Локи скандинавия. Скандинавские боги

Локи (Лофт, Лодур, Хведрунг) — бог в германо-скандинавской мифологии. Является сыном великана-ётуна Фарбаути и великанши Лаувейи. Сам Локи происходит из рода великанов-ётунов. В скандинавской мифологии ётуны живут в одном из девяти миров — Ётунхейме, однако мать Локи после смерти своего мужа отнесла маленького Локи в Асгард (небесный город, обитель богов). За необыкновенный ум и хитрость боги позволили Локи жить у себя.

Благодаря хитрости, изворотливости и другими способностям Локи, скандинавские боги получили многие сокровища. Например, молот Тора Мьёльнир был выкован карликами-двергами Броком и Синдри при споре с Локи о своём мастерстве. Этими же карликами сыновьями Ивальди после встречи с Локи были созданы: копьё Одина Гунгнир, корабль асов Скидбладнир, волшебное золотое кольцо Драупнир и вепрь Гуллинбурсти, на котором ездил Фрейр.

Происхождение имени Локи до сих пор достоверно не выяснено. Есть две наиболее популярные версии. «Локи» от слова «логи», которое переводится как «огонь», то есть Локи в глубокой древности являлся богом огня. Вторая версия сравнивает Локи с древнеисландским словом «lúka», которое переводится как «закрывать, запирать, заканчивать». Вторая версия может указывать на Локи, как подземного бога или бога смерти, или же указывает на его роль в Рагнарёке, наступление которого Локи ускорил.

Локи считается отцом нескольких богов, которые занимают особое место в мифологии скандинавов. По преданиям, три года Локи жил с великаншей Ангрбодой. Ангрбода родила Локи троих детей: 1. волка Фенрира, который сторожит подземный мир и, судя по предсказаниям о Рагнарёке, в конце времён должен убить Одина; 2. змея Ёрмунганда, которого также называют «Мировым змеем» или «Змеем Мидгарда». Ёрмунганд вырос настолько огромным, что опоясал всю землю и ухватил себя за хвост. В финальной мировой битве сын Локи змей Ёрмунганд должен убить Тора; 3. Хель — повелительницу мёртвых, царицу мира мёртвых Хельхейма. Второй женой Локи, которая считается его супругой до самого Рагнарёка, является Сигюн. От Сигюн у Локи двое детей: Нари и Вали. Больше того, Локи и сам смог забеременеть — он выносил и родил восьминогого жеребёнка Слейпнира, который впоследствии стал конём Одина.

Германо-скандинавская мифология претерпела огромные изменения со времён индо-европейцев. Однако и сегодня можно найти схожие черты богов скандинавов и славянских богов. Что касается Локи, то он соответствует нашему Чернобогу или — богу подземного мира, и доказательства этому будут приведены далее. Его дети очень схожи с нашими божествами, хотя и с некоторыми отличиями. Например змей Ёрмунганд схож с нашим , волк Фенрир с нашим , а дочь Локи Хель является копией нашей богини мёртвых и подземного мира (Мара, Марена). Прямых упоминаний о том, что Локи является богом подземного мира мёртвых, в скандинавских сказаниях нет. Однако эту роль Локи мы можем увидеть в деталях. Например, Локи противопоставляется другим богам. Его представляют, как хитрого и даже коварного бога. Больше того, Локи убил бога весны, плодородия и земледелия Бальдура. Последний миф относит нас к изначальным верованиям, которые существовали в древние времена. Во многих верованиях бог подземного мира мёртвых соответствует зимнему периоду времени и противопоставлен весенним и летним богам. Смена лета и зимы зачастую отражена в мифах, как битва (нередко со смертельным исходом) между богами зимы и лета, или богами подземного мира и богами неба, или же похищение одного бога другим. О его причастности к «тёмному» миру говорит и его потомство — змей Ёрмунганд, который противопоставлен богам Асгарда, волк Фенрир, который прикован цепью глубоко под землёй, и Хель — богиня подземного мира.

Также интересно и то, что верховный бог Один и бог хитрости Локи являются богами-побратимами, которые дали друг другу клятву верности. Этот момент германо-скандинавской мифологии можно сравнить с мировым языческим «правилом» тесной взаимосвязи двух явлений мира — тёмной стороны и светлой, подземного и небесного, связь света и тьмы, дня и ночи.

