Устройство пешеходных и автомобильных дорожек и площадок. Ландшафтная архитектура и дизайн

Закончив постройку дома, можно приступить к ландшафтным работам по облагораживанию участка. Начинать стоит с устройства одного из самых главных элементов, «скелета» окружающего пространства – пешеходных дорожек. При правильно выбранном направлении дорожек можно сделать акцент на нужных декоративных элементах, сгладить острые углы и, естественно, сделать удобным и комфортным ваше передвижение по саду, дачному участку или мини-парку. Устройство дорожек, точнее, то, какими они будут, должно определяться стилем, который хозяева хотят придать своему участку.

Если ландшафт создается с учетом пожеланий хозяина, то он непременно будет передавать жизненный стиль и личную индивидуальность. Проектирование этих путеводных нитей, соединяющих функциональные зоны участка, должно начинаться на стадии ландшафтного проектирования.

Важные моменты при планировании устройства дорожек

  1. При планировании нужно учесть климат вашего района, а также нужно все знать об особенностях грунта на всех участках, где будет проложена дорожка.
  2. Нужно учитывать, какие нагрузки будет испытывать дорожка по всей ее протяженности. Если нагрузки планируются разные, то и дорожку можно сделать комбинированной.
  3. Немаловажное значение имеет рельеф участка. Например, дорожку, ведущую сквозь сосновый бор, для гармоничности стоит сделать из природных материалов, таких как кора или камень.
  4. Стилистика имеющихся дворовых строений и основного здания должна тоже учитываться.
  5. Не обязательно делать так, чтобы тропинка вела только в самые функционирующие места на вашем участке. Пусть одна ветвь тропинки немного попетляет между деревьями или приведет вас к неприметной беседке, где вы с удовольствием отдохнете от забот и хлопот.

Вернуться к оглавлению

Виды технологий создания дорожек

  1. Жесткие (дорожки) – могут быть выполнены из тротуарных плиток, натурального камня или монолитного бетона.
  2. Мягкие – выполненные из щебня, гравия, отсева и даже коры деревьев.
  3. Комбинированные – здесь могут сочетаться самые различные материалы, самое главное – правильно выполнить переходы от вида к другому.

    Специальные дорожки выполняются из декоративного бетона.

    1. Деревянные покрытия, к которым относятся тротуары из досок, спилов, а также помосты и настилы. Если вы остановитесь на этом варианте, то не забудьте, что материалы нужно обязательно обработать специальными составами, которые предотвратят впитывание влаги и гниение.

    При выборе любого варианта, самое главное, чтобы пешеходная зона, была прочной и безопасной, удобной и гармонично сочетающейся с окружающим пространством. Закончив проектирование и имея на руках чертеж в соответствующем масштабе, можно приступить к разметке, для этого вам понадобятся следующие вещи.

    Инструменты и материалы для разметки и работ:

    Инструменты для укладки дорожки: турбинка с диском по камню, уровень, шнур, правило, кельма, резиновый молоток, щетка, лопата.

    1. Два длинных шнура, каждый из них должен быть равен расчетной длине дорожки.
    2. Колышки.
    3. Рулетка.
    4. Чертеж.
    5. Лопата.
    6. Уровень.
    7. Киянка.
    8. Тачка.
    9. Пустая емкость.

    Произведя разметку, выкопайте по всей длине и ширине дорожки слой дерна. Или просто снимите верхний слой грунта на глубину, равную примерно 15 см. Если нагрузка на нее предполагается большая, то эта цифра должна быть больше, например, для того чтобы она выдерживала вес легкового автомобиля, потребуется глубина в 20 см.

    Основание

    Чтобы улучшить основание, после выравнивания грунта на него укладывают геотекстиль. Затем поверх него насыпается слой песка, который тщательно утрамбовывается и смачивается обычной водой.

    Как вариант, можно уложить 3 слоя основания: 2 слоя песка и между ними щебень не крупной фракции.

    Опалубка

    Для опалубки можно использовать самые обычные доски, самое главное, чтобы они выдерживали давление залитой бетонной смеси. Здесь вам снова понадобятся колышки, можете использовать те же, что использовались при разметке, если они подходят по размеру и прочности.

    Здесь нужно учесть, что при создании крепкой и надежной дорожки, обязателен уклон. Он может быть сделан «горбом», то есть с края на край или только в одну сторону. 1 см на 1 м² для нормального уклона вполне достаточно.

    Чтобы увеличить прочность дорожки, надо делить ее на секции, а потом разделять дорожку деформационными швами. Это увеличит ее прочность, растрескивание дорожки при таких предосторожностях весьма маловероятно.

    Для разделения основания на секции, можно воспользоваться твердым пластиком, или какими-либо подходящими металлическими обрезками. Еще стоит сразу предусмотреть: оставите ли вы разделители в дорожке или после окончания работ займетесь их удалением.

    Если в планах стоит удаление, то, чтобы упростить этот процесс, разделители лучше смазать автомобильной отработкой, силиконовой смазкой или другим подходящим материалом.

