

Тема: Ранняя осень

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знание о других временах года. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Картина с изображением осеннего пейзажа, предложить внимательно рассмотреть и ответить, какое время года на ней изображено. Уточнить, что значит ранняя осень, почему желтеют листья.

Воспитатель. Предлагаю отправиться в путешествие, не простое, волшебное. На ковре – самолете. Я вижу, что вы готовы отправиться в путь, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая погода на улице. Держитесь за руки, чтобы не упасть, мы летим.

Первая остановка «Солнечная »

Какое солнце сейчас?
Какое солнце было летом?
Что стало с солнцем?
Почему оно стало хуже греть?
Почему оно меньше светит?
Какое солнце будет зимой?
Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Вторая остановка «Дождливая »

Какой бывает дождь?
На что похож дождь?
Какой дождь бывает летом, осенью, зимой?


Третья остановка «Лиственная »

Почему листья желтеют?
Почему облетают?
Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
С чем можно сравнить осенние листья?
Как называется явление, когда падают листья?

Четвертая остановка «Осенняя »

Воспитатель. А на этой последней остановке мы с вами постараемся понять, что же происходит с природой, когда приходит осень.

С чего начинается осень?
Как изменяется долгота дня?
Что приходит с холодами?
Что происходит, когда исчезают насекомые?
Что происходит с животными?
Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Воспитатель. Ребята, осень – это хорошо или плохо?

Держитесь крепко за руки, мы летим в детский сад.

Бродит в роще листопад по лесам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно листьям вслед птицы улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.

Прогулка

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность. Воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и охранять.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям – деревьям. Мы возьмем с собой хорошее настроение, шутки, смех и стихи, которые мы выучили.

Посмотрите, изменились ли деревья? Где листья изменили свою окраску раньше – на верхних или на нижних ветках? Почему?

Воспитатель. Давайте, сравним дерево с человеком.

Похожи деревья на людей?
У человека есть туловище, а что вместо туловища у дерева?
У человека есть кожа. А у дерева?
У человека есть руки. А у дерева?
У человека есть ноги. А у дерева?
Для чего человеку туловище? Кожа? Руки? Ноги? А дереву для чего?

Воспитатель. Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное человек рождается, растет, стареет. И дерево тоже рождается, растет, стареет. И человек и дерево – живые существа. Скажите, а соседи и друзья есть у дерева? Они изменились или остались такими, какими были летом? Значит, к зиме готовятся все, и деревья, и птицы, и звери и насекомые.

А что такое лес? Лес – это большой дом. Главными в лесу являются деревья. Они кормят всех обитателей, укрывают, защищают. Для зверей, птиц, насекомых лес – родной дом. А для человека – друг.

Много леса – не губи.
Мало леса – береги.
Нет леса – посади.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.

Золотая осень

В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Листопад

И красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный приносит с собой более холодные Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.

Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.

Осенние изменения в живой природе

  • О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
  • Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
  • Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку.
  • В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
  • Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
  • Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.