О его роли в покровительстве подземному миру говорит последняя часть скандинавских легенд о жизни Локи среди богов и его наказании. После того как Локи оскорбил богов и признался в причастности к гибели бога Бальдура, разгневанные асы погнались за ним. Тот попытался скрыться в водопаде фьорда Франангр в виде лосося, но боги всё же сумели его заметить и схватить. Вместе с ним асы схватили двух его детей Вали и Нарви. Вали превратили в волка, который разорвал Нарви на части. Самого Локи свергли в недра земли и приковали к трём камням кишками Нарви. Богиня Скади повесила над его головой змею, с зубов которой непрерывно капает яд на лицо Локи. Верная жена Сигюн постоянно находится рядом с Локи и, чтобы облегчить страдания мужа, держит над его головой чашу. Когда чаша переполняется, она уходит, чтобы опорожнить её, и тогда яд вновь приносит Локи мучения. От того, что Локи начинает метаться, по представлениям древних скандинавов, начинаются землетрясения. Этот момент мифологии скандинавов ещё раз подтверждает версию, что Локи является богом подземного мира. Немного схожие сюжеты есть и в славянских языческих верованиях, которые отразились в народных сказках, например, тот момент когда Марья Моревна держит бога подземного мира Кощея в тёмном чулане связанным.

Судя по предсказаниям о Рагнарёке, освободившийся от оков Локи и страж богов и мирового древа Хеймдалль убьют друг друга в последней схватке на поле битвы Вигрид.

Novias — свадебные платья в большом ассортименте. На сайте http://novias-wedding.com.ua/ru/tovaryi/svadebnyie-platya/f/pyishnyie/ вы сможете найти отличный выбор платьев на любой вкус или сделать индивидуальный заказ. Кроме того, вечерние, коктейльные платья и аксессуары.

Сын Лаувейи, все любил делать не так, как другие. Захотелось ему однажды посмотреть на жизнь великанов, и ушел он в Ётунхейм, страну великанов.

Целый день бродил Локи по горам, стараясь не попадаться на глаза великанов-ётунов, а вечером устал и решил зайти переночевать в первый попавшийся дом. И постучал он в двери дома, в котором жила великанша Ангброда. Была она так некрасива, зла и угрюма, что не польстился на нее ни один из ее соплеменников, вот и жила она совсем одна, не ожидая уже никаких перемен в своей жизни.

Ангброда впустила гостя в свой дом и стала угощать его пивом и медом. Она не сводила с Локи глаз: никогда прежде не видела она такого красивого юноши. Даже самые красивые ётуны казались Ангброде грубыми и неуклюжими, когда она сравнивала их мысленно с белокожим и стройным молодым асом.

Локи заметил, какое впечатление произвел он на мрачную великаншу, но это его не испугало. Конечно, ему совсем не хотелось отвечать на страсть такой уродливой женщины, но, подумав, он решил, что это не такая уж и большая жертва, зато можно будет жить в ее доме, пока не придет время вернуться в Асгард. Вот так он и стал возлюбленным Ангброды.

Локи никогда сильно не влюблялся, но охотно позволял себя любить. Ангброда не знала, как лучше угодить любимому, а тот беззаботно жил в ее доме, вернее, ночевал в нем, проводя дни в странствиях по Ётунхейму.

Наконец великанша забеременела, а затем родила трех детей Локи. Были это маленькие чудовища: волчонок, змееныш и девочка, на которую нельзя было смотреть без страха, потому что одна половина ее лица и тела была черно-синей, а другая – цвета сырого мяса.

Гордиться такими детьми было, конечно, нельзя, но Локи и не особенно огорчился, когда их увидел. Ему уже надоела жизнь в Ётунхейме и он думал лишь о том, как вернуться к пирам и другим забавам Асгарда. Пользуясь тем, что Ангброда занялась новорожденными. Локи ускользнул из Ётунхейма и как ни в чем ни бывало появился в Асгарде. О своих детях он никому не рассказал, да и сам о них не вспоминал.

Но вскоре в Асгард явилась вёльва и предсказала богам великие беды, которые принесет им и миру ужасные дети Локи.

– Чего же и ждать, кроме бед, от детей такой матери и тем более такого отца? – толковали асы между собой, узнав, кто такая Ангброда.

Локи заставили рассказать обо всем, и Один послал Тора и Тюра привести в Асгард маленьких чудовищ. Но убивать их он не собирался, потому что даже богам не под силу избежать того, что должно случиться. Живые или мертвые, но дети Локи принесут погибель миру, раз это было предсказано. Один и до пророчества вёльвы видел смутные образы грядущего, ведь он, как и многие другие боги, был наделен даром предвидения.

Наконец в Асгард возвратились Тор и Тюр с детьми Локи – волчонком Фенриром, змеенышем Ёрмунгандом и юной великаншей Хель.

Ёрмунганд был уже так огромен, что асы испугались его больше двух других чудовищ. Один велел Тору бросить змея в океан, окружающий землю. С тех пор Ёрмунганд так вырос, что обернулся кольцом вокруг суши.

Дочь Локи, великанша Хель, сутулая и свирепая на вид, с сине-черной и красной кожей, согласно прорицанию вёльвы, должна была стать властительницей Царства Мертвых, Нифльхеля. В Нифльхель суждено было попадать всем, кто умрет от болезни и старости, кроме умерших девушек, попадающих в Асгард к богине Гевьон. Один сказал Хель о том, какой ее ждет удел, и это пришлось ей по душе. Не мешкая, великанша направилась в подземное Царство Мертвых.

А волчонка Фенрира, сына Локи, боги решили растить у себя в Асгарде, хотя именно он был назван в пророчестве вёльвы будущим убийцей Одина.

Дети Локи - Фенрир, Ёрмунганд и Хель

Сначала волчонок не выглядел таким уж опасным, и лишь через несколько дней, увидев, как быстро растет Фенрир, асы поняли, что скоро никто не сможет с ним справиться. Один повелел сковать прочную цепь, чтобы посадить на нее Фенрира.

Когда цепь была готова, асы пришли с ней туда, где гулял волчонок, но близко подойти к нему не осмелились. Сын Локи Фенрир был теперь так огромен, что лишь Тюр, принесший его из Ётунхейма, не боялся с ним играть. Асы показали юному волку цепь и спросили:

– Фенрир, не хочешь ли проверить свою силу? Мы наденем эту цепь тебе на шею и свяжем ею твои ноги, а ты попробуй ее порвать.

Взглянул волк на цепь и ответил, что порвать ее нетрудно.

Тюр опутал Фенрира этой цепью, волк чуть напрягся – ее звенья разлетелись по сторонам.

Асы притворились, что восхищены силой Фенрира, а сами были огорчены неимоверно. Тотчас ушли они ковать новую цепь, и сделали ее в три раза толще и прочнее.

Только и Фенрир подрос к тому дню, когда готова была эта новая цепь, едва лишь опутали ею волка, рванулся он, напрягся, и лопнула цепь.

Жутко стало асам: поняли они, что не сумеют сами сковать цепь, способную удержать могучего волка.

Лишь на мастеров-цвергов оставалась у асов надежда, и она их не обманула. Цверги сковали невиданную прежде цепь: с виду была она тонкой и легкой, как шёлковый шнурок, но никому из асов не удалось ее порвать, как они ни старались.

– Из чего вы сделали эту цепь? Может, она заколдована? – спрашивали асы цвергов, а те отвечали, усмехаясь в бороды:

– Шесть сущностей соединили мы в этой цепи: шум кошачьих шагов, женские бороды, корни гор, медвежьи жилы, дыханье рыб и слюну птиц.

– Да где же вы все это взяли? – дивились асы. – Впрочем, это все, видно, и впрямь пошло на вашу цепь, ибо нигде больше таких диковин не увидишь.

Асы долго благодарили мастеров: с этой привязи, думали они, Фенриру не сорваться.

Вот только надеть на волка цепь оказалось нелегко, увидев тонкую шелковую ленту, он заподозрил, что его хотят обмануть. А боги толковали между собой о прочности веревки, пробовали порвать ее руками, подзадоривали Фенрира. «Смотри-ка, – говорили они, – а веревка крепче, чем кажется». И добавляли: «Но наш волк ее порвет, тут и думать нечего!»

– Очень уж тонкая она, эта ваша ленточка, – сказал Фенрир, – чем мне гордиться, если я ее порву? Видно, есть в ней какая-то хитрость. Но тогда я вряд ли смогу из нее вырваться. Нет, не бывать ей на моих лапах! Кажется мне, задумали вы связать меня и убить. Вижу, боитесь вы меня.

– Фенрир, ты разорвал две толстые цепи, а какой-то ленточки испугался. Сам подумай, если ты ее не порвешь, значит, ты не такой уж сильный, и мы не будем тебя бояться. А зачем тогда мы будем тебя убивать? Просто развяжем и отпустим.

– Нет, не верю я вам! – отвечал волк. – Если не порву я этих пут, живым из ваших рук не уйду! А чем обвинять в трусости меня, лучше пусть один из вас вложит мне в пасть свою руку. Только имея такой залог, я поверю, что все будет без обмана. И тогда я позволю связать себя вашей лентой.

Переглянулись асы: никто не хотел лишаться руки. «А Локи и горя нет! – вполголоса промолвил Браги. – Опять где-то бродит, пока мы ломаем голову, как нам быть с его отродьем!»

Вдруг Тюр решительно шагнул к Фенриру и вложил свою правую руку ему в пасть. Асы поспешно связали волка волшебной лентой, прикрепили ее к большой каменной плите, вкопанной в землю. Волк уперся лапами в землю, рванулся, но не смог порвать свои узы – напротив, они стали еще крепче, обхватили его тело еще плотнее.

Засмеялись асы от радости, и лишь Тюру было не до смеха: Фенрир, увидев, что его обманули, стиснул зубы и откусил ему руку. Затем он кинулся на стоявших вокруг асов, но те успели отскочить на безопасное расстояние. Лишь Один остался стоять, и когда Фенрир оказался совсем близко, повелитель асов неожиданно всунул в его разинутую пасть свой меч, острие которого уперлось в небо, а рукоятка – под язык, так что волк не мог уже закрыть пасть, и слюна текла из нее рекой.

Боги не стали его убивать, чтобы не осквернить Асгард пролитой кровью: в обители богов нет места убийству. Они отпустили Фенрира в подземную пещеру, где сидит он и теперь, поджидая конца мира: когда лопнут все оковы. Тогда сын Локи Фенрир будет искать Одина, чтобы отомстить ему за свой плен.

По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой

Сегодня речь пойдет о боге Локи, который сначала считался духом жизни и являлся воплощением домашнего очага, но затем он начал сочетать в себе черты бога и демона, а потом и вовсе стал скандинавской версией Люцифера. То есть бог Локи это владыка лжи источник обмана и различной клеветы.

Но сегодня мы сместим акценты и я расскажу вам миф о детях Локи.

Видео версия статьи

Однажды, это было еще до того как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.

— Смотрите, смотрите, сам мудрый отец богов пришел к нам! Но он услышит от нас недобрые вести, — едва увидев его, сказала старшая норна.
— Он пришел услышать от нас то, что надолго лишит его покоя, — добавила средняя норна.
— Да, он пришел услышать от нас о детях Локи и великанши Ангрбоды, — подтвердила младшая из норн.
— Если вы знаете, зачем я к вам пришел, так ответьте мне на тот вопрос, который я хотел вам задать, — сказал Один.
— Да, мы ответим тебе, — вновь заговорила Урд. — Но лучше бы тебе не слышать наших слов. Знай, что те, о ком ты хотел спросить, принесут богам много несчастий.
— Двое из них принесут смерть тебе и твоему старшему сыну, а третья будет царствовать после вас, и ее царство будет царством тьмы и смерти, — добавила Верданди.
— Да, волк убьет тебя, а змея — Тора, но и они сами погибнут, а царство третьей будет недолгим: жизнь одержит победу над смертью, а свет — над тьмой, — сказала Скульд.

Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель, Йормундгад

Еще совсем юная, Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая — иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи. Змея Йормундгад, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти — в ней было не более пятидесяти шагов, — однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее холодные светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, волчонок Фенрис, казался совсем безобидным. Ростом с обычного взрослого волка, веселый и ласковый, он понравился богам, которые не нашли в нем ничего опасного для себя. Один, сидя на своем троне, внимательно оглядел всех троих.
— Слушай меня, Хель, — произнес он. — Ты так велика и сильна, что мы решили сделать тебя повелительницей целой страны. Эта страна лежит глубоко под землей, и даже под Свартальфахеймом. Ее населяют души умерших, тех, кто недостоин жить с нами в Валгалле. Ступай туда и никогда больше не появляйся на поверхности земли.


— Я согласна, — сказала Хель, наклоняя голову.
— Ты, Йормундгад, — продолжал Один, — будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.
— Я соглассссна, — прошипела Йормундгад, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестким немигающим взглядом.
— А ты, Фенрис, — промолвил Один, обращаясь к волчонку, — будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами.

Фенрис ничего не ответил: он был так мал и глуп, что еще не умел говорить.

В тот же день Хель отправилась в царство мертвых, где и живет до сих пор, повелевая душами умерших и зорко следя за тем, чтобы ни одна из них не вырвалась на свободу.

Змея Йормундгад опустилась на дно мирового моря. Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали называть Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает «Мировая змея».

Фенрис целый год жил в Асгарде, но и он с каждым часом становился все больше и больше, и вскоре из игривого волчонка превратился в такое чудовище, что уже никто из богов, кроме бога войны Тюра, который его кормил, не решался подойти к нему близко. Тогда Асы решили привязать Фенриса и больше месяца трудились, пока не сковали цепь, которая, как они думали, сможет его удержать. Эта цепь называлась Лединг и была самой толстой цепью на свете. Боги принесли ее волчонку и сказали:
— Ты уже вырос, Фенрис. Пора тебе испытать свои силы. Попробуй разорвать цепь, которую мы сделали, и тогда ты будешь достоин жить с нами в Асгарде.

Фенрис внимательно звено за звеном осмотрел Лединг и ответил:
— Хорошо, наденьте мне ее на шею. Довольные Асы сейчас же исполнили его желание и надели на него цепь.
— А теперь отойдите подальше, — сказал волчонок. С этими словами он приподнялся, встряхнул головой, и Лединг со звоном разлетелся на куски.
— Вот видите, я достоин жить среди вас, — гордо заявил Фенрис, снова ложась на свое место.
— Да, да, Фенрис, ты достоин жить среди нас, — переглядываясь между собой, отвечали испуганные Асы и поспешили уйти, чтобы начать делать вторую цепь.

На этот раз они работали целых три месяца, и выкованная ими цепь, Дромми, оказалась в три раза толще, чем Лединг.
— Ну, уж ее-то Фенрису не разорвать, — говорили они друг другу, весело неся Дромми волчонку.

Однако, когда он встал, чтобы их приветствовать, и они заметили, что его спина уже возвышается над гребнем крыши Валгаллы, веселость богов сразу прошла.

Увидев Дромми, Фенрис оглядел ее так же внимательно, как перед этим Лединг.
— Ваша новая цепь намного толще старой, — сказал он, — но и мои силы прибавились, и я с удовольствием их испробую. И он подставил богам свою шею. Асы надели на нее цепь, и тогда волчонок встряхнулся, но цепь выдержала. Тогда глаза его загорелись, и он с рыком потянулся. Дроми разлетелась надвое, а Фенрир стоял, как ни в чем не бывало, сверля Скирнира злобным взглядом.

Пораженные ужасом, боги снова собрались на совет.
— Нам незачем делать третью цепь, — говорили они, — все равно, пока мы ее скуем, Фенрис вырастет еще больше и разорвет ее так же, как и две первых.
— Хорошо, тогда обратимся за помощью к цвергам, — сказал Один. — Может быть, им удастся то, что не удалось нам.

И, вызвав к себе гонца Асов, Скирнира, он послал его в Свартальфахейм. Услышав просьбу отца богов, цверги долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь, но наконец старейший из них сказал:
— Мы сделаем ее не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей, и я думаю, что такую цепь не разорвет даже Фенрис.

Так и случилось, что спустя еще два месяца Скирнир принес богам цепь Глейпнир, сделанную по совету старейшего из гномов. А кошачьи шаги стали с тех пор бесшумными, у женщин нет бород, у гор — корней, у птиц — слюны, у медведей — сухожилий, а у рыб — голоса.

Когда Асы впервые увидели Глейпнир, они были очень удивлены. Эта цепь была не толще руки и мягка, как шелк, однако чем сильнее ее растягивали, тем прочнее она становилась. Теперь оставалось только надеть ее на Фенриса, но боги решили сначала отвести его на остров Лингви, лежащий в мировом море, где бы волчонок не мог причинить вреда, ни им, ни людям.
— Ты должен подвергнуться последнему и самому важному испытанию, Фенрис, — объявили они младшему из детей Локи. — Если ты его выдержишь, твоя слава разнесется далеко по всему свету, но для этого ты должен последовать за нами туда, куда мы тебя отведем.
— Я готов, — согласился Фенрис.

Однако, когда Асы привели его на остров Лингви и хотели было накинуть на него Глейпнир, волчонок сердито оскалил зубы.
— Эта цепь так тонка, — заявил он, — что, если она не волшебная, разорвать ее ничего не стоит, а если она волшебная, то я могу и не разорвать ее, несмотря на всю мою силу. Значит, я или не добуду никакой славы, или сделаюсь вашим пленником.
— Ты ошибаешься, Фенрис, — возразил Один. — Если ты не разорвешь нашей цепи, значит, ты настолько слаб, что нам нечего тебя бояться и мы тут же дадим тебе свободу, если же ты ее разорвешь, то ты и так ничего не потеряешь.
— Мудреные вещи ты говоришь, — усмехнулся волчонок. — Хорошо, я позволю вам подвергнуть себя и этому испытанию, только пускай кто-нибудь из вас вместо залога положит мне в пасть свою правую руку.

Боги с тоской переглянулись. Пленение Фенрира было бы благом для всех, но кто согласится пожертвовать ради этого рукой? Асы один за другим отступили. Но не Тюр, отважный меченосец. Он шагнул к Фенриру и протянул левую руку к его громадной пасти.
— Не эту руку, о Тюр, а ту, в которой ты держишь меч, — прорычал Фенрир, и Тюр вложил правую руку в страшный зев.

Боги накинули на шею волчонку Глейпнир, другой конец которого уже заранее прочно прикрепили к огромной скале. Фенрис потряс головой, потом потянул все сильнее и сильнее, но чудесная цепь не разрывалась.
— Нет, — прохрипел, наконец, полузадушенный волчонок, — я не могу ее разорвать, освободите меня! Асы не двинулись с места.
— Ах, так, значит, вы меня обманули! — бешено зарычал Фенрис.

Одним движением челюстей он откусил руку у Тюра и, скрежеща зубами, бросился на остальных Асов. Навстречу ему выступил Хеймдалль и воткнул в его пасть меч с двумя клинками. Концы этих клинков вонзились в верхнюю и нижнюю челюсти волчонка, и тот, не в силах их закрыть, завыл от боли и злобы. Мощным потоком хлынула с его языка пена. Из этой пены образовалась река под названием Вон — река ярости, которая текла до наступления Рагнарёка, гибели богов.

Пока одни из богов перевязывали рану Тюра, другие, во главе с Одином, взяли скалу, к которой был привязан Фенрис, и опустили ее вместе с ним глубоко под землю, где этот страшный волк живет и поныне, продолжая расти и набираться сил и, поджидая той минуты, когда исполнится предсказание норн. Так Асам удалось на долгое время избавиться от страшных детей бога огня.


Кто такой Локи? Что он из себя представляет?
Сейчас большинство людей обожают Локи из-за фильмов Марвел, в котором он, вроде как, антигерой(хитрый, лживый, самонадеянный), но в то же время весь такой позитивный, даже местами положительный, а иногда и вовсе герой.
Мнения, на мой взгляд, разделяются, хотя 90% людей, кто смотрит геройские фильмы, души в Локи не чают! Почему?
Давайте посмотрим, какой же наш АНТИГЕРОЙ на самом деле!

Локи – скандинавский бог огня, обмана и хитрости. Снорри также дал описание внешности божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгарде. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.
Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер – братьями, а богиня Ран – сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи – антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.

Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.

В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее молодильные яблоки, и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.

Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала богиней смерти, Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство. Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).

С опозданием... Пару слов о Боге нашем - Локи.

Совершенно забыла, что у папы вчера был день рождения.
Собсна, стыдно очень, но папа у меня самый лучший, он поймет.

И в честь сего знаменательного события - немного о Локи.

В современном северном язычестве реконструкторского толка Локи - проблемное божество. Те, кто кладет в основу своих реконструкций англосаксонские источники, худо-бедно избегают проблем, связанных с Локи, потому что в этих источниках он не упоминается. Остальным приходится труднее, и среди них можно выделить три совершенно различных подхода к этому богу:

1) Локи - худший из злодеев и великий преступник против человечества и богов Асгарда. Его не следует чтить. Не стоит даже упоминать о нем (тем более - во время священных обрядов);

2) К Локи следует относиться с опаской, но и с определенным уважением, чтобы не навлечь на себя его гнев или недовольство Одина, поскольку Локи - побратим Одина, и воздавать почести только одному кому-либо из них, обходя вниманием другого, было бы невежливо. Схожим образом с ним обращаются и те, кто просто не понимает, как подходить к этому богу, и предпочитает держаться середины между крайностями;

3) Локи заслуживает искренней любви и почтения. Те немногие, что действительно чтят и любят Локи (а не просто пользуются его именем как оправданием для собственных неблаговидных поступков), любят его по-настоящему и всем сердцем, хотя с готовностью признают, что работать с ним трудно: он никому не дает долго стоять на одном месте и постоянно подталкивает своих последователей к развитию и росту.

Кроме того, Локи едва ли не опережает всех остальных скандинавских богов по количеству упоминаний в мифологических сюжетах. Слишком уж велик был соблазн сочинить еще одну приключенческую историю с этим находчивым, отважным и хитроумным трикстером в главной роли, - и многие не могли устоять перед этим искушением даже после того, как Скандинавия стала христианской. В одном знаменитом сюжете Трюм, верховный король Йотунхейма, похищает молот Тора, и Локи убеждает Тора отправиться к йотунам в женском платье, под видом Фрейи, богини любви, чтобы выручить волшебное оружие. В другой истории Локи сам попадает в плен к великану Тьяцци, и тот заставляет его помочь в похищении богини Идунн и ее молодильных яблок; но впоследствии Локи спасает Идунн и возвращает ее асам. Еще один сюжет повествует о том, как Локи превратился в кобылу и сманил жеребца Свадильфари, тем самым избавив асов от необходимости платить хозяину Свадильфари за строительство стен Асгарда. Все эти истории о том, как Локи спасает асов из безвыходного положения, вы найдете в других главах - я не буду пересказывать их здесь еще раз. Но то, что без них не обходится ни один сборник пересказов скандинавских саг (включая и эту книгу), уже само по себе примечательно.

В еще более выгодном свете Локи предстает в фарерской балладе «Lokkatattur» («Сказка о Локи»). Здесь некий великан побеждает крестьянина в состязании и требует, чтобы тот в уплату за проигрыш отдал ему своего сына. Отчаявшийся отец взывает к Одину, а затем - к Хёниру, умоляя их спрятать мальчика. Один превращает мальчика в колос пшеницы на поле, а Хёнир - в перо одного из лебедей в огромной стае, но кровожадный великан оба раза с легкостью его находит. Наконец, на сцену выходит Локи. Он велит крестьянину построить лодочный сарай и забрать его окна железными решетками, а сам вместе с мальчиком отправляется на рыбалку. Поймав палтуса, он превращает мальчика в икринку и прячет в животе рыбы, а затем отпускает рыбу в море. Когда великан приходит искать мальчика, Локи отправляется на рыбалку вместе с ним. Великан выуживает палтуса, разрезает ему живот и начинает пересчитывать икринки. Мальчик в обличье одной из икринок, испугавшись, откатывается в сторону; Локи незаметно подбирает его, пока великан занят счетом, относит его на берег и возвращает ему человеческий облик. Мальчик бежит и прячется в сарае; великан, спохватившись, гонится за ним, но застревает головой в решетке. Локи благополучно убивает великана, изрубив его на куски, и приводит мальчика домой. Крестьянин и его жена обнимают и благодарят спасителя.

Итак, перед нами снова старый добрый триумвират - Один, Хёнир и Локи; и снова именно Локи - единственный, кто может спасти всех в час крайней нужды. Он торжествует там, где даже Один терпит поражение.

Но самая значимая (и самая неоднозначная) из всех историй с участием Локи - история гибели Бальдра. Бальдру, прекрасному солнечному богу, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны, предвещающие скорую смерть. Это и не удивительно, учитывая, что золотые боги - боги жертвенные: так, Фрейр, золотой бог ванов, каждый год умирает в ритуале жертвоприношения и возрождается вновь. Но Бальдра страшит уготованная ему судьба, и любящая мать решает защитить его. Она обходит весь мир и берет с каждого камня, металла, растения и животного клятву, что те никогда не причинят Бальдру вреда. Лишь одну молодую веточку омелы она пропускает - слишком уж та мала и безобидна. После этого боги начинают развлекаться: все выходят на поле и принимаются метать в Бальдра копья и стрелы, а тот остается цел и невредим.

Но тут приходит Локи с дротиком, изготовленным из той самой веточки омелы, и убеждает Хёда, слепого брата Бальдра, принять участие в общей забаве, обещая направить его руку. Хёд послушно мечет дротик в Бальдра, и светлый бог падает замертво. Потрясенные асы рыдают и погружаются в траур; вдова Бальдра, Нанна, умирает от горя. Асы строят для них огромную погребальную ладью, но она оказывается такой тяжелой, что даже Тору не под силу сдвинуть ее с места. Внезапно появляется таинственная великанша по имени Хюррокин; насмехаясь над асами, она легко сталкивает ладью в море и исчезает. По утверждениям некоторых духовидцев, под именем Хюррокин скрывалась сама Ангрбода, жена Локи, пришедшая позаботиться о том, чтобы тело Бальдра надлежащим образом предали огню и волнам.

Локи между тем бежал из Асгарда, но в конце концов снова предстал перед богами, собравшимися на пиру, и бросил вызов всем и каждому. Он обвинил асов в лицемерии и трусости, перечислив, как все они лгали, преступали клятвы и вообще не соответствовали собственным стандартам («Допустим, я тоже все это делаю, - подразумевалось при этом, - но я, по крайней мере, не вру»). Кроме того, он открыто признал себя убийцей Бальдра. Разъяренные (непонятно, чем именно в первую очередь, - убийством ли Бальдра или тем, что на свет всплыли все их грешки) асы накинулись на него, как свора псов. Локи бежал в и спрятался в дальнем уголке Мидгарда, у водопада близ фьорда Франангр. Там он построил себе хижину и прорубил окна во всех четырех стенах, чтобы видеть издалека всех, кто к нему приближается. Когда асы отыскали его убежище, он превратился в лосося и нырнул в ручей под водопадом. Но Тор перегородил ручей сетью с тяжелыми камнями (чтобы никто не проплыл под нею), поймал Локи и вытащил его на берег. После недолгой борьбы Локи вернулся в свое обычное обличье.

Тор и еще несколько асов стали просить Одина, чтобы тот позволил им убить Локи или убил его сам. Но Один, к немалому их удивлению, не пожелал казнить убийцу сына. В разгар этих споров на асов напали двое сыновей Локи от Сигюн - Нарви и Вали, младший из которых был почти еще совсем ребенком, а старший - едва вышел из отрочества. Они попытались защитить отца и отбить его у Тора, но Один превратил Вали в волка и натравил его на Нарви. Вали загрыз собственного брата; не слушая криков Сигюн, асы вырвали из тела Нарви кишки, связали ими Локи, зачаровав мертвую плоть так, чтобы она сделалась крепче любого металла, и бросили поверженного йотуна в глубокую пещеру.

Великанша Скади, все еще не простившая Локи, что он когда-то разбил ее сердце, подвесила у него над головой змею, из пасти которой постоянно каплет яд. Верная Сигюн осталась рядом с мужем. Она держит над ним чашу, собирая в нее яд, но время от времени ей приходится отойти, чтобы опорожнить чашу, и тогда Локи кричит и корчится от боли, а вместе с ним содрогается вся земля. Когда случались землетрясения, говорили, что это Локи бьется в своих оковах.

Современные приверженцы Локи пока не пришли к общему мнению о том, что происходит с ним сейчас. Одни говорят, что он до сих пор заточен в подземной пещере; другие утверждают, что он вырвался на свободу, а третьи - что большей частью он освободился, но в каком-то смысле по-прежнему скован. Поскольку Локи иногда противоречит сам себе, полагаться на его собственные слова по этому поводу трудно.

Почти во всех культурах этических систем было две - идеальная и практическая. И дохристианская Северная Европа - не исключение. Существовал воинский этический кодекс, в котором важнейшее значение придавалось чести и честности; и без него очень быстро распался бы весь жизненный уклад… но поскольку мир, в котором жили древние скандинавы, был суров и зачастую жесток, людям иногда приходилось поступать бесчестно, просто чтобы выжить.


Коварство Локи чаще всего направлено против врагов Асгарда. Локи хитростью вынуждает Трюма вернуть Тору его молот; он возвращает асам Идунн, похищенную великаном Тьяцци; он раз за разом помогает обитателям Асгарда справляться с ужасными напастями. И за это его если и не любят, то, по крайней мере, терпят. Снова и снова он спасает богов - но само его присутствие напоминает богам о том, что они-то ведут себя не по-божески. Глядя на свой пустой рукав, Тюр всякий раз невольно вспоминает, как он предал Фенрира, сына Локи; садясь верхом на Слейпнира, Один не может просто так отмахнуться от воспоминаний о том, как он со своими сородичами обманул великана, построившего стены Асгарда. Благодаря Локи асы получили многие из ценнейших своих сокровищ, но чтобы добыть их, ему нередко приходилось поступаться честью.

Обращение к Локи (равно как и подражание ему в собственной жизни) - дело серьезное. Локи - это божество, к которому взывают лишь тогда, когда исчерпались все прочие средства. И на помощь его зовут не тогда, когда под угрозой оказалась жизнь индивида, но тогда, когда на карту поставлено существование всего племени. Он - олицетворенный инстинкт выживания, куда более древний, чем любые культурные нормы. Если бы Асгард остался без стен, он стал бы легкой добычей для великанов… а если бы асы исполнили условия договора, то тем самым обесчестили бы Фрейю, фактически принудив ее стать жертвой насилия. В дошедших до нас сказаниях Локи предстает отнюдь не богом хаоса (что бы там ни говорили некоторые «северные дискордианцы»), а, напротив, богом порядка - но такого порядка, который необходимо сохранить любой ценой. Он не столько аморален, сколько внеморален; в терминах ницшеанства он - это Воля к Власти, устремленная только к победе и не обременяющая себя умозрительными категориями добра и зла.

По количеству приверженцев он далеко опережает всех прочих рёкков (йотунов, имеющих божественный статус, т. н. теневых богов), и, вдобавок, за последнее десятилетие численность локианцев резко возросла (не только среди строгих последователей Северной традиции, но и в мире в целом). Локи готов общаться с кем угодно, вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности.

_________________________
День Локи - 11-й день Литемоната, Месяца Литы (11 июня)
Цвет: красный
Стихия: Огонь
Алтарь: На красном покрове расположите три красные свечи, камень с вырезанной на нем руной Ос, статуэтку кобылы, статуэтку птицы, два маленьких круглых камешка и цепь.
Подношения: проанализируйте ситуации, в которых вы манипулируете другими людьми - пусть даже правдивыми способами или ради их же собственного блага. Не щадите себя.
Пища в течение дня: горячая, пряная, острая пища.

:::Призывание Локи:::

О сын Лаувейи, лукавец
из дальних северных стран,
о дитя великанов
и дух утонченной игры,
то намеком, то лестью
внушающий замысел тайный,
о лжец,
изрекающий правду, когда ее некому слышать!
Призываем тебя, о двуликий,
о ты, чья душа пламенеет огнем негасимым!
Будь судьей нашим душам,
о Локи, дух Правды и Лжи!

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую - как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» - и самая главная: «Я тебя люблю!» (с)