Как избавиться от ложного чувства стыда. Это уже слишком

Чувство стыда – как его описывает психология

Стыд – это отрицательно окрашенное чувство. Его объект – качество субъекта (особенности внешности или характера) или какой-либо поступок, совершенный им. Стыд основан на социальной неприемлемости того, за что стыдно. Это чувство обостряется, если поступок был совершен на глазах окружающих и они также осудили его. На тонко чувствующих, впечатлительных людей чувство стыда оказывает разрушительное действие. Они постоянно укоряют себя в случившемся, теряют сон и аппетит, мысленно ругают себя за неспособность предугадать ситуацию, не доводить ее до стыдного финала. Эти люди не могут избавиться от ощущения собственной неправоты, они боятся высказать свое мнение, не в силах побороть стеснительность. Это очень мешает им продуктивно общаться с окружающими, продвигаться вверх по карьерной лестнице, иметь уважение у друзей и близких.

Стыд – явление, особо изучаемое в социологии. По мнению ученых, основой общественной морали являются обсуждение и осуждение двух явлений – брака (создания семьи) и преступления

Чувство стыда и чувство вины – в чем разница

Чувство стыда – более глубокое, оно затрагивает подсознание. Стыд за совершенный поступок накладывается на прошлые ситуации, в которых также возникало это чувство. Тем самым настоящее ощущение усугубляется, человек впадает в состояние фрустрации. Вина – более поверхностное чувство. Оно связано с одним конкретным поступком и быстро проходит, когда стираются первые впечатления о нем.

Чувство стыда незнакомо животным. Им обладает только человек, что выделяет его не только из животного мира, но из всей материальной природы

Если чувство стыда вызвано отрицательным поступком, то поможет от него избавиться признание собственной вины. Как говорит старинная пословица, повинную голову меч не сечет. А это значит, что, как бы тяжело не было признавать свои ошибки, это нужно сделать. Тогда больше не будет долга перед окружающими. Да, был совершен проступок, но человек это осознал и покаялся. Больше от него требовать нечего. Таким образом человек облегчает душу в первую очередь себе, а уже потом окружающим, которые будут рады тому, что он осознал свое поведение.

Если чувство стыда вызвано качествами человека, то работать нужно над самооценкой. Проводить аутотренинг, в котором говорить, что главное – собственные мысли и ощущения, а не то, что думают окружающие. Таким образом можно повысить самооценку , стать уверенным в себе и уже не бояться казаться смешным или непонятным.

Человек по жизни испытывает различные эмоции – и положительные, и отрицательные. Однако чувства настолько разнообразны, что они часто друг с другом пересекаются, и не всегда на наш взгляд положительная эмоция несет в себе конструктивную пользу. Например, чувство стыда: психология отзывается о нем неоднозначно. С одной стороны, сдерживающий нормальное развитие человека фактор, с другой – инструмент защиты человека от опрометчивых поступков.

Что такое стыд.

Чувство стыда появляется у человека в результате осознания им несоответствия своих поступков и своего поведения общепринятым нормам и ценностям. Влияние данной эмоции на жизнь человека зависит напрямую от степени ее ощущения. Так, если стыд в слабой форме способен предотвратить негативные последствия действий человека, то сильно выраженный стыд может, наоборот, привести к принятию необдуманных решений (самоубийство, насилие и т. д.).

Вот простой пример слабовыраженного стыда. Когда человек обижает своих близких резким словом, ему становится стыдно, он извиняется и обещает не совершать больше подобных поступков. Если стыд искренен, то человек, скорее всего, сдержит свое обещание. Намного сложнее обстоят дела с гипертрофированным стыдом. Последствия его варьируются от доведения человеком себя до эмоционального истощения, до нанесения себе тяжких телесных повреждений. Сильно выраженный стыд несет в себе только негативные последствия, а потому его нужно стараться избегать.

У человека, постоянно испытывающего ярко выраженную эмоцию стыда, стремительно развивается комплекс неполноценности, человек не понимает, почему он какой-то «не такой», почему люди не принимают его таким, какой он есть. Человек все время винит себя за свои пороки (чаще придуманные), начинает себя ненавидеть и, из-за неспособности измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.

Откуда берется стыд.

