Полезная памятка для тех, кто соблюдает петров пост. Почему нельзя игнорировать Петров пост

Главная особенность Петрова поста – его длительность, которая варьируется, и сильно: он может длиться как неделю, так и месяц. Как так, спросите вы? А все на самом деле просто. Просто дата начала этого поста – «плавающая», он рассчитывается в зависимости от того, когда выпадают в календаре и . Но еще интереснее то, что начинается Петров пост в разные даты, а завершается всегда в один и тот же день – 11 июля.

Теперь объясняем: поскольку Пасха в этом году была 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после этого дня, то Петров пост, следующий за ней, начнется 4 июня. Ну а 12 июля начинается разговление. Таким образом, длительность Петрова поста в этом году – 38 дней. Самый длинный Петров пост, кстати, может растянуться на 42 дня, а иногда, в зависимости все от той же Пасхи, он может длиться всего восемь дней!

ПОЧЕМУ ПОСТ В ЭТО ВРЕМЯ

Итак, Петров пост начинается через неделю после Троицы. Но если относительно истории возникновения предпасхального поста (Великого) все ясно, то как и почему был установлен Петров пост – ясности нет, есть лишь несколько предположений.

Первое обоснование считается точным наибольшим числом церковнослужителей. Предполагается, что воздержанием готовили себя к служению Слову Божьему и проповеди святые апостолы Петр и Павел, и люди должны были следовать их примеру. Таким образом, в этой версии прослеживается библейское начало. Кстати, 12 июля отмечается День Петра и Павла – заметьте, на следующий день после завершения поста.

Согласно второй версии, пост был установлен когда-то властями, которые исходили не из православных, а из прагматических соображений: запасов продовольствия было мало, нового урожая еще не было вовсе, вот пост и предназначался как бы для узаконенной экономии оставшегося.
По третьему предположению, Петров пост был дан людям для того, чтобы они завершили то, что не было ими завершено в пост Великий – то есть тем, кто не смог очиститься во время Великого поста или согрешил, нарушив его. То есть изначально пост был для «избранных», а потом его начали придерживаться все люди, соблюдавшие иные посты.

В давние времена Петров пост был объединен со следующим постом – Успенским, но в XI веке этот длинный пост разделили и немного развели во времени. Первую часть начали именовать Апостольским постом, вторую – Успенским.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНЕГО ПОСТА

Самый вольготный в смысле питания день в Петров пост – 7 июля, Рождество Иоанна Предтечи. На какой бы день ни выпало это число, на этот праздник всегда делается большое послабление – можно есть рыбу и морепродукты. А вот 12 июля, хоть и приходится на завершение поста, может выпасть на среду или пятницу, и тогда вместо разговления придется себя все равно ограничить: можно есть рыбу и морепродукты, пищу с растительным маслом, выпить немного вина, но ни мяса, ни молока употреблять еще нельзя. В этом году, правда, эти ограничения работать не будут, поскольку 12 июля приходится на четверг.

Много раз уже говорилось, что пост не стоит путать с диетой. Петровский пост – тоже, конечно, дни не для диеты, а для ограничений, очищения души. Петров пост по строгости с Великим постом несравним – он намного легче! Общие, сводные правила выглядят так:

· В понедельник вы можете составить себе меню из сушеных фруктов, вареных растительных продуктов (злаки, овощи, грибы. Один раз в день разрешен хлеб и мучные изделия из муки грубого помола.

· Во вторник можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешены масло, крупы, бобовые культуры. Разнообразить меню можно медом и орехами.

· По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

· По четвергам разрешена растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно испечь кулебяку и другую выпечку, но постную, конечно (из теста без яиц и молока).

· По пятницам разрешены овощи, желательно сырые. Фрукты можно есть в сухом виде, раз в день. Допустимо съесть немного орехов.