    Если вы не планируете , то после укладки и уплотнения основания, вы можете приступить к выкладке отделочного материала. Но для создания более прочной и надежной дорожки, вам нужно выполнить еще несколько действий.

    Вернуться к оглавлению

    Укрепление с помощью армирования

    Устройство дорожек из бетона, делается еще и с дополнительным упрочнением при помощи армирования. Для этого совсем не обязательно упрочнять ее арматурными стержнями или сеткой рабицей, подойдет самый разнообразный материал.

    1. Это может быть проволока, старые водопроводные трубы, куски железа – в общем, все, что годится по размеру и прочности.
    2. При укладке важно соблюдать, чтобы материал для упрочнения, укладывался не на грунт, а на подпорки-фиксаторы, которые можно самостоятельно изготовить из проволоки.

    Кроме того, укладывать арматуру нужно примерно в середину бетонной плиты, а не по краям ее, иначе ваша работа по уплотнению будет бесполезной, вы не добьетесь того результата, который запланировали.

    Если вы не используете укрепление арматурой, то в этом случае вам нужно обязательно увеличить толщину плиты. Устройство дорожки требует использования достаточной марки цемента, в противном случае нагрузки на нее должны быть минимальными.

    Перед залитием бетона, дно опалубки непременно выстелите пленкой для того, чтобы песок не вобрал всю влагу из него. От этого может снизиться качество бетона, а значит, и качество дорожки в целом.

Парковые дороги, аллеи и площадки в ландшафтном дизайне

При проектировании ландшафтного дизайна парка необходимо представлять размещение основных и второстепенных дорог, площадок, определять их взаимосвязи. Дорожная сеть обеспечивает связь входов в парк с функциональными зонами и площадками ландшафтной композиции. Как показывает опыт создания ландшафтного дизайна парков, в балансе территории городского парка дороги и аллеи, как правило, составляют 8…15%, площадки - 5…10% (до 20%). Густая сеть дорог не способствует ориентации на парковой территории, навязывает измельченность композиции ландшафтного дизайна, ухудшает состояние зеленых насаждений. Расчет размеров аллейной дорожной и тропиночной сети в многофункциональных парках, назначение и рекомендации по благоустройству приведены в табл. 1.

Таблица 1

Организация дорожной сети в парках

Типы парковых аллей и дорог

Ширина, м, при расчетной полосе движения человека 0,75 м

Назначение

Основные пешеходные аллеи и дороги

6,00…10,00 и более

Соединение входов, основных зон между собой. Интенсивность движения 300 чел./ч

Покрытие твердое, с обрамлением бортовым камнем, с устройством водоотвода; допускаются разделительные полосы по оси шириной 2…3 м, через каждые 25…30 м - проходы. Обрезка ветвей близко расположенных деревьев на высоту 2,5 м.

Второстепенные аллеи и дороги

3,00…4,50

Соединение второстепенных входов и отдельных узлов парка. Интенсивность движения - до 300 чел./ч

Покрытие из плитки или асфальтобетона, спецсмеси, окаймление - садовый борт. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,0…2,5 м. Водоотвод в виде лотков. Цветочные бордюры по границам

Дополнительные пешеходные дороги

1,50…2,50

Подход к отдельным сооружениям. Интенсивность движения - до 100 чел./ч

Трассировка свободная, покрытие «мягкое» из спецсмесей, продольный уклон допускается до 0,08, повороты фиксируются группировками растений

Тропы

0,75…1,00

Дополнительная сеть дорожек для прогулок

Трассировка по склонам, через балки, овраги, ручьи; покрытие грунтовое

Велосипедные дорожки

1,50…2,25

Прогулки на велосипедах

Трассировка замкнутая (кольца, восьмерки). Покрытие твердое. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,5 м. Рекомендуется пункт обслуживания

Дороги для конной езды

4,00…6,00

Прогулки верхом, в экипажах, в санях

Покрытие грунтовое улучшенное, обрезка ветвей у деревьев на высоте 4 м. Продольные уклоны - не более 0,06

Автомобильная дорога

4,50…7,00

Прогулки в автомобилях (в больших парках). Допускается проезд эксплуатационного транспорта

Трассировка по периферии парка изолированно от пешеходного движения. Продольный уклон - не более 0,07. Максимальная скорость движения - 40 км/ч. Радиусы закругления - не менее 15 м. Покрытие -асфальтобетон, гравий.

