Есть ли в почве воздух? Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Проведение опытов с почвой и землей»в старшей группе Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Гуляем и развиваемся

Уж чего-чего, а земли летом на даче предостаточно. Иногда даже хочется, чтобы ее было поменьше, особенно когда малыш зачерпывает из лужи полужидкую грязь и с упоением размазывает ее по всем доступным поверхностям. Можно, конечно, попытаться пустить исследовательскую деятельность чада в мирное русло и предложить ему обустроить игрушечный или даже настоящий садик. Но вот использовать землю в качестве самодостаточного учебного пособия мало кому придет в голову. А зря. Ведь есть даже целая наука, почвоведение, изучающая как и из чего устроена земля, или, по-научному, почва. Проведя нехитрые опыты, вы вместе с крохой сможете узнать о свойствах почвы массу интересного.

Кто разрушает горы?
Нам кажется, что земля была всегда. На самом деле в древности наша планета состояла из бесплодных горных пород, которые под влиянием ветра, воды, перепадов температуры постепенно разрушались и превращались в порошок. Как это происходило, покажет следующий опыт.
Небольшой камешек (лучше взять мягкую породу, например, песчаник) подержите несколько минут в воде и положите в морозилку. Через несколько часов выньте камень, дайте ему нагреться на воздухе, а затем снова намочите и охладите. Повторите это несколько раз. Затем рассмотрите, что произошло с камешком. Замерзая, вода увеличилась в объеме, и трещины стали шире и глубже, а сама порода раскрошилась.

Как едят цветы?
Вероятно, малыш уже понял, что в почве содержится масса всяких питательных веществ, полезных для роста цветочков и деревьев. Но только непонятно, как же они все это едят, ведь рта-то у них нет! Осторожно выдерните из земли растение с крупными корнями (например, одуванчик) и внимательно рассмотрите их. На что похожи корешки? Правильно, на трубочки! С их помощью растение тянет из земли растворенные в воде полезные вещества, как мы - сок из пакетика.

Зачем земле трава?
Без земли растения жить не могут. А земля без травы? Оказывается, тоже. Возьмите два образца почвы: голый комок земли и такой же по размеру кусок, но уже пронизанный корнями растений или покрытый мхом. Оставьте их под дождем. Что произойдет? Первый из наших экспериментальных объектов быстро размоется, а второй лишь слегка уменьшится в размерах. Оказывается, корни растений спасли почву от размывания. Значит, не только почва помогает растениям, но и растения почве.

Много ли на Земле земли?
Конечно, много - скажет ребенок. Вон ее сколько вокруг! А вот и нет! Возьмите яблоко и разрежьте пополам. С одной половинки срежьте кожуру. Спросите у малыша, тонкая, на его взгляд, кожура или толстая? Рассмотрите вторую половинку фрукта. Попытайтесь определить, где кончается граница оболочки яблока и начинается мякоть. Слой почвы, покрывающей земной шар, относительно тонок, так же, как яблочная «шкурка». Только на этой тоненькой «пленочке» растут цветы и деревья.

Горизонты подземного мира
Сделайте в земле ямку глубиной на штык лопаты, выньте почву, насыпьте в трехлитровую стеклянную банку и залейте водой (на палец выше слоя земли). Дайте отстояться несколько дней. Почва расслоится, и вы сможете изучить ее состав: наверху - плодородный слой, гумус, под ним - глина, частички породы, песок, гравий. Во время прогулки сделайте контрольные срезы на краю оврага или на крутом берегу реки. Вы убедитесь, что слои земли (по-научному - горизонты) всегда располагаются в такой последовательности. В самой глубине - горная материнская порода, над ней - «подпочва», в которой много глины, затем - светлый слой («горизонт вымывания»). Вода растворила и унесла из него все органические и минеральные вещества, поэтому корней растений здесь почти нет. Верхний горизонт - гумусовый. Здесь много личинок, червей, насекомых.

Есть ли в почве воздух?
Спросите у малыша, есть ли, по его мнению, в почве воздух. Скорее всего, он ответит, что нет. Но ведь в почве живет такая куча всякой живности, чем же они все дышат? Чтобы это узнать, проведем такой опыт.
Опустите в банку с водой образец почвы. А теперь наблюдайте: со дна банки к поверхности побежали маленькие пузырьки. Это значит, в почве действительно есть воздух. Им-то и дышат крошечные подземные обитатели.

Что такое перегной?
На минеральных частицах, образующихся при разрушении породы, обитают крошечные растения и существа. Отмирая, они попадают в землю и превращаются в перегной. Проследите за этим процессом. Набросайте в кастрюлю или тазик листья, картофельную кожуру, спитой чай и т.п. Поварите в небольшом количестве воды, пока она почти вся не испарится. Смешайте с несколькими горстями земли и оставьте на свету. Через какое-то время вы увидите, что смесь превратилась в однородную черную массу. Можете добавить перегной на клумбу или огород.

Подземные жители
Возьмите воронку и застелите изнутри куском марли. Насыпьте на марлю немного почвы. Поставьте воронку в горловину пустой банки и на ночь зажгите над ней лампу. Свет выманит из почвы ее обитателей, и они упадут на дно банки. Вы сможете увидеть многоножку (длинное серенькое тельце, бахрома ножек вдоль него и усики-рожки), ногохвостку (маленькую, желто-коричневую, «раздвоенную» с обоих концов), личинку жука-солдатика (с тремя парами ножек, длинным брюхом и утолщениями-рожками на голове). Рассмотрев добычу, отпустите ее на волю.

Червяк-землекоп
Дождевой червяк, хоть и не симпатичен с виду, полезен. Чтобы узнать, чем, насыпьте в стеклянную банку слой земли, слой песка и еще слой земли и утрамбуйте. Добавьте в банку листья, посадите червяка, обвяжите банку марлей и поставьте в темное место. На другой день достаньте банку. Все слои будут перемешаны, земля станет рыхлой, а количество листьев уменьшится. Их съел червяк, а заодно проглотил изрядное количество почвы. Пройдя через его желудок и смешавшись с листьями, она стала полезнее для растений.

НОД по экологическому образованию детей 6-7 лет с элементами детского экспериментирования

Тема: «Почва – живая земля!»

Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага. Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический – экспериментирование.

Материалы к занятию: ёмкость с почвой, бумажная салфетка, стакан с водой, одноразовая чайная ложка (набор оборудования из расчёта на одного ребёнка).

Ход занятия

Ребята, помните путешествие Жучка в подземное царство?

Давайте вместе вспомним, на каких «этажах» подземного царства побывал наш Жучок? (ответы детей).

Есть на свете чудесная кладовая! Положишь в неё весной несколько зёрен пшеницы, а осенью целый мешок соберёшь. Горстка семян превращается в большую груду огурцов, помидор, редиса, моркови. И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Вы, должно быть, догадались, о каком этаже подземного царства я вам рассказала?

Как называется верхний слой земли? (Почва).

Правильно. Сегодня мы с вами превратимся в учёных, и объектом нашего изучения будет почва. Вы, узнаете, из чего она состоит, и какими свойствами обладает.

Давайте пройдём в нашу научную лабораторию и займём места за своими столами.

Перед вами стоят три стаканчика (глина, песок, почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва? (Она чёрного цвета и рыхлая)

Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые учёные приступим к её изучению.

Опыт № 1 «В почве есть воздух»

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (пузырьки).

И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух).

Опыт № 2 «В почве есть вода»

Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.

Ссыпьте почву обратно в тарелочку.

Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.

Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)

Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода)

Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (голубой квадратик)

Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)

А что мы ещё знаем о почве?

Скажите в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)

Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.

Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб)

Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цветами.

Вы назвали ещё несколько свойств почвы: почва является домом для живых существ и почва необходима человеку, чтобы выращивать на ней хлеб, овощи, фрукты.

Давайте ещё раз назовём все свойства, которые мы узнали, проделывая опыты с почвой:

1. В почве есть воздух

2. В почве есть вода

3. Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.