Чувство стыда развивается чаще всего у человека в самом раннем детстве и закладывается в виде неверных утверждений о собственной неполноценности. Этому способствуют самые близкие люди, а во взрослой жизни это утверждение превращается в стыд, который сковывает действия человека и мешает ему жить. У детей повышена степень ранимости, а потому навязать им ложные утверждения упреками, замечаниями, обвинениями и высмеиваниями проще простого. Впоследствии чувство неполноценности бывает практически невозможно победить, как и эмоцию стыда, психология тут у всех одинакова.

Черты личности – это заранее принятая человеком программа поведения, запускаемая в приемлемой ситуации для данной черты. Как только человек начинает действовать вразрез с этой программой, им завладевает чувство стыда. При этом, чем больше черт имеется у человека, тем с большей вероятностью он будет испытать чувство стыда. Любая черта личности может потенциально являться источником стыда. Если человек храбрый, но вдруг проявил трусость – им овладевает стыд. К иным чертам личности относится то же самое.

Но разве можно каким-либо образом повлиять на развитие чувства стыда внутри себя? Безусловно, можно! Это и делают умные люди при помощи мозга. При этом влиять нужно не на само чувство вины, а на свою Я-концепцию. Мозг человека является мощным инструментом, которому под силу изменять любые неблагоприятные эмоции.

Как повлиять на чувство стыда.

Первый способ влияния на свой стыд заключается в его подавлении. Нужно просто привыкнуть к нему, знать о его существовании, но не думать о нем. Однако стыд – очень сильная эмоция. Как только человек сможет привыкнуть к ней, она сразу же начнет изменять привычки человека и его мировоззрение. Если эмоция стыда вынуждает человека думать, что он не достоин лучшей жизни, то человек может привыкнуть к мыслям о своей незначимости. Но это еще не самое страшное, хуже допустить избытка негативных эмоций из-за их постоянного подавления. Ведь рано или поздно любые эмоции выходят наружу, и человек впадает в сильнейшую депрессию.

Второй способ борьбы с эмоциями – предоставление возможности для выхода эмоций. Человек создает самому себе ситуации, при которых выполняются действия, связанные с чувством стыда. Например, если человек стыдиться выходить на люди без одежды, он однажды делает это, и в какой-то момент понимает, что тут нет ничего стыдливого и страшного. Только после этого стыд отступает. Такой способ борьбы со стыдом очень рискованный, так как заставляет человека делать что-то вопреки общественному мнению, нормам и правилам поведения. Такие действия вызывают негодование со стороны окружающих людей и власти. Но именно этот способ используют психологи на своих тренингах для избавления человека от чувства стыда. На таких тренингах основная роль отдается практике. Скромные люди упражняются в умении быть наглыми. Слишком вежливые – бесцеремонными. Принцип работы этого метода – вышибить «клин клином».

Какой же из способов лучше подходит для борьбы с пагубным стыдом? Ни один из них! Проблема в том, что многие желающие справиться со стыдом стремятся так или иначе уничтожить это возникающее чувство, психология же людская этого не приемлет. Лучше просто научиться их контролировать. Человеческие эмоции – вещь врожденная, подаренная самой природой, а потому пытаться избавиться от них просто глупо. Наилучший выход из сложившейся ситуации – обучиться использовать свои эмоции и быстро адаптироваться к ним. Человеку важно научиться правильно стыдиться, радоваться, критиковать, обижаться и т. д.

Нужно принять себя таким, какой вы есть. Самое глупое, что может пытаться сделать человек – быть идеальным. Ведь у каждого человека свои представления об идеале, а потому категории «идеальный человек» существовать просто не может.

Не стоит осуждать других людей. Нет более страшного качества, чем желание находить негативные стороны в людях, после чего прилюдно их порицать. Помните, если вы увидели в человеке отрицательную черту характера, задумайтесь над тем, что данная сторона видна только вам. Это не более чем ваша чисто субъективная оценка.

Откажитесь раз и навсегда от сравнений вашего поведения и вашего непосредственного ожидания. Если вы научитесь избавляться от сравнения своих действий с ожиданиями окружающих, вы защитите себя от лишних комплексов и переживаний. Человек, отказывается от сравнения, входит в гармонию со своей Я-концепцией, переставая испытывать стыд.

