Год рождения тютчева и фета. Биография тютчева

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.
Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана:.внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.
Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.
Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.
Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в 364
постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
(“Тени сизые смесились”, 1835)
Это время суток переживается поэтом как “час тоски невыразимой”. Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: “Все во мне и я во всем”. Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.
Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.
Весьма интересно используется этот прием в стихотворении “Шепот, робкое дыханье...” (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.
Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.
В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.
Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.
Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении “Весенние воды” ручьи “бегут и блещут и гласят”.
Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, “слиться с запредельным” (“О чем вы воешь, ветр ночной?”).
В более позднем стихотворении “Тени сизые смесились...” это желание проступает еще более явно:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утеши.
Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.
Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.
Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:
Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.
Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл (“В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна...”).
У этого поэта жизнь сравнивается с “временем золотым”, когда “жизнь заговорила вновь” (“К. В.”, 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.
В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.
Дышал он (взор) грустный, углубленный,
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.
Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье...”). 366
В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад...” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной”.
Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна -вся жизнь”, “ты одна- любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:
… нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.
В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...
В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.
То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”:
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”"(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.
Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.
Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.
Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830).
В стихотворении “ЗПегШит” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей”.
У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”. Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”). “Цветущие берега” и “жизнь иная” - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.
В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

И , и . Один из таких «дуэтов» - и . Несмотря на приличную разницу в возрасте - Тютчев был на 17 лет старше Фета, - они не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.

Они родились в разные годы, но в один день - 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство - неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева - изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств» . А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.

В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:

Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.

Твоей камене - повторять,
Прося стихи - я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу - чтоб ты
Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

И Тютчев фото прислал. Со стихотворным ответом:

Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной...
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел -
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.. .

До 1953 года предполагалось, что это было одно стихотворение. Потом появилась версия, что «Тебе сердечный мой поклон...» было написано на одном листе с подписью и датой, «Иным достался от природы...» - на втором. Соединены стихотворения, разные даже по строфике, были по ошибке соединены в списках.

Есть еще несколько известных стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты... » 1863 года, «Прошла весна - темнеет лес...» 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:

Вот наш патент на благородство,-
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,
Глядит - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «...Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», - отмечал он.

«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» - камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, - говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».

Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!» О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней - в 1864 году - мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:

«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: « Т ютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься» . Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Фёдор Иванович Тютчев (1803−1873) - русский поэт. Известен также как публицист и дипломат. Автор двух сборников стихотворений, обладатель ряда высочайших государственных титулов и наград. В настоящее время произведения Тютчева в обязательном порядке изучаются в нескольких классах общеобразовательной школы. Главное в его творчестве - природа, любовь, Родина, философские размышления.

Вконтакте

Краткая биография: молодые годы и обучение

Федор Иванович родился 23 ноября 1803 года (5 декабря по старому стилю) в Орловской губернии, в усадьбе Овстуг. Начальное образование будущий поэт получал дома, изучая латынь и древнеримскую поэзию. Детские годы во многом предопределили жизнь и творчество Тютчева.

В детстве Тютчев очень любил природу, по его воспоминаниям, «жил с ней одной жизнью». Как было принято в то время, у мальчика был частный учитель, Семен Егорович Раич, переводчик, поэт и просто человек с широким образованием. По воспоминаниям Семена Егоровича , мальчика нельзя было не полюбить, учитель очень привязался к нему. Юный Тютчев был спокойным, ласковым, талантливым. Именно учитель зародил в своем ученике любовь к поэзии, научил пониманию серьезной литературы, поощрял творческие порывы и желание писать стихи самостоятельно.

Отец Федора, Иван Николаевич, был мягким, спокойным, рассудительным человеком, настоящим образцом для подражания. Его современники называли его прекрасным семьянином, хорошим, любящим отцом и мужем.

Матерью поэта была Екатерина Львовна Толстая, троюродная сестра графа Ф. П. Толстого, знаменитого скульптора. От нее юный Федор унаследовал мечтательность, богатое воображение. Впоследствии именно при помощи матери он познакомится и с другими великими писателями: Л. Н. и А. К. Толстыми.

В возрасте 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на отделение словесности, которое закончил через два года в степени кандидата словесных наук. С этого момента началась его служба за границей, в русском посольстве в Мюнхене. За время своей службы поэт свел личное знакомство с немецким поэтом, публицистом и критиком Генрихом Гейне, философом Фридрихом Шеллингом.

В 1826 году Тютчев встретил Элеонору Петерсон, свою будущую жену. Один из интересных фактов о Тютчеве: на момент знакомства с поэтом молодая женщина уже год была вдовой, и у нее было четверо малолетних сыновей. Поэтому Федору и Элеоноре пришлось скрывать свою связь несколько лет. Впоследствии они стали родителями трех дочерей.

Интересно, что стихов своей первой жене Тютчев не посвящал ; известно лишь об одном стихотворении, посвященном ее памяти.

Несмотря на любовь к жене, по словам биографов, были у поэта и другие связи. Например, в 1833 году, зимой, Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель (Дернберг в первом браке), увлекся молодой вдовой, писал для нее стихи. Чтобы избежать скандала, любвеобильного молодого дипломата пришлось отправить в Турин.

Первая жена поэта, Элеонора, умерла в 1838 году. Пароход, на котором семья плыла в Турин, потерпел бедствие, и это серьезно подкосило здоровье молодой женщины. Это была большая утрата для поэта, он искренне скорбел. Как утверждают современники, проведя ночь у гроба жены, поэт поседел всего за несколько часов.

Однако, выдержав положенный срок траура, спустя год он возобновил связь с Эрнестиной Дернберг и впоследствии женился на ней. В этом браке у поэта также были дети, дочь и двое сыновей.

В 1835 году Федор Иванович получил чин камергера. В 1839 он прекратил дипломатическую деятельность, однако остался за границей, где проводил большую работу, создавая на Западе позитивный облик России - это было главное дело этого периода его жизни. Все его начинания в этой области были поддержаны императором Николаем I. Фактически ему официально разрешили самостоятельно высказываться в прессе о политических проблемах, возникающих между Россией и Европой.

Начало литературного пути

В 1810-1820 гг. были написаны первые стихотворения Федора Ивановича. Как и следовало ожидать, они были еще юношескими, носили печать архаичности, очень напоминали поэзию ушедшего века. В 20−40 гг. поэт обратился к различным формам как русской лирики, так и европейского романтизма. Его поэзия в этот период становится более самобытной, оригинальной.

В 1836 году тетрадь со стихами Федора Ивановича, тогда еще никому не известного, попала к Пушкину .

Стихи были подписаны только двумя буквами: Ф. Т. Александру Сергеевичу они так понравились, что были напечатаны в «Современнике». Но имя Тютчева стало известным только в 50-х гг., после еще одной публикации в «Современнике», которым тогда руководил уже Некрасов.

В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, а в 1848 ему предлагают должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел. В то время возникает кружок Белинского, в котором поэт принимает активное участие. Вместе с ним туда входят такие известные литераторы , как Тургенев , Гончаров, Некрасов.

В общей сложности за пределами России он провел двадцать два года. Но все эти годы в его стихах фигурировала Россия. Именно «Отечество и поэзию» молодой дипломат любил больше всего, как признавался он в одном из писем. В это время, однако, Тютчев почти не печатался, и как поэта его в России совершенно не знали.

Отношения с Е. А. Денисьевой

В период работы старшим цензором, посещая в институте своих старших дочерей, Екатерину и Дарью, Федор Иванович познакомился с Еленой Александровной Денисьевой. Несмотря на значительную разницу в возрасте (девушка была ровесницей его дочерей!), у них завязались отношения, которые закончились лишь со смертью Елены, и появилось трое детей. Елене пришлось пожертвовать многим ради этой связи: карьерой фрейлины, отношениями с друзьями и отцом. Но, вероятно, с поэтом она была счастлива. А он посвящал ей стихи - даже спустя пятнадцать лет.

В 1864 году Денисьева умерла, и боль своей утраты поэт даже не пытался скрыть перед знакомыми и друзьями. Он страдал от мук совести: из-за того, что поставил любимую в двусмысленное положение, не выполнил обещание издать посвященный ей сборник стихов. Еще одним горем стала смерть двух детей Тютчева и Денисьевой.

В этот период Тютчев достаточно быстро продвигается по службе:

  • в 1857 году он назначен действительным статским советником;
  • в 1858 - председателем Комитета иностранной цензуры;
  • в 1865 - тайным советником.

Кроме того, поэт был награжден несколькими орденами .

Сборники стихов

В 1854 году под редакцией И. С. Тургенева выходит первый сборник стихов поэта. Основные темы его творчества:

  • природа;
  • любовь;
  • Родина;
  • смысл жизни.

Во многих стихах видна нежная, трепетная любовь к Родине, переживания за ее судьбу. Отражается в творчестве и политическая позиция Тютчева: поэт был сторонником идей панславизма (проще говоря, того, чтобы все славянские народы объединились под властью России), противником революционного способа решения проблем.

В 1868 году выходит второй сборник лирики поэта, который, к огромному сожалению, оказался уже не столь популярен.

Вся лирика поэта - и пейзажная, и любовная, и философская - обязательно проникнута размышлениями о том, каково предназначение человека, о вопросах бытия. Нельзя сказать, что какое-то из его стихов посвящено только природе и любви: у него все темы переплетаются между собой. Каждое стихотворение поэта - это, хотя бы кратко, но обязательно размышление о чем-либо, за что его нередко называли поэтом-мыслителем. И. С. Тургенев отмечал, как мастерски Тютчев изображает различные душевные переживания человека.

Стихи последних лет напоминают скорее лирический дневник жизни: здесь и исповеди, и раздумья, и признания.

В декабре 1872 года Тютчев заболел: у него резко ухудшилось зрение, была парализована левая половина тела. 15 июля 1873 года поэт скончался. Умер он в Царском Селе, а похоронен был на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. За всю жизнь поэтом были написаны около 400 стихотворений.

Интересный факт: в 1981 году в Крымской астрофизической обсерватории был открыт астероид 9927, который был назван в честь поэта - Tyutchev.

Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич. Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить.

Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», - писал он в одном из писем из чужбины. Но стихов своих Тютчев почти не печатал. Его имя как поэта не было известно в России.

В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. У них родились 3 дочери.

В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушкину очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. И только в 50 гг. уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и сразу же имя его стало известным.

Первый сборник его вышел в 1854 году под редакцией Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи были проникнуты трепетной, нежной любовью к Родине и затаённой болью за её судьбу. Тютчев был противником революции, сторонником панславизма (идеи объединения всех славянских народов под властью русского самодержавия). Основные темы стихов: Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни

В философской лирике, в любовной, в пейзажной обязательно присутствовали размышления о роковых вопросах бытия и о предназначении человека. У Федора Ивановича Тютчева нет сугубо любовных стихов, или о природе. У него всё переплетено. В каждом стихотворении душа человеческая и самого автора. Поэтому Тютчева называли поэтом-мыслителем. Каждое его стихотворение – размышление о чём-то. Тургенев отмечал мастерство Тютчева в изображении душевных переживаний человека.

В декабре 1872 года у Федора парализовало левую половину тела, резко ухудшилось зрение. Тютчев скончался 15 июля 1873 года.