При проектировании ландшафтного дизайна следует учитывать, что по основным и второстепенным аллеям и дорогам проезд транспорта может допускаться со строгим соблюдением правил безопасности движения. При проектировании дорог следует учитывать, что в ширину пешеходных аллей включаются зоны пешеходного движения, лотки, полосы и запады для установки скамеек. Устройство разделительных озеленяемых полос устраивают, как правило, при ширине аллеи 10…12 м. Дороги имеют как утилитарное, так и декоративное назначение, являются визуальными, направляющими осями парка, позволяющими воспринимать отдельные парковые картины ландшафтного дизайна в задуманной последовательности. По санитарно-техническим требованиям покрытие дорог должно быть ровным, удобным для передвижения, не ярким по цвету, сочетаемым с окружением и не пыльным. Используются покрытия из асфальтобетона (хозяйственные дороги и др.); из плиток; покрытия, стабилизированные известью, высевами гранитного щебня; из гравия; синтетические экологически чистые покрытия (типа «Геопласт»); травяные покрытия и др. Покрытия в парке должны положительно влиять на развитие растений. Плиточное покрытие способствует доступу воздуха, упрощает ремонт дорог (размеры плит - 50х50, 30х30 см и другие, толщина - 3,5…7,0 см; зазоры между плитками - 2…3 см). Меняя цвет, размер, рисунок укладки плиток, интервалы между ними, можно добиться разнообразия и придать определенную привлекательность дорожной сети и ландшафтному дизайну парка в целом.

При проектировании ландшафтного дизайна следует помнить, что начертание дорог, их плавные, повороты, без лишних искривлений, не обоснованных функциональным назначением, в сочетании с растениями являются элементом окружающего ландшафта, украшающим парковый ландшафтный дизайн. При проектировании ландшафтного дизайна парка большое значение следует придавать площадкам различного назначения. Типы парковых площадок и их примерные параметры приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Типы парковых площадок и их примерные параметры

Типы площадок

Площадь, м 2

общая

минимальная на одного посетителя

Разгрузочные площадки при входах в парк

С учетом пропускной способности примыкающих дорог и аллей

Площадка для отдыха (чтение и настольные игры, созерцательный отдых):

малые (на 1…2 чел.)

средние (на 3…5 чел.)

большие (на 6…15 чел.)

5…15

20…20

60…200

10,0

Лужайки (чтение, отдых в шезлонгах, игры):

малые

средние

большие

250…450

500…900

1000…12000

25,0

30,0

40,0

Видовые площадки

10…150

40,0

Для культурно-массовых мероприятий (лекции, концерты)

По проекту

По проекту

Танцевальные

150…500

Детские игровые

для детей до 3 лет (песочница, игры)

для детей от 4 до 5 лет (подвижные игры)

для детей от 6 до 12…14 лет (спорт)

10…100

120…300

500…2000

10,0

Спортивно-игровые (от одиночных до массовых):

для детей от 10…12 до 15 лет

для молодежи и взрослых

150…7000

100…7000

10,0

10,0

Автостоянки для посетителей парка следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа в парк. Автостоянки проектируются из расчета 5…7 машиномест на 100 единовременных посетителей. Площади, м 2 , земельных участков автостоянок на одно место принимают:

Для легковых автомобилей……………………………………………………………………25

Для автобусов…………………………………………………………………………………40

Для велосипедов………………………………………………………………………………0,9

В указанные площади не входит площадь подъездов и разделительных полос, в которых размещаются зеленые насаждения в виде живых изгородей из устойчивых кустарников.

Спортивные площадки в парках проектируют в соответствии со СНиП ч. 11-2001 «Спортивные сооружения».

Многофункциональные парки активно используются и в зимнее время. С этой целью учреждения круглогодичного использования, такие как культурно-просветительские и зрелищные, рекомендуется размещать вблизи входов в парк. Расстояния между входами в крупные парки, как правило, следует принимать 500 м. В крупных (площадью более 100 га) парках необходима организация цветочно-оранжерейного хозяйства.


  • 145.Стадии проектирования объекта. Перечислить. Стадия к и эп. См.124 билет
  • 146. План озеленения (разбивочно-посадочный чертеж). Метод «квадратов».
  • 148.План производства работ (ппр). Назначение. Состав.
  • 149.Виды инженерной подготовки при строительстве объекта. Перечислить.
  • 150.Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 151. Подготовка растительной земли. Основные требования. Способы.
  • 153.Подпорные стенки. Назначение и элементы. Начертить план и профиль. Формула расчета.
  • 154.Дорожно-тропиночная сеть в карте.
  • 155.Аллеи и их классификация по структуре. Профили.
  • 156. Типы водных устройств в парках. Примеры
  • 157. Инженерные сооружения на рельефе.
  • 158. Правобережный зелёный ансамбль Санкт-Петербурга. Перечислить объекты.
  • 159. Материалы для верхних покрытий садово-парковых дорог.
  • 160. Орошение насаждений. Поливная норма и сроки поливов крупномерных деревьев после посадки.
  • 161.Бульвары, типология, назначение. Баланс.
  • 162. Объекты ландшафтной архитектуры центра Киева.
  • 163. Павловский парк. Периоды развития и строительства.
  • 164. Группы деревьев по структуре (густоте) посадки.
  • 165. Партерные газоны.
  • 166. Классификация газонов на объектах. Назначение. Перечислить.
  • 1. Декоративные газоны.
  • 3.Газоны специального назначения.
  • 167. Содержание газонов на объектах. Календарные сроки
  • 168. Вертикальное озеленение. Типы растения по особенностям роста и развития. Ассортимент. Конструкция для укрепления.
  • 169. Типы опушек на фоне массива в парке.(по рисунку контура, по структуре)
  • 170. Содержание обыкновенного газона в парке. Календарь ухода. Способы ухода.
  • 171. Предпроектная пофакторная оценка территории при разработке проекта парка.
  • 172. Типы обрезки деревьев на объектах. Календарь работ. Дать схему обрезки.
  • 173. Парки Санкт-Петербурга (центр)(Объекты ландшафтной архитектуры центра Санкт-Петербурга)
  • 174. Ландшафтный анализ. Оценка по функциональному и природоохранному факторам
  • 175. Плотность(густота) размещения деревьев в различных зонах парка.
  • 176. Анализ объемно- пространственной структуры при проектировании парка. Содержание работ.
  • 177. Сады арабов в Испании. Краткая характеристика.
  • 178. Основные сады Италии эпоха Ренессана. Примеры.
  • 179. Искусственные водоемы в парках. Классификация и назначение.
  • 180. Каменистые участки (рокарии) материалы. Ассортимент растений. Способы укладки камней(дренаж).
  • 181. Геопластика. Основные задачи при решении рельефа.
  • 182.Классификация и характеристика основных элементов благоустройства парка. Баланс территории.
  • 183.Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 184.Порядок производства работ при строительстве объекта. Последовательность работ.
  • 185.Объекты ландшафтной архитектуры центра Вашингтона.
  • 186. Способы подготовки почвы для введения озеленительных работ.
  • 187. Вертикальная планировка. Цели и задачи, методы проектирования.
  • 188. Способы осушения озеленяемой территории. Типы дренажей. Дать чертеж-схему.
  • 189. Изыскательные работы. Предпроектная оценка территории объекта. Перечислить состав и содержание работ.
  • 190. Схема(чертеж) укрепления края дорожного покрытия (способы вертикальной установки бордюра).
  • 191. Инвентаризация насаждений. Состав и порядок работ.
  • 192. Состав и содержание проекта вертикальной планировки объекта ландшафтной архитектуры Стадии проектирования
  • 193. Стадии проектирования
  • 194. Объекты ландшафтной архитектуры Минска.
  • 195. Маф- декоративные формы. Классификация
  • 196. Изыскательские работы. Состав, содержание, назначение.
  • 197.Схемы типов пространственной структуры в парках. Схемы.
  • 198. . Виды инженерной подготовки при строительстве объекта. Перечислить
  • 199. Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 200. Классические парки Франции XVII века. Перечислить.
  • 201. Дорожно-тропиночная сеть в парках. Типология. Покрытие.
  • 202. Изыскательские работы. Назначение. Состав. Содержание. Перечислить.
  • 203. Дренаж. Назначение. Дать чертёж (план, профиль)
  • 204. Конструкция комбинированного покрытия дорожек. Дать разрез по элементам "одежды".
  • 205. Конструкция ступопандуса (разрез по элементам, план).
  • 206. Конструкция подпорной стенки. Основные элементы. Дать схему (сечения) по элементам.
  • 211. Очередность и календарных план-график производства работ. Перечислить.
  • 212. Схема (чертёж) формирования живых изгородей из кустарников. Примеры обрезки
  • 213. Проект производства работ. Задачи.
  • 214. Дать схему чертёж и защиту ценных деревьев в процессе вертикальной планировке(откос. Подпорные стенки).
  • 215. Схема посадки и установки крупномерных деревьев в посадочные ямы. Показать план сечения. Размеры по элементам. (ком I х I х0.6).
  • 216. Схема посадки кустарников а) в живую изгородь б) в группу. Дать чертеж (сечения).
  • 217. Указать размеры по элементам
  • 218. Конструкция подпорной стенки. Дать чертёж сечение по элементам с размерами. Материал
  • 219. Конструктивный разрез посадки крупномерного дерева с комом I * I *0.65. Дать чертёж с размерами по элементам
  • 220. Конструкция дорожной одежды. Дать чертёж, указать послойно элементы. Материалы.
  • 221. Конструкция откосов на глинистых грунтах, элементы. Дать чертёж.
  • 222. Конструкция садово-парковой аллеи. Дать чертёж (послойно, с элементами и размерами).
  • 223. Конструкция сопряжения аллеи и газона. Дать чертёж по элементам. Материалы.
  • 224. Посадка дерева с комом 1 .Зх 1.3 х 0.85 м. Дать чертёж с указанием размеров (ком. Яма).
  • 225. Дорожная «одежда» садово-парковой дороги. Дать чертёж по конструктивным элементам с указанием толщины слоя.
  • 226.Откосы. Назначение. Конструктивные элементы. Дать чертёж (изображение в плане Профиль, формула).
  • 38.40, 138.
  • 227.Типы пространственной структуры парки (тпс| соотношения типов в зависимости от природно-климатических условий. Примеры.
  • 228.Конструкция главной аллеи в парке. Дать конструктивный разрез (послойно, с размерами, сопряжения с газоном)
  • 229.Конструкция садово-парковой дороги на глинистых грунтах. Дать чертеж (размеры, послойно)
  • 230. Конструкция парковой дорожки с покрытием из спецсмеси (дать сечение по элементам с размерами).
  • 231. Конструкция сопряжения дорожки с газоном (главная аллея в парке). Дать чертёж.
  • 237. Конструкция откоса путём насыпи и срезки. Дать схему- чертёж с указанием элементов.
  • 238. Исторический и современные городские парки Москвы.
  • 239. Сады и парки центра Лондона.
  • 240. Категории и типы объектов озелененных территорий крупнейшего города.
  • 241.Озелененные территории центра Лондона.
  • 242. Классификация газонов. Назначение.
  • 201. Дорожно-тропиночная сеть в парках. Типология. Покрытие.

    Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают от 10... 15 и, в ряде случаев, до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300...400 м на 1 га.

    Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий.

    Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта. Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Наблюдения в садах и парках показали, что при прогулках посетитель затрачивает до 30 % времени на восприятие и осмотр того, что находится у него под ногами или на горизонтальных плоскостях при ближайшем рассмотрении.

    Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Покрытия несут существенную информацию для посетителя объекта; например, крупный орнамент покрытия из цветных плит на площадке входа в сквер или парк создает особый "настрой", как бы подготавливает посетителя к восприятию территории объекта, его пейзажей и сооружений. Рисунок покрытия главной аллеи парка может "направлять" движение посетителей, вызвать интерес, создать настроение. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

    Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

    I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов; покрытия главных аллей и до-рог устраиваются прочными и декоративными - из плит, камня и др.

    // класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

    III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

    IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.

    V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.

    VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки.

    Для крупных по площади объектов характерны все 6 классов аллей и дорог. Для небольших объектов- скверов, озелененных участков перед общественными зданиями и др. - обычно предусматриваются садово-парковые дорожки первых трех классов, По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации по уходу за насаждениями.

    Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей. Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:

    Ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0,75 м при средней прогулочной скорости движения в 35...45м/мин;

    - «плотностъ потока» посетителей.

    На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0,5 чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плотность пешеходов составляет до 0,7 чел./м2 (пороговая). При плотности до 1...1,5 чел./м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более 1,5 чел./м2 - как давка.

    В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона. По внешним границам парковой аллеи предусматривают "запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев "запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование.

    Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Дороги и площадки должны вместить в себя расчётное количество посетителей объекта. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

    Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11... 12 час дня. Общая ширина дороги рассчитывается по формуле

    где I - интенсивность движения посетителей по одной аллее, чел./ч;

    Р - пропускная способность одной полосы, принимаемая 400.. .600 чел./ч;

    0,75 - ширина одной полосы движения, м.

    Интенсивность движения по аллее или дороге устанавливается с учетом коэффициента распределения посетителей по входным узлам объекта. Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).

    Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):

    Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

    Площадки активного, "шумного ", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

    Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

    Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

    Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

    Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

    ВИДЫ ПОКРЫТИЙ: Естественные; Искусственные; Вяжущие.

    Типы покрытий: Бетонная плитка, Монолитный бетон, Естественный камень, Кирпич и дерево, Спецсмесь.

    К атегория: Садово-парковое строительство

    Устройство садово-парковых дорожек и площадок

    Классификация дорожек и площадок

    Дорожки и площадки являются одним из основных элементов планировки объекта озеленения. Дорожки служат для прогулок, а на площадках посетители отдыхают. Дорожки и площадки предназначены также для отвода поверхностных ливневых и талых вод.

    Виды садово-парковых дорожек. Размеры и протяженность дорожно-тропиночной сети определяются назначением объекта озеленения. Выделяется всего пять классов садово-парковых дорожек.

    К первому классу относятся главные дорожки, по которым распределяются основные потоки посетителей, ко второму классу - второстепенные дорожки, предназначенные для более равномерного распределения посетителей по территории объекта и соединяющие главные дорожки друг с другом. Третий класс - дополнительные дорожки, которые как бы «пронизывают» всю территорию, соединяют отдельные элементы планировки друг с другом (площадки, видовые точки и т. п.). К четвертому классу относятся тропы, предназначенные для одиночного движения посетителей. Пятый класс - хозяйственные дороги, по которым осуществляется транспортное движение с целью подвоза материалов и оборудования для ремонта насаждений или сооружений, а также продуктов питания для столовых, кафе и т. п.

    Для городских парков и лесопарков характерны все пять классов дорог и дорожек. На бульварах, в скверах, небольших садах устраивают дорожки первых трех классов. На микрорайонных территориях прокладывают дорожки второстепенные- третьего и четвертого классов, играющие роль соединения отдельных элементов планировки друг с другом. В общем балансе распределения территории объекта аллеи и дорожки могут занимать от 5 до 20% его площади.

    В соответствии с назначением тех или иных участков объекта и его посещаемостью определяются класс дорожек, а также типы их конструкций. Важным показателем является нагрузка от движения посетителей, которые распределяются по объекту далеко не равномерно. Главные дорожки с интенсивным движением должны быть в меру широкими и иметь прочные малоизнашиваемые и долговечные конструкции. Кроме того, они должны отвечать эстетическим и санитарно-гигиени-ческим требованиям. Очень важно (еще на стадии проектирования) определить достаточную ширину дорожки. Нередко слишком узкая дорожка, предусмотренная в посещаемой части объекта, приводит к вытаптыванию бровок газона и повреждению насаждений.

    Рис. 1. Типы профилей садовых дорожек и их конструкции а - односкатный, с бетонным открытым лотком; б - двускатный

    В больших парках ширина главных дорожек в зависимости от посещаемости может составлять 15-20 м и более, ширина второстепенных, прогулочных, обычно принимается в пределах 4,5-15 м, а дополнительных дорожек - 2,5-5 м. Ширина тропинок может составлять от 0,5 до 1,5 м в зависимости от планировочных особенностей участков.

    Так как дорожки играют роль водоотвода, то их поверхностям придают определенные уклоны в зависимости от материалов, из которых сделаны покрытия. Чем совершеннее материалы, из которых сделано покрытие, тем легче будет осуществляться сток воды с дорожки и тем меньше должен быть поперечный уклон. Так, для покрытий из твердых материалов - бетона, асфальта, плиток - уклон принимается в размере 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - в размере 0,03-0,06 (в зависимости от ширины дорожки). Все дорожки устраивают с выпуклым двускатным либо односкатным профилем. Выпуклый двускатный профиль обычно делают на прогулочных дорожках первого и второго классов. Односкатный профиль предусматривается на дорожках, проектируемых на склонах (рис. 1).

    При устройстве дорожек важное значение имеют продольные уклоны. Максимально допустимый продольный уклон дорожки составляет 0,07 (т. е. на каждые 10 м длины участка перепад рельефа составляет 70 см). При уклонах свыше 0,07 (для удобства передвижения) устраиваются садово-парковые лестницы.

    Важное значение имеет сопряжение дорожек с окружающими участками насаждений. В северных, северо-западных и центральных районах страны, где осадков выпадает значительное количество, дорожки устраиваются обычно ниже или на одном уровне с окружающей территорией, при этом вдоль дорожек по их границам устраивают открытые лотки для сбора воды. Это необходимо для дренирования участков и сбора излишней поверхностной влаги, что способствует лучшему росту и развитию растительности и предотвращению заболачиваемости территорий.

    В южных и юго-восточных районах страны, где осадков выпадает сравнительно мало, дорожки устраиваются несколько выше окружающей территории и без открытых лотков. Это позволяет отвести атмосферную воду с поверхности дорожки на участки насаждений, которые нуждаются во влаге. В обоих случаях дорожки должны иметь выпуклый двускатный или односкатный профиль.

    Виды садово-парковых площадок. Площадки являются важными элементами планировки объекта озеленения и предназначаются для отдыха, проведения массовых мероприятий и хозяйственных нужд. Все садово-парковые площадки можно подразделить на две категории: площадки для отдыха и хозяйственные площадки. В особую категорию выделяются спортивные площадки (см. ниже).

    Площадки для отдыха, в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от их использования различными возрастными группами посетителей. Так, выделяются следующие типы площадок: детские, площадки для тихого отдыха взрослых посетителей, площадки (или поляны) для массовых игр и гуляний.

    Площадки для тихого отдыха взрослого населения характерны для всех объектов озеленения. Хозяйственные площадю устраиваются на различных объектах озеленения.

    Все площадки, особенно детские, рекомендуется устраивать на сухих, слегка возвышенных местах. Поверхность площадок должна быть ровной и иметь уклон в одном или двух направлениях не менее 0,006 и не более 0,03. Такие уклоны, во-первых, создают благоприятные условия для поверхностного стока дождевых и талых вод, а, во-вторых - удобны для передвижения и отдыха. Считается, что уклоны круче 0,03 уже неблагоприятны для постоянного движения и пребывания на площадке.

    В ряде случаев на участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод предусматривается дренаж площадок. Поверх-постный сток организуют так, чтобы вода быстро отводилась в дождеприемные колодцы и затем в ливневую канализацию.

    Основные типы конструкции дорожек и площадок. Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, одежды и водоотвода (рис. 1).

    Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщины дорожной одежды. Земляное полотно является опорой всех элементов одежды и воспринимает нагрузки от движения пешеходов, передавая их на земную поверхность. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия. Подстилающий слой устраивается из песка и служит для уменьшения нагрузок, возникающих от движения пешеходов, а также выполняет роль дренажа, особенно на малопроницаемых для воды грунтах.

    Основание - главный конструктивный элемент одежды, являющийся основной несущей частью и определяющий степень долговечности и прочности. Основание служит для равномерного распределения нагрузок от одежды и внешних нагрузок на земляное полотно. Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

    Покрытие - верхний конструктивный элемент одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от движениия; важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду, размокае-мости во время дождя.

    Покрытия дорог, дорожек и площадок в зависимости от материалов бывают усовершенствованные и простейшие. К усовершенствованным покрытиям относятся покрытия из каменных, бетонных и керамических плит, а также клинкерные, кирпичные и в ряде случаев - из монолитного бетона или асфальта. Простейшие покрытия - щебеночные, гравийные, грунтовые в смеси с цементным порошком. На рис. 2 показаны конструкции дорожек с простейшим покрытием из щебеночных материалов.

    Усовершенствованные покрытия обычно предусматриваются на дорожках и площадках в наиболее посещаемых и ответственных частях объекта озеленения. В настоящее время широкое распространение в садах и парках получают покрытия из сборных или «штучных» элементов (рис. 3). Такие покрытия очень удобны и экономичны в эксплуатации. Применение различных по форме и размерам плит, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимый декоративный эффект (рис. 4, 5). Достоинством сборных покрытий из бетонных и керамических плит является то, что плиты не размягчаются, подобно асфальту, в жаркую погоду, покрытия из них не пылят, а во время дождя не становятся скользкими.

    Рис. 2. Конструкции садовых дорожек а - с покрытием простейшего типа и бровкой из грунта; б - то же, с бордюрным камнем

    Плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, и через зазоры между плитками воздух и влага поступают в почву, тем самым улучшается микроклимат участка.

    В настоящее время в СССР выпускаются различные по форме и размерам плиты, применяемые как для дорожных уличных покрытий, так и для покрытий площадок, дорожек в садах и парках. Установлен государственный стандарт на бетонные плиты. Стандартом предусмотрены следующие размеры плит: квадратные 25X25, 37,5X37,5, 50×50 см; прямоугольные 37,5X25, 50X25, 50×37,5, 75×37,5, 75×50 см; шестиугольные 25X43,2, 37,5×64,8, 50×86,5 см. Толщина плит колеблется в зависимости от характера нагрузки и толщины основания и составляет 5-6 см. Для второстепенных парковых дорожек допускается изготовление плит размером 20X20 см и толщиной 3,5 см. Для скверов, бульваров и участков в общественных центрах плитки выпускаются различного цвета - с красителями.

    Рис. 3. Виды раскладки плит на садовых дорожках

    Рис. 4. Общий вид садовой дорожки из плиток со швами, заполненными почвой и засеянными семенами трав

    Рис. 5. Общий вид площадки с газонно-плиточным покрытием

    Распространение получают также и керамические плитки размером 20X20 см и толщиной 1,5 см. Такими плитками можно создавать прочные декоративные покрытия различного цвета и рисунка.

    Высокодекоративными и долговечными являются покрытия из плит, изготовленных из естественного камня. Они распространены в районах, где камень является местным, доступным Для строительства материалом.

    Кирпичную крошку в чистом виде для покрытий применять нельзя, так как покрытие получается «подвижным», пылит, окрашивает обувь пешеходов.

    Важным вспомогательным элементом дорожек и площадок являются водоотводные сооружения. Открытым лотком простейшего типа называется сооружение, предназначенное для сбора и отвода поверхностных вод в дождеприемники и состоящее из бортового камня и части одежды дорожки или площадки. Открытые лотки более сложных типов могут устраиваться из кирпича, выложенного плашмя вдоль границ дорожки, или из специальных бетонных изделий. Лотки простейшего типа устраиваются на большинстве второстепенных и дополнительных дорожек, а более сложных типов - на дорожках с ярко выраженным рельефом, на склонах, у откосов и подпорных стенок и т. п.

    В качестве бордюра применяются камни правильной формы, выпиленные из гранита или сделанные в специальных формах из бетона. На простейших дорожках вместо бордюра устраиваются бровки из грунта и дерна. Бортовой камень и бровка являются элементами сопряжения между дорожкой или площадкой и прилегающими участками газона.

    Технология строительства дорожек и площадок

    Устройство полотна дорожек осуществляют при помощи автогрейдеров или бульдозеров (рис. 7). Дну полотна придают выпуклый профиль с поперечными уклонами. Профиль дна корыта проверяют с помощью специального деревянного шаблона, а продольные уклоны - геодезическими инструментами.

    Дно корыта уплотняют катком весом до 5 т, начиная от краев к середине полотна с перекрытием следа катка на 20- 30 см. Песчаные и супесчаные грунты уплотняют увлажненными (полив из расчета 5 л на 1 м2 поверхности).

    Подстилающий слой из песка (10-20 см) рассыпают по дну, затем его планируют и уплотняют катком. Следует учитывать, что коэффициент уплотнения песка составляет 1,1- 1,15, поэтому укладываемый слой должен быть большей толщины (примерно на 4-5 см), чем проектный, с учетом будущего уплотнения. После этого приступают к устройству бровок или бордюра.

    Рис. 7. Работы по устройству полотна садовой дорожки

    При устройстве основных дорожек по их краям устанавливают бортовой камень или бордюр. Второстепенные и дополнительные дорожки устраивают без бордюра, но с бровками. При перенесении проекта в натуру надо четко обозначить границы дорожек и площадок. Бровки устраивают строго по шнуру вдоль границ путем подсыпки слоя растительной земли. Землю равномерно расстилают и планируют. Затем осуществляют уплотнение почвы с помощью трамбовок и «обрезку» бровки по линии границы лопатой. Высота бровки устанавливается проектом и должна составлять не менее 10 см над поверхностью покрытия. Готовую земляную бровку обкладывают дерниной.

    До установки бортового камня делают разбивку участков по границам с помощью специальных металлических штырей и шнура. После разбивки выкапывают канавки шириной и глубиной, зависящей от величины бортового камня. В канавки укладывают цементный раствор или бетонную смесь. Вслед за этим на раствор или смесь укладывают бортовой камень. Укладку выполняют строго в соответствии с разбивкой. Бортовой камень втапливают в раствор или смесь и «осаживают» с помощью деревянных трамбовок (рис. 8). Для прочного соединения бортовых камней швы заливают раствором, а с боков у основания подсыпают и утрамбовывают бетонную смесь. После укладки бортового камня приступают к устройству основания.

    Устройство ведется в определенной последовательности. Сначала завозят щебень и осуществляют послойную его укладку, планировку и проверку поперечных уклонов. Затем уложенный щебень укатывают катком. После укатки небхо-димо еще раз проверить уклон.

    Рис. 8. Работы по установке бордюрного камня а - установка на бетонное основание; б - «осаждение» с помощью деревянных трамбовок

    Следует учитывать, что сначала укладывают слой щебня с крупными фракциями, а затем - второй слой. Каждый слой укатывают 8-10 раз, проходя по одному следу и перекрывая его на 0,2-0,3 ширины цилиндра катка от краев к середине. При укатке следует одновременно поливать полотно дорожки исходя из расчета 5 л на 1 м2. Признаком окончания укатки является отсутствие заметного следа после прохода катка, а также подвижности щебня. Если брошенные под задний цилиндр катка зерна щебня размером 3-4 см легко вдавятся в основание, то укатку следует продолжить. Затем приступают к устройству покрытия.

    Покрытия из плит можно устраивать на основании из щебня или песка, в который добавлен сухой цемент (соотношение цемента и песка 1:10); песчано-цементное основание делают слоем 10-12 см. При укладке плиты «осаживают» специальными деревянными трамбовками и втапливают в песчано-це-ментную смесь примерно на 1/3 их толщины. Впоследствии при увлажнении основания происходит «схватывание» плит цементом, и покрытие делается прочным. Небольшие плитки укладывают вручную, крупные плиты - автокраном. Во избежание размыва плиточных швов дождевой водой дорожки с плиточным покрытием всегда должны иметь односторонний уклон без каких-либо переломов их профиля. При укладке плит следует следить за тем, чтобы покрытие было ровным и плиты не выступали своими гранями над поверхностью. Для этого их укладывают с помощью специальной рейки или деревянного шаблона, которым проверяют правильность укладки и уклоны поверхности всего покрытия в разных направлениях.

    Покрытия из специальных смесей (высевки строительного мусора, гранитная и кирпичная крошка, гашеная известь, грунт и песок и т. п.) укладывают в один слой по основанию из щебня, планируют и проверяют шаблоном. Затем поверхность поливают и после высыхания примерно через 2--3 дня укатывают легким катком весом 1-2 т. Сверху посыпают песком слоем 1 см и снова укатывают легким катком.

    Покрытия из грунтоцемента устраивают непосредственно на уплотненном земляном полотне по тому же принципу. При этом на 10 частей грунта добавляют одну часть цемента. Затем производятся увлажнение, тщательная профилировка и укатка поверхности дорожек и площадок.

    Рис. 9. Работы по укладке плит на садовых дорожках и площадках а, б - укладка плиты на основание; в, г - укладка и уплотнение, проверка уклона и выравнивание поверхности шаблоном

    Гравийно-песчаные дорожки устраивают в тех случаях, если имеются в наличии соответствующие материалы необходимого качества, например, если рядом с объектом есть карьер с гравием и песком,

    При устройстве грунтовых дорожек плодородный слой почвы срезают, а в образовавшееся «корыто» засыпают бесплодный грунт. Затем в соответствии с проектом осуществляют профилировку и последующую укатку полотна. Если же почвы бесплодны, то полотно дорожки разрыхляют в ее границах, а затем профилируют и укатывают. В сыпучий песчаный грунт следует добавить сухую размельченную глину из расчета 0,2 м3 на 1 м2, с тем чтобы увеличить связность частиц, а к тяжелой глине добавляют песок или гравий в том же количестве для уменьшения скольжения.

    Покрытия из торцов дерева или клинкера устраиваются на хорошо подготовленном и спланированном песчано-цементном основании толщиной 10-15 см. Торцы или кирпич втапливают в основание, слегка постукивая кувалдой. Выравнивание осуществляется деревянной рейкой. Торцы кладут вплотную друг к другу, швы засыпают цементом. Кирпичи укладывают на ребро вплотную друг к другу и швы заливают цементным раствором.



    - Устройство садово-парковых дорожек и площадок