Что такое стыд, знает каждый из нас. Это неприятное ощущение, вызывающее внутренний дисбаланс. Оно может быть настолько сильным, что надолго препятствуя нормальной деятельности. Каким образом появляется стыд (это чужеродное обжигающее чувство), стоит ли его искоренять? Как правильно к нему относиться? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Существует ли чувство стыда

На самом деле развитая личность понимает, что в этом мире не стыдно полностью ничего. Но нюанс состоит в том, что если выйти в ненадлежащем виде на Красную площадь, то это будет чревато как минимум разговором с участковым. Прежде всего, нужно понять, что плохо не именно совершить какой-либо неприглядный поступок. Проблема состоит в том, что стыд - это ощущение, возникающее, если об этом действии узнают непонимающие ситуацию лица.

Все мы являемся людьми, а организм каждого из нас работает сугубо индивидуально. Одним из нас нужно больше пищи, воды, любви, работы, развлечений, спорта, отдыха и так далее. Стыд - это результат непринятия какого-либо поведения обществом. Ведь всегда находятся люди, которые живут по противоположным законам.

Ощущение стыда воспитывается окружением

Примитивный пример можно привести даже из жизни студентов, которые живут в общежитии. В комнате, в которой проживают отличники, всегда царит атмосфера чистоты, порядка и стремления учиться. Сказать соседям о том, что на прошлых выходных ходил в ночной клуб, такой студент не может. Ведь его поступок сочтут ненадлежащим для образованного, воспитанного человека. То есть он будет испытывать стыд (это неприятное ощущение вины за то, что нерационально израсходовал своё время).

Существует и полностью противоположная комната. В ней постоянно шум, гости и веселье. Все проживающие считают, что учиться необязательно, потому что с преподавателями можно как-то договориться. На крайний случай контрольную можно списать. В этой комнате все постоянно наряжаются и по вечерам уходят на дискотеки или ещё куда-нибудь. В компании таких студентов заявить о том, что прошлые выходные провёл с конспектом по электротехнике, просто недопустимо. В результате скажут, что так жить скучно и неправильно. Такой студент подумает: «Мне стыдно перед друзьями за то, что я уподобился тем заучкам».

Нормы, которых требует общество

С детства должны быть привиты определённые нормы поведения. При желании, становясь взрослым, человек их улучшает и совершенствует. Среди подобных моментов можно назвать такие:

  1. Вытирать руки о скатерть.
  2. Издавать чавкающие звуки при еде.
  3. Громко стучать вилкой по тарелке.
  4. Пользоваться зубочисткой у всех на виду.
  5. Очищать ухо пальцем перед кем-либо и так далее.

С детства нам прививают, что существуют определённые нормы общественного поведения. И нарушать их стыдно. Конечно, всё зависит от контингента, в который попадает человек. То есть если он находится в обыкновенной рабочей среде самых простых людей, то фразу: «Мне стыдно, потому что я сделал глоток чая громко,» - никто не поймёт. Но если собеседником является высокоинтеллигентный человек, то перед ним неудобно даже совершенно случайно ударить ложечкой по посуде.

Стыд при воспитании детей

К сожалению, очень часто понятием стыда просто злоупотребляют. Это делается с целью оградить ребёнка от нежелательных поступков. Например, малыш играет во дворе и вымазывает новые штаны. Родители ругают его, всячески указывают на проступок. В результате обязательно звучит фраза: «Как тебе не стыдно». То есть ребёнок постепенно понимает, что за свои проступки он должен испытывать определённое чувство. Он может не видеть никакой проблемы в том, что вымазал новые вещи. Ведь он всего лишь сделал шаг в сторону, а рядом стояла оказавшаяся грязной скамейка. Но судя по всему, мама и папа этого не понимают, поэтому гораздо проще опустить голову и продемонстрировать, что без стыда здесь не обойтись.

К сожалению, постепенно такой человек становится замкнутым. Он боится что-либо сказать и сделать, потому что любой его поступок будет оцениваться как неправильный. И все узнают, какие ощущения он при этом испытывает.

Взрослый человек, которому стыдно

В мире взрослых людей всё обстоит несколько не так, как среди детей. Повзрослевший ребёнок, которого постоянно упрекали в том, что он поступает неправильно, вызывая в нём чувствует себя некомфортно. Такой человек плохо понимает, что можно обойтись без стыда. А окружающие интуитивно улавливают его испуг.