Ребята, почва бывает разной. Предлагаю вам, набрать почву в лесу, в саду, на городской клумбе и рассмотреть её содержимое под лупой, а потом рассказать нам о своём открытие, что вы там обнаружили.

Cлайд 1

Есть ли в почве воздух? Исследование 1 «Есть ли в почве воздух?» Цель: опытным путём выявить, есть ли в почве воздух Оборудование: Банки с водой, образец почвы. Проведение опыта. Напомнить о том, что в подземном царстве- почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Предложить проверить есть ли в почве воздух? Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Все дет делают опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы.

Cлайд 2

Cлайд 3

Есть ли в почве влага? Исследование 2. «Есть ли в почве влага» Цель: Опытным путем выявить есть ли в почве вода. Оборудование: Баночка с почвой, стекло, спиртовка, железная ложка. Проведение опыта: Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Делаем вывод, что в почве есть вода.

Cлайд 4

Cлайд 5

Где лучше УСЛОВИЯ для жизни растений и почвенных жителей. Исследование 4 Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе Оборудование: Для образца почвы: первый- с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй- с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. Проведение опыта: Напомним детям откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше- в местах, где редко ступает нога человека), (где воздуха меньше- «Под тропинкой»).Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше и почвенным жителям и растениям трудно дышать.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Опадающие листья- отличное лакомство для дождевых червей. Цель: Путем длительного наблюдения показать детям, как дождевые черви образуют почву. Оборудование: Сетчатая корзинка без дна, опавшие листья. Проведение опыта: Мы с ребятами решили сделать своеобразную столовую для дождевых червей, и других подземных жителей. Мы взяли сетчатую корзинку и отрезали в ней дно и вкопали ее в землю, и наполнили ее опавшими листьями. Дырочки в корзине нужны для того, чтобы у червяков был свободный доступ как в «столовую» так и обратно в привычную среду обитания. Надеемся, что в ходе наблюдения наша листва превратится в плодородную почву.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почва – живая земля «Почему под елью ничего не растет?» В нашем уголке леса есть замечательное место, где стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, можно наблюдать совершенно разные лесные сообщества. С одной стороны смешанный лес. С другой стороны ели.

Cлайд 11

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

Материал:

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награждения.

Ход НОД:

1 часть. Рассматривание почвы на листках бумаги. Беседа о её составе, свойствах. Вопросы: Что это? Как назвать землю другим словом? Какая почва? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая). Что вы видите в почве? (корешки, сухие останки растений, насекомых). Как вы думаете, как это все попало в землю? Кто живет в земле, в подземном царстве? (черви, кроты, жуки, личинки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух? Как можно увидеть воздух в воде?

2 часть

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы, дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Посмотрите друг на друга. Есть ли у Саши в почве воздух? У кого больше, у тебя или у Саши? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Вопросы: Что с ними произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился? Почему? (так как « пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам. Почему?

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

3 часть. Подвижная игра «Осень»

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк», и «дерево».

У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей.

У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев». Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.

«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».

По команде воспитателя «Осень», - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой. Как только «дерево» получит последний стакан с землей, оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

По окончании игры вручаются медали победившей команде.

Подводится итог наблюдений и опытов:

Зачем мы сегодня наблюдали? Что увидели?

Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле.

1. С помощью учебника допиши определение.

Почва - это верхний плодородный слой Земли

2. Среди знакомых Муравья Вопросика немало животных, обитающих в почве. В подземных галереях своего дома - муравейника - он развесил портреты друзей. Подпиши их (самостоятельно или с помощью учебника).

3. Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.

Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй таблицу.

Выводы из опытов:

Опыт 1. В почве есть воздух

Опыт 2. В почве есть вода

Опыт 3. Перегной придает почве темный цвет

Опыт 4. В почве содержится глина и песок

Опыт 5. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута. В ходе опытов мы определили состав почвы.

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

4. Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.

5. С помощью схемы в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).