Тема любви в лирике Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин: стихи о любви

Любовь… Она занимает, пожалуй, одно из главенствующих мест в творчестве каждого деятеля искусства. Не исключение - поэзия. «Наше все», А. С. Пушкин, не был исключением. Каждое его стихотворение - частичка души, которую он обнажает перед читателями и, конечно, своей Прекрасной Дамой. Рассмотрим, как раскрыта тема любви в лирике Пушкина. Для этого приведем наиболее яркие и эмоциональные стихотворения.

Место любовной тематики в творчестве Пушкина

Говоря о том, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит сказать, что она весьма богата образами, многолика. Ведь помимо писательского таланта у него был еще один - любить, и не просто, а ценить это чувство, восхищаться им.

Стоит сказать, что Пушкин - основополагатель отечественной самобытной любовной лирики (до этого читателю приходилось довольствоваться лишь переводной литературой либо подражаниями европейским поэтам). Сам В. Белинский отмечал, что у поэта это высокое чувство не ограничивается только переживаниями, здесь воплотились другие его качества, художника и артиста.

Новаторство поэта в любовной теме

Для начала разберем, как видоизменилась тема любви и дружбы в лирике Пушкина в отличие от предшественников.

Одно из самых главных новшеств - то, что он освободил свои произведения от подчинения какому-либо жанру. В рамках одного стихотворения мы можем встретить и послание, и элегию, и романс. Таковы его произведения «К***» или «Я вас любил». Во главе угла теперь стоит содержание, и уже ему посвящена форма выражения.

Да и стихи Пушкина о любви другие, отличные по тематике. Как известно, до его прихода на олимп поэзии там вовсю властвовал романтизм с присущим ему героем-бунтарем, одолеваемым страстями, клянущим обстоятельства и предмет воздыхания, вечно страдающим от неразделенной любви. было настоящей трагедией для романтического героя. Что делает Александр Сергеевич?

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина подпитывается, прежде всего, житейской мудростью и здравым смыслом. Он уже не клянет предмет страсти за а оставляет женщине право выбора, он допускает мысль, что любовь может не длиться вечно. Стихи Пушкина о потухшей - это своего рода благодарность женщине за то прекрасное, благородное чувство, которое испытал сам поэт.

Любовь для него - это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.

Эволюция любовной лирики

Великий поэт прожил прискорбно короткую жизнь, но за это время эволюционировала и тема любви в лирике Пушкина. Кратко представим это ниже.

Сразу хочется отметить, что подобные стихотворения в творчестве поэта крайне биографичны. Лицейские годы - начало размышлений поэта о любви. Эти стихотворения легкого содержания, где-то немного интимные, всегда посвященные конкретной женщине. Чуть позже их сменит гражданская составляющая. Достаточно вспомнить строки «К Чаадаеву»: «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман». Здесь переплетаются любовь с дружбой и гражданским долгом.

Далее - ссылка, где есть время переосмыслить свое отношение ко многому, в том числе и любви. Так к поэту приходит мысль о трагедии любви. Стоит отметить, что этот период его жизни связан с увлечением романтизмом - отсюда трагедийное отношение к чувствам.

Вскоре Пушкин вновь пересматривает, что есть любовь. Он понимает, что в страдании только разрушение, а оно губительно для вдохновения.

Он снова ставит любовь созидающую во главу творчества, однако теперь это нечто большее, нежели в юношеские годы: это великая благость, светлая жертвенность, идеал.

Рассмотрим, как отражена тема любви в лирике Пушкина, на конкретных примерах.

Стихотворение "Желание"

Написанное в 1816 году стихотворение «Желание» - это своего рода печальный гимн первой любви. Она не принесла поэту счастья. Даже наоборот: поэта окружают «уныние», «горести» и «слезы».

Однако и в этом весь Пушкин: поэт не хочет расставаться с прекрасным чувством, наоборот, он находит утешение в нем. Ему дороги даже те скорби, которые испытывает душа. Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пушкина, поэтому подчинено определенному стилю, а именно элегическому - печальному представлению чувства любви.

Из средств выразительности стоит выделить метафоры: «душа, плененная тоской»; множество эпитетов: «унылое сердце»; обращение к душе и даже оксюморон: «горькое наслаждение», который говорит о противоречивости испытываемых чувств. С одной стороны, горечь о неразделенной любви, с другой - радость, оттого что испытывает это прекрасное чувство.

Стихотворение "Я помню чудное мгновенье"

Стихотворение, которое является хрестоматийным - «К***». Здесь тема любви в лирике Пушкина раскрыта во всех своих гранях. Посвящено оно А. Керн.

Эта молодая женщина блистала своей «чистой красотой» в светском обществе Петербурга. Пушкин сразу заметил ее на одном из балов, однако правила приличия не позволили ему выразить Керн свою симпатию, ведь она была замужем. Позже, во время ссылки, он встречает Анну снова, теперь она разведена, ведет достаточно свободный образ жизни - поэту ничто не мешает выказать симпатию. В это время (1925 год) и написано «Я помню чудное мгновенье…».

Удивительно, как эта история долгих лет с глубокой симпатией, невозможностью признания, ссылкой и новой встречей смогла уместиться у поэта всего в шести четверостишьях. Свое «заточенье» Пушкин ассоциирует с отсутствием в жизни любви и вдохновенья, однако это великое чувство способно дать полет творчеству, оживить, заставить вновь чувствовать.

Стихотворение "Я вас любил"

1829 год ознаменовался созданием этого шедевра, где своими гранями засверкала тема любви в лирике Пушкина. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк - А. Оленина. Тема стихотворения - самый печальный момент для любой пары - расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним.

Здесь четко закреплена и доказывается мысль о божественном происхождении любви, о том, что чувство это - дар. Пушкин отрицает всякий эгоизм в любви и поощряет доброжелательность - именно этим чувством, а не презрением наполнены все строки.

Интересно построение стихотворения. Фраза «Я вас любил» произносится трижды, и каждый раз с новыми смысловыми оттенками. Первый раз - констатация факта, подчеркнуто благородство и отсутствие претензий. Второй - рассказ о пережитых чувствах, волнениях, величине эмоциональных переживаний. Третий - благородство и желание только счастья. Вот такая по Пушкину любовь.

Стихотворение "На холмах Грузии"

Стихотворение написано, как и предыдущее, в 1829 году. Посвящено оно жене поэта, но тогда еще просто девушке, в которую влюблен, - Наталье Гончаровой. Это одно из произведений, где тема любви в лирике Пушкина раскрывается через образы природы. Поэт испытывает весьма противоречивые чувства, сродни природной картине: высокие холмы Грузии с одной стороны и река в ущелье - с другой. Отсюда - использование антонимичных понятий: "грустно и легко"; "печаль светла".

Данное стихотворение - утверждение всей концепции любовной лирики Пушкина: любовь - дар, такой же, как жизнь. Эти две составляющие человеческого существования возникают, цветут и исчезают. Именно поэтому грусть светла - все так, как должно быть. Нужно просто быть благодарным Богу и судьбе за то, что ты испытываешь подобное чувство, ведь его могло и не быть.

Стихотворение "Мадонна"

Стихотворение, написанное в 1830 году, также посвящено Н. Гончаровой. Отличие от предыдущего в том, что поэт теперь жених девушки, до свадьбы остались считаные месяцы.

Почему Пушкин вдруг обращается здесь к строгой форме сонета? Дело в том, что данный жанр всегда отражал это своего рода констатация факта, без приукрашиваний и преувеличений. Через три части стихотворения поэт рисует картину идеальной семьи. Опять, как и в прежних трудах, любви приписано божественное начало. Муж приравнивается им к творцу, жена - к Богоматери, назначение которой - выносить и родить плод этой любви, ее продолжение.

Любовь - самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта - это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений - «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн - светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре - «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова - прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать. Поэт уверен, что его мадонна - дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом - все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане - это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане - люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» - это разговор о том, что быть свободным - значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» - это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек - один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь - высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь - это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ - это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

Творчество А.С.Пушкина привлекательно своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в национальной любовной лирике. В своем творчестве он обращался к темам, которые волновали его больше всего. В их числе – тема любви.

Наслаждаться прекрасным в полной мере – этот принцип разделял и Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё лучшее как от природы, так и жизни человеческой. С каким гениальным чутьём он находил прекрасное в самой простой действительности! Он первым открыл нам неведомую доселе область художественных наслаждений и первым стремился облагородить нашу природу, направив её к возвышенным мыслям и чувствам.

В области личных чувств права индивида не исчерпываются лишь одной способностью наслаждаться прекрасным. Есть права более высокие и более существенные в жизни человеческой. Таковым является право на любовь.

Первая любовная страница поэта – Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. В летний период Екатерина Павловна пребывала в Царском Селе. В царскосельских рощах влюбленный поэт с благоговением искал следы, оставленные «ногой ее прекрасной».

«…И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал».
(из романа «Евгений Онегин» , глава VIII (из ранних редакций)

Красоты возлюбленной Пушкин описал в стихотворении «К живописцу».

«Красу невинности небесной,
Надежды робкие черты,
Улыбку душеньки прелестной
И взоры самой красоты».

Екатерина Павловна была девушкой строгих правил. Она была старше своего воздыхателя. Любовь поэта осталась без ответа.

Летом 1817 года у Пушкина — новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына — не юная красавица, а статная, изящная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть прошла быстро и уже в декабре 1818 года А.И.Тургенев замечал: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» С этой любовной историей связаны два стихотворения Пушкина: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“» («Простой воспитанник природы…»).

Находясь в ссылке, в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра с волнами, изумительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – всё это не могло оставить поэта равнодушным.

«…Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!»
«Евгений Онегин», глава I, строфа XXXIII

Именно Мария Раевская впоследствии сказала: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».

Для того, чтобы лучше понять всё то, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни со всего размаху, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. И этим всё сказано. Он певец любви, красоты, страсти. Лирик, вдохновитель. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь.

Поэт нравился женщинам. С ними он становился необыкновенно оживлённым, удивительно красноречивым, он являлся Поэтом - и гораздо более проницательным, чем во всех своих сочинениях.

Любовная история с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц в жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высока, грациозна, воздушна. Особенно примечательны были её глаза. Вернее, блеск этих глаз.

Когда влюбленным пришлось расстаться, Пушкин долго был в смятении. Прелестнице Амалии он посвятил следующие строки:

«Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать».
(из стихотворения «Для берегов отчизны дальней…»)

В понятие «любовь» Пушкин вкладывал нечто своё, особенное. Любовь, подобно солнечному удару, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновенью, рождала проникновенные строки. Но удар постепенно сходил на нет, чувства остывали, а на горизонте появлялась новая красавица.

«Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь. В то время Анна Керн приехала погостить к своей тётке П.А.Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском.

Стихотворение, которое многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящено А.П.Керн.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».

Ещё один эталон любовной лирики поэта – стихотворение «Я вас любил». Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин её очень любил и хотел, чтобы она стала его женой. Он не получил отказ. Но обстоятельства сложились так, что в конечном итоге Анна Алексеевна осталась без жениха.

В 1830 году Александр Пушкин сватается к Наталии Николаевне Гончаровой, молодой московской барышне. Он – первый поэт, она – первая красавица. 18 февраля 1831 года происходит венчание. Наталья Николаевна – человек, которому Александр Сергеевич доверял безгранично, она была его богом и музой.

«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
(из стихотворения «Мадонна»)

С первых шагов нашей литературы и доныне не было писателя, который равнялся бы Пушкину в гениальном даровании. То, как он писал о любви, было серьёзно, светло и проникновенно. Победить его трудно. Любовь для нашего гениального поэта – это предмет высокой поэзии. Она вне суеты сует. Возможно, только музыка может соперничать с ней.

/ / / Любовная лирика Пушкина

За свою короткую жизнь, Александр Сергеевич Пушкин написал десятки прекрасных произведений в лирическом стиле. Это лирика любви, это дружественная и патриотическая лирика. Каждое стихотворение наполнено своим, особым смыслом, с различными эмоциями и чувствами.

Прекрасной стихотворной работой является стихотворение «Признание», в строках которого автор предстает перед нами как любящая и чувственная натура. Пушкин пишет о печали и грусти без той возлюбленной, которая покорила его сердце. Он говорит о своей нерешительности высказать заветную фразу «Я вас люблю».

Прекрасное любовное стихотворение « » одной лишь строкой может охарактеризовать весь жизненный путь Александра Сергеевича. «И сердце вновь горит и любит …» ведь без любви прожить не может.

Живому сердцу нужны страстные, горячие эмоции, которые может дать только лишь любовь.

Вчитываясь в строки стихотворения « » мы так и не знаем, кому же Пушкин адресовал свою стихотворную работу. Но, в любом случае, это были сильные эмоции, которые до глубины души затронули автора, которые разбудили в нем поток жизненной энергии. Эту строку он трижды повторяет в стихотворении. Она не приукрашена ни эпитетами, ни метафорами. Отдельное, маленькое предложение звучит сильно и ясно. Невозможность ответной любви заставляет лирического героя отойти в сторону и не печалить ту единственную и возлюбленную, которая не может ответить взаимностью.

Пушкин кроме любовных чувств, упоминает и про любовные страдания, которые возникают от безответной любви: «Я вас любил безмолвно, безнадежно…».

Еще одним изумительным стихотворением, которое относится к любовной лирике Пушкина, является «Я помню чудное мгновение…». Автор, был без ума влюблен в Анну Керн. С этой женщиной у него возник роман. Он был очарован ее красотой, нежностью и добротой. Ее образ вызвал в душе Пушкина новое творческое вдохновение и желание творить.

С прекрасным лирическим персонажем мы знакомимся и в романе « ». – это идеал женской красоты и чистоты, по мнению Пушкина. Он представляет читателям Татьяну, как скромную, воспитанную, добрую и нежную девушку.

Анализируя все его стихотворные работы, мы видим, что в них нет конкретной личности, которой они посвящены. В разные периоды своей жизни, Пушкин обращается к любовной лирике и любовным чувствам, вызванным разными женщинами. И все его работы просто покоряют сердца, как читателей, так и читательниц.

А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы. Ах! Если превращенный в прах, И в табакерке, в заточенье, Я в персты нежные твои попасться мог, Тогда в сердечном восхищенье, Рассыпался на грудь под шелковый платок И даже… может быть… ("Красавице, которая нюхала табак") Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр "легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. …Отечество почти я ненавидел - Но я вчера Голицину увидел И примирен с отечеством моим. ("В альбом Голициной") В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О.Массон", "Как сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" - богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко: Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной… Где прежний жар и слезы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны! В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны: Все кончено: меж нами связи нет… В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. ("Прощанье") Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии…", "Я вас любил…" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении "Я вас любил…" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении "На холмах Грузии…" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию," - говорит Пушкин.