Вероятность того, попадёт в компанию исключительно добрых, мягких людей, трепетно относящихся к его чувствам, крайне мала. Обычно окружающие «прощупывают» слабые места, начиная нещадно манипулировать. Они могут заведомо моделировать какие-либо ситуации с целью вызвать чувство стыда. То есть взрослый человек должен понять ситуацию и суметь себя вывести из детских страхов подобного рода.

Стыд перед непонимающими людьми

Суть состоит не в том, чтобы отречься от стыда вообще. Это ощущение является индикатором запретов, навязанных извне. Чувство очень неприятное, напоминающее жжение внутри. Возникает желание спрятаться и стереть из памяти собственный проступок. А стоит ли испытывать стыд перед теми, кто мог бы произошедшее понять, но делать этого не хочет?

Следует себя убедить в том, что любое осуждение какого-либо нелицеприятного поступка является чистоплюйством. Как известно, геев больше всего осуждают те лица, которые глубоко внутри сильно к ним расположены. Люди, которых такая проблема действительно не волнует, заинтересованы абсолютно другими вещами. И вина и стыд перед ними из-за каких-то глупостей или ситуаций, подлежащих объяснению, просто не возникают.

Другой пример говорит о том, что если на кого-то явно показывать пальцем, то на самом деле указываешь на себя. Если получилось так, что собеседник совершил какой-либо непроизвольный поступок, то не стоит направлять на него указку и кричать об этом на всю улицу. Таким поведением тот, кто якобы следит за порядком, показывает свою природную причастность к такого рода вещам.

Работа со стыдом

Взрослый человек должен сам определиться с тем, приемлемо для него что-либо или нет. И придерживаться людей соответствующих взглядов. Сохранить психику здоровой в этом случае гораздо проще. Таким образом, он будет испытывать чувство стыда исключительно перед собой.

Лучше всего относиться к этому ощущению как к индикатору. Взрослый человек сам выбирает, с кем ему общаться. То есть если возникло неприятное жжение внутри, то здесь, скорее, присутствует манипуляция. Возможно, настоящая или очень давняя. Следует не подавлять чувство стыда внутри себя, а постараться, наоборот, его извлечь.

Нужно, невзирая на неприятные ощущения, разобрать ситуацию по полочкам. То есть необходимо выяснить:

  1. Что произошло.
  2. Собственное отношение и причины.
  3. Мнение собеседника (одного или нескольких).
  4. Кто узнает ещё и как отнесётся.
  5. Что делать в дальнейшем.

Ответы на вопросы

Нужно честно и без стеснения определить для себя произошедшее событие, вызывающее неприятное ощущение внутри. Затем нужно ответить на вопрос о причине произошедшего, но обманывать себя здесь нельзя. То есть природа произошедшего состоит в том, что была неправильно понята ситуация, отпущена какая-то недопустимая реплика, совершён нелицеприятный поступок по причине плохого самочувствия и так далее.

Затем очень важно понять, как отнёсся к произошедшему собеседник. Если его реакция оказалась высокомерной, осуждающей и жестокой, то должны возникнуть мысли по поводу того, каким образом диалог с этим человеком вообще произошёл. Скорее, что тесно общаться с ним не нужно. Также следует прозондировать тех людей, которые могут узнать о проступке.

В дальнейшем нужно вести себя так, как ни в чём не бывало. При этом следует сделать свои выводы. То есть если собеседниками оказались люди, которые проявили жестокость, то общение нужно свести к минимуму и порадоваться за лиц, у которых всё всегда происходит исключительно идеально. Потому что такого в природе не существует в принципе.

С кем дружить предпочтительнее

Если человек отнёсся нормально, то следует поставить ему плюс. Также очень хорошо характеризует собеседника его способность на ситуацию внимания не обращать. Но здесь существует момент искренности, и его необходимо почувствовать.

То есть общаться нужно с теми, кого интересует собственная жизнь. Такие люди не станут забивать голову какими-то особенностями, произошедшими с их товарищем. А наоборот, если увидят, что человек очень обеспокоен чем-либо, испытывает стыд, чувство вины, то постараются его из этого состояния вывести. Очень часто бывает так, что плохого намерения у того, кто совершил как будто постыдный поступок, не было. А неприятное ощущение имеется. В этом случае настоящий друг поможет увидеть, что поступок яйца выеденного не стоит.

