Открытие гробницы фараона древнего египта тутанхамона. Говард Картер: биография, фото, вклад в изучение истории

Викторианская эпоха ознаменовалась отсутствием крупных войн, переписыванием экономических законов, реорганизацией банковской системы и другими изменениями, вызванными к жизни промышленной революцией. В английском обществе на первый план стала выходить зарождающаяся буржуазия – ее ценности, фобии и интересы. Стало общепринятым бояться быть похороненным заживо, и появилась мода на колокольчики на свежих могилах. Расцвела буйным цветом бульварная литература, а интерес к архивной истории сменился манией на археологические изыскания. Особенно интересовал археологов , страна, покрытая тайной тысячелетий.

Картер: первый шаг к знаменитости

В поздневикторианский период в графстве Норфолк, в многодетной семье Картеров, родился малыш Говард (1874 год), впоследствии ставший известнейшим английским археологом-египтологом, открывшим в 1922 году знаменитую гробницу Тутанхамона. Эта находка стала одним из важнейших открытий египтологии. Достаточно упомянуть, что туристы, собираясь мелкие монеты и банкноты в качестве сувениров, наверняка прихватят с собой парочку изображений посмертных масок Тутанхамона. Портрет этого фараона нанесен на реверс монеты в один и присутствует в виде водяных знаков на банкнотах 25 и 50 пиастров и на однофунтовой купюре.

В 17 лет Картер присоединился к британским археологам и в последующие годы принял участие в ряде экспедиций. Поначалу Говард трудился под руководством Уильяма Питри, известнейшего египтолога своего времени. Под его началом начинающий археолог скопировал немало древних иероглифических надписей и зарисовал множество тысячелетних каменных изваяний и шедевров зодчества периода Среднего царства. В период 1891-99 гг наука об обогатилась исследованием комплекса Джесер Джесеру, произведенным молодым ученым.

Находка и изучение храма, возведенного полторы тысячи лет до нашей эры для царицы Хатшепсут, принесла Говарду немалую известность. расположен в окрестностях Луксора и стоит рядом с поминальными храмами фараонов Тутмоса III и Ментухотепа II. В результате начинающий археолог зарекомендовал себя опытным специалистом и был назначен в последний год уходящего XIX века главным инспектором Египетского отдела древностей. Под опекой отдела находились египетские залы Британского музея и , а также открытые к тому времени архитектурные памятники Древнего Египта. Инспектором искатель древности пробыл шесть лет, после чего покинул этот пост в результате конфликта своих подчиненных с нетрезвыми туристами из Франции.

Картер и Дэвис

С 1902 года и вплоть до начала Первой мировой войны Картер инспектировал археологические раскопки Теодора Дэвиса, американского юриста, бизнесмена и исследователя тайн страны фараонов. Теодор Монтгомери спонсировал Службу древностей и легко получил правительственное разрешение на раскопки. Интересовала его в первую очередь у современного Луксора (древние Фивы).

Дэвис был довольно результативен. В течение двенадцати лет зимние месяцы он проводил на раскопках, успев за дюжину сезонов открыть более тридцати захоронений. В 1915 году деятельность археолога была прервана смертью. Что любопытно, Теодор Монтгомери в последний год жизни уверовал, что все самое важное и интересное в Долине царей уже найдено. Еще любопытней, что столь однозначный вывод ученый сделал, не дойдя каких-то пару метров до знаменитой гробницы Тутанхамона, обнаруженной через семь лет его коллегой и последователем Говардом Картером. После себя Дэвис оставил ряд монографий, посвященных памятникам Древнего Египта. Среди них: «Гробница Тутмоса» (1904 г.), «Гробница Хатшепсут» (1906 г.), «Гробница Уйя и Туйя: записи о Уйе и Туйе, описание объектов, найденных в гробнице, и изображения объектов» (1907 г.), «Гробницы Хармхаби и Тутанхамона» (1912 г.) и другие.

Гробница Тутанхамона

До начала Первой мировой войны Картер и Дэвис проделали немало совместной работы, открыв ряд гробниц царей Нового царства, включая усыпальницы Тутмоса IV, царицы Хатшепсут, царя Рамзеса Саптаха и царя Хоремхеба. Заодно ими был найден саркофаг с мумией (предположительно) «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году началось сотрудничество Говарда с еще одним ярым фанатом египтологии - лордом Карнарвоном. Лорд коллекционировал древние артефакты, спонсировал раскопки и увлекался археологией, не имея соответствующего ученого звания. Вместе с Карнарвоном Картер продолжил раскопки в Долине царей и нашел усыпальницы ряда цариц 18-ой династии и гробницу Аменхотепа I.

Но «жемчужиной» деятельности Картера стала , считавшегося ранее чуть ли не мифической фигурой. В отличие от множества гробниц и храмов, разграбленных еще в древности, место упокоения Тутанхамона осталось практически нетронутым, поскольку вход в мавзолей многие столетия назад был засыпан строителями гробницы Рамзеса VI.

Открытие усыпальницы Тутанхамона, совершенное 26 ноября 1922 года, стало важнейшим археологическим открытием XX века. В святая святых гробницы нога человека вступила впервые за три тысячелетия. Многие предметы искусства и быта, найденные в древних склепах и камерах, украсили позднее залы крупнейших музеев мира, а сама гробница входит в список важнейших , наряду с и . Большинство артефактов можно увидеть в Каирском музее, как и самую знаменитую из находок - одиннадцатикилограммовую посмертную золотую маску фараона, украшенную драгоценными камнями.

«Проклятие фараонов»

Со знаменитой гробницей связана и известная мистификация, получившая название «проклятие фараонов». Легенда о проклятии, несущем смерть всем, кто потревожил покой древних царей, зародилась сразу же после смерти Карнарвона. Археолог умер неподалеку от места раскопок от воспаления легких. Произошло это в номере каирского отеля «Континенталь». Пронырливые журналисты в последующие годы придумали смерти археолога сотни самых фантастических объяснений, а заодно увеличили число «жертв проклятия» до 22 человек, включая 13 человек, присутствовавших при вскрытии усыпальницы. Однако журналистские «утки» легко разбиваются фактами, а Картер, главный первооткрыватель, умер через целых 17 лет в достаточно почтенном возрасте.

Говард Картер родился 9 мая 1874

В октябре 1891

1899

В 1905

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в провинциальном городе Суаффэм в Норфолке, Англия. Его отец, Сэмюэл Картер, будучи художником, учил сына основам рисования карандашом и красками. И хотя у Говарда развились навыки и способности выше среднего, он не имел ни малейшего желания продолжать семейное дело, рисуя портреты семей и питомцев местных норфолкских землевладельцев.

Вместо этого Картер искал возможность поехать в Египет и работать на Египетский Исследовательский Фонд чертежником-копировщиком, то есть перерисовывать рисунки и надписи на бумагу для последующего изучения.

В октябре 1891 года, в возрасте 17 лет, Говард Картер отплыл в Александрию, Египет, отправившись в первое путешествие за пределы Англии. Его первым проектом было кладбище Верховных Правителей Среднего Египта в Бани-Хассане, относящееся ко второму тысячелетию до нашей эры; заданием Картера было перерисовать надписи со стен гробницы.

В то время Говард был усердным работником с огромным энтузиазмом: он работал бы весь день, а потом – спал с летучими мышами прямо в склепе. Некоторое время спустя его повысили, дав работу у Флиндерса Петри, энергичного полевого директора и одного из самых заслуживающих доверия археологов того времени. Петри думал, что Картер никогда не добьется хороших результатов в раскопках, но последний доказал ему обратное, когда открыл несколько важных находок на участке Эль Амарна (столица Египта во время правления Ахенатена).

Под требовательным руководством Петри, Картер стал археологом, в то же время сохранив навыки художника. Он сделал эскизы множества необычных предметов материальной культуры, найденных в Эль Амарна. Картер был назначен главным художником Египетского Исследовательского Фонда на раскопках Деир Эль Бабри, места захоронения царицы Хатшепсут. Полученный опыт позволил ему усовершенствовать навыки художника, развить технику реставратора, а также тренироваться в раскопках.

Когда Картеру было 25 лет, его тяжелая работа была вознаграждена, когда директор Египетской Службы Древностей, Гастон Масперо, предложил ему в 1899 году место главного инспектора памятников Верхнего Египта. В обязанности Картера входили контроль и наблюдение за археологическими работами в долине Нила. В Египетской Службе Древностей Картер работал до неприятного инцидента между египетскими охранниками участка и пьяными французскими туристами. Когда туристы стали с бранью избивать охранников, Картер разрешил последним защищаться. Взбешенные туристы пошли по высоким инстанциям, включая лорда Кромера, главного английского консула в Египте, требуя, чтобы Картер принес официальные извинения. Картер отказался, сославшись на то, что по его мнению он принял правильное решение. Этот случай послужил Говарду Картеру черной меткой и вызвал его назначение в дельту Нила, город Танта, место, представляющее очень небольшой археологический интерес.

В 1905 году Говард ушел из службы Древностей. После этого у него началась очень сложная жизнь. Он вынужден был зарабатывать на жизнь, продавая акварели, а иногда – работая туристическим гидом. Это продолжалось три года.

В 1908 году Картер был представлен Гастоном Масперо пятому лорду Карнарвона. Их сотрудничество было удачным, и партнеры очень подходили друг другу. Картер стал контролером раскопок, спонсируемых Карнарвоном в Фивах и к 1914 у Карнарвона была самая ценная частная коллекция египетских древностей. Однако, у Говарда Картера были более честолюбивые стремления. Он хотел найти могилу абсолютно неизвестного в то время фараона по имени Тутанхамон. Он уже нашел несколько различных доказательств его существования, перерыл всю Долину Царей, пытаясь отыскать захоронение, но сезон за сезоном находил всего лишь небольшое количество древних предметов.

Карнарвона не удовлетворял факт невозвращения его инвестиций и в 1922 году он дал Картеру последнюю попытку найти могилу фараона. Картер был уверен в результате, и работа началась 1 ноября 1922 года. Всего за три дня слой грунта был снят с верхней площадки лестницы. Примерно через три недели лестница раскопки лестницы завершились, и стал полностью виден оштукатуренный блок, использовавшийся при постройке зданий. К 26 ноября первый блок был извлечен, обломки камня, наполняющие коридор – убраны, и второй оштукатуренный блок почти разобран на части.

В 16 часов того же дня Картер проломил второй блок и совершил одно из величайших открытий 20 века, открыв гробницу Тутанхамона. Чтобы описать все находки потребовался не один десяток каталогов. В это время лорд Карнарвон умер в Каире от пневмонии. После этого в средствах массовой информации прокатился слух о связи этой смерти и сокровищ, гипотеза о проклятии мумии взбудоражила средства массовой информации.

К большому неудовольствию Картера со всего мира хлынули письма спиритов, продавая советы и делая предупреждения «из загробного мира». В конце концов, все древности были посланы в Каирский музей и мумия молодого правителя после изучения снова положили покоиться. Завершив работу с Тутанхамоном, Картер больше не работал в этой области, уйдя из археологии. Он весьма преуспел, решив коллекционировать египетские древности.

Часто, до самого конца жизни, его видели в Уинтер Пэлэс Хоутел в Луксоре, сидящего (по его собственному желанию) в полном одиночестве. Он вернулся в Англию и в 1939 году в возрасте 65 лет умер.

Говард Картер. Гробница Тутанхамона


ПРЕДИСЛОВИЕ


Вряд ли можно найти страну, столь богатую памятниками глубокой древности, как Египет.

В узкой долине Нила и на окаймляющих ее горах и холмах сосредоточены многочисленные величественные храмы и гробницы, произведения монументальной скульптуры, а недра земли скрывают всевозможные художественные изделия египетских мастеров и тысячи надписей.

Достижения египетских мыслителей и художников еще в древности признавались другими народами. Знаменитые финикийские мореплаватели, посетившие множество стран, считали, что родиной наук и искусств является Египет.

Древнеперсидские цари лечились у египетских врачей и поручали египетским мастерам украшать свои дворцы. Древние греки видели в египтянах своих учителей. Уже в «Илиаде» упоминается столица Египта - полные сокровищ «стовратые» Фивы.

Позднее многие греки и римляне, в том числе выдающиеся полководцы и поэты, философы и историки, нередко отправлялись к берегам Нила и с восхищением осматривали достопримечательности страны: пирамиды и храмы, обелиски и колоссы. Возвращаясь на родину, они знакомили своих соотечественников со страной чудес - Египтом. У Геродота, Диодора и Плиния Старшего мы находим подробнейшие описания шедевров древнеегипетского искусства.

Интерес к Египту и сокровищам его культуры сохранялся в средние века и особенно усилился в XIX-XX вв., после того как были вновь прочтены, казалось навеки забытые, древнеегипетские письмена. Ученые разных стран, соревнуясь друг с другом, успешно изучали и продолжают изучать наследие одной из древнейших цивилизаций.

Большое значение имело знакомство с древностями Египта и для нашей родины, на протяжении веков связанной с народами Востока. Многие русские путешественники посещали страну пирамид, собирали, зарисовывали и копировали памятники ее искусства и письменности и в своих ярких и увлекательных описаниях раскрывали значение великих достижений египетского народа.

Еще в XVIII в. русский исследователь В. Г. Григорович-Барский осмотрел и с большой точностью списал целый ряд надписей древнего Египта и зарисовал некоторые храмы и обелиски.

Много интересных памятников египетской старины собрали и изучили его продолжатели - путешественники А. С. Норов и И. П. Бутенев и особенно выдающийся египтолог нашей страны В. С. Голенищев (1856 - 1947), основатель кафедры египтологии в Каирском университете.

Значительно возрос у нас интерес к Египту после Великой Октябрь­ской революции.

Советский читатель безусловно с большим интересом прочтет книгу английского археолога Г. Картера, которому принадлежит честь открытия и предварительного обследования гробницы Тутанхамона.

Его книга впервые появляется в полном (если не считать некоторых незначительных сокращений) русском переводе. В ней подробно и увлека­тельно описаны ход археологических работ, методика и техника раскопок, приемы сохранения и перевозки многообразного содержимого гробницы, включая царскую мумию. В книге дается исчерпывающий обзор и художе­ственный анализ наиболее интересных образцов древнеегипетского искус­ства и ремесла, погребенных вместе с фараоном, и интересные для антро­полога и историка результаты анатомического обследования мумии.

Книга Г. Картера написана живым, ярким языком и снабжена иллю­страциями, дающими конкретное представление и о технике археологиче­ских работ, и о самих древностях. Историки, археологи и искусствоведы смогут почерпнуть из этого труда незаменимый познавательный материал. Конечно, далеко не все выводы автора удовлетворят наших чита­телей и окажутся приемлемыми для них. Чрезмерный пафос и не лишен­ные известного мистического налета рассуждения об эмоциональных свя­зях между людьми далекого прошлого и современности покажутся наив­ными. Еще большее возражение встретит у наших читателей стремление идеализировать древневосточных деспотов и их окружение. Ни единым словом не упоминает Г. Картер о тех безвестных и талантливых тружени­ках, которые в тягчайших условиях создавали шедевры искусства, най­денные в гробнице, великолепно характеризующие гениальные достижения древнеегипетских мастеров и художников. Советскому читателю также бросится в глаза присущая капиталистическому обществу тесная связь науки и бизнеса и зависимость талантливого научного исследователя от частной благотворительности, о чем в книге говорится как о самом есте­ственном явлении.

Однако все эти отрицательные моменты нe могут снизить огромной научной ценности содержащихся в книге конкретных сведений.

Горячее сочувствие к свободолюбивому египетскому народу, сверг­нувшему господство империалистов и строящему самостоятельную жизнь, обязывает нас с исключительным вниманием изучать культуру предков этого народа, создавших много веков назад великую цивилизацию.


Академик В. В. СТРУВЕ

ТУТАНХАМОН И ЕГО ВРЕМЯ


Даже не особенно внимательному читателю, проглядывавшему 30 ноября 1922 года очередной номер газеты «Таймс», долж­ны были броситься в глаза многообещающие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски лорда Карнарвона». Под ними следовало краткое, но в то же время достаточно подробное сообщение «нашего корреспондента из Каира» от 29 ноября о том, что «сегодня после полудня лорд Карнарвон и мистер Г. Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее сенсационным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона - одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона. Не много известно о поздних царях, включая Тутанхамона, и настоящее открытие неоценимо увеличивает знания об этом периоде...». Далее корреспондент передавал сжатое описание «удивительной находки», основанное на первых, не совсем еще точных впе­чатлениях.

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, действительно вызвало настоящую сенсацию, хотя обычно газеты не слишком балуют археологов своим вниманием. Из номера в номер появлялись новые срочные корреспонденции, и многие годы эта тема не сходила со страниц газет и журналов.

В небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей, где находилась усыпальница египетского фараона, словно с поля сражения или важной международной конференции ежечасно неслись по телефону, телеграфу и радио сводки, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи. Словом, умерший в возрасте примерно восемнадцати лет молодой египетский фараон, о существовании которого до сих пор знали только очень немногие ученые-специалисты, и которому даже в самых подробных исследованиях по истории Египта уделялось более чем скромное место, вдруг приобрел мировую известность. Его имя упоминалось наряду с именами Хеопса, Тутмоса III и Рамсеса II - великих правителей и завоева­телей. Чем же объяснить эту внезапную популярность? Почему находка английского ученого привлекла такое внимание и вошла в науку как одно из наиболее значительных археологических открытий?

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.



Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

По замечанию самого Картера, «из всей жизни Тутанхамона нам достоверно известен лишь один факт, а именно: он умер и был погребен». Несмотря на это, открытие нетронутой гробницы стало мировой сенсацией. Какими раскопки запомнились самому Картеру?

С самого первого своего посещения Египта в 1890 году я мечтал о раскопках в Долине царей. И когда в 1907 году по приглашению сэра Вильяма Гарстина и сэра Гастона Масперо я приступил к раскопкам для лорда Карнарвона, нас всех окрыляла одна надежда, что рано или поздно нам удастся заполучить концессию на такие раскопки.

Запечатанная дверь! Значит, это верно! Наконец-то мы были вознаграждены за все годы терпеливого труда. Насколько я помню, первым моим побуждением было возблагодарить судьбу за то, что моя работа в Долине не осталась бесплодной. С лихорадочно возрастающим возбуждением я начал осматривать оттиски печатей на замурованной двери, чтобы установить, кто покоится в этой гробнице. Но я не нашел имени ее владельца. Единственными разборчивыми оттисками были хорошо известные оттиски печати царского некрополя: шакал и девять пленных.

Тем не менее две вещи стали для меня совершенно ясны: во-первых, что гробница была сооружена для лица, занимавшего очень высокое положение, — об этом свидетельствовали царские печати; во-вторых, что по крайней мере со времен XX династии никто не проникал в обнаруженную гробницу, — этот факт с достаточной очевидностью подтверждался тем, что запечатанная дверь была целиком скрыта рабочими хижинами времен той же династии. Для начала с меня было довольно и этого.

Двадцать четвертого ноября после полудня лестница была очищена полностью — все шестнадцать ступенек. Теперь мы могли тщательно осмотреть всю дверь, закрывавшую проход вглубь. На нижней ее части оттиски печатей оказались гораздо яснее, и среди них мы без труда расшифро­вали многократно повторявшееся имя — .

Печать на дверях гробницы. (pinterest)

После того как мы удалили еще несколько камней, тайна золотой стены была раскрыта. Перед нами был вход в усыпальницу фараона, а то, что преграждало путь, оказалось одной стороной гигантского позолоченного ковчега, сооруженного для защиты и сохранения саркофага. Теперь его можно было рассмотреть из передней комнаты при свете ламп. По мере того как мы вынимали камень за камнем и позолоченная поверхность этого внешнего ковчега постепенно появлялась перед глазами, словно электрический ток дрожью возбуждения пронизывал зрителей, находившихся за барьером. Мы, то есть те, кто был занят делом, очевидно, волновались меньше, потому что вся наша энергия уходила на то, чтобы справиться со стоящей перед нами задачей — разобрать замурованную стену без всяких неприятных происшествий. Падение одного камня могло нанести непоправимый урон хрупкой поверхности ковчега. Поэтому, когда отверстие было достаточно расширено, мы тотчас же приняли дополнительные меры предосторожности: просунули за стену матрасы и подвесили их с внут­ренней стороны к деревянной балке.

Одно из найденных нами опахал лежало в головах, а другое — у южной стенки четвертого саркофага. Первое было обшито листовым золотом и украшено обаятельным изображением юного царя Тутанхамона в колеснице. В сопровождении любимой собаки он охотится на страусов в «восточной пустыне Гелиополя», как гласит надпись на рукоятке, чтобы добыть перья для опахал. На другой стороне опахала, также тонко украшенной рельефами, представлено триумфальное возвращение с охоты юного «господина Доблести». Его добыча состоит из двух страусов, которых несут на плечах двое слуг, идущих впереди, а перья сам царь держит под мышкой.

Никого из нас не минуло ощущение торжественности совершавшегося. В каком состоянии мы найдем мумию? Об этом думали все, хотя в гробнице царило молчание.

Блоки для подъема плиты были уже приготовлены. Я отдал приказ. В напряженной тишине огромная разломанная надвое плита, весящая более тонны с четвертью, поднялась со своего ложа. Свет упал на саркофаг. То, что мы увидели, несколько смутило и разочаровало нас. Ничего нельзя было различить, кроме тонких полотняных покровов.

Плита повисла в воздухе. Один за другим мы сняли покровы, и, когда последний из них был удален, возглас удивления вырвался из наших уст. Великолепное зрелище предстало перед нашими глазами: выполненное с исключительным мастерством золотое изображение юного царя заполняло всю внутренность саркофага. Это была крышка чудесного антропоидного гроба около 2,25 метра в длину, покоящегося на низких носилках, украшенных изображениями львиных голов. Несомненно, это был наружный гроб, заключавший в себе еще несколько и содержавший бренные останки царя. Крылатые богини — Исида и Нейт заключали гроб в свои объятия. Их сверкающие золотые изображения на гипсовой облицовке гроба как будто только что вышли из рук мастера. Они были сделаны техникой низкого рельефа, в то время как голова и руки царя представляли собой чрезвычайно тонко и изящно выполненные из массивного золота произведения круглой скульптуры, превосходящие все, что возможно себе представить. Это чрезвычайно усиливало впечатление. Руки, скрещенные на груди, сжимали царские эмблемы — крючкообразный скипетр и бич, инкрустированные толстым слоем синего фаянса. Используя в качестве ма­териала листовое золото, художник великолепно передал лицо со всеми его характерными чертами. Глаза сделаны из арагонита и обсидиана, бро­ви и веки — из искусственного лазурита.


Вход в гробницу частично разобран. (pinterest)

Своеобразный реализм сказывал­ся в том, что большая часть антропоидного гроба, покрытая узором в виде перьев, была сделана из блестящего золота, а обнаженные кисти рук, так же как и лицо, казались иными. Чтобы воспроизвести цвет человеческого тела, использовался особый сплав. Таким образом достигалось впечатление бледности, присущей покойникам. Лоб юного царя украшали две эмблемы — коршун и кобра — символы Верхнего и Нижнего Египта. Обе покрыты изящной сверкающей инкрустацией. Но, быть может, наиболее трогательным в своей простоте и человечности был крошечный венок из цветов, обрамляющий эти эмблемы. Нам хочется думать, что это последнее прощальное приношение овдовевшей молодой царицы, юной повелительницы обоих царств, своему супругу. Среди всего царственного великолепия, державного величия и блеска золота не было ничего прекраснее этих нескольких увядших цветков, еще сохранивших слабые следы прежних красок. Они свидетельствуют о том, сколь кратки в действитель­ности тридцать три столетия — это всего лишь вчера и завтра. В самом деле, этот незначительный и такой естественный штрих роднит древнюю цивилизацию с современной.

Итак, мы наконец увидели останки юного фараона, который до сих пор был для нас всего лишь призрачным именем. Занимая всю внутреннюю часть золотого гроба, перед нами лежала внушительная, аккуратно и заботливо запеленутая мумия, которая, так же как и сам гроб, была облита благовониями. Их опять применили в большом количестве, и от времени они сгустились и почернели.

Резким контрастом на темной и мрачной поверхности благовоний выделялась сверкающая и, можно сказать, величественная, пламенеющая золотом маска. Эта маска, или портрет фараона, покрывала его голову и плечи. Когда лили благовония, то старались не попадать на маску, а также на ноги.

Даже после тщательного удаления большей части погребальных пелен нам пришлось отбивать затвердевшие благовония с туловища долотом, прежде чем удалось приподнять останки царя.


Сокровища вывозят по железной дороге. (Pinterest)

Повязки, которыми была обмотана голова, сохранились лучше тех, что окутывали остальные части тела, так как они не пропитались благовониями и пострадали только косвенно от окисления. То же самое в значительной степени относится и к повязкам на ногах.

Насколько мы могли установить, мумию завернули в пелены обычным образом: использовали многочисленные повязки, бинты и подкладки из полотна. Последние применялись для того, чтобы придать мумии форму человеческого тела. Все вместе свидетельствует о большой предусмотрительности. Для пеленания подбиралось тончайшее полотно типа батиста.

Многочисленные предметы, найденные на мумии, были запрятаны между различными прослойками этих обширных пелен, которыми она была многократно обернута, и буквально покрывали царя с головы до ног. Некоторые предметы большего размера были засунуты под разнообразные бинты, которые в большом количестве охватывали мумию крест-накрест или поперек.