· По субботам и воскресеньям разрешено есть рыбу и даже пить вино – не напиваясь, разумеется, а немного. Ну а еще по выходным готовят постные пироги с начинкой из рыбы. Это очень старая традиция – эти пирожки посвящают памяти Петра и Павла. Разрешается также есть овощи, каши, вино, постные блины.

Еще важный момент: в дни памяти святых, что выпадают на время Петрова поста, разрешено употреблять и рыбные блюда, и масло, и вино.

Естественно, на время Петрова поста следует отказаться от продуктов животного происхождения: это правило незыблемо для всех постов!

Таким образом, еда в Петров пост должна быть свежей, легкой и полезной. Ее можно обрабатывать термически – ну, кроме строгих дней (среды и пятницы).

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПЕТРОВ ПОСТ

В целом правила поведения в этот пост ничем особенным не отличаются от правил поведения во время других постов. И соблюдать их, вроде бы, не так трудно! Но нарушаются они регулярно, хотя и нет ничего особенного в том, чтобы:

Отказаться от негативных или злых поступков, мыслей и слов;

Ограничить себя, а лучше и полностью отстранить от участия в развлекательных мероприятиях,

Забыть о гневе, зависти, злоязычии, лжи и жить, сообразуясь с заповедями Господа.

Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда! Другое дело, что если вы - верующие люди, вам непросто будет отметить такое событие в это время: пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, конечно, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

В самом начале лета, 4 июня, начинается один из четырех «длинных» постов года. Длинный - значит «многодневный». Другое название Петровского, или Петрова поста - Апостольский. У этого поста есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Главная особенность Петрова поста - его длительность, которая варьируется, и сильно: он может длиться как неделю, так и месяц. Как так, спросите вы? А все на самом деле просто. Просто дата начала этого поста - «плавающая», он рассчитывается в зависимости от того, когда выпадают в календаре Пасха и Троица. Но еще интереснее то, что начинается Петров пост в разные даты, а завершается всегда в один и тот же день - 11 июля.

Теперь объясняем: поскольку Пасха в этом году была 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после этого дня, то Петров пост, следующий за ней, начнется 4 июня. Ну а 12 июля начинается разговление. Таким образом, длительность Петрова поста в этом году - 38 дней. Самый длинный Петров пост, кстати, может растянуться на 42 дня, а иногда, в зависимости все от той же Пасхи, он может длиться всего восемь дней!

ПОЧЕМУ ПОСТ В ЭТО ВРЕМЯ

Итак, Петров пост начинается через неделю после Троицы. Но если относительно истории возникновения предпасхального поста (Великого) все ясно, то как и почему был установлен Петров пост - ясности нет, есть лишь несколько предположений.

Первое обоснование считается точным наибольшим числом церковнослужителей. Предполагается, что воздержанием готовили себя к служению Слову Божьему и проповеди святые апостолы Петр и Павел, и люди должны были следовать их примеру. Таким образом, в этой версии прослеживается библейское начало. Кстати, 12 июля отмечается День Петра и Павла - заметьте, на следующий день после завершения поста.

Согласно второй версии, пост был установлен когда-то властями, которые исходили не из православных, а из прагматических соображений: запасов продовольствия было мало, нового урожая еще не было вовсе, вот пост и предназначался как бы для узаконенной экономии оставшегося. По третьему предположению, Петров пост был дан людям для того, чтобы они завершили то, что не было ими завершено в пост Великий - то есть тем, кто не смог очиститься во время Великого поста или согрешил, нарушив его. То есть изначально пост был для «избранных», а потом его начали придерживаться все люди, соблюдавшие иные посты.

В давние времена Петров пост был объединен со следующим постом - Успенским, но в XI веке этот длинный пост разделили и немного развели во времени. Первую часть начали именовать Апостольским постом, вторую - Успенским.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНЕГО ПОСТА

Самый вольготный в смысле питания день в Петров пост - 7 июля, Рождество Иоанна Предтечи. На какой бы день ни выпало это число, на этот праздник всегда делается большое послабление - можно есть рыбу и морепродукты. А вот 12 июля, хоть и приходится на завершение поста, может выпасть на среду или пятницу, и тогда вместо разговления придется себя все равно ограничить: можно есть рыбу и морепродукты, пищу с растительным маслом, выпить немного вина, но ни мяса, ни молока употреблять еще нельзя. В этом году, правда, эти ограничения работать не будут, поскольку 12 июля приходится на четверг.

Много раз уже говорилось, что пост не стоит путать с диетой. Петровский пост - тоже, конечно, дни не для диеты, а для ограничений, очищения души. Петров пост по строгости с Великим постом несравним - он намного легче! Общие, сводные правила выглядят так:

· В понедельник вы можете составить себе меню из сушеных фруктов, вареных растительных продуктов (злаки, овощи, грибы. Один раз в день разрешен хлеб и мучные изделия из муки грубого помола.

· Во вторник можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешены масло, крупы, бобовые культуры. Разнообразить меню можно медом и орехами.

· По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

· По четвергам разрешена растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно испечь кулебяку и другую выпечку, но постную, конечно (из теста без яиц и молока).

· По пятницам разрешены овощи, желательно сырые. Фрукты можно есть в сухом виде, раз в день. Допустимо съесть немного орехов.

· По субботам и воскресеньям разрешено есть рыбу и даже пить вино - не напиваясь, разумеется, а немного. Ну а еще по выходным готовят постные пироги с начинкой из рыбы. Это очень старая традиция - эти пирожки посвящают памяти Петра и Павла. Разрешается также есть овощи, каши, вино, постные блины.

Еще важный момент: в дни памяти святых, что выпадают на время Петрова поста, разрешено употреблять и рыбные блюда, и масло, и вино.

Естественно, на время Петрова поста следует отказаться от продуктов животного происхождения: это правило незыблемо для всех постов!

Таким образом, еда в Петров пост должна быть свежей, легкой и полезной. Ее можно обрабатывать термически - ну, кроме строгих дней (среды и пятницы).

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

П етров пост — продолжается. И мы, православные христиане, вкушаем благодатную тишину посреди суеты летних дней, и, по силе своих духовных подвигов, приобщаемся к духовному Небесному миру.

Н иже прилагаемый выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвящен сему летнему говению.

Г ость телепередачи – наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников).

Православный сайт «Семья и Вера»

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Расскажите, пожалуйста, о посте: как он появился в нашей церковной жизни (мы знаем, что он появился несколько позже, чем другие посты), как был установлен Петров пост?

– Дело в том, что начало Петрова поста напрямую связано с теми праздниками, которые были нами сейчас перечислены. Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн, обетований, истин открыл им о том, что христианину необходим пост, необходимо воздержание. Надо сказать (святые отцы потом эту тему очень подробно раскрывают), что без воздержания в пище у нас вообще ничего не получится. То есть воздержание в пище – это та первая ступенька, может быть и небольшая, с которой мы вообще должны начать всякое благочестие, всякий подвиг в нашей жизни. Все святые отцы говорят, что надо начинать с воздержания в пище. Если этого не будет, то не будет воздержания языка, воздержания от гнева, ярости, от страстей. Поэтому святые апостолы постились после сошествия на них Святого Духа, прежде чем выйти на проповедь о воскресшем Христе. Мы тоже должны поститься, подражая святым апостолам. Мы молились, стоя на коленях в храме, чтобы Господь обновил в нас дары Святого Духа в день Святой Пятидесятницы.

Во-вторых, когда мы постимся, то как бы продолжаем дело, которое совершали апостолы. Мы ведь всегда твердо заявляем, что сегодняшние архиереи – это преемники святых апостолов, они тоже проповедуют. Но и священники проповедуют о Христе, они тоже изъясняют евангельские истины, тоже крестят, как это делали святые апостолы, и миряне также в этом должны участвовать. То есть Петров пост должен быть миссионерским поприщем для каждого христианина: и священнослужителя, и мирянина. Все в этот пост должны подражать святым апостолам. А в чем подражать? Мы должны вести такую добродетельную жизнь, чтобы люди, глядя на нас, сказали бы: «Мы верим тому, что они говорят. Нам нравится, как живут христиане, мы тоже хотим стать христианами», – и шли в храм принять веру Христову и креститься. Это, может быть, первое предназначение Петрова поста – быть подражателями святых апостолов.

Вы правы в той части, что этот пост не сразу называли Петровым постом (или даже постом святых апостолов). В самых первых апостольских посланиях этот пост обозначается как пост после Пятидесятницы, когда постились те, кто по каким-то причинам не смог поститься во время Великого поста. Но далее мы видим, что буквально с IV века этот пост определился Церковью очень твердо и окончательно, о нем говорят святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Этому способствовало то, что император Константин Великий в обоих столицах Римской империи (Риме и Константинополе) построил два больших прекрасных собора, посвященных апостолам Петру и Павлу. И в Константинополе этот собор был освящен 12 июля по новому стилю, когда празднование святых первоверховных апостолов стало особенно распространяться в Римской империи и пост перед этим утвердился как необходимая и обязательная норма.

– Многие люди говорят, что раз постились в Великий пост, то в Петров пост необязательно поститься.

– Мы постились в Великий пост, но что было дальше? А дальше была Пасха, и была Пасхальная седмица, когда нам церковный устав позволял праздновать радостно, светло, снимались все ограничения в пище. Так было пятьдесят дней, даже после Пятидесятницы целую неделю у нас тоже не было ограничений в пище. И здесь возникает опасность. Если мы восемь недель подряд жили без поста, то очень важно, чтобы те дары, те таланты, которые мы получили от Господа (их можно сравнить с драгоценными зернами, упавшими в нашу душу), не были заглушены сорняками, вредной травой, и в этом нам помогает пост.

Нам уже достаточно праздновать, получив дары Святого Духа, надо уже попоститься и делать добрые дела. А мы помним, что в совершении добрых дел нам должны помогать пост и молитва, как два крыла, которые возносят нас от земли на небо. Вспомните слова Самого Господа, Он говорил: «Как могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? А вот когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься». И после Вознесения Господа Иисуса Христа, после Сошествия Святого Духа нам тоже подобает поститься, исполняя эти слова Господа Иисуса Христа, поэтому Петров пост необходим и очень важен.

– Как мы знаем, длительность этого поста зависит от Пасхи.

– Да, он начинается строго через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через восемь недель после Пасхи, и поскольку Пасха – переходящий праздник, его продолжительность бывает от шести недель до одной недели и одного дня.

– В этом году этот пост не очень длинный, чуть больше двух недель.

– Да, поэтому уж точно не стоит унывать.

– Этот пост не такой строгий, как Великий. Какие есть послабления в этом посту?

– Надо сказать, что любой пост – это, прежде всего, Божественное установление, и поэтому никакой пост никто в Церкви отменить не может. Вы правильно сказали, что могут быть послабления. Этот пост не самый строгий, в нем разрешается употребление рыбы в субботу, воскресенье и даже в другие дни, когда на них приходятся праздники. Обычно выбирается какая-то средняя мера этого поста, когда воздерживаются от употребления рыбы в среду и пятницу. Но в монастырях или отдельные, более строгие христиане могут поститься построже, ближе к церковному уставу, а кто-то выбирает более мягкую форму поста – это надо решать с духовником, порой просить совета врача. Но мы должны поститься по совести и в меру своих сил.

Когда говорят о посте и люди сразу начинают задавать вопрос о том, какие могут быть послабления, то хочется напомнить, что очень часто сами эти прихожане, наоборот, страдают от излишнего веса и активно борются с калориями, смотрят по телевизору все программы о том, как сбросить лишний вес, действительно хотят быть стройными, подтянутыми, читают статьи на эту тему, обращаются к врачам, чтобы им подобрали диету, при которой было бы как можно меньше калорий. И хочется задать вопрос: чем же тут может помешать пост? Конечно, пост не для того, чтобы мы только вес сбросили, но он как раз помогает нам иметь воздержание. Поэтому нам надо просто соединить в себе эти разные намерения, когда, с одной стороны, мы ищем послаблений в посте, а с другой –думаем, как бы похудеть.

– Мой знакомый – вегетарианец, он говорит: «Зачем мне пост? Я и так постоянно пощусь». Вегетарианство и пост как-то соотносятся?

– Не совсем. В каких-то точках есть соприкосновения, но не полностью. Дело в том, что вегетарианцы просто по каким-то мотивам (а мотивы бывают разные) не употребляют пищу животного происхождения и порой даже рыбу. Церковь на этом не настаивает, она, наоборот, создает правильный, нужный ритм, когда какую пищу употреблять. Я помню, нам в духовных школах говорили, что тот ритм, который задает церковный устав, наверное, самый идеальный и лучший, его вряд ли подберут для нас медики, доктора и профессора, лучше следовать этому ритму, и все будет благополучно. Поэтому мы больше следуем словам Бога, Который после всемирного потопа благословил вкушать и пищу животного происхождения. Но если у нас есть строгие подвижники, которые ограничивают себя, то они делают это ради добродетели воздержания и совершенствования.

Мы хотим через ограничения себя в том или ином роде или качестве пищи обуздать свой язык, гнев, ярость, раздражительность, справиться с собой, то есть мы видим, что из-за нарушения поста Адам и Ева потеряли рай. Поэтому нарушения поста – вещь опасная, и нам надо стараться пост соблюдать. Когда нарушается эта добродетель, то образуются тяжелые последствия, а когда пост заканчивается, люди могут вкушать и другую пищу. Вегетарианцы, в отличие от верующих, подходят к этому чисто гастрономически; может быть, с медицинской точки зрения или биологически. А у нас подход именно духовный, мы заботимся о состоянии души, то есть мы знаем, что от качества пищи очень зависит состояние нашей души. И это может почувствовать каждый. Если мы, например, выпьем стакан воды и съедим кусочек черного хлеба, то у нас будет одно настроение, а если человек съест шашлык и выпьет спиртного, тогда будет совсем другое состояние, даже комментировать не надо. Поэтому когда мы хотим обуздать себя, справиться с собой, когда хотим, чтобы дух господствовал над плотью, чтобы нам легче было молиться, идти в храм, чтобы было сподручнее делать добрые дела, то и соблюдаем пост.

– Вопрос телезрителя: «У нас на работе люди разного возраста, и перед тем, как человек идет кушать, говорят не “приятного аппетита”, а сокращенно: “приятного…” Мне не нравится, когда коверкают наш русский язык, и я в ответ на такое пожелание ничего не говорю. А когда говорят “приятного аппетита”, то я отвечаю: “Спасибо”. Не является ли это с моей стороны проявлением гордости, высокомерия?»

– У Вас вопрос больше лингвистический. Я был в Хорватии, ехал в автобусе и слышал по радио, как звонят во время эфира и говорят: «Добрый вечер!», а ведущий отвечает просто: «Добрый…», – тоже идет некоторое сокращение слов в обращениях, в разговорной речи. Для разговорной речи характерно сокращение, и это наблюдается в самых разных языках, не только в русском. Такое же я слышал про немецкий язык. Мне трудно прокомментировать, почему они какие-то слова начинают опускать, но я бы хотел, чтобы Вы все-таки в общении с ближними явили любовь к ним, снисхождение, может быть, не были бы так строги. Тем более что из того рассказа, который я сейчас услышал, чего-то крамольного не наблюдаю. Поэтому ради сохранения мира в Вашем коллективе лучше остаться на позициях вежливости, доброжелательности.