То есть стоит ли нам расстраиваться из-за того, в чём мы не виноваты на самом деле? Логичный ответ состоит в том, что нет. Лучше относиться к стыду не как к чему-то неприятному и требующему задвижки в дальний угол подсознания. Нужно воспринимать это ощущение как индикатор. Таким образом, получится обратить его себе на пользу и улучшить своё самочувствие.

Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.

Стыд — это ужасно болезненное переживание.

Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.

Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями , боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.

Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.

Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:

Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.

Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.

Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная. У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.

Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.

Каким рождается ребенок

Рождение человека - это удивительное событие. Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения. Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.

Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.

Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой. Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями , а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п. Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.

Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе. Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой. И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.

Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.

Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»

Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»

Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.

Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может. А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.

Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».

Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.

В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам. Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе. Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».

Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».

Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.

Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.

В третьей статье мы поговорим о том, как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться? ».

В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда .

А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Стыд – это чувство сильного смущения, неловкости, дискомфорта от осознания предосудительности своего поступка, поведения, действия или качества личности. Почему возникает чувство стыда и как с ним бороться?

Чувство стыда относится к категории моральных чувств , то есть тех, что возникают и развиваются в процессе воспитания и социализации человека. Это не врожденное, а приобретенное в результате социального научения переживание.

Есть действия, которые просто не принято совершать на людях, хотя сами по себе они не являются чем-то противозаконным. Все в мире относительно. То, что для одного человека может быть вполне нормальным, для другого – аморальным. Нормы морали изменяются с течение времени и в обществе и в сознании личности.

Мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и неподобающем поведении.

Стыд возникает только тогда когда его объект, то есть какой-либо поступок или качество:

  • социально неприемлемо, то есть считается аморальным;
  • наблюдается или замечено окружающими людьми.

Человеку не будет стыдно совершать действие, которое можно оценить как постыдное, в полном одиночестве или когда он уверен, что свидетелей вокруг нет.

Но, если индивид оценивает поступок, совершаемый в одиночестве, как аморальный, возникнет другое негативное чувство – вина.

Стыд и вина – это формы эмоционального проявления совести . Они часто ощущается одновременно и усиливают друг друга.

Если у человека развита совесть как функциональный аппарат, формулирующий моральные обязанности и реализовывающий нравственный самоконтроль, ему непременно будет знакомо и чувство вины и чувство стыда.

Развития чувства стыда в филогенезе и онтогенезе

То, чего стыдится современный человек, не вызвало бы ни капли угрызений совести у человека, жившего в доисторические времена в пещере. Чувство стыда формировалась вместе с развитием цивилизации и каждого отдельно взятого общества, государства.

У одних народов стыдливость более развита и они традиционно ведут себя сдержанно, скромно, культурно, а у других в менталитете полная свобода проявлений себя, вне зависимости от того «А что подумают люди?».

Исследования антропологов и этнопсихологов позволяют утверждать, что именно у тех национальностей, в чьем менталитете заложена установка ориентироваться на общество, коллектив, традиции, стыд играет важную роль в жизни людей. В культурах, базирующихся на индивидуализме, стыд не столь частое явление.

Ребенок поначалу не стыдится ничего, но беспрерывно усваивает нормы морали, поэтому у него в возрасте от 3 до 7 лет развиваются понимание того, что такое «стыд» и «стыдно», а также такие черты характера как совестливость, стыдливость, стеснительность и другие моральные качества.

Маленький ребенок, к примеру, не стесняется своей наготы, когда родители его переодевают или купают. Он еще не знаком с моралью, но очень скоро начинает понимать, что любое действие интимного характера должно совершаться наедине с самим собой, а при людях это делать стыдно.

Американский психолог Г. Олпорт отмечает, что отсутствие чувства интимного стыда препятствует развитию личности . Действительно, это так. Не имея совести и стыда, человек растет аморальным индивидом. Более того, бесстыдство и бессовестность у детей, а в особенности у взрослых, нередко становятся симптомами психических патологий.

Как в любом вопросе, касающемся воспитания, в деле формирования чувства стыда, важно знать меру. Плохо когда человек ведет себя эгоистично, не считается с мнением окружающих и совершает аморальные поступки, но также плохо, когда сильно развитое чувство стыда перерастает в такие качества личности как чрезмерная стыдливость, стеснительность, зажатость, некоммуникабельность, закомплексованность.

Почему стыдится вредно

Люди с гипертрофированным чувством стыда страдают от заниженной самооценки, самокритичности, комплекса неполноценности, ощущения надуманной аморальности настолько, что просто не могут и не позволяют себе быть счастливыми, считая это неприличным или неуместным.

