Презентация "класс насекомые". Презентация: "Насекомые" Образ жизни и внешнее строение

1 слайд

Презентация на тему: «Насекомые» Выполнил: Ученик 7 класса Гиниятуллина Данила Зеленорощинской СОШ

2 слайд

Класс насекомые Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов.

3 слайд

Строение Голова. В составе головы находятся 5-6 сегментов, обычно практически слившихся между собой. Их бывает сложно различить друг от друга, хотя порой они различаются по цвету. Грудь насекомых состоит из трех отдельных сегментов, за исключением представителей подотряда Стебельчатобрюхих; у них первые два членика различить можно, а третий сливается с первым сегментом брюшка. Брюшко. В составе брюшка имеется 10-11 сегментов, однако видимых члеников может быть и меньше, так как иногда они преобразуются в другие структуры или вторично утрачиваются; минимальное количество – 4. Видимые сегменты обычно хорошо различаются между собой.

4 слайд

Тело насекомых состоит из трех отделов - головы, груди и брюшка. На голове находится пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди - три пары ног и (у большинства) крылья; на брюшке ног нет. Хитиновые покровы хорошо защищают тело насекомых от воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

5 слайд

6 слайд

Образ жизни и внешнее строение Черный таракан (длина тела до 4 см) обитает в жилищах человека. Здесь он поселяется к теплых и темных местах. Активен ночью: в темноте отправляется на поиски корма. Во многих местах черный таракан вытеснен более мелким рыжъм тараканом, или прусаком. Плоское тело таракана покрыто твердым хитиновым покровом - наружным скелетом. Поверхностные слои этого покрова состоят из особых белков и воскоподобных веществ, увеличивающих механическую прочность и не пропускающих воду.

7 слайд

Тело таракана разделяют на голову, грудь и брюшко. На груди (имеющей три сегмента) располагаются три пары ног (рис.)Ноги служат только для ходьбы и для бега, поэтому ноги такого типа называют бегательными. Строение насекомых: А - внешнее строение тела черного таракана: 1 - усик; 2 - нога; 3 - крыло; Б - конечности различных насекомых: 1 - таракана; 2 - медведки; 3 - богомола; 4 - кузнечика; 5 - жука-плавунца

8 слайд

Пищеварительная система Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, ротовой полости (сюда впадают протоки слюнных желез), глотки, пищевода, зоба, жевательного желудка (здесь пища перемалывается хитиновыми зубцами), средней кишки (здесь происходит переваривание и всасывание пищи), задней кишки и анального отверстия. Между желудком и средней кишкой лежат особые, слепые выросты, в которых происходит всасывание пищи. Тараканы всеядны и в домах человека поедают самые разнообразные пищевые продукты, остатки и отходы еды, кожаные изделия, переплеты книг, комнатные растения.

9 слайд

Внутреннее строение черного таракана: 1 - пищевод; 2 - желудок; 3 - слепые отростки кишки; 4 - мальпигнсвы сосуды; 5 - яичник; 6 - нервные узлы; 7 - слюнная

10 слайд

Внутреннее строение Бабочки имеют совершенную нервную систему и органы чувств, благодаря чему они прекрасно ориентируются в окружающей обстановке, быстро реагируют на сигналы опасности. Нервная система, как и у всех членистоногих, состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. В голове в результате слияния скоплений нервных клеток образуется головной мозг. Эта система руководит всеми движениями бабочки, кроме таких непроизвольных функций, как циркуляция крови, пищеварение, дыхание. Исследователи полагают, что данные функции контролирует симпатическая нервная система. 1- органы выделения 2- средний отдел кишечника 3- зоб 4- сердце 5- передний отдел кишечника 6- толстый кишечник 7- половые органы 8- нервный узел 9- мозг

11 слайд

Дыхательная система Дыхательная система представлена трахеями - тонкими трубочками. Они начинаются маленькими отверстиями - дыхальцами, расположенными по бокам брюшка. Трахеи в теле насекомого сильно ветвятся и доставляют кислород воздуха непосредственно ко всем внутренним органам и тканям. По трахеям наружу удаляется углекислый газ. Тараканы периодически сокращают брюшко и вентилируют трахеи.

12 слайд

Кровеносная система Кровеносная система незамкнутая. Полость тела, как у ракообразных и паукообразных, образуется за счет слияния первичной и вторичной полостей и называется смешанной. Гемолимфа течет не только по сосудам, но и в полостях тела, омывая различные органы и передавая им питательные вещества, насыщаясь при этом продуктами жизнедеятельности. Гемолимфа не участвует в газообмене - переносе кислорода и углекислого газа, так как эту функцию выполняют трахеи. На спинной стороне таракана расположено сердце, которое выглядит как длинная мускулистая трубка с отверстиями по бокам. Гемолимфа попадает в сердце через эти отверстия и течет по нему от заднего к переднему концу.

13 слайд

Выделительная система Выделительная система, как и у паукообразных, представлена мальпигиевыми сосудами - пучками слепо замкнутых со стороны полости тела трубочек, которые открываются в кишечник. Продукты обмена отфильтровываются стенками мальпигиевых сосудов из полости тела.

14 слайд

Нервная система Нервная система представлена крупным надглоточным нервным узлом (его часто называют головным мозгом), подглоточным узлом и брюшной нервной цепочкой. От головного ганглия отходят нервы к глазам и другим органам чувств. Органы чувств хорошо развиты. Органами зрения таракану служат два крупных сложных фасеточных глаза и три простых глазка. На усиках расположены органы осязания и обоняния. Здесь же находятся термочувствительные органы, улавливающие изменение температуры. Органы вкуса находятся на ротовых органах.

15 слайд

Размножение Размножение. Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые. Половая система самок состоит из яичников (здесь происходит образование яйцеклеток) и яйцеводов. У самца имеются два семенника, два семяпровода и непарный семяизвергательный канал. Оплодотворение внутреннее. Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты). Самки черных тараканов откладывают капсулы в различных укромных местах, а самки рыжих тараканов носят капсулы на конце своего брюшка до 40 суток - до времени, когда из яиц появятся маленькие тараканы. Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко, у них имеются пара усиков, три пары ног и одна или две пары крыльев; кровеносная система незамкнутая. Насекомые - самые высокоорганизованные и многочисленные членистоногие; у них наиболее совершенные нервная система и органы чувств.

16 слайд

Органы чувств Насекомые, как и другие многоклеточные организмы, имеют множество различных рецепторов или сенсилл, чувствительных к определённым раздражителям. Рецепторы насекомых очень разнообразны. У насекомых есть механорецепторы (слуховые рецепторы, проприоцепторы), фоторецепторы, терморецепторы, хеморецепторы. С их помощью насекомые улавливают энергию излучений в виде тепла и света, механические вибрации, включая широкий диапазон звуков, механическое давление, силу тяжести, концентрацию в воздухе водяных паров и летучих веществ, а также множество других факторов. Насекомые обладают развитым чувством обоняния и вкуса. Механорецепторами являются трихоидные сенсиллы, которые воспринимают тактильные стимулы. Некоторые сенсиллы могут улавливать малейшие колебания воздуха вокруг насекомого, а другие - сигнализируют о положении частей тела относительно друг друга. Воздушные рецепторы воспринимают скорость и направление потоков воздуха поблизости от насекомого и регулируют скорость полёта.

17 слайд

Зрение Зрение играет большую роль в жизни некоторых насекомых, особенно дневных, летающих и хищных, однако и они близоруки – область точного зрения у них не превышает нескольких сантиметров. Фокусировать свои глаза, чтобы точно определить форму предметов, они не могут, зато великолепно отслеживают движение и различают цвета, причем цвета иные, чем мы: они видят ультрафиолет – разные его оттенки, целую недоступную нам радугу в невидимом спектре

Слайд 2

Класс насекомые

Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов.

Слайд 3

Строение

  • Голова. В составе головы находятся 5-6 сегментов, обычно практически слившихся между собой. Их бывает сложно различить друг от друга, хотя порой они различаются по цвету.
  • Грудь насекомых состоит из трех отдельных сегментов, за исключением представителей подотряда Стебельчатобрюхих; у них первые два членика различить можно, а третий сливается с первым сегментом брюшка.
  • Брюшко. В составе брюшка имеется 10-11 сегментов, однако видимых члеников может быть и меньше, так как иногда они преобразуются в другие структуры или вторично утрачиваются; минимальное количество - 4. Видимые сегменты обычно хорошо различаются между собой.
  • Слайд 4

    • Тело насекомых состоит из трех отделов — головы, груди и брюшка. На голове находится пара сложных глаз и одна пара усиков, на груди — три пары ног и (у большинства) крылья; на брюшке ног нет. Хитиновые покровы хорошо защищают тело насекомых от воды. Дышат насекомые с помощью трахей. Кровеносная система незамкнутая, нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
  • Слайд 5

    Слайд 6

    Образ жизни и внешнее строение

    • Черный таракан (длина тела до 4 см) обитает в жилищах человека. Здесь он поселяется к теплых и темных местах. Активен ночью: в темноте отправляется на поиски корма. Во многих местах черный таракан вытеснен более мелким рыжъм тараканом, или прусаком.
    • Плоское тело таракана покрыто твердым хитиновым покровом — наружным скелетом. Поверхностные слои этого покрова состоят из особых белков и воскоподобных веществ, увеличивающих механическую прочность и не пропускающих воду.
  • Слайд 7

    • Тело таракана разделяют на голову, грудь и брюшко. На груди (имеющей три сегмента) располагаются три пары ног (рис.)Ноги служат только для ходьбы и для бега, поэтому ноги такого типа называют бегательными.
    • Строение насекомых: А — внешнее строение тела черного таракана: 1 — усик; 2 — нога; 3 — крыло; Б — конечности различных насекомых: 1 — таракана; 2 — медведки; 3 — богомола; 4 — кузнечика; 5 — жука-плавунца
  • Слайд 8

    Пищеварительная система

    Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, ротовой полости (сюда впадают протоки слюнных желез), глотки, пищевода, зоба, жевательного желудка (здесь пища перемалывается хитиновыми зубцами), средней кишки (здесь происходит переваривание и всасывание пищи), задней кишки и анального отверстия. Между желудком и средней кишкой лежат особые, слепые выросты, в которых происходит всасывание пищи. Тараканы всеядны и в домах человека поедают самые разнообразные пищевые продукты, остатки и отходы еды, кожаные изделия, переплеты книг, комнатные растения.

    Слайд 9

    Внутреннее строение черного таракана: 1 — пищевод; 2 — желудок; 3 — слепые отростки кишки; 4 — мальпигнсвы сосуды; 5 — яичник; 6 — нервные узлы; 7 — слюнная

    Слайд 10

    Внутреннее строение

    Бабочки имеют совершенную нервную систему и органы чувств, благодаря чему они прекрасно ориентируются в окружающей обстановке, быстро реагируют на сигналы опасности. Нервная система, как и у всех членистоногих, состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. В голове в результате слияния скоплений нервных клеток образуется головной мозг. Эта система руководит всеми движениями бабочки, кроме таких непроизвольных функций, как циркуляция крови, пищеварение, дыхание. Исследователи полагают, что данные функции контролирует симпатическая нервная система.

    1- органы выделения2- средний отдел кишечника3- зоб4- сердце5- передний отдел кишечника6- толстый кишечник7- половые органы8- нервный узел9- мозг

    Слайд 11

    Дыхательная система

    Дыхательная система представлена трахеями — тонкими трубочками. Они начинаются маленькими отверстиями — дыхальцами, расположенными по бокам брюшка. Трахеи в теле насекомого сильно ветвятся и доставляют кислород воздуха непосредственно ко всем внутренним органам и тканям. По трахеям наружу удаляется углекислый газ. Тараканы периодически сокращают брюшко и вентилируют трахеи.

    Слайд 12

    Кровеносная система

    • Кровеносная система незамкнутая.
    • Полость тела, как у ракообразных и паукообразных, образуется за счет слияния первичной и вторичной полостей и называется смешанной.
    • Гемолимфа течет не только по сосудам, но и в полостях тела, омывая различные органы и передавая им питательные вещества, насыщаясь при этом продуктами жизнедеятельности. Гемолимфа не участвует в газообмене — переносе кислорода и углекислого газа, так как эту функцию выполняют трахеи. На спинной стороне таракана расположено сердце, которое выглядит как длинная мускулистая трубка с отверстиями по бокам. Гемолимфа попадает в сердце через эти отверстия и течет по нему от заднего к переднему концу.
  • Слайд 13

    Выделительная система

    Выделительная система, как и у паукообразных, представлена мальпигиевыми сосудами — пучками слепо замкнутых со стороны полости тела трубочек, которые открываются в кишечник. Продукты обмена отфильтровываются стенками мальпигиевых сосудов из полости тела.

    Слайд 14

    Нервная система

    • Нервная система представлена крупным надглоточным нервным узлом (его часто называют головным мозгом), подглоточным узлом и брюшной нервной цепочкой. От головного ганглия отходят нервы к глазам и другим органам чувств.
    • Органы чувств хорошо развиты. Органами зрения таракану служат два крупных сложных фасеточных глаза и три простых глазка. На усиках расположены органы осязания и обоняния. Здесь же находятся термочувствительные органы, улавливающие изменение температуры. Органы вкуса находятся на ротовых органах.
  • Слайд 15

    Размножение

    • Размножение. Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые. Половая система самок состоит из яичников (здесь происходит образование яйцеклеток) и яйцеводов. У самца имеются два семенника, два семяпровода и непарный семяизвергательный канал. Оплодотворение внутреннее. Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты). Самки черных тараканов откладывают капсулы в различных укромных местах, а самки рыжих тараканов носят капсулы на конце своего брюшка до 40 суток — до времени, когда из яиц появятся маленькие тараканы.
    • Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко, у них имеются пара усиков, три пары ног и одна или две пары крыльев; кровеносная система незамкнутая. Насекомые — самые высокоорганизованные и многочисленные членистоногие; у них наиболее совершенные нервная система и органы чувств.
  • Слайд 16

    Органы чувств

    Насекомые, как и другие многоклеточные организмы, имеют множество различных рецепторов или сенсилл, чувствительных к определённым раздражителям. Рецепторы насекомых очень разнообразны. У насекомых есть механорецепторы (слуховые рецепторы, проприоцепторы), фоторецепторы, терморецепторы, хеморецепторы. С их помощью насекомые улавливают энергию излучений в виде тепла и света, механические вибрации, включая широкий диапазон звуков, механическое давление, силу тяжести, концентрацию в воздухе водяных паров и летучих веществ, а также множество других факторов. Насекомые обладают развитым чувством обоняния и вкуса. Механорецепторами являются трихоидные сенсиллы, которые воспринимают тактильные стимулы. Некоторые сенсиллы могут улавливать малейшие колебания воздуха вокруг насекомого, а другие — сигнализируют о положении частей тела относительно друг друга. Воздушные рецепторы воспринимают скорость и направление потоков воздуха поблизости от насекомого и регулируют скорость полёта.

  • Слайд 17

    Зрение

    • Зрение играет большую роль в жизни некоторых насекомых, особенно дневных, летающих и хищных, однако и они близоруки - область точного зрения у них не превышает нескольких сантиметров.
    • Фокусировать свои глаза, чтобы точно определить форму предметов, они не могут, зато великолепно отслеживают движение и различают цвета, причем цвета иные, чем мы: они видят ультрафиолет - разные его оттенки, целую недоступную нам радугу в невидимом спектре
  • Цели:

    1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца” , знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

    2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

    3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

    Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

    Ход урока

    1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)

    1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты

    а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

    б) К классу Ракообразные? Почему?

    в) К классу Паукообразные? Почему?

    2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.

    3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?

    4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.

    Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

    2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

    Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.

    1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.

    2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.

    3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых

    4 группа - Органы чувств насекомых.

    1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)

    2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.

    3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”

    4. Обобщение изученного материала.

    Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

    Фамилия _____________

    Рабочий лист урока “Характерные особенности насекомых”

    I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.

    1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.
    2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?
    3. Сколько отделов тела у насекомых?
    4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или
    5. простые?)
    6. Запишите вывод по практической работе по схеме:

    У насекомых… конечности, их... пары. Летают с помощью … .

    Тело состоит из 3 частей: … , … , … .

    На голове органы чувств: глаза … , усики … .

    II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.

    Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.

    Способ передвижения Ротовые органы Способ питания

    Органы чувств

    Среда обитания

    Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Цель урока: Познакомить с представителями нового для обучающихся класса животных. Задачи урока: Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса.. Развивающие: работать над развитием, внимания, мышления, понимания материала, способности осмысления полученной информации. Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

    Класс Насекомые включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. План урока: Внешнее строение насекомых. Среды обитания насекомых. Способы передвижения насекомых. Способы питания насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

    БЕГАТЕЛЬНЫЕ НОГИ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

    ПРЫГАТЕЛЬНЫЕ ХВАТАТЕЛЬНЫЕ

    ХОДИЛЬНЫЕ НОГИ КОПАТЕЛЬНЫЕ НОГИ

    5. НАСЕКОМЫЕ, ИМЕЮЩИЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6. НАСЕКОМЫЕ – ВРЕДИТЕЛИ ПРОДУКТОВЫХ ЗАПАСОВ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

    В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

    данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи". Закрепление пре...

    ЗАГАДКИ Вдруг появляется чёрная туча, Ветер не дует, но туча летуча; Дождик с неё урожай не умножит, Ливень живой всё вокруг уничтожит. Рыж, да не конь, Рогат, да не баран, Дома не любят, И на базаре не купят. Нос долог, голос тонок, Летит - пищит, сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольёт. В лесу котелок Кипит, кипит, А укипи нет. Не птичка, а с крыльями. Не птица, а летает, С хоботом, а не слон, Никто не приручает, А на нас садится.





















    РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ (БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ) ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ (СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ) ЯЙЦО ЛИЧИНКА ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ







    ЖУК СКАРАБЕЙ Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.


    ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?


    КОЛОРАДСКИЙ ЖУК Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?


    Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами. Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью. Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой "кашицей" оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству. ШЕРШЕНЬ


    Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды. Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем. Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием. Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза. МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА


    Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву. Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из "носика" чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность. ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ


    Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности. У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели. «ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА ОТВЕТЫ: Головоломка «Признаки насекомых»: у насекомых три пары ног и у большинства – две или одна пара крыльев. Головоломка «Роль насекомых в природе»: насекомые – важнейшее звено в цепях питания природных сообществ. Загадки: саранча, бабочка, муха, муравейник, таракан, комар. Познавательные задачи: 1.Если уничтожить всех насекомых вредителей, то изменится пищевой баланс, будут нарушены пищевые связи, что приведёт в свою очередь, к значительному изменению животного мира. Так, в местах, где временно уничтожались комары, уменьшалось количество птиц и рыбы. Комары – основной корм для многих видов птиц, а их личинки – корм для рыб. 2.Сами бабочки вред не приносят, вредителями являются их многочисленные прожорливые гусеницы. 3.Стряхивать жуков лучше всего рано утром, пока прохладно и влажно: в это время насекомые мало подвижны. 4.Прав ученик, который утверждал, что личинки мух питаются продуктами гниения мяса, так как ротовой аппарат у них сосущий. 5.Насекомых хищников и насекомых, паразитирующих на гусеницах, разводят в лабораториях для того, чтобы выпускать их на хозяйственные угодья для уничтожения вредных насекомых. Этот метод называют биологическим способом борьбы с вредителями. 6.Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожать, потому что это повлечёт нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе. Исключение можно сделать для «одомашненных» вредных насекомых, вроде вшей, тараканов, моли.