– Время поста – это не только время воздержания в пище, но и покаяния. Всегда задается вопрос: как исповедоваться и причащаться в пост?

– Вы правильно подметили, что пост – это время воздержания, причем во всех отношениях: воздержание в пище должно сопровождаться воздержанием языка, гнева, ярости; супруги в этот период должны по обоюдному согласию стараться иметь воздержание в супружеских отношениях, потому что время поста – это время усиленных молитв, чтения Священного Писания и говения, когда православные христиане (в период, как более удобный, который больше к этому располагает) должны посещать храмы Божии, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Я сразу хотел бы призвать всех наших зрителей разумно использовать этот период Петрова поста и обязательно причаститься Святых Христовых Таин (может, кто-то сможет это сделать и дважды), собраться с силами, найти время и возможность.

Что касается подготовки к причастию, то она зависит от персональных возможностей, но в целом, если мы постимся, это уже прекрасно. Если вне поста мы обсуждаем, сколько дней надо попоститься перед причастием (день, два или три), то во время поста в этом плане проще, уже один вопрос как бы снят. Также надо прийти в храм Божий исповедоваться в своих грехах. Вообще надо сказать, что покаяние – это процесс всей жизни, и та исповедь, которую приносит человек перед священником, а вернее перед крестом и Евангелием, перед невидимо стоящим Господом, это лишь завершающий момент. Этому нас научает апостол Петр: он отрекся от Христа, но когда запел петух, тут же раскаялся в своем грехе и заплакал. И даже когда Господь явился и простил его за это отречение, восстановил в апостольском достоинстве, он все равно до конца своих дней плакал каждую ночь, омывал слезами свое ложе, когда пел петух.

Так и мы: когда совершили какой-то грех, мы тут же, не дожидаясь исповеди, должны сокрушаться в своем сердце, молитвенно обращаться ко Господу, просить Его о прощении. То есть этот процесс должен в нас назревать, и поэтому к моменту исповеди, когда человек подходит к священнику, к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, это уже завершающий процесс, когда он исповедует свои грехи и священник читает молитвы, а Сам Господь прощает кающегося в его согрешениях. Причем Святая Церковь говорит, что человеку не только прощаются перечисленные им грехи, в которых он раскаялся, но и дается благодать Божия больше не впадать в эти грехи. Есть такие закоренелые грехи, как курение, пьянство, и порой люди говорят: «Как можно от них отойти, как их бросить?» Самый простой ответ: надо начинать каяться в этих грехах, регулярно приходить на исповедь, и благодать будет помогать человеку в эти грехи больше не впадать. Уж как человек использует эту помощь, насколько пожелает ее использовать – это другой разговор.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в коллективе такая проблема: примерно 80% женщин грязно матерятся, даже матушку поминают нехорошо. Причем женщины все очень приличные, матери, бабушки, а со смехом рассказывают, как их дети так же разговаривают с ними. Смешно им… Я уже пыталась проводить с ними беседу. Как вести себя, как до них донести, что так ругаться нельзя?»

– Ваш вопрос сложнее, потому что тот грех, который Вы обозначили, более страшный, чем у первого дозвонившегося, здесь уже чисто духовная проблема, потому что употребление матерных слов является определенной формой беснования. Против беснования у нас есть Иисусова молитва, поэтому когда Вы слышите в Вашем коллективе матерные слова, то должны про себя прежде всего творить Иисусову молитву. Надо понимать, что Иисусовой молитвой, чтением Псалтири и слова Божия отгоняется бес, он уходит от человека, которого мучает. Когда человек пленен бесом, он говорит матерные слова. В этот момент прежде всего надо внутри молиться, и, конечно, отвечать таким людям надо нормальным языком, как и подобает христианам.

Вы правы, что делаете замечания, особенно это хорошо тогда, когда люди принимают Ваши замечания. Но этот порок есть в нашей жизни, это определенная степень невоцерковленности нашего общества, такой критерий, показатель того, что у нас еще довольно большой процент людей, которые сами не читают Евангелие, мало молятся, редко ходят в церковь к причастию. Следствием такого обмирщения является факт использования матерных слов. Помоги Вам Господь это выдержать, стоять твердо, мужественно, спокойно и сохранять внутренний молитвенный настрой.

– Когда читаешь различную православную литературу относительно постов, воздержания и т.д., помимо всяких описаний изменений поста или послаблений обязательно любое наставление заканчивается простой фразой, что все послабления должны проводиться по благословению духовника. Какова роль духовника для православного христианина в пост?

– Роль духовника и вообще всякого священника важна не только в пост, а вообще всегда, потому что к нам подходят все люди, будь то наши духовные чада, которые приходят к нам постоянно на исповедь или для беседы, или случайный человек, зашедший в монастырь, в храм Божий, или просто встретившийся на улице. Батюшка везде остается таковым и всегда должен нести слово Божие, но именно духовник должен качественно определять и помогать человеку проходить его духовное поприще. В этом и сложность, потому что сколько людей, столько и путей в Царство Небесное, и в этом плане нет никаких шаблонов, в каждом человеке батюшка должен увидеть замысел Божий о нем, жизненный узор его. Священник должен помочь ему пройти жизненный путь добродетельно, благочестиво, в максимальном соответствии с Евангелием – в этом состоит его задача. И, конечно, обязанность священника распространяется на то, чтобы помочь христианину пройти поприще поста.

Когда наступает пост, у многих появляется некоторое малодушие или паника: «Как я смогу его пройти? Хватит ли у меня сил?» Сразу начинают вспоминать свои болезни, и здесь священнику приходится сказать, что ни Господь, ни Церковь, ни мы выше сил ничего не требуем, все надо делать в меру сил, и поститься тоже. А с другой стороны, мы ни в коем случае не должны потакать нерадению, когда человек может поститься, но не постится, а только ищет причины, чтобы получить у священника благословение и как щитом им закрыться, чтобы не соблюдать пост, используя некоторое лукавство.

Например, заметьте, что когда пост заканчивается, очень часто в душе бывает печаль, совесть обличает, что пост прошел, а ведь ты мог бы это поприще пройти лучше, мог бы поститься более строго, то есть ты сам к себе был чересчур снисходителен. Такие моменты надо запоминать, и когда начинается следующий пост, надо проявлять усердие, помнить слова Господа, что «Царство Божие нудится и только нуждницы восхищают его». Или надо вспомнить о том, как мы в жизни достигаем других целей. Недавно был выпускной вечер у школьников. Они старались успешно закончить школу, прилагают усилия, чтобы поступить в высшие учебные заведения и потом закончить их, хотя только 50% работают по своей специальности. А сколько усилий люди прилагают, чтобы заработать деньги или сделать карьеру?

– Вся жизнь уходит…

– Порой мы тратим огромные усилия даже ради ложных, обманчивых или ненужных целей. Надо быть перед собой честным и сказать: «Я ведь должен постараться, чтобы спасти свою душу». То есть подойти к понятию поста с этой стороны: «Если я стараюсь, чтобы заработать средства или сделать карьеру, почему же я не должен стараться, чтобы спасти свою душу, ведь это еще более важно?» Душа больше тела, проблемы души надо решать прежде проблем тела, наша душа наследует вечность, и мы тоже должны думать об этой вечности и строить свою жизнь соответствующим образом. Священник должен здесь уметь найти такие слова, чтобы успокоить людей, утешить их от такого панического настроения, особенно в первые дни поста, и показать им истинные цели того, зачем этот пост нужен. Никто не хочет поиздеваться над нами, мы сами сознательно вступаем на это очень важное благочестивое поприще и хотим его пройти достойным образом, чтобы получить духовную пользу.