Важно чтобы здоровое чувство стыда, призванное регулировать поведение человека, не превращалось в способ наказать самого себя муками совести!

Человек «погрузившийся» в сильно выраженный стыд и измучивший себя мыслями о том, как теперь его будут воспринимать в обществе, способен на опрометчивые, рискованные и непоправимые решения и поступки. Из всепоглощающего чувства стыда некоторые люди совершают самоубийство.

Стыд является нормальным чувством, когда его спровоцировало объективно постыдное событие или действие, но если повод надуман или чувство слишком сильное , продолжительное и негативно влияет на качество жизни, от него, несомненно, нужно избавляться.


Стыдливость
– черта характера, говорящая о готовности испытывать чувство стыда часто. Стыдливость мешает человеку выражаться как личности и развиваться, так как сопровождается стеснительностью, нерешительностью, безынициативностью.

В тоже время стыд делает личность более ответственной, рассудительной, организованной, осторожной, предусмотрительной, пунктуальной, не говоря уже о том, что окружающие люди воспринимают такого человека как скромного и порядочного.

Субъекта, часто испытывающего чувство стыда, преследуют страхи быть осмеянным, непонятым, униженным, оскорбленным, подвергнуться незаслуженной критике, стать изгоем или оказаться отвергнутым любимыми людьми.

Стыдливые люди опасаются совершить постыдное действие, оттого уровень тревожности у них, как правило, повышен, а самооценка понижена.

Как побороть стыдливость

Для контроля над любой сильной эмоцией или чувством, прежде всего, нужно научиться ее идентифицировать , то есть понимать, что она возникла и называть.

По каким признакам, кроме внутреннего ощущения дискомфорта и мыслей на подобии «Я сейчас готов сквозь землю провалиться!», можно узнать стыд?

Когда человек стыдится, возникает ряд физиологических реакций :

  • покраснения кожных покровов (возникновение румянца на щеках),
  • повышение давления,
  • учащенный пульс,
  • задержка дыхания,
  • повышенное потоотделение.

Стыд можно узнать по сопровождающему его желанию поскорее удалиться от объекта или прекратить действие, вызывающее стыд. Когда стыдно, хочется сбежать и от стыда и от самого себя. Так как чаще всего сделать это невозможно, человек старается «стать незаметным»:

  • опускает голову и плечи,
  • прячет взгляд,
  • закрывает лицо руками,
  • принимает максимально закрытую позу.

Как правило, причины стыдливости, мешающей развиваться и реализовываться, коренятся в событиях, произошедших в детстве. Детей часто ругают и стыдят чрезмерно или понапрасну. Осознание причин стыдливости помогает переоценить чувство стыда, проработать и избавиться от негативных воспоминаний, а вместе с тем и чрезмерного чувства вины по поводу и без.

Например, женщина стыдится своей внешности, так как считает что у нее некрасивая форма носа. Когда-то в детстве одноклассники осмеяли ее и заставили стыдиться своей внешности. Красота – относительное понятие, стыдиться своей внешности не стоит хотя бы только потому, что она часть индивидуальности и уникальности человека.

Еще одна распространенная причина возникновения чрезмерного чувства вины – табу , запреты, предрассудки, предубеждения и другие строгие, консервативные идеи.

Когда что-то табуированное было сделано, стыд буквально сковывает человека и на всю жизнь «программирует» стыдиться и бояться повторения произошедшего. Люди часто скрывают постыдные качества личности, привычки, не делятся воспоминаниями, за которые им стыдно.

Права судить и осуждать личность не имеет никто, а ошибки и действия, за которые бывает стыдно, совершает каждый человек в своей жизни и не один раз. Снизив значимость табу или избавившись от него вовсе, можно справиться с чувством стыда.

Если еще какие-то полвека назад считалось постыдным молодей девушке жить с мужчиной в гражданском браке (сожительствовать), то сегодня, напротив, считается правильным пожить некоторое время вместе, прежде чем заключать официальный брак.

Чтобы избавиться от мучающего чувства стыда за какой-либо поступок или в целом от надоедливой стыдливости, психологи рекомендуют научиться :


Не стоит бежать от проблемы гипертрофированного чувства стыда. Нужно поработать